Метро 2033 что произошло
Мир «Метро 2033»
Обложка первого романа о вселенной
Мир романа «Метро 2033» (мир, созданный романом «Метро 2033») — вымышленная вселенная, созданная Дмитрием Глуховским и впервые описанная в его романе «Метро 2033», а затем в «Метро 2034» и «Метро 2035». Поклонники романа, среди которых и профессиональные писатели, начали создавать собственные сочинения на основе описанных в романах Глуховского событий и созданного им вымышленного мира. В связи с этим родилась книжная серия «Вселенная Метро 2033», авторы которой описывают как Москву, так и другие регионы земного шара.
Краткое описание
Цитата из книги
Весь мир лежит в руинах. Человечество уничтожено практически полностью. Из-за высокого уровня радиации полуразрушенные города стали непригодны для жизни. За их пределами, по слухам, начинаются бесконечные выжженные пустыни и дебри мутировавших лесов.
Но остатки цивилизации постепенно становятся лишь воспоминаниями, обрастают небылицами и превращаются в легенды.
Со дня, когда последний самолёт оторвался от земли, минуло больше двадцати лет. Изъеденные ржавчиной железные дороги ведут в никуда. Радиоэфир пуст, и радисты слышат только унылое завывание, в миллионный раз настраиваясь на частоты, на которых раньше вещали Нью-Йорк, Париж, Токио и Буэнос-Айрес.
Минуло всего двадцать лет с того, как это произошло. Но человек уже уступил господство над Землёй новым видам. Искорёженные радиацией и другими последствиями произошедшего создания лучше людей приспособлены к изменившемуся миру.
Эпоха человека закончилась.
Почти все они оказались в метро в Тот день, и это спасло им жизнь. Гермозатворы защищают их от радиации и чудовищных созданий с поверхности, изношенные фильтры очищают воду и воздух. Собранные умельцами динамо-машины вырабатывают электричество, на подземных фермах выращивают шампиньоны и свиней, но те, кто победнее, не брезгуют и крысятиной.
Центральная система управления распалась уже давно, и станции превратились в карликовые государства, люди на которых сплочены вокруг идей, религий, фильтров для воды или просто из-за необходимости отражать нападения противника.
Metro 2033
Metro 2033
Создатели
Разработчик
Издатель
Сценарий
Серия
Разработка
Дата выпуска
Платформы
Возрастной рейтинг
исходник
« |
| » |
У этого термина существуют другие значения, см. Метро 2033 (значения).
Metro 2033 (рус. «Метро 2033») — мультиплатформенная игра в жанре «шутер от первого лица». Релиз игры состоялся 16 марта 2010 года в США, а мировой выход состоялся 19 марта (18 марта — в Австралии, 20 марта — в Украине).
Разработкой игры занимались украинская студия «4A Games», а также сам создатель вселенной Метро Дмитрий Глуховский, написавший сценарий к данной игре.
26 августа 2014 года вышло переиздание Metro Redux, которое повысило графику на уровень Metro: Last Light, а также добавило некоторые изменения в геймплее.
Подробные статьи об игровом мире см. в категории: Мир игры «Metro 2033».
Содержание
Разработка игры
4A Games была основана бывшими сотрудниками GSC Game World, ушедшими за год до выхода S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, в частности Олесем Шишковцовым и Александром Максимчуком — программистами, принимавшими участие в разработке движка X-Ray, который применялся в серии игр S.T.A.L.K.E.R..
По словам Дмитрия Глуховского, разработка игры велась не под его жестким надзором, а в надежде на разумность разработчиков и их внимание к тексту. При возникновении сложностей команда всегда обращалась к автору с вопросами, получая в свое время разъяснения. THQ в свое время, являясь монстрами своего дела, взялись за разработку по-своему, основываясь на переведённых материалах и создавая собственный сценарий. После проделанной работы все материалы были отданы Дмитрию Глуховскому на редактировние, после чего диалоги были максимально подогнаны к оригиналу.
