Минские соглашения что должна выполнить россия
Выполнять Минские соглашения должна только Россия — Евросовет
В Европейском союзе выразили желание, чтобы Россия полностью взяла на себя ответственность за выполнение Минских договоренностей по Донбассу. Соответствующее заявление содержится в итоговом коммюнике по итогам саммита ЕС.
«Европейский совет призывает Россию полностью взять на себя ответственность за обеспечение полного выполнения Минских соглашений как ключевого условия для любого существенного изменения позиции ЕС», — сказано в коммюнике.
При этом в Европейском совете считают, что Евросоюз должны твердо и скоординированно отвечать на любые «злонамеренные, незаконные и подрывные действия со стороны России».
Но и это еще не все. Европейский совет выступил с осуждением «ограничения основных свобод в России и сужения пространства для гражданского общества».
А заодно в Брюсселе также намекнули на то, что России пора бы уже перестать артачиться в деле со сбитым малайзийским боингом MH17 и взять на себя вину за гибель его пассажиров. Ну а пока этого не происходит, Евросоюз будет и дальше вводить свои санкции.
«Европейский совет также предлагает комиссии и верховному представителю представить варианты дополнительных ограничительных мер, включая экономические санкции», — говорится в коммюнике.
Если пересказать заявление Евросовета простыми словами, то получается, что только одна Россия должна отвечать за выполнение Минских соглашений и не важно, как себя при этом поведет Украина. То есть, даже если киевский режим развяжет на Донбассе новую войну, по логике Брюсселя, виновата все равно будет Москва.
А еще Россия должна поддержать своих внутренних врагов, «отдать Крым», признать вину за сбитый пассажирский самолет и за отравленных Скрипалей в Солсбери. Наверное, дяди и тети из Брюсселя также не возражали бы, чтобы население России потом само бы утопилось в Северном Ледовитом океане.
Ранее EADaily сообщало, что накануне Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) призвала Россию не применять свое законодательство в Крыму, а руководствоваться законами Украины.
Что такое Минские соглашения и почему они не работают?
Скоро исполнится пять лет с момента подписания первого Минского соглашения. Оно должно было положить конец кровавой драме, разыгравшейся на украинском востоке. К сожалению, этого не произошло. После «Минска-1» был донецкий аэропорт, Дебальцево, а затем подписание «Минска-2». Однако и этот документ не принес мир на многострадальную землю Донбасса.
После тех событий прошло уже пять лет, а на линии разграничения продолжают гибнуть люди. Живы ли еще Минские соглашения или нужно искать другой способ урегулирования конфликта? Почему стороны до сих не могут договориться? И стоит ли ожидать подписания «Минска-3»?
Минские соглашения: что это такое?
Минские соглашения – это пакет документов, принятых для урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе. Это два соглашения, обычно их называют «Минск-1» и «Минск-2»:
«Минск-1». На самом деле, документ подписанный в сентябре 2014 года, называется «Минский протокол». Подписи под ним поставили: украинский экс-президент Леонид Кучма, представительница ОБСЕ Хайди Тальявини, российский посол в Украине Михаил Зурабов, а также главы непризнанных республик: Захарченко и Плотницкий. Документ предполагал полное прекращение огня с 18.00 дня подписания.
«Минск-2». Официально он считается дополнением к первому протоколу. Он был подписан при участии глав Франции, Германии, Украины и России 12 февраля 2015 года в Минске. Его подписали представители участников «Нормандской четверки», а также главы непризнанных республик. Позже «Минск-2» был одобрен на заседании Совбеза ООН.
Минские соглашения считаются краеугольным камнем процесса урегулирования конфликта на Донбассе. И Россия, и Украина постоянно декларируют свою приверженность этим документам. Что, правда, не мешает сторонам трактовать их по-своему.
В последние годы с украинской стороны все чаще раздаются призывы «улучшить» Минские соглашения. А недавно немецкий канцлер фрау Меркель заявила, эти документы «не высечены на камне».
Как подписывался Минск-1 и Минск-2
Первый «Минск» был подписан 5 сентября 2014 года. На протяжении последних месяцев весны и всего лета украинская армия и добровольческие батальоны вели наступательные действия на Донбассе.
Под контроль Киева вернулись Славянск, Краматорск, Северодонецк, Артемовск, Мариуполь. В фактической осаде оказались Донецк, Горловка и Луганск. Казалось бы, дни непризнанных республик подходят к завершению. Но потом случилось военное «чудо»: ополчение смогло нанести серьезное поражение ВСУ под Илловайском. Киев утверждает, что противников украинской армии были не ополченцы, а регулярные российские военные.
