Межпредметный и метапредметный в чем разница
: ХРОНИКА БЫТИЯ
Заходите ко мне в гости:





Чем метапредметность отличается от межпредметности
Получил вопрос от учителя
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Чем метапредметность отличается от межпредметности. Получил вопрос о метапредметности от учителя английского языка:
Андрей Викторович, здравствуйте!
Вот что непонятно, можете ли Вы ответить мне.
В чем главное отличие метапредметного подхода в этом случае? В чем отличие метапредметного содержания от того, что у меня всегда было? Просто появилось новое название ФОО? Уроки по чтению у меня всегда были, зачем мне метапредметный урок чтение?
Структурно метапредметность выражается:
2) в метапредметных (базовых) видах деятельности. Во ФГОСах декларируются метапредметные деятельности, но на самом деле это не метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике они так назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.). Поскольку нынешнюю версию стандартов разрабатывали психологи, они педагогическую терминологию заменили на свою, и метапредметными назвали те деятельности, которые в педагогике всегда назывались общеучебными. Но мы (наша научная школа) идём на компромисс со ФГОСами и частично принимаем их подход, считаем его просто неполным, потому что не выделено метапредметное содержание образования.
Теперь о связи предметного и метапредметного.
Таким образом, отличие метапредметного подхода от обычного предметного в том, что в обучении выделяются метапредметные объекты, метапредметные деятельности и метапредметные результаты. Раньше же, традиционно выделялись и оценивались только предметные результаты.
Практическая реализация метапредметного подхода происходит в инновационном проекте для школ, который ведёт Институт образования человека. Условия участия в проекте: https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_Meta.pdf
Книги по метапредметному обучению: https://eidos-institute.ru/…/catal…/books/interdisciplinary/
Правильно ли я понимаю, что межпредметное и метапредметное обучение отличаются тем, что в межпредметном рассматриваются результаты разных предметов, и нет глубокой связи (хотя не понимаю, почему, она есть), а в метапредметном рассматривается только ФОО, относящийся к учебному предмету. И если букву мы рассматриваем метапредметно, то это только англ.язык, но это же тогда получается предметность? А если подключаем русск.язык, то это межпредметность, а не метапредметность?
А.В.Хуторской: Межпредметное и метапредметное в обучении отличаются.
Именно поэтому в нашей классификации ключевых стремлений, компетентностей и деятельностей (УУД) содержится 5 основных групп:
1) познавательные
2) креативные,
3) оргдеятельностные
4) коммуникативные,
5) ценностно-смысловые.
Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы. Причём грубейшей ошибкой нынешних Фгосов (их составителей) является отделение личностных результатов от предметных и метапредметных. Этим заложено отчуждение образования от личности учащихся! Дело в том, что и предметные, и метапредметные результаты ученика являются личностными!
12 ошибок ФГОС я назвал ещё в 2009 году сообщил их в министерство. Но их до сих пор не исправили. Чиновники не понимают, что вредят сами себе. Получается, что их управление образованием оказывается ошибочным. Соответственными для них будут и результаты.
Правильно открытый закон, а это может сделать только учёный средствами наук, он всегда естественный. Его нельзя не выполнить. Им приятно руководствоваться. Потому что человек чувствует поток истины, в котором данный закон работает.
Денис Сахарных: «5) ценностно-смысловые. Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы.» — именно так. Я, работая с учителями ОРКСЭ, испытывал поэтому некоторые трудности при попытке изложить на фгосовском языке, с чем мы имеем в данном предметной области дело
Александр Романов: «Во ФГОСах декларируются метапредметные деятельности, но на самом деле это не метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике они так назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.). Поскольку нынешнюю версию стандартов разрабатывали психологи, они педагогическую терминологию заменили на свою, и метапредметными назвали те деятельности, которые в педагогике всегда назывались общеучебными. Но мы (наша научная школа) идём на компромисс со ФГОСами и частично принимаем их подход, считаем его просто неполным, потому что не выделено метапредметное содержание образования.» (А.В.Х)
Александр Романов: Деятельности → Обще → Учебные → По Н.А. Лошкарёвой →
Александр Романов: Букв → Основа → Общая → Мета → Предметная →
Александр Романов Букв → Свойства→ Общие → Мета → Предметные →
Александр Романов Обучение и воспитание сложных детей (начиная с дошкольного возраста), с выраженными расстройствами поведения, дезинтеграцией общих психических процессов, поведения и деятельности (детский аутизм) ставит проблему предметности и метапредметности более ос. Ещё
Хуторской Андрей Викторович: Александр Романов Я думаю, что принцип человекосообразности образования действует и для детей с аутизмом. Поскольку предлагает руководствоваться в их обучении их же особенностями.
