Мобилизационный людской ресурс что это
Военный комиссариат разъясняет: Что такое мобилизационный людской резерв
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача обеспечить проведение мероприятий, связанных с поступлением в резерв граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.
Что такое мобилизационный людской резерв, кто такие резервисты, размеры выплат, какие требования предъявляются к кандидатам и как заключить контракт? Попробуем разобраться!
Что такое мобилизационный людской резерв?
Мобилизационный людской резерв — это часть граждан, пребывающих в запасе, которые содержится в наиболее мобготовом состоянии. То есть это гражданские люди, добровольно заключившие договор с МО РФ. По его условиям они в мирное время участвуют в занятиях и сборах, а при мобилизации самостоятельно прибывают в свою воинскую часть.
Особенность условий контракта является возможность совмещать основную гражданскую работу с военными занятиями и сборами. В периоды таких мероприятий государство компенсирует предприятию, где работает резервист, размер его среднего заработка.
Главная задача создания мобрезерва – это возможность оперативного доукомплектования ВС РФ мотивированными и подготовленными специалистами. Сейчас приоритет отдается комплектованию резервистами целых подразделений, что позволяет при объявлении мобилизации получить слаженные и боеготовые в/части уже к исходу первых суток.
Подготовка резервистов
Мобрезервисты проходят подготовку на сборах и отдельных ежемесячных занятиях в в/частях, в которые они предназначаются.
В ходе подготовки совершенствуются военные навыки при практическом исполнении обязанностей на штатном вооружении и в составе целых подразделений. Офицеры, кроме того, приобретают навыки в руководстве подчиненными в ходе выполнения учебно-боевых задач.
Как часто резервисты привлекаются на занятия?
Сборы проводятся 1 раз в год, а занятия ежемесячно. Продолжительность сборов с резервистами составляет 10-30 дней, а тренировочных занятий – до 3 суток.
Численность резервистов
Численность резервистов в 2019 году составляла менее 1 тыс. человек. Численность резервистов и перечень в/частей, которые комплектуются резервистами, ежегодно уточняется на основании соответствующих решений высшего руководства ВС РФ.
Какими документами закреплены обязанности резервиста?
Обязанности, права, ответственность резервистов, а также условия пребывания их в резерве регламентированы контрактом.
Размеры выплат резервистам
Резервистам положены следующие выплаты:
В среднем, в зависимости от региона (субъекта РФ), ежемесячная выплата составит:
Дополнительно к этому в период нахождения на занятиях и сборах резервистам выплачивается довольствие по их воинской должности.
При вызове на сборы и занятия, кроме всего прочего предусмотрена компенсация:
Социальные льготы резервистов
Для мобрезервистов предусматривается бесплатная возможность пройти переподготовку (доподготовку) или повысить квалификацию в военных вузах по гражданским специальностям (профессиям).
В каких регионах возможно заключить контракт на пребывание в резерве
В настоящее время в мобрезерв возможно поступить в городах, где размещаются штаба военных округов:
Но стоит учитывать, что в этих городах резервисты предназначаются в штаб военного округа в воинском звании не менее майора, с опытом службы в органах военного управления и проживающие непосредственно в городе или ближайшем пригороде.
Кроме этого резервистами комплектуются воинские части, дислоцирующие в следующих субъектах РФ:
В/части в этих регионах комплектуются резервистами как офицерами, так и солдатами и сержантами.
Для того, чтобы узнать наличие вакантных должностей, необходимо обратиться в военный комиссариат района (города) по месту жительства.
Требования к кандидатам в мобрезерв
Пунктом 2 ст. 57.4 закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что кандидат в мобрезерв, отбирается по тем же требованиям, что и на контракт.
По здоровью это только годные к службе или годные с незначительными ограничениями.
По профотбору это 1-3 категория профпригодности (ознакомится с тестами на нашем сайте).
Кандидат должен также соответствовать требованиям по уровню образования и физической подготовки.
Указанные требования доводятся до военкоматов в виде указаний.
Для уточнения возможности заключить контракт на пребывание в мобрезерве, кандидату необходимо обратиться в военный комиссариат района (города) по месту жительства.
При возможности заключения контракта возможно два варианта дальнейших действий. Первый и основной идти в военкомат, второй отправляться в в/часть.
Ответы на часто задаваемые вопросы
1. Как узнать возможно ли поступление в мобрезерв?
Статьей 57.4 закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что 1-й контракт можно заключить только с кандидатом:
Однако с учетом того, что информация о возможности зачисления в резерв доводится только до тех военкоматов, на которые возложено задание на отбор кандидатов, гражданину необходимо обратится в военкомат по месту проживания.
Нет. В резерве состоят исключительно граждане, заключившие контракт. Остальные являются гражданами, пребывающим в запасе. Такие граждане состоят в мобилизационном людском ресурсе ВС РФ.
3. Как размещаются резервисты во время в/сборов, имеется ли возможность увольнения из расположения в/части?
Приказом МО РФ 2007 года № 185 резервисты в период проведения занятий и сборов размещаются в пунктах дислокации в/частей или полевых лагерях. Увольнение их из расположения в/части организуется командирами в установленном порядке (по требованиям Устава внутренней службы ВС РФ.
4. Какое дополнительное материальное стимулирование предусмотрено для мобрезервистов?
Законом № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” определено, что при заключении резервистами нового контракта им осуществляются разовая денежная выплата в размере 1 мес. оклада (при 3-х летнем контракте) и 1,5 мес. оклада (при 5-и летнем контракте), а также ежемесячные % надбавки за срок пребывания в мобрезерве.
5. Предусмотрена военная ипотека для мобрезервистов?
Действующим законодательством получение военной ипотеки резервистами не предусматривается.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Военный комиссариат разъясняет: Что такое мобилизационный людской резерв
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача обеспечить проведение мероприятий, связанных с поступлением в резерв граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.
Что такое мобилизационный людской резерв, кто такие резервисты, размеры выплат, какие требования предъявляются к кандидатам и как заключить контракт? Попробуем разобраться!
Что такое мобилизационный людской резерв?
Мобилизационный людской резерв — это часть граждан, пребывающих в запасе, которые содержится в наиболее мобготовом состоянии. То есть это гражданские люди, добровольно заключившие договор с МО РФ. По его условиям они в мирное время участвуют в занятиях и сборах, а при мобилизации самостоятельно прибывают в свою воинскую часть.
Особенность условий контракта является возможность совмещать основную гражданскую работу с военными занятиями и сборами. В периоды таких мероприятий государство компенсирует предприятию, где работает резервист, размер его среднего заработка.
Главная задача создания мобрезерва – это возможность оперативного доукомплектования ВС РФ мотивированными и подготовленными специалистами. Сейчас приоритет отдается комплектованию резервистами целых подразделений, что позволяет при объявлении мобилизации получить слаженные и боеготовые в/части уже к исходу первых суток.
Подготовка резервистов
Мобрезервисты проходят подготовку на сборах и отдельных ежемесячных занятиях в в/частях, в которые они предназначаются.
В ходе подготовки совершенствуются военные навыки при практическом исполнении обязанностей на штатном вооружении и в составе целых подразделений. Офицеры, кроме того, приобретают навыки в руководстве подчиненными в ходе выполнения учебно-боевых задач.
Как часто резервисты привлекаются на занятия?
Сборы проводятся 1 раз в год, а занятия ежемесячно. Продолжительность сборов с резервистами составляет 10-30 дней, а тренировочных занятий – до 3 суток.
Численность резервистов
Численность резервистов в 2019 году составляла менее 1 тыс. человек. Численность резервистов и перечень в/частей, которые комплектуются резервистами, ежегодно уточняется на основании соответствующих решений высшего руководства ВС РФ.
Какими документами закреплены обязанности резервиста?
Обязанности, права, ответственность резервистов, а также условия пребывания их в резерве регламентированы контрактом.
Размеры выплат резервистам
Резервистам положены следующие выплаты:
· ежемесячный оклад (12 % от ОВЗ и ОВД для действующих военных);
· соответствующие районные коэффициенты;
· % надбавка за непрерывное нахождение в мобрезерве;
· разовая выплата при заключении нового контракта.
В среднем, в зависимости от региона (субъекта РФ), ежемесячная выплата составит:
· для офицерского состава – от 4 000 до 9 000 рублей;
· для солдатской и сержантской категории – от 2 000 до 6 000 рублей.
Дополнительно к этому в период нахождения на занятиях и сборах резервистам выплачивается довольствие по их воинской должности.
Расчеты денежных выплат показаны для регионов где практически апробированы резервисты
При вызове на сборы и занятия, кроме всего прочего предусмотрена компенсация:
· расходов предприятия, где работает Моб Резервист, на оплату заработка. Для неработающих – минимальный размер оплаты труда;
· оплаты проезда и командировочных от дома к военкомату и обратно;
· найм жилья (во время проведения сборов и если это необходимо).
Социальные льготы резервистов
Для мобрезервистов предусматривается бесплатная возможность пройти переподготовку (доподготовку) или повысить квалификацию в военных вузах по гражданским специальностям (профессиям).
В каких регионах возможно заключить контракт на пребывание в резерве
В настоящее время в мобрезерв возможно поступить в городах, где размещаются штаба военных округов:
Но стоит учитывать, что в этих городах резервисты предназначаются в штаб военного округа в воинском звании не менее майора, с опытом службы в органах военного управления и проживающие непосредственно в городе или ближайшем пригороде.
Кроме этого резервистами комплектуются воинские части, дислоцирующие в следующих субъектах РФ:
Положение о мобилизационном резерве Вооруженных Сил Российской Федерации и что это
Запас Вооруженных сил Российской Федерации формируется из мобилизационного людского ресурса и резерва. Под первым понимаются все запасники, годные для призыва. С определенной периодичностью они проходят переподготовку на военных сборах, однако строгих предписаний для такой категории не предусмотрено.
Мобилизационный людской резерв – это пребывание в запасе на контрактной основе. Подразумевается, что при увольнении в запас военнослужащий может заключить договор и стать резервистом. Соответственно актуальным становится вопрос об условиях пребывания в таком статусе.
Что такое мобилизационный резерв
Мобилизационный людской резерв – это часть запаса, формируемая из граждан, заключивших соответствующий контракт. Пребывание на такой службе предусматривает:
В данном контексте основные отличия резервистов от обычных запасников – это наличие дополнительных обязательств и возможностей. Для их получения необходимо заключение контракта.
Положение о мобилизационном людском резерве
При изучении правовых аспектов по мобилизационному резерву руководствуются двумя основными документами:
Второй документ утвержден Постановлением Правительства РФ под номером 933 от 3 сентября 2015. Документ регламентирует основные вопросы, связанные с пребыванием граждан в мобилизационном резерве. К таковым относят:
Схожие вопросы регулируются и разделом 8.1 ФЗ-53:
Правовые акты считаются взаимодополняющими. Для общей информации обращаются преимущественно к положению. Однако для работы с мобилизационным резервом руководствуются всеми предписаниями, включая нормативы местных органов власти.
Предназначение мобилизационного резерва ВС РФ
Предназначение мобилизационного резерва основано на общей необходимости формирования запаса. Акцент делается на военнообязанных гражданах, которые призываются в случае военной угрозы для страны.
Однако без существенной подготовки такие призывники не могут формировать качественный состав Вооруженных сил России и требуют предварительной подготовки. Особенно это ощущается в командных должностях.
Мобилизационный людской резерв позволяет в короткие сроки пополнить части квалифицированными военнослужащими, за которыми уже закреплена определенная должность. Ключевой аспект – подготовка таких кадров и их соответствие требованиям.
С учетом данного аспекта мобилизационный резерв обеспечивает поддержание боеготовности воинских частей как в мирное, так и в военное время. В данном вопросе обязательства резервистов компенсируются регулярными выплатами, сравнимыми с заработной платой.
Заключение контракта
Чтобы попасть в мобилизационный резерв, гражданин должен заключить соответствующий контракт. Для рассмотрения его кандидатуры он должен подать заявление, в котором указывается:
Заявление подается в военкомат, военную часть или иной муниципальный отдел, ведущий воинский учет по месту жительства. Дополнительно прилагаются следующие документы:
В ряде случаев могут потребоваться дополнительные документы. Их полный перечень регулируется федеральными органами местной власти. После принятия документов заявитель получает статус кандидата. Его принятие в мобилизационный резерв рассматривает специальная комиссия.
Комиссия по формированию мобилизационного резерва
Заявление гражданина рассматривается в течение месяца, после чего принимается решение о направлении его на медицинское освидетельствование. Формируемая комиссия по своему назначению сравнима с призывной: она тоже рассматривает кандидатуру и выносит решение о присвоении статуса резервиста.
В состав комиссии включаются должностные лица муниципального отдела воинского учета. В обязательном порядке в нее входит муниципальный врач-терапевт. По необходимости в состав включают представителей воинских частей, для которых ведется отбор кандидатов.
На основе полученных сведений и результатов медосмотра комиссия принимает решение о включении кандидата в резерв. По необходимости соискатель может получить копию решения в течение трех дней с момента его оглашения. Если оно положительное, кандидату выдается соответствующее предписание. С ним он обращается в воинскую часть для заключения контракта.
Нахождение в мобилизационном резерве ВС РФ
Пребывание в мобилизационном резерве сопряжено с определенными обязательствами. При получении повестки гражданин обязан являться в военкомат для выполнения предписанных поручений. Связаны они с должностью, за которой закреплен резервист.
На период сборов резервист также несет материальную ответственность за вверенное имущество, как и обычный военнослужащий. В случае уклонения от исполнения обязанностей предусматривается административная, дисциплинарная или уголовная ответственность.
Отдельно выделяют денежное обеспечение резервистов. В данном контексте выделяют три типа оплаты:
Точная сумма определяется званием резервиста и занимаемой должностью, а также местными нормативами. Выплаты производятся на протяжении всего пребывания в резерве. Срок определяется условиями контракта.
Первое соглашение заключается на три года. Дальнейшие контракты подписываются на три или пять лет. Допускается меньший срок, если резервист достигает предельного возраста пребывания в запасе второго разряда в соответствии со своим званием.
Порядок исключения из резерва
В соответствии с предписаниями статьи 57.8 ФЗ-53 гражданин исключается из резерва по одному из следующих оснований:
Резервист может расторгнуть соглашение по личным обстоятельствам. К таковым относят семейные проблемы, включая необходимость ухода за нетрудоспособным родственником, а также нарушения условий контракта со стороны воинской части.
Положение о мобилизационном резерве предписывает определенный порядок расторжения контракта. Процедура основывается на постановлениях федеральных органов местной власти. Об исключении резервиста в воинской части издается соответствующий указ. В день его издания контракт считается расторгнутым или завершенным.
Мобилизационный людской ресурс что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 288-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва”
Принят Государственной Думой 18 декабря 2012 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
Внести в Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 23, ст. 2750; 2003, № 46, ст. 4437; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; № 52, ст. 5598; 2006, № 28, ст. 2974; № 29, ст. 3123; № 50, ст. 5279; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 19, ст. 2283, 2291; № 52, ст. 6992) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 4 дополнить подпунктом 11.1 следующего содержания:
«11.1) принимает решение о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и устанавливает численность резервистов с указанием их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также устанавливает особенности формирования мобилизационных людских резервов в органах федеральной службы безопасности;»;
2) подпункт 18 статьи 6 после слов «военной службе,» дополнить словами «порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве,»;
3) пункт 4 статьи 12 признать утратившим силу.
Пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 9, ст. 1014) дополнить подпунктом 19.1 следующего содержания:
«19.1) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;».
Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2000, № 33, ст. 3348; № 46, ст. 4537; 2001, № 7, ст. 620, 621; № 30, ст. 3061; 2002, № 7, ст. 631; № 21, ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 30, ст. 3029, 3030, 3033; 2003, № 1, ст. 1; № 8, ст. 709; № 27, ст. 2700; № 46, ст. 4437; 2004, № 8, ст. 600; № 17, ст. 1587; № 18, ст. 1687; № 25, ст. 2484; № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4848; 2005, № 10, ст. 763; № 14, ст. 1212; № 27, ст. 2716; № 29, ст. 2907; № 30, ст. 3110, 3111; № 40, ст. 3987; № 43, ст. 4349; № 49, ст. 5127; 2006, № 1, ст. 10, 22; № 11, ст. 1148; № 19, ст. 2062; № 28, ст. 2974; № 29, ст. 3121, 3122, 3123; № 41, ст. 4206; № 44, ст. 4534; № 50, ст. 5281; 2007, № 2, ст. 362; № 16, ст. 1830; № 31, ст. 4011; № 44, ст. 5280; № 45, ст. 5418; № 49, ст. 6070, 6074; № 50, ст. 6241; 2008, № 30, ст. 3616; № 49, ст. 5746; № 52, ст. 6235; 2009, № 7, ст. 769; № 18, ст. 2149; № 23, ст. 2765; № 26, ст. 3124; № 48, ст. 5735, 5736; № 51, ст. 6149; № 52, ст. 6404; 2010, № 11, ст. 1167, 1176, 1177; № 31, ст. 4192; № 49, ст. 6415; 2011, № 1, ст. 16; № 27, ст. 3878; № 30, ст. 4589; № 46, ст. 6407; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7021, 7053, 7054; № 50, ст. 7366; Российская газета, 2012, 7 декабря) следующие изменения:
а) в наименовании слова «или поступления на военную службу по контракту» заменить словами «, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв»;
абзац первый изложить в следующей редакции:
«1. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.»;
в абзаце втором слова «поступлении в военные» заменить словами «поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные»;
в) в пункте 2 слова «или поступления на военную службу по контракту,» заменить словами «, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв,»;
а) в наименовании слова «или поступлением на военную службу по контракту» заменить словами «, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв»;
б) в пункте 1 слова «поступлении в военные» заменить словами «поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные»;
а) в наименовании слова «или поступлением на военную службу по контракту» заменить словами «, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв»;
б) в пункте 1 слова «призыве на» заменить словами «поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на», слова «и призывом» заменить словами «, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом»;
в) в пункте 2 второе предложение исключить;
г) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Гражданам, проходящим военные сборы, и гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, предоставляются также иные денежные выплаты, устанавливаемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»;
4) в пункте 3 статьи 7 слова «призывом на военные» заменить словами «поступлением в мобилизационный людской резерв, призывом на военные»;
а) в абзаце восемнадцатом пункта 2 слова «поступлении в военные» заменить словами «поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные»;
б) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
«пребывание в мобилизационном людском резерве.»;
6) подпункт «в» пункта 1 статьи 24 дополнить словом «ребенка»;
7) в абзаце первом пункта 1 статьи 37 слова «а также гражданин, проходящий военные сборы» заменить словами «гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве»;
8) абзац пятый подпункта «в» пункта 3 статьи 51 дополнить словом «ребенка»;
9) раздел VIII дополнить статьей 51.2 следующего содержания:
1. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов создаются запас Вооруженных Сил Российской Федерации, запас Службы внешней разведки Российской Федерации, запас Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые предназначены для укомплектования соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также специальных формирований в период мобилизации, приведения их в боевую готовность и в военное время.
Запас состоит из мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса.
3. Под мобилизационным людским ресурсом понимаются граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.
4. Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов создаются Президентом Российской Федерации по представлению соответствующего федерального органа исполнительной власти и формируются по территориальному принципу.»;
а) пункт 2 дополнить абзацами следующего содержания:
«Началом военных сборов считается день отправки гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) или органа федеральной службы безопасности либо день его убытия из военного комиссариата (пункта сбора) или органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом или органом федеральной службы безопасности, или день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.
Окончанием военных сборов считается день отправки гражданина с места проведения военных сборов либо день его прибытия в военный комиссариат или орган федеральной службы безопасности, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом или органом федеральной службы безопасности, или день исключения гражданина из списков личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.»;
б) абзац первый пункта 3 после слов «за время пребывания в запасе,» дополнить словами «за исключением граждан, пребывающих в резерве,», дополнить предложением следующего содержания: «Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин, пребывающий в резерве, в течение срока контракта о пребывании в резерве, определяется Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве, утверждаемым Правительством Российской Федерации.»;
в) в пункте 4 слова «не может» заменить словами «, за исключением граждан, пребывающих в резерве, не может»;
г) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. Правовое положение граждан, призванных на военные сборы, определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»;
11) дополнить разделом VIII.1 следующего содержания:
«Раздел VIII.1
Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов
Статья 57.1. Граждане, пребывающие в резерве
1. Граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Порядок поступления в резерв, пребывания в резерве и исключения из резерва определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Граждане, пребывающие в резерве, являются резервистами и имеют права и обязанности, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 57.2. Контракт о пребывании в резерве
2. В контракте о пребывании в резерве закрепляются добровольность поступления гражданина в резерв, срок, в течение которого гражданин обязуется пребывать в резерве, и условия контракта о пребывании в резерве.
3. Условия контракта о пребывании в резерве включают в себя обязанность гражданина пребывать в резерве в течение установленного контрактом о пребывании в резерве срока, добросовестно исполнять обязанности резервиста, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Контракт о пребывании в резерве вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и прекращает свое действие в случаях и порядке, установленных статьей 57.8 настоящего Федерального закона.
5. Заключение контракта о пребывании в резерве, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. В контракте о пребывании в резерве предусматривается условие о том, что средства федерального бюджета, затраченные на военную или специальную подготовку резервиста, подлежат возмещению в случае расторжения контракта о пребывании в резерве по основанию, предусмотренному подпунктом «г» или «д» пункта 1 либо подпунктом «б» или «в» пункта 2 статьи 57.8 настоящего Федерального закона, а также размер подлежащих возмещению средств.
Статья 57.3. Срок контракта о пребывании в резерве
1. Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года.
3. Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда.
Статья 57.4. Заключение контракта о пребывании в резерве
1. Первый контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, не имеющим гражданства (подданства) иностранного государства:
а) пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу и имеющим воинское звание:
б) завершившим обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военной кафедре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение пятнадцати лет после зачисления в запас с присвоением воинского звания офицера.
2. Гражданин, поступающий в резерв, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.
3. Контракт о пребывании в резерве не может быть заключен с гражданином:
а) имеющим отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации или освобождение от военных сборов;
б) в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд;
в) имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
г) который отказался от прохождения процедуры оформления допуска к государственной тайне либо которому отказано в оформлении допуска к государственной тайне, если исполнение им должностных обязанностей по воинской должности, по которой гражданин может быть приписан к воинской части (может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации, связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
д) имеющим гражданство (подданство) иностранного государства.
4. Контракт о пребывании в резерве может быть заключен с гражданином, находящимся на государственной гражданской службе Российской Федерации, при условии его соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и в случае, если пребывание в резерве не будет являться причиной ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой Российской Федерации, определенных Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Статья 57.5. Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен
В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве проводятся аттестация и квалификационный экзамен резервиста в порядке, определяемом Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.
Статья 57.6. Пребывание в резерве
Резервист исполняет воинскую обязанность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 57.7. Обязанности и ответственность резервиста
1. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.
2. Резервист исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.
3. В случае неисполнения обязанностей резервиста гражданин, пребывающий в резерве, привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 57.8. Основания исключения из резерва
1. Гражданин подлежит исключению из резерва:
б) по истечении срока контракта о пребывании в резерве;
г) в связи с лишением его воинского звания;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении резервисту наказания в виде лишения свободы или лишения свободы условно;
е) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации или приобретением гражданства (подданства) иностранного государства;
ж) в связи с возникновением оснований для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации или освобождения от военных сборов.
2. Гражданин может быть досрочно исключен из резерва:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с невыполнением им условий контракта о пребывании в резерве;
в) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
г) в связи с поступлением на службу в Следственный комитет Российской Федерации, органы и учреждения прокуратуры Российской Федерации и назначением на должность судьи.
3. Гражданин, пребывающий в резерве, имеет право на досрочное исключение из резерва:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта о пребывании в резерве;
б) по семейным обстоятельствам:
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого резервист воспитывает без матери ребенка;
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
4. Гражданин, пребывающий в резерве, по заключению аттестационной комиссии может быть исключен из резерва досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
5. Исключение из резерва осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве.
6. Контракт о пребывании в резерве прекращает действие со дня исключения гражданина из резерва.
7. В случае исключения гражданина из резерва по основанию, предусмотренному подпунктом «г» или «д» пункта 1 либо подпунктом «б» или «в» пункта 2 настоящей статьи, гражданин возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Внести в Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331; 2000, № 1, ст. 12; № 26, ст. 2729; № 33, ст. 3348; 2001, № 31, ст. 3173; 2002, № 19, ст. 1794; № 21, ст. 1919; № 26, ст. 2521; № 48, ст. 4740; 2003, № 46, ст. 4437; 2004, № 18, ст. 1687; № 30, ст. 3089; № 35, ст. 3607; 2005, № 17, ст. 1483; 2006, № 1, ст. 1, 2; № 6, ст. 637; № 19, ст. 2062, 2067; № 29, ст. 3122; № 31, ст. 3452; № 43, ст. 4415; № 50, ст. 5281; 2007, № 1, ст. 41; № 2, ст. 360; № 10, ст. 1151; № 13, ст. 1463; № 26, ст. 3086, 3087; № 31, ст. 4011; № 49, ст. 6072; № 50, ст. 6237; 2008, № 24, ст. 2799; № 29, ст. 3411; № 30, ст. 3616; № 44, ст. 4983; № 45, ст. 5149; № 49, ст. 5723; 2009, № 7, ст. 769; № 11, ст. 1263; № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6415; 2010, № 30, ст. 3990; № 50, ст. 6600; 2011, № 1, ст. 16, 30; № 17, ст. 2315; № 46, ст. 6407; № 47, ст. 6608; № 51, ст. 7448; 2012, № 25, ст. 3270; № 26, ст. 3443; № 31, ст. 4326) следующие изменения:
2) дополнить статьей 13.1 следующего содержания:
«Статья 13.1. Денежные выплаты гражданам, призванным на военные сборы, и гражданам, пребывающим в резерве
1. Денежные выплаты гражданам, призванным на военные сборы, помимо выплат, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», состоят из:
оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию;
коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях;
командировочных расходов при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно;
денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
2. Денежные выплаты гражданам, пребывающим в резерве, за исключением периода прохождения военных сборов, состоят из:
коэффициентов (районных, за пребывание в резерве в высокогорных районах, за пребывание в резерве в пустынных и безводных местностях) за пребывание в резерве в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к месячному окладу и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях;
ежемесячной процентной надбавки за непрерывное пребывание в резерве к месячному окладу, которая выплачивается в следующих размерах при непрерывном пребывании в резерве:
единовременной денежной выплаты при заключении нового контракта о пребывании в мобилизационном людском резерве:
других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Размер месячного оклада гражданина, пребывающего в резерве, определяется Правительством Российской Федерации и не может быть ниже 10 процентов размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и размера оклада по воинскому званию.
5. Порядок обеспечения граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в резерве, денежными выплатами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, определяется Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).»;
абзац первый после слова «военнослужащих» дополнить словами «, граждан, призванных на военные сборы,»;
б) в абзаце первом пункта 2 слова «Военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы» заменить словами «Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы, военных сборов»;
4) статью 19 дополнить пунктом 5.2 следующего содержания:
«5.2. Граждане, пребывающие в резерве, имеют право пройти профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации в военных образовательных учреждениях профессионального образования без взимания с них платы за обучение в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).».
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
30 декабря 2012 года
Обзор документа
Установлено, какие дни считаются началом и окончанием военных сборов.
Общая продолжительность военных сборов, к которым гражданин привлекается за время пребывания в запасе, не должна превышать 12 месяцев. Призывать его на учебные сборы можно не чаще 1 раза в 3 года. Предусмотрено, что эти ограничения не распространяются на резервистов.
Определяется порядок поступления в резерв, пребывания в нем и исключения оттуда. В частности, условия и сроки контракта. Категории граждан, с которыми можно и нельзя его заключать. Основания исключения из резерва. При исключении по определенным основаниям гражданин должен возместить средства, затраченные на его подготовку, и некоторые выплаты, полученные при заключении контракта. Напр., в случае лишения воинского звания.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.