Мисселинг что это в экономике простыми словами
Мисселинг простыми словами – пришел за одним, продали другое
Мисселинг — что это? Есть такое модное слово, чтобы описать то, что по-простому называется «надули». Это калька с английского: mis-selling. Буквально — «неправильно продать». Если точнее, продать что-то одно под видом чего-то другого. Чаще всего термин употребляют в сфере финансов.
Что такое мисселинг и как он работает
Когда клиент приходит за одним продуктом, а банк, или страховая компания, или НПФ продают ему другой. Необязательно плохой. Просто другой.
Но не стоит путать мисселинг с обычным даром убеждения. Допустим, Костя пришел в магазин за тостером, а продавец уболтал его по акции купить вместе с тостером электрочайник и кофеварку. И робот-пылесос в придачу. Это не мисселинг. Это просто продавец очень талантливый, а Костя очень внушаемый, хоть все это и не выбирал.
Таня пришла в магазин за роботом-пылесосом, а продавец сказал ей, что лучше купить домашний кинотеатр последней модели. Ведь он тоже может убираться в квартире, пылесосить, мыть полы и делать расслабляющий массаж в придачу. Таня поверила продавцу, а через неделю поняла, что ее обманули, и кинотеатр может только показывать кино. Это и означает mis-selling.
«Ха-ха, ну нельзя же быть ТАКОЙ наивной», — подумаете вы. Очевидно, что домашний кинотеатр не моет полы. Возможно. Но что, если речь идет не о магазине бытовой техники, а о банковских продуктах, и покупать их пришла не молодая Таня, а пенсионер Иван Петрович? И менеджер оформил ему максимальную страховку по вкладам? Кто виноват в этой ситуации? Иван Петрович, который поверил менеджеру и не стал читать договор, или все же недобросовестный консультант, который намеренно ввел пенсионера в заблуждение?
К сожалению, попасть в такую ситуацию может не только Иван Петрович, но и каждый из нас. Вот в чем опасность этого явления.
Скажем честно: в финансовых продуктах мало кто хорошо ориентируется. Даже сотрудники банка могут растеряться, столкнувшись с ассортиментом у конкурента. Запутывать клиентов им на руку: чем меньше вы понимаете, тем вероятнее пропустите в договоре какой-нибудь важный пункт, очень выгодный для банка и не очень — для вас.
Мисселинг банков: “Почему нас так легко обмануть и зачем это банку?”
В банке мы не ждем, что нас обведут вокруг пальца. На рынке — да, мы знаем, что нас могут обвесить или обсчитать. В автомастерской — внимательно следим за механиком, чтобы не взял денег за лишние детали. Но в банке мы расслабляемся. Мы ведь и так несем туда свои деньги, мы уже смирились с тем, что с нас возьмут проценты и комиссии. Зачем им ЕЩЕ нас обманывать?
Увы, не все компании идут на честные условия. Некоторые из них даже готовы пожертвовать своей репутацией ради лишней продажи. Или это личная инициатива менеджера, который лезет со своими уговорами. Вот пообещало ему руководство премию за 10 продаж страховок — а дальше как хочешь, так и выкручивайся.
Последствия следующие: в любом случае в минусе останется покупатель.
Частые случаи мисселинга — какие услуги или продукты могут предложить
Согласно статистике ЦБ, чаще всего mis-selling фиксируют в банковской сфере. Банки заключают агентские соглашения со страховыми, брокерами, НПФ и управляющими паевыми инвестиционными фондами. И в этом случае продать вам продукт партнерской организации становится для них выгоднее, чем оформить простой вклад. Проблема настолько актуальна, что Центробанк считает борьбу с мисселингом одним из своих приоритетов. Под видом вклада клиенту могут предложить следующие «небанковские» продукты:
Кроме того, вам могут не рассказать про скрытые комиссии, умолчать о тарифах или подключить «по умолчанию» дополнительные услуги. Очень часто можно услышать: «первые три месяца — бесплатно, а потом услуга сама отключится, если вы не захотите платить».
На деле же оказывается, что для отключения вам придется идти в офис и писать заявление (онлайн его тоже не принимают). Почти всегда это довольно несущественные суммы, из-за которых вы не захотите куда-то ехать. И на таких незаметных платежах зарабатывают миллионы. А потом все удивляются, как банки обманывают заемщиков, вкладчиков и других клиентов.
