Мониторинг индивидуальных учебных достижений что это
Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения
Разделы: Математика
Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.
Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.
В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Я представляю свою систему работы по проведению мониторинга на уроках математики в 5-х классах.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Для себя я поставила следующие задачи:
Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе я использую мониторинг базовый, тематический и «одного урока».
Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.
На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика.
Мониторинг индивидуальных достижений учащихся
В новых условиях действия Федерального государственного образовательного стандарта (далее, ФГОС) начального общего образования как никогда особую значимость приобретает разработка оценочных материалов для проведения итоговой оценки учебных достижений выпускников начального общего образования, а также оценка нового качества образования.
Оценочные материалы обеспечивают проверку личностных, метапредметных результатов. Они включают в себя 3 междисциплинарные программы: «Формирование УУД», «Чтение: работа с информацией (текстом)» и «Формирование ИКТ-компетентности». К ним присоединяются шесть предметных областей: «Филология», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Искусство», «Технология» и «Физическая культура». И весь блок оценочных материалов может самостоятельно разрабатывать любая образовательная организация, т.к. это входит в область ее компетенции.
Но наряду с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует осуществление независимой оценки качества образования. Это могут осуществлять организации, имеющие опыт в данной деятельности и использующие весь необходимый инструментарий для проведения оценочных процедур.
Одна из таких организаций – Автономная некоммерческая организация «Дом Учителя УрФО» – предлагает проект: «Мониторинг индивидуальных достижений учащихся» (далее – Мониторинг).
Цель данного проекта – создание системы независимой оценки, обеспечивающей выявление уровня достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования, а также получение своевременной и содержательной информации для принятия управленческих решений, направленных на совершенствование качества образования.
В 2015/2016 учебном году содержательный компонент проекта включает в себя перечень следующих оценочных процедур:
— комплексная работа для 3-х, 4-х, 5-х классов (метапредметные планируемые результаты);
— стандартизированные контрольные работы по учебным предметам (предметные планируемые результаты):
В данном проекте могут принять участие региональные и муниципальные образовательные системы, образовательные организации и даже отдельные классы и учащиеся.
Результативный компонент обеспечивает эффективное использование полученных данных для совершенствования образовательного процесса в начальной школе и постановку новых задач развития целевого и содержательного компонентов в основной школе. Результаты Мониторинга могут быть представлены в виде портфолио индивидуальных достижений обучающихся (для отдельных учеников) и (или) аналитической справки (для субъектов, муниципалитетов и школ).
Методические рекомендации «Мониторинг личностных достижений учащихся на разных этапах образовательного процесса»
«Мониторинг личностных достижений учащихся на разных этапах образовательного процесса»
Не все, что измеряется, следует
измерять, и не все, что хотелось бы
Мониторинг – это организованное системное наблюдение за каким–то процессом, отслеживание его хода по определенным показателям.
Важнейшей тенденцией развития современного мира, обусловленной переходом к информационному обществу, выступает повышение роли качественного образования, выдвижение его одним из главных ресурсов мобильности, адаптабельности, обретения социального капитала личности. Вопрос о качестве образования и образовательной деятельности является приоритетным. Значимость повышения качества образования определяется особым местом и ролью образования в жизни современного общества. Образование сегодня имеет практическую востребованность во всех сферах жизнедеятельности человека – от усвоения образцов культуры до профессионального исполнения различных форм труда. Все это диктует необходимость создания условий для достижения и повышения качества образования. В решении данной задачи немаловажную роль приобретает система дополнительного образования детей, которая по праву рассматривается как составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, и представляет собой сферу вариативного обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Особенностью обучения учащихся в учреждении дополнительного образования можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике.
Цель данного мониторинга – управление личностным ростом учащихся.
