Метафорическая сказка что это
Раздел II. Терапевтические сказки-метафоры
В этом разделе представлены сказочные истории, которые помогут детям найти доступ к своим внутренним ресурсам. В психологии их называют терапевтическими метафорами, поскольку основная мысль сказки представлена не в прямой – назидательной, а в скрытой – метафорической – форме.
Кроме того, уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам, внутренним силам, возможностям человека. Обычно выделяют следующие компоненты терапевтической метафоры:
• метафорический конфликт или появление ситуации, в которой герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов и т. п.);
• метафорический кризис – наступление невыносимой для героя ситуации, несущей символику смерти;
• поиск и нахождение ресурсов внутри себя – открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;
• торжество и праздник – наступление ситуации успеха, при знания со стороны окружающих.
Как можно увидеть из этой структуры, герой сказочной истории не ждет помощи, не просит ее у окружающих. Он находит в себе новые возможности, действует и обязательно побеждает.
Обычно метафоры соответствуют тому или иному симптому и конкретной трудной ситуации. Однако систематическое предъявление ребенку метафор, даже не всегда соответствующих его реальным проблемам, приводит к формированию у него «механизма самопомощи», то есть стремления в любой трудной ситуации искать силы в себе, верить в успех, стремиться и обязательно добиваться цели.
Предлагаемые в этой книге сказочные истории написаны раз личными людьми – студентами-психологами. И как нам кажется, в этом заключается их особая ценность. Каждый из моих молодых коллег вложил в свою сказку кусочек собственной души, по этому, слушая и обсуждая эти сказки, рисуя иллюстрации к ним, ребенок впитает богатство душ сразу многих людей.
Работать со сказками можно по-разному. Обычно ведущий предлагает детям слушать сказку и в тот момент, когда им захочется, начинать рисовать иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду из нее.
Когда ведущий заканчивает чтение, дети чаще всего еще про должают рисовать. В это время можно задать им вопросы, на правленные на осмысление сказки, формулирование своего отношения к поступкам героев и т. п. После того как дети выполнят рисунки, они (по желанию) показывают их остальным участникам, объясняют сюжет.
Выпуск 9. Сказки-метафоры 1
Перед вами девятый выпуск рассылки «Как написать сказку». В этом выпуске я расскажу, как создавать метафорах, и их использовании в сказках.
Вот несколько примеров из диснеевского мультфильма «Мулан».
— Отец утешает Мулан, провалившую испытание: «Как пышно цветут в этом году деревья. Но гляди, вон то не цветёт. Однако, когда оно распустится, я уверен, оно окажется прекраснее всех».
— Император отказывается склониться перед Шань-Ю: «Сколько бы ветер не ярился, гора не склонится перед ним».
— Император о Мулан: «Цветок, распустившийся в непогоду – величайший дар». Затем поясняет: «Такие девушки рождаются не каждое столетие».
Не знаю, действительно ли китайцы любят говорить друг с другом метафорами, но в мультике все это выглядит красиво, и вполне естественно. Легко ли научиться придумывать фразы-метафоры для своих произведений? Почему бы и да. Найти подходящее сравнение потребуется определенного времени и усилий, но писателя никто не торопит.
Пусть заяц быстрее черепахи, но велика ли разница на дистанции в один шаг?
Более сложный случай – когда целое произведение строится вокруг метафоры. Это могут быть стихи, песни, сказки или философские притчи. По сути, метафорой в этих произведениях является сам сюжет, который воспроизводит какую-то ситуацию из жизни.
Помните, как в песне Андрея Макаревича:
Все отболит, и мудрый говорит:
Каждый костер когда-то догорит,
Ветер золу развеет без следа.
Но до тех пор, пока огонь горит,
Каждый его по-своему хранит,
Если беда и если холода.
Это одно из замечательных свойств метафоры. Она помогает подобрать слова и выразить мысли, которые по-другому донести до читателя очень сложно. Потенциал метафор по достоинству оценили философы и психологи. С первыми понятно – философская притча без метафоры – все равно, что ракета без топлива. Психологи используют метафоры, чтобы помочь человеку разобраться со своими проблемами.
Русские народные сказки
Русские народные сказки – это прекрасный пример сказок-метафор.
«Посадил дед репку. Выросла репка большая, пребольшая». По сути, большая репка символизирует большую проблему. Решать эту проблему в одиночку не получается. Успех приходит, когда за дело дружно берутся все – от мала до велика.
Сказку о репке вполне можно рассказать и по-другому – поменять героев и декорации, поместить сказку в другое время. Например, так:
-= Грязюка-мазюка =-
Ехал по проселочной дороге грузовик с зерном. А дорогу ту развезло после дождя, и появилась на ней злая грязюка-мазюка. Угодило колесо в ямку, забуксовал грузовик. Мотор гудит, колесо крутится, а с места сдвинуться не может.
Вышел из кабины грузовика водитель Петя Иванов, и говорит:
— Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Ты пусти меня грязюка-мазюка.
Отвечает ему грязюка-мазюка:
— Не пущу грузовик. Пусть хоть до зимы стоит. Будут люди знать, какая я сильная. Будут уважать грязюку-мазюку.
Стоит Петя посреди дороги, не знает, что делать. Мимо проезжала легковушка. Петя ей руками машет, остановиться просит. Вышел из легковушки водитель, Петя ему говорит:
— Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помоги мне выбраться из грязюки-мазюки.
Подцепили они трос. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Лишь грязюка чавкает, а грузовик не двигается с места.
Отправился Петя в деревню, собрал мужиков и говорит:
— Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помогите мне выбраться из грязюки-мазюки.
Пришли мужики и стали помогать. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Мужики изо всех сил толкают. Лишь грязюка чавкает, а грузовик не двигается с места.
Отправился Петя в деревню, и собрал ребятишек дворовых:
— Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помогите мне выбраться из грязюки-мазюки.
Прибежали ребятишки с радостными криками. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Мужики изо всех сил толкают. Ребятишки за трос тянут. И вот, не выдержала грязюка-мазюка, выпустила грузовик с громким чавком.
Поблагодарил Петя помощников, и отправился в город. Сделали из зерна хлеб. Свежий хлеб на столе стоял, людей радовал. А грязюка-мазюка от огорчения засохла.
Обратите внимание, внешне сказка стала другой, но и там и здесь сюжет строится вокруг одной и той же метафоры. В качестве упражнения рекомендую читателям попробовать взять какой-нибудь сказочный сюжет, и рассказать по-другому. Измените героев, измените декорации – и посмотрите, что их этого получится. Это может оказаться не так просто – чтобы все получилось, нужно хорошо понимать суть сказки.
А можно ли брать готовые сюжеты не из сказок, а прямо из жизни? Разумеется! У психологов, которые занимаются сказкотерапией, существуют специальные методики, которые позволяют брать сюжеты из жизни и превращать в сказки. Подробнее об этом я расскажу в следующем выпуске, а этот выпуск завершаю.
Сказки, притчи и метафоры
Сказки, притчи, метафоры — это не просто рассказы, — это сосредоточение мысли, взаимосвязи поступков и последствий, морали и примеров человеческой мудрости. Если просто сказать человеку умную мысль — он кивнет и продолжит жить как прежде, если же эту мысль превратить в сказку, притчу или метафору и рассказать ее со смыслом, с расстановкой — есть большой шанс, что важная идея просочится через все двери сознания и попадет в самые глубины души, позволит задуматься над своей жизнью, своими целями и желаниями. Они не навязывают точки зрения, выводы, не диктуют вам, как надо жить, они лишь рассуждают о возможных последствиях того или иного поведения и дают возможность взглянуть на себя со стороны в слегка иносказательной форме, они не могут обидеть или ранить, а могут лишь подсказать и научить.
Читайте сказки, притчи и метафоры, размышляйте над ними, осознавайте, и ваши сердца наполнятся мудростью, а разум — пониманием.
Водитель на сельской дороге съехал в канаву, но, к счастью, рядом оказался фермер. Он привязал лошадь по кличке Коко к машине и крикнул:
— Тяни, Нелли, тяни!