Как бы то ни было, после Илловайска Украины подписала невыгодные для себя Минские соглашения. Согласно им, боевые действия прекращались, стороны обменивались заложниками и пленными, российско-украинская граница переходила под контроль ОБСЕ. Киев обязался провести досрочные местные выборы. Ничего из вышеперечисленного так и не было выполнено.
Всю осень 2014 года на Донбассе шли бои, серьезное обострение обстановки произошло зимой – силы ополчения пошли в наступление на Дебальцево. В ходе этой операции они планировали взять город и окружить крупную группировку ВСУ. В этот раз «котла» не получилось, но Киеву опять пришлось садиться за стол переговоров. Так появился «Минск-2».
Документ содержал 13 пунктов, он обязывал стороны прекратить огонь, отвести тяжелое вооружение на 50 км от линии соприкосновения, обменять всех пленных. Украина обещала изменить Конституцию и внести в нее положение об особом статусе ОРДЛО.
Почему Минские соглашения не работают?
Пункты Минских соглашений можно разделить на два блока. Один из них касается вопросов безопасности, второй – политических условий. К первой группе относятся вопросы прекращения огня, отвод войск и техники, обмен пленными. А также, что самое важное, передача российско-украинской границы под контроль Киева. Ко второй – проведение выборов в ОРДЛО, закрепление их особого статуса в украинской Конституции.
Киев заинтересован в выполнении первой группы пунктов, Москва – во второй. Сейчас все упирается в очередность их реализации. Украина хорошо понимает, что «Минск» в российской интерпретации – это потеря суверенитета и путь к распаду страны. Поэтому украинские политики уже давно и открыто заявляют о неприемлемости изменения Конституции и особого статуса Донбасса.
Вопрос о проведении выборов в ОРДЛО тоже не прост. Киев согласен на них, но предварительно требует отдать ему контроль над границей, вывести из непризнанных территорий иностранных военных, восстановить на них работу украинских органов власти. В соглашениях указано, что выборы должны пройти по законодательству Украины, так что эти требования кажутся вполне обоснованными.
Сегодня Донбасс – это территория бедствия, с разрушенной инфраструктурой, не работающими заводами и затопленными шахтами. Население разбегается оттуда. Одно только разминирование потребует миллионов долларов и многих лет работы саперов. У Украины просто нет ресурсов для восстановления этого региона, поэтому она не сильно спешит интегрировать его.
России же приходится содержать непризнанные республики, и это обходится ей в 2-3 млрд долларов в год. Для Москвы идеальный вариант – «впихнуть» ОРДЛО в политическое тело Украины, оставив себе нынешний контроль над ним. В Киеве как могут сопротивляются этому.
Учитывая, какие противоречивые цели ставят себе основные участники конфликта, неудивительно, что ни «Минск-1», ни «Минск-2» до сих пор не выполнен. Хотя, нужно признать: эти соглашения способствовали уменьшению кровопролития и остановили военные действия в ее самой горячей фазе.
Шесть лет спустя: почему Минские соглашения до сих пор не реализованы
С момента подписания документа на Украине полностью сменилась правящая верхушка, прошло три саммита в «нормандском формате» и постоянно ведется диалог в рамках Трехсторонней контактной группы в Минске, но стороны по-прежнему далеки от согласия по ключевым положениям договора.
«Минские соглашения сложны тем, что они предусматривают компромиссы и со стороны Украины, и со стороны отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а эти компромиссы чреваты политическими рисками для руководства сторон»,
— отмечает в разговоре с «Газетой.Ru» глава Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Так, согласно документу, в Донбассе должны пройти местные выборы, затем он должен получить особый статус, после чего Киеву будет передана граница. Однако Киев настаивает, что проведение выборов возможно только после передачи границы под его контроль.
Россия, как гарант Минских соглашений, считает важным выполнение таких условий как проведение местных выборов и закрепление особого статуса Донбасса в конституции Украины. Однако Киев неоднократно заявлял, что не рассматривает такую возможность — со стороны украинских властей неоднократно звучали заявления о том, что закрепление особого статуса в основном законе страны исключено. Существует проблема и с пунктом о предоставлении всеобщей амнистии для участников боевых действий. Киев считает, что некоторые лица должны нести ответственность за военные преступления.
«Обе стороны занимают кардинально противоположные позиции и видения в отношении Минских соглашений, если Украина использует их для замораживания конфликта, то есть она пытается демилитаризировать конфликт, уменьшить градус военного противостояния его, то Россия настаивает именно на политическом урегулировании, несмотря на отсутствие стабильного мира.
Мне кажется, что, к сожалению, цели сторон, как на момент подписания Минских соглашений, так и на сегодня, остаются разными. Они по разному видят результат, который будет достигнут по итогам их реализации, и это делает их реализацию в ближайшее время вряд ли возможной», — отмечает Руслан Бортник.
Весь дальнейший диалог между Москвой и Киевом упирается в разногласия по политической части Минских соглашений. Без подвижек в этом направлении Россия отказывается проводить следующий саммит в «нормандском формате».
Что касается западных участников Минских соглашений, то они все больше абстрагируются от того, чтобы занять чью-либо сторону в этом вопросе. Россия продолжает призывать Европу к тому, чтобы она обратила внимание на нежелание Киева соблюдать политическую часть «Минска», однако тон европейцев постепенно становится нейтральным, хотя их заявления не обходятся без утверждений о том, что ответственность за конфликт несет Россия. Однако по большому счету любые обсуждения на международных площадках выливаются в перепалку между российскими и украинскими представителями.
Впрочем, как отмечает эксперт, проблема Минских соглашений, в частности, состоит в том, что они игнорируют важнейшую составляющую сложившейся ситуации — отношения России и Запада, которые имеют особое влияние на урегулирование конфликта.
«Минские соглашения, к сожалению, регулируют конфликт только на одном из уровней его возникновения. Ведь сам конфликт — это матрешка. Это, условно говоря, конфликт внутри Украины (Майдан и Анти-майдан), это конфликт между Россией и Украиной, и это конфликт между Россией и Западом.
Он имеет три слоя, а Минские соглашения, по большому счету, решают его в лучшем случае на двух слоях, а реально только на одном. Они рассматривают этот конфликт, как элемент внутреннего противостояния на Украине и частично противостояния между Украиной и Россией, но без решения общего конфликта между Москвой и Западом», — отмечает Руслан Бортник.
Накануне годовщины президент Украины Владимир Зеленский вместе с послами «Большой семерки» посетил Донбасс. В ходе визита он заявил, что стороны должны выполнять Минские договоренности «в четкие сроки».
«К «Минску» мое отношение очень простое: его нужно разобрать на детали, прописать все шаги, привязать их к датам и выполнять. Мы за такой формат. Именно это мы и сделали. Сейчас последняя версия документа отправлена всем сторонам. Мы ожидаем, что стороны в ближайшее время акцептируют этот документ, и тогда будет возможность приблизить встречу «Нормандской четверки», — сказал Зеленский.
Также в годовщину соглашений высказался глава МИД России Сергей Лавров, в очередной раз подчеркнув их безальтернативность.
«Мы заинтересованы в том, чтобы Минские договоренности оставались на столе. Они утверждены Советом Безопасности ООН и содержат договоренности, от которых очень трудно уходить, — заявил Лавров в интервью Владимиру Соловьеву.
— Если есть документ, совершенно «неубиваемый», если люди пытаются оправдать свои действия по его невыполнению смешными заверениями, в дипломатическом плане нам это выгодно».
По мнению украинского политолога, Минские соглашения нельзя назвать «безальтернативными», так как, в целом, стороны могли бы найти и другие дипломатические форматы для диалога. Но в сложившейся ситуации они являются единственно возможными.
«Могут быть прямые переговорные форматы между Россией и Украиной и «будапештские» форматы какие-то с участием США. Но все они предусматривают наличие согласия всех сторон на изменения переговорного формата на новую модель дипломатии и коммуникации. В ближайшее время надеяться на то, что все согласятся Минские соглашения поменять на какие-то другие, наверно, не стоит», — отмечает Бортник.
Другого мнения придерживается директор Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара. По его словам, Минские соглашения действительно «безальтернативные», однако это слово имеет сразу несколько значений.
«Минские соглашения безальтернативны и в одном, и в другом случае. То есть никто их не готов изменять. Но и в таком виде, в котором они есть, они неисполнимы», — рассуждает он.
Так или иначе, за шесть лет стороны так и не продвинулись в этом вопросе. По мнению Руслана Бортника, это объясняется как раз попытками закрыть глаза на важнейшие факторы влияния Запада на Украину.
«Без достижения какого консенсуса по Украине с учетом влияния, которое есть у Запада на Украину, а у России на ОРДЛО, решить этот конфликт, к сожалению, будет невозможно. Поэтому Минские соглашения оставляют нам надежду на отсутствие войны, но не дают никакой гарантии на наличие мира.
Они позволяют избежать большого противостояния, но в то же время они не гарантируют восстановления статуса-кво, который был до войны, то есть восстановления стабильного мира, — отмечает эксперт. — Минские соглашения могут быть реализованы если Россия найдет консенсус с Западом или если какая-то из сторон проиграет, возникнет внутренний кризис и за счет интересов проигравшего будет завершен этот конфликт».
Минские соглашения пять лет спустя. Кому они нужны и почему не выполняются
С содержательной точки зрения это был документ об урегулировании внутреннего конфликта на Украине, конечной целью которого было восстановление территориальной целостности — возвращение Украине контроля над территорией Донбасса. Чтобы Донбасс захотел возвращаться назад, Украина должна была провести определённые реформы, включая децентрализацию.
Формулировки соглашений были недостаточно определёнными и допускали множественное толкование. Соответственно просто так взять их и выполнить было невозможно, но, надо сказать, что и самой по себе такой цели и не было. Задачей Минских соглашений было налаживание диалога между Украиной и Донбассом. А уже в процессе диалога должны были определиться формы дальнейшего сосуществования. Минские соглашения. Справка
Итак, что мы имеем по завершению пяти лет переговоров вокруг соглашений, закреплённых авторитетом ООН?
Первое и главное: никакого диалога между Украиной и неподконтрольной частью Донбасса не началось. Даже в рамках минской контактной группы две стороны предпочитают общаться через посредников — представителей ОБСЕ и России.
Более того, Украина совершила целый ряд шагов, которые в принципе исключают такой диалог. Главным из них является т.н. «закон о деоккупации Донбасса», который устанавливает, что территория ЛДНР оккупирована Россией и на ней существуют оккупационные власти. Соответственно вести переговоры там попросту не с кем, а сами по себе идеи таких переговоров выглядят просто оскорбительно — как если бы Гитлер предложил Сталину договариваться о «деоккупации» Украины с Эрихом Кохом.
Отсюда и главная дискуссия последнего времени — относительно очерёдности выполнения пунктов Минских соглашений.
Если всё дело во внутреннем конфликте, как утверждает российская сторона, то сначала надо примириться, в частности, признать результаты местных выборов на неподконтрольных территориях, независимо от того, кто их провёл и кто победил, а уже потом получать контроль над территорией (опять же в согласованных с местным населением рамках). Кстати, это необязательно должна быть форма федерации и автономии — республиками управляют люди не святые и, если Украина убедит местных, что под руководством Киева будет реально лучше… Впрочем, пока что Киев наглядно показывает, что конкретно жителям Донбасса под его управлением будет гораздо хуже, хотя и ненадолго — насколько у кого здоровья хватит.
Если всё дело во внешней агрессии, то, понятно, проводить выборы в условиях оккупации нельзя. Сначала надо получить контроль над территорией, провести зачистку региона от вражеской агентуры, а уже потом… Кстати, по умолчанию никакие «особые права» жителям оккупированной территории не нужны — они и так желают избавиться от оккупанта и слиться в экстазе со здоровым телом нации.
Впрочем, другие шаги, предпринятые Украиной, тоже с уверенностью «хоронят» Минск-2. Это касается и нового языкового законодательства (которое прямо исключает возможность применения языковых норм Минских соглашений), и «децентрализации» (которая сокращает права регионального самоуправления и ставит местное в подчинение центру), и многое другое.
В общем, позиция Украины (причём независимо от текущего президента) состоит в том, что никакого выполнения Минских соглашений не будет. Тем не менее, дипломаты с упорством, явно заслуживающим лучшего применения, продолжают декларировать безальтернативность Минских соглашений. В чём же дело?
Во-первых, Минские соглашения — единственный документ, обсуждение которого сохраняет хоть какой-то формат отношений между Украиной и Россией.
Глава украинского МИД Вадим Пристайко, пребывая в Италии, заявил, что отношения между Украиной и Россией на уровне послов восстановятся, как только прекратится война. Это ерунда. Как только Украина получит контроль над Донбассом, она тут же потребует контроля над Крымом. Возвращение Крыма тоже претензий украинской стороны не остановит. Вадим Пристайко как мастер камуфляжа. До чего довел язык главу МИД Украины в Риме
Во-вторых, Минские соглашения предотвращают развитие военного конфликта.
Военные эксперты с дипломатами тут не спорят, а просто обращают внимание на самоочевидные моменты:
— боевые действия на рубеже 2014-15 годов прекратились не из-за переговоров, а из-за того, что обе противостоящие стороны не имели возможностей вести наступательные операции сколько-нибудь значительного масштаба;
— крупномасштабное наступление с той или другой стороны невозможно по условиям местности — она открытая, и формирование крупного наступательного кулака будет сразу же обнаружено;
— Минские соглашения никак не мешают частным операциям украинской армии, вроде постепенного «отжимания» «серой зоны» (кстати, такого рода действия проводятся непосредственно сейчас, полностью компенсируя отвод войск в отдельных районах).
В-третьих, Минские соглашения позволяли сохранить определённые экономические отношения между Россией и Украиной и, таким образом, не содержать Украину на прямом обеспечении Запада.
Собственно, сейчас Украина в экономическом отношении существует за счёт контактов с Россией — как прямых (по которым у Украины негативное сальдо торгового баланса), так и косвенных (через Белоруссию). Так или иначе, никакого краха украинской экономики не произошло, а Запад получает от Украины только прибыли. Прямые убытки связаны не с Украиной, а с режимом санкций против России, для которых украинский кризис изначально был поводом, а не причиной.
Продолжение вялотекущего конфликта выгодно и с точки зрения проведения большой приватизации — в воюющей стране всё можно купить за бесценок, но нет угрозы аннулирования сделок в результате, например, внешней оккупации территории.
В-четвёртых, Минские соглашения — единственный документ, который формализует процесс прекращения боевых действий и деэскалации ситуации на Донбассе.
Если Минских соглашений не будет, то будут нужны другие соглашения, которые бы определили, как выходить из этой ситуации. Причём содержание их будет совершенно другим, и, главное, будет чётко понятно, кто именно должен идти на уступки, — в условиях, когда и Украина, и Донбасс считают, что победили, согласование позиций выглядит психологически крайне маловероятным.
Резюме: для прекращения войны в Донбассе и конфликта между Украиной и Россией нужно внутреннее перерождение украинского режима. Опыт последних пяти лет показывает, что в результате выполнения Минских соглашений оно не наступит.
Минские соглашения по Донбассу: суть документа, кто подписал, полный текст протокола
В середине 2014 года на фронтах Донбасса для Украины сложилось действительно бедственное положение.
Повстанцы из ДНР и ЛНР уже контролировали территорию двух областей, в которых суммарно проживало более 4 млн человек. И руководство страны, и европейские партнеры уже тогда понимали, что необходимо срочно нормализовать ситуацию. Для этого были подписаны Минские соглашения.
Минский протокол не возымел эффекта
5 сентября 2014 года для подписания первых Минских соглашений по Украине была созвана трехсторонняя группа. Со стороны Украины присутствовал бывший президент Л. Кучма, со стороны ДНР и ЛНР Минские соглашения 2 подписывали их главы Александр Захарченко (который погиб в августе 2018 года в результате взрыва в кафе «Сепар» в центре Донецка) Игорь Плотницкий. Представителем Российской Федерации при процедуре подписания документа стал Посол Российской Федерации на Украине Михаил Зурабов. Присутствовал также наблюдатель от ОБСЕ — дипломат Хальди Тальявини.
В итоге стороны подписали рамочный документ, названный «Минским протоколом» или «Протокол по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию мирного плана президента Порошенко и инициатив президента Путина».
Первое время Украина действительно придерживалась договоренностей. Верховная Рада приняла два важных закона: об амнистии граждан ЛДНР и о предоставлении особого статуса. Однако законы, так требуемые Минскими соглашениями, не были подписаны ни спикером парламента, ни самим президентом Порошенко.
Вторая попытка нормализовать ситуацию: кто подписал Минск-2?