Основные события
Сюжет
Сюжет игры основывается на одноимённом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033».
Сюжет игры вращается вокруг главного героя по имени Артём в виде истории, напечатанной им на старой пишущей машинке. Он родился за несколько лет до разрушившей всё ядерной войны, которая началась по неизвестной причине и стерла с лица земли современную цивилизацию, оставив около 40000 выживших людей в Московском метрополитене, а самого Артёма сделала сиротой (по сюжету книги, мать Артёма всё же пережила войну, однако погибла во время нашествия крыс на станцию «Тимирязевская», которую после нашествия захватили сатанисты). Москва, где разворачиваются события игры, также была превращена в руины, а тем сорока тысячам москвичам и гостям столицы повезло избежать смерти, лишь укрывшись в московском метро.
Пролог
В начале игры Артём — двадцатичетырёхлетний парень — поднимается из метро со сталкером по прозвищу Мельник, возглавляющим рейнджеров Спарты — закалённых солдат — чьей задачей является защита всего метро и её человеческих обитателей от чудовищ. Поднявшись, они оказываются в концертном зале им. Королёва, недалеко от телебашни Останкино, где они встречаются с ещё тремя спартанцами, которые подъезжают к Артёму с Мельником на большой, оснащённой пулемётной башней, бронированной машине. Однако встреча вскоре прерывается внезапным появлением большой стаи странных, ужасно мутировавших крысоподобных существ — стражей. Группа успешно обороняется от монстров, но внезапно оказывается атакована летающими монстрами — демонами. Вскоре на Артёма нападает одно из этих существ и экран меркнет.
Затем события игры переносятся за восемь дней до битвы у Останкинской телебашни, начавшись с пробуждения Артёма на станции метро ВДНХ, которая стала его родным домом после того, как парня сюда привел его отчим Александр Сухой. Он знакомит Артёма с ещё одним сталкером — Хантером, который помогает отбить внезапную атаку ещё одних мутировавших от радиации существ — упырей. Однако, по словам Сухого — атаки являются не настолько катастрофичной угрозой, какой является угроза от Чёрных, таинственных гуманоидоподобных существ, появившихся с поверхности (из открытых Артёмом и его друзьями в детстве гермоворот на станции Ботанический Сад) и получивших возможность сводить людей с ума лишь своим телепатическим воздействием или с легкостью разрывать на части группы вооруженных людей. Хантер пытается выяснить больше об этих существах и при возможности уничтожить их. Перед уходом со станции он дает Артёму жетон сталкера, дав ему задание отправиться в Полис — наиболее могущественное и дружелюбное из всех населенных станций метрополитена — и попросить помощи у тамошних сталкеров.
В путь
Приключения Артёма начинаются, когда становится ясно, что возвращения Хантера ему уже не дождаться, и парень начинает свой путь в Полис. Чтобы добраться до Рижской, он нанимается охранником для торгового каравана, в котором состоят друзья Артёма — начальник каравана Борис и лучший друг Женька, следующего с гуманитарной помощью на Рижскую. На ВДНХ к ним присоединяется челнок с Рижской. Известный им обычный путь на Рижскую блокирован из-за обвала в туннеле и им приходится ехать по запасному, «странному», по словам Бориса маршруту. Здесь впервые Артём встречает чёрных, аномалию и призраков. После нескольких минут проведённых в туннеле, все четверо теряют сознание. Артём раньше всех приходит в чувство и пытается помочь остальным отойти от обморока. Только приведя в чувство Женю, Артём понимает что на них нападают. На расстоянии всего в нескольких метров от поста Рижской, Артёма с дрезины сбрасывает упырь, и тот едва остаётся жив. Успев спрятаться в провале от остальных упырей, которые настигали дрезину, Артём вылезает оттуда, и, видя, что до блокпоста Рижской несколько метров, бежит со всех сил, так как за ним бегут ещё упыри, а охранники уже готовят огнемёт. Борис просит их подождать Артёма, чтобы они не сожгли и его. Едва он успевает добежать, упырей поджигают, а Артём отправляется с остальными праздновать то, что они остались живы и лихо выкрутились из сложившейся ситуации.
Бурбон
Артём не знает, как продолжать свой путь до Проспекта Мира, так как Рижская закрыта. Он знакомится с мелким бандитом по кличке Бурбон. Бурбону необходима помощь Артёма в рискованном переходе через туннель, контролируемый бандитами, мрачные катакомбы, Проспект Мира и полуразрушенную Москву. Бурбон обещает, что после того как они будут на Сухаревской, он отдаст ему свой калаш. После опасного путешествия через поверхность, где Артём встречает Чёрных, вызывающих у него видения, они с Бурбоном возвращаются в метро через вентшахту, но Бурбона ловят на Сухаревской тамошние бандиты, с которыми у Бурбона старая вражда. Прокравшись через бандитов до комнаты бугра бандитов, Артём видит, как бугор и Бурбон выстреливают друг в друга, а затем из вентиляционной шахты внезапно появляется таинственный человек по прозвищу Хан.
Кузнецкий мост
После успешного выполнения задания Хан показывает Артёму дорогу до Кузнецкого Моста, их пути расходятся, и вскоре Артём попадает на эту станцию, одну из свободных станций, однако на ней находится много чекистов с Красной Линии. Его принимают за сообщника одного мужика и уже повязали чекисты, но ему удается сбежать при помощи этого же мужика, которого убивают при побеге. Артём падает с деревянного мостика, и его тут же скрывает у себя в комнате Андрей Мастер, которого Артёму и необходимо было найти по совету Хана. При помощи Андрея, Артём забирается в багажное отделение под дрезиной, везущей солдат к границе коммунистической территории метро, где разгорается война с главным противником Красной Линии — Четвёртым Рейхом на полуразрушенном метромосту.
Война
Здесь Артёму приходится прокладывать себе путь через линию фронта, скрытно проходя как красных, так и фашистов. Во время продвижения, он попадает в плен к фашистам. Фашисты готовятся казнить Артёма, но в последний момент его спасают два рейнджера Спарты — Ульман и Павел. Артём показывает им жетон Хантера, и Ульман приказывает обоим ехать к Чёрной станции, где они должны будут позднее встретиться. Павел и Артём крадут бронированную дрезину и пытаются проехать фашистские блокпосты, выдавая себя за них же. Их обман раскрывают и начинают преследовать в туннелях на других дрезинах и бронированном танке. В ходе погони они добираются до старого депо, где их атакует орда носачей. Павел погибает, а Артём едва остается жив.
Павелецкая
Он добирается до станции «Павелецкая», где принимает участие в обороне станции от нашествия мутантов. Оборона станции не удается. Получив кассету с сигналом бедствия от раненого командира защитников по имени Максим, Артёму необходимо передать информацию в Полис до того, как мутанты туда нагрянут, ради чего ему приходится пробираться в обход станции, кишащей мутантами. Там он встречает мальчика по имени Саша, выжившего в бойне, и спасает его, отведя к родителям и другим выжившим.
Чёрная станция
Со станции Артём снова выбирается на поверхность, на этот раз — через территорию фашистов — чтобы передать сигнал бедствия с Павелецкой. Он проходит на ещё одну станцию — Чёрную, но уже у входа обнаруживает себя. Охранник готов был уже пристрелить Артёма, но его спасает Ульман, метнув в охранника ножом. Узнав от Артёма, что Павел погиб, Ульман подтверждает, что фашисты уже заполонили всю Чёрную станцию и ему придётся пробираться сквозь них одному. Ульман отдаёт ему ВСВ, и говорит, что будет ждать его в туннеле к Полису. Скрытно пройдя мимо фашистов, Артём добирается до Ульмана, и они уезжают на дрезине, и в итоге достигают укреплённых границ Полиса.
