Мелодекламация это что такое простыми словами
Заметки о мелодекламации
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»
Николай Заболоцкий
Однажды один из моих студентов, будущих актеров, попросил рассказать в двух словах о мелодекламации. Я несколько растерялся и даже потерялся, но потом понял, что поколению, воспитанному на кратких пересказах классики, рассказ о мелодекламации в двух словах ничуть не хуже пересказа «Войны и Мира» в трех предложениях. Мой язвительный ответ, что это – всего лишь чтение под музыку, студента вполне устроил. Мне даже показалось, что он посчитал это откровением. «Что попишешь, молодежь – не задушишь, не убьешь!» – вспомнил я строчку Бродского, а сам задумался над сущностью мелодекламации: что я знаю об этом?
Ответ на вопрос «что такое мелодекламация?» можно найти в любом толковом словаре. В разных формулировках там звучит одно и тоже определение – мелодекламация есть выразительное чтение стихов или прозы в сопровождении музыки. Однако у некоторых музыковедов вы можете встретить и такое жанровое определение: «музыкально-поэтическая миниатюра». Этим термином специалисты подчеркивают сходство и родство мелодекламации с русским романсом. А вот методологии, учебника по мелодекламации вы не найдете, как говорится, «днем с огнем».
Как и многие ценители поэзии, пробовавшие себя в жанре мелодекламации, я искал в библиотеках и Интернете хоть какую-либо учебную литературу по этой теме. Однако, кроме огромного количества учебной литературы по культуре речи (Урновой, Козляниновой, Пекарской, Харитонова и более современных авторов) на тот период я не нашел. Эти пособия позволяют научиться художественной декламации, что уже немаловажно для будущего мелодекламатора, но работать по этим учебникам без опытного наставника или педагога невозможно, да и не желательно – самообучение правильной речи сродни самолечению. желательно под опекой педагога.
А вот конкретных учебников по мелодекламации, насколько мне известно, пока в русскоязычном мире нет. Хотя в Википедии и в записках Даниила Хармса упоминается «Краткое руководство по мелодекламации» Волкова-Давыдова, 1903 года, но вряд ли можно считать серьезным учебником брошюру начала прошлого века, которую в руках сегодня держали только пара узких специалистов. Кроме этого мне известны только небольшие методические рекомендации педагогов-речевиков в отдельных российских театральных вузах и консерваториях, и несколько монографий и работ А. В. Ольшевская: «Русская мелодекламация. Истории забытого жанра», «Русская мелодекламация. (Серебряный век)» и «Стихи, прочтенные по нотам», которые, не смотря на свою энциклопедическую интересность, в силу своей научности не смогут дать начинающим хоть какое-то понимание методики мелодекламации.
«Голос – это самое пленительное и неуловимое в человеке. Голос – это
внутренний слепок души. У каждой души есть свой основной тон, а у голоса –
основная интонация. Неуловимость этой интонации, невозможность ее ухватить,
закрепить, описать составляют обаяние голоса».
Теофиль Готье
Есть большая разница в понимании мелодекламации у актеров и певцов. Даже не большая, а огромная. Речевой голос кардинально отличается от певческого. Кроме этого, требования к актерской мелодекламации несколько другие, чем, скажем, к мелодекламации в опере. Именно поэтому я рекомендую тем, кто хочет впервые испытать себя на ниве мелодекламации, в начале своих попыток воспринимать этот жанр просто как чтение под музыку. Но если человек имеет музыкальное образование и его не пугают специфические определения по типу «Мелодекламация как прием объединения и размежевания интонации» или «принципы гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи», он может подходить к определению жанра во всеоружии и идти вглубь – вплоть до Шенберга с его «Лунным Пьеро».
«Музыку хочется видеть, а живопись
и скульптуру слышать».
Павел Антокольский
В одном из своих эссе Пастернак называет человеческий слух «глазами души», считая, что именно слух позволяет человеку увидеть невидимое, ощутить неосязаемое и тайное, заключенное в звуковой стороне жизни и искусства.
