Мораль сказки пойди туда не знаю куда принеси то не знаю что
Психоаналитическое эссе на сказку
«Царевна-лягушка» и «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»
Сказка Царевна-лягушка начинается с того, что в некотором Царстве-Государстве Царь указывает сыновьям натянуть свои тугие стрелы и пустить их в разные стороны. Где стрела упадет там и свататься. После чего стрела младшего сына попадает в топкое болото, где он обнаруживает свою будущую жену-лягушку. Лягушка оказалась заколдованной девицей Василисой Премудрой. Она была заколдована на три года своим отцом Кощеем Бессмертным.
Таким образом, Иван-Царевич победил Кощея и вернул Василису Премудрую.
Данная сказка отражает проблемы прохождения Эдипова Комплекса у Василисы. Девочка испытывает бессознательное влечение к родителю противоположного пола, т.е. к своему отцу Кощею. Отец, бессознательно опасаясь инцеста, заколдовывает дочь на три года, т.е. дает некий приказ ей отказаться от своей красоты, женственности, превратиться в лягушку.
Избавится от последствий неправильного проживания Эдипова комплекса (превращение в лягушку) Василиса пытается через мужа, который сжигает ее лягушечью кожу, что символизирует вступление в половую связь – потерю девственности, желание мужа владеть ею целиком. Но вследствие ее регресса она не способна на это, такие действия она принять не может, потому исчезает. Сам образ царевича говорит о том, что он пока не достиг мужской зрелости. Василиса дает ему указания, как эту зрелость достичь – пройти инициацию, а именно отречься от плоти: три пары железных сапог износить и три железных хлеба изгрызть. При этом освобождение Василисы может произойти только при смерти Кощея и победы над ним Царевича.
В сказке встречаются различные символы, которым можно дать психоаналитическую трактовку.
Стрелы, которые были выпущены братьями, имеют фаллическую символику.
Стреляют они с Широкого отцовского двора, что символизирует собой прохождение Эдипова Комплекса. Отец, как бы изгоняет своих сыновей из супружеской спальни.
Вероятно у Ивана-Царевича, как у младшего сына эмоциональная связь с матерью наиболее сильная. А проигрыш отцу в конкуренции за мать обрекает его на прохождение испытаний для обретения своей мужественности, преодоление первичного страха и инфантилизма.
Болото, в котором оказывается Царевна-Лягушка символизирует собой ее регресс к материнской утробе.
Кощей является собирательным образом авторитарного отца, единоличника-обладателя женщиной.
«Бессознательное не знает слова ‘нет’.
Бессознательное не может ничего другого, как только желать» З. Фройд
Жена замечает, что служба стрельца совершенно не прибыльное занятие. Она просит его занять денег и всю сумму потратить на покупку разного шелка, из которого будет изготовлен ковер неземной красоты. При этом строго настрого запрещает мужу запрашивать свою цену за изделие. Процесс изготовление ковра напоминает процесс мироздания, сотворения мира, а также способности женщины воспроизводить новую жизнь. Здесь имеется ввиду не только физиологический процесс деторождения, но и подчеркивается огромная роль матери в формировании психики ребенка. Женщина не просто создает новую жизнь, но еще и наполняет её содержанием, как расшивает ковер разными нитями. В связи с этим, ковер, созданный руками жены, не имеет цены.
Ковер покупает дворцовый комендант и приезжает на обед к королю. Как только король увидел чудесное творение с изображением его государства, решил не отдавать ковра, заплатил за него двойную цену и повесил у себя во дворце. Данные процессы характерны для анальной стадии психосексуального развития, когда ребенок свой интерес направляет на продукты производства. Возникает желание овладевать объектом, удерживать в себе и не отдавать его. Продукт производства является для ребенка внешним объектом также, как и мать, в связи с этим возникает желание владеть им. Именно на этой стадии у ребенка формируется собственная картина мира, что определяется качеством интроецированного объекта.
Дворцовый комендант решил купить себе другой ковер и поехал домой к стрельцу, как только зашел он в светлицу и увидел жену стрельца, тут же позабыл обо всем, поразила она его своей ослепительной красотой. Комендант рассказал королю о стрельчихе, и он решил сам взглянуть на неё. Как только король увидел её красу необыкновенную, сразу же влюбился. Захотелось ему на жене стрельца жениться: «ей на роду написано быть королевою». Желание жениться на своей матери характерно для фаллическо-эдипальной стадии психосексуального развития. В период Эдипова комплекса сексуальное влечение мальчика направлено на мать, отец же, в свою очередь, воспринимается как конкурент, возникает желание устранить его. Король просит коменданта придумать как извести стрельца.
Жена вызвала своих слуг, но никто не знал о таком чуде. Тогда она дала стрельцу в дорогу ширинку и мячик и наказала, чтобы где бы он не был всегда вытирался ее изделием. Федот отправился на поиски загадочного предмета. Мячик привел его к большому дворцу, где его встретили три красивые девицы, по утру принесли они ему умывальню и полотенце, но стрелец его не принял, вытерся ширинкой жены и тогда девицы узнали рукоделие сестры. Ширинка переданная мужу является оберегом от совершения инцеста с членами родственной группы, так как муж отправился в чужое царство, место где он и повстречал свою суженную. Здесь же герой встречает свою тещу, и она активно принимается помогать Федоту, расспросила всех своих поданных, но никто не смог помочь в местонахождении данного чуда. Вдруг старая лягушка вызывается помочь стрельцу. Жаба в фольклоре ассоциируется с мудростью, матерью-землей, выступает как помощник при родах. Жабу считали символом матки. Именно женщины помогают герою справиться с данным испытанием, так как только они обладают знанием о таинстве зачатия и рождения.
Другие статьи преподавателей и студентов института:
Разбирая сказку через «функции действующего лица» мы раскрываем ключи, которые дают понимание о том, что с нами происходит — в самом начале (как сейчас модно говорить «экзистенциального кризиса»), когда мы теряем Покой и готовы выйти из зоны комфорта и затем когда мы накапливаем решимость и силу и отправляемся в Путь — в поисках «лучшего мира» и «духовной полноты».
Прочитайте статью из курса Целеустроение о том как трудно нам бывает описать мир, куда на самом деле стремится Душа.
Братья Стругацкие в своем романе «Пикник на обочине» описывают очень точную, яркую и глубокую картину того, что вскрывается у человека в душе, когда он оказывается там, где возможно исполнение самых заветных желаний.
В романе описывается «зона» (которую оставили после себя инопланетяне), в которую за артефактами ходят сталкеры, рискуя при этом своей жизнью. Среди артефактов существует Золотой Шар, который может исполнить самое заветное желание. Но чтобы пройти к золотому шару необходимо преодолеть одну из ловушек зоны — «мясорубку». Пройти через неё можно только одним способом — пожертвовав кем-то из людей. Сталкер Шухарт берет с собой напарника (Артура) и «жертвует» им. Оказываясь возле Золотого Шара он вспоминает всю свою искалеченную жизнь, пытается вспомнить что-то светлое, но не получается. В итоге он не может придумать ничего, кроме того, что воскликнул Артур за несколько секунд до своей смерти: «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!».
Сталкер не смог придумать ничего более толкового. С горечью он осознает — что не научился думать.
Он допил остатки коньяка и изо всех сил ахнул пустую флягу о землю. Фляга подскочила, сверкнув на солнце, и укатилась куда-то, он сразу же забыл о ней. Теперь он сидел, закрыв глаза руками, и пытался уже не понять, не придумать, а хотя бы увидеть что-нибудь, как оно должно быть, но он опять видел только рыла, рыла, рыла… зелененькие… бутылки, кучи тряпья, которые когда-то были людьми, столбики цифр… Он знал, что все это надо уничтожить, и он хотел это уничтожить, но он догадывался, что если все это будет уничтожено, то не останется ничего, только ровная голая земля. От бессилия и отчаяния ему снова захотелось прислониться спиной и откинуть голову, он поднялся, машинально отряхнул штаны от пыли и начал спускаться в карьер.
