Ментальная математика для дошкольников что это
Возможности метода «Ментальная арифметика» для интеллектуального развития дошкольников
Возможности метода «ментальная арифметика» для интеллектуального развития дошкольников.
Для построения точных движений человек пользуется правой рукой (если он не левша, «подведомственной» левому полушарию, что требует постоянного анализа информации управления мышцами. И чем тоньше движение, тем больше объем подобной работы.
Главная цель педагога – научить детей рационально использовать возможности, как левого, так и правого полушария мозга. Любые задатки, которые генетически заложены в маленьком человеке, благодаря этому обучению, получают активное развитие.
Согласно исследованию, современных ученых, изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным.
В 90-е годы XX столетия с развитием нейробиологии было выявлено, что работа с абакусом может быть использована для тренировки ума в целом. Именно японцы разработали целую технологию тренировки интеллекта с помощью абакуса — технологию «Ментальная арифметика». Сегодня по технологии «Ментальная арифметика» обучаются дети в 57 странах мира (включая США, Канаду, Великобританию, Австралию и др.). В нашей стране технология «Ментальная арифметика» появилась совсем недавно, около трех лет назад. Развитие интерактивных технологий дало второе дыхание «Ментальной арифметике».
В основе методики лежит обучение ребёнка правильному и быстрому устному счёту и смена типа нагрузок с логических на творческие. Стоит отметить, что быстрый счёт «в уме» является в ментальной арифметике не самоцелью, а лишь инструментом, который позволяет ребёнку задействовать свой интеллект с большей эффективностью, чем в других методиках подсчёта.
Дети учатся работать также и со стандартными способами подсчёта, комбинировать их удобным им способом и подбирать наиболее быструю стратегию в каждом из случаев.
Основной вид деятельности в ментальной арифметике — счет на абакусе.
Абакус представляет собой рамку, в которую вставлены спицы, поделенные поперек продольной планкой. На каждом ряду спиц нанизаны косточки, которые позволяют ребенку визуализировать базовую десятичную систему. Манипулируя этими косточками, ребенок производит сложные арифметические действия. На каждой спице всего пять косточек в одном ряду. Костяшки, расположенные под разделительной планкой, это «1», а над ней – «5». Такое расположение (4+5=9) дает возможность представить на линейке все цифры от 0 до 9.
Значащим считаются косточки, придвинутые к средней разделительной планке. Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это имеет важное значение, так как соответствует форме записи чисел слева направо, и вычисления на абакусе тоже ведутся слева направо, начиная со старших разрядов. Абакус исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление о цифрах. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами, что делает арифметические действия доступными для понимания детей. Абакус является самыми доступными счетами для человеческого зрительного восприятия.
Методика ментального счета предусматривает определенное движение человека пальцами. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки добавляют и вычитают только указательным пальцем. Все движения должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение.
Начиная с четырехлетнего возраста, ребенок, познакомившись с цифрами от 1 до 10, начинает использовать абакус для простых арифметических упражнений.
Обучение осуществляется в несколько этапов:
1. Подсчет результата вычислений с помощью абакуса.На первом этапе используются механические счеты: дети запоминают расположение косточек на спицах, обучаясь правильному расположению рук и простым операциям с числами (сложению и вычитанию, используя для этих операций обе руки.
3. Отработка навыков, возрастание сложности операций. По мере того, как растет сложность числовых операций и скорость вычислений, дети постепенно переходят к естественному, быстрому и точному устному счету, не теряя навыков вычисления привычными методиками.
Через несколько занятий гибкий ум ребёнка становится способен воспринимать ещё больше информации, выполнять несложные спортивные упражнения параллельно со счётом и быстро переходить от вычислений к творческой нагрузке — песням, танцам и др. Чередование заданий и необходимость многозадачности равномерно развивают оба полушария и межполушарные нейронные связи.
Помимо этапов методики освоения менара, различают 10 уровней, каждый из них ученик проходит за 3-7 месяцев.
Занятия проводятся не реже 2-х раз в неделю.
Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. Задачи представлены в виде игры.
Занятия по технологии «Ментальная арифметика» строятся в доступной и интересной для дошкольников форме, с постоянной сменой видов деятельности. Технология «Ментальная арифметика» для дошкольников — это хорошее начало образования малыша. Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами.
Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития дошкольников Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что у них наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.
Использование метода-сказкотерапии, для адаптации и развития дошкольников Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые. Поэтому важно содействовать.
Методические рекомендации для педагогов «Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников» Методические рекомендации для педагогов и родителей «Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счету дошкольников».
Информационная листовка для родителей и педагогов «Ментальная арифметика: плюсы и минусы» Как появилась ментальная арифметика? Ментальная арифметика отнюдь не новшество. Появилась она много столетий назад вместе с самыми обычными.
Использование метода «сторителлинга» для развития речи и воображения дошкольников Использование метода «сторителлинга» для развития речи и воображения дошкольников. Изготовление и использование «Кубиков историй» в работе.
Ментальная арифметика Что же такое МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА? Чтобы давать знания другим, надо самому регулярно получать их – это должно быть правилом каждого учителя.
Конспект занятия «Ментальная арифметика» ЧТО ТАКОЕ МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА? Ментальная арифметика (абакус) – это готовая оригинальная система развития интеллекта. Абакус формирует.
Рабочая программа по курсу «Ментальная Арифметика» для дошкольников Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков абстрактного.
Создание предметно-пространственной среды дошкольного учреждения для интеллектуального развития дошкольников Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как.
Использование метода сказкотерапии для адаптации и развития дошкольников Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые. Поэтому важно развивать.
Обучение ментальной арифметике в домашних условиях: уроки для начинающих
Из этой статьи вы узнаете
Можно ли заниматься дома
Сторонники развивающих уроков дома с мамой настаивают на нескольких плюсах и минусах самостоятельного непрофессионального обучения.
Преимущества
Недостатки
Занятия ментальной арифметикой дома – неплохой способ саморазвития и обучения ребенка. Но решаться на этот шаг нужно при хорошей дидактической, методологической подготовке родителей. Иначе вы рискуете совершить массу ошибок. А исправлять недочеты гораздо сложнее, чем сразу научить правильно.
Важно! Для самообучения и подготовки к урокам используйте видеокурсы из Сети, книги, советы психологов. Для экономии средств распечатывайте лекции, тренировочные задания на домашнем принтере.
Что такое абакус
Это помощник для обучения детей быстрому счету. По внешнему виду напоминает русские счеты, но в перевернутом виде. Абакус, по-японски соробан, состоит из рамки и бусин, надетых на спицы.
Счетная область разделена на два блока:
Вертикальный ряд спиц в нижнем блоке обозначает разряд цифр.
Справа — налево: единицы, десятки, сотни и т.д.
При счете разделительная планка между нижним и верхним рядами должна располагаться горизонтально. Чтобы показать число, нужно поднимать костяшки вверх. Если все бусины опущены — на счетах 0.
Важно! Разобраться в устройстве абакуса сложно только теоретически. Если взять счеты в руки, выставить пару чисел пальцами самостоятельно, то понимание работы древнейшего математического прибора быстро приходит к детям и взрослым.
Этапы подготовки
Поэтапное следование советам профессиональных педагогов поможет сделать процесс обучения ментальной арифметике дома продуктивным и интересным:
Как складывать на абакусе
Итак, маленький математик с вашей помощью освоил счетный прибор счеты для ментальной арифметики, познакомился с основными принципами работы. Пора переходить к первым простейшим примерам сложения.
Скачайте задачи для домашних занятий в интернете бесплатно и решите их сами, потом предлагайте дошкольнику.
На первом уроке используйте однозначные и двузначные числа. Попробуем сложить 14 и 22. Действовать нужно по следующему алгоритму:
Выполняйте математические действия слева направо. Для поднимания бусин пользуйтесь большим пальцем, для опускания – указательным. При нехватке костей в нижнем блоке нужно пользоваться помощью братьев из верхней части рамки, кратных 5.
Например, для выкладывания числа 80 бусин в ряду десятков не хватит, их всего 4. Для этого нужно отложить 5 десятков в верхнем блоке. Получится 50. И добавить 3 бусины на нижнем блоке — еще 30. В сумме получается 80.
Важно! Умение формируется постепенно. Не торопитесь сами и не подгоняйте ребенка. В качестве помощи используйте видеоуроки, методические пособия. Подготовьте программу обучения и материалы .
Посмотрите видеоурок, в котором показаны азы сложения:
В этом видео разобраны более сложные примеры на сложение:
Учимся вычитать
В трехзначных цифрах – с сотен, в двузначных – с десятков.
Приведем несколько примеров на вычитание. Для малышей тренировка должна начинаться с однозначных цифр.
От 8 отнимем 3
От 13 отнимаем 4
Примеры расчета представлены на схемах. Их можно распечатать, иметь под рукой во время занятий. Спустя пару уроков выкладывание цифр на счетной доске станет автоматическим. Малышу нужно впервые предложить представлять ментальную карту для решения простых задач. Опорные таблицы для устного счета без абакуса понадобятся только в первое время.
Умножение
Изучение принципа умножения на абакусе чуть сложнее, чем предыдущие задачи. Придется немного напрячься. Начинайте перемножать с большего разряда, двигаясь от сотен к единицам поэтапно. Большой палец двигает костяшки вверх, указательный – вниз.
И еще один дополнительный урок по умножению:
Умножим 13 на 22
Важно! При изучении умножения и деления не прерывайте уроки надолго, лучше тренироваться 2–3 раза в неделю по 30–40 минут. Иначе новая информация быстро забывается, навык теряется.
Деление
Проходить деление на абакусе нужно сразу после понимания и автоматизации умножения. Учебный процесс начните с пояснений принципов работы на счетах. Ребенок должен действовать так:
Посмотрите видео, в котором подробно объяснен принцип деления:
Продолжите изучать деление в этом ролике:
Делим 62 на 2
Делим 864 на 4
Важно! Учебный процесс на начальном этапе приобретения навыка деления можно сопровождать работой на калькуляторе. Регулярно проверяйте себя и ребенка на точность результата.
Как пользоваться пальцами без использования счетов
Конечный результат обучения ментальному счету – это решение арифметических задач на пальцах, без абакуса. Знакомство с этим методом практической работы начинайте с простых упражнений.
Считать на пальцах нужно следующим образом:
Приведем несколько примеров счета на руках.
Как показать цифру 35
Вытягиваем три пальца левой руки – это 30, большой палец правой руки – это 5.
Показываем число 98
Разворачиваем все пальцы левой руки. Они обозначают цифру 90. На правой руке поднят большой палец – это 5, и три других пальчика. В итоге получается 90 и 8.
С помощью счета без абакуса можно складывать, отнимать, делить и умножать.
Пальчики выполняют роль костяшек. Спустя 10–12 уроков по ментальной карте, то есть с помощью визуализации, ребенок будет решать примеры довольно быстро.
Именно этот метод является эффективным способом обучения быстрому счету. Ребенок не будет тратить время на передвижение бусин на счетах, запоминать их расположение. Движения пальцами автоматизируются поэтапно, от простых примеров к сложным.
Книги по ментальной арифметике
«Матемагия. Секреты ментальной математики». А. Бенжамин
Раскрывает секреты ментальной арифметики. После ее прочтения родителю будут доступны многие методы работы с ребенком дома. Автор рассказывает о математических трюках, способах молниеносно решить сложнейшие задачи устно.
В процессе усвоения материала у ребенка улучшается память, внимание. По итогам курса обучения школьник научится извлекать квадратный корень, переводить кубические величины в квадратные и наоборот без калькулятора, в уме.
Блокнот-тренажер «Не ментальная арифметика». Ш. Ахмадуллин
Автор обещает научить детей быстрому устному счету за 21 день. В сборник включены теоретическая информация, упражнения для пробных занятий, задания высшего уровня. Можно использовать в детском саду, школе. Книга предназначена для детей от 7 до 11 лет.
По отзывам родителей, блокнот заинтересовывает детей с первого занятия. Игра постепенно переходит в серьезную работу. Ребенок чувствует уверенность на уроках математики, повышается самооценка, успеваемость.
«Ментальная арифметика. Знакомство». Р. Багаутдинов, Р. Ганиев
Изучать ментальный счет по данному пособию можно с 5 лет. Этапный метод подготовки к развитию навыка решения задач на пальцах включает в себя теорию, простые упражнения, задачи повышенной сложности.
В книге огромное количество фотографий, изображений формул для вычитания, сложения многозначных цифр. Ребенок воспринимает информацию на слух, зрительно. Дети научатся считать с помощью ментальной карты за 1–2 месяца.
«Ментальная арифметика. Учебник для преподавателей и родителей»
Издается компанией «Анаста». В комплект входят четыре книги: учебник, «Методика для занятий с детьми», два решебника. Приобретать методическую литературу нужно в комплекте. К учебникам прилагаются флеш-карты для тренировки памяти, внимания.
Дидактический сборник используется на занятиях с детьми от 4 лет. Издатели гарантируют быстрое запоминание материала благодаря большому количеству интересных занятий, упражнений, психологической составляющей метода обучения.
«Ментальная арифметика. Сложение и вычитание». С. Эрташ
Это рабочий тренажер по ментальной арифметике и дидактический сборник в одном флаконе. Задачник помогает понять принципы преподавания быстрого счета в домашних условиях, в центрах «Менар», содержит доступную информацию для детей и родителей.
Ментальная арифметика – это лишь один из методов развития ребенка раннего возраста. Использовать домашний тип обучения нужно в том случае, если вы уверены в своих силах, есть много свободного времени. В противном случае доверьте малыша специалистам, домашние задания готовьте вместе.
После успешного усвоения основ быстрого счета, автоматизации движения пальцами продолжайте самообучение дома. Делайте это регулярно, чтобы не потерять навык работы с ментальной картой.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/mentalnaya_arifmetika_v_domashnih_usloviyah.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Как обучить ребенка ментальной математике самостоятельно
Уроки по ментальной математике с каждым днем набирают все большую популярность. Эта наука преподается в школе, открываются курсы и небольшие развивающие центры, преподаватели в которых занимаются такой арифметикой.
Что такое ментальная математика
Система развития детского интеллекта, которая построена на обучении быстрому счету в уме по необычной методике, называется ментальной математикой. В ее основе лежит система арифметических действий с помощью специализированных японских и китайских счет. Подходит для развития детей от 4 до 14 лет.
Изобретена ментальная арифметика для детей в Турции. В Азии ее использовать стали с 1993 года. Сейчас методика широко распространена по всему миру и помогает развить мышление, интеллект и память ребенка.
Ментальная детская математика помогает существенного облегчить детям дошкольного возраста процесс знакомства с цифрами и их запоминание. Для дальнейшего изучения математики такое обучение считается прекрасной базой, так как признана дать понимание пространственности и состава числа.
Ментальная арифметика способствует:
Обратите внимание! После полного курса, в том случае если подход был профессиональный, и удалось в итоге достичь поставленных целей, ребенок без особого труда может решать в уме как простые, так и сложные задачи.
Как работает ментальная арифметика
Методика обучения ментальной арифметике детей дошкольного возраста
У людей каждое полушарие мозга отвечает за определенное направление. Развиваться творчески помогает правое, оно также отвечает за образное восприятие и мышление. Левое находится в ответе за логическое мышление.
В момент, когда человек начинает работать руками, деятельность полушарий активизируется.
Обратите внимание! В зависимости от того, какая рука задействована, происходит активизация соответствующего полушария. Именно поэтому основной задачей ментальной математики является задействование всего мозга в образовательном процессе.
Программа по освоению устного счета основана на последовательном прохождении нескольких ступеней. Сначала ребенок знакомится с сутью выполнения арифметических действий с использованием косточек и овладевает техникой. В этом процессе задействованы сразу две руки и участвует как правое, так и левое полушария. Благодаря такому подходу усвоение и выполнение арифметических действий достигается максимально быстро. В процессе обучения ребенок использует абакус, который помогает свободно складывать и вычитать, умножать и делить, а также вычислять квадратный и кубический корни.
Урок ментальной математики с абакусом (счетами)
Второй этап изучения заключается в обучении детей ментальному счету в уме. Ребенок перестает постепенно привязываться к абакусу, в результате этого происходит стимуляция воображения.
Как правило восприятие цифр происходит в левом полушарии, а образ костяшек воспроизводится правым. На этом основывается методика ментального счета.
Обратите внимание! Для детей дошкольного возраста обучение ментальной математике является увлекательным и интересным процессом, помогающим подготовиться к школе.
Самостоятельное обучение дошкольника дома
Так как занятия в специальных центрах многим не по карману, родители задаются вопросом, можно ли ментальной арифметике для детей обучить самому дома. Как показывает практика, изучить азы вполне возможно самостоятельно. Помимо всего прочего такое обучение отличается рядом преимуществ:
Перед тем как заниматься ментальной арифметикой с ребенком дома стоит учитывать не только плюсы таких занятий, но и минусы. Основным считается то, что родители, которые не имеют педагогического образования, в силу любви к своему ребенку могут проявлять чрезмерную требовательность или наоборот закрывать глаза на недочеты. Именно в результате этого многие дети не воспринимают родителей как преподавателей.
Чтобы обучать своего малыша ментальной арифметике в домашних условиях, предварительно необходимо самостоятельно изучить все нюансы. В большинстве случаев, в силу возраста сделать это бывает весьма проблематично. Даже упустив некоторые мелочи, существует риск неправильного обучения. Чтобы избежать ошибок, родители должны тщательно подготовиться, в этом поможет информация, которую можно найти на сайтах и многочисленные ролики.
Обратите внимание! Для достижения результатов важна мотивация и дисциплина. Занятия, несмотря ни на что, должны проводиться постоянно, а не тогда, когда захочется.
Задачи по ментальной арифметике
Перед тем, как приступить к выполнению задач, важно понимать то, что такое ментальная арифметика для детей, обучить самому которой будет весьма проблематично. Но ничего невозможного нет. Самое главное — ответственно подойти к процессу.
Для обучения понадобится приобрести специальные счеты абакус или соробан. Как только они будут куплены, можно приступать к обучению. Методика рассчитана на обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста. Для достижения результатов, категорически запрещено игнорировать систематические каждодневные домашние занятия. Они должны быть построены в форме урока. Специалисты рекомендуют учить детей не только ментальной математике, но и скорочтению.
Перед тем как приступить к занятиям в домашних условиях, важно иметь представление о всех нюансах ментальной математики для детей. О том, что это ответственный процесс, также забывать не стоит.
Обратите внимание! Если занятия проводятся правильно, то первые результаты становятся заметны уже через 2-3 месяца. Чтобы полностью освоить технику, малышу понадобится приблизительно 2 года.
Сначала дошкольник обучается действиям на сложение и вычитание чисел, а затем учится умножать и делить.
На первом занятии ребенка рекомендуется познакомить с абакусом. Малыш должен пощупать и научиться передвигать костяшки. Не лишним будет посмотреть совместно видеоурок. К сложению однозначных и двузначных чисел можно приступать только после усвоения принципа работы.
После того как ребенок освоил счеты, его необходимо ближе познакомить с основными принципами работы и переходить к простейшим примерам сложения.
Обратите внимание! Категорически запрещено торопиться. Умение формируется постепенно, поэтому надо проявить терпение по отношению к ребенку и не ждать моментальных результатов.
Задача 1. Необходимо сложить 14 и 22. Для этого нужно следовать алгоритму: сначала необходимо отложить на спицах число 13 и прибавить к нему 23. В результате этого получается 36. Все математические действия должны выполняться исключительно слева направо.
Вычитать на абакусе тоже весьма просто.
Задача 2. От 8 нужно отнять 4. Для этого в верхнем блоке на первой спице опускается костяшка. В результате этого получается 5. Затем 3 бусины поднимаются в нижнем блоке и выставляется цифра 8. После этого опускаются 3 костяшки в нижнем углу и остается 5.
Следующим этапом освоения ментальной математики является умножение и деление. Этим действиям научить малыша немного сложнее, но со временем ребенок обязательно их познает.
Задачи по ментальной математике
Ментальная математика для детей является довольно новой программой, которая применяется для обучения детей устному счету. Несмотря на то, что методика появилась не очень давно, она получила огромную популярность и показала превосходные результаты. Родители единогласно сходятся во мнении, что программа не только максимально эффективна, но и полезна.
Первые успешные результаты наблюдаются уже по истечении нескольких месяцев, при условии, что занятия проводятся систематически. В результате у детей значительно улучшается память, повышается способность к сосредоточению, а мышление приобретает креативный характер. Если занятия начинают проводиться в дошкольном возрасте, ребенок успевает многому научиться и в дальнейшем чувствует превосходство в школе.