Мониторинг личностных достижений учащихся позволяет сопровождать ученика в зоне его ближайшего развития и выстраивается следующим образом:
создание банка внутренней информации , позволяющей сравнивать результаты, видеть общую динамику развития образовательного процесса; первичная обработка полученного результата;
анализ результатов мониторинга (выявление причинно-следственных связей, динамики педагогических процессов) и систематизация полученных данных (по группе в целом и каждому учащемуся в отдельности);
создание психолого-педагогических условий, способствующих положительной мотивации учащихся к учебной деятельности, организации взаимодействия учащихся и учителя, обеспечение положительной обратной связи;
анализ совместно с учащимся и родителями полученных результатов ;
определение зоны ближайшего развития для каждого учащегося, педагогической помощи конкретным детям;
Личностные достижения учащегося в учреждении дополнительного образования можно рассматривать как позитивно-значимые изменения качеств личности, которые возникают в ходе успешного освоения ребенком избранного вида деятельности. Соответственно, структура личностных достижений учащихся учреждения дополнительного образования может быть представлена следующими компонентами:
— мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);
— когнитивным (знания, рефлексия деятельности);
— операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
К личностным достижениям можно отнести:
Направленность динамики личностных изменений. Этот параметр определяется характером изменения личностных качеств; направленностью позиции обучающегося в жизни и деятельности, характером жизненных ценностей; адекватностью мировосприятия, миропонимания и мировоззрения соответственно возрасту.
Нравственное развитие обучающихся (ориентация на нравственные ценности). Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и обучающимися, между членами коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе, в культуре поведения обучающихся.
Приобщенность к культурным ценностям (мировым, российским, региональным).
Уровень творческой активности обучающихся. При анализе степени проявления творческих способностей во внеурочной деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как деятельность педагога создает условия для развития творческих способностей каждого учащегося.
Оценка личностных достижений учащихся проводится на разных этапах образовательного процесса.
Наличие единых параметров и критериев оценки личностных достижений учащихся творческих объединений выступает показателем договорённости педагогов, является содержательной основой, системо-образующим фактором проектирования мониторинговой системы. (Таблица № 1)
Полученная информация оценивается педагогами для определения эффективности и прогнозирования развития на будущее. Это служит базой постановки новых целей и задач, определения дальнейших планов деятельности, механизмов их реализации.
Методы, используемые в мониторинге личностных достижений: педагогические наблюдения, анализ и изучение педагогической документации, анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, социологические опросники, анкеты, методы математической статистики.
В процессе мониторинга выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований и др.
Наиболее значимыми являются мониторинг достижений учащегося по дополнительной общеобразовательной общеразивающей программе (Таблица №2) и мониторинг личного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (Таблица №3). Результаты этого мониторинга заносятся в индивидуальную карточку учёта динамики личностного развития ребёнка (Таблица №4).
В последние годы активно предлагается для оценки достижений учащихся использование тестовых технологий. Однако нельзя не учитывать, что данные технологии не способны измерять многие важнейшие аспекты качества результата образования. Тесты, дающие возможность определять сформированность личностных качеств обучающихся, таких, как интеллект, память, нравственные, ценностные, социально-психологические и другие установки ребенка, широко используются в педагогическом процессе и в системе дополнительного образования. Личностные тесты могут быть представлены в основном тремя группами: опросниками, ситуативными тестами (на выполнение работы) и проективным тестированием. Каждый тест имеет возрастные, социальные, культурные и другие границы применения, ориентирован на разные цели. Подбор теста личностных достижений лучше доверить специалисту
Необходимость использования в процессе мониторинга иных форм контроля позволяет учащемуся не просто показать свой уровень усвоения и запоминания информации, но, прежде всего, продемонстрировать способность увидеть и сформулировать проблемы, разработать новые пути решения сложных дилемм.
Результаты мониторинга качества образования обуславливают разработку формы фиксации личностных достижений детей. В настоящее время существуют следующие формы фиксации: карта-профиль личностных достижений; «Тетрадь успешности»; «Портфолио достижений учащегося» и др. Данные формы относятся к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной смысл – «показать все, на что ты способен».
Как правило, в них фиксируется: уровень освоения образовательной программы по виду деятельности, которым занимается учащийся; особенности развития познавательных процессов, входящих в структуру специальных способностей; некоторые личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка); результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах и т.п.
Так, например, в «тетради успешности» отражаются успехи учащегося, полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей. Использование данной тетради позволяет повысить качество и результативность работы педагогов дополнительного образования (Таблица № 5).
Мониторинг личностных достижений учащегося позволяет педагогам и образовательному учреждению систематизировать процесс сбора информации и продуктивности собственной деятельности, облегчает оценивание этого показателя и обеспечивает своевременность ее коррекции. Результаты мониторинга могут использоваться для выявления факторов, связанных с особенностями процесса обучения или социальным окружением, оказывающих влияние на образовательные достижения учащихся. Внедрение системы мониторинга как комплексной диагностической и проектирующей модели позволяет оценивать «вклад» каждого элемента (фактора) образования в общее качество и обеспечивает механизм саморазвития образовательной системы, направленный на достижение конечных целей образования.
Критерии оценки уровня освоения учебного материала
Система внутришкольных мониторингов учебных и внеучебных достижений в условиях реализации ФГОС
Система внутришкольных мониторингов
учебных и внеучебных достижений
в условиях реализации ФГОС
Учитель начальных классов
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и, прежде всего, их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.
Предметом стандартизации в образовательных стандартах первого поколения выступали обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Это определяло и основное направление системы оценки – оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума.
Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигаемые результаты между всеми участниками договора. Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.
Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться).
К основным результатам начального общего образования стандарт относит
— формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
— воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
— индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Оценка, как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Еще одна особенность предлагаемой системы оценки – уровневый подход к представлению планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Эффективность внутренней оценки зависит от того, насколько выбранные школой средства способствуют выполнению её двух основных функций.
Во-первых, обеспечить обратную связь, информируя:
учеников и их родителей о продвижении в освоении программы (а на определённом этапе и об общем уровне освоения), об их сильных и слабых сторонах;
учителей об эффективности их педагогической деятельности.
Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся : ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т.д.
Внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных (регламентированных) процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений, государственной итоговой аттестации выпускников, аттестации работников образования, аккредитации образовательных учреждений и др.)
Эффективность внешней оценки зависит от того в какой мере она выполняет свои основные функции. Во-первых, функцию ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов посредством уточнения конкретных примерах содержания и критериев внутренней оценки. И во-вторых, функцию обратной связи, в основе которой лежит возможность получения объективных и сопоставимых данных в целях управления качеством образования.
«Точка соприкосновения» внутренней и внешней оценки – итоговая оценка, поэтому степень воздействия внешней оценки на образовательный процесс (через систему внутренней оценки) тем больше, чем больше выражена связь процедур внешней оценки с итоговой оценкой выпускников.
В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусмотрена, поэтому прямое включение внешней оценки (положим при проведении мониторинговых исследований) в итоговую оценку младших школьников исключается.
Это означает, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательных учреждений, мониторинговые исследования, в которых основным элементом выступают результаты итоговой оценки выпускников.
Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.
Стандарт устанавливает три основные группы результатов:
— под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
— под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая формирование внутренней позиции школьника, развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности.
— под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Измерительные материалы для итоговой оценки.
Итоговая оценка формируется на основе накопленной оценки, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся за годы обучения в начальной школе, и результатов итоговых проверочных работ.
— базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, и о правильном выполнении учебных действий в рамках круга задач, построенных на опорном учебном материале; о способности использовать действия для решения простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ решения.
— повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью заданий, в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов, или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.
• по форме ответа : задания с закрытым ответом (с выбором одного или нескольких правильных ответов) или открытым ответом (с кратким или развернутым ответом)
При использовании заданий с выбором ответа или кратким ответом чаще всего критерием достижения является только правильный ответ (например, выбор или самостоятельная запись ответа по математике).
К заданиям с развернутым ответом всегда разрабатываются критерии оценивания. Можно выделить два подхода для разработки критериев : аналитический, при котором ответ ученика разбивается на части по содержанию или проверяемым умениям и оценка определяется в соответствии с числом элементов в ответе ученика, и интегральный, при котором весь ответ оценивается по полноте и правильности.
• по используемым средствам при проведении работы : задания для письменной работы или устной беседы, практические задания;
• по форме проведения работы : задания для индивидуальной или групповой работы.
Выполнение всех заданий базового уровня оценивается одним баллом, независимо от типа и сложности заданий. Оценка осуществляется на основе правила: «достиг – не достиг планируемого результата, достижение которого оценивается данным заданием».
Решение об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня.
При этом следует иметь в виду, что согласно принятому подходу к итоговой оценке подготовки выпускников невыполнение учащимися заданий повышенной сложности не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.
Содержание выполненных заданий базового и повышенного уровня позволяет установить возможности ученика и перспективы его развития.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50 % заданий базового уровня.
Выпускник овладел опорной системой знаний необходимой для продолжения образования на следующей ступени на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65 % заданий базового уровня и получении не менее 50 % от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50 % заданий базового уровня.
Решение об успешном освоении программы начального образования и переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основе сделанных выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В случае, если полученные ребенком итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе выпускника на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного выпускника в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой
• отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;
• определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;
• даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.