Миофункциональная коррекция в работе логопеда что это
Миофункциональная коррекция в работе логопеда что это
Очень часто родители обращаются к логопеду с проблемой нечеткого звукопроизношения у детей. Причиной являются неправильный прикус, амимичность лица, нарушение функции глотания и жевания, преобладание ротового дыхания. Одним логопедом тут не обойдешься. Нужна комплексная работа специалистов: ортодонта, психолога, стоматолога, логопеда, невролога, инструктора ЛФК.
Что такое миофункциональные нарушения
При обследовании у многих детей выявляется аномальное строения ротовой полости: мелкие зубы, искаженный прикус, верхняя челюсть выступает над нижней или наоборот, короткая уздечка, неправильная позиция языка в покое, вялые, несмыкающиеся губы (поэтому рот все время открыт) и т.п. Вследствие перечисленного снижается или повышается тонус жевательных и мимических мышц, нарушается процесс глотания и дыхания (ротовое). Все это в совокупности и называется миофункциональными нарушениями (МФН). По их причине у ребенка не только дефекты звукопроизношения и «каша» во рту (нарушение темпа речи, просодики), но и проблемы с постановкой и автоматизацией звуков. Использования логопедического зондового массажа и артикуляционной гимнастики в данном случае недостаточно. Необходим расширенный и углубленный подход.
Причины миофункциональных нарушений
Генетические – 25 %. Короткая уздечка часто передается по наследству. Одновременно и неправильный прикус бывает «унаследованным», когда искажено произношение звуков [р], [л], [с], а также шипящих.
Вредные привычки: сосание пальца, соски после года, закусывание языка, губ, щек, высовывание языка между зубов. Сосание не является физиологической нормой, поэтому к году, после появления первых зубов, не рекомендуется сосать не только пустышку, бутылочку, но и грудь. Процесс сосания должен плавно перейти в паттерн жевания, что благоприятно скажется на четком звукопроизношении. Сосание активизирует работу мозга до определенной поры. Позже может оказать обратное влияние, вплоть до задержки психического развития. Чем дольше развивается сосание, тем больше усложняется ситуация с поддержанием мышечного тонуса. Сосание пальца приводит к деформации челюсти.
Ротовое дыхание. Может возникать вследствие аллергических реакций на бытовую химию, продукты питания. Реакции могут быть вялотекущими, характеризуются частой заложенностью носа. Чтобы получить кислород, необходимый для мозга, ребенок начинает дышать ртом. Со временем из-за неправильной работы дыхательной системы развивается хроническая гипоксия. Даже если у ребенка немного разомкнуты губы, устанавливается смешанное дыхание.
Инфантильное глотание. Является нормой до года жизни. После прорезывания молочных зубов заменяется жеванием. В связи с тем, что многих детей длительное время кормят измельченной пищей, формируется неправильный паттерн при глотании, сохраняется инфантильное. Процесс жевания укрепляет жевательную мышцу языка. Часто с закреплением жевания улучшается качество речи.
Вялое сосание и жевание. В последнее время стремительно развивается в связи с появлением различных пакетов и бутылочек для высасывания. Это поддерживает инфантильное глотание, нижнее положение языка, которое не является нормой у ребенка старшего дошкольного возраста.
Раннее удаление молочных зубов.
Признаки МФН
Понять, есть у ребенка миофункциональные нарушения или нет, можно даже по внешнему виду:
все время приоткрытый рот;
дыхание через рот;
напряжение губ при глотании;
язык вываливается в межзубное пространство во время разговора;
неправильное произношение многих звуков;
часто дистальное положение нижней челюсти (верхние зубы выступают над нижними), при этом нижняя челюсть вместе с положением языка отодвигается к глотке;
гиперсаливация (слюнотечение), повышенное слюноотделение;
снижение иммунитета и частые простудные заболевания.
У малышей с МФН инфантильный тип глотания. При сглатывании выдвигаются вперед губы, при этом работают мышцы, которые заставляют делать кивок шеей. Поэтому очень часто возникает гипертонус шейно-воротниковой зоны. Из-за того, что нижняя челюсть при глотании отодвигается кзади, она частично перекрывает дыхательные пути. Так как организму нужен кислород, ребенок начинает выдвигать голову вперед. В результате, меняется соотношение головы и туловища, голова как бы подвешивается. Центр тяжести смещается. Чтобы удержать голову, мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это напряжение вызывает механическое сдавливание сосудов, которые питают головной мозг, и формирует хроническую гипоксию. Питательные вещества не поступают в мозг полноценно, меняется координация движений ребенка. Чтобы удержать голову, тело смещается вперед: руки «завернуты» вперед, лопатки торчат, позвоночник искривлен.
Чтобы уравновесить свое тело в пространстве, ребенок находит удобную, но неправильную позу. Развивается поясничный гиперлордоз, становятся слабыми мышцы живота, возникает синдром выпяченного животика. Дети с МФН ставят ноги не в то положение, которое должно быть в норме. Из-за этого формируется вальгусное или варусное состояние стоп. В связи с изменением положения тела в пространстве, ребенок не может качественно владеть своим телом. По сути, это как ребенок с ДЦП.
Также причиной аномального прикуса является нарушение работы мышц щек, языка, губ, подбородка. Если язык работает неправильно, развивается гипоксия, деформация лица, уплощение глазничных областей. Язык, который находится в гипертонусе, имеет высокий рвотный рефлекс. Во время пережевывания достаточно тяжело переворачивает пищу и обрабатывает ее слюной. Ребенок не может полноценно двигать пищу в полости рта. При любом прикосновении, возникает позыв к рвоте, а это неприятно, поэтому малыш будет рефлекторно его избегать. Станет жевать передней частью языка или перетирать еду о передние зубы. При плохой обработке пищи слюной она поступает в желудок в достаточно грубом состоянии и раздражает слизистую, поэтому у детей бывают частые дисфункции ЖКТ, ранние гастриты, запоры, расстройства стула.
Работа с детьми, имеющими миофункциональные нарушения
У детей с МФН часто наблюдается задержка речевого развития, дислалия, дизартрия. Если обратиться за помощью только к логопеду, который начинает работать с органами артикуляционного аппарата, проблемы с речью не решатся. В данном случае нужно провести грамотную комплексную работу с несколькими специалистами.
Прежде всего важно скорректировать тип глотания. Для этого необходимо посетить миофункционального терапевта, который поможет укрепить круговую мышцу рта с использованием трейнеров, проведет грамотный массаж стоп, грудной клетки, шейно-воротниковой зоны, миофасциальный релиз, ДЭНС-терапию, тейпинг-терапию.
Для восстановления носового дыхания нужна консультация лор-врача. Хорошо поможет тейпирование пазух носа.
Стоит обратиться к ортодонту и детскому стоматологу. Чтобы устранить открытый прикус, специалисты рекомендуют применять особые вестибулярные пластины (трейнеры). Это мягкие силиконовые насадки, регулирующие состояние языка и нормализующие мышечный баланс ротовой полости. Также рекомендуют применять пластинки с проволочной заслонкой (для установления правильной позы языка) и с бусинкой (для разминки мышц языка перед проведением артикуляционной гимнастики). Такие пластины облегчают работу логопеда. Благодаря им можно поставить сложные звуки.
Если логопед не владеет техниками массажа, можно обратиться к миофункциональному массажисту, неврологу, инструктору ЛФК. Для улучшения общей моторики и координации движений необходимы специально подобранные физические упражнения. Посещение психолога необходимо, если вследствие МФН возникает задержка психического развития и нарушение эмоционально-волевой сферы.
Миофункциональная гимнастика в работе логопеда
Автор: учитель-логопед Шевцова Лидия Сергеевна
Организация: МДОБУ д/с № 125
Населенный пункт: г. Сочи п. Лазаревское
Миофукциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающих при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи). Такие нарушения у детей наиболее стойко корректируются при взаимодействиях логопеда и детского ортодонта.
