Минивэн что это такое в автомобиле
Минивэн — всё о нем: что из себя представляет, категории, история, плюсы и минусы минивэна
Что такое минивэны?
С английского языка слово «minivan» переводится как «небольшой фургон», но значение слова пока не вносит конкретики в его определение. Минивэн – это легковой автомобиль, оборудованный однообъемным кузовом и бескапотной, либо полукапотной компоновкой. В большинстве случаев, машины с таким типом кузова оснащены тремя рядами сидений. Этот термин используется для транспортных средств иностранного производства, отечественные же модели получают статус «УПВ» – универсал повышенной проходимости.
От привычных хэтчбеков и универсалов минивэн отличается приподнятой крышей и большим багажным отделением. Это объясняется основным потребительским свойством модели: максимальное увеличение салонного пространства. Пассажирские версии легко могут трансформироваться в грузовые путем снятия задних рядов сидений или их поворота (в некоторых моделях).
У минивэна максимальное количество пассажиров не может превышать восьми; все автомобили, где посадочные места превышают указанный предел, относятся к классу микроавтобусов.
Преимущества
Рынок минивэнов не стоит на месте – причем как первичный, так и вторичный. Спрос на них объясняется просто – машина с таким кузовом удобна и практична, и никакого веяния современной моды здесь нет. Автомобили данной конструкции имеют ряд достоинств:
Недостатки
Как у любого транспортного средства, у минивэнов есть и слабые стороны:
Экскурс в историю
История этих авто началась сто лет назад, когда в 1914 году итальянская автомобильная компания A.L.F.A (предшественница современного автоконцерна Alfa Romeo) разработала однообъемник Alfa 40/60 HP Aerodinamica. Этот автомобиль мог развивать скорость до 139 км/ч и отличался оригинальным дизайном. На фото можно увидеть каплевидный кузов, оборудованный окнами-иллюминаторами.
Alfa 40/60 HP Aerodinamica
Разработчики разделили салон на два отсека: такое решение позволило создать отдельное пространство для пассажиров и водителя. Спереди размещался шофер, рядом с которым сидел один пассажир, а задний отсек мог вместить троих пассажиров, которые удобно располагались на специальном диванчике. Зависимая подвеска у авто была на полуэллиптических рессорах. Однако спрос на эти модели был невелик и про них забыли вплоть до 30-х годов.
В 1935 году американцы выпустили Stout Scarab — машину, которая считается первым в мире минивэном. Он был оснащен двигателем Ford-V8, расположенным в задней части, имел короткий обтекающий нос и сужающийся сзади кузов, что отчетливо заметно на фото. Установленный в салоне съемный стол, вращающиеся на 180° задние сиденья и независимые подвески, обеспечивавшие плавный ход, позволяли использовать минивэн в качестве офиса на колесах. С 1932 года по 1946 год было выпущено всего 9 экземпляров, пять из которых сохранились до наших дней.
Параллельно с американскими инженерами над созданием минивэнов работали советские конструкторы. К концу 40-х годов они представили модели НАМИ-013 и «Белка», характерной особенностью которых была вагонная компоновка. Она предусматривала посадку водителя и переднего пассажира непосредственно над передней осью, а двигатель располагался сзади.
Следующими были итальянцы. В 1956 году компания Fiat запустила серийное производство автомобиля минивэн Fiat Multipla, который был сконструирован на платформе микролитражки Fiat 600. Фото демонстрирует нам машину с оригинальным дизайном кузова, куда помещалось три ряда двухместных сидений. Среднее сиденье можно было разложить, превратив его в спальное место — производители делали упор на это, продвигая минивэн в качестве туристического автомобиля. Однако несоответствие нормам безопасности и отсутствие интереса со стороны автолюбителей заставило компанию прекратить производство.
В течение 60-70-х годов про минивэны забыли. Отдельные концепт-кары появлялись в качестве гостей международных автосалонов, но в серийную разработку они не шли. В 1980 году французская компания Matra, занимавшаяся производством систем вооружения, авиакосмическим и телекоммуникационным оборудованием, а также транспортом, представила свою новую разработку — однообъемный автомобиль, кузов которого был изготовлен из пластика. Прототипом заинтересовалась компания Renault, которая после доводки презентовала на Парижском автосалоне 1984 года 7-местный минивэн Renault Espace. Новое авто произвело фурор на автомобильном рынке, открыв эру по производству европейских минивэнов.
Тем временем американские и японские инженеры не сидели сложа руки. В 1983 году Chrysler предложил покупателям семейство из трех моделей:
В 1984 году General Motors презентует минивэны-близнецы GMC Safari и Chevrolet Astro, а немцы и японцы представили улучшенные 7-ми и 9-местные Volkswagen Caravelle (T3) и Toyota Model F.
Видео о производстве этих автомобилей:
Самый первый мнинивэн
Известно, что прародителем всех минивэнов был Alfa 40-60 HP Aerodinamica выпущенный в 1914 году. Кстати, этот экземпляр сохранился и до сегодняшних дней. Название этого автомобиля говорит само за себя, и действительно, на тот момент такой кузов был очень даже аэродинамичным! Конечно такие автомобили в те года не выпускались серийно. Я привожу его в пример лишь потому, что в нем уже что-то было напоминающее современный минивэн, и тогда Alfa 40-60 был первым и единственным в своем роде!
Alfa 40-60 HP Aerodinamica 1914 год
Самым первым серийно выпускавшимся минивэном считается Dodge Caravan, впервые появившейся на свет в 1984 году. Для того времени этот семиместный минивэн был что-то новенькое. Но что же подвигло концерн выпустить столь нестандартный автомобиль?
Dodge Caravan 1984 года
На самом деле на выпуск автомобиля нового формата инженеров Chrysler подтолкнула безысходность. Мало кто знает, что Caravan просто вытащил Chrysler из долговой ямы. На момент начала проектировки данного автомобиля концерн Chrysler нёс многомиллионные убытки и выпускал автомобили отвратительного качества, с этим надо было что-то делать. У “короля топ менеджеров” Якокке Ли, так звали проектировщика Caravan, просто не было выбора. Со скандалом лишившись работы у Генри Форда, он был вынужден утроиться на “умирающий” завод Chrysler, а жажда отомстить Форду помогла спроектировать Dodge Caravan.
Dodge Caravan 1984 года
2 ноября 1983 года сошел с конвейера первый в мире сериный минивэн Dodge Caravan. Его оригинальность просто порвала рынок, а возможность купить Додж без задних сидений делала автомобиль еще более популярным. Эта версия минивэна превращала его в небольшой грузовик для перевозки вещей, привлекая дополнительных покупателей.
Как бы это не звучало удивительно, но уже спустя несколько месяцев на европейском рынке тоже появился минивэн. Это был Renault Espace 1984 года,несомненно составивший конкуренцию Dodge.
Renault Espace 1984
Многие считают именно этот автомобиль первым минивэном, но это ошибочное мнение. Первым однозначно был Dodge Caravan.
История минивэна в СССР
Что бы отправиться в путешествие на своем автомобиле жители Советского Союза были вынуждены проявлять изобретательность. Тогда автомобили были не такими вместительными: приходилось закреплять большие “баулы” на крышах автомобиля, ехать в тесном салоне вместе с запчастями, продуктами, вещами и нередко – запасом бензина….. Все это доставляло массу неудобств, ведь в советских семьях зачастую было больше трех детей. Ко всему этому в СССР даже универсалы не продавались в обычные семьи, поэтому всем членам семьи приходилось “трамбоваться” в тесный седан.
В СССР такого понятия как минивэн попросту не было. Такие типы автомобилей в советское время считали микроавтобусами. Всё же самый первый микроавтобус можно отнести к классу минивэнов с натяжкой, так как он предназначался именно для больших советских семей. Почему с натяжкой? Да потому-что ко всем креслам данного авто есть беспрепятственный доступ, а эта черта характерна именно для микроавтобусов.
Этим ярким примером был автомобиль “Старт”, спроектированный в 1963 товарищем Антоновым в Луганске.
СТАРТ 1963 года
Уже через год Луганск выпустил около ста моделей СТАРТа, под названием “Луганчик”. Это были абсолютно идентичные автомобили за исключением небольших мелочей.
По каким-то причинам этот прекрасный “минивэн советских времен” не был выпущен в серию, и советским жителям не удалось насладиться обильным пространством данного автомобиля.