Да, дидактика для этого должна быть особая. Я бы сказал, что нужна дидактика сопровождающего обучения.
Александр Романов: Хуторской Андрей Викторович Лет уже 15-ть назад я задал вопрос Давыдову В.В. о феномене дидактической игры. Дело было в РАО ( в здании напротив консерватории). Он подумал и сказал, что это тема мало разработанная. Я к тому, что поиск новых форм обучения детей, тем более сложных, с дефицитами в способности учиться и развиваться лежит в «области педагогики». Психологи-методологи порой плохо знают «практическую дидактику»?! Потом, начинается открытие «немецкого или иного опыта»?!
Для ссылок:
Хуторской А.В. Чем метапредметность отличается от межпредметности [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 02.12.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/1202
Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Метапредметность и межпредметность в современной школе
Метапредметность и межпредметность в современной школе
ВЫВОДЫ
К сожалению, в настоящий момент существует путаница между терминами «метапредметность» и «межпредметность». Оба термина имеют довольно близкие корни, однако эти понятия отличаются, в значительной мере дополняя друг друга. Метапредметные знания находятся вне какой-то конкретной учебной дисциплины, то есть такой нетрадиционный учебный предмет, который базируется на материале сразу нескольких учебных дисциплин. Межпредметные знания – это проекция межнаучных связей на учебном процессе. Межпредметные связи получили
широкое распространение в учебном процессе; метапредметные связи с введением ФГОС второго поколения начинают играть важную роль в образовательном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р
3. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика.Минск: Технопринт, 2000. 376 с.
4. Типология эвристических заданий // Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. М.: Элитполиграф, 2008. С. 122–128.
5. Ломоносов М.В. Записка о необходимости преобразования академии наук. М, 1758.
: ХРОНИКА БЫТИЯ
Заходите ко мне в гости:





Чем метапредметность отличается от межпредметности
Получил вопрос от учителя
Хуторской Андрей Викторович,
доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования человека, г. Москва
Чем метапредметность отличается от межпредметности. Получил вопрос о метапредметности от учителя английского языка:
Андрей Викторович, здравствуйте!
Вот что непонятно, можете ли Вы ответить мне.
В чем главное отличие метапредметного подхода в этом случае? В чем отличие метапредметного содержания от того, что у меня всегда было? Просто появилось новое название ФОО? Уроки по чтению у меня всегда были, зачем мне метапредметный урок чтение?
Структурно метапредметность выражается:
2) в метапредметных (базовых) видах деятельности. Во ФГОСах декларируются метапредметные деятельности, но на самом деле это не метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике они так назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.). Поскольку нынешнюю версию стандартов разрабатывали психологи, они педагогическую терминологию заменили на свою, и метапредметными назвали те деятельности, которые в педагогике всегда назывались общеучебными. Но мы (наша научная школа) идём на компромисс со ФГОСами и частично принимаем их подход, считаем его просто неполным, потому что не выделено метапредметное содержание образования.
Теперь о связи предметного и метапредметного.
Таким образом, отличие метапредметного подхода от обычного предметного в том, что в обучении выделяются метапредметные объекты, метапредметные деятельности и метапредметные результаты. Раньше же, традиционно выделялись и оценивались только предметные результаты.
Практическая реализация метапредметного подхода происходит в инновационном проекте для школ, который ведёт Институт образования человека. Условия участия в проекте: https://eidos-institute.ru/doc/Eidos_Meta.pdf
Книги по метапредметному обучению: https://eidos-institute.ru/…/catal…/books/interdisciplinary/
Правильно ли я понимаю, что межпредметное и метапредметное обучение отличаются тем, что в межпредметном рассматриваются результаты разных предметов, и нет глубокой связи (хотя не понимаю, почему, она есть), а в метапредметном рассматривается только ФОО, относящийся к учебному предмету. И если букву мы рассматриваем метапредметно, то это только англ.язык, но это же тогда получается предметность? А если подключаем русск.язык, то это межпредметность, а не метапредметность?
А.В.Хуторской: Межпредметное и метапредметное в обучении отличаются.
Именно поэтому в нашей классификации ключевых стремлений, компетентностей и деятельностей (УУД) содержится 5 основных групп:
1) познавательные
2) креативные,
3) оргдеятельностные
4) коммуникативные,
5) ценностно-смысловые.
Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы. Причём грубейшей ошибкой нынешних Фгосов (их составителей) является отделение личностных результатов от предметных и метапредметных. Этим заложено отчуждение образования от личности учащихся! Дело в том, что и предметные, и метапредметные результаты ученика являются личностными!
12 ошибок ФГОС я назвал ещё в 2009 году сообщил их в министерство. Но их до сих пор не исправили. Чиновники не понимают, что вредят сами себе. Получается, что их управление образованием оказывается ошибочным. Соответственными для них будут и результаты.
Правильно открытый закон, а это может сделать только учёный средствами наук, он всегда естественный. Его нельзя не выполнить. Им приятно руководствоваться. Потому что человек чувствует поток истины, в котором данный закон работает.
Денис Сахарных: «5) ценностно-смысловые. Во Фгосах отсутствуют 2 и 5 группы.» — именно так. Я, работая с учителями ОРКСЭ, испытывал поэтому некоторые трудности при попытке изложить на фгосовском языке, с чем мы имеем в данном предметной области дело
Александр Романов: «Во ФГОСах декларируются метапредметные деятельности, но на самом деле это не метапредметные, а общеучебные виды деятельности. В педагогике они так назывались со времён 1980-х гг. (исследования Н.А. Лошкарёвой и др.). Поскольку нынешнюю версию стандартов разрабатывали психологи, они педагогическую терминологию заменили на свою, и метапредметными назвали те деятельности, которые в педагогике всегда назывались общеучебными. Но мы (наша научная школа) идём на компромисс со ФГОСами и частично принимаем их подход, считаем его просто неполным, потому что не выделено метапредметное содержание образования.» (А.В.Х)
Александр Романов: Деятельности → Обще → Учебные → По Н.А. Лошкарёвой →
Александр Романов: Букв → Основа → Общая → Мета → Предметная →
Александр Романов Букв → Свойства→ Общие → Мета → Предметные →
Александр Романов Обучение и воспитание сложных детей (начиная с дошкольного возраста), с выраженными расстройствами поведения, дезинтеграцией общих психических процессов, поведения и деятельности (детский аутизм) ставит проблему предметности и метапредметности более ос. Ещё
Хуторской Андрей Викторович: Александр Романов Я думаю, что принцип человекосообразности образования действует и для детей с аутизмом. Поскольку предлагает руководствоваться в их обучении их же особенностями.
Да, дидактика для этого должна быть особая. Я бы сказал, что нужна дидактика сопровождающего обучения.
Александр Романов: Хуторской Андрей Викторович Лет уже 15-ть назад я задал вопрос Давыдову В.В. о феномене дидактической игры. Дело было в РАО ( в здании напротив консерватории). Он подумал и сказал, что это тема мало разработанная. Я к тому, что поиск новых форм обучения детей, тем более сложных, с дефицитами в способности учиться и развиваться лежит в «области педагогики». Психологи-методологи порой плохо знают «практическую дидактику»?! Потом, начинается открытие «немецкого или иного опыта»?!
Для ссылок:
Хуторской А.В. Чем метапредметность отличается от межпредметности [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 02.12.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/1202
Заходите в гости на Фэйсбук, ВКонтакте, ОдноклассникиРу, ЖЖ и в Твиттер.
Семинар для педагогов по теме Метапредметность, надпредметность, межпредметность
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ СЕМИНАР № 1.docx
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ И МЕЖПРЕДМЕТНОСТЬ.
В последнее время активно используются новые для массового образования термины: метапредметность, надпредметность, междисциплинарность и так далее. Однако из-за разного понимания этих терминов происходит большая путаница. Наша задача – попробовать разобраться с указанными понятиями для выработки общего тезауруса, а также рассмотреть метапредметный подход в реализации стандартов второго поколения.
Для начала определимся с понятием «предмет».
В науке предмет – часть объекта, определенный его аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае. Например: антропология, психология, социология (и многие другие науки) имеют общий объект изучения (человека), но различаются предметом своего изучения. В образовании – то же, что учебный предмет (учебная дисциплина) – определенный круг знаний и умений, обычно содержательно включающий базовые сведения по какой-либо науке, преподаваемой обучающимся в рамках системы образования. Для одной и той же науки содержание предмета (то есть конкретные аспекты рассмотрения) будут различны на разных уровнях системы образования и даже для разных возрастов.
Берется конкретная наука, вычленяют ее актуальные характеристики, на основе которых выстраивается содержание школьного предмета. В качестве основных принципов, используемых для вычленения указанных характеристик, используют доступность и пропедевтическую актуальность. Под доступностью понимают те аспекты науки, которые могут быть упрощены и освоены детьми и подростками в определённом возрасте и при определённой подготовке. Под пропедевтической актуальностью понимают набор тех аспектов, которые позволят в дальнейшем осваивать науку на более глубоком уровне.
Межпредметность – это область пересечения двух или более школьных предметов. Важным отличием от остальных понятий является то, что объект рассмотрения одновременно находится в рамках нескольких предметов. Например, понятие функции, как зависимости с определёнными свойствами – это межпредметное понятие и даёт возможность для межпредметной работы, к примеру, опытное изучение параболы через построение графика в электронной таблице.
Межпредметные связи обеспечивают взаимодействие между разными дисциплинами, изучающимися в школе. Пророческими оказались слова М.В. Ломоносова: «Вольность и союз наук необходимо требуют взаимного сообщения и беззавистного позволения в том, что кто знает упражняться. Слеп физик без математики, сухорук без химии» (Ломоносов М.В. Записка о необходимости преобразования академии наук. М, 1758). Процесс обучения школьников, таким образом, осуществляется в форме отдельных предметов, но посредством согласованного взаимодействия отдельных учебных компонентов. Единой классификации межпредметных связей не существует. Традиционно принято различать связи внутрицикловые (например связь химии с другими предметами естественно-научного цикла) и межцикловые (связь химии с математикой, гуманитарными дисциплинами).
Фактические – установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы. Например, БИОЛОГИЯ+ХИМИЯ= данные о количестве воды в организме человека, о процессах, происходящих в клетке, о связывании молекулярного азота цианобактериями и т.д.
Понятийные – расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование общепредметных терминов и понятий (круговорот элементов в природе, принцип комплементарности, принцип действия ферментов, тело, вещество, молекула, энергия, процесс и т.д.)
Организационно-методические (Симонова М.Ж. Межпредметные связи физики и химии при формировании понятия о веществе у учащихся основной школы. Дис…канд.пед.наук Челябинск, 2000, 187 с.)
С точки зрения общей логики построения школьного курса химии межпредметные связи можно разделить на три больших категории:
Необходимые (математические науки) – необходимы для решения задач и использования законов химии. Многие химические задачи могут быть использованы на уроках математики, так как не требуют специфических знаний, например, задачи на растворы, разбавление.
Естественные (физические и биологические науки). Науки данной категории очень тесно переплетаются с химическими и найти четкую границу между ними сложно. Например, газовые законы – одинаково объёмно охватываются и при изучении физики, и при изучении химии; БЖУ – подробно рассматриваются как в курсе химии так и в биологии.
Внепредметность и надпредметность, в свою очередь, это области, лежащие вне рассмотрения школьных предметов. К примеру, школьная газета – это надпредметный проект, так как для ее производства необходимы навыки из русского языка, литературы, информатики и технологии. А вот постановка спектакля – внепредметный проект, так как ни знания языка, ни знания литературы не влияют напрямую на постановку. Безусловно, грань между этими двумя понятиями весьма тонка. Человек, владеющий хорошим литературным языком вероятнее всего лучше готов к сценической деятельности, чем человек не успешный в русском языке и литературе.
Теперь рассмотрим, наконец, наверное, уже навязшее многим в зубах, но самое нужное понятие метапредметности.
Словарь определяет приставку «мета» так: абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение. То есть метапредметность – это выход за рамки освоенного, привычного, это получение или создание нового качества, понимания, навыка. Это то, что позволяет получать опыт, формировать собственные стратегии. Таким образом, понятие метапредметности это ключевое понятие концепции новых стандартов образования, определяющее не только и не столько методики и технологии работы, сколько цель – вывод обучающегося в новое для него состояние. В общем виде метапредметный навык – это уверенная способность получать новый опыт. К примеру, умение писать – это надпредметное умение, а умение писать осмысленные тексты – это метапредметное умение. Навык анализа и отбора информации – это внепредметный навык, а интуитивное отделение противоречивой, ложной информации от логичной и правдивой – это метапредметный навык.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (ФГОС ООО. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2010 г. № 1897). То есть это конкретные действия и универсальные понятия, освоенные при совокупном изучении нескольких предметов. Они обеспечивают владение знаниями и универсальными способами деятельности как собственными инструментами личностного развития. Метапредметные связи составляют некий «метапредмет», то есть такой нетрадиционный учебный предмет, который базируется на материале сразу нескольких учебных дисциплин, как естественно-научных, так и гуманитарных (Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика. Минск: Технопринт, 2000 г., 376 с).
Метапредметные связи между отдельными учебными дисциплинами предполагают обращение учителя к «метапредмету», использование метапредметного подхода.
Что такое метапредметный подход? В чем именно состоит суть метапредметного подхода, как сценировать и проводить учебное занятие с использованием принципов метапредметного подхода? Вот вопросы, на которые необходимо знать ответы.
Какой урок можно назвать метапредметным?
— ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
— умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
— создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;
— формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
— формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
— происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире;
— обязательно происходит работа с деятельностью обучающегося, передача не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. «Не мыслям следует учить, а мыслить» (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, так как в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией ;
— ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт;
— ученик осваивает способы, даже не деятельности – жизни.
Метапредметный урок- это урок, с помощью которого:
— происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;
— обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;
— можно подготовить ребенка к реальной жизни;
— учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности) по восстановлению того или иного понятия, этот процесс можно сравнить с созданием алгоритма решения проблемы: провели доказательство какого-либо факта, затем составили алгоритм своей деятельности «для будущих поколений»;
— вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.
Признаки метапредметного урока:
2. Использование образовательных технологий :
— технология совместного обучения;
— технология исследовательской деятельности;
— развитие критического мышления через письмо и чтение;
3. Организация внеурочной деятельности школьников:
— разработка и реализация надпредметных проектов;
— участие в исследовательской работе.
5. Целеполагание как обязательный элемент урока.
диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. « Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.
7. Ф ормирование целостности восприятия картины мира :
— проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;
— развитие монологической речи, коммуникативных навыков;
— «поучение» на примере, работа по алгоритму;
Метапредметный урок — применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.
Важно осознавать, что метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что недоступно и невозможно, использование метапредметных технологий способствует повышению интеллектуализма.
Метапредмет создает канал, по которому человек может беседовать о том, что ему интересно; открывает возможность превращать в предмет работы то, что действительно важно и про что весь мир говорит и что людей волнует. В предметном содержании необходимо найти центральные единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления, и с коммуникацией. Отсюда – системомыследеятельностный подход.
Таким образом, работая по реализации метапредметности, необходимо:
— осваивать новые технологии, менять свою позицию, изменить свою роль – стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».
Структурные элементы метапредметного урока
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Требования к заданиям на уроке
Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Требование к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель не актёр, а режиссёр!
-является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.
— является активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
-является подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы
-является формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования
-является формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.
— является ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся
-является получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.
-необходимые знания используются не только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса
-является формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности является формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает
-происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире;
— школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом;
— учитываются реальные потребности и интересы школьников;
— происходит включение ребенка в разыне виды деятельности, важные для конкретного ребенка;
— организована поисковая деятельность учащихся, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация; моделирующая деятельность в предметно-содержательном и социально–психологическом плане;
— на котором необходимо «в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения;
— ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность;
-ученик 1) промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. 2) А затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;
— ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт;
Метапредметный урок-это урок, с помощью которого:
— происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения.
— не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться;
— включается метапредметное содержание путем:
— выделения отдельных учебных дисциплин (метапредметов «проблема», «знание», и др.)
— включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира);
— можно выяснить умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы.