Менеджер продукта и проекта в чем разница
Так Product или Project Manager?
Уже рассуждал о том, что пm-ом называют менеджера всего и вся. Давайте теперь разберемся, в чём разница между продакт и проджект менеджером.
Тут у меня в голове сразу три варианта возникают:
Как же быть? Как назвать?
Для начала разберемся в понятиях. Проект это организационная единица. Он существует в рамках компании с чисто проектным способом работы, когда нет функциональных департаментов. Что редкость.
И проекты, с другой стороны, которые переплетаются с функциональными единицами, задействуют тех же людей, с двойственными функциями и подчинением. Самая распространенная история.
Продукт к организационной структуре не имеет отношения. Продукт это то «что» мы делаем. Проект это то «как» мы делаем, точнее как мы организовываем работу над каким-либо «что». То есть формально у нас почти всегда есть и продукт и проект, если мы продуктом называем любой измеримый результат деятельности.
Ключевой момент здесь в фокусе.
В этой парадигме я считаю нецелесообразным менеджера называть продактом. Да он руководит технической разработкой продукта, но у него зачастую нет ни времени, ни ресурсов не полномочий заниматься всеми его аспектами.
Резюмирую:
Часто продакт совмещает в себе две роли на ранних стадиях. То есть и о стратегии думает, и операционкой руководит. Но это непросто.
И наоборот. Кратко или среднесрочные задачи, с внятными требованиями и операционкой каждый день? Типа постановки задач и контроля за реализацией, первичное тестирование и все то что нужно чтоб конкретная фича была разработана и выполняла свою функцию? Это проджект.
И вот вы сами легко ответили на вопрос из заголовка. И ребенку картину мира расширили.
Product Owner vs Product Manager или Product Owner/Product Manager
Кто прав? Единого ответа нет. Сфера ИТ стремительно развивается, компании расширяются, создаются новые проекты, которые требуют новых подходов. Появляются “многостаночники”: девопсы, фулстек-разработчики, технические проджект-менеджеры. Все это зачастую приводит к путанице, когда HR-команда не может четко сформулировать, кто же им собственно нужен, и появляются вакансии, которые включают в себя набор обязанностей “от всех по чуть-чуть”.
Сделав сравнение Project Manager и Product Manager, я получила вопрос:
“А в чем тогда разница между Product Owner (владелец продукта) и Product Manager (менеджер продукта)?”
Давайте разбираться вместе!
Product Manager не привязан к какой-то определенной модели, методологии или фреймворку.
Менеджер продукта отвечает за общее видение продукта и его соответствие требованиям рынка; он контролирует процесс создания, общается с целевой аудиторией и разрабатывает маркетинговую стратегию для запуска, после которого постоянно оценивает актуальность продукта и, при необходимости, совершенствует его.
Владелец продукта отвечает за “достижение максимальной ценности продукта”. Он работает с командой, владеет минимальными техническими знаниями для лучшего понимания задач, решает, что и в какой последовательности будет реализовано из беклога, общается с пользователями на разных этапах для сбора обратной связи.
На этапе зарождения продакт-менеджмента скорость развития рынка и выпуска продуктов была совсем другой. Продакт-менеджер разрабатывал видение продукта и передавал его на реализацию проджект-менеджеру. В 1980-х, когда рынок стал меняться быстрее, продукты к моменту их выхода могли потерять свою актуальность. Появился Scrum со своей ролью владельца продукта, который чувствует, “куда ветер дует” относительно его бизнеса, и вносит необходимые изменения в беклог, постоянно держа руку на пульсе и корректируя приоритеты.
“визионера, который ведет идеи новых продуктов от первоначального концепта до запуска “созревшего” продукта”.
Примеры вакансий и более подробное их описание можно посмотреть FB Product Manager и Sr. Product Manager от Amazon. В Google помимо более 600+ запросов на эту должность, есть своя обучающая программа “Google Associate Product Manager Program”.
А что же с требованиями к этим должностям? Какими эти позиции видят рекрутеры?
Требования к Product Manager:
Умение анализировать рынок и продукцию конкурентов, выявлять болевые точки и проблемы потенциальных пользователей для понимания возможных зон развития.
