Методический отдел чем занимается
Функциональные и должностные обязанности методиста
Профессия методиста сегодня весьма востребована. Ведь именно от него зависит успешная организация педагогической деятельности. Благодаря методисту распределяется нагрузка преподавателей и учеников. Он творчески подходит к работе, отличается компетентностью и культурным общением. Какие же должностные обязанности методиста? В каких учреждениях он работает? Читайте далее.
Профессия методист
Любое образовательное учреждение нуждается в специалисте, который организует работу и сможет вести документацию профессионально. Поэтому в таких сферах работает методист. Он не общается с учениками или родителями. Однако описывает организационные моменты, которые необходимы для учреждения.
Методист организовывает педагогическую деятельность, учит преподавателей определённым занятиям и на наглядном материале демонстрирует эффективность и правильность успешной работы.
Чтобы стать методистом, необходимо пройти нелёгкий путь. Чаще всего назначают на эту должность преподавателя с большим опытом работы. В первую очередь назначенный человек должен знать и понимать должностные обязанности методиста. Однако администрация учитывает и другие факторы. Всё зависит от того, насколько хорошо преподаватель ориентируется в плане работы, в организационных моментах и в обучении.
Где может работать методист
Как говорилось ранее, такие специалисты нужны в образовательных учреждениях. Это детские сады, школы, колледжи, университеты, дома культуры. Везде, где есть преподаватели и ученики.
Специального обучения на методиста не бывает. Им может стать любой человек, который прошёл от самых низов, понимает специфику работы и должностные обязанности.
Часто администрация не видит полной занятости сотрудника и старается загрузить его ещё больше. Например, организовать мероприятие, пообщаться с родителями и т. д. На каждом месте у методиста свои обязанности, которые обговариваются при приёме на работу. Лучше всего заключить договор, чтобы в будущем администрация не добавила дополнительный объём труда при такой же заработной плате.
Обязанности методиста детского сада
Как правило, старший воспитатель дошкольного учреждения со временем становится правой рукой заведующей. Методист организовывает и курирует педагогическую работу. Он проверяет перспективные и календарные планы, посещает занятия, контролирует учебный процесс, составляет расписание и т. д.
Методист обязан консультировать воспитателей, помогать им и направлять в нужное русло. У него в кабинете должна находиться вся необходимая литература для преподавателей. Когда заведующая отсутствует, методист берёт на себя её обязанности и руководит детским садом.
На эту должность не будут назначать человека с улицы. Сначала необходимо себя зарекомендовать и иметь опыт работы воспитателя не меньше пяти лет. Довольно часто методист вызывает к себе воспитателей и проводит с ними беседу по новым методикам или открытым занятиям. Также в его обязанности входит следить за игрушками и недостающим материалам в группах, а на педагогическом совете решать эти вопросы.
Должностные обязанности методиста детского сада обширны. Именно поэтому приходят на такую должность только те воспитатели, которые имеют значительный опыт и стаж работы.
Чем обязан заниматься методист в школьном учреждении
Педагогические работники иногда нуждаются в помощи определённых форм и методов обучения. Для этого и нужен методист. Он помогает разрабатывать методические материалы, планирует подготовку в повышении квалификации всех сотрудников.
Методист составляет планы и программы, которые необходимы для уроков. Он разрабатывает и готовит к утверждению документацию и дидактические материалы. Любые конкурсы, выставки или олимпиады организовывает методист. Вся документация сдаётся директору или заместителю для утверждения.
Если при школе есть дополнительные образования кружки или секции, он помогает укомплектовывать группы.
Кроме вышеперечисленного, методист участвует в разработке и сам создаёт пособия и материалы для учебного процесса. Необходимо знать все должностные обязанности методиста школы. Все они зависят от специализации учреждения и их требований.
Обязанности инструктора-методиста
Специалист этой категории назначается директором. В должностные обязанности инструктора-методиста входят теория и методика физического воспитания. Он специализируется в области лечебной физкультуры. Методист-инструктор оценивает и исследует физическое развитие и работоспособность человека.
Специалист по лечебной физкультуре разрабатывает индивидуальные массажи и гимнастические упражнения, эффективные занятия для здоровья. Он контролирует медицинский персонал, т. е. то, насколько качественно проводятся процедуры и упражнения.
Методист-инструктор распространяет современную методику и обучает медицинских сестёр правильному восстановлению здоровью. Часто его приглашают доктора на осмотр больного, чтобы лучше и качественнее определиться с методикой и планом реабилитации.
Обязанности методиста в Доме культуры и отдыха
Очень часто детям и взрослым предлагается провести свой досуг не на улице, а в заведении. Это такое учреждение, где есть много разнообразных кружков: танцы, пение, цирковая группа и мн. др. Как правило, такое заведение называют домом или дворцом культуры.
Для того чтобы в учреждении был порядок, работает методист. Должностные обязанности методиста Дома культуры обширные: он помогает набирать группы, чтобы было в них достаточное количество человек. Старается правильно организовать работу, разрабатывает и организовывает учебные планы.
Когда готовятся сценарии и концерты, методист принимает в них участие. Занимается организацией дидактических материалов и составлением планов.
Методист обязан творчески подходит к процессам, так как от него зависит очень многое. Бытует мнение, что должностная обязанность методиста культуры совсем несложная. Однако такое мнение ошибочное. Ведь даже самая простая организация праздника – сложный и трудоёмкий процесс.
Права методиста
У любого специалиста есть не только обязанности. Нельзя скидывать со счетов и его права. Методист имеет право знать про новые проекты, которые выдвинул директор заведения. Все вопросы, касающиеся его деятельности, он может выносить на рассмотрение руководителя или администрации. Методист имеет право предложить план улучшения работы и сделать замечания сотрудникам, если они неправильно что-то делают.
Для того чтобы выполнять свои обязанности, специалист по методическому обучению имеет право запросить у директора информацию или документы, которые касаются непосредственно его деятельности. Также он может привлечь педагогов к решению определённых задач, что были возложены дирекцией.
Ответственность методиста
У методиста есть не только права и обязанности. На него возлагается большая ответственность за весь учебный процесс. То есть если должностные обязанности не выполнены, спрашивать будут не с преподавателя, а с методиста. Ведь в законодательстве описаны все пункты. Поэтому методист обязан их придерживаться.
Если кто-то из сотрудников нарушил права, ответственность несёт методист. Он обязан общаться с преподавателями и объяснять им каждую инструкцию.
Кто слушал лекцию, обязан расписаться, что он действительно услышал методиста и сделает всё правильно.
Если причинён материальный ущерб, касающийся деятельности методиста, он несёт ответственность. Вся документация, которая ведётся специалистом, должна быть в порядке, ведь в любое время её может потребовать директор. Если она не готова, или методист по какой-либо причине не стал заполнять формы, бланки или отчёты, специалист может быть наказан лишением премии. Всё зависит от того, насколько важна документация на данный момент.
Заключение
Должностные обязанности методиста дополнительного образования, школы, детского сада, Дома культуры, конечно, отличаются. Однако для всех существует одно требование – творческий подход. Очень часто методист считается правой рукой руководителя. Ведь он помогает в решении многих организационных вопросов.
Методист может и сам разрабатывать уникальные планы для обучения. Всё зависит от места работы и требований конкретного учреждения. Поэтому если человек придёт устраиваться методистом, должны изначально оговариваться права, обязанности и ответственность. Чаще всего заключается договор, и обе стороны (начальник и подчинённый) придерживаются его и не выходят за обозначенные в нем рамки.
Методист – сложная профессия. Ведь нелегко общаться с большим количеством людей, учитывая, что у каждого человека разный характер. Именно поэтому методист должен быть общительным и неконфликтным.
Кто такой методист образовательных программ?
Специалист, который составляет учебные программы для курсов и выстраивает весь процесс: от старта до результата.
Знакомое слово. А что делает методист?
Проектирует образовательный курс: разрабатывает план учебной программы, определяет формат занятий, подготавливает учебный материал и задания, определяет результаты обучения. Помогает студентам интересно и комфортно учиться и достигать тех целей, которые заложены в программу.
Допустим, вы записались на курс «Научись делать столы за 30 дней», после его окончания вы должны научиться делать столы. Методист здесь — ваш проводник: он отобрал нужную информацию, сделал инструкцию по прохождению курса и помог достичь результата за нужное время.
Методиста ещё называют педагогическим дизайнером, архитектором обучения, разработчиком онлайн-курсов, сценаристом.
Пишет статьи о дизайне и маркетинге. Любит книги и путешествия в горы.
Так, а какие задачи он решает?
Всё зависит от организации и конкретного образовательного проекта. Где-то методист может заниматься только контентом для учебной программы, а где-то — выполнять большой спектр задач: от концепции проекта до сбора обратной связи.
