Монастыри что это такое история 6 класс
Класс: 6
Презентация к уроку
Тип урока: изучение нового.
Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения монастырей, их ролью в Древней Руси.
Задачи:
1. Выяснить, когда и почему появились первые монастыри?
2. Выяснить отношение к монастырям разных слоев населения.
3. Показать на примере Киево-Печерского монастыря и его монахов роль Православия в Древней Руси.
План урока.
1. Возникновение монастырей в Киевской Руси и за ее пределами.
2.Влияние духовенства на жизнь общества.
3. Киево-Печерская Лавра и ее первые иноки.
Ход урока
Мотивация.
Притча о зеркале.
Однажды пожилому священнику задали вопрос: “Почему бедные люди отзывчивые на чужую беду, а богатые нет?”
— Посмотри в окно, — ответил тот, — что ты видишь?
— Вижу деревья, автомобиль, дети гуляют.
— А теперь посмотри в зеркало, — продолжал священник, — что там?
Вижу себя, — был ответ.
Так вот, серьезно сказал священник, — и там и тут простое стекло, но второе стекло немного припудрено серебром.
Беседа по вопросам:
1. О чем эта притча, как вы понимаете ее смысл? (Одни люди видят только себя, свои нужды, живут только своими проблемами, не замечая, что происходит рядом. Другие же способны видеть беды и несчастья окружающих. Готовы сочувствовать, помогать нуждающимся).
2. Как Православная вера влияет на человека?
3. Для чего нужны священники, монахи?
4. Почему в наше время люди уходят в монастыри?
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Дети формулируют цель урока).
Сегодня на уроке мы познакомимся с возникновением первых монастырей на Руси, с первыми монахами, многие из которых были знатными и очень богатыми людьми до принятия монашества.
А в конце урока вы должны будете ответить на вопрос: Почему на Руси возникло так много монастырей, почему бояре и князья становились монахами? Как духовенство влияло на общество?
Вопрос учащимся: Кто может объяснить смысл слов монах, монастырь?
1. Возникновение монастырей в Киевской Руси и за ее пределами.
Монастыри появляются на Руси после принятия христианства в 988г. как государственной религии. Это главная причина их появления, потому что за утешением в трудной жизни люди, независимо от сословной принадлежности обращались к Богу. Эта вера очень велика: многие князья, бояре уходили в монастыри в старости. Например, Илья Муромец известен как воин-богатырь, но мало кто знает о том, что он был в старости монахом Печерского монастыря. Эта духовная традиция продолжается и в 20 веке: В Сталинградской битве участвовал однофамилец Якова Федотовича Павлова – лейтенант Иван Павлов. После войны в 1946 году, он приехал в Москву в духовную семинарию. После поступает в Московскую духовную академию, где через несколько месяцев принимает монашеский постриг и, окончив ее, выпускается, имея новое имя — иеромонах Кирилл.
Отец Кирилл со временем стал настоятелем и духовником Троице-Сергиевой Лавры.
Отец Кирилл — самый почитаемый в православном мире из живущих старцев, ему 94 года.
Первые обители, возникшие в Киеве, были связаны с князьями, боярами, основывавшими их на свои средства. Монастыри, основанные князьями, называли ктиторскими.
На территории нашей Волгоградской области во Фроловском районе находится Каменнобродский монастырь, основанный в 19 веке, но по преданию, в его меловых пещерах еще в 12 веке жили монахи – отшельники. Пещеры имели три яруса, подземный выход к реке Иловля. В настоящее время там ведутся реставрационные работы, монахи с помощью паломников очищают пещеры и находят останки отшельников. В г. Серафимович есть Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный также в 19 веке. При разливах реки Дон иногда водой размывает берега, где находят полуистлевшие гробы с останками отшельников в веригах (цепях, которые они носили под одеждой) селившихся в лесу еще задолго до основания монастыря.
Такие же предания об отшельниках можно услышать, посетив монастырь в меловых горах в поселке Костомарово, Воронежской области. Из этого можно сделать вывод о том, что не только на территории Древнерусского государства возникали монастыри и жили монахи-отшельники, но и в наших, тогда еще безлюдных степях тоже жили отшельники.
2. Влияние духовенства на жизнь общества.
Во-первых, в обителях решались конфликты между враждебно настроенными князьями, боровшимися между собой за владение киевским престолом.
Во-вторых, в монастырях готовили епископов и архиепископов. Прежде, чем стать епископом, или архиепископом, монах обязан был постоянно заниматься своим самосовершенствованием, молиться, размышлять о Боге, помогать людям, одним словом, работать над собой.
Наиболее благочинные из иноков выбирались настоятелями. Поэтому духовенство имело большой авторитет среди населения. Неоднократно настоятели монастырей примиряли враждующих князей, разрешали споры.
В-пятых, монастыри были центрами культурной жизни. В стенах монастырей создавались и переписывались рукописи, а потом распространялись среди верующих. При монастырях существовали школы, в которых обучались грамоте и богословию.
3. Киево-Печерская Лавра и ее первые иноки.
Слово печера по украински означает – пещера. В XI веке местность, где расположен древний Киев, была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова Илларион, который выкопал для себя пещеру. В 1051 году Илларион стал митрополитом Киевским. Тогда же в Киев пришёл с Афона монах Антоний, по благославению афонского старца, предсказавшего, что у Антония будет много учеников. Антоний был родом из г.Любеча – в юности отправился на Афон, и стал монахом. Он поселился в пещере Иллариона: молился, работал, иногда не ел по неделе. Люди начали приходить к нему за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым.
Когда около Антония собралось 12 монахов, была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келии для иноков, а сам Антоний, выкопал себе новую пещеру и затворился в ней. Но и там начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Число иноков достигло 100 человек. Великий киевский князь Изяслав в 11веке подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келии. Так образовалась обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами.
Антоний обладал даром прозрения и чудотворений. Известно из летописи, что Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию (его ученику) во Влахернском храме, в Греции и дала золото, на которое святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители.
Игуменом после смерти Антония стал Феодосий. Он был родом их Курска, в юности не раз пытался уйти в монастырь, но властная мать насильно возвращала его домой, но повзрослев, с купцами он тайно ушел в Киев, где в 23 года принял монашеский постриг. Мать разыскала его, чтобы вернуть домой, но он убедил ее остаться в женском монастыре, что она и сделала, а затем тоже стала монахиней.
Феодосий, как и Антоний обладал даром прорицания, исцелял людей молитвами. Многие монахи монастыря прославились чудесами и вошли в летописные своды.
Первый историк св. Нестор летописец, оставивший нам “Повесть временных лет” тоже был монахом.
Первый русский иконописец св. Алипий обучался у греческих иконописцев, безвозмездно писал иконы для монастырей, деньги, которые ему жертвовали, отдавал бедным или на нужды монастырей. Однажды исцелил боярина, больного проказой, которому ничто не помогало, но когда тот исповедал свой грех колдовства, и покаялся, Алипий помазал его лицо красками, которыми писал икону, и вскоре лицо больного стало чистым.
Св. Кукша прославился тем, что проповедовал православие среди вятичей, за что мученически погиб. Отшельники похоронены в пещерах, при посещении верующими в наше время бывают исцеления.
Феодосий открыл приют для нищих, слепых, калек, на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Не раз монастырь разграбляли кочевники, князья во время междоусобных войн, но он восстанавливался – настолько сильна была вера в Бога монахов и населения.
4. Лавра сегодня.
Лаврские пещеры столетиями расширялись, в них появлялись новые подземные галереи, ниши, церкви. Раскопки там ведутся в настоящее время. (Показ слайдов и комментарии).
Вопросы учащимся: Как вы думаете, почему Русь в древности называли Святой? (В каждом крупном городе были храмы и монастыри, люди высших сословий уходили в монастыри, жертвовали средства на церковное строительство и благотворительность, многие старались соблюдать заповеди).
Теперь попытаемся ответить на главный вопрос нашего урока:
1. Почему на Руси возникло так много монастырей, почему бояре и князья становились монахами?
2. Как православное духовенство влияло на общество?
Беседа по вопросам, обсуждение мнений учащихся.
Вывод:
1. Монастыри были и остаются центрами духовной культуры общества. Духовные подвиги монахов описаны в житиях Святых. Примеры их жизни оказывают влияние на людей и в наше время. Монастыри появились потому, что люди нуждались в новой религии, которой стало Православие. В отличии от язычества, где человек поклонялся идолам, православие давало новые правила: укрепляло семью, давало веру в вечную жизнь после смерти, возможность исправиться, приняв исповедь и покаяние. Сами церковные обряды и таинства приобщали людей того времени к новым правилам, каких не существовало раньше: нельзя убивать, врать, клеветать, завидовать, надо уметь прощать, заботиться о бедных и больных. Монахи утверждали эти правила в обществе личным примером.
2. Также можно сказать о том, что все слои общества постепенно приняли православие: монахами становились не только бедные, но и очень состоятельные люди. Черное духовенство имело высокий авторитет у князей и бояр в древней Руси, у бедных слоев благодаря своим духовным подвигам, стремлению к справедливости и безвозмездной помощи всем, кто в ней нуждался.
3. Киево-Печерская Лавра в древности оказывала большое влияние на княжескую власть: сплачивая разобщенные княжества в борьбе с многочисленными врагами, примиряя враждующих князей между собой. Эти традиции духовенства распространялись и сохранялись в других монастырях, возникших позже.
Рефлексия: Что нового вы узнали на уроке? О чем материал урока заставляет вас задуматься?
Домашнее задание: подготовить подробные сообщения о первых монахах Киево-Печерской Лавры и их духовных подвигах.
2. Жития и подвиги святых Киево-Печерской Лавры. Минск, 2003г.
3. Интернет-ресурсы: Википедия, Официальный сайт Московской Патриархии, сайты Каменнобродского монастыря, Усть-Медведицкого, Киево-Печерской Лавры, Православие.ru.
Монастырь, монашество
Что такое монастырь
«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).
В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».
Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.
Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.
Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.
Деление монастырей по типу подчинения
По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.
Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)
Ставропигиальные
Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).
Епархиальные
Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.
Приписные
Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.
Управление монастырем
Игумен
Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).
Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.
Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.
Духовный собор
Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.
Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.
Поступление в монастырь
К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.
Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.
Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.
Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.
Формы монашеского жительства
С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.
Отшельничество
Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.
Скитское житие
Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.
Общежитие
Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.
Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь
Трудничество
Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.
Послушничество
По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.
Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.
Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.
Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)
Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.
Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило
Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.
С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.
Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.
В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.
Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.
Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).
Фильмы о монастырях:
Мир православия. Монашество — путь к Богу
Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
Что такое монастырь?
Все слышали о монастырях и о людях, которые там живут – монахах. Что такое монастырь, зачем он нужен, и как складывается жизнь в них, рассказываем в нашей статье.
Что такое монастырь простыми словами?
Монастырем называют дом для монахов, то место где они живут. А монахами являются члены религиозной общины, которые отказываются практически от всех благ жизни, посвящая свою жизнь церкви и религии. Они ведут аскетическую жизнь в монастырях. При этом это касается не только христианства – монахи есть также в иудаизме, буддизме и других религиях.
Монастырями называют обители, в которых живут монахи. А монашешская община конкретного монастыря – это их семья. Здесь все объединены одним – жить ради бога, служить ему и помнить о нем (в зависимости от конкретной религии).
Монастырь может располагаться как в городе, так и вдалеке от цивилизации. Часто – на скалах, возвышениях. По размерах они могут быть очень разными – маленький домик и крупный монастырь с не одной сотней иноков.
Монастыри обычно делятся на мужские и женские. Но и у них есть общая черта – здесь собираются мужчины или женщины, которые оставили все привязанности и вещи и пошли служить богу.
История возникновения монастырей
Монастыри возникли в Средние века. Тогда процент монахов в числе общего населения был намного больше. Конечно, монахи испытывали потребности в укрытии, так как не все были отшельниками, не все могли вести абсолютно аскетическую жизнь. Сначала они строились похожими на загородные домики или виллы. Во многих из них были скриптории или библиотеки, где писались рукописи. Многие из них дошли до наших времен.
Что такое монастырь и какой порядок жизни в нем?
В каждом монастыре по сути устав разный – где-то немного помягче, где-то строже. Но в каждом монах имеет право выбрать, какого уровня молитвенную жизнь ему прожить. В отличие от церкви, в некоторых монастырях молитвенный круг может идти круглосуточно. Ну и служба ведется гораздо дольше, нежели в церквях.
Что касается распорядка дня, то богослужения здесь проходят обычно 4-5 раз на день. Кроме того монахи имеют право отдыхать, читать книги, в том числе религиозные. Также отдельно установлено время для так называемых «послушаний». Это физическая работа на территории монастыря – уборка, приготовление еды для монах, разные ремонтные работы и так далее.
Кто живет в монастыре?
Несмотря на стереотипы, в монастырях, кроме самих монахов, могут жить и другие люди. Конечно, они являются главным костяком любого монастыря. Также здесь могут пребывать и жить другие люди, а именно:
Послушники– это те, кто учится, готовится стать монахом. Есть также настоятель, который, собственно, и определяет, может ли послушник подняться на следующий ранг. Он и несет за него духовную ответственность.
Есть также трудники. Это люди, которые по тем или иным причинам находятся в иерархии еще ниже послушников. Их распорядок дня тот же, что и у других жителей монастыря.
Часто в монастырь приезжают и временные гости – паломники или гости, которые приехали в рамках миссии.
Строение монастыря
На территории монастыря всегда есть и другие постройки и помещения. Монахи обычно живут в корпусах, число которых зависит от количества иноков, живущих там. Также на территории должен быть храм (центральный, и может быть еще один). В братском корпусе живут послушники и трудники, также есть столовая, церковная лавка, где можно купить книги и свечи. Часто в монастирях есть также гостевые домики, в которых время от времени поселяют паломников или гостей.