Misseling – обман на примере оформления страхового полюса
Александр Бочкарев, методист, бизнес-тренер компании «ФинФорт»:
— Довольно частый случай мошенничества — обман при оформлении полиса страхования. Пример: Валентин обратился в частную фирму, чтобы продлить полис ОСАГО. Менеджер оформил полис, но не выдал его на бумажном носителе. Он заявил, что бумажный экземпляр можно получить, только если застраховать свою жизнь за 2 500 рублей. Валентин согласился, ведь сотрудники ДПС всегда просили его показать бумажный полис вместе с удостоверением. Валентин не хотел платить штраф 800 рублей за отсутствие документа. На самом деле, как вы понимаете, менеджер его обманул. Он обязан был распечатать и отдать полис бесплатно.
Это не значит, что все перечисленные продукты вам не пригодятся. Может быть, именно они-то вам и нужны. Но чтобы прийти к такому выводу, вы должны хорошо разобраться в вопросе, узнать все плюсы и минусы, внимательно прочитать договор, а не просто выслушать краткий ликбез от официального лица организации.
Помните, что продавец не несет никакой ответственности за то, что сказал вам в устной беседе. Обещали процентную ставку 25 % годовых, а в договоре написано про 1 %? Ну вот под этим вы и подписались. А что он сказал — не имеет значения.
Разница между вкладом и не вкладом
Между обычным вкладом и перечисленными продуктами существует большая разница. Чаще всего менеджеры обращают наше внимание на доходность. Но у нее есть оборотная сторона, и называется она «гарантия сохранности сбережений».
Процент по вкладам чаще всего не очень высок, но зато он гарантированный. Вам не нужно следить за ценами на нефть или курсом доллара, свои 6—7 % годовых вы все равно получите. Кроме того, вклады (суммой до 1,4 миллиона) страхует государство. Так что, если банк потеряет лицензию, вы (с некоторыми оговорками) получите деньги обратно.
С ПИФами, полисами инвестиционного страхования жизни и инвестициями все сложнее. Они могут показать более высокий доход, но при этом тут нет гарантии, что деньги не прогорят и вы не останетесь не только без дохода, но и без вклада вообще. А государство такие сделки не страхует.
Как не дать себя обмануть и защититься от мисселинга
Даже если вы будете задавать менеджеру правильные наводящие вопросы и уточнять все детали, он все равно может вам соврать. Поэтому не слушайте никакие устные обещания. Чтобы не стать жертвой банка и не попасться на уговоры продавца, следуйте общим рекомендациям, внимательно читайте договор и верьте только тому, что в нем написано.
А что там должно быть написано?
Если ответов на эти вопросы в тексте подписываемого документа не нашлось — это выглядит подозрительно, а значит, его лучше избегать. Ведь куда вы будете жаловаться после того, как сами и подписали договор?
Максим Титов, бизнес-тренер компании «ФинФорт»:
— Защититься от такого обмана поможет только ваша финансовая и правовая грамотность. Другой важный момент — большая часть манипуляций совершается благодаря страху людей выглядеть глупо, задать «глупые» вопросы. Но лучше задать глупый вопрос, чем оказаться в глупой ситуации! Фраза, которая вам поможет: «Покажите, где это написано в договоре». Всегда держите под рукой телефон человека, который разбирается в финансах лучше вас, запишите телефон горячей линии по защите прав потребителей и не бойтесь звонить по нему.
Это вообще законно?
Помните, что формально мисселинг — это не нарушение закона. Если вы подписали договор не глядя, суд вряд ли встанет на вашу сторону, а сотрудник банка не признается, что намеренно ввел вас в заблуждение. Однако если вы быстро обнаружили обман — вы сможете отменить сделку. В общем, за свои действия в первую очередь несете ответственность именно вы.
От всех добровольных страховых продуктов — страхование жизни, здоровья, имущества, КАСКО и т. д. — можно законно отказаться в течение 14 дней, в так называемый период охлаждения. Страховая компания при этом не имеет права ни оштрафовать потребителя, ни отказаться принять услугу обратно, иначе это будет грубым нарушением, за которое накажет уже ЦБ.
Выводы
Сейчас Банк России работает с участниками финансового рынка, но до полной прозрачности сделок нам еще далеко. Всероссийский союз страховщиков не так давно принял профессиональный стандарт для продаж полисов страхования жизни. А ЦБ выпустил требования к страховым компаниям и их агентам, в том числе банкам. За их нарушение грозят штрафы, приостановка деятельности и даже отзыв лицензии.
Мисселинг: все что нужно знать и как не попасться
Все чаще можно столкнуться с таким малоприятным явлением как мисселинг. Так принято называть особую разновидность обмана, суть которого – намеренное введение потребителя в заблуждения с целью навязать ему товар или услугу. Проще говоря, мисселинг – эффективный способ продажи того, что покупателю фактически не нужно.
Примеры мисселинга
Итак, в каких сферах данная форма обмана наиболее распространена? В основном мисселинг практикуется в финансовой отрасли: им умело пользуются страховые компании, брокерские агентства. Также к нему прибегают негосударственный пенсионный фонд, управляющие компании ПИФ.
Разумеется, нельзя обойти стороной главных почитателей мисселинга последних лет – банки и микрофинансовые организации. Согласно официальной статистике, именно на них приходится основная доля жалоб и претензий со стороны жертв мисселинга. Объяснить это легко: большинство людей доверяют крупным банкам, а потому не спешат подвергать сомнению советы менеджеров.
Как распознать мисселинг в банке?
Известно, что банки зачастую берут на себя роль страховщиков, брокеров, НПФ и т.д. Это позволяет им реализовать продукты партнеров и получать за это неплохие отчисления.
Из нефинансовых продуктов в банке часто предлагаются:
На первый взгляд может показаться, что данные продукты действительно обеспечивают высокую доходность, порой даже опережая стандартный депозит. Но при этом следует помнить о более высоких рисках и негарантированном характере процентов.
Популярные советы
Как противостоять убедительным менеджерам?
Доводы в пользу покупки того или иного продукта могут звучать очень весомо. Сотрудник банка будет давить на «болевые точки» и делать все возможное для того, чтобы Вы поставили заветную подпись. Делать этого не стоит до тех пор, пока договор не будет изучен Вами досконально. Лучшее решение – не подписывать бумаги в отделении банка, взяв копию договора с собой для детального изучения. Практика показывает, что чтение важных документов в присутствии менеджеров и других банковских специалистов не позволяет сконцентрироваться.
Оказавшись наедине с договором, обратите внимание на следующие его положения:
Не наблюдаете в договоре внятных ответов на данные вопросы? Стоит прояснить их в беседе с менеджером.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Страховка вместо вклада: что такое мисселинг и как его избежать
Всё чаще в Банк России поступают жалобы на мисселинг – продажу одних финансовых продуктов под видом других. Например, вместо вклада консультант в банке может предложить вам инвестиционное страхование жизни, ценные бумаги, продукты паевых инвестиционных фондов (паи). При этом сотрудник, как правило, представляет такую сделку в выгодном свете и умалчивает о возможных рисках.
Мисселинг – это нарушение закона?
По закону банковские организации имеют право предоставлять своим клиентам полный спектр банковских услуг и рекомендовать им приобрести любой продукт. Так, пользуясь своим авторитетом и низкой финансовой грамотностью населения, банкиры могут ввести клиента в заблуждение и продать ему то, что выгодно для них.
Все услуги и продукты, предлагаемые банком, – законные и сертифицированные. Однако они будут полезны не каждому клиенту.
Чаще всего банкиры предлагают людям под видом вклада другие инструменты, которые схожи с вкладом, но имеют особенности.
«Ставки по банковским вкладам снижаются, человек ищет возможность сохранить доходность, к которой он привык раньше. Людям говорят, что предлагаемый им продукт – то же самое, что и вклад, но с повышенной доходностью», – пояснила эксперт банка России Елена Шервуд.
В основном это страховые продукты с инвестиционной составляющей, облигации, векселя самого банка и иные ценные бумаги. Клиентам навязывают различные комбинированные услуги – какая-то часть денег действительно идёт на вклад, а другая – в инвестиции.
Пользуясь тем, что новые правила продажи сложных продуктов неопытным инвесторам ещё не вступили в силу, банки злоупотребляют отсрочкой и вводят граждан в заблуждение.
«Финансовые организации стараются использовать тот срок, который был дан на адаптацию, чтобы продать людям продукты, которые не подходят для неквалифицированных инвесторов. Когда у людей, например, заканчивается срок депозита, им предлагают в том же банке не продлить депозит, а купить альтернативу, забрасывая неподготовленного человека пустыми словами вроде «защиты капитала» и «гарантированной доходности», – заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
Какие уловки используют менеджеры?
Житель Барнаула Виктор Степанов (имя и фамилия изменены) в попытках сберечь свои накопления от инфляции едва их не потерял. Под видом вклада ему предложили «промежуточный» вариант, который никак не гарантировал сохранность его денег.
«Я не понял, промежуточный между чем и чем был вариант. Как бы то ни было, я почти «попался» – даже успел поставить подпись на одном из документов. Потом принесли ещё какие-то бумаги, а там было написано что-то, что я не мог разобрать. Попросил объяснить, и тут началось», – отмечает Виктор.
После почти часового общения с банкирами Виктор понял: его ждут большие проценты по вкладу, гарантированная доходность, нулевые риски. Правда, зачем в документах указаны другие финансовые компании, Виктору так и не объяснили.
«Первое, что меня смутило, это подписание огромного количества бумажек. Сначала с банком, потом с какой-то инвестиционной площадкой, потом какое-то страхование. Я сначала не придал значения, но потом задумался и попросил взять паузу. Меня тут же принялись убеждать, что сейчас лучший момент, чтобы вложиться, потом будет поздно. Тогда я понял, что лучше в эту историю не лезть», – пояснил Виктор.
Как Виктор узнал позже, банкиры пытались уговорить его на заключение договора инвестирования в деятельность сторонней компании.
Как защититься от мисселинга?
Эксперт Центробанка Елена Шервуд рассказала, какие действия можно предпринять клиентам, чтобы не стать жертвами нечестных сотрудников банка. Для этого нужно проверить договор по нескольким основным критериям:
Так, жительница Барнаула Александра Рычкова (имя и фамилия изменены) задавала сотруднику банка такие вопросы, как есть ли санкция за досрочный разрыв договора и какая доходность ей гарантирована. Ответы сотрудника, как отмечает девушка, не сходились с предоставленными ей документами.
«Мне принесли документы на подпись – а там гарантированная доходность вообще не была прописана, хотя работник банка обещал мне её на уровне 12%. Также он сказал, что договор можно будет разорвать через полгода (мы составляли его на четыре года), а в документах было чётко обозначено, что любое досрочное прекращение отношений практически полностью лишает меня всей прибыли», – объяснила Александра.
Потребителю важно знать, как распознать мисселинг, ведь доказать факт введения в заблуждение очень трудно. Поэтому каждый клиент должен расспрашивать консультантов обо всех деталях и рисках продуктов, а также внимательно читать договор. При любых сомнениях всегда лучше отказаться от непонятных предложений.
Мисселинг: что это и как не стать его жертвой
Мисселинг (от англ. miss – промах, неудача и selling – продажа) – неудачная, неправильная продажа. Только вот неудачная она не для продавца, а для покупателя. По сути, это продажа товаров или услуг, которые не нужны клиенту. В этой статье мы разберем, что это такое – мисселинг и где чаще всего можно столкнуться с такой не совсем добросовестной продажей. Также вы узнаете, как не стать жертвой мисселинга, защитить свои деньги и нервы, если вам пытаются продать ненужные услуги.
Что такое мисселинг
Итак, мисселинг – это продажа чего-то, в чем вы не нуждаетесь, о чем вы, скорее всего, не осведомлены подробно, а планировали приобрести что-то совершенно другое. Ненужные блага могут быть вам предложены как вместо, так и помимо тех, которые вы намеревались приобрести изначально.
Чаще всего организации, практикующие мисселинг, делают это на законных основаниях, т.к. предполагается, что потребителю разъяснены все условия покупки. Единственное, к чему можно придраться, – это недостоверная информация о продукте, который вам пытаются продать, или сокрытие такой информации. Но обычно в таких компаниях трудятся юристы, которые составляют документы так, что договор является офертой, и ответственность продавца минимальна.
Как это происходит
Допустим, вы пришли в магазин техники с намерением приобрести фен марки Braun (случай из моей жизни). И тут за вами начинает ходить по пятам продавец. Узнав, какой товар вам нужен, он предлагает приобрести фен какой-то малоизвестной марки, о которой вы слышите в первый раз. Работник магазина красочно расписывает технические характеристики этого продукта, да и цена на него не сильно отличается от того фена, который был нужен изначально. Казалось бы, цена одинакова, так зачем он это делает?
А все просто – у магазина с производителем или дистрибьютором марки навязываемого продукта заключен некий договор или агентское соглашение, предусматривающее выплату менеджерам магазина бонусов за продажу определенного количество продуктов.
Если вы поддались на уговоры и все-таки купили этот товар, а впоследствии обнаружили, что он не соответствует требуемым характеристикам, вы хотя бы сможете его вернуть. В настоящее время магазины обычно оформляют возврат товара без проблем, если он не поврежден и имеются все необходимые документы.
А вот с услугами все намного сложнее. Далее мы будем говорить именно о мисселинге в сферах услуг.
Наверное, каждый сталкивался с услугами сотовых операторов, которые вы на самом деле не подключали. К примеру, вам была предоставлена бесплатно услуга замены гудка мелодией. Бесплатный период составляет один месяц, далее начинают списываться деньги. О начислении платы вам могло прийти SMS, или данная информация содержится в тарифном плане.
Разумеется, заметив списание средств в размере, большем, чем вы ожидали, вы всегда можете отключить услугу, написав заявление либо связавшись с оператором по телефону или через чат. Но деньги, которые уже списаны, вам не вернут. И это совершенно законно, т.к. подключая тариф, вы принимаете все условия оферты.
Здесь, как правило, речь идет о суммах небольших. А случается, что люди доверяют все свои сбережения финансовым организациям с уважаемым именем и сталкиваются с мисселингом.
Каким может быть мисселинг
К сожалению, не все граждане, располагающие финансовой подушкой, имеют четкое представление об инвестициях и многообразии продуктов, предлагаемых банками, страховыми организациями, паевыми фондами. Это незнание на руку предприимчивым менеджерам, которые получают процент с продаж различных финансовых услуг.
Мисселинг можно условно разделить на два вида:
Разберем оба варианта. В первом случае: что такое депозит – знает каждый, и уж точно знает человек, который несет свои деньги в банк. Что такое инвестиционное страхование жизни, известно не всем.
Инвестиционное страхование жизни (ИСЖ)– это некий гибрид страховки и инвестирования. Согласно условиям договора, клиент получает определенный процент в качестве дохода плюс страховую сумму в размере первоначального взноса.
Выплата страховой суммы происходит в двух случаях:
ИСЖ предусматривает налоговый вычет в размере 13 % от суммы взноса, но в пределах ограничений. Эта льгота неактуальна для неработающих пенсионеров, т.к. они не имеют дохода, облагаемого НДФЛ.
Самым главным подводным камнем договора ИСЖ является невозможность досрочного расторжения. То есть, вернуть деньги ранее окончания срока действия договора вы сможете, но неполную сумму, которая будет зависеть от даты расторжения договора.
Кроме того, договоры ИСЖ не гарантируют получения дохода, т.к. страховая компания может снизить ставки или стать банкротом. Государственные гарантии на такие договоры не распространяются.
Однако ставки по договору ИСЖ выше ставок по депозитам, на что и ссылается менеджер, уговаривающий заключить такой договор.
Во втором случае: если зависимость ставки по кредиту от наличия страховки прямо прописана в кредитном договоре, вам остается лишь принять это условие или поискать другой банк. Если же такого условия в договоре нет, вы имеете полное право отказаться от услуги страхования.
Вообще, мисселинг в страховании – явление достаточно распространенное. Именно страховые продукты чаще всего навязываются потребителям финансовых услуг – как заемщикам, так и инвесторам.
Где чаще всего встречается мисселинг
Как мы уже выяснили, мисселинг может практиковаться магазинами, сотовыми операторами, страховыми организациями. Но чаще всего мисселингом грешат банки. Это обусловлено следующим:
И упомянутый выше мисселинг в страховании – это уловка, к которой зачастую прибегают именно банки, заключившие агентские договоры со страховыми компаниями. Нередко такие компании являются «дочками» банков или носят идентичное название с целью заслужить доверие клиентов.
Какие услуги или продукты могут предложить в виде мисселинга
Итак, в виде мисселинга встречаются следующие продукты:
Все эти финансовые продукты могут быть вам полезны при наличии достоверной информации, полученной не только от менеджера банка, а из различных источников. В частности, инвестиции могут принести неплохой доход, но выбрать инструмент для инвестирования вы можете самостоятельно, в том же банке или открыв счет на фондовой бирже. В обоих вариантах можно выбрать ПИФ или ETF не только тот, который вам «рекомендуют», а на свое усмотрение.
Кредитная карта также может быть полезной при разумном использовании, если укладываться в льготный период. По сути, она является запасным кошельком. Однако банк рассчитывает на то, что вы выйдете за рамки льготного периода и попадетесь на крючок под названием «минимальный платеж». Хотя он и минимальный, но переплата будет существенной.
Если у вас ипотека, вам необходимо заказать оценку квартиры. Это обязательное условие кредитного договора. Но выбор оценочных компаний огромен, и вы не обязаны выбирать из списка, который вам предлагает банк. Никакой «аккредитации» банком страховых и оценочных компаний не существует. Вы имеете полное право заказать нужную услугу там, где удобно вам, и банк обязан принять страховой полис или заключение об оценке, если у компании имеется соответствующая лицензия.
Считается ли мисселинг нарушением закона
Многие клиенты, столкнувшись с мисселингом, задаются вопросом: является ли продажа такого рода нарушением закона и можно ли вернуть средства через суд?
Как правило, нет. К сожалению, довольно сложно доказать то, что вас обманули. Как уже упоминалось, в банках и других финансовых организациях работает штат юристов, которые следят за тем, чтобы все документы были оформлены без нарушений закона.
Банк России борется с мисселингом, в частности, выпущены требования к страховщикам, в число которых входят и банки. За нарушения банкам грозят санкции вплоть до отзыва лицензии.
Однако доказать такое нарушение все еще довольно сложно. Единственным доказательством, что продажа является мисселингом, может быть только аудиозапись вашего разговора с менеджером. Но многие ли ходят в банк с диктофоном? Поэтому пока единственной защитой от мисселинга может стать ваша внимательность и финансовая грамотность. Далее мы поговорим о том, как защитить свои средства и не приобрести то, что вам не нужно.
Как защититься от мисселинга
Итак, мы разобрали, что такое мисселинг – это продажа ненужных нам материальных благ посредством обмана, но без нарушений закона. То есть, человек, пострадавший от мисселинга, теряет свои средства, но в суд обратиться можно только при наличии доказательств, которые получить довольно трудно.
К сожалению, многие клиенты подписывают договор, не ознакомившись с его содержанием. В лучшем случае человек проверяет свои паспортные данные и адрес. Это и является главной причиной того, что доверчивый клиент становится жертвой мисселинга.
Иногда человек не читает даже шапку документа, где прописано наименование юридического лица, с которым заключается договор. Позже, приходя в банк с претензией, клиент узнает, что банк не имеет к договору отношения. Если у банка заключено агентское соглашение со страховой или иной финансовой организацией, то контрагентом по договору будет являться эта организация, а подписывает документ сотрудник банка, действующий по доверенности. Поэтому внимательно читайте договор, в том числе пункты, прописанные мелким шрифтом. Не стесняйтесь задавать вопросы сотруднику банка, пусть даже эти вопросы сочтут глупыми. Вы отдаете свои деньги и имеете право на получение подробной информации.
Перед тем, как обращаться в финансовую организацию за какой-либо услугой, ознакомьтесь с условиями ее предоставления самостоятельно, используя данные из интернета. Не лишним будет проконсультироваться с сотрудниками нескольких банков, а также с вашими знакомыми, работающими в финансовой сфере. В общем, чем больше информации у вас будет, тем более вы будете защищены.
На подписание документов возьмите с собой человека, который имеет опыт заключения подобных сделок или располагает знаниями в области финансов и инвестиций. Если такой возможности нет, держите под рукой номер телефона такого человека. В крайнем случае, позвоните в финансовую службу предприятия, на котором вы работаете. Не ставьте свою подпись, если у вас возникают даже малейшие сомнения. Помните о том, что если вы подписали документ, вы принимаете его условия, и доказать что-либо после будет очень сложно.
Рекомендации по защите от мисселинга
Перечислим вкратце основные рекомендации, следуя которым, вы сможете защитить себя от мисселинга.
Составить такое обращение вы можете самостоятельно или с помощью юриста.
Заключение
Теперь вы знаете, что это такое – мисселинг и как защитить от него свои деньги. В заключение следует добавить, что вы имеете право отказаться от всех приобретенных страховых продуктов в течение 14 дней после заключения договора. Санкции за такой отказ не начисляются.
Еще раз напомню, что мисселинг не является нарушением закона. Следовательно, главными защитниками будут ваша внимательность и максимум информации. Помните, что финансовая организация действует в своих интересах, а не в ваших. Защитой ваших интересов будет взвешенное решение о размещении средств.