Кстати, до сегодняшнего времени дожили не более пяти СТАРТов
Более подробно о линейке советских микроавтобусов читайте на нашем ЯндексДзен.
Более ярким примером минивена является полноприводная модель АвтоВАЗа “Надежда”, которая была представлена уже после распада Советского Союза, впервые в 1995 году. Действительно, ВАЗ 2120 имел внешний вид напоминающий современный минивэн.
“Надежда” представляет собой восьмиместный минивэн с одной сдвижной дверью. Автомобиль построен на базе полноприводной “Нивы” ВАЗ-2121 с длинной базой.
Развитие минивэнов в мире
В США в 80-х годах возник вопрос замены проверенных, но весьма прожорливых «стэйшн вэгонов» (расход достигал 30 л/100 км) на более экономичные полноразмерные универсалы с тремя рядами сидений салона. Первым отреагировал Chrysler, предложивший в 83 году модели Dodge Caravan, Chrysler Town&Country и Plymouth Voyager, построенные на базе платформы Т115 с передним приводом. Спустя год подтянулись и GM, выставившие на обозрение модели GMC Safari и Chevrolet Astro, а еще спустя полгода подтянулся Ford со своей моделью Aerospace.
Европейские и японские производители также старались не отставать, предложив миру оснащенно улучшенные и «ускоренные» модели тех же «вагонников» на 7-9 мест, получившие названия Toyota model F и Volkswagen Caravelle. Специалисты отметили улучшение конструкции (улучшилась развесовка, использовались легкие двигатели, были варианты полноприводной трансмиссии), но бескапотные и полукапотные варианты были признаны более удобными и безопасными. В будущем вариант вагонной компановки остался только в среде микроавтобусов.
Plymouth Voyager
Toyota model F
Volkswagen Caravelle
В наши дни
Благодаря тому, что минивэны могут перевозить не только пассажиров, но и объемный груз, их относят к категории грузопассажирских автомобилей. Максимальное количество пассажиров, которое может поместиться в авто помимо водителя, — 8 человек. Если же перед вами машина с большей вместимостью, то это уже микроавтобус. За безопасность пассажира переднего сиденья и водителя авто отвечают фронтальные подушки безопасности. В некоторых моделях также предусмотрены дополнительные боковые подушки или «шторки».
Чтобы расширить внутреннее пространство салона, разработчики увеличили высоту кузова, что привело к увеличению посадки автомобиля — именно это отличает его от универсалов и хэтчбеков. Такое конструктивное решение привело к тому, что у водителя этого авто появилась масса преимуществ: увеличение обзорности позволяет водителю контролировать происходящее на дороге и заблаговременно объезжать различные препятствия. Также во время посадки в автомобиль не нужно наклоняться и принимать неудобную позу. На фото заметно, что дверной проем имеет достаточную высоту для комфортной посадки взрослого человека.
Стоит отметить, что вместительность салона и его способность трансформироваться — один из козырей, которым может похвастаться любой минивэн. Практически в каждой модели предусмотрена возможность складывания последнего ряда сидений, а у некоторых их можно вынимать из салона через боковую дверь (чаще — сдвижную, но иногда распашную). Отдельные минивэны могут иметь складываемый второй ряд сидений. Это позволяет значительно увеличить размер багажного отсека.
Что касается компоновки, то минивэн может быть капотным, бескапотным и полукапотным. На фото представлена одна из них.
Пример полукапотной компоновки
У капотной компоновки двигатель располагается непосредственно под капотом авто. Бескапотная компоновка подразумевает размещение мотора посередине кузова, а полукапотная — чуть ближе к салону. По результатам краш-тестов выяснилось, что для минивэнов наиболее безопасны полукапотная и бескапотная компоновки, поэтому современные модели выпускаются в одном из этих вариантов. Вагонная компоновка используется только для микроавтобусов.
Виды и размеры
Минивэны бывают разных размерных классов. Если не принимать в расчет маленькие хэтчбеки, мимикрирующие под однообъемники и предлагающие разве что увеличенный объем пространства над головами седоков, а остановиться на сравнительно традиционных вариантах, то в первую очередь вспоминаются среднеразмерные европейские модели типа Ford Galaxy, Volkswagen Sharan и упомянутый выше Espace, который в своей последней итерации стал кросс-вэном. Есть в Европе и так называемые компактвэны, базирующиеся на платформах легковых машин «гольф-класса» (размерный класс С). Отдельно следует упомянуть модели условно вагонной компоновки с более «автобусным» силуэтом, в числе которых Volkswagen Multivan/Caravelle.
Американские минивэны – отдельный разговор. За океаном в ходу большие (полноразмерные) модели длиной свыше 5 м, в числе которых Dodge Grand Caravan, Toyota Sienna, Honda Odyssey и Kia Sedona. Эти модели, считающиеся идеальными для семейных поездок, – впечатляют габаритами и вместительностью.
Необычные варианты
Когда речь заходит о минивэнах с не совсем традиционными техническими решениями, то в первую очередь вспоминается Toyota Previa первого поколения (во второй генерации машина переехала на платформу Camry и обрела традиционную переднемоторную компоновку) со среднемоторной компоновкой, двигатель которой расположен под полом салона.
Довольно интересен несуразный, ныне не выпускаемый Chevrolet Uplander и его производные от других джиэмовских брендов, пытающийся одновременно казаться кроссовером благодаря вытянутому передку и выраженному двухобъемному кузову.
Отличие минивэна от фургона
Задаваясь вопросом — в чем разница между этими кузовами ответим: нет, они отличаются не только отсутствием стекол. Изначально фургоны разрабатывались на самостоятельных грузовых платформах. Значительно позднее популярные пассажирские модели ставили на коммерческую платформу, создавая уже фургоны. Пример — семейство фургонов на платформе U64 (Fiat Scudo/ Citroën Jumpy/ Peugeot Expert) было основано (в 1995 г.) на основе обыкновенных минивенов базы U60 (образец 1994 г. Fiat Ulysse/ Citroën Evasion/ Peugeot 806).
Классификация моделей минивэнов
Однозначной классификации данного вида кузова нет, потому обычно используют такие классы:
2. Микровены (однообъемники)
3. Мультивены (пассажирско-грузовые)
Либо различать их по длине кузова:
1. Большие — больше 4.6 м. Такие в большинстве своём представлены на американском рынке, однако и там их постепенно выталкивают полукапотные (полутораобъемные) и капотные кроссоверы (подкласс MPV). К примеру, к «чистым» большим американским минивенам относится Honda Odyssey, Chrysler Grand Voyager, Toyota Sienna. Европейские модели — Peugeot 807, Renault Grand Espace, Volkswagen Sharan и др.
2. Компактные (также называются Compact MPV) — длина кузова колеблется в пределах 4,2 — 4,6 м. Такие авто популярные в Европе и Японии, в Америке почти не встречаются. Пример подобных автомобилей — Volkswagen Touran, Renault Scénic, Mazda 5.
3. Мини — автомобили до 4,1 м длинны. Также характерны для Японии и Европы. Пример: Renault Modus, Opel Meriva, Nissan Cube.
4. Микро — до 3,4 м длины, до 1,475 м ширины и до 2 м высоты. Такие особенно популярны в Японии, Китая и Индии. Пример авто: Suzuki Wagon R, Honda Acty, Daihatsu Atrai, Chery Riich II, Maruti Versa.
Заключение
В заключении данной статьи хочу сказать, что если у Вас большая семья и Вы огромный фанат путешествий, минивэн в семье просто необходим. Он имеет массу достоинств по сравнению с легковым автомобилем. Вэн придется по душе не только семьям, но и молодым людям. Намного удобнее и веселее выбираться на пикники, тусовки или туристические поезди на одном автомобиле. Минивэн во многом практичнее даже универсала, с его помощью Вы можете с легкостью решать массу бытовых проблем. За последние 20 лет минивэн только укрепляет свои позиции на рынке, и любой концерн в своем арсенале имеет не один десяток практичных минивэнов!
Минивэн
Габариты минивэна значительно превышают габариты обычной «легковушки» (к примеру, хэтчбэка). Это можно объяснить двумя основными особенностями данного кузова:
Задние двери (могут быть сдвижными или распашными) и открывают доступ к заднему ряду сидений. Салон минивэна вмещает, как правило, восемь человек (водитель девятый).