Жарило солнце, перед глазами плавали красные пятна, дрожал воздух на дне карьера, и в этом дрожании казалось, будто Шар приплясывает на месте, как буй на волнах. Он прошел мимо ковша, суеверно поднимая ноги повыше и следя, чтобы не наступить на черные кляксы, а потом, увязая в рыхлости, потащился наискосок через весь карьер к пляшущему и подмигивающему Шару. Он был покрыт потом, задыхался от жары, и в то же время морозный озноб пробирал его, он трясся крупной дрожью, как с похмелья, а на зубах скрипела пресная меловая пыль. И он уже больше не пытался думать. Он только твердил про себя с отчаянием, как молитву: «Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий… разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, — ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: »СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!»
Похожее состояние описывают многие из тех, кто пытается изменить свою жизнь и для этого начал делать целеустроение.
Думать не научили… это раз..
Смотреть в себя не научили — два… Сдерживать свои душевные порывы и обманывать окружающих научился я сам.
Да так ловко, что теперь трудно сделать шаг и не обмануть самого себя..
И еще кажется, что произойдет какое-то волшебство, благодаря которому я окажусь там, где мне хорошо и где сбывается моя самая заветная мечта..
Пока ты так думаешь, ничего не изменится. Ты просто будешь в очередной раз взахлеб читать какого-нибудь очередного «Макса Фрая», где описывается параллельный мир — «зазеркалье», оказавшись в котором ты становишься тем, кем мечтаешь, обретая те способности и миры, о которых грезил каждый раз оказываясь между сном и бодрствованием.
В общем большинство понимает, что не живет так, как хочется. И многие желают «лучшей жизни». Быть может это ты сам. Если это так, тогда попробуй всмотреться в этот образ «лучшей жизни». Возможно (как и у большинства) у тебя он размыт и тебе намного проще увидеть обратное — а именно то, чего ты не хочешь — начиная от «каждый день тащиться на нелюбимую работу» и заканчивая «мусорным ведром» и прочим бытом и однообразием.
Но если ты знаешь как ты «не хочешь», значит тебе есть с чем сравнивать. Любое «не» или «нет» может существовать лишь тогда, когда есть то, к чему это «не» или «нет» прикладывается. Но когда ты смотришь в тот образ, какой ты хотел бы видеть свою жизнь, то оказывается там нет ясных и четких очертаний. Все как-то размыто и даже неведомо.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Таким образом «заветное желание сталкера добравшего до Золотого Шара» это: что-то большое и не до конца ясное. И часть начавших делать целеустроение в это упирается.
Другая часть обычно упирается в следующее:
образ «заветного желания» есть, но он настолько «далек» или «высок», что ты не знаешь как туда дойти.
ВСТУПЛЕНИЕ ко второй части
Напомним, что первая часть сказки закончилась уже второй победой Андрея-стрелка и вторым поражением царя. Царский советник должен был Андрея извести, придумав для него невыполнимое задание, чтобы царь смог завладеть Марьей-царевной. Таким вторым заданием (с первым заданием Андрей успешно справился) было принести кота Баюна. Андрей кота принес, т.о., и со вторым более трудным заданием справился: «Андрей кота унял и в клетку запер, а сам пошел домой, к Марье-царевне. Живет-поживает, тешится с молодой женой».
Часть 2.
А царя еще пуще знобит зазноба сердечная. Опять призвал он советника:
— Что хочешь придумай, изведи Андрея-стрелка, не то мой меч — твоя голова с плеч.
Царский советник идет прямо в кабак, нашел там кабацкую теребень в рваном кафтанишке и просит его выручить, на ум навести.
Итак, начинается заключительный третий раунд двух консультантов по управлению: кабацкая теребень (как выяснилось в первой части сказки, кабацкая теребень – специалист по стратегическому управлению) против Марьи-царевны.
Кстати говоря, отметим, что переписчик сказки подчеркивает плохую одежду кабацкой теребени: это он делает явный намек с издевочкой, что дела у консультантов по управлению на Руси идут очень плохо – не пользуются их услуги устойчивым спросом, потому мало зарабатывают и плохая одежда[2].
Кабацкая теребень стаканчик вина выпил, усы вытер.
— Ступай, — говорит, — к царю и скажи: пусть пошлет Андрея-стрелка туда — не знаю куда, принести то — не знаю что. Этой задачи Андрей во веки веков не выполнит и назад не вернется.
Советник побежал к царю и все ему доложил. Царь посылает за Андреем.
— Сослужил ты мне две службы, сослужи третью: сходи туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Сослужишь — награжу по-царски, а не то мой меч — твоя голова с плеч.
Пришел Андрей домой, сел на лавку и заплакал.
Отметим, что переписчик показывает нам Андрея-стрелка еще и плаксой!
Марья-царевна его спрашивает:
— Что, милый, невесел? Или еще невзгода какая?
— Эх, — говорит, — через твою красу все напасти несу! Велел мне царь идти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что.
Ну вот, уже в самом начале неканонического волшебного приключения нам представляют Андрея-стрелка как плохого менеджера (а в первых 2-х приключениях он был реально молодец). И, т.о., в лице Андрея-стрелка продергивают и всех современных менеджером нашей замечательной страны.
— Вот это служба так служба! Ну ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.
Марья-царевна дождалась ночи, развернула волшебную книгу, читала, читала, бросила книгу и за голову схватилась: про цареву загадку в книге ничего не сказано.
Похоже, что кабацкая теребень задала задачку, которую в книги по стратегическому менеджменту на тот момент еще не вписали, эрудиция Марье-царевне также в этот раз не помогает.
Марья-царевна вышла на крыльцо, вынула платочек и махнула. Налетели всякие птицы, набежали всякие звери.
Марья-царевна их спрашивает:
— Звери лесные, птицы поднебесные, вы, звери, всюду рыскаете, вы, птицы, всюду летаете, не слыхали ль, как дойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что?
Звери и птицы ответили:
— Нет, Марья-царевна, мы про то не слыхивали.
Марья-царевна махнула платочком — звери и птицы пропали, как не бывали.
Здесь явный намек на ухудшение экологии в нашей стране в нынешнее время – и птицы и звери – все пропали. Однако, на себя бы посмотрел переписчик, судя по всему, из западной державы – у самих многие животные остались только в Красной книге, да и то лишь на картинках в этой книжке.
Махнула в другой раз — появились перед ней два великана:
— Что угодно? Что надобно?
— Слуги мои верные, отнесите меня на середину Океан-моря.
Подхватили великаны Марью-царевну, отнесли на Океан-море и стали на середине, на самой пучине, сами стоят, как столбы, а ее на руках держат. Марья-царевна махнула платочком, и приплыли к ней все гады и рыбы морские.
— Вы, гады и рыбы морские, вы везде плаваете, на всех островах бываете, не слыхали ль, как дойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что?
— Нет, Марья-царевна, мы про то не слыхали.
Итак, Марья-царевна пыталась обратится к чужому опыту, в книги еще не попавшему, – но опять «засада» – информации по нужной теме еще ни у кого нет. Даже у рыб из (за) океана.
Закручинилась Марья-царевна и велела отнести себя домой. Великаны подхватили ее, принесли на Андреев двор, поставили у крыльца.
Утром рано Марья-царевна собрала Андрея в дорогу и дала ему клубок ниток и вышитую ширинку.
— Брось клубок перед собой, — куда он покатится, туда и ты иди. Да смотри, куда бы ни пришел, будешь умываться, чужой ширинкой не утирайся, а утирайся моей.
Мы отмечали в первой части сказки юридическую подкованность Марьи-царевны. Здесь следует отметить другое ее достоинство – грамотное отношение к личной гигиене – Марья не рекомендует Андрею-стрелку чужими полотенцами вытираться. Приятно, что переписчик сказки не искажает реальные факты – не подкрепляет своим рассказом распространяемую по всему мире ложную легенду о русском свинстве.
Андрей попрощался с Марьей-царевной, поклонился на четыре стороны
и пошел за заставу. Бросил клубок перед собой, клубок покатился — катится да катится, Андрей идет за ним следом.
Обратим здесь внимание на то, что Марья-царевна отправила Андрея-стрелка до некоторой пока неизвестной цели – куда клубок покатится.
Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Много царств и земель прошел Андрей. Клубок катится, нитка от него тянется. Стал клубок маленький, с куриную головочку; вот уж до чего стал маленький, не видно и на дороге. Дошел Андрей до леса, видит — стоит избушка на курьих ножках.
— Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!
Избушка повернулась, Андрей вошел и видит — на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.
— Фу, фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел! Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь.
Андрей отвечает старухе:
— Что ты, старая баба-яга, станешь есть дорожного человека! Дорожный человек костоват и черен, ты наперед баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь.
Баба-яга истопила баньку. Андрей выпарился, вымылся, достал женину ширинку и стал ею утираться.
— Откуда у тебя ширинка? Ее моя дочь вышивала.
— Твоя дочь мне жена, мне и ширинку дала.
— Ах, зять возлюбленный, чем же мне тебя потчевать?
Тут баба-яга собрала ужин, наставила всяких кушаньев, вин и медов. Андрей не чванится — сел за стол, давай уплетать. Баба-яга села рядом. Он ест, она выспрашивает: как он на Марье-царевне женился да живут ли они хорошо?
Оказывается и мы «можем, когда захочем». Правда переписчик намекает, что для получения хорошего сервиса в нашей стране нужно, чтобы заведующей местного пансионата был бы ваш родственник или, в крайнем случае, родственник близкого знакомого.
Отметим к слову, что в процессе своего длинного пути Андрей накапливает разнообразный опыт, в данном случае переговорный опыт с непростым собеседником – бабой Ягой, пожелавшей сначала им полакомиться.
Андрей все рассказал: как женился и как царь послал его туда — не знаю куда, добыть то — не знаю что.
— Вот бы ты помогла мне, бабушка!
Андрей, как мы отмечали в комментариях к первой части сказки, действительно имеет с Марье-царевной только деловые отношения. Иначе как вам понравится такое – бабу Ягу, причем не просто женщину, обычно скрывающую свой возраст, а еще и тещю – бабушкой называть. Тут не только скандала не оберешься, можно действительно в печку попасть. К переписчику претензий здесь нет – описывает факты правильно.
— Ах, зятюшка, ведь про это диво дивное даже я не слыхивала. Знает про это одна старая лягушка, живет она в болоте триста лет. Ну ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.
Андрей лег спать, а баба-яга взяла два голика[3], полетела на болото и стала звать:
— Бабушка, лягушка-скакушка, жива ли?
— Выдь ко мне из болота.
Старая лягушка вышла из болота, баба-яга ее спрашивает:
— Знаешь ли, где то — не знаю что?
— Укажи, сделай милость. Зятю моему дана служба: пойти туда — не знаю куда, взять то — не знаю что.
— Я б его проводила, да больно стара, мне туда не допрыгать. Донесет твой зять меня в парном молоке до огненной реки, тогда скажу.
Баба-яга взяла лягушку-скакушку, полетела домой, надоила молока в горшок, посадила туда лягушку и утром рано разбудила Андрея:
— Ну, зять дорогой, одевайся, возьми горшок с парным молоком, в молоке — лягушка, да садись на моего коня, он тебя довезет до огненной реки. Там коня брось и вынимай из горшка лягушку, она тебе скажет.
Андрей оделся, взял горшок, сел на коня бабы-яги. Долго ли, коротко ли, конь домчал его до огненной реки. Через нее ни зверь не перескочит, ни птица не перелетит.
Андрей слез с коня, лягушка ему говорит:
-Вынь меня, добрый молодец, из горшка, надо нам через реку переправиться.
Андрей вынул лягушку из горшка и пустил наземь.
— Ну, добрый молодец, теперь садись мне на спину.
— Что ты, бабушка, эка маленькая, чай, я тебя задавлю.
— Не бойся, не задавишь. Садись да держись крепче.
Все-то у нас спорят – стоит ли на работу брать людей пожилого возраста. А вот сказка дает положительный пример – мало того, что старая лягушка много знает, она еще много может, если захочет. Полезный совет для топ-менеджеров, пока отказывающих в приеме на работу тем, кому за пятьдесят.