Несколько руководителей методических команд, продюсеров образовательных программ объединились и составили «Скиллсет методиста» — список задач, с которыми может столкнуться методист и команда образовательного проекта на практике. Там же есть перечень знаний и умений, которые нужны на каждом этапе. Сейчас в скиллсете 66 рабочих задач и он дополняется. Каждый методист не обязан владеть всеми этими знаниями, но список подсказывает, в каких направлениях развиваться новичку или повышать квалификацию специалисту.
А с какими основными задачами тогда сталкивается специалист?
Если говорить об опытном методисте, который может разработать программу с нуля, то вначале он исследует целевую аудиторию курса, её потребности, мотивы обучения.
Потом определяет цели и задачи курса, желаемый результат. Прописывает путь, по которому проведёт студента по образовательной программе.
Методист работает в связке с экспертом, и одна из его главных задач — помогать эксперту структурировать и переработать знания и опыт. Из массива информации методист выделяет нужное и полезное, убирает лишние блоки, добавляет связки, задаёт вопросы эксперту. То есть, по сути, адаптирует информацию от эксперта для аудитории, кучу знаний в его голове укладывает в упорядоченный курс.
Дальше он продумывает формат занятий: где будет практика, где интерактивы, какие использовать сервисы и программы для обучения. Какая будет форма коммуникации со студентом, формат проверки знаний. Планирует расписание и карту курса, определяет, где будут перерывы. И думает, как повысить активность студента, вовлечь его в процесс обучения и мотивировать.
Также методист собирает аналитику и обратную связь от студентов, чтобы улучшить курс.
Довольно много задач для одного. Но ведь есть и другие люди, которые разрабатывают программу?
Конечно! Над образовательным курсом работает, как правило, целая команда, а не один человек. Методист — это ключевая роль, поскольку он упаковывает знания эксперта и выстраивает обучающую стратегию.
Кроме него в команде ещё обычно есть:
Но бывает, что все эти роли совмещает один человек.
А что должны знать методисты?
Важно разбираться в нескольких предметных областях. Нужны знания возрастной психологии, педагогики, нейрофизиологии, чтобы понимать, как работает наш мозг и как мы учимся, где сделать перерыв и сколько он должен длиться.
Навыки копирайтинга пригодятся для переработки, структурирования и упаковки текста в приятный для чтения вид.
Основы UX-дизайна — для понимания законов восприятия информации.
Чтобы исследовать аудиторию, сделать курс привлекательным и уметь оценить его эффективность, методисту понадобятся знания менеджмента и маркетинга.
А если методист отвечает за достижение результата и доведение проекта до конца, то ему полезно разбираться в проджект-менеджменте.
Это же пять разных профессий! Методист обязательно должен все их освоить?
Не обязательно. Как правило, методисты хорошо разбираются в каких-то отдельных направлениях и постепенно развиваются в остальных. Например, могут быть классными педагогами, но не прорабатывать интерфейсы и дизайн курса.
Но хорошему специалисту важно развиваться во всех направлениях, анализировать, каких скиллов не хватает, что нужно подтянуть, и выбрать вектор развития.
А что ещё важно для методиста? Какие hard и soft skills должны быть развиты?
Главные hard skills — это умение проектировать модель обучения и создавать контент, понимание логики построения образовательного продукта.
А среди важных soft skills: системное мышление, дотошность, умение выстраивать структуру из хаоса. Нужно быть занудой в хорошем смысле, чтобы вытянуть из эксперта самое важное, основательно и придирчиво проработать информацию.
Обязательно быть любознательным и любить постоянно учиться. Наконец, методисту не обойтись без умения общаться с людьми и работать в команде.
Может ли методист делать образовательную программу, не разбираясь в теме курса?
Может. Конечно, если это какая-то специфическая тема или область со своей методологией обучения (например, иностранные языки), то без знаний в ней невозможно разработать учебную программу. Но по большинству тем методист может иметь лишь общее представление. А дальше уже задавать вопросы эксперту, постепенно погружаясь в тему.
Если методист не разбирается в теме, это даже полезно. В этом случае вопросы эксперту он будет задавать правильные, как новичок. А ещё у него не будет искушения подменить собой эксперта и опираться на собственные знания и опыт, считать, что он всё понимает, и не задавать вопросов.
Слышал, что профессия методиста сейчас очень востребована. Почему?