В последнее время минивэн обретает все большую популярность среди автовладельцев. И действительно, такая машина вместительна и дает возможность перевезти семью практически в любое удобное время. Именно поэтому машины такого типа называют семейными и, по сути, таковыми они и являются.
Минивэны покупают преимущественно те, у кого большая семья. Но в принципе, такой автомобиль можно приобрести и для пассажирских перевозок (такси, например).
Немного истории
Главные преимущества
Теперь несколько слов о компоновке.
С этой точки зрения минивэн может быть:
Ознакомимся с каждым из типов боле детально.
Если верить проведенным недавно краш-тестам, то более безопасны именно второй и третий варианты, в связи с чем современные модели выпускаются исключительно в одном из них.
Стоит отметить, что компоновка может быть еще вагонной, но ее используют только при производстве микроавтобусов.
Как мы узнали из всего, описанного выше, минивэн – это разновидность пассажирского легкового транспорта, разработанная для длительных поездок и семейного отдыха. Если вы знаете об этом, то вы уже на 1% – истинный знаток автомобиля. Почему на 1%? Да потому что машина – это крайне сложная система, в которой есть еще много неизвестного.
Минивэн
Из Википедии — свободной энциклопедии
Минивэ́н [1] (англ. minivan — «небольшой фургон») — легковой автомобиль с однообъёмным кузовом и бескапотной (реже — вагонной) или полутораобъёмной (полукапотной) компоновкой, обычно — с тремя рядами сидений.
В отечественных источниках этот тип кузова ранее могли обозначать как «УПВ» — универсал повышенной вместимости.
Кузов минивэна всегда выше, чем у обычных грузопассажирских кузовов легковых автомобилей типа универсал и хэтчбек, так как основное потребительское свойство минивэна как раз и состоит в максимальном увеличении внутреннего объёма салона, а также в возможности его трансформации за счёт складываемых легкосъёмных (иногда поворотных) пассажирских сидений.
Ранние модели минивэнов часто ограничивались единственной задней пассажирской дверью.
К классу минивэнов относятся автомобили с количеством пассажиров, не превышающим 8 (с водителем 9) мест. Автомобили с бо́льшим количеством пассажирских мест относятся к микроавтобусам.
За последние 20 лет минивэн прочно занял потребительскую нишу между обычными автомобилями с грузопассажирскими кузовами, относящимися к категории В, и микроавтобусами (класс M1).
Чем отличается минивэн от микроавтобуса: отличия и сходства автомобилей
Подбирая семейный автомобиль, многие автолюбители путаются в понятиях «минивэн» и «микроавтобус». Для того чтобы раз и навсегда разобраться в терминологии, рассмотрим в статье каждый тип транспортного средства.
Немного истории…
Эксплуатация однообъемника выявила массу «слабых мест», начиная с жесткой подвески и заканчивая проблемами легкого опрокидывания. Вытянутая и длинная, машина норовила упасть на бок при неровностях на дороге или неправильном распределении веса пассажиров внутри салона.
Публика не оценила новинку. Несмотря на огромное количество свободного места, высокую посадку и большую вместимость, однообъемник раскритиковали за неординарный внешний вид и неудобство использования. Производство таких автомобилей приостановили до 1980х годов.
Начиная с конца прошлого века, автопроизводители решили воссоздать непринятую в прошлом модель, взяв за основу ее концепцию, но существенно изменив ее внешний и внутренний облик. Именно тогда и произошло разделение однообъемников на минивэны и микроавтобусы.
Минивэны
Автомобили с типом кузова «минивэн» в современном мире встречаются достаточно часто. Их активно используют для личных и коммерческих целей. Причем в коммерческих целях автомобили чаще всего выступают в роли пассажирских междугородних перевозок. Машины удобны в эксплуатации, вместительны.
В минивэнах – три ряда полноценных сидений для семи или восьми пассажиров. Все кресла минивэна в современных моделях обладают индивидуальной настройкой и поясничным упором, обеспечивающим комфортное передвижение на любые расстояния.
Большинство автопроизводителей доукомплектовывает свои модели выдвижными креслами для людей с ограниченными возможностями.
Багажное отделение автомобилей за счет складывания третьего и второго ряда может быть увеличено.
Для управления данным автомобилем водителю достаточно иметь водительское удостоверение категории В.
Микроавтобусы
Микроавтобусы для семейного использования покупаются крайне редко. Во-первых, из-за больших габаритов: припарковать такой автомобиль во дворе или заехать в обычный гараж не получится – тут уже нужно думать о расширении парковочного места. Во-вторых, для ежедневного использования он попросту не удобен. В-третьих, микроавтобус не совместим с оффроудом, ввиду низкой подвески и увеличенной колесной базы, а, значит, на рыбалку или на дачу на такой машине вряд ли кто захочет ехать.
Из всего вышесказанного следует, что микроавтобус целесообразно покупать для коммерческих целей – и в этом ему нет равных. Большой, уютный салон данного автомобиля вмещает до 16 посадочных мест, обладающих индивидуальными вентиляционными соплами, настройками и ремнями безопасности.
Первые микроавтобусы производились по простой схеме: использовалась рессорная подвеска, слабый дизельный мотор, потребляющий топливо в неизмеримых количествах и практически полностью отсутствовали дополнительные опции. Удешевленная конструкция отвечала требованиям экономных предпринимателей. Однако со временем от концепции бюджетного микроавтобуса отказались. Сейчас основную часть рынка заполняют однообъемники со следующими параметрами:
Все модели оснащаются системами кондиционирования и обогрева.
Сходства и различия двух видов автомобилей
Сходства и различия этих транспортных средств удобнее всего занести в таблицу:
Сходства | Различия |
Схожая кузовная конструкция: практически полное отсутствие капота и сильно выступающего багажника, большая зона остекления в пассажирских версиях | В минивэне для третьего ряда сидений нет отдельной двери, пробраться туда можно, сложив второй ряд. В микроавтобусе ко всем креслам обеспечивается беспрепятственный доступ |
Высокая посадка кресел | Микроавтобусы значительно больше минивэнов и в высоту, и в длину |
Удобство использования в коммерческих целях | Вместительность минивэна – до 8 пассажиров, микроавтобуса – до 16 |
Современные модели обладают большим набором полезных опций, включающих и активную систему безопасности, и наличие пневмоподвески, и установку датчиков контроля слепых зон | Для управления минивэном требуется водительское удостоверение категории В, для микроавтобуса – D1 |
Популярные однообъъемники
Рассмотрим несколько современных моделей минивэнов и разберемся, к какому типу транспортного средства они относятся.
Toyota Alphard – минивэн, активно используемый в междугородных перевозках. Машина отличается прочной кузовной конструкцией, вмещает семь пассажиров, обладает высокой степенью безопасности и имеет привлекательный внешний вид. На вторичном рынке стоимость 7-8 летних Альфардов колеблется в пределах от 1 400 000,00 до 2 100 000,00 рублей. Стоимость новой модели начинается с отметки в 4 632 000,00 рублей.
Nissan Elgrand – основной конкурент Альфарда. Также относится к классу минивэнов. Модель выпускается с 1997 года. Представлена тремя поколениями. Узнаваемая внешность, мощные силовые агрегаты и высокая степень комфорта – визитная карточка японского автомобиля. Стоимость поддержанных моделей – от 450 000,00 рублей до 1 700 000,00. Новые модели на российский рынок не поставляются.
Ford Transit – высокий, вместительный, комфортный микроавтобус можно встретить в крупных населенных пунктах в роли маршрутного такси. В отличие от предыдущих автомобилей, Транзит позволяет стоять в салоне в полный рост. Машина маневренная, просторная и экономичная. Для личного использования приобретается редко. Стоимость нового экземпляра – от 2 215 000,00 до 3 150 000,00 рублей.
Mercedes-Benz Sprinter – данный микроавтобус имеет четыре варианта длины кузова и три – высоты крыши. Выпускается в пассажирской или грузовой версии. Имеет множество двигательных вариаций, допускает установку полного привода, комплектуется автоматической коробкой передач. Стоимость пассажирского Mercedes-Benz Sprinter начинается с 3 000 000,00 рублей.
Подведем итог…
Если вы ищете автомобиль исключительно для семейного использования, то стоит отдать предпочтение минивэну. Он компактнее, маневреннее и функциональнее. Для коммерческих целей, при наличии водительских прав категории D1, выбор можно остановить и на микроавтобусе.