Лошадь не сдвинулась с места.
Жил на свете один мудрец. Он был очень известен среди учеников тем, что у него всё всегда получалось. Окружающие были в недоумении, как ему удаётся всегда быть спокойным и счастливым. Однажды несколько учеников подошли к нему и спросили:
— У тебя очень много работы. Как тебе удаётся быть всегда спокойным, собранным, жизнерадостным. Мы никогда не видели тебя в плохом настроении.
Однажды к Учителю пришёл некий богатый вельможа.
— Учитель! — сказал он. — Мне скучно жить!
— Мне сплясать тебе? — ехидно поинтересовался Учитель.
— Ну что вы, Учитель, — смутился вельможа.
Провинился как-то сапожник Санжай и был призван к судье.
Судья рассмотрел вину Санжая и предложил тому наказания на выбор: сьесть 100 луковиц или получить 100 ударов тапочками по спине.
Подумал Санжай и выбрал — кушать лук.
Жили два брата. Один брат был успешным человеком, достигшим известности своими благими делами. Другой брат был убийцей.
Перед судом над вторым братом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос:
— Как получилось, что вы стали преступником?
Учитель и ученик проходили через деревню в день большого праздника. Когда они подошли к главной площади, звуки барабанов и крики людей стали настолько громкими, что ученик зажал уши ладонями. Но к его удивлению, учитель, пританцовывая, проходил всё глубже к центру площади, к месту главного действия. После того, как праздник закончился и люди, уставшие, разошлись по домам, ученик спросил учителя:
— Учитель, как ты мог радоваться и праздновать при таком шуме? Я не слышал даже своих мыслей!
Один из учеников спросил Будду:
— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
— Если на вас с дерева упадёт сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?
Директор предприятия подбирал кандидата на должность своего консультанта. Был объявлен конкурс, рассматривались разные анкеты. Среди множества анкет была забракована кандидатура юноши, который написал, что он за всё время работы не сделал ни единой ошибки.
Был человек, всем сердцем преданный Будде. Была у него прекрасная старинная деревянная статуя Будды, настоящий шедевр. Он относился к ней как к величайшему сокровищу.
Однажды к старому Учителю китайских боевых искусств пришёл ученик-европеец и спросил:
— Учитель, я чемпион своей страны по боксу и французской борьбе, чему ещё вы могли бы научить меня?
Мастер Бахауддин всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Даже умирая, он весело смеялся. Казалось, будто он наслаждается приходом смерти. Его ученики сидели вокруг, и один спросил:
— Почему вы смеётесь? Всю свою жизнь вы смеялись, и мы всё не решались спросить, как вам это удаётся? И вот сейчас, в последние минуты, вы смеётесь! Что здесь смешного?
Глупый и ленивый великан, встретившись с мудрым и трудолюбивым карликом, стал над ним издеваться: «Ты так умён и умел, малыш; почему ты не можешь ничего придумать, чтобы хотя б на вершок увеличить свой рост?»
Когда я был молодым, мне нравилось плавать на лодке. У меня была маленькая лодка: в одиночестве я отправлялся плавать по озеру и мог часами оставаться там.
Однажды я сидел с закрытыми глазами и медитировал. Была прекрасная ночь. Какая-то пустая лодка плыла по течению и ударилась о мою. Во мне поднялся гнев! Я открыл глаза и собирался обругать побеспокоившего меня человека, но увидел, что лодка пуста. Моему гневу некуда было двигаться. На кого мне было его выплёскивать? Мне ничего не оставалось делать, как вновь закрыть глаза и начать присматриваться к своему гневу. В тот момент, когда я увидел его, я сделал первый шаг на моём Пути.
— Ребе, я не понимаю: приходишь к бедняку — он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу — он никого не видит. Неужели это только из-за денег?
— Выгляни в окно. Что ты видишь?
Притча про Насреддина
— А ты, Молла, что думаешь?
Александру Македонскому сообщили во время похода на Персию, что у царя Дария очень красивые дочери. Но его это сообщение не обрадовало.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
— Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.