Да, это так. Сфера образования развивается быстрыми темпами. Кроме академического образования стали популярны дополнительное образование, корпоративное образование, появилось множество обучающих курсов.
Кроме того, методист помогает масштабировать уже существующие курсы, тренинги, учебный материал. Допустим, вы записали несколько лекций по академической живописи и хотите сделать из них онлайн-курс с уроками, который будет интересно пройти не только студентам в вузе, но и всем интересующимся искусством. Методист упакует курс так, чтобы из обычных лекций сделать целый образовательный продукт и донести его ценность до широкой аудитории.
А где может работать методист, кроме вузов и школ?
Везде, где есть образовательные программы. Чаще всего методисты работают в образовательных компаниях, онлайн-школах.
Востребованы они и во многих крупных компаниях с методическими отделами, которые занимаются корпоративным обучением.
Методисты могут работать и на себя, создать собственный образовательный продукт. Или разработать курс для отдельных экспертов.
Я хочу стать методистом. Что мне делать?
Можно учиться на собственном опыте — попробовать запустить свой курс: придумать идею, проанализировать рынок и конкурентов, спрос на услугу, создать программу обучения, найти экспертов, создать посадочную страницу, дать рекламу и так далее.
Можно попробовать с уже имеющимися навыками и опытом устроиться в образовательный проект и подтягивать те знания, которых не хватает.
Для постепенного старта в профессии подойдут онлайн-курсы, где можно научиться разрабатывать образовательный проект на практике.
Методический отдел чем занимается
Учебно-методический отдел
Сергеева Анастасия Ивановна
г. Якутск, ул. Белинского, 58, каб. 513
Учебно-методический отдел ФЭИ занимается планированием, организацией учебного процесса, осуществляет контроль за образовательным процессом и является координирующим органом по учебной работе.
Цели УМО: организационное обеспечение учебного процесса и создание условий для освоения студентами очной и заочной форм обучения образовательных программ высшего образования по направлениям, реализуемым в ФЭИ.
УМО выполняет следующие виды работ:
формирование учебной документации: графиков учебного процесса на учебный год (очная и заочная формы обучения), расписания учебных занятий, расписания экзаменационных сессий, расписания государственной аттестации выпускников (государственных экзаменов, защита дипломных работ), состава государственных аттестационных комиссий;
сбор документов по организации учебного процесса, представление обобщенной информации кафедр в ДОКО и в соответствующие отделы СВФУ;
организационные мероприятия по работе с первокурсниками (медицинский осмотр, постановка на воинский учет);
формирование справочно-информационной документации по организации учебного процесса (списочный состав студенческих групп; контингент; списки сирот, инвалидов; национальный состав студентов; назначение старост групп; аудиторный фонд);
учет и контроль движения студентов (академические отпуска, переводы, отчисления, восстановления и т.д.);
контроль и подведение итогов контрольных срезов студентов очной формы обучения (бак, маг.);
организационные работы по проведению диагностического и репетиционного тестирования студентов;
составление документации для организации сессий (журналы учета успеваемости, списки студентов, номенклатура зачетов и экзаменов в соответствии с учебным планом, проведение сверки записей в зачетных книжках и экзаменационных и зачетных ведомостях (листах) и др.);
организация и проведение стипендиальной комиссии по назначению государственных академических стипендий студентам, подготовка материалов для назначения студентам государственной академической повышенной стипендии по учебной деятельности и именных стипендий;
подготовка аналитического отчета по итогам экзаменационных сессий для рассмотрения на заседании Административного совета, Ученого Совета и учебно-методической комиссии ФЭИ;
Адрес: г. Якутск, ул. Белинского, 58, каб. 512, 513
Контактные телефоны: 496-796 (бак, маг. ОФО), 496-790 (ЗФО)
Методический отдел чем занимается
Основные функции учебно-методического отдела
УМО осуществляет управление учебным процессом, контроль обеспеченности дисциплин необходимыми учебными и учебно-методическими материалами, исполняет документооборот образовательной деятельности обучающихся. Основными функциями УМО для обеспечения высокой эффективности учебной и методической работы в институте являются:
1. Своевременное изучение нормативных документов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, информирование кафедр в и других структурных подразделений.
2. Разработка учебных планов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, нормативными актами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также рекомендациями учебно-методических объединений по специальностям, контроль за их выполнением.
3. Составление календарных учебных графиков изучения образовательных программ.
4. Контроль соответствия преподаваемых дисциплин содержанию образовательных программ федеральному государственному образовательному стандарту и исполнение рабочих учебных планов.
5. Планирование совместно с кафедрами и составление расписания учебных занятий, экзаменационных сессий для студентов очной и очно-заочной форм обучения, установочных и лабораторно-экзаменационных сессий для студентов заочной формы обучения, работы Государственных экзаменационных комиссий (далее ГЭК).
6. Организация разработки и внедрения научно-обоснованных критериев оценки качества учебного процесса и подготовки специалистов. Анализ хода и итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
7. Организация и совершенствование рейтинговой системы контроля успеваемости и качества подготовки специалистов как средства обеспечения качественной работы преподавателей и студентов.
8. Планирование учебной нагрузки по институту, контроль ее выполнения кафедрами и представление отчета по ней в университет.
9. Документационное обеспечение обучающихся всех форм обучения.
10. Контроль за организацией и ходом экзаменационных сессий, обобщение и анализ итогов сессий.
11. Контроль за согласованием содержания рабочих программ дисциплин различных кафедр, изучаемых в рамках одной специальности.
12. Организация и проведение всех видов практик.
13. Организация мероприятий по внедрению в учебный процесс компьютерных и перспективных информационных технологий, новых технических средств обучения.
14. Исследование эффективности использования выпускников и оценка качества их подготовки. Разработка прогноза потребности выпускников института.
15. Анализ результатов контроля выполнения расписания учебных занятий по всем формам обучения, их соответствие учебным графикам.
16. Контроль за обеспечением методическими разработками дисциплин, преподаваемых в институте, контроль за обновлением и обеспечением методической литературой (методические указания по курсовым проектам, контрольным и лабораторным работам, лекциям и т.д.).
17. Изучение потребности в новой учебно-методической литературе, координация работы по созданию и использованию в учебном процессе печатных и электронных учебных и учебно-методических пособий.
УМО осуществляет управление учебным процессом, контроль обеспеченности дисциплин необходимыми учебными и учебно-методическими материалами, исполняет документооборот образовательной деятельности обучающихся. Основными функциями УМО для обеспечения высокой эффективности учебной и методической работы в институте являются:
1. Своевременное изучение нормативных документов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, информирование кафедр в и других структурных подразделений.
2. Разработка учебных планов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, нормативными актами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также рекомендациями учебно-методических объединений по специальностям, контроль за их выполнением.
3. Составление календарных учебных графиков изучения образовательных программ.
4. Контроль соответствия преподаваемых дисциплин содержанию образовательных программ федеральному государственному образовательному стандарту и исполнение рабочих учебных планов.
5. Планирование совместно с кафедрами и составление расписания учебных занятий, экзаменационных сессий для студентов очной и очно-заочной форм обучения, установочных и лабораторно-экзаменационных сессий для студентов заочной формы обучения, работы Государственных экзаменационных комиссий (далее ГЭК).
6. Организация разработки и внедрения научно-обоснованных критериев оценки качества учебного процесса и подготовки специалистов. Анализ хода и итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.
7. Организация и совершенствование рейтинговой системы контроля успеваемости и качества подготовки специалистов как средства обеспечения качественной работы преподавателей и студентов.
8. Планирование учебной нагрузки по институту, контроль ее выполнения кафедрами и представление отчета по ней в университет.
9. Документационное обеспечение обучающихся всех форм обучения.
10. Контроль за организацией и ходом экзаменационных сессий, обобщение и анализ итогов сессий.
11. Контроль за согласованием содержания рабочих программ дисциплин различных кафедр, изучаемых в рамках одной специальности.
12. Организация и проведение всех видов практик.
13. Организация мероприятий по внедрению в учебный процесс компьютерных и перспективных информационных технологий, новых технических средств обучения.
14. Исследование эффективности использования выпускников и оценка качества их подготовки. Разработка прогноза потребности выпускников института.
15. Анализ результатов контроля выполнения расписания учебных занятий по всем формам обучения, их соответствие учебным графикам.
16. Контроль за обеспечением методическими разработками дисциплин, преподаваемых в институте, контроль за обновлением и обеспечением методической литературой (методические указания по курсовым проектам, контрольным и лабораторным работам, лекциям и т.д.).
17. Изучение потребности в новой учебно-методической литературе, координация работы по созданию и использованию в учебном процессе печатных и электронных учебных и учебно-методических пособий.