Когда-то я работал на радио редактором и ведущим радио-шу «Ночной портье». В качестве хобби, однажды, я попробовал записать стихи своих любимых поэтов так, как я это понимаю и слышу. Поскольку я каждый день слушал массу музыки, часто возникало стойкое ощущение, что некоторые стихи, которые я знаю наизусть, в той или иной мере соответствуют некоторым музыкальным вещам – иногда по мелодике, иногда по ритмической структуре, иногда по развитию (завязке, кульминации и развязке), иногда по атмосфере.
Стихи как бы сами просились в музыку. Это очень увлекло меня, и я потратил на записи и монтаж сотни вечеров и ночей. На тот момент я думал о мелодекламации ежедневно помногу часов. Чем-то я остался доволен, чем-то не очень, но сам процесс создания мелодекламаций подарил мне много прекрасных мгновений. У меня появилось устойчивое ощущение, что у мелодекламации (как и у любого публичного искусства) есть очень много сходного с некой магией, «шаманством», и сила воздействия на слушателя крепко сделанной, художественно выверенной, талантливой мелодекламации может быть сравнимо только с гипнотическим воздействием.
«…Из наслаждений жизни
Одной любви музЫка уступает…»
«Каменный гость» А.С,Пушкин.
Значение слова «мелодекламация»
[От греч. μέλος — песня и лат. declamatio — декламация]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МЕЛОДЕКЛАМА’ЦИЯ, и, ж. (искус.). Действие по глаг. мелодекламировать; декламация под аккомпанемент музыки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
мѐлодеклама́ция
1. декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стайка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «мелодекламация»
Предложения со словом «мелодекламация»
Цитаты из русской классики со словом «мелодекламация»
Понятия со словом «мелодекламация»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «мелодекламация»
Ритмическая хоровая мелодекламация безобидных трёх слов до сих пор входит в обязательный ритуал русского обряда широкого гостеприимства.
Его жена, моя бабушка, была талантливой актрисой-любительницей и выступала в жанре мелодекламации.
Может, ей не понравились строчки стихотворения? Или то, что я вдруг вздумала заняться мелодекламацией прямо на улице?
Синонимы к слову «мелодекламация»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Мелодекламация как принцип гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи
Мелодекламация
Слайд №1. Представляю вам тему своей работы «Мелодекламация как принцип гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи».
Слайд №2.Цель данной работы: Мелодекламация как прием развития выразительности и эмоциональности речи.
— воспитывает желание и привычку слушать хорошую музыку, знакомит с лучшими образцами мировой музыкальной культуры;
— воспитывает общую культуру речи, любовь к родному языку, литературе;
— учит видеть красоту окружающего мира;
— развивает эмоциональную культуру ребенка, его коммуникативность, культуру мышления, поведения, а значит, и общую культуру.
Слайд №4. Актуальность темы заключается в том, что развивая эмоциональную культуру ребенка, мы помогаем его социализации в современном обществе, чем свободнее человек ориентируется в мире эмоций, тем наиболее адекватно будет его эмоциональная реакция на явления действительности, на жизненные ситуации, тем выше будет его коммуникативная культура, культура мышления, поведения, а значит, и общая культура.
Слайд №5. Значение слова Мелодекламация по Ожегову:
«Мелодекламация — искусство синтетическое. Слияние слова и звука, взаимопроникновение выразительных особенностей слова в музыкальную ткань и “омузыкаливание” человеческой речи — вот, собственно говоря, сущность этого сложного искусства»
(композитор 20 века)
Слайд № 6. Практическая значимость. При разучивании мелодекламации важно учитывать возрастное развитие детей, начинать можно со средней группы, но с помощью педагога, так как дети в этом возрасте еще не могут выдержать темп и паузы художественной речи. В старшей и подготовительной группах возможно и самостоятельное чтение стихов.
Важно начинать разучивание декламации сразу под музыку с соблюдением смысловых пауз, темпа и интонации.
Слайд № 7. Создание номеров для мелодекламации процесс очень интересный и творческий. Как это происходит?
Сначала мы ищем интересное стихотворение. Далее подбираем музыкальное произведение, которое по характеру соответствует художественному произведению. Художественные тексты соответствуют некоторым музыкальным вещам – иногда по мелодике, иногда по ритмической структуре, иногда по развитию (завязке, кульминации и развязке, иногда по атмосфере. Стихи как бы сами просятся в музыку. Можно поэкспериментировать накладывая художественный текст на разную музыку.И получаются просто неузнаваемые вещи: меняется атмосфера, меняется (углубляется или облегчается) смысл стихотворения.
При чтении стихотворения нужно быть очень восприимчивым к новой мелодии, ее характеру и движению.
При постановке номеров мелодекламации в детском саду мы используем видеоряд и слайды. Это помогает лучше проиллюстрировать художественное произведение, настраивает эмоционально, дети наглядно видят то, о чем говорят.
Ребята очень быстро запоминают стихи в таком виде,так как задействованы все виды чувств: и слуховые, и зрительные, и двигательные.
Кроме того, на слайды наложены и строки стихотворений. Такой материал очень удобен в использовании. При постановке таких номеров возможно применение и шумовых музыкальных инструментов, что делает их более интересными.
Слайд №8. Для достижения поставленных задач, необходимо взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.
Параллельно идет работа над развитием музыкальных способностей : умение различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, воспитывает желание и привычку слушать хорошую музыку, знакомит с лучшими образцами мировой музыкальной культуры.
Создание номеров мелодекламации в детском саду дает возможность и педагогу и детям проявить себя творчески, это очень интересный и увлекательный процесс.
Чтение должно быть чтением, и ничего общего с пением не должно иметь. Декламатор не должен стараться попадать в тон аккорда или читать скандируя, то есть соблюдая ритм музыкального произведения.
Слайд №9. На сегодняшний день для нас важным является развитие образности, выразительности речи дошкольников, расширение «ассоциативного словаря», улучшение артикуляции, фонематического слуха через говорение, воспитывается общая культура речи, любовь к родному языку, литературе.
Художественно-эстетическое образование дошкольников. Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве О принципах обуславливающих развитие художественно-творческих проявлений и способностей детей дошкольного возраста мы уже говорили: принцип.
Игра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.
Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.
Конспект занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в страну правил дорожного движения» в старшей группе Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему: «Путешествие в страну правил дорожного движения» Цель занятия.
Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшей группы «Мы знаем правила дорожного движения» Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшей группы «Мы знаем правила дорожного движения» Цель: Закрепление знаний ПДД и.
Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.
Принцип интеграции в работе по развитию художественно-эстетического сознания дошкольника В настоящее время процесс интеграции выступает глобальной тенденцией. характерной для искусства. науки и образования. Актуальным является.
Принцип эмоционального освоения в художественно-эстетическом образовании Принцип эмоционального освоения. Сегодня дошкольное образование обращает особое внимание на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Это нашло.
Мелодекламация
Полезное
Смотреть что такое «Мелодекламация» в других словарях:
мелодекламация — мелодекламация … Орфографический словарь-справочник
Мелодекламация — (от др. греч. μέλος песнь, мелодия и лат. declamatio упражнения в красноречии) художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки. Как прием мелодекламация существовала в оперном искусстве, однако с средины… … Википедия
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — (греч. лат. от греч. melos песня, и лат. declamare громко говорить). Чтение поэтических произведений под музыку. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. мелодекламация (см. мело. + декламация) чтение… … Словарь иностранных слов русского языка
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — (от мело. и декламация), художественное чтение с музыкальным сопровождением. Как концертно эстрадный жанр мелодекламация распространена в России с 1870 х гг … Современная энциклопедия
мелодекламация — чтение, декламация Словарь русских синонимов. мелодекламация сущ., кол во синонимов: 2 • декламация (10) • … Словарь синонимов
Мелодекламация — (от мело. и декламация), художественное чтение с музыкальным сопровождением. Как концертно эстрадный жанр мелодекламация распространена в России с 1870 х гг. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — (от мело. и декламация) 1) чтение стихов или прозаического текста в сопровождении музыки; жанр мелодекламации был распространен в России с 70 х гг. 19 в.2) Произведения, основанные на одновременном и поочередном звучании речи и музыки.… … Большой Энциклопедический словарь
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ, мелодекламации, жен. (иск.). Действие по гл. мелодекламировать; декламация под аккомпанемент музыки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ, и, жен. Декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой. | прил. мелодекламационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
мелодекламация — и; ж. [от греч. melos напев, песня и лат. declamatio декламация] Выразительное чтение под музыку художественного произведения (обычно стихотворного). Искусство мелодекламации. Слушать мелодекламацию. * * * мелодекламация (от мело. и декламация) … Энциклопедический словарь
Мелодекламация — (от Мело. и Декламация соединение выразительного произнесения текста, главным образом стихотворного, и музыки (обычно исполняемой на фортепиано), а также произведения, основанные на подобном соединении. М. эпизодически использовалась в… … Большая советская энциклопедия
Мелодекламация
Как приём мелодекламация существовала в оперном искусстве. А если брать еще раньше то и в античной драме.
В этой теме мне бы хотелось поговорить об этом творческом направлении. Как оно влияет на восприятие стихотворения. А так же узнать больше об авторах Избушки, которые занимаются мелодекламацией.
Комментарии:
Очень благодарна Ирине, за то что она озвучила и несколько моих стихотворений. Очень интересное ощущение, когда слышишь, как читают твои стихи. У Ирины это выходит так гармонично, что ты забываешь, что автор стихотворения ты и кажется, что эта женщина рассказывает свою историю. женщина голос, которой тебя зачаровывает.
Я попробовала совместить все это с видео. музыка, голос, стихи и картинка. очень сложно все сбалансировать так, чтоб получилось целое.
Спасибо, Анна, что вы вывели меня на это неординарное исполнение Ирины.
Очень эмоционально, душевно. Прекрасный звучный голос! При таких данных исполнение обречено на успех.
И… на пристальное внимание, так как тут вопрос стоит уже не просто о прочтении, а уже об откровении.
А тут другая мера вещей, другие требования.
Тут надо рассмотреть взаимодействие стихов, музыки и исполнения.
Прежде всего, было бы интересно прослушать это исполнение при отключенной звуковой дорожке.
Если оно произведет такое же сильное впечатление, что и с музыкой, то встанет вопрос о необходимости музыки в номере.
Ведь если без какого компонента достигается тот же эффект, то он не нужен.
Или же наоборот – о соответствии исполнения музыке.
Ведь музыка Баха более сдержанна, более одухотворенна, ниже и по темпу и по силе звука.
Чтение эмоционально перекрывает музыку, а не идет за нею. Ирина, как исполнительница, очень чутка,
она может подстроиться под музыку и найти более одухотворенный характер, если бы это было включено в замысел.
А такое решение соответствует стихам Анны.
В контексте стихов – тайна, кружение теней, игра мыслей ( тихое явление ) их замкнутый круг.
Это всё внутренне сдержанные ходы, и музыка Баха выбрана здесь не случайно.
Так что нужно точнее определяться – или идти за музыкой, подчиняя ей исполнение, или придавать стихам собственное решение, продиктованное своими яркими исполнительскими возможностями.
Но в таком случае музыка может оказаться лишней.
Зайдя на страницу к Лене Сугробовой первое что я прочитала было :
Дорогие,друзья и те, кто заходит на мою страничку.Под этой ссылкой
находится молитва.Записанная на слова очень талантливой женщины Елены Журавлёвой-Подольской. Храни ВАС БОГ.
Прослушала и поняла, что вернусь не раз.
Наша совместная работа с Леной на стихотворение » Октябрь».
Не могу слушать без улыбки, как Лена Сугробова читает мою басню про кота и мышку:
Miliza. 3746 произведений получили свой голос. Маргарита озвучивает стихотворения авторов Избы-читальни и классику литературы. Очень люблю ее рубрики «Час классики».
Одна из моих любимых мелодекламаций.
Спасибо огромное, за это произведение соавторам.
(ЁЛКА) ГАЛИНА ШУБАРИНА. Галина для меня загадка, ее мелодекламации всегда необычны и неожиданны. Голос бархатный и живой передает множество оттенков настроений.
Из рубрики » Я ЧИТАЮ КЛАССИКОВ» УТЕС авт. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ https://www.chitalnya.ru/work/749866/
Я тоже пробовала свои стихи читать, но тут особый талант нужен, Оля). Не могу забыть твою мелодекламацию про рояль. вот так мне никогда не прочитать.
Так как его прочитала Лена, наверное, я бы и сама его тогда так прочитала, она прочувствовала мое настроение в тот период. И прониклась им.
Одно стихотворение и такие разные прочтения, но этом мне и интересна декламация, она открывает что-то новое там где тебе кажется все и так понятно)
Очень долго сегодня искала Елену Анненкову) из-за того, что ее имя написано английскими буквами, не могла найти ее в Поиске.
Первая же работа меня загипнотизировала. Просто слушаешь не шевелишься. боишься вздохнуть) Потрясающее ощущение.
Я одно только свое стихотворение озвучила и поняла, что это очень сложно. Голос действительно звучит совсем по другому и к этому нужно привыкнуть, слушаешь и кажется что это чужой голос)
А когда я попробовала прочитать прозу. ооо, это было и смех и слезы. Сама пишу, сама знаю что и как я хочу донести, а голосом это передать не могу. хоть на стену лезь)
И это единственное озвученное мной стихотворение получило свою жизнь только благодаря Игорю Кораблину, это он над ним мучался и подбирал музыку и менял интонации и все это совмещал. Там всего чуть больше минуты, а работы было очень много. https://www.chitalnya.ru/work/653674/
Выставляю без его разрешения (авось не поколотит)))
(Илья, прости, но ты уже 3 года тянешь с чистовой записью))))
Спасибо, Анатолий, за «тайны») У меня запись почему-то все время с помехами, а если их убрать то тихо получается. нужна программа хорошая.
Только что побывала у Вас в гостях) Очень понравилось стихотворение «Крым» Спасибо огромное!
Если же говорить о прозе. Я очень благодарна Маргарите Miliza за озвучивание моих миниатюр. Эти работы уже много раз выходили в эфир на радио в моем родном городе Николаеве и было очень много отзывов от радиослушателей.
Зашла на страницу к Виктору Астраханцеву.
на странице Виктора:
Как режиссер, много лет занимался литературным театром с творческой целью открыть мир и стиль автора
в спектакле, в звучащей форме.
Автор всегда недоговаривает, выражая лишь часть того, что хотел бы сказать и потому самое главное
всегда ускользает, прячась за текстом и проявляясь в деталях и недомолвках.
Не избежал искушения сочинительством, но выше этого ставлю задачу сохранения для читателя поэзии Клавдии Холодовой.
Возможность увлекательных путешествий по времени дали генеалогические исследования
старинных русских родов Ходыревских, Калугиных и переселенцев из Западной Европы: Кронебергов, Цабелей, Делло.
КОГДА ВО МНЕ РОЖДАЮТСЯ СТИХИ (по стихам В.Азорина) https://www.chitalnya.ru/work/836888/ Очень большое впечатление прозвило на меня это произведение. Ничего и говорить не хочется. просто слушать. Спасибо!
Кроме того, не все стихи поддаются даже хорошему декламатору.
Например, Татьяна Воронова замечательно и одухотворенно прочла стихотворение
а потом, сколько мы не бились над другим, очень сложным стихотворением, которое удалось потом прочесть другой исполнительнице, у нас так и не сложилось. И я понял, что еще очень важно, чтобы содержание стихотворения волновало и было близко исполнителю.
Вот еще примеры очень удачных мелодекламаций Ёлки:
Недавно я познакомился с Ириной Чебановой и был поражен голосовыми данными и глубиной мАстерской мелодекламации. Мне удалось с ней записать одной самых сложных философско-исторических произведений «Вечер Византии» и я до сих пор испытываю наслаждение и удовлетворение нашей совместной работой! https://www.chitalnya.ru/work/896864/
От себя скажу, что у каждого из нас есть свое представление о своих произведениях, естественно оно есть и чтеца и тут можно идти по двум путям:
1. не вмешиваться в работу мелодекламатора, положившись на него и Бога
2. можно в процессе, если со-автор не возражает, советоваться по поводу присланной демо-версии и деликатно высказывать свое видение и пожелания, ни в коем случае не навязывая своего мнения. Тут со-авторы бывают очень ранимы. Но не исключено, что высказанные вами мысли, хотя бы натолкнут вашего со-автора на новые находки. причем, чем более высокого мастерства со-автор, тем легче он идет на взаимопроникновение мыслей и пожеланий.