Понимание, как превращать потребности клиента в готовый продукт.
Опыт в проведении тестов (к примеру, A/B, A/A) и навыки анализа больших объемов информации.
Знание принципов UX/UI дизайна и инструментов для прототипирования.
Опыт в создании плана развития продукта или отдельных функций и отслеживание его выполнения.
Умение работать в постоянно-меняющейся окружающей среде и сбор необходимых аналитических данных для “процветания” продукта в этих условиях.
Понимание процессов разработки продукта, зон ответственности команды и навыки общения с заказчиками и потенциальными пользователями.
Требования к Product Owner
Опыт работы в Scrum и понимание гибких методологий и фреймворков в целом.
Организационные, аналитические и коммуникационные навыки.
Умение находить ключевые проблемы и возможности разрабатываемого продукта.
Способность правильно приоритизировать деятельность (как свою, так и команды) для успешной работы над проектом.
Умение анализировать, КАК думают потенциальные пользователи, ЧЕГО они хотят, КАК себя ведут с целью дальнейшего “превращения” этой информации в функции и услуги.
Способность “предсказывать” тренды в будущем, основываясь на имеющихся данных.
Опыт в оптимизации продукта через А/В тестирование.
Умение разбивать весь объем работы на отдельные задачи для дальнейшей презентации их стейкхолдерам и членам команды.
Опыт написания технической документации.
И если требования более-менее отличаются, то обязанности очень подобны.
Обязанности Product Manager:
Находить и анализировать возможности рынка и потребности ЦА для создания концепта продукта и стратегии его разработки.
Общение с клиентами напрямую.
Создание плана разработки, контроль его выполнения и написание документации.
Сотрудничество со стейкхолдерами, проджект-менеджерами и командой для общего понимания, каким образом создаваемый вами продукт будет соответствовать требованиям клиентов.
Написание high-view требований и детализация их с командой.
Создание пути клиента “от А до Я”, чтобы впечатления пользователей были максимально положительными на всех этапах взаимодействия с продуктом.
Мониторинг метрик, создание и проверка гипотез.
Помощь при выведении продукта на рынок и дальнейшая его поддержка.
Обязанности Product Owner:
Анализировать рынок и потребности клиентов, понимать их ожидания и психологию.
Собирать обратную связь как от стейкхолдеров, так и от конечных пользователей.
Быть “клеем” для команд аналитиков, дизайнеров, разработчиков и поддержки, чтобы происходила эффективная коллаборация между ними.
Определять объем работ для разработчиков и формировать беклог.
Управлять релизами, ставить задачи команде.
Участвовать в демонстрациях и ретроспективах.
Создавать техническую документацию (пользовательские истории, видение, руководство для пользователей и т.д.) и четкие достижимые спецификации, чтобы команда выпускала ключевые функции вовремя и с максимальной ценностью для рынка.
Создавать рекомендации для маркетинговых стратегий с целью привлечения и удержания пользователей.
Формировать дорожную карту продукта.
Контролировать создание продукта от идеи до поставки заказчику.
Продакт и проджект: кто такие, чем отличаются и как ими стать
Как выучиться на самые актуальные менеджерские профессии
Продакт- и проджект-менеджер — две разные, но одинаково популярные современные профессии.
На примере двух героев разберемся, чем продакт отличается от проджекта и как стать тем и другим.
Когда-то я три года работал менеджером в официальном дилерском центре — продавал клиентам автозапчасти. В какой-то момент меня переклинило: я понял, что это не то, чего хочу, и в 2016 году ушел в предпринимательство.
Я был экспертом в автозапчастях, поэтому запустил продукт в этой же сфере. Мы быстро развивались и уже к четвертому кварталу 2016 года достигли потолка. Я не представлял, как дальше развивать бизнес, а потом узнал о продактах. Тогда в России плохо понимали эту профессию. Казалось, что эти ребята обладают сакральным знанием, которое нужно мне для того, чтобы пробить потолок и расти дальше.
На самом деле продакт анализирует рынок и конкурентов, общается с пользователями, закапывается в аналитику, проводит эксперименты, анализирует и разрабатывает пользовательские сценарии.