Соглашение Минск-1 подвела неоднозначность формулировок. Уже в течение года после подписания со стороны Украины было предпринято несколько попыток решить вопрос Донбасса силой в обход подписанного документаю
Пункт Минских соглашений | Действия со стороны Украины | Действия со стороны ДНР и ЛНР |
Прекращение огня и отвод вооружений | Сначала выполнялось, затем возобновлены обстрелы | Выполнено |
Мониторинг режима прекращения огня с помощью ОБСЕ | Выполняется | Выполняется |
Проведение местных выборов в Донбассе | Не выполняется | Выполнено |
Придать Донбассу особый статус | Не выполняется | Не может быть выполнено |
Амнистия граждан ЛДНР и обмен пленными | Не выполняется | Не может выполнено |
Предоставление гуманитарной помощи | Выполняется | Выполняется |
Выплаты пенсий и социальных пособий | Не выполняется | Выполняется |
Восстановление госконтроля над границей | Не выполняется | Не может быть выполнено |
Вывод иностранных войск | Настаивает, что есть российские военные | Иностранных войск ОБСЕ не обнаружило |
Вступление в силу новой Конституции | Не выполнено | Не может быть выполнено |
Что изменилось в новом Минском соглашении?
Подписание Минска-2 слегка изменило порядок действий и обязательства сторон. Эти обязательства, прописанные в минском протоколе, были сняты:
Появились и новые обязательства:
Россия — гарант, а не участник конфликта
Гарантами выполнения вторых Минских соглашений являются ОБСЕ, Германия и Франция — их статус однозначен. Документ был подписан в том числе и Россией, однако мировое сообщество воспринимает участие РФ в Минске-2 по-разному:
Число жертв превысило 10 тысяч человек
Минские соглашения, подписанные Путиным, Порошенко, Захарченко и Плотницким, предусматривали и отвод тяжелых вооружений, и прекращение огня, и обмен пленных. В документе для большинства пунктов был обозначен конкретный дедлайн: полностью претворить в жизнь договоренности планировалось уже к концу 2015 года. Однако по прошествии 4 лет ни один из пунктов Минских соглашений так и не был полностью выполнен.
Камнем преткновения стал вопрос безопасности. Согласно договоренностям, стороны обязались отвести вооружение от линии соприкосновения. Однако ни Украина, ни повстанческие республики не могли договориться о принадлежности Дебальцево: ДНР и ЛНР рассматривали село как свою территорию, оккупированную ВСУ.
С того момента было предпринято 17 попыток установить режим тишины в зоне конфликта. Однако даже Специальная Мониторинговая Миссия ОБСЕ во главе с Александром Хугом озвучила печальную статистику : в 2016 году было зафиксировано 320 тысяч случаев нарушения режима тишины, а в 2017 — почти 400 тысяч.
Бои в Дебальцево — фото после боя
Планировалось создание трех, а впоследствии и 10 зон безопасности — в станице Луганской, в Золотом и Петровском. В итоге реально были созданы зоны безопасности лишь в последних двух населенных пунктах. В итоге по данным ООН, с момента начала конфликта до конца 2018 года погибло 11-13 тысяч мирных жителей ДНР и ЛНР.
В 2019 году министр иностранных дел Украины Арсен Аваков в США предложил новую схему деоккупации ЛДНР: предлагалось, что шаг за шагом территории непризнанных государств войдут под контроль Пограничных Сил Украины. В скором времени в Беларуси прошел очередное заседание по обсуждения ситуации на Донбассе. Затрагивался вопрос социальных выплат гражданам республик.
Небольшое продвижение получил пункт об обмене пленными: 13 марта представитель Украины сообщил о возможном обмене 25 содержащихся в заключении на Украине российских граждан на граждан Украины и о готовности помиловать 72 сторонников ДНР и ЛНР в обмен на 19 украинских граждан, содержащихся в заключении в Донбассе.
Полный текст Минских соглашений
Документ под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» состоит из 13 пунктов. СМИ получили полную версию этого документа. Протокол был подписан лидером «ДНР» А. Захарченко, главой «ЛНР» И. Плотницким в Минске. Документ был подготовлен «нормандской четверкой» как мирное соглашение для урегулирования конфликта на востоке Украины.
Комплекс мер по выполнению Минских соглашений
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение, начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка» («Точка У»):
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 – в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
11. Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года.
12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
Примечание 1. Такие меры в соответствии с Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» включают следующее:
Участники Трехсторонней Контактной группы:
Данные предоставлены согласно источнику.
Скан договора, который попал в прессу представлен ниже.
Полный текст Минских соглашений — страница 1
Полный текст Минских соглашений — страница 2
Полный текст Минских соглашений — страница 3
Полный текст Минских соглашений — страница 4