К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка,относятся:
— длительное сосание пустышки;
— сосание большого пальца, языка, различных предметов;
— прикусывание губ, щек;
— прокладывание языка между зубами;
— подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна.
Развитие речи – сложный и многообразный процесс,для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы. Причинами неправильного произношения звуков могут быть такие аномалии речевого аппарата, как укороченная уздечка языка, готическое небо, сужение верхней челюсти, недоразвитие нижней челюсти с уплощением центрального ее участка при глубоком резцовом перекрытии. В последнее время в логопедической работе стали практиковать комплекс миофункциональной гимнастики вместе с артикуляционной гимнастикой. При правильной подборке и нагрузке каждого упражнения, комплексы этих гимнастик дают хорошие результаты, особенно при признаках дизартрии, аномалии прикуса, инфантильном глотании. Комплекс миофункциональной гимнастики рекомендуется использовать с детьми, начиная с 3-х лет, у которых сформировались вредные привычки. Упражнения можно включать в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке.
Такой комплексный подход будет способствовать:
— более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложненные деформациями строения органов артикуляции;
— при своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области, ускоренному продвижению ортодонтического лечения.
— в результате регулярной миогимнастики у ребенка происходит коррекция типа дыхания, он меньше болеет простудными заболеваниями, насыщение крови кислородом улучшается.
Упражнения для нормализации носового дыхания
Упражнение 1. Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Ноги в стороны, рот плотно закрыт, медленно поочередно вдыхать воздух то правой, то левой ноздрей, поочередно прижимая пальцами противоположную ноздрю.
Упражнение 2. «Заводим машину» Длительное произнесение звука «Д-Д-Д» (30 сек)
Упражнение 3. «Шарик лопнул». Надуть щеки и медленно выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение 4. При разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта в таком положении стремиться сомкнуть губы.
Комплекс упражнений для нормализации функции глотания.
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.
Упражнение 1. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу.
Упражнение 2. Язык поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь кончиком каждого зуба.
Упражнение 3. Язык переместить максимально вперед, повернуть его вправо и влево.
Упражнение 5. Язык поднять вверх, расположить его в середине небного шва, ударить напряженным кончиком языка по небу, произвести звук «щелчка». Выполнять 50-60 раз.
Упражнение 6. Набрать в рот воду (глоток, губы сомкнуть, зубы сжать язык поднять вверх, проглотить воду, упираясь языком в область зубных бугров передних зубов и складок неба (вся группа мимических мышц должна находиться в стадии «покоя»)
Комплекс упражнений для нормализации функции смыкания губ. Тренировка круговой мышцы рта.
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1-2-3-4, повторение от 10 до 15 раз.
Упражнение 1. Губы вытянуть вперед, изобразить рупор, хоботок.
Упражнение 2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть.
Упражнение 3. Сомкнутые мизинцы положить в угол рта, губы не сжимать. Пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть.
Упражнение 4. В уголки рта при несомкнутых губах установить мизинцы рук и в таком положении стремиться сомкнуть губы.
Упражнение 5. Губы сомкнуть, натянуть верхнюю губу на зубы, натянуть нижнюю губу на зубы.
Упражнение 6. Губы сомкнуть, затем переместить их вправо и влево.
Упражнение 7. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение 8. Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу.
Упражнение 9. Губы сомкнуть, надуть воздух под нижнюю губу.
Миогимнастика, стимулирующая рост нижней челюсти
Упражнение 1. Встать у стены в положении правильной осанки. На счет 1-2-3-4 выдвинуть нижнюю челюсть вперед до режущих краев верхних фронтальных зубов и удерживать ее в таком положении в течение 10 с, затем переместить назад. Постепенно увеличивать время до 1 мин.
Упражнение 2. Отойти от стены. Голову запрокинуть назад, руки отвести за спину, ноги поставить на ширину плеч, нижнюю челюсть выдвинуть вперед и повторить упражнение 1.
Упражнение 3. Выполнять упражнение 1 с поворотом головы вправо и влево, захватывая передними зубами нижней челюсти верхнюю губу.