Эти слова вызвали гнев властелина.
Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались.
По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:
— После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орёл — мы победим, если решка — проиграем. Судьба держит нас в руках.
Как-то шли вместе и в согласии четыре человека: турок, перс, араб и грек, и где-то они раздобыли динар. Этот динар и стал причиной ссоры между ними, потому что, получив его, они стали решать, как его потратить. Перс сказал:
— Давайте купим ангур!
— Зачем покупать ангур, лучше купить эйнаб, — возразил араб.
Случилось как-то раз большое наводнение, и застигло оно обезьяну и рыбу.
Обезьяна, создание проворное и опытное, ухитрилась вскарабкаться на дерево и ускользнула от бушующих вод. Посмотрев со своего безопасного места вниз, она увидела, как отчаянно несчастная рыба борется со стремительным потоком.
Один старик был при смерти. Он подозвал своего сына и сказал ему:
Один человек после четырнадцатилетней тяжёлой аскетической жизни приобрёл способность ходить по воде как посуху. Несказанно обрадованный этим, он прибежал к своему наставнику и сообщил ему об этом.
Давным-давно жил один китаец. Предсказали ему в детстве, что в 36 лет он станет очень богатым. Родители обрадовались, всем рассказали. Вся деревня радовалась, что у них такой богатый человек будет жить.
А происхождением этот человек был из рода Садовников. Ремеслу он учиться не стал. Зачем? И так богатым будет. Так и жил он, в ожидании, родители его кормили.
Жил-был царь, и мучили его всю жизнь три вопроса: какая самая главная пора, кто самый главный человек, какое самое главное дело?
Думал царь: «Знай я ответ на три эти вопроса — весь мир покорю, всё, что ни пожелается, свершу, и станет народ за великого мудреца меня почитать».
Несметное множество людей прошло перед царём, целый сонм учёных мужей, но никто на вопросы эти так и не ответил. Дошли раз до царя слухи, что живёт в отдалении отшельник некий и славен он мудростью.
Здравствуйте. Вы счастье продаете?
— Да.
— Хм. А скажите, вот сколько стоит например 5 минут счастья?
— Полжизни.
— Нифигасе, как дорого! А сколько ж тогда 3 дня могут стоить?
— Полжизни.
— А три мешка?
— Да без разницы. Полжизни стоит счастье.
— То есть я могу взять сколько захочу на свои полжизни?
Однажды мальчик вернулся вечером домой. Целый день он простоял у кузни, глядя, как работает кузнец. С важным видом он сообщил отцу:
— Папа, я теперь могу работать кузнецом. Я знаю всё, как надо делать. Там нет ничего сложного. Я посмотрел и всё запомнил.
Однажды женщина привела своего маленького сына в школу к Насреддину и сказала:
— Припугните его немножко, потому что мне он уже не подчиняется.
Насреддин вытаращил глаза, начал пыхтеть, подпрыгивать и стучать кулаками по столу, пока перепуганная женщина не упала в обморок. После этого он выскочил из комнаты.
Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?
Подле старой раскидистой яблони работал седовласый дедушка. Он срывал с дерева спелые плоды и разбрасывал их в разные стороны.
Вот пришёл человек с кошёлкой и спросил его:
— Я не даю яблоку упасть под дерево, — ответил старик.
Однажды король пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашёл одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее.
В канун Рождества муж и жена оценивали год, который приближался к концу. За обедом в ресторане муж стал жаловаться на то, что пошёл не тем путём, по которому, по его мнению, он должен был пойти. Жена пристально смотрела на рождественскую ёлку, украшавшую ресторан.
Кто-то тайно стал сеять сорняки на пшеничном поле, пока хозяин и слуги спят. Слуги бросились скорее вырывать их, но хозяин сказал, что во время уборки урожая можно более эффективно отделить зёрна от плевел.
Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:
Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:
Однажды шёл Ходжа Насреддин по базару и встретил своего земляка. Тот чуть не плакал. Насреддин подошёл к нему с вопросом, отчего он так печален. И тогда бедняга рассказал Ходже, что нанялся работать к богатому купцу. Трудился у него честно и усердно, а когда пришла пора расплачиваться за работу, хозяин велел ему поймать и наказать ветер, который сбил с его любимого дерева все персики. Когда выполнишь эту задачу, сказал, тогда и заплачу тебе. Не смог слуга поймать лёгкий ветерок… Так и ушёл без денег.
В одном городе жил старец, знаменитый своей мудростью, почтенного возраста, но очень бедный. Однажды царь услышал о мудрости этого старца и сообщил ему, что желает посетить его в его доме и послушать его слова.
— Чем же мы будем угощать царя? — спросила его жена. — У нас дома почти ничего нет!
Ярмарка была в полном разгаре, и старшие ученики Насреддина спросили, будет ли им и их товарищам позволено посетить её.
— Конечно, — сказал Насреддин, — ведь это идеальный случай продолжить практическое обучение.
Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её. Когда младший ангел увидел это, то спросил, для чего. Старший ответил:
— Вещи не такие, какими кажутся.
Как-то раз один бизнесмен стоял на пирсе в маленькой деревушке и наблюдал за рыбаком, сидящим в утлой лодочке, как тот поймал огромного тунца. Бизнесмен поздравил рыбака с удачей, и спросил, сколько времени требуется, чтобы поймать такую рыбу. — Пару часов, не больше, — ответил рыбак. — Почему же ты не остался в море дольше и не поймал ещё несколько таких рыбок? — удивился бизнесмен. — Одной рыбы достаточно, чтобы моя семья прожила завтрашний день, — ответил тот. — Но что же ты делаешь весь оставшийся день? — не унимался бизнесмен. — Я сплю до обеда, затем иду на пару часов порыбачить, затем играю со своими детьми, после мы с моей женой устраиваем себе сиесту, затем я иду в деревеньку прогуляться, пью вечером вино и играю со своими друзьями на гитаре. Вы видите — я наслаждаюсь жизнью, — объяснил рыбак.
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.
Один человек путешествовал и неожиданно попал в чудесное место, где растет древо исполнения желаний. Как только сел под таким деревом, любое желание немедленно будет исполнено. Этот человек был уставшим и лег спать под деревом исполнения желаний.
Когда он проснулся, то почувствовал сильный голод и подумал:
— Я чувствую голод. Я бы хотел добыть немного пищи откуда-нибудь.
И немедленно из ниоткуда появляется пища. Он был так голоден, что не стал думать, откуда она появилась. Он сразу начал есть, а пища была так вкусна…
Однажды старый мудрый кот, прогуливаясь по городу, увидел маленького котенка, который кружился на месте, пытаясь поймать свой хвост. Старый кот остановился и долго наблюдал за котенком, а затем спросил его:
— Зачем ты гоняешься за собственным хвостом?
Однажды много достойных воинов собрались для того, чтобы проверить, кто из них самый смелый и бесстрашный.
Они сражались на мечах, бились на кулаках, ходили с голыми руками на медведя и тигра. Но сколько бы не устраивали эти воины себе испытаний, ни одно из них не могло выбрать самого смелого и бесстрашного.
И тогда они обратились к юной девушке, наблюдавшей за их состязаниями, с просьбой выбрать самого смелого и бесстрашного.
Устав от шумного и беспокойного города, где всё отвлекало от медитации и самосозерцания, человек решил найти тихое спокойное место. Он пришёл в лес, где не было ни души, но не смог сосредоточиться, потому что ему мешало стрекотание цикад и кузнечиков. Он углубился дальше в лес, но там очень громко пели птицы, отвлекая его от контакта с внутренним «я». В поисках тишины, человек залез в пещеру, там было очень тихо, но звуки капающей воды его раздражали.
Далеко-далеко в маленькой деревушке возле прекрасной долины жили два друга — Пабло и Бруно. Оба они были молоды и мечтали о лучшей жизни для себя. Часто они делились друг с другом мечтами о том, как они станут самыми успешными людьми в деревне. Они не боялись тяжелой работы и искали возможности добиться своей цели и осуществить свои мечты.
. Жили-были дед да бабка. Как-то раз сконвергировали их зрительные анализаторы на кулинарной книге, в коей в вербальной форме интегрирована была концептуальная модель испечения колобка. И тут заговорил префронтальный неокортекс деда внутренним голосом: А не объективировать ли тебе, старче, свою биологическую потребность в пище?
На птичьем дворе происходили тренировочные полёты. Гусыня мама обучала деток летать.
— Чем сильней вы разбежитесь, тем легче будет взлететь. Голову держите ровно, вытягивая клюв вперёд. Начинаете быстро бежать, сильно размахивая крыльями, – наставляла она.
Но сколько гусята не старались, их попытки заканчивались падением на землю.
И вот однажды, рядом с ними приземлилась большая красивая птица.
Два человека работали на стройке. В обеденный перерыв они обычно садились на обочине и доставали свои бутерброды. Один человек развернул сверток с едой, в предвкушении потер руки и сказал:
— Прекрасно! Я так проголодался! Курица, бутерброды с сыром и тунцом, чипсы, фрукты.
Второй взглянул на свои бутерброды и тяжело вздохнул.
— О Господи, опять эта ветчина! Как она мне надоела! Уже третий раз за неделю бутерброды с ветчиной. Видеть ее больше не могу!
Два психиатра жили в одном доме. Каждый вечер они возвращались из своих учреждений и часто поднимались вместе на одном лифте. Лифтёр был очень сильно заинтригован одной вещью, которая происходила каждый раз снова и снова. Первый психиатр, выходя из лифта, неизменно поворачивался и плевал на второго. Тот улыбался, спокойно доставал свой платок из кармана, вытирал лицо, галстук или пальто. Иногда лифтёр даже слышал, как он довольно хихикал.
Как-то раз несколько лягушек захотели устроить соревнование по бегу. Их целью было добежать до вершины высокой башни. Много зрителей собралось, чтобы посмотреть соревнования и подбодрить участников. Итак, забег начался. Сказать по правде, никто из зрителей не допускал даже мысли о том, что лягушки могут добежать до вершины. Ото всех можно было услышать такие слова: «Ах, как тяжело!» и такие: «Они НИКОГДА не достигнут вершины!»,или: «У них не получится, башня слишком высокая!» Одна за другой лягушки начали сходить с дистанции. Кроме одной, которая упорно карабкалась все выше и выше. Люди продолжали кричать: «Это слишком тяжело. Никто не в силах справиться с этим!»
Однажды старый индеец рассказывал своему внуку о «битве», которая происходит внутри человека. Он сказал: – Знаешь ли ты, что внутри каждого из нас идет борьба двух «волков». Один из них олицетворяет собой зло. Это гнев, зависть, печаль, сожаление, жадность, высокомерие, жалость к себе, самобичевание, обида, чувство неполноценности, ложь, ложное самолюбие, превосходство, эгоизм. Второй – это добро. Это радость, мир, любовь, надежда, спокойствие, умеренность, доброта, щедрость, сочувствие, доброжелательность, правда, сострадание и вера. Один волк со временем побеждает.
Ученик спросил дервиша:
— Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?
— Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, — сказал учитель.
«Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными.
Было это давным-давно. Среди пустынной равнины стояла одинокая Гора. Ни одно растение не росло на её склонах, ни один зверь не пробегал по её уступам, ни одно насекомое не проползало по её камням, ни одна птица не летала над ней. Только снег и дождь прикасались к Горе, да солнце согревало Гору, да ветер охлаждал её.
Днём и ночью Гора смотрела в небо, где проплывали причудливые облака. Днём она видела солнце, шествующее по небу, а ночью – луну. В безоблачные ночи мерцали звёзды. Но больше Горе ничего увидеть не удавалось.
И вдруг однажды над Горой появилась маленькая птичка. Сделав круг, она опустилась на уступ отдохнуть и почистить пёрышки. Птичка прыгала по Горе, цепляясь за острые камни маленькими нежными коготками, и Гора вдруг ощутила её прикосновение, ощутила тепло её живого тела.
Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
— Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать? Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й кастрюли. — Что изменилось? — спросил он свою дочь.
На вопрос: «Куда идёшь ты, учитель?» — Гиллель иногда отвечал:
— Иду подкрепить себя пищей и этим оказать радушный приём моему гостю.
— Какой же это у тебя ежедневно гость в доме?
Взгляни на этот день!
Ведь в нем заключена жизнь, сама сущность жизни.
В его коротком отрезке лежат все правды и сущности нашего существования: блаженство роста, великолепие действия, величие достижения.
Ведь вчерашний день всего лишь сон, а завтрашний день лишь неясное видение.
Пpедставьте, что вы пpишли в магазин, и yвидели на пpилавке некий инстpyмент, на котоpом написано пpимеpно следyющее: «Молоток — новейший инстpyмент для забивание гвоздей!». Что вы можете сделать в подобной ситyации?
Вы можете посмотpеть на это и сказать: «Этим — забивать гвозди? Я не веpю! Это не возможно! Как это можно вообще в pyках yдеpжать? А эта штyка на конце? Она же может соpваться! А гвоздь, что, в деpжать в pyках?
Давным-давно в одном очень далеком, затерянном королевстве жил король. Ему очень нравилось ощущать свое могущество. Но королю нужна была не только сама власть. Ему было необходимо, чтобы все вокруг восхищались его всесилием. Как и мачеха Белоснежки, которой было недостаточно просто знать о своей красоте, король нуждался в зеркале, в котором бы отражалось его могущество. У него не было волшебных зеркал, но было множество придворных и слуг. И от них можно было узнать, вправду ли он самый могущественный человек в королевстве.
Как-то шел по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни. Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной ношей. — Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? — Спросил мудрец. — Я страдаю для счастья своих детей и внуков.— Ответил человек.
Жили по соседству два еврея. Один из них был знатоком Торы, а другой — бедным работником.
Учёный сосед вставал до зари и спешил в синагогу. После нескольких часов занятий он долго и беззаветно молился, отправлялся домой, наскоро завтракал и возвращался в синагогу, чтобы заниматься до обеда. Затем он шёл на рынок, где заключал небольшие сделки, обеспечивавшие ему средства для удовлетворения насущных потребностей, и возвращался в синагогу. Вечером, после молитвы и трапезы, он снова засиживался над священными книгами до глубокой ночи.
Просто отрывок из одной хорошей книги. Возможно, автор говорит о Боге, но ведь важно то, что поймет читатель…
Пустыню можно обратить в цветущий сад. Для этого нужна ежедневная тажелая работа — явная. Тысячи людей, под палящим солнцем таскающие воду, разгребающие песок, высаживающие первые деревья, — все это видно издалека, явственно. Путник, проезжающий мимо на ослике, издалека заметит дымы и отсветы тысячи костров, услышит блеянье и мычанье скота, приведенного с собой на мясо.
Метафора на встраивание трёхпозиционки.
Давным-давно, у самых Синих Гор, жил рыцарь. Его звали Витальо Сазанье. Он промышлял тем, что продавал свою способность применять силу — он выколачивал деньги у должников, защищал деревни от разбойников, все время кого-то спасал и кому-то помогал. Но почему-то все его дела всегда заканчивались ссорами и недоразумениями — то оплата не нравилась рыцарю, то грубо с ним обходились его заказчики…
Одна маленькая, одинокая, но храбрая и отважная муравьишка издалека, из дальнего леса тащила на себе тяжелую гусеницу. И не то, чтобы сама гусеница была тяжелой, но на неё налипло много грязи, соринок, песка, которые очень муравьишке мешали. Она очень устала, измучилась, а пробегавшие мимо козявки ещё и смеялись над ней — вот какая смешная, бросила бы давно, а эта вот все тащит и тащит…
Своеобразный любительский сборник метафор. Там их много и разных…
Лежал на одной стройке кирпич. Бесхозный, беспаспортный. Грустно ему было, одиноко. Решил кирпич на белый свет посмотреть. Встал и пошёл. Смотрит — остановка, люди в автобус садятся. Кирпич росточком невелик, шмыгнул между ног пассажиров и тоже поехал. А в это время в автобус залезли злые контролёры, человек десять. Увидели кирпич и стали его ловить. Бедняга давай от них под сиденьями прятаться. А у контролёров руки-то длинные. Бегал кирпич от них, бегал, да и провалился в дырку.