Легче сказать, чего он не делает. Это позиция, которая сильно отличается по набору задач и целей от компании к компании. Где-то есть продакты, которые отвечают за привлечение и активацию пользователей, кто-то отвечает за монетизацию, а еще есть продакты с функциями проджектов.
Для меня продакт-менеджер — это человек, которому больше всех надо. Его основная задача — сделать такой продукт, который будет востребован у пользователей и заработает деньги для бизнеса. Продуктом может быть любая вещь, с которой взаимодействует пользователь, но чаще всего в современном мире это веб-сервисы и мобильные приложения.
В 2016 году я проходил курсы по продуктовому менеджменту от «Нетологии», но они на самом деле были больше про проджект-менеджмент и управление проектами, поэтому не сильно помогли. Реальные знания пришли с опытом, первыми шишками, болью и страданиями. Из академического были только статьи и книги, например «Спроси маму», «Бизнес с нуля. Lean Startup».
Как победить выгорание
Как еще можно стать продактом
Курсы. На рынке много глубоких курсов для продактов — какие-то чуть хуже, какие-то лучше, но все довольно хорошие. Длятся они, как правило, год, некоторые — 14 месяцев. Они хорошо погружают в профессию, ее специфику и весь пул задач. Можно пройти длинный курс, а можно — двухмесячный Go Practice. Он тоже будет считаться кейсом, который можно прикрепить в портфолио. Go Practice — это крутая штука, которая за два месяца научит мышлению продакта и тому, как подходить к задачам с точки зрения данных.
Но надо помнить, что обучение на курсах кардинально отличается от реальности. Там рассказывают, как работать только с одним вариантом событий, но не показывают, как действовать в остальных. Продакт-менеджмент не математика, где сложил два и два и получил четыре. Это огромное количество сценариев решения одной и той же задачи, а в рамках курсов обычно показывают прямолинейный подход. После них человек сталкивается с действительностью и зачастую начинает теряться: ему говорили одно, а в жизни все немного иначе.
Менторство. Опыт хорошего ментора поможет свыкнуться с реальностью и преодолеть ее. Джуны без присмотра часто решают задачи по своему усмотрению, но их действия могут быть неправильными, а они об этом даже не узнают. Они привыкли делать A/B-тесты и радуются этому, но их тесты могут не учитывать множество мелочей и нюансов. Хороший ментор сделает получаемый опыт максимально полезным и релевантным.
Стать продактом в своей компании. В большой компании, где есть культура продуктового менеджмента, можно прийти к CPO своего направления или к Head of Product и сказать ему, что вам хочется пойти в продакты. Неплохих специалистов компании хотят удержать, поэтому могут попытаться устроить на желаемую должность. Возможно, предложат быть помощником квартал или два — и если откроется позиция, то переведут на нее.
Ошибки на старте и эффект Даннинга — Крюгера
Основная ошибка — засидеться в джуниорах, ничего не делать, не прокачиваться и не стараться вырасти. Компании набирают продактов-джунов крайне редко, открытых вакансий на рынке мало, и если все-таки удалось попасть в нишу, нужно всеми силами стараться перерасти в мидла.
Рынок продактов перегрет, но мидлов набирают чуть более охотно. Из джуниоров побеждает тот, кто больше всех хочет, запускает параллельно несколько продуктов, добавляется в друзья к классным продактам в «Фейсбуке» и просится, чтобы они стали его менторами.
В начале карьеры легко столкнуться с эффектом Даннинга — Крюгера. Сперва все получается, а потом при встрече с реальностью вы впадаете в отчаяние и понимаете, что область задач и проблем гораздо шире и глубже.
Это можно преодолеть только эволюционно. Придется погрузиться в детали, увидеть, что существует множество сложностей, понять, что вы умеете решать далеко не все задачи. Только со временем можно преодолеть спесь и эффект Даннинга — Крюгера. Нечасто люди готовы осознать на старте, что они мало знают, имеют недостаточно опыта и пока что не очень хорошие специалисты.
Как я набираю новых продактов
Я сам продакт-неудачник: прошел через тестирование 30 продуктов и только три из них выстрелили. Поэтому в других ценю не успешные запуски, а желание развиваться и тащить продукт. В основном выбираю тех, кто близок мне по духу. У людей, которые запустили что-то свое, гораздо выше вероятность попасть ко мне в команду, чем у кого-то другого.
После выполнения тестового формируется огромная табличка. Я создаю воронку: оцениваю кандидатов по четырем критериям, отбираю топ-10 и созваниваюсь с ними по «Зуму». На этом этапе важно определить их культурный код: насколько человек близок мне по духу и кайфово ли будет с ним работать. Тут нет определенных критериев — только ощущения и интуиция.
Я задаю им 20—30 объемных вопросов. Есть базовые, чтобы понять, что вдохновляет человека и как он решил стать продактом. Спрашиваю про задачи и о том, что принесло наибольшее удовлетворение за последний год. Когда последний раз учился и чему, с каким руководителем хотел бы работать, что важно в работе. Эти вопросы раскрывают мотивацию человека.
То, как человек отвечает на вопрос, показывает, насколько он открыт к диалогу, готов ли учиться и воспринимать критику.
Стоит ли идти в профессию
Понять, ваше это или нет, можно только в боевых условиях. Курсы, книги и лекции нужны скорее для общего понимания. Они также помогут для расширения навыков, когда вы уже определились.
Финансовые перспективы продактов. В Москве талантливые джуны могут зарабатывать от 70 до 120 тысяч рублей. Мидлы — от 120 до 200 тысяч, но чаще в районе 150—160 тысяч рублей. Сениоры — от 200 до 260 тысяч рублей, CPO и Head of Product получают от 260 тысяч и выше.
До университета я за деньги настраивал и восстанавливал компьютеры знакомым. Во времена учебы работал учителем английского и техническим переводчиком. А после открыл собственный бизнес — магазин лицензионных видеоигр для консолей. Попутно запустил кальянный кейтеринг.
В конце 2018 года почувствовал, что перестал получать удовольствие от работы, и захотел все поменять. Мои проекты были связаны со сферой обслуживания, а денег в городе больше не становилось. Передо мной стоял выбор: или кредитоваться, чтобы расширить бизнес и отъесть доли конкурентов, или закрываться. Я не чувствовал, что готов брать кредит, поэтому разбирался, какие у меня есть профессиональные возможности дальше.
Проджект — главное связующее звено между заказчиком и командой разработки. Его роль в команде — превращать идеи заказчика в понятные задачи для команды.
Моя работа заключается в том, что я структурирую хаотичный список задач и делаю из него детальный план действий, на который смогут ориентироваться как заказчик, так и команда. Кроме того, помогаю прояснять любые возникающие вопросы обеим сторонам, минимизирую риски по проекту, отвечаю за настрой команды и уверенность, что путь, которым мы движемся, верен и соответствует ожиданиям заказчика.
Еще я тесно взаимодействую с командой, с которой регулярно обсуждаю, что можно улучшить в проекте, и утверждаю такие улучшения с заказчиком. К примеру, заказчик попросил добавить кнопку в интерфейс. Если эта кнопка вызывает у меня и команды сомнения, то я выясняю, какую проблему заказчик хочет решить с помощью этой кнопки. Затем мы думаем, как эту проблему можно решить эффективнее и правильнее с точки зрения UX. Потом я возвращаюсь к заказчику, чтобы обсудить придуманные с командой варианты. Вместе мы приходим к оптимальному решению, которое устроит всех и даст наилучший опыт для пользователя.
В отличие от продакта, который деятельно погружается в продукт и работает с метриками, проджект отвечает за достижение результатов в оговоренный срок, за команду, настрой на проекте.
До ИТ у меня уже был практический опыт управления проектами и собственными бизнесами, но при этом я никогда не управлял разработкой. Во всякие курсы я не верю: считаю, что при наличии интернета и умения искать можно и самому набраться знаний, чтобы попасть в проджекты. Я читал много материалов на «Хабре» и vc.ru, в которых люди делились историями о проблемах в разработке, — мне помогло.
В 2019 году я устроился на позицию проджекта-джуна в ИТ-аутсорс-компанию Fora Soft, которая специализируется на создании мультимедиарешений, таких как видеостриминг и видеозвонки, для зарубежных заказчиков.
Спустя пару недель после трудоустройства один из проджектов ушел в отпуск, и в это время я управлял его проектами. Это помогло подтвердить мои навыки и пройти испытательный срок раньше положенных трех месяцев.
У нас крутая компания, и в ней много хороших специалистов. Именно там я начал регулярно общаться с разработчиками, узнавать технические подробности и особенности того, чем мы занимаемся. Например, если у нас был проект, связанный с видео, то я изучал, как конкретно он работает «под капотом» и почему именно так. На некоторых проектах активно лез в код, изучал его, гуглил неизвестное. Как обычно, помогал «Хабр»: к примеру, у команды разработки «Одноклассников» хорошие статьи про видео.
В итоге спустя шесть месяцев работы в компании я прошел аттестацию и стал просто проджектом, без приставки «джун». На этом не остановился и продолжал читать технические статьи и всякое разное про менеджмент. Неплохими книгами показались «Scrum и Kanban: выжимаем максимум», «Человеческий фактор. Успешные проекты и команды» и «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Кроме чтения книг и статей, все это время я наращивал практический опыт просто в процессе работы. Еще через полгода я прошел аттестацию и получил повышение до сениор-проджект-менеджера.
В ИТ нельзя стоять на месте: технологии регулярно обновляются, поэтому очень важно продолжать развиваться. Если бы я только работал и не изучал ничего, то быстро бы потерял работу.
Мой рабочий день на 40% состоит из разговоров — и если ненавидеть всех людей, то долго так не протянуть. Я налаживаю отношения с заказчиками, выясняю их ожидания, провожу собрания, созвоны и встречи.
Отличительная черта хорошего проджекта — он всегда отвечает за свои слова, в противном случае это плохой менеджер. Поэтому важно выявлять риски, снижать их, контролировать проектную документацию. Я делаю все это, но кроме прочего, составляю и согласовываю задания по проекту, расставляю приоритеты по задачам, распределяю задачи по команде, контролирую качество и сроки в рамках бюджета.
Как стать проджектом
Основные ошибки, с которыми сталкиваются проджекты, можно разделить на три типа.
Неверно рассчитывать сроки. Если разработчик сказал, что сделает задачу за день, то нельзя говорить заказчику эту же оценку, так как обязательно что-то пойдет не так. Всегда надо давать сроки с запасом. Если быстрее сделаете, то раньше отдадите и порадуете заказчика.
Не выяснять требования. Для любой задачи, даже самой маленькой, необходимо подготавливать детальные требования, где не останется каких-либо вопросов или неясностей. Если не сделаете это сразу, то потом обязательно аукнется.
Не контролировать все этапы работы. Столкнулся с этой проблемой на удаленке. Когда все работали из офиса, то было легко понять, работает сотрудник или нет. А на удаленке такой возможности нет. На ежедневных созвонах сотрудник уверял, что все идет по плану, а в реальности сидел и ничего не делал. Это вскрылось, когда пришло время первого демо заказчику. У нас оказалось ничего не готово, и в итоге мы потеряли проект. Сотрудника уволили, а я стал регулярно проверять, что актуальный код лежит в репозитории компании.
Чтобы стать проджектом, просто знаний недостаточно. На мой взгляд, нужно еще любить помогать людям, общаться с ними. Но в целом достаточно уметь слышать и слушать людей, адекватно оценивать сроки и риски и не пускать все на самотек. С такими исходными данными можно погружаться в процесс разработки, изучить, как все работает, и пробовать подавать резюме.
Чем отличается продакт-менеджер от проджект-менеджера
Кристина Геворкян, преподаватель курса «Контент-маркетинг» и продакт-менеджер, на примерах из реальных вакансий рассказала блогу Нетологии, в чём особенности профессий продакт- и проджект-менеджеров и как, наконец, научиться их различать.
Появляются новые технологии, меняются способы взаимодействия с аудиторией, открывается всё больше возможностей для аналитики: всё это ведёт не только к переменам в экономике, но и к трансформации рынка труда.
Постепенно перестают резать слух евангелисты и амбассадоры, но в то же время мы все ещё путаем двух PM: project manager и product manager.