Комплекс упражнений для сдерживания роста нижней челюсти при прогении
Упражнение 1. Захватить нижнюю губу верхними зубами и верхней губой и удерживать ее в таком положении 4-5 мин. Отдохнув повторить упражнение 3-4 раза.
Упражнение 2. Упражнение выполняется с деревянной палочкой в форме зубной дуги. Ширина палочки равна ширине передних центральных зубов, а толщина 3-4 мм. Ребенок должен прикусить палочку таким образом, чтобы верхние зубы выдвинулись вперед, а нижние назад. Прикусывать паллчку необходимо в течение 3-4 мин.
Упражнение 3. Давить кончиком языка на верхние фронтальные зубы.
Упражнения для коррекции перекрестного прикуса
Упражнение 1. Открыть рот на счет 1-2-3-4, затем медленно его закрыть, перемещая нижнюю челюсть в противоположную сторону от неправильного положения зубов и удерживать ее в этом положении 5 с, затем 10, 20 и так до 60 с.
Упражнения 2. Выполнять упражнение 1 с применением усилия руки, направленного на сдвиг нижней челюсти в сторону. Продолжительность курса лечения от 3 до 8 мес.
Ежедневно используя миофункциональную гимнастику в сочетании с артикуляционной гимнастикой при коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции, постановка и автоматизация звуков будет происходить быстрее.
Список использованной литературы
1. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М., 2004
2. Аверьянов С. В., Костина Я. В. Стандартные аппараты для миофункционной ортодонтии: учебное пособие. Уфа 2014
4. Костина Я. В., Чапала В. М.Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта М., 2009
5. Белкина В. Н. и др. Дошкольное обучение и развитие. Ярославль 2001
Чистоговорки и скороговорки в работе логопеда Для детей 5-6 лет характерен достаточно обширный словарный запас, они умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают и рассказывают.
Дыхательная гимнастика по методу А. Н Стрельниковой в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими поражения ЦНС В. А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.
Использование камешков Марблс в работе логопеда Использование камешков Марблс в работе логопеда. Использование камешков Марблс в работе логопеда. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Кинезиология в работе логопеда Как мы все хорошо знаем «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный». Единство мозга складывается из деятельности.
Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.
Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.
Применение метода биоэнергопластики в работе логопеда Применение метода биоэнергопластики в работе логопеда. В соответствии с законом РФ «Об образовании» (ст. 2; 51) государственная политика.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Актуальность использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе.
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной.
ОРОФАЦИАЛЬНАЯ МИОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА
Эта наука сейчас оформляется в систему прямо на наших глазах. Еще 10 лет назад мало кто из логопедов вообще слышал об этом.
Но в последние годы значительно увеличилось количество детей с ортодонтическими, стоматологическими, дыхательными, речевыми проблемами. Как оказалось, это все тесно взаимосвязано. Количество вредностей, которые влияют на женщину и на плод во время беременности неуклонно увеличивается. Да и роды проходят все менее и менее благоприятно для ребенка. И после появления на свет малыша его ждет целый арсенал вредностей, скоторыми прежде новорожденный не сталкивался.
Вредные факторы, влияющие на формирование зубочелюстной системы ребенка:
2. Нарушения внутриутробного развития.
3. Нарушения организации питания и искусственное вскармливание. Метод вскармливания.
4. Болезни детей раннего возраста.
5. Нарушения функции зубочелюстной системы.
6. Вредные привычки.
7. Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, ВНС.
8. Травмы зубов и челюстей.
9. Кариес и его последствия.
10. Задержка прорезывания.
11. Задержка выпадения молочных зубов
12. Отсутствие трем в 5-6 лет.
На генетические предрасположенности мы влиять не можем. А вот на физиологическое течение беременности мама может и должна влиять. Ребенок должен правильно вскармливаться. Необходимо правильно держать бутылочку во время кормления, выбирать соску, повторяющую контур соска матери, вовремя избавлять ребенка от пустышки. Необходимо во время перевести малыша на твердую пищу и не злоупотреблять протертой едой, вызывающей атрофию жевательных мышц.
Какие нарушения зубочелюстной системы могут влиять на развитие речи ребенка?
Основными признаками правильно сформированного прикуса является следующие признаки (как у взрослых, так и у детей):
1. Ровные зубные дуги.
2. Верхняя челюсть располагается кпереди относительно нижней.
3. Средняя линия, проходящая между центральными зубами совпадает со средней линией лица.
4. Верхние передние зубы на одну треть коронки перекрывают нижние.
5. В боковых участках 4 и 5 или 6-7-е фиссурно-бугровое смыкание.
Какие мы знаем нарушения прикуса?
В сагиттальном направлении прикус может быть нарушен по типу: ПРОГНАТИЯ и ПРОГЕНИЯ.
В вертикальном направлении. Смотрим по смыканию центральных резцов. Иногда не смыкаются плотно, тогда развиваются:
При смыкании зубов правильное смыкание, а на второй стороне нет. При отсутствии совпадений центральных линий. С одной стороны фиссурно-бугровое смыкание, а с другой стороны этого смыкания нет. Это и есть перекрестный прикус.
У ребенка может быть патологически укорочена уздечка языка. И это мешает ему не только правильно сосать на ранних этапах развития, пережевывать пищу и формировать правильную артикуляцию звуков на более поздних.
Без специальных логопедических мероприятий спонтанно звуки верхнего подъема не появятся. А в некоторых случаях приходится прибегать к хирургическому вмешательству. Для формирования правильного звукопроизношения могут быть препятствием так же и укороченные подгубные уздечки.
Как может нарушения дыхания влиять на речь? Почему у ребенка может быть нарушено дыхание?
Это может быть следствием врожденной патологии органов дыхания, аденоидов. Это может быть результатом частых простудных заболеваний или привычки держать рот приоткрытым при сосании соски или пальца.
Если рот ребенка постоянно приоткрыт, то во время речи язык будет находится преимущественно между зубами. Отсюда у таких детей мы часто сталкиваемся с межзубными сигматизмами. Кроме того, при ротовом дыхании у ребенка страдает интонационно-выразительная сторона речи.
Нарушение иннервации могут пагубно влиять на речевое развитие ребенка. Нарушения мышечного тонуса, гиперсаливация, синкинезии и другие неприятности, являющиеся признаками раннего органического поражения ЦНС, могут грубо задерживать формирование звукопроизношения у ребенка.
Эффективность работы логопеда у детей с такими особенностями зависит от правильно построенного алгоритма взаимодействия с другими специалистами: неврологом, ортодонтом, ЛОР врачом. Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребѐнка позволят ему своевременно выявлять дефекты в еѐ строении. Для выявления причин нарушений в строении артикуляционного аппарата необходим тщательный осмотр ребѐнка, где проверяют строение и функции артикуляционного и дыхательного аппарата.
Для миофункциональной коррекции в речевой терапии детские стоматологи и ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки или трейнеры – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса жевательного органа. Трейнеры «Infant» для детей от 3 до 5 лет назначают для активной тренировки оральной мускулатуры и правильного позиционирования языка у детей в молочном прикусе, а также для тренировки жевательной мускулатуры.
Преортодонтическая модель трейнера Т4К предназначена для детей 6-10 лет для коррекции миофункциональных нарушений, в том числе и речевых. С помощью данной модели трейнера нормализуется тип дыхания, положение языка при глотании и в покое, снижается избыточное давление внешних приоральных мышц, снимется напряжение подбородочной мышцы, устраняется скученность зубного ряда. Трейнер используется ночью и всего один час днѐм.
При нарушениях произношения свистящих звуков, которые могут наблюдаться
при открытом прикусе, перекрѐстном прикусе, слабой подвижности языка, ротовом дыхании, инфантильном типе глотания, детям до 5 лет от прокладывания языка показано использование пластинки с заслонкой или профилактической модели трейнера «Infant».
Детям старше 5 лет оптимальный комплексный эффект обеспечит использование трейнера модели Т4К.
При искажениях шипящих звуков, которым способствуют глубокий прикус, прогнатия, язычный наклон зубов, ограниченная подвижность языка и губ, эффективна тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой.
Помимо разминки языка здесь добавляется тренировка круговой мышцы рта – ребѐнку предлагается крепко удерживать пластинку губами, в то время как взрослый с усилием вытягивает еѐ за кольцо прерывистыми короткими движениями. Детям старше 5 лет рекомендовано добавить дневную тренировку с использованием пластинки ночным применением трейнера Т4К, эффективно корректирующего глубокий прикус, одновременно тренируя тонус круговой мышцы.
Таким образом, благодаря совместной междисциплинарной работе достигается высокая стабильность результатов логопедической коррекции.
Прикус и речь. Что нужно знать родителям о миофункциональных нарушениях?
Очень часто родители обращаются к логопеду с проблемой нечеткого звукопроизношения у детей. Причиной которой могут быть миофункциональные нарушения. Высококвалифицированные специалисты в Зеленограде помогут вашему ребенку в постановке звуков и коррекциии иных проблем.
Познавательная страничка
Миофукциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающих при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи)
Посмотрите внимательно на Вашего ребенка, его лицо гармонично или заметны какие-либо проблемы с прикусом? Натянутые губы или приоткрытый рот, ротовой тип дыхания — все это свидетельство неправильного прикуса. Можно определить неправильный прикус, даже не заглядывая в ротовую полость, основываясь только на анализе лицевых признаков. Достаточно понаблюдать за ребенком несколько минут в непринужденной обстановке и ответить на ряд вопросов:
Если вы заметили у своего ребенка один или несколько вышеуказанных признаков, вам следует обратиться за консультацией к специалистам!Миофункциональные нарушения у детей эффективно корректируются при раннем выявлении, а также при грамотном взаимодействии логопеда, невролога и стоматолога. Специалисты предложат вам специальные вестибулярные пластинки и комплексные занятия для устранения выявленных нарушений. Комплексный подход обеспечивает высокую стабильность результатов логопедической коррекции.
Мама будет Логопедом
Почему возникают миофункциональные нарушения?
Глотание нарушается, как правило, при длительном сосании бутылочки с соской и соски-пустышки, при длительном кормлении ребенка мягкой и протертой пищей. После 4-5 лет глотание должно быть незаметным, лицевые мышцы в нем не участвуют.
Жевание мягкой протертой пищи не дает достаточного стимула к росту челюстей и следствием этого становится скученность зубов. Если после 5 летнего возраста временные зубы стоят плотно друг к другу, между ними отсутствуют промежутки (тремы), то скорее всего постоянные зубы не поместятся в зубном ряду.
Сосание пальца, равно как и соски после года-полутора, также приводит к тяжелым деформациям челюстных костей- формированию открытого прикуса и отклонению верхних зубов кпереди.
Осанка— ее нарушения непосредственно влияют на гармоничность лицевого скелета, так как нарушается миодинамическое равновесие.
Речевые нарушения связаны с неправильной артикуляцией. То зачастую приводит к аномальному давлению языка на зубные ряды, вызывая смещения зубов.
Конечно, генетическая предрасположенность к неправильному прикусу тоже имеет место быть.
Копилка знаний
Упражнения для нормализации носового дыхания
Упражнение 1. Воздушный массаж слизистой оболочки носа. Ноги в стороны, рот плотно закрыт, медленно поочередно вдыхать воздух то правой, то левой ноздрей, поочередно прижимая пальцами противоположную ноздрю.
Упражнение 2. «Заводим машину» Длительное произнесение звука «Д-Д-Д»(30 сек)
Упражнение 3. «Шарик лопнул». Надуть щеки и медленно выдавить воздух через сжатые губы.
Упражнение 4. При разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта в таком положении стремиться сомкнуть губы.
Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями.
Остеопат знакомится с проблемой, которая вас волнует. А затем с помощь техник остеопатии выясняет возможность решения проблемы. Чаще всего используется техника Краниосокральной терапии.
Отличная идея для создания дыхательного тренажера.