Метафора, которой открывается «Структура магии». И этим всё сказано.
Когда-то, давным-давно, так давно, что этого уже никто не помнит, в одной стране жил юный принц. Он был жизнерадостным и наивным, и он верил во многие вещи. И только три вещи существовали на белом свете в которые он не верил: он не верил, что существуют острова, он не верил, что существуют прекрасные принцесы, и он не верил, что существует Бог. Он не верил, потому, что так сказал его отец-король, которого он очень любил.
Красивая метафора, говорящая о позитивном намерении, которое стоит за нашими желаниями.
Жил-был один человек. У него было очень тяжелое детство и очень тяжелая юность. Он жил один в маленькой квартирке, и с большим трудом зарабатывал себе на жизнь, и его это злило. Он был печален и несчастен.
Метафора Дэвида Гордона о метафорах.
Представьте себе, что Вы работаете с клиентом. В процессе работы у Вас складывается впечатление, что проблема Вашего клиента похожа на железнодорожный вокзал — есть семафоры и подъездные пути, есть рельсы и перроны; наконец, есть регулировщик — сам клиент. А Вы, в процессе сбора информации, приходите к выводу, что ему на этом самом вокзале необходим слон — самый обычный белый слон с большими ушами и длинным хоботом.
Прямо с тренинга Сергея Горина. Приносим извинения за техническое несовершенство! 🙂
Мир, в котором мы живем — хотим мы того, или нет — в значительной степени компенсируется тем, что и как мы о нем думаем. И я вам приведу простой пример.
Это Вам — не «У попа была собака»…
Однажды один старый шаман собрал своё племя у костра и сказал:
— Послушайте старинную сказку, которая показывает на что-то из того, про что нельзя рассказать и рассказывает про то, на что нельзя указать.
Пока все пытались понять смысл того, что они услышали, шаман раскурил трубку и начал свой рассказ:
Знаешь ли ты историю о том, как Будда достиг просветления? Обычно говорят, что после долгого периода обучения и постижения мудрости, царевич Шакья-Муни пришел как-то вечером на берег ручья и поклялся, что он не уйдёт с его берегов, прежде чем испытает просветление. В тот же момент оно снизошло на него и он стал Буддой…
Ты, конечно, помнишь забавного мишку по имени Вини-Пух… И наверно помнишь его друзей — поросёнка Пятачка, Кролика, Сову, ослика Иа, Тигру, Кенгу и крошку Ру…
С ними происходило много разных интересных историй, но сегодня речь пойдёт об одном событии, которое случилось значительно позже — почти рукой подать. Вернее, это даже и не событие… Впрочем, по порядку.
То, о чём я хочу тебе рассказать, произошло в одном небольшом королевстве. Его название — Брумландия, но это не играет в нашем рассказе никакой роли. Когда оно только возникало пёстрым лоскутком на карте рядом с другими странами — такими же небольшими, в нём происходило много разных событий, и кое-какие из них вошли даже Большую Энциклопедию. Однако, к нашей истории это всё тоже не имеет отношения, ибо к описываемому времени все тревоги и волнения постепенно улеглись и Брумландия представляла собой небольшую, хорошо организованную, уютную страну, населённую весёлым трудолюбивым народом, и управляемую мудрым королём Нассиком Третьим.
Итак, в одном синем-синем море жила маленькая рыбка. Несмотря на то, что она была ещё и правда маленькая (хотя правильнее сказать — молодая), она была уже довольно красива. Ее длинный хвост красиво изгибался, когда она плыла куда-то или даже просто под действием водяных потоков, которые всё время текут туда и сюда в каждом уважающем себя море.
Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.