Правда есть у меня предположение, что не любящий нашу страну переписчик сказки в этом месте намекает на неудавшуюся у нас пенсионную реформу и недалекое время, когда пенсионный возраст нам всем увеличат. Но мне кажется, что он здесь немного преувеличивает, отмечая, что речь идет о возможном увеличении пенсионного возраста россиян в нашей стране до 300 лет.
Андрей сел на лягушку-скакушку. Начала она дуться. Дулась, дулась — сделалась словно копна сена.
— Крепко ли держишься?
Опять лягушка дулась, дулась — сделалась еще больше, словно стог сена.
— Крепко ли держишься?
Опять она дулась, дулась — стала выше темного леса, да как скакнет — и перепрыгнула через огненную реку, перенесла Андрея на тот берег и сделалась опять маленькой.
Иди, добрый молодец, по этой тропинке, увидишь терем — не терем, избу — не избу, сарай — не сарай, заходи туда и становись за печью. Там найдешь то — не знаю что.
Андрей пошел по тропинке, видит: старая изба — не изба, тыном обнесена, без окон, без крыльца. Он туда вошел и спрятался за печью.
Вот немного погодя застучало, загремело по лесу, и входит в избу мужичок с ноготок, борода с локоток, да как крикнет:
— Эй, сват Наум, есть хочу!
Обработал быка до последней косточки, выпил целый бочонок пива.
— Эй, сват Наум, убери объедки!
И вдруг стол пропал, как и не бывало, — ни костей, ни бочонка.
Андрей дождался, когда уйдет мужичок с ноготок, вышел из-за печки, набрался смелости и позвал:
— Сват Наум, покорми меня.
Только позвал, откуда ни возьмись, появился стол, на нем разные кушанья, закуски и заедки, вина и меды.
Андрей сел за стол и говорит:
— Сват Наум, садись, брат, со мной, станем есть-пить вместе.
Отвечает ему невидимый голос:
— Спасибо тебе, добрый человек! Столько лет я здесь служу, — горелой корки не видывал, а ты меня за стол посадил.
Смотрит Андрей и удивляется: никого не видно, а кушанья со стола словно кто метелкой сметает, вина и меды сами в рюмку наливаются — рюмка скок, скок да скок.
— Нет, меня никто не может видеть, я то — не знаю что.
— Сват Наум, хочешь у меня служить?
— Отчего не хотеть? Ты, я вижу, человек добрый.
Еще одна подсказка – «не знаю что» может быть не только у некоего мужичка с ноготок, а почти у любого. Но готово перебраться к тому, кто будет о «не знаю что» лучше заботится, это особенно ценная подсказка.
Вот они поели. Андрей и говорит:
— Ну, прибирай все да пойдем со мной.
Пошел Андрей из избенки, оглянулся:
— Сват Наум, ты здесь?
— Здесь. Не бойся, я от тебя не отстану.
Дошел Андрей до огненной реки, там его дожидается лягушка:
— Добрый молодец, нашел то — не знаю что?
Андрей опять сел на нее, лягушка начала раздуваться, раздулась, скакнула и перенесла его через огненную реку.
Тут он лягушку-скакушку поблагодарил и пошел путем-дорогой в свое царство. Идет, идет, обернется:
— Сват Наум, ты здесь?
— Здесь. Не бойся, я от тебя не отстану.
Итак, как видим, «не знаю что» хотя и невидимо, но не может жить само по себе, иначе давно бы в лес убежало, живет только при ком-то, это тоже полезная нам подсказка.
Шел, шел Андрей, дорога далека — прибились его резвые ноги, опустились его белые руки.
— Эх, — говорит, — до чего же я уморился!
— Что же ты мне давно не сказал? Я бы тебя живо на место доставил.
Ну вот, оказывается, «не знаю что» не только может кормить, но и решать другие разнообразные задачи.
Подхватил Андрея буйный вихрь и понес — горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Летит Андрей над глубоким морем, и стало ему страшно.
— Сват Наум, передохнуть бы!
Сразу ветер ослаб, и Андрей стал спускаться на море. Глядит — где шумели одни синие волны, появился островок, на островке стоит дворец с золотой крышей, кругом сад прекрасный. Сват Наум говорит Андрею:
— Отдыхай, ешь, пей да на море поглядывай.
