Мне говорят что у меня ничего не получится
Что делать, если ничего не получается: 17 советов от психолога
Полезные рекомендации от специалиста о том, что стоит сделать, если ты недоволен своей жизнью.
Здесь и далее фото unsplash.com
У всех нас были такие дни (месяцы или годы), когда кажется, что за одной проблемой следует другая, и их становится слишком много. Они угрожают выбить нас из колеи и помешать двигаться вперед.
В такие времена ты можешь задаться вопросом: «Почему у меня ничего не получается?» — и совсем опустить руки. Мы настоятельно рекомендуем не отчаиваться, а использовать этот трудный период, чтобы стать сильнее, мудрее и даже счастливее.
Вот несколько советов от лицензированного психолога Лесли Ральф, которые могут тебе помочь.
8 моментов, о которых стоит помнить
Что делать, если ничего не получается в жизни? Доктор Лесли Ральф советует почаще думать о том, что:
13 вещей, которые нельзя делать, когда все идет не так
Знать, что не стоит делать, когда ничего не получается в жизни, так же важно, как и подсказки как правильно менять ситуацию. Доктор Ральф настоятельно советует НЕ прибегать к перечисленным ниже действиям:
Что стоит сделать, если ничего не получается: 17 советов
1. Прими текущую ситуацию
Это не значит, что тебе стоит смириться с тем, что причиняет тебе боль или совершенно не устраивает. Просто напомни себе, что ты живешь здесь и сейчас. Вместо того чтобы беспокоиться о будущем или зацикливаться на прошлом, подумай о том, что ты можешь изменить в данный момент.
2. Сосредоточься на реалистичных ожиданиях относительно себя и ситуации
Когда ты думаешь о том, «почему у меня ничего не получается», спроси себя, а что собственно должно получиться. Если в твоем представлении счастье наступит только когда у тебя появится особняк в Монако и приватный самолет, есть большой риск, что ты обрекаешь себя на вечное пребывание в состоянии несчастья, ведь добиться желаемого объективно не так-то просто.
3. Различай то, что ты можешь и что не можешь изменить
Человек может многое, но, увы, не все. Нам не под силу вернуть к жизни умерших, заставить полюбить себя того, кто к нам безразличен, изменить прошлое или законы физики. Однако список того, что нам под силу — впечатляет.
Некоторые цели могут быть более труднодостижимы, чем другие, но, тщательно о них подумав, ты поймешь, что при большом желании, терпении и прикладывании усилий ты сможешь их достичь.
4. Сделай один шаг, потом другой
Путь к цели похож на подъем по лестнице и подразумевает постепенное движение вверх. Даже если это всего лишь детские и небольшие шаги, продолжай постоянно двигаться к тому, к чему ты стремишься.
5. Вместо того чтобы сосредотачиваться на худшем сценарии, подумай о более позитивных
Когда у нас ничего не получается и в жизни масса проблем, мы склонны думать, что дальше будет только хуже. Никто не может дать гарантий, что худшее не случится, но абсолютно бессмысленно постоянно думать о катастрофичном развитии событий и пугать себя этими картинками.
Вместо этого переключись на мысли о более приятном исходе событий и улучшении ситуации в ближайшем будущем.
6. Извлеки урок из сложившейся ситуации
Сложные ситуации часто могут научить нас тому, что нам еще предстоит узнать. Оказавшись в точке, где все идет плохо, подумай, почему так произошло и что ты можешь сделать, чтобы изменить это.
7. Сохраняй позитивный настрой, сосредоточившись на своих сильных сторонах
У нас у всех есть недостатки и слабые стороны. Но вместо того, чтобы постоянно напоминать себе, в чем ты плох и что у тебя не получается, подумай о том, в чем ты хорош и что умеешь делать хорошо.
8. Начни с малого
Мало поставить перед собой какую-то цель, нужно еще разбить ее на несколько небольших и более легких для исполнения задач, а затем запастись терпением и мотивацией, начав двигаться к ней.
И чтобы не чувствовать, что у тебя ничего не получается, попробуй достичь успеха сперва в малом, а затем постепенно переходи к более масштабным проектам.
9. Проводи время с людьми, которые тебя поддерживают
Поверь, это прекрасный способ получить подзарядку, необходимую для того, чтобы выйти из порочного круга и начать менять свою жизнь к лучшему. Только постарайся не превратиться в энергетического вампира, не ной и не злоупотребляй добрым отношением других людей. И не забывай проявлять в ответ внимание и заботу к ним.
10. Береги себя
Относись к себе с любовью и уважением. Перестань уже постоянно «кусать» себя и обвинять во всем. Совершив ошибку, думай о решении проблемы и изменении поведения, а не о том, какой ты неудачник.
Ты — самый важный и дорогой для себя человек на этом свете, научись дружить с собой, поддерживать и заботиться.
11. Научись запрашивать помощь у других (и проси о помощи лучше раньше, чем позже)
Почему-то мы часто чувствуем себя слабыми и униженными, когда вынуждены открыто просить о помощи. Чаще всего мы намекаем на свои нужды (чтобы кто-то предложил помощь сам), а если и решаемся попросить о чем-то напрямую, то только в самых крайних случаях, когда все рушится и других вариантов нет.
Это в корне неправильный подход. Запрашивать помощь и эмоциональную поддержку у друзей, родных и коллег — хорошо и правильно. Намеки, вместо прямых просьб, как бы маскируют наш запрос и обесценивают чужую помощь. Прозрачное общение и сказанные словами через рот просьбы сплачивают людей и дарят понимание, что никто из нас не одинок. Опираясь на плечи друг друга в разные жизненные периоды, мы становимся только сильнее.
Также не стоит бояться и помощи специалистов. Если ты понимаешь, что психотерапевт (или какой-то другой врач) способен улучшить качество твоей жизни в этот непростой период — обязательно стоит попробовать этот вариант.
12. Цени хорошие моменты в своей жизни
Нам всегда не хватает чего-то для полного счастья, и мы грустим о том, чего у нас нет. Но если посмотреть не на пустую, а на полную часть стакана, то можно обнаружить, что мы не правы.
Возможность наслаждаться солнечным светом, спать в теплом и удобном месте, есть, когда ты голоден, ходить на двух ногах — пугающее количество людей на Земле лишены множества простых радостей, которые есть у нас. Скажем больше — нет никакой гарантии, что завтра мы их не потеряем.
Это банальные слова, но постарайся прочувствовать это и испытать искреннюю благодарность за то, что подарила тебе жизнь.
13. Посмотри на ситуацию с чьей-то точки зрения
Не стоит слепо следовать чужим советам, но иногда полезно узнать чье-то мнение о твоей проблеме и проанализировать слова других людей. Причем будет лучше, если ты сможешь получить советы от представителей разных точек зрения, чтобы выбрать то, что подходит для тебя лучше всего.
14. Не забывай двигаться
Мы не знаем, что именно заставило тебя думать, что у тебя ничего не получается в жизни. Но мы уверены, что регулярная физическая активность поможет тебе чувствовать себя лучше во всех смыслах. Даже если это просто ходьба в течение 10 минут.
«Всё равно ничего не получится!»: как демотивировать ребёнка одной фразой
Как скоро вы уволитесь с работы, если начальник будет ежедневно говорить, что вы ни на что не способны? А вот ребёнок из семьи уволиться не может, даже если в его силах сомневаются самые важные для него люди — родители. Наш блогер Татьяна Мировская рассказывает, как не надо общаться с детьми.
Слова «всё равно ничего не получится!», как это ни странно, принадлежат не ребёнку, нет. Это слова родителей, которые пришли на консультацию и хотят узнать, как именно формировать и поддерживать познавательный интерес у ребёнка.
Немного предыстории: мальчик, второй класс, «очень проблемный» со слов родителей. Среди основных жалоб: ничего не хочет, не любит учиться, уроки ненавидит, делает их по четыре часа (это два-три задания), треплет всей семье нервы, пытается манипулировать даже бабушкой и дедушкой, всё время всё забывает и вообще, вся семья устала от его бесконечных обещаний быть хорошим. К слову, в семье есть младшая девочка, спокойная и послушная. Да, в школу она ещё не ходит, но родители не сомневаются, что таких проблем она им точно не доставит!
Поработала с мальчиком, всё происходило на глазах у родителей. Немного смущался, смотрел в их сторону, на меня абсолютно не произвел впечатление такого «сорванца и нарушителя», тревожный (оно и понятно, после таких комментариев от взрослых!), всё развитие соответствует возрастным нормам, знаний хватает, умения по возрасту и классу школы сформированы. Ничего не хочет? Не заметила. Поиграли в подвижные игры, потом переместились за стол, охотно откликается на мои предложения выполнить задания. Сам даже проявил инициативу, предложив поменять правила игры. Когда я согласилась на изменение правил, он засиял ещё больше. Отметила, как отреагировал на похвалу со стороны взрослого (то есть мою в данном случае), тело даже вытянулось, плечи расправились…
Спрашиваю: «Ты учиться-то любишь? Нравится тебе в школе?» «Да, нормально, если Елена Викторовна ни на кого не кричит, иногда интересно даже», — ответ ребёнка. Понимаю в очередной раз, что проблема не в ребёнке, а в реакциях его родителей. Те постоянно сравнивают активного мальчишку со спокойной младшей дочерью, приводят её ему в пример, требуют, чтобы он с ней играл, делился игрушками, занимал её, когда они заняты.
Родители никак не могут принять такого непослушного сына и пришли с искренней надеждой, что я им подскажу, «где же у него кнопка»
В такие моменты со стороны видишь, как ребёнок защищается, как пытается привлечь внимание мамы и папы, как пытается держать границы своего я. Маленький мальчик всем своим поведением пытается доказать родителям право на свою отдельность и непохожесть…
«Дениска, а ты любишь, когда тебя хвалят?» Пауза. «Да за что его хвалить-то. Обещал не приносить больше троек по русскому языку, а вот вчера опять принёс! Как ему верить?» — папа буквально кипит от негодования. «Я старался, но там такой сложный диктант был!» — это робко сам Денис оправдывается, видно, что не в первый раз. На глазах слёзы… «Если бы старался, то не принёс бы эту тройку!» — вердикт отца, безапелляционный и безжалостный.
«Отметка — это винтовка, приставленная ко лбу ребенка»
Пытаюсь объяснить родителям, что дети в этом возрасте действительно искренне верят в свои обещания и даже стараются, но не всегда у них получается их выполнять. И да, они расстраиваются из-за этого. Переключаемся на семейные «плюшки» (что получает ребёнок, если выдерживает собственные обещания, выполняет свои обязанности и всячески старается заслужить внимание родителя).
«В кино обещали его сводить в воскресенье. Он до среды держался, потом раз накосячил, другой. А потом и вовсе сказал, что всё равно мы его никуда не возьмём. И правильно! Куда его брать-то? Ни разу ещё ничего до конца не довёл! Вот в кого он такой?» — снова папа. «А вы хоть раз дали ему почувствовать, что такое получилось? Создали для него ситуацию успеха, пускай пока авансом и немного натянутую, но успеха?!» «А зачем? Всё равно у него ничего не получится. Незачем просто так его баловать, пусть заработает сначала».
Грустно. И обидно. За мальчика, в первую очередь. Ему приходится ежедневно выполнять определённые условия, чтобы заслужить любовь мамы и папы. Это называется «условная любовь». Вроде родители и хотят в нём характер воспитать, вроде заботятся о нём, но не создают для него ситуаций радости, успеха, пусть маленькой, но победы! И пусть он пока ещё делает ошибки в диктантах, но две недели назад это было девять ошибок, а сегодня только четыре. Да, результат по русскому языку «так себе», но прогресс же есть? Ребёнок работает, двигается вперёд. Разве это для него не достижение? Разве это не маленький успех? Разве не так мы, взрослые, должны поддерживать в детях мотивацию к обучению новому?
Разве познавательный интерес не формируется на положительном подкреплении, то есть поддержке и похвале?
За родителей тоже обидно. Устали, нет сил, не видят каплю света в тёмном царстве воспитания. Вокруг море информации, в котором можно легко утонуть: одни говорят одно, другие пишут умные книжки совсем о другом. Как тут разобраться?
Консультация продлилась почти два часа, покричали, поревели, пообнимались. Родители согласились ещё на одну встречу, уже без ребёнка. Чтобы спокойно, без эмоций и стресса. Придут через пару дней. Но вчера позвонил папа (ох, как это редко бывает в моей практике!): «Татьяна, мы вчера сходили всё-таки в кино всей семьей. Хорошо так время провели! А сегодня Денис принёс пятерку по русскому, и даже уроки сделал не за четыре, а за два часа. Весь вечер нам освободил! Как это работает?»
Расскажу я, конечно, как это работает. Помните, как говорили наши бабушки? Доброе слово и кошке приятно. Хвалите детей, поддерживайте, радуйтесь и грустите вместе с ними, показывайте их малейшее движение в сторону успеха, празднуйте вместе эту жизнь, и тогда и у них, и у вас обязательно всё получится!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
«Ничего у тебя не получится»: родители говорят мне это все 47 лет, что я живу
Ты тоже можешь задать свой вопрос психологу и получить ответ. Пиши на lady@corp.mail.ru и не забудь указать тему письма — «Вопрос психологу». Отправляя письмо, важно понимать: оно может быть опубликовано.
На ваши вопросы отвечает психолог Морена Морана.
Здравствуйте!
Мне 47 лет, родителям — 71 и 69. Многие считают, что это уже радость — полная семья. Да, наверное так и есть. Расскажу немного о своей жизни. Всю жизнь родители видели во мне свои нереализованные возможности.
Росла и постоянно слышала: «Ты ничего не сможешь, все равно у тебя ничего не получится». Это был как вызов и с их стороны: докажи! Я старалась и доказывала, но всегда очень хотела поддержки.
Когда все было хорошо — никто не хвалил, а когда что-то не получалось, сразу звучала фраза: «Ну мы же говорили, что ничего не получится!»
Ну что же. Первый брак не получился. Муж погиб. Я жила за границей. Помогала родителям неимоверно. Не только им: брату, его дочке. Мама болела — все финансирование на мне. Ну да, я же далеко, я успешная.
В прошлом году приехала домой в отпуск, и тут у мамы неожиданно обнаружили рак. Опять взяла все на себя. Пока лечила маму, началась пандемия, я уезжать не стала.
Появилась куча упреков. Работаю онлайн — «это не работа», «ничего у тебя не получится». Встречалась с мужчиной — он скоропостижно умер от ковида.
Замкнулась в себе, завела собаку. Никуда не хожу. Все домашние дела взяла на себя. При этом я все равно у них нытик, без юмора, шуток не понимаю.
Ощущение, будто я отравлена ядом. Успокоиться никак не могу, мне очень плохо. Помогите.
Листай галерею и смотри на звезд, которые совсем перестали общаться с родителями:
Здравствуйте!
Спасибо вам за то, что смело говорите о таких важных и болезненных для многих вещах.
То, что делают ваши родители, в психологии называется обесцениванием. Обесценивающие взрослые посылают ребенку очень неприятную и тщательно замаскированную установку: «ты маленький, слабый, глупый, ничтожный, ты никогда ничего не добьешься». Иногда это послание звучит таким образом: «без каких-то определенных, нужных мне достижений ты ничего не значишь».
Звучит чудовищно! Но понимают ли родители, что именно они транслируют своему чаду день за днем? В том-то и дело, что нет!
Обесценивание — это одна из неосознаваемых психических защит, которая постепенно формируется для обороны от чего-то пугающего, болезненного. Осознать — значит испытать сильнейшую боль и разочарование от собственного провала, смириться с тем, что придется действовать самому, а не просто «делать ставку» на своего ребенка. А на это часто нет ни сил, ни времени, ни ресурсов.
Поэтому многие люди не способны выйти из «окопа» обесценивания, а сидят там, в глухой обороне, и объяснить им что-либо крайне сложно.
Иногда к этому прибавляется неосознанная зависть к успехам ребенка. Или страх утратить свою родительскую власть и контроль, остаться в одиночестве. Какой родитель пропустит такую гадкую, неприятную мыслишку в сознание? Сдержанный гнев вылезает наружу в виде «невинных» с виду, но оскорбительных шуток, неприятных пророчеств и негативных посланий.
Более того, обесцениванием занимаются люди, как правило, сами в детстве получившие подобное послание от своих родителей. Они могут искренне считать свое поведение системой воспитания, которая помогает сделать человека лучше.
Так что «проклятие» обесценивания, если так можно выразиться, мало того, что передалось от предыдущих поколений, так еще удвоилось и усилилось личным ощущением нереализованности.
Реализованные здоровые люди заняты собой, а не пытаются присосаться к достижениям детей. Это, собственно, ответ на вопрос «почему», который терзает многих людей, подвергшихся обесцениванию. Но остается вопрос, что с этим делать?
Но есть и оборотная сторона этой медали.
Именно такая система воспитания или ломает человека, или делает его невероятно сильным. Преодолевая негатив, доказывая себе и окружающим, чего вы стоите, вы закалились, выросли как личность, добились многого и теперь стали на голову выше своих родителей.
Поэтому сейчас — именно вы тот человек в вашей семье, кто способен изменить ситуацию. Вы видите, что происходит, а они слепы и сидят в своих домиках, как улитки. Поэтому только вам может принадлежать авторство в перемене ролей, а родители, увы, в силу возраста, воспитания и личных качеств, могут никогда не дорасти до этого осознания.
Если вы идете к ним за одобрением, то вы в позиции беззащитного малыша, вы очень уязвимы. Но в реальности сейчас взрослая и сильная — именно вы. По факту, это вы решаете, что будет происходить дальше. Это вы всем помогаете, заботитесь обо всех и выполняете роль родителя. Это за вами решение, принимать ли негативные послания близко к сердцу или оставить их без внимания, увеличить или сократить дистанцию.
Есть еще кое-что. Это ваше физическое состояние: жар в теле, слезы, бессонница. Столь сильные психосоматические симптомы говорят о подавленных чувствах, не находящих выхода. Часто родители, обесценивающие ребенка, делают его еще и «удобным», запрещая очень важное — гнев.
Возможно, стоит посмотреть в этом направлении: не гнев ли отравляет вас изнутри? Разрешаете ли вы себе разозлиться на такое поведение близких людей? Проявить свое раздражение словами, в движении (во время физической нагрузки, например), или даже выместить ее на каком-то предмете?
Я искренне желаю вам распутать этот клубок непростых отношений с родителями. Ведь в текущей ситуации именно вы — сильная и взрослая.
«У меня ничего не получится»: 5 шагов, чтобы изменить будущее
Многие люди не решаются начинать новые проекты, менять профессию, открывать свое дело только потому, что не уверены в собственных силах. Они считают, что виноваты внешние препятствия и помехи, но на самом деле ограничивают себя сами, утверждает психолог Бет Керланд.
Мы часто говорим себе и слышим от знакомых: «Ничего не получится». Эта фраза лишает уверенности. Перед нами вырастает глухая стена, которая заставляет повернуть обратно или остаться на месте. Трудно двигаться вперед, когда слова воспринимаются как непреложный факт.
«Большую часть жизни я восхищалась теми, кто достиг успехов: совершил открытие и помог человечеству, создал небольшой бизнес и построил империю, написал сценарий, по которому сняли культовый фильм, не побоялся выступить перед многотысячной аудиторией, и повторяла себе: «У меня не получится». Но однажды я задумалась над этими словами и поняла, что они мешают мне достигать желаемого», — вспоминает Бет Керланд.
Что же нужно, чтобы добиваться невозможного? Что поможет преодолеть глухую стену неуверенности в собственных силах и продолжать путь к своим целям? Психолог предлагает начать с пяти шагов, которые могут изменить жизнь и подсказать, как начать двигаться вперед.
1. Поймите, что ваше мнение о себе — не истина, а ошибочное суждение
Мы склонны безоглядно верить голосу в нашей голове, который твердит, что мы обязательно проиграем. Идем у него на поводу, поскольку убедили себя, что иначе не может быть. На самом деле наши суждения зачастую оказываются ошибочными или искаженными. Вместо того чтобы повторять, что у вас не выйдет, скажите: «Это страшно и трудно, но я хотя бы попытаюсь».
Обратите внимание, что происходит с вашим телом, когда вы произносите эту фразу. Попробуйте практиковать медитацию осознанности — это отличный способ отследить свои мысли и понять, насколько они изменчивы.
2. Признайте, что бояться неизвестности нормально
Необязательно ждать, пока улягутся сомнения, страхи и тревоги, чтобы рискнуть и сделать то, о чем мечтаете. Нам часто кажется, что неприятные эмоции будут сопровождать каждый шаг на пути к цели. Однако, когда мы сосредоточимся на том, что по-настоящему ценно и важно, намного проще будет переступить через эмоциональный дискомфорт и начать действовать.
«Смелость — это не отсутствие страха, а скорее понимание, что есть нечто более важное, чем страх», — писал американский философ Амброуз Редмун. Спросите себя, что для вас важнее страхов и сомнений, ради чего вы готовы смириться с неприятными чувствами.
3. Разбейте путь к большой цели на короткие, достижимые этапы
Взяться за то, в чем не уверен, непросто. Но если идти маленькими шагами и хвалить себя за каждое достижение, уверенности станет больше. В психотерапии успешно применяется техника градуированной экспозиции, когда клиент понемногу, шаг за шагом, учится принимать ситуации, которых избегает или боится.
«Мне не раз приходилось видеть, с какими трудностями справляются люди. Преодолевая один этап и переходя к следующему, они постепенно набирают силу, которая помогает выдержать новые испытания. Кроме того, я убедилась на собственном опыте, что это работает», — делится Бет Керланд.
Подумайте, какой маленький шаг можете сделать сегодня или на этой неделе, чтобы продвинуться к большой и важной цели.
Мне говорят что у меня ничего не получится
Когда мой ребенок делает домашнее задание, часто я слышу фразы: «Я не буду это делать, потому, что это сложно, у меня не получится!». Как родителям реагировать на такие высказывания? Как переубедить ребенка и стоит ли это делать?
Наверное, одна из самых неприятных ситуаций для родителей, это тот момент, когда они понимают, что их ребенок не верит в свои силы. Можно наблюдать, как дети сильно расстраиваются и плачут перед лицом сложной задачи или вовсе не расстраиваются, а засовывают тетрадь подальше и забывают об этом на время. Интересно, что это случается со способными и даже талантливыми детьми. Ребенок боится потерпеть поражение, не верит, что справится, в итоге вообще склонен отказаться действовать. В тот момент родитель понимают, что задача перед ребенком, в общем-то, стоит рядовая, и никаких причин с ней не справиться нет. Они сердятся и пытаются убедить ребенка реагировать иначе, но, от этого часто бывает только хуже.
Такая ситуация крайне болезненна для ребенка и не менее болезненна для родителей.
Страх перед ошибкой, нежелание потерпеть неудачу могут напрямую управлять действиями ребенка и приводить к тому, что он отказывается пробовать. Формируются такое поведение под влиянием личного опыта ребенка, хотя может усиливаться особенностями его темперамента. Этот формирующий опыт включает в себя и отношение близких взрослых к ошибкам ребенка, и опыт конкуренции с другими детьми, в том числе братьями и сестрами, и характер самих родителей. Не всегда причина в прямом влиянии родителей, однако, именно родители во многом могут помочь ребенку справиться с трудностями.
Как помочь ребенку
1. Признайте чувства ребенка. Прежде, чем бросаться решать проблему, просто признайте, что ребенку эта ситуация кажется сложной, ему действительно трудно взяться за дело. Просто коротко скажите:
«Да, наверное, эта задача кажется слишком запутанной..»
«Когда понимаешь, что нужно столько прочитать, кажется, что точно не справишься».
Ваша задача не отрицать те чувства, которые уже возникли у ребенка, а помочь с ними справиться.
2. Учите ребенка алгоритмам решения задач. Большую задачу нужно разбить на маленькие части, перед решением стоит прикинуть, как будешь действовать, в начале работы лучше выделить приоритетные задачи. В каждой деятельности у вас будут свои подсказки, как лучше действовать.
Многие задачи детям кажутся сложными именно потому, что они такими для них и являются. И нужна помощь, чтобы осваивать новые дела. Школа же в минимально степени занимается тем, что называется организацией деятельности ребят, упор делается на осваивании информации, при этом детей не учат эффективным стратегиям работы с информацией.
3. Обеспечьте возможность заниматься той деятельностью, в которой ребенок успешен. Ребенок должен иметь полноценную возможность делать то, что он умеет и любит, получая при этом признание. Если ребенок одарен физически или хорошо танцует, то ему нужно обеспечить возможность много этим заниматься. На деле же происходит обратное – такие виды деятельности скукоживаются под натиском того, что делать «нужно». Хобби отходят на второй план, уступая место тем занятия, которые удаются хуже. В конечном итоге ребенок пребывает в состоянии неудачи большую часть времен. Это сильно влияет на уровень притязаний ребенка.
4. Обеспечьте легкие победы. Это та деятельность, где успех дается лишь небольшим усилием. Например, для разминки перед занятиями математикой, поиграйте с ребенком в «математический футбол» – вы даете ребенку простенькие примеры, которые он должен посчитать в уме. Примеры должны быть такого уровня, чтобы ребенок чувствовал себя компетентным, решая их.
5. Провозгласите ценность настойчивости. Обращайте свое внимание на те моменты, когда у ребенка что-то не получается, но он все равно продолжает стараться. Скорее всего, это та области, которая вызывает у ребенка настоящий интерес. Как правило, есть такая область у любого ребенка, где его не нужно агитировать, он старается сам. Пусть это будет склеивание моделей самолетов, физические упражнения или компьютерная игра. Обратите внимание ребенка на ту настойчивость, которую он проявляет. Обязательно дайте понять, что вы считаете это сильным качеством ребенка.
Ни в коем случае не комментируйте с обвинительной интонацией: «Вот, чтобы в игре перейти на новый уровень, готов час потратить, а в решении задачки постараться не хочешь!». Ваша задача, не обвинить ребенка, а наоборот дать ему понять, что он обладает необходимым качеством характера, просто оно пока не проявилось в некоторых областях.
6. Рассказывайте ребенку вдохновляющие истории. Вы найдете множество примеров великих людей, жизнь которых прямо-таки изобиловала мелкими и крупными поражениями. В этом славном списке великие писатели, ученые, актеры, спортсмены. Существует даже мнение, что сам успех – это результат множества поражений. Ваша задача создать у ребенка убеждение, что неудача, это не конец света, а всего лишь поворот событий. Приводите примеры из собственной истории, когда вы добились чего – то значительного, пройдя непростой путь.
7. Моделируйте собственным примером стойкость перед поражением.
Отношение к ошибкам дети наследуют от своих родителей. Но этот факт не вполне очевиден, так как взрослые не так ярко демонстрируют свою чувствительность к поражению, и далеко не всегда ее осознают. Они учатся ловко избегать ситуаций, в которых могут потерпеть поражение посредством тактики «зелен виноград». Взрослые люди просто не принимают участие в тех видах деятельности, в которых они могут выглядеть бледно, объявляя их неинтересными для себя. Например, человек не пойдет танцевать, если неуверен в себе, не примет участие в спортивном соревновании, не пойдет в компанию, где может выглядеть недостаточно статусно, не будут говорить на иностранном языке в присутствии людей, которые могут критиковать их уровень, избегают говорить тосты на праздниках. Все эти формы избегания стали настолько привычными, настолько вросли в жизнь, что сами люди уже не воспринимают их как избегание в результате страха потерпеть неудачу. Поэтому они могут вполне искренне считать, что их ребенок как – то слишком уж чувствителен к своим ошибкам, непонятно в кого…
Чтобы помочь ребенку затейте с ним вместе освоение какого – то дела, в котором у вас практически равные шансы на успех. Например, пойдите учиться танцам, если никогда этим не занимались. Не бойтесь выглядеть смешно, показывайте своим собственным примером, как вы не сдаетесь, несмотря на неудачи.
8. Играйте с ребенком. Страх неудачи, ошибки часто снимается благодаря игре, в которой ребенок сам должен найти вашу ошибку. Вы выполняете задание неправильно, ребенок находит ваши ошибки. Также можно попросить ребенка сделать вначале намеренно неправильно, а потом найти и исправить собственную ошибку. Такая игра может разрядить напряженную обстановку вокруг школьных занятий.
Чего стоит избегать:
Неверие ребенка в свои силы воспринимается самими родителями как их педагогический провал. «Что-то сделано не так, я не смог привить уверенности своему ребенку, поэтому он так себя ведет», так примерно рассуждает родитель. Важно, чтобы сами родители относились к такой ситуации, как к чему – то вполне поправимому. Относясь к возникшей проблеме активно, с уверенностью в возможность ее успешного разрешения, родители помогают своему ребенку занять аналогичную позицию в отношении своих трудностей.