Вообще-то различия заложены в самих названиях двух профессий, но это не спасает рынок от споров и вопросов.
Продукт или проект?
В чём разница? Достаточно даже поверхностно взглянуть на характеристики этих понятий.
Продукт — это нечто осязаемое, он не ограничен во времени, его развитие продолжается бесконечно (когда оно останавливается, продукт начинает умирать). В то время как проект — это процесс, имеющий чёткие рамки (временные, бюджетные). Работа над продуктом состоит из множества проектов, но из отдельно взятого проекта не получится продукт.
Project — классическое понимание
Традиционно позиция проджекта свойственна агентствам или компаниям, которые ведут внутренние проекты (допустим, внедрение ЭДО — системы электронного документооборота, запуск лендинг). Для контроля за ходом внешнего или внутреннего проекта и назначается проджект-менеджер.
В его обязанности входят:
На примере вакансий с hh.ru:
Проджект много общается со всеми звеньями в цепи работы над проектом, для него неизбежны переписки, созвоны, встречи. Поэтому один из важнейших навыков для такого специалиста — высокий уровень коммуникативных способностей: как деловое, так и неформальное общение, урегулирование конфликтов, ведение переговоров, координация команды.
В качестве ключевых KPI здесь выступают соблюдение сроков и бюджета.
Бесплатный курс
Как стать продакт- или проджект-менеджером
Чем занимается Product manager
Продакт тем временем отвечает за создание или улучшение продукта. В отличие от проджекта, его будут интересовать:
Этот человек следит за аналитикой и готовит технические задания дизайнерам и разработчикам, формирует и тестирует гипотезы, определяет перечень возможных функций и приоритизацию задач.
На примере вакансий с hh.ru:
В разных компаниях обычно встречается больший упор либо на разработку, либо на аналитику. Это зависит от внутренних приоритетов и командных ресурсов, а также от стадии развития продукта:
Ключевыми KPI для такого специалиста будут показатели метрик: acquisition (привлечение пользователей), retention (удержание пользователей), revenue (доход от пользователя), ltv (жизненный цикл пользователя) и других, определяемых спецификой продукта. Но конечной целью совокупности этих метрик является рост прибыли продукта.
Не будем изобретать велосипед, функции обоих PM отлично отображены в таблице коллег из tceh:
По факту в IT-сфере действительно начинает постепенно стираться грань между продактами и проджектами, и проджекту уже мало просто планировать и следить за исполнением задач, у него начинают постепенно появляться продуктовые функции, но всё же лучше различать спецов по ключевым компетенциям.
Как не надо делать
Часто случается, что под проджект-менеджерами подразумевают продактов и наоборот (некоторые продакты такие снобы, что очень оскорбляются на это, будьте осторожны!).
На примере вакансий с hh.ru:
Вакансия менеджера проектов, в которой относятся к должности только последние два пункта. Остальное каким-то образом затесалось от контент-менеджера, сеошника, сммщика:
Здесь под видом проджекта ищут вообще ивент-менеджера:
А это моё любимое. Мясо! Кстати, раньше этих специалистов называли «категорийный менеджер», но сейчас, видимо, PM звучит моднее:
Таких случаев очень много не только среди PM-ов: под видом диджитал-маркетологов ищут контенщиков, сммщиков и даже сейлзов; от дизайнера могут ждать веб-разработку; а некоторые до сих пор не понимают разницы между бэкендом и фронтендом.
Надо признать, что HR и собственники бизнеса действительно зачастую не разбираются в вопросе. И если для вторых это хоть как-то простительно, то для первых подобное — признак профнепригодности.
Product manager занимается продуктом, project manager ведёт проекты. Проект — это процесс, он ограничен в рамках времени и бюджета. Продукт — это осязаемый результат, у его жизненного цикла нет жёстких временных рамок, а для его создания и функционирования чаще всего необходимо несколько проектов.
Я уверена, что в ближайшее время ситуация не изменится к лучшему, так что будьте умнее и бдительнее как соискатели — смотрите не на должность, а на функции, которые вам вверяют.
20 лучших книг для продакт- и проджект-менеджеров
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.