— Будут плыть мимо три купеческих корабля. Ты купцов зазови да угости, употчевай хорошенько — у них есть три диковинки.
Ты меня променяй на эти диковинки; не бойся, я к тебе назад вернусь.
Ну вот еще полезная подсказка – «не знаю что» может быть у любого, но не у каждого – чем-то таким нужно обладать, чтобы «не знаю что» от тебя не отстало и разнообразные сложные проблемы решало. А если этим нечто не обладаешь – «не знаю что» назад к старому владельцу вернется.
Долго ли, коротко ли, с западной стороны плывут три корабля. Корабельщики увидали остров, на нем дворец с золотой крышей и кругом сад прекрасный.
— Что за чудо? — говорят. — Сколько раз мы тут плавали, ничего, кроме синего моря, не видели. Давай пристанем!
Три корабля бросили якоря, три купца-корабельщика сели на легкую лодочку, поплыли к острову. А уж Андрей-стрелок их встречает:
— Пожалуйте, дорогие гости.
Купцы-корабельщики идут дивуются: на тереме крыша как жар горит, на деревах птицы поют, по дорожкам чудные звери прыгают.
— Скажи, добрый человек, кто здесь выстроил это чудо чудное?
— Мой слуга, сват Наум, в одну ночь построил.
Андрей повел гостей в терем:
— Эй, сват Наум, собери-ка нам попить, поесть!
Откуда ни возьмись, явился накрытый стол, на нем — вина и кушанья, чего душа захочет. Купцы-корабельщики только ахают.
— Давай, — говорят, — добрый человек, меняться: уступи нам своего слугу, свата Наума, возьми у нас за него любую диковинку.
— Отчего ж не поменяться? А каковы будут ваши диковинки?
Один купец вынимает из-за пазухи дубинку. Ей только скажи: «Ну-ка, дубинка, обломай бока этому человеку!» — дубинка сама начнет колотить, какому хочешь силачу обломает бока.
Другой купец вынимает из-под полы топор, повернул его обухом кверху — топор сам начал тяпать: тяп да ляп — вышел корабль; тяп да ляп — еще корабль. С парусами, с пушками, с храбрыми моряками. Корабли плывут, пушки палят, храбры моряки приказа спрашивают.
Повернул топор обухом вниз — сразу корабли пропали, словно их и не было.
Здесь переписчик намекает на наш огромный военно-промышленный комплекс. А также раскрывает нашу государственную тайну, что даже для ВПК (или как сейчас называют ОПК) все у нас делают тяп-ляп.
Третий купец вынул из кармана дудку, задудел — войско появилось: и конница, и пехота, с ружьями, с пушками. Войска идут, музыка гремит, знамена развеваются, всадники скачут, приказа спрашивают.
Купец задудел с другого конца в дудку — нет ничего, все пропало.
Ничего переписчик не пропускает – вот критикует наши майские демонстрации. А вот нам они нравится!
— Хороши ваши диковинки, да моя стоит дороже. Хотите меняться — отдавайте мне за моего слугу, свата Наума, все три диковинки.
— Как знаете, иначе меняться не стану.
Купцы думали, думали: «На что нам дубинка, топор да дудка? Лучше поменяться, со сватом Наумом будем безо всякой заботы день и ночь и сыты и пьяны».
Итак, Андрей-стрелок неосязаемую вещь (свата Наума) обменял на вполне конкретные вещи. При этом продолжал приобретать бесценный опыт результативных переговоров.
Отдали купцы-корабельщики Андрею дубинку, топор и дудку и кричат:
— Эй, сват Наум, мы тебя берем с собой! Будешь нам служить верой-правдой?
Отвечает им невидимый голос:
— Отчего не служить? Мне все равно, у кого ни жить.
Итак, подтверждается наше описание ранее – «не знаю что», в принципе, может быть у любого.
Купцы-корабельщики вернулись на свои корабли и давай пировать — пьют, едят, знай покрикивают:
— Сват Наум, поворачивайся, давай того, давай этого!
Перепились все допьяна, где сидели, там и спать повалились.
Опять переписчик не удержался от критики – про пьянство наше пишет. Да, пьем, но не на чужие ведь