Модульное обучение в школе что это
Зачем школе модули, чем они отличаются от уроков и как помогают детям
Выбрать подходящий уровень сложности, двигаться в своем темпе, подходить к стандартным учебным задачам творчески — все это теперь доступно не только ученикам частных школ с индивидуальным подходом. О том, что такое модульная система образования, как она работает и почему лучше мотивирует детей, мы поговорили с ведущим методологом платформы СберКласс Станиславом Янкевичем.
Чем модуль отличается от урока?
Главное отличие урока от модуля в том, что урок длится 40-45 минут, а модуль 3-12 часов. Модуль — гораздо более длительный фрагмент контента, времени и в принципе содержания образования. Система заданий на уроке линейна, и по ней работает весь класс. В то время как в каждом модуле заложено некое пространство заданий, из которых ученик может выбрать те, которые лучше подходят для выбранной им траектории. Таким образом, модульное планирование учебного материала, наряду с использованием платформы СберКласс, позволяет ученикам, двигаясь по разным траекториям, эффективно достигать учебных целей.
Из чего состоят модули на платформе СберКласс?
Каждый модуль состоит из трех характерных компонентов. Первый — это мотивационный блок, вовлекающий ученика в процесс изучения той или иной темы. Мотивационный блок состоит из базовой идеи, проблемного вопроса и мотивирующего задания. Поставить перед учениками проблемный вопрос, например, «Могут ли параллельные линии пересекаться?», — отличный способ стимулировать их любопытство, заставить их заинтересоваться темой, подумать. Мотивирующее задание вовлекает ученика в исследовательский процесс — вместе с учителем и пользуясь методами, которые предлагает СберКласс, он пытается самостоятельно разобраться в конкретно сформулированной проблеме. Помимо мотивационного блока модуль содержит шкалированную учебную цель и систему вариативных заданий для достижения цели на выбранном уровне.
Хорошо бы пример поконкретнее
А вот и пример. Описание модуля «Точка сборки» на платформе СберКласс разделено на три коротких пункта: Учебная цель «Научусь» (Я смогу самостоятельно починить простую мебель), Базовая идея «Пойму» (Предметы вокруг состоят из деталей, соединенных разными способами) и проблемный вопрос «Задумаюсь» (Зачем прибивать гвоздями, если можно просто склеить?). Четвертый пункт («Заинтересуюсь») — это мотивирующее задание, выполнение которого тоже состоит из нескольких частей: «подумай», «пообщайся», «спросите учителя» и «проголосуйте». Ученики смотрят на картинку (в нашем случае это популярная в интернете смешная самоделка — гибкий металлический шланг, выведенный к раковине и укреплённый несколькими деревянными прищепками), сначала размышляют над увиденным (Сколько деталей использовал мастер? Как он их соединил? Для чего ему деревянные бруски?), потом обсуждают картинку с одноклассниками (Кто сколько деталей насчитал? Может ли из этого крана течь вода? Как бы вы сами починили этот кран?), а после этого задают вопросы учителю (Как мастер сделал такую конструкцию? Будет ли она реально работать? Можно было бы сделать по-другому?). Финальная часть мотивирующего задания — сформулированный самим учеником ответ на поставленный в самом начале вопрос: «Зачем прибивать гвоздями, если можно просто склеить?».
Дети замотивированы, что дальше?
Дальше начинается этап планирования траектории прохождения модуля. Как это происходит: дети видят учебную цель на платформе (в нашем случае — умение починить простую мебель) и систему заданий, которые приведут к достижению этой цели. В соответствии со своими предпочтениями (кто-то больше любит работать в группе, кто-то в одиночку, кому-то нравится слушать лекции, а кто-то лучше воспринимает текстовую информацию, кто-то любит сразу приступать к делу, кому-то нужно время подумать) каждый ученик намечает путь, который приведет его к цели. Возможность выбрать свою траекторию и четкое понимание того, зачем ему изучать именно эту тему, делает ребенка более вовлеченным в процесс. Два эти этапа — мотивационный и этап планирования, очень важные, но короткие. Оба можно пройти буквально за один урок. Потому что 80% времени, запланированного на прохождение модуля, уходит на достижение учебной цели.
О чем мы говорим, когда говорим о достижении учебной цели?
На этом этапе ученики выполняют самые разные задания — и самостоятельные, и в группах, и с учителем. Как правило, учитель делит класс на несколько функциональных зон. В одной зоне располагаются те, кто работает в парах, в другой — те, кому проще работать одному на компьютере, в третьей происходит групповая работа. Задания, как и форматы работы, тоже могут быть разными и развивать разные навыки. В каждом модуле мы старались подбирать задания так, чтобы у детей была возможность попробовать себя и в аналитической работе, и развить свои умения работы в команде, и проявить творческие способности. В финале каждого модуля происходит подведение итогов — проработка результатов с учителем и возвращение к базовой идее модуля. В нашем примере — к починке мебели своими руками.
Если совсем коротко — в чем именно заключается эффективность модульной системы?
Первое: каждый ученик может выбрать уровень сложности, самостоятельно определить, насколько глубоко он хочет погружаться в тему. Уровень может быть базовый (целевой), продвинутый или сверхцелевой — это выход на творческий, исследовательский этап, который нужен конечно же не каждому. Ученикам, которым интересна тема, он дает возможность максимально раскрыть свои способности, удовлетворить любопытство и продвинуться в изучении предмета. Как правило, на этом уровне дети объединяются в группы для реализации какого-то проекта, тема которого чаще всего выходит за рамки школьной программы.
Второе: выбор темпа. На обычном школьном уроке или в других платформенных системах достижение учебной цели происходит по сценарию, который предлагает учитель. И все ученики должны работать в одном темпе. В модульной системе все принципиально иначе — в рамках одного модуля, который длится от 3 до 12 часов, ученик может что-то делать быстрее, что-то медленнее, в зависимости от своих желаний и настроения. Главное — дойти до конца и уложиться в установленный в самом начале срок.
Третье: модульная система помогает в развитии когнитивных (к примеру, визуализация информации) и «гибких» навыков (soft skills), таких как умение работать в команде, творческий подход к решению различных задач и способность договариваться.
Технология модульного обучения. Просто ли это?
Вся информация в учебнике поделена на “юниты”. Для нас это привычно и естественно, а между тем, такая форма имеет название в педагогике и научно-обоснованное подтверждение ее пользы.
Модульное обучение — это организация образовательного процесса, при которой учебная информация структурируется в модули. Модуль очерчивает границы, рамки, а внутри этого модуля — узкотематические блоки.
Таким образом, общая тема наполнена модулями, то есть частными вопросами, которые раскрываются через блоки. По задумке создателя этой технологии Дж. Рассела модули и блоки вы можете менять самостоятельно, подстраивая под ваши цели и задачи, варьировать в зависимости от ваших возможностей и способностей ученика. Это можно сравнить с конструктором LEGO. К сожалению, школьный учитель почти ничего не может менять, проходя блоки в строго определенном порядке. Преподаватели курсов и тьюторы, работающие индивидуально, более свободны в своих решениях.
Модульное или блочное обучение от традиционной формы отличается тем, что изучается не множество предметов одновременно, а 1-3 предмета, наиболее связанные между собой, изучаются в течение нескольких месяцев.
В интерпретации отечественных и зарубежных ученых главное в модульном обучении — возможность его индивидуализации.
Варианты модульного обучения:
В методической литературе, посвященной обучению иностранным языкам, можно встретить различные подходы к построению модулей, например:
— под модулем может подразумеваться целый учебный курс, например, “Fun English”;
— тематический курс, когда в качестве модуля рассматривается отдельная тема, например, “Family and Friends”, “It’s my life!”.
— это может быть учебный блок, направленный на обучение письму, аудированию, чтению или говорению, например, “Hello!” или “Email to a friend”;
— аспектный подход, при котором целью работы с модулем является обучение различным аспектам языка (лексике, грамматике, фонетике);
— уровневый подход, когда сложность учебного материала соотносится с уровнем знаний ученика, например, «Английский для дошкольников».
Структура модульного обучения
Для организации модульного обучения, прежде всего, необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели.
В формулировке цели обучения указывается объем изучаемого содержания и уровень его усвоения.
Для построения модуля можно руководствоваться некоторыми критериями:
Наличие альтернативных (выборочных) модулей и возможность их свободного выбора позволяет всем учащимся усвоить материал в индивидуальном, комфортном темпе. Задания должны быть посильно сложными. Учитель подбирает для каждого ученика подходящие упражнения, отвечающие его уровню, запросам и желаниям.
К примеру, материал курса английского языка для 3 класса по учебнику “ Enjoy English” М.З Биболетовой уже предполагает следующие модули:
Сравнение модульной и традиционной системы обучения
Главный принцип — самостоятельность
90% учебного времени отводится на самостоятельную деятельность учеников, лишь 10% занимает направляющая роль учителя.
Самостоятельность ученика ограничивается только его возможностями и желанием. Задача учителя-наставника в этом случае — оказание помощи в преодолении трудностей, что включает в себя:
— координацию учебной деятельности;
— подсказки, как рациональнее действовать;
— дополнительное разъяснение материала;
— предоставление возможности для практики.
Учитель помогает сориентироваться в информационном пространстве, подсказывает, где найти нужный учебный материал и т. д. Пока ученик самостоятельно “черпает” знания, учитель подбирает наиболее эффективные методы и приемы индивидуальной работы с данным учеником.
Стоит отметить, что перед изучением новой темы ребенку также предлагается тестирующий контроль с целью определения готовности к освоению предстоящей темы. Это может быть тест, творческое задание или устный опрос.
Модульная технология позволяет подбирать задания для детей любого уровня знаний. Своевременная работа с индивидуальными проблемами учеников повышает их мотивацию. Благодаря тому, что учащийся работает максимум времени самостоятельно, он учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему проанализировать свою деятельность, самому определить уровень усвоения знаний, видеть проблемы и находить пути их решения.
Модули оказались не так просты! Попробуйте правильно использовать технологию модульного обучения, чтобы улучшить результаты учеников.
Технология модульного обучения
Модульное обучение – обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.
Особенности модульного обучения
Ключевой элемент структуры в данной технологии – информационный модуль.
Модуль – это отдельный блок, включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для учащихся. Составной элемент модуля – контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки. Благодаря изучению модуля учащиеся достигают определенной дидактической или педагогической цели.
Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу. На выполнение модуля дается фиксированное время. Вместе все модульные блоки направлены на достижение предметных и личностных результатов.
Технология основана на деятельностном подходе, ориентирована на личность каждого ученика. Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся в освоении материала. Минимальная продолжительность занятия – 2 академических часа. Учащиеся должны быть психологически готовы к самостоятельной деятельности с высокой степенью интенсивности. Поэтому возраст школьников, которые эффективно смогут работать в технологии модульного обучения, – 13-14 лет.
Виды модульного обучения
• Модульная программа. Планирование курса модульных уроков, которые связаны между собой целью, обеспечивающей достижение предметных, личностных и регулятивных результатов. Это программа деятельности учащихся.
• Модульный урок. Это элемент модульной программы.
• Планирование в формате модуля. Использование технологических карт – особой формы структурирования учебного материала.
Цели использования модульного обучения в средней школе
• Освоение учебного материала в процессе активной деятельности учеников.
• Развитие навыков самостоятельности и самоконтроля.
• Повышения познавательного интереса обучающихся.
• Развитие у обучающихся умения планировать свою деятельность.
Принципы
• Модульность. Учебный материал разбивается на отдельные законченные блоки, логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью.
• Динамичность. Модули можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.
• Гибкость. Адаптация содержания модуля к индивидуальным запросам обучающихся.
• Осознанная перспектива. Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний.
• Индивидуальные консультации и инструкции для каждого обучающегося.
Роль преподавателя
Учитель разбивает учебный материал на блоки, составляет модульную программу, разрабатывает модульные уроки.
Главная цель – организация самостоятельной деятельности учащихся при работе с модулем. Для этого в продолжение занятия преподаватель контролирует учебный процесс, оказывает консультационную помощь. Следит за временем выполнения каждого учебного элемента и сообщает обучающимся о лимите времени.
Преимущество для учащихся
• Самостоятельное освоение учебного материала.
• Психологическая комфортность на занятиях.
• Работа с модулями осуществляется в индивидуальном темпе.
• Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке.
Преимущество для учителя
• На уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся.
Основные трудности для учащихся
• Временной дефицит при выполнении заданий.
• Высокий темп выполнения заданий.
• Не все учащиеся умеют работать самостоятельно. Низкое и фрагментарное качество освоения учебных тем.
Основные трудности для учителя
• Разработка материалов для модуля (комплект заданий, тестов, инструкций) требует больших затрат времени и сил.
• Необходим высокий уровень профессиональной компетенции.
• Материальные затраты на копирование комплектов заданий для каждого учащегося.
Структура модульного урока
1. Мотивационный этап. Беседа, настраивающая на самостоятельную деятельность на уроке. Инструкции к последующей работе.
2. Работа с модульными блоками – учебными элементами (УЭ), которые структурируются в определенном порядке, нумеруются и предлагаются учащимся в индивидуальных комплектах. Ограничения: количество УЭ на уроке должно быть не более семи.
3. Рефлексия. Самооценка уровня продуктивности работы на уроке. Дифференцированное задание для работы дома, выбор которого зависит от результата работы с модулем.
Содержание учебных элементов в модуле:
• УЭ 0 – для учащегося определяется цель, которая будет достигнута в результате освоения модуля по теме урока.
• УЭ 1 – входная диагностика, проверяющая сформированность необходимых умений для освоения модуля. Дается ключ для самопроверки или взаимопроверки, если предполагается парная или групповая работа.
• УЭ 2 – УЭ 6 – обучающие модули, которые включают теоретические и практические задания.
• УЭ 7 – выходная диагностика, оценивающая степень усвоения темы. Ключ к заданию может быть у учителя или также проводится самопроверка.
В печатных комплектах для учащихся обязательно размещается технологическая карта, которая включает следующие элементы:
• Номер УЭ. Время на выполнение каждого учебного блока.
• Инструкции для выполнения каждого учебного элемента.
• Ключи (если предусмотрена самопроверка).
Перспективы развития
Для активного внедрения технологии модульного обучения необходимо повышение мотивации ученика. У школьников должно быть хорошо развито умение самостоятельной познавательной деятельности. Важно, чтобы материальная база учебного заведения позволяла обеспечить учащихся индивидуальными комплектами для работы на модульных уроках.
Технология модульного обучения в школе
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Статья просмотрена: 17920 раз
Библиографическое описание:
Баянова, Л. А. Технология модульного обучения в школе / Л. А. Баянова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/956/ (дата обращения: 22.12.2021).
Глубокое реформирование системы образования, вызванное к жизни социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями, постоянный рост объема информации, увеличение объема изучаемых дисциплин создали необходимость использования новых образовательных технологий.
В современных условиях возрастает роль образования, т.к. образование – мощный фактор, который способствует изменению и развитию не только отдельного человека, но и общества в целом. Поэтому поиск новых образовательных технологий становится актуальной проблемой.
Использование современных технологий направлено на повышение качества образования, на оптимизацию процесса обучения, на повышение уровня культуры подрастающего поколения в работе с техническими информационными средствами. Одной из современных образовательных технологий является технология модульного обучения.
Модульное обучение – это такая педагогическая технология, при которой учащиеся работают с учебной программой, составленной из модулей. Модульное обучение очень близко по своим идеям и организационным формам программированному обучению. Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения.
Модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности, условия для творческого развития и самовыражения личности.
К специфическим особенностям модульного обучения можно отнести следующие:
1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (модулях);
2) наличие возможности выбора уровня;
3) возрастание самостоятельности работы учащихся;
4) деятельность педагога в большей степени становится информационной и консультативной и т.д.
Нами был полностью разработан курс русского языка для 9 класса (в объеме 68 часов, включая две контрольные работы в середине и в конце курса) на основе технологии модульного обучения.
Каждый модуль строился по следующей схеме:
2) интегрирующая дидактическая цель;
3) целевой план действий учащихся;
4) банк информации: а) входной контроль; б) объяснение нового материала (или повторение ранее изученного материала); в) закрепление нового (ранее изученного) материала;
5) выходной контроль.
Рассмотрим подробнее каждый из составных элементов модуля.
Интегрирующая дидактическая цель отражает общую цель, которую должны достигнуть учащиеся при изучении каждого модуля (например, дать учащимся представление о сложном предложении и его признаках; дать учащимся представление о стилистических особенностях сложносочиненного предложения; научить учащихся расставлять знаки препинания в бессоюзном сложном предложении).
Целевой план действий учащихся конкретизирует интегрирующую дидактическую цель. Он строится с соблюдением принципа триединства целей: образовательные, развивающие и воспитательные цели (например, научить учащихся определять сложное предложение по его признакам; развивать умение характеризовать сложное предложение; воспитывать интерес к русскому языку).
Входной контроль знаний и умений проводится для того, чтобы получить информацию об уровне усвоения ранее изученного материала и уровне готовности учащихся к работе, при этом наличие или отсутствие входного контроля обуславливается типом проводимого урока.
В качестве входного контроля знаний и умений учащихся могут быть использованы небольшие словарные диктанты (например, сумасшедший, авиаперевозки, стереозапись, ультрафиолет, пол-яблока, пол-Европы, полумаска), контрольные вопросы (например, какое предложение называется простым/сложным?), задания на установление соответствия (например, установите соответствие: 1) лебеди(н,нн)ый; 2) лу(н,нн)ый; 3) маринова(н,нн)ый; 4) выкраше(н,нн)ый; 5) деревя(н,нн)ый. А. Пишется Н; Б. Пишется НН), мини-тесты (один-два вопроса), задания на распределение слов по столбикам (например, распределите слова на два столбика (пишется Н; пишется НН): оловя(н,нн)ый солдатик, кожа(н,нн)ый плащ, недли(н,нн)ая история, опубликова(н,нн)ый роман, образова(н,нн)ый человек, краше(н,нн)ые стены) и т.п.
Задания входного контроля, также как и задания всего модуля, имеют трехуровневую систему: «уровень А» (характеристики: минимальный уровень усвоения материала, низкая обучаемость и низкий уровень учебных умений, наличие пробелов в знании изученного материала), «уровень В» (характеристики: невысокая обучаемость, компенсируемая отдельными мыслительными операциями, прилежанием, организованностью и т.п.), «уровень С» (характеристики: углубленный вариант содержания материала, высокая обучаемость, высокий уровень организации, положительное отношение к учению). Для каждого уровня предполагаются свои упражнения, соответствующие уровню усвоения материала и способностям учащихся. Если ученик не справляется с заданием входного контроля, то он отвечает на альтернативный вопрос, который поможет ему выполнить упражнение и перейти к дальнейшему изучению материала.
Объяснение нового материала представлено в виде лекций, заданий для наблюдений, слайдовых презентаций и т.п. Оно может быть как разноуровневым, так и адаптированным для всех категорий учащихся.
Повторение ранее изученного материала представлено, как правило, в виде заданий для наблюдения, в ходе которых учащиеся самостоятельно (или под руководством учителя) вспоминают материал.
Закрепление нового (ранее изученного) материала распределено по трем уровням: «А», «В», «С». Каждое задание содержит частную дидактическую цель (т.е. обоснование того, для чего выполняется данное упражнение) и методический комментарий для учащихся, который представляет собой алгоритм выполнения задания. Методический комментарий является полезным, т.к., прочитав его, ученик может выполнить упражнение самостоятельно, не обращаясь за разъяснением к учителю.
Цель выходного контроля – показать уровень усвоения учащимися изучаемой темы. Выходной контроль представлен в виде теста с одним или несколькими вариантами ответов (например, найдите неверное утверждение, найдите сложное предложение, укажите верную характеристику предложения, определите количество грамматических основ в предложении и т.д.); задания также расположены от простых к сложным и соответствуют трем уровням.
Система модульного обучения становится популярной, что обусловлено ее отличительными особенностями (индивидуализация процесса обучения, активизация познавательной деятельности, творческое развитие и самовыражение личности и другие), поэтому стоит обратить на нее более пристальное внимание не только в высшей школе, но и в школе общеобразовательной.
Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: пособие для преподавателей. М.: Альфа-М, 2005. 96 с.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.
Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 2001. 352 с.
Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения обучения. М.: Народное образование, 1996. 160 с.
Похожие статьи
Модульные технологии обучения в вузе | Статья в сборнике.
модульное обучение, учебная проблема, учебный материал, модульная технология, блочно-модульное обучение, задание, балл, проблемное обучение, модульное занятие, модуль.
Модульность в образовании: методики, сущность, технологии
модульное обучение, модуль, учебная программа, учебный материал, студент, работа, задание, обратная связь, модульная технология, содержание.
Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.
Модульная технология обучения как средство повышения.
обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная задача, практическое задание, окончательный результат, дополнительная информация, входной контроль.
Модульное обучение как один из способов повышения качества.
модульное обучение, учебная проблема, учебный материал, модульная технология, блочно-модульное обучение, задание, балл, проблемное обучение, модульное занятие, модуль.
Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.
модуль, модульное обучение, учебный материал, дисциплина.
обучающий модуль, студент, учебный материал, модульная технология, модульное обучение, поставленная задача, практическое задание, окончательный результат, дополнительная информация, входной контроль.
Технологии обучения студентов в высшей школе
Модульное обучение. Имеет четкую организацию процесса самообразования и групповых занятий и заключается в том, что студенту
Входной контроль, определяя готовность студента к усвоению представленного в модуле материала, позволяет сформулировать рекомендации.
Тестирование как форма контроля результатов обучения
Обычно тестовые материалы текущего контроля содержат задания, расположенные по нарастанию трудности, чтобы выявить
Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном.
Тест состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона, т. е. образца.
Применение блочно-модульной технология в развитии.
модульное обучение, учебный материал, учебный процесс, модуль, обучающийся, модульная технология, модульно-рейтинговая
Модульное обучение обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, активизацию познавательной деятельности, условия.
Сущность и использование модульной технологии в современных.
Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у студентов, навыков самостоятельной деятельности и
Существует шесть различных модулей: организационный, повторение, изучение нового материала, закрепление, контроль, коррекция.