Надежда
В Полисе Артём показывает жетон Хантера Мельнику и рассказывает Совету станции про угрозу, прося помощи. Однако Совет в помощи отказывает ввиду недостатка ресурсов и людей, которые требуются для войны с мутантами, да к тому же считает Артёма суеверным парнем с окраины. Надежда появляется, когда Мельник обещает свою помощь в борьбе с чёрными и спасении ВДНХ, тем самым спасая и остальные станции. Мельник планирует найти секретный бункер под названием Д-6, чтобы добраться до ракетных установок и уничтожить логово чёрных. Точный вход в Д-6 был потерян в результате ядерного удара, поэтому сталкерам приходится выбираться на поверхность и идти в Российскую государственную библиотеку, чьи военные архивы хранят документацию о расположении Д-6.
Библиотека
Башня
Концовки
Стандартная
Артём слышит как Ульман кричит по рации фразу «Артём, вылетело! Принимайте посылочку!» и наблюдает, как ракеты уничтожают логово Чёрных.
Альтернативная
Артём выстреливает в систему лазерного наведения, поняв, что Чёрные не хотели причинить вред людям, а всего лишь пытались выйти на контакт. Система лазерного наведения ломается, Чёрные остались живы и больше никому не причиняли зла.
В конце каждой концовки Артём стоит, смотря на рассвет, обсуждая свой поступок.
Способы получения хорошей концовки:
Давать патроны нищим, слушать разговоры, отказываться от наград, убивать только в крайнем случае, поставить кассету в приёмник на Форпосте.
Убивать врагов только в нужных местах, помогать всем во всём.
Убивать мутантов и людей в крайних случаях.
Убивать почти всех врагов. Делать очень много хороших действий.
Предпосылки к концовке
Узнать о том, какая будет концовка, можно в восьмой главе на уровне «Бред». Если при продвижении к верхушке Чёрные произносят фразу:
Затем завершают её:
Действия для достижения альтернативной концовки:
Действия для достижения основной концовки:
Уровни
Ниже приведены названия глав и входящих в них уровней игры: Глава 1 «Пролог»:
Персонажи
Ниже приведены основные персонажи игры:
Связь с произведениями
Сюжет Metro 2033 основан на романе «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. Действия игры проходят в той же самой вымышленной вселенной, в том же самом сеттинге, а протагонистом в игре является Артём — главный герой романа. Сюжет игры схож с сюжетом одноимённого романа: игроку необходимо добраться от станции ВДНХ к Полису и предупредить всех о надвигающейся угрозе. Однако в игре есть возможность получить альтернативную концовку, отличающуюся от сюжета источника.
Ричард Уильямс (англ. Richard Williams), вице-президент управления глобальными брендами THQ, заявил о связи разработчиков с Дмитрием Глуховским: «Metro 2033 погрузит игроков в ужасающие видения будущего. 4A Games тесно работала с Дмитрием Глуховским, чтобы привнести в неё уникальный игровой мир, захватывающую, кинематографичную историю и невероятную атмосферу, которые могли бы соперничать с любыми конкурентами в своем жанре».
Сам Дмитрий Глуховский так прокомментировал игру:
« |
| » |
Переиздание
В связи с выходом в августе 2014 года переиздания обоих частей, включая Metro 2033, под названием Metro Redux, была добавлена новая графика, а также были задействованы все приёмы из Metro: Last Light, два новых стиля игры и новые локации.
Оружие
Основное
Дополнительное
Снаряжение
В игре присутствуют 7 видов снаряжения:
Стационарные орудия
Броня
В игре имеется 2 вида брони:
Броня отсутствует в Redux-версии.
Мутанты
Дополнения
Достижения
В Metro 2033 имеются достижения в сервисе Steam. За выполнение достижений не даются какие-либо призы или бонусы в игре. Сюжетные достижения открываются по мере прохождения игры, а остальные зависят от действий игрока. Всего существует 48 достижений в сервисе Steam.
Игровой движок
Игра использует мультиплатформенный движок 4A Engine, портированный на Xbox 360, PlayStation 3 и Microsoft Windows. Существуют споры, основан ли этот движок на предрелизной версии X-Ray (как это утверждает Сергей Григорович, основатель GSC Game World, а также пользователи, видевшие снимки экрана в комплекте средств разработки SDK 4A Engine, отмечая визуальное сходство, общие ресурсы и технические изменения предрелизного демо 4A Engine, сделанные после скандала с GSC Game World), или он является собственной разработкой (по утверждению 4A Games и Олеся Шиховцова в частности, который утверждает, что бессмысленно переделывать движок X-ray для поддержки игровых консолей).
4A Engine использует nVidia PhysX в качестве физического движка. Юджеш Десай — вице-президент GPU-направления NVidia — заявил по этому поводу: «Metro 2033 может похвастаться наиболее продвинутой графикой и PhysX-эффектами, которые мы видели. Исходя из того, что мы пока посмотрели, можно сказать, что эта игра будет одним из витринных образцов 2010-го года». Версия для PC включает в себя поддержку DirectX 11 и описывается как «любовное послание PC-игрокам» благодаря решению разработчиков «сделать PC-версию особенно феноменальной».
Саундтрек
В интервью сайту Absolute Games после выставки ИгроМир 2009, Андрей Прохоров рассказал о музыкальном сопровождении игры. Над саундтреком работают два композитора: Алексей Омельчук и Георгий Белоглазов, больше известный под псевдонимом своего коллектива Anthesteria. «Музыки будет много, не только dark ambient, хотя и он тоже. Она будет передавать настроение разных станций», — рассказал Прохоров.
Критика
Игра получила довольно положительные отзывы, набрав 81/100 баллов и 77/100 на портале Metacritic для ПК и Xbox 360 версий соответственно.
Журнал Game Informer похвалила её, поставив 9 баллов из 10. Дакота Грабовски с портала GameZone оценила игру в 8 баллов из 10, заявив следующее: «Каждый FPS синглплеера заслуживает потраченного времени любителей, поскольку 4A Games и THQ смогли замечательно рассказать замечательную историю. Её мир увлекает, приглашая игроков в многочисленные походы с большим вниманием к мелочам, которые 4A Games реализовало в окружающем игрока мире. Metro 2033 — это замечательный представитель своего жанра и я с нетерпением жду ее продолжения, которое вполне может оказаться еще более сочным».
В телевизионной программе X-Play игре была выставлена оценка в 3 балла из 5, причем рецензент отметил отличную атмосферу игры, внимание к деталям, а также то, что в игре есть действительно несколько пугающих моментов. Однако, критик отметил и то, что они «недостаточно воспользовались пугающей атмосферой». Говоря, что игра обладает действительно пугающими моментами, критик отмечает, что «никогда не удается закрепить испуг». Критик утверждает, что назначение кнопок на джойстике Xbox 360 вероятно является «не совсем продуманным», но эта проблема не касается пользователей ПК. В заключение, критик говорит, что игра стала «в целом примечательной попыткой, обеспечивающей вам такой же неожиданный уровень глубины как, можно сказать, даже в Fallout 3».
Сайт GameSpot поставил игре 7.5 баллов из 10 версии для Xbox 360 и 8 баллов из 10 ПК-версии, похвалив атмосферу, но при этом отметив проблемы с искусственным интеллектом и анимацией.
Можно ли спастись в метро от ядерной войны?
Книги и игры серии «Метро» приучили нас к мысли: подземка спасает в случае ядерной войны. Метро-убежище — настолько расхожий образ, что нельзя не задуматься: так ли это на самом деле? Правда ли метрополитен может выручить в случае апокалипсиса или это выдумка сценаристов? Сейчас выясним!
Под землей, но не в могиле
Чтобы сказать наверняка, выдержит ли метро ядерную войну, нужен пример из действительности. Разумеется, история еще таковых не знает — зато есть иные, где подземка хорошо зарекомендовала себя. Так московское метро спасало жителей столицы еще во время Великой Отечественной. Если верить слухам, у товарища Сталина в распоряжении даже была собственная отдельная ветка: пресловутое «Метро-2» должно было эвакуировать высший кадровый состав страны, если бы немцы захватили Москву. Эта легенда, кстати, играет важную роль и в «Метро 2033».
Больше невзгод выпало лондонскому метро: еще в Первой Мировой оно пострадало от вражеских цеппелинов. В следующей войне на смену дирижаблям пришла более совершенная техника, но метро все так же защищало британцев от бомбежек. И, хотя поначалу государство было против такого использования метрополитена (не в последнюю очередь из-за давки 1943 года на станции Бетнал Грин), он продолжал служить убежищем простому народу.
В конце концов власти все же осознали, какое сокровище у них под боком — и даже начали помогать гражданам, бесплатно раздавая билеты. Более того, государство облюбовало некоторые станции под офисы: как военные, так и обычные клерки стали работать под землей. И это не единственное сходство с романом: часть фабрик тоже перенесли под землю, там же хранили экспонаты из Британского историко-археологического музея. В общем, на лондонских станциях жизнь кипела не хуже, чем в романах Глуховского!
Теория большого взрыва
Больше чем общественный транспорт
Как сообщает неофициальный сайт московского метро, начиная с 50-х годов прошлого века, метро строили с учетом противодействия новейшему оружию. То есть высокоэффективных атомных, химических и биологических снарядов. Опасаясь их, предусмотрительные прадеды установили вентиляцию, фильтрующую воздух, а также двери-гермозатворы. Простой народ зовет их «гермухой», не выказывая должного уважения. А ведь гермозатворы сторожат нас даже сейчас, в мирное время, оберегая от затопления тоннелей. Так, если случится наводнение или прорвется плывун, «гермуха» прикроет пассажиров.
У метро есть и другой, не менее важный признак убежища: в нем можно жить. Хотя бы непродолжительное время. Ну случай, если городскому питанию придет конец — пробудятся дизельные электростанции. Для бесперебойной работы подземки их недостаточно, зато должно хватить на свет и вентиляцию. Свет будет, так что вполне возможно, вам даже не придется расставаться со старой привычкой — читать в туалете. Да, кстати, туалеты в метро тоже есть: они находятся на перегонах и не используются в мирное время. Как и душевые с запасами питьевой воды.
Тяжело в учении — легко в бою!
Работники метро в курсе, что работают в большом убежище, которое в мирное время подрабатывает общественным транспортом. В случае войны каждый из них знает, чем заняться: одни направляют поток людей, другие помогают раненым, третьи закрывают гермодвери — и так далее.
Эти знания регулярно поддерживаются практикой. И если до присоединения Крыма и накаления мировой политики учения по гражданской самообороне могли казаться ненужной профилактикой, то сейчас они обрели другой смысл. В мире по-настоящему не спокойно: в любой момент может произойти что-то страшное, и метро должно быть готово к этому. Недаром 1-го сентября 2014 года статус московской подземки расширили до стратегического убежища. Как писал «Лайф», тогда же составили план всех входов-выходов, эскалаторов, лифтов и оборудования, а также проверили системы энерго-водо- и воздухоснабжения.
Убежище не для всех
Как мы выяснили, метро — это отличное убежище. Но даже у него есть недостатки, самый очевидный из которых — его отсутствие. Жители всего лишь семи городов России, исключая погрешность в виде Волгограда с его подземным трамваем, смогут почувствовать себя как в романе Глуховского. Это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург и Казань.
Даже если у вас в городе есть метро, не каждая из его станций сгодится для укрытия от ядерной войны. Под роль бункера больше подойдут наиболее глубокие остановки — и то, если на них есть гермодвери. В этом плане надежнее всего подземки, построенные до 1980 года. Потом наступили девяностые — тогда денег не хватало на все. Где-то, как в Казани, пренебрегли безопасностью на случай апокалипсиса и не все станции снарядили должным образом. Более того, некоторые их них просто невозможно защитить от взрыва и радиации: одна расположена над землей, а две других тут же падут из-за стеклянных атриумов.