Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

«Мне двадцать лет» смотрели лучше, чем «Заставу Ильича»

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

В Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла ретроспектива фильмов Марлена Хуциева

В Нью-Йорке очень ждали Марлена Хуциева. Музей современного искусства (MoMA) с Госфильмофондом РФ совместно подготовили беспрецедентную для Северной Америки ретроспективу его фильмов, как игровых, так и документальных, как известных, уже давно зачисленных в классику, так и практически забытых и мало кем виденных. Был запланирован и творческий вечер Марлена Мартыновича.

Но, увы, этим планам не суждено было сбыться. В самый последний момент врачи отсоветовали 91-летнему кинорежиссеру лететь из Москвы в Нью-Йорк, опасаясь за его здоровье.

Но ретроспектива в MoMA состоялась, хотя творческий вечер мастера был, разумеется, отменен. Фильмы представлял куратор программы с российской стороны, сотрудник Госфильмофонда Петр Багров. Вместе с Джошуа Сигелом (Joshua Siegel), сотрудником киноотдела MoMA, он в течение последних двух лет работал над составлением и подготовкой программы.

Марлен Хуциев родился и вырос в Грузии. В 1952 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Игоря Савченко. Уже первые два фильма – «Весна на Заречной улице» (совместно с Феликсом Миронером) и «Два Федора» засвидетельствовали приход в кинематограф незаурядного и склонного к поэтическому видению режиссера. А два фильма о молодежи, снятые Хуциевым в 60-е, оттепельные годы, «Застава Ильича» и «Июльский дождь», получили огромный общественный резонанс и стали своего рода «визитной карточкой» поколения «шестидесятников», лучшими образцами нового для СССР кинематографа свободного дыхания, увы, задушенного партийной цензурой.

После хождения по мукам с «Заставой Ильича», которая была выпущена спустя два года в переделанном и сокращенном варианте под названием «Мне двадцать лет», и оголтелой травли «Июльского дождя», Хуциев фактически лишился возможности снимать остросоциальное кино. Он отдал дань военной, патриотической теме, которую всегда считал для себя и своего поколения важнейшей, в телефильме «Был месяц май», да и в более поздних лентах «Послесловие», «Бесконечность» и «Люди 1941 года». Многие годы преподавал режиссуру по ВГИКе.

«Вообще, на Хуциева сейчас большой спрос, – сказал в интервью «Голосу Америки» Петр Багров. – Во многом этот всплеск случаен. Мы часто вытаскиваем из небытия какую-то экзотику, забывая, что есть очевидные шедевры, которые для нас являются каноническими, а в мире их просто не знают. Так и с Хуциевым произошло. Стоило где-то один раз засветить «Заставу Ильича», и ею заинтересовались многие. Считалось, что его знают в России, но никто не знает за рубежом. Это не совсем так. Еще Феллини и Годар восхищались его мастерством. Но именно последние года три все стали у нас просить его картины. Прошла огромная ретроспектива в Локарно, в Португалии, в Мар-дель-Плата (Аргентина), сейчас должна быть программа в Парижской Синематеке, и так далее. Вот и MoMA, с которой мы дружим и тесно сотрудничаем, проявила серьезный интерес. Мы получили отличные новые 35мм копии ряда фильмов. Нам помог Гарвардский киноархив. Что-то получили из Гостелерадиофонда, в общем, со всего мира собирали».

Как подтвердил Петр Багров, программа в MoMA, действительно, самая полная ретроспектива фильмов Хуциева. В частности, в нее включена снятая для ТВ в 1971 году документальная картина «Алые зори Парижа», которую практически никто не видел. Это своего рода «поклон» Хуциева Парижской Коммуне в связи с ее столетием.

Любопытно, что в рамках ретроспективы в MoMA показывались обе версии «Заставы Ильича».

«Полная авторская версия «Заставы Ильича» была завершена Хуциевым в 1988 году, – уточнил Петр Багров. – Она вышла в 1990 году, в самую перестройку. Это не совсем оригинальная версия 1962 года, а своего рода гибрид. Хуциев взял кое-что из «Заставы», кое-что из «Мне двадцать лет». Когда фильм положили на полку и заставили режиссера какие-то эпизоды переснимать, он воспользовался этим, чтобы кое-что улучшить. Что-то заменил, что-то подсократил, что-то переозвучил».

По словам Багрова, посещаемость фильмов в Нью-Йорке была хорошая. «На показе «Мне двадцать лет» было чуть больше ползала, а вот «Заставу Ильича» и «Июльский дождь» смотрел полный зал».

«Мне было интересно восприятие обеих версий «Заставы Ильича», – заметил Багров. – Интересно, что «Мне двадцать лет» смотрели лучше. «Застава Ильича» – очень длинный фильм, там есть вставной 20-минутный эпизод – вечер поэзии в Политехническом, где читают стихи Светлов, Слуцкий, Евтушенко, Рождественский, Ахмадулина. Нам это интересно, а вот американцам эти имена ничего не говорят, и народ в зале явно заскучал».

Как рассказал Багров, Хуциев, с которым они тесно общаются, был очень огорчен отменой поездки. Да, он приболел, был в больнице, но сейчас уже дома.

«Наши партнеры в МоМА отнеслись к неприезду Хуциева с полным пониманием, – заметил Багров. – Все-таки возраст очень почтенный. Если бы это была капризная 40-летняя звезда – другое дело».

Последние 13 лет Хуциев работает над фильмом «Невечерняя» – о встречах Льва Толстого и Антона Чехова. 20-минутный фрагмент из него показывался и в программе MoMA. Как рассказал Багров, съемки уже завершены, идет монтаж, работа над звуком. Сценарий написан мастером вместе с его сыном Игорем Хуциевым.

«Когда выйдет картина? – переспросил Багров. – Это один их самых знаменитых долгостроев в российском кино наряду с «Шинелью» Юрия Норштейна. Вполне может выйти в будущем году. Но мы это говорим последние лет пять».

Источник

За кадром фильма «Мне 20 лет»: За что «зарезали» фильм, ставший визитной карточкой молодежи 1960-х

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

К тому моменту, когда Марлен Хуциев приступил к съемкам нового фильма, он уже был знаменитым режиссером, известным по фильмам «Весна на Заречной улице» и «Два Федора». Первоначально фильм назывался «Застава Ильича» – это было название одной из московских площадей. Но на момент начала съемок такой площади уже не существовало – в 1955 г. она была включена в состав площади Ильича, а в наше время ей вернули историческое название – Рогожская Застава.

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Сам Хуциев называл свой фильм «картиной надежды» – период оттепели действительно был связан для многих с ожиданием перемен, с большими надеждами и творческим подъемом. Это было время поэтов-шестидесятников, и режиссер не мог не задействовать их в своем фильме – это и создавало неповторимую атмосферу. Зрители были уверены в том, что сцена в Политехническом музее с участием Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко – настоящий поэтический вечер, хотя на самом деле он был постановочным. Но при этом поэты действительно выступали на сцене перед зрителями, хотя вечер был специально организован для съемок фильма. Сочетание игрового кинематографа с документальным стало одной из находок Марлена Хуциева.

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Один из поэтов-шестидесятников участвовал в создании фильма: после того, как Феликс Миронер отказался продолжать работу над сценарием вместе с Хуциевым, его сменил ровесник героев фильма – начинающий драматург, поэт, студент сценарного факультета ВГИКа Геннадий Шпаликов. Именно благодаря ему в сценарии появились живые диалоги, передающие настоящие чувства молодежи 1960-х гг.

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

В центре сюжета – история о трех молодых друзьях, размышляющих о своем дальнейшем пути. Хуциев рисковал не только тогда, когда доверил работу над сценарием студенту Шпаликову, но и когда пригласил на главные роли никому не известных молодых актеров. И если у Станислава Любшина и Николая Губенко в дальнейшем кинокарьера сложилась успешно, то для Валентина Попова эта роль стала единственной – после этого он занялся режиссерской деятельностью, но не достиг в этом деле заметных результатов. В 55 лет Попов преждевременно ушел из жизни.

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Главную женскую роль в фильме исполнила Марианна Вертинская – дочь знаменитого артиста Александра Вертинского, старшая сестра актрисы Анастасии Вертинской. На тот момент Марианна была студенткой театрального училища им. Б. Щукина и успела сняться только в одном фильме. Хуциев долгое время не мог найти героиню, сроки горели, и в последний момент он утвердил Вертинскую. И не пожалел об этом – ее работу режиссер позже назвал «попаданием в яблочко».

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Еще до съемок в фильме Марианна Вертинская познакомилась с Андроном Кончаловским и Андреем Тарковским, с которыми подружилась. Тарковский даже предлагал ей роль в своем фильме «Иваново детство», но ради съемок у Хуциева она отказалась. « Тогда Марлен Мартынович был уже величина, а Тарковский еще ничего не снял, кроме «Катка и скрипки». Тогда все говорили, что «Застава Ильича» будет явлением. Сценарий написан Геной Шпаликовым, песенки которого все пели тогда под гитару. Я, как галчонок, смотрела на все. Заканчивались съемки, и мы ехали в Дом литераторов или ВТО, на дачу к Андрону, ходили на пляж, читали. Впервые Андрон достал стихи Мандельштама, «Доктора Живаго». Все это вслух читали. Мы дружили, любили, были романы. Очень интересное было время… Было ощущение, что все очень талантливы… Эфроса как-то спросили, нравится ли ему одна артистка. Он ответил: «Да, нормальная». На вопрос «а чего же вы ее не снимаете?» он ответил: «Не прикуриваю. Не зажигает». А мы все друг от друга прикуривали », – вспоминала актриса.

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Интересно то, что в сцене празднования дня рождения главной героини приняли участие ее друзья, с которыми они действительно в этот период часто собирались на творческих вечеринках, – Андрон Кончаловский, Андрей Тарковский и Павел Финн.

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Одну из эпизодических ролей в фильме исполнила юная Светлана Светличная, появившаяся в сцене молодежной вечеринки. Это были ее первые шаги в кино, и работу с Хуциевым она оценивала как большую честь для себя. Позже актриса делилась впечатлениями: « Уверена, что наши потомки будут судить о нас по фильмам Марлена Хуциева. В своей серьезности он романтик, доверчивый, как ребенок. «Застава Ильича» – наша история без прикрас… Мне до сих пор льстит, что он рассмотрел в импозантной девице настоящую душу. Единственное, что меня одолевало, так это беспокойство по поводу того, смогу ли я соответствовать тому, что задумал режиссер ».

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Фильм должен был выйти на экраны в 1962 г., но его сняли с показа из-за жесткой критики на самом высоком уровне. Никита Хрущев заявил: « Даже наиболее положительные из персонажей фильма – трое рабочих парней – не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться ». Один из видных кинорежиссеров того времени написал донос о том, что это «вредное кино». Идеологически вредным его считал и сам Хрущев: « Три парня и девушка шляются по городу и ничего не делают ».

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

В результате пришлось внести в фильм значительные изменения, вырезать несколько эпизодов, переснять и переозвучить некоторые сцены, а выпуск картины отложили на неопределенное время. Название заменили на «Мне двадцать лет», и в таком виде фильм вышел на экраны спустя 3 года. Только в 1988 г. показали первый восстановленный вариант картины.

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Смотреть картинку Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Картинка про Мне 20 лет и застава ильича в чем разница. Фото Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Мне 20 лет и застава ильича в чем разница

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

О фильме «Застава Ильича» («Мне 20 лет»)

18 и 22 марта в рамках киноклуба «Суть времени — Челябинск» состоялся просмотр и обсуждение художественного фильма «Застава Ильича» режиссера Марлена Хуциева.

Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962.

У каждого из героев свои дела и заботы, и в общем-то, обычная жизнь, размеренное течение которой время от времени чем-либо нарушается. Слава ссорится с женой, уходит из семьи, но скоро возвращается. Коля ошеломлен предложением своего начальника «стучать» на сослуживцев. Сергей же мучается вопросом о смысле жизни:

«Ты знаешь, я тут как-то подумал и понял, что я совершенно правильный человек, на редкость правильный. Я работаю, собираюсь в институт, принимаю участие в общественной жизни. Все делаю как надо — не участвую, не привлекался, не имел. Не знаю, но иногда мне кажется, что я живу как-то. правильно, благопристойно, и только.»

Судьба у картины непростая. Фильм, о котором восторженно отзывались деятели культуры, раскритиковал Хрущев:

«Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развернутого строительства коммунизма, освещенное идеями Программы Коммунистической партии!»

Как пишет кинокритик Марк Зак, «основная «вина» картины заключалась в том, что она подошла к реальной жизни на опасно близкую дистанцию».

Источник

Олег Видов Часть 2 Глава 9 Фильм Мне двадцать лет

В 1962 году осенью Олег снимается в эпизоде фильма «Застава Ильича».

Кинофильм «Заста;ва Ильича;» Марлена Хуциева вышел на экраны под названием « Мне два;дцать лет » в 1965 году и стал символом эпохи «оттепели». Фильм представляет собой киноповесть о молодежи шестидесятых годов. Полный, первоначальный вариант фильма был показан только в 1990 году.

Отец Сергея погиб на войне, и он живёт с матерью и сестрой. Фильм рассказывает о небольшом периоде в жизни Сергея и его лучших друзей Николая Фокина (Николай Губенко) и Славы Костикова (Станислав Любшин).

Роль Кольки стала первой киноролью Николая Губенко.

Слава — самый несерьёзный из троицы, он уже успел жениться пока его друг был в армии, и у него уже родился ребёнок, но он по-прежнему всё свободное время стремится проводить вместе с друзьями, отвлекаясь от семьи.

Николай — неунывающий любвеобильный весельчак. На работе начальник просит его информировать о сомнительных высказываниях одного из их сотрудников. Николаю трудно понять, как молодой человек может быть такой «сволочью». Он пытается найти понимание у друзей, но они относятся к этому несерьезно, а Сергей высмеивает его, и они ссорятся.

Сергей знакомится с девушкой Аней (Марианна Вертинская), дочерью обеспеченных родителей.

Вместе с ней он идёт на поэтический вечер в Политехнический музей, где выступают самые известные поэты. Сергей слушает, как Борис Слуцкий читает стихи своих друзей Михаила Кульчицкого и Павла Когана, погибших на войне.

В следующих сценах Сергей попадает к Ане на день рождения, но среди ее гостей он чувствует себя немного чужим. В чем-то они другие, рассуждают и ведут себя иначе.

После этого происходит как бы встреча Сергея с его погибшим отцом. Сергей мысленно просит совета у отца, но тот не может ничего посоветовать: он погиб в двадцать один год, а его сыну — уже двадцать три. Сергей оглядывается и видит, что в комнате спят боевые товарищи его отца, а среди них — Николай и Слава, одетые в военную форму.

В фильме очень правдоподобно показана жизнь простых москвичей того времени, их быт, нравы, поведение.

Фильм заканчивается сценой примирения друзей.

Сначала Марлен Хуциев писал сценарий вместе с Феликсом Миронером, с которым работал над фильмом «Весна на Заречной улице». Потом режиссер пригласил драматурга Геннадия Шпаликова, внёсшего в сценарий мироощущение своего молодого поколения.

Заканчивал работу я с Геннадием Шпаликовым, с которым меня познако¬мили, я прочитал его короткометражный сценарий «Причал», он совпадал с моими ощущениями буду¬щего фильма.»

А дальше Марлен Хуциев очень хорошо рассказывает о самом главном, что предшествовало появлению фильма:

Но все прекрасно обошлось. Герасимов словно забыл о своем замечании (хотя ему, естественно, старались напомнить), безоговорочно принял фильм и в дальнейшем поддерживал его во всех инстанциях, очень радовался, когда министр культуры Е.А.Фурцева разрешила две серии и выделила деньги для съемок эпизода «Вечер поэтов», который в этом варианте намечен был лишь эскизно.»
Тот самый Поэтический вечер в Политехническом, на который было добро от самой У.А. Фурцевой, был организован специально для съёмок, но снимался вечер как документальная хроника. На нём выступили молодые поэты Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина и поэты старшего поколения — Борис Слуцкий, Михаил Светлов, Григорий Поженян.

Надежда, я вернусь тогда,
Когда трубач отбой сыграет.
Когда трубу к губам приблизит
И острый локоть отведет.
Надежда, я останусь цел,
Не для меня земля сырая.
А для меня твои тревоги,
И добрый мир твоих забот.

Но если целый век пройдет,
И ты надеяться устанешь,
Надежда, если надо мною
Смерть распахнет свои крыла,
Ты прикажи, пускай тогда
Трубач израненный привстанет,
Чтобы последняя граната
Меня прикончить не смогла.

Но если вдруг, когда- нибудь,
Мне уберечься не удастся,
Какое б новое сраженье
Не покачнуло б шар земной,
Я все равно паду на той,
На той единственной Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах
Склонятся молча надо мной.

Как было сказано выше, поэтический вечер был организован специально для съемки фильма и благодаря этим съемкам он оказался единственным поэтическим мероприятием того времени зафиксированным на пленке, как реальное событие тех, далеких теперь, шестидесятых годов. Благодаря этому удалось сохранить не только атмосферу тех событий, но документальные кадры участников таких популярных тогда поэтических вечеров – поэтов ставших кумирами нескольких поколений.

И опять вспоминает режиссер :

Но перед тем, как готовый фильм попадет на экраны, ему было необходимо пройти самую первую инстанцию одобрения – Художественный совет киностудии:

Но в дальнейшем у фильма начались проблемы.

Материал фильма показали первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущёву.

Фильм Хрущёву не понравился, особенно его возмутила сцена встречи главного героя с погибшим отцом. Хотя возможно, что сам фильм полностью Хрущев не смотрел. Понятно только одно, что этот фильм оказался еще одним звеном в цепочке дел, с помощью которых, пределенные люди в КПСС стремились посорить Хрущева с советской интеллигенцией, с теми, кто больше всего пострадал от Сталинских репрессий и кто больше всего был благодарен Хрущеву за развенчание Культа личности Сталина.

( фото выступления Хрущева )

8 марта 1963 года выступая в Свердловске перед деятелями литературы и искусства он сказал:

« Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развернутого строительства коммунизма, освещенное идеями Программы Коммунистической партии! »

Для всех создателей фильма начались трудные времена.

Конечно досталось от партийного руководства и Сергею Герасивову:

« Сергей Аполлинариевич мужественно принимал упреки, его, руководителя объединения, сделали как бы персонально ответственным, обязали курировать фильм. Но достоинство и благородство ни разу не изменили ему, а на требования высокого начальства он как-то огрызнулся на очередном партсобрании:

«Это картина Хуциева! Я не могу, не имею права его заставлять».

Фильм был подвергнут редакторским правкам. Удалили много сцен, в том числе литературный вечер в Политехническом. Как вспоминал режиссёр:

«Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены».

Как это происходило можно понять из такого воспоминания самого режиссера:

» Однажды он (С. Герасимов) отыскал меня на студии и радостно-лукаво сообщил: «Послушай, я понял, где собака зарыта! У тебя в картине демонстрации большущий эпизод, а Мавзолей, трибуну ты не показываешь, только общий план Красной площади. Они же обиделись. » Действитель¬но, мне это в голову не приходило. «. Их в конце концов можно понять. Они же стоят там. Надо поискать что-нибудь в хронике». С этим соображением трудно было не согласиться. Но не хотелось делать поправку грубо, в лоб, и мне удалось отыскать в хронике кусок, где Хрущев стоит на трибуне рядом с Фиделем Кастро, а в толпе демонстрантов мальчишка, сидя на плечах отца, размахивает флажком и кричит: «Вива Куба! Вива Куба!»
Постепенно, пока происходили переделки фильма, пересъемка некоторых сцен, монтаж, озвучивание прошло 2 года. За это время произошли разные события и в том числе в октябре 1964 года был уже снят со всех должностей и отправлен на пенсию легендарный Н.С. Хрущев. А переделанный фильм был принят всеми инстанциями. 18 января 1965 г выходом на экраны станы был положен конец мытарствам его создателей. Марлен Хуциев об этом вспоминает так:

В 1965 году на Венецианском кинофестивале фильм получил « Специальную премию жюри » (поделил ее с фильмом « Симеон-пустынник » Луиса Бунюэля ), а также Премию журнала « Чинема нуово » исполнителю главной роли Валентину Попову.

В 1965 году на Римском кинофестивале фильм был удостоен приза « Золотая пластина ».

Только в конце 80-х годов, фильм вышел в первой версии под оригинальным названием « Застава Ильича ».

Из решения Комиссии по конфликтным творческим вопросам при Союзе кинематографистов СССР: « В связи с тем, что «Застава Ильича» бесспорно является ключевым произведением экрана начала 60-х годов, комиссия находит настоятельную необходимость провести работу по восстановлению авторской версии картины. Комиссия рекомендовала также провести юбилейный сеанс картины в связи с 25-летием со времени ее завершения, показав именно авторскую версию. Включить эту версию в ретроспективы и архивные показы вместо фильма « Мне двадцать лет ».

В эпизодических ролях того фильма снялись даже режиссеры: Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Александр Митта, Павел Финн и многие другие.

Для студента ВГИКа Олега Видова это была достойная компания.

Тем более, что кроме него в этом фильме в разных ролях снималось еще несколько его однокурсников по ВГИКу: Светлана Старикова, Ольга Гобзева, Томара Совчи, Александр Январев.

Марлен Мартынович Хуциев родился в Тифлисе (ныне — Тбилиси) 4 октября 1925 года.

Отец — Хуциев (Хуцишвили) Мартын Леванович (1900—1937), большевик с дореволюционным стажем, погиб в годы репрессий.

Мать — Утенелишвили Нина Михайловна (1905—1957), грузинка, актриса

В 1952 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Игоря Андреевича Савченко).

В 1953—1958 годах работал режиссёром на Одесской киностудии,

С 1959 года — на киностудии им. Горького, где снимал свой фильм
« Застава Ильича » вышедший на экраны как «Мне 20 лет » о чем рассказывается в той главе.

С 1965 года — на киностудии «Мосфильм».

В 1965 году фильм «Застава Ильича») получил :
на МКФ в Венеции « Специальный приз жюри »
на МКФ европейского кино в Риме «Золотая пластина».

В 1965 году режиссеру присвоено Звание « Заслуженный деятель искусств РСФСР »

В 1965—1986 гг. — секретарь правления СК СССР

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

С 1968 по 1971 г. был художественным руководителем ТО «Экран» Центрального телевидения.

Кроме того, Хуциев поставил в театре «Современник» (1967, 1986) спектакль «Случай в Виши»

С 1978 года руководил мастерской режиссуры художественного кино во ВГИКе.

С 1987 года — заведующий кафедрой режиссуры художественного фильма ВГИКа, профессор.

С 1989 года —.председатель Комитета по игровому кино Союза кинематографистов России

Как режиссер снял 12 фильмов

1950 г. —« Градостроители » (дипломная работа, короткометражный, совместно с Ф. Е. Миронером)
1956 г. — « Весна на Заречной улице » (совместно с Ф. Е. Миронером)
1958 г. — « Два Фёдора »
1964 г. — « Застава Ильича »
1966 г. — « Июльский дождь »
1970 г. — « Был месяц май » (телевизионный)
1971 г. — « Алый парус Парижа » (телевизионный, документальный)
1974 г. — « И всё-таки я верю…» (документальный, совместно с Михаилом Роммом и Элемом Климовым)
1983 г. — « Послесловие »
1991 г. — « Бесконечность »
2001 г. — « Люди 1941 года » (документальный)
2015 г. — « Невечерняя »

В ряде своих фильмов Марлен Хуциев выступал как автор, или соавтор сценариев.

Написал сценарии к 7-ми фильмам

1958 — Улица молодости
1965 — Мне двадцать лет (Застава Ильича)
1967 — Июльский дождь
1983 — Послесловие
1991 — Бесконечность
2001 — Люди 1941 года (документальный)
2015 — Невечерняя

Как актер снялся в 4-х фильмах:

1968 г. — « Интервенция » — Главнокомандующий
1969 г. — « Гори, гори, моя звезда » — Князь
1978 г. — « В день праздника » — Восточный гость
1979 г. — « Карл Маркс. Молодые годы » (телесериал) — Луи Блан

В 1992 году на МКФ в Берлине фильм «Бесконечность» получил « Приз А. Бауэра », Приз экуменического жюри.

В 1993 году стал Лауреатом « Государственная премия Российской Федерации»

В 1994—1995 гг. — президент кинофестиваля «Окно в Европу».

С 1998 года — Президент Гильдии кинорежиссёров России

В 2004 году награжден Премией «Триумф»

В 2005 году получил Кинопремию «Ника» в номинации «Честь и достоинство»

19 декабря 2008 года был избран Председателем Союза кинематографистов России. 17 марта 2009 года Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда СК, на котором Хуциев был избран председателем, незаконными. Это решение было оспорено в судебном порядке.

Марлен Хуциев является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984)

Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»

Академик Независимой академии эстетики и свободных искусств (Москва).

Архивная информация к размышлению

«В представленном на контроль мар¬товском номере журнала «Искусство кино» заверстаны материалы о кинофильме «Мне 20 лет». Как сообщает редакция жур¬нала, этими выступлениями начинается обсуждение фильма, которое будет про¬должено в последующих номерах.

Обращает на себя внимание тенденци¬озный подбор высказываний и заметок работников кино о фильме «Мне 20 лет». Этот фильм, подвергшийся на июньском Пленуме ЦК КПСС критике за серьезные идейные просчеты, оценивается во всех материалах, подготовленных к публика¬ции журналом, как крупное произведе¬ние искусства, как фильм патриотиче¬ский, как фильм гражданственный и честный /. /

Открывая обсуждение, редакция журнала почему-то не сочла необходи¬мым упомянуть о критической оценке первого варианта фильма на июньском Пленуме ЦК КПСС и в печати, а также о результатах работы над фильмом пос¬ле критики.

Авторы выступлений, которым жур¬нал предоставил свои страницы для дискуссии, также обходят вопрос об идейных недостатках фильма, отме¬ченных в свое время партийной крити¬кой и не полностью устраненных в вы¬шедшем на экран варианте картины. Вся подборка захваливающих фильм материалов, на наш взгляд, противопо¬ставлена партийной критике и как бы подчеркивает, что для нее не было осо¬бых оснований.

Мы полагаем, что в представленном редакцией журнала виде материал дис¬куссии публиковать не следует.

Председатель Государственного Комитета СМ СССР по печати П. Романов, 27 февраля 1965 г.».
Резо¬люция на это письмо:

Подотдел кинематографии Идеологи¬ческого отдела ЦК КПСС ознакомился с подготовленной журналом подборкой высказываний и считает, что она отлича¬ется односторонностью и неточностью ряда суждений. Руководство журнала (тт.Погожева Л.П. и Варшавский Л.Я)при¬глашалось в подотдел, редакции было рекомендовано дать фильму на страни¬цах журнала принципиальную оценку, ру¬ководствуясь материалами июньского Пленума ЦК КПСС 1963 года.

Зав.подотделом кинематографии Идеологического отдела ЦК КПСС А. Романов Инструктор отдела А. Дубровин 9 марта 1965 г».

Я не буду комментировать эту информацию. Надеюсь она говорит сама за себя.

ПРЕССА О ФИЛЬМЕ « МНЕ 20 ЛЕТ »

« Мы выступаем решительно против такой трактовки большой и важной темы.
В марте 1963 года в Кремле состоялась встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. Материалы встречи были опубликованы в «Правде». Из речи Н.С.Хрущева: «Нам в предварительном порядке показали материалы к кинофильму с весьма обязывающим названием: «Застава Ильича». Картина ставится режиссером тов. Марленом Хуциевым на киностудии им. М. Горького под художественным руководством известного кинорежиссера тов. Сергея Герасимова. Надо прямо сказать, что в этих материалах есть волнующие места. Но они, по сути дела, служат прикрытием истинного смысла картины,- который состоит в утверждении неприемлемых, чуждых для советских людей идей и норм общественной и личной жизни. Поэтому мы выступаем решительно против такой трактовки большой и важной темы ».

1965.03 Журнал « искусство кино » №3 « Мне двадцать лет »

ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ – « МНЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ »:

«Всё гениальное просто, чему это Кино ярчайший пример. Фильм сам по себе произведение искусства. Светлый, добрый, умный, интеллигентный. Настоящий Гимн романтике, шестидесятничеству. Шестидесятничество есть утопия. Но какая же красивая Сказка, эта утопия, как бег за радугой. Честь и хвала Марлену Мартыновичу Хуциеву за это Чудо. Этот Фильм очень сильно помогает мне в суете жизни. Я знаю, что есть на свете «Заства Ильича» с молодыми Губенко, Вертинской, Любшиным. В эпизодах Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава. Нет слов. Чудо, настоящее Чудо доброго волшебника Марлена Мартыновича Хуциева.»

«Гениальный фильм. Гениальны сцена с картошкой,разговор отца и сына. Преклоняюсь перед Хуциевым за все его фильмы.»

«Фильм «Застава Ильича» – потрясающий, искренний, весь пронизанный необыкновенной теплотой, лёгкостью, чистотой взаимоотношений между людьми. Для меня, ровесницы главных героев, эта картина, помогающая жить! Мне очень не хватает в сегодняшней жизни такой необыкновенной атмосферы душевности и понимания, такой необыкновенной и крепкой дружбы, и того, совершенно неуловимого, только Им понятного чувства радости и счастья… Так хочется сказать ребятам: будьте и Вы моими Друзьями, возьмите в то прекрасное время… «Застава Ильича» …она словно драгоценный ответ на многие вопросы жизни, которые зачастую невозможно разрешить…
Как прекрасно, что картине вернули прежнее название, восстановили её! Вернули то, что, казалось бы, безвозвратно утрачено, забыто… Прошлое, в котором мы не жили, но которое нам очень дорого, и которое мы любим… И навсегда в памяти будет последний разговор Сергея с отцом, которого так потрясающе исполнил Евгений Майоров, и его слова, как пожелание всем, кто будет жить, когда не будет войны.
Спасибо Марлену Мартыновичу Хуциеву, талантливейшим актёрам, и всем, кто участвовал в создании ленты за этот бесценный подарок! Подарок, который всегда в нашем сердце! Спасибо!»

ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ : «МНЕ 20 ЛЕТ» 1963-1965
Полнометражный художественный фильм –лирическая драма

В фильме снимались актеры :

В 1965 году его посмотрели 8,8 миллионов зрителей.

Следует сказать о том, что приглашение сниматься в эпизодической роли было иногда попыткой режиссеров увидеть новых молодых актеров в реальной работе, так сказать в кадре, и, возможно, найти исполнителей для будущих своих фильмов. Иногда происходило именно так, что режиссеры задумывали создание фильма и искали актеров, которые лучше всего подходили бы для задуманных образов. И если такие находились, начинали заниматься этими фильмами реально. В 1960 годы выбор был не такой уж большой, как позже в 1970 – 1980. Открытие нового дарования всегда считалось хорошим плюсом для режиссера. Многие киноактеры не избегали участия в съемках эпизодических ролей, считая их тоже хорошей школой, возможностью увидеть, как работают твои коллеги. Подтверждением моих слов может служить и тот факт, что после нескольких эпизодов, Олега приглашают в свои фильмы три известных уже режиссера.

В 1965 году руководство ГосКино и Союза театральных деятелей приняли постановление разрешающее студентам сниматься в кинокартинах во время учебы в институте. За Олега начали ходатайствовать целый ряд деятелей кино, и в том числе режиссеры, снимавшие его. В результате его восстановили в институте с условием сдать все задолженности. С этим Олег успешно справился, хотя это было нелегко. Он продолжал сниматься и параллельно готовился к сдаче кучи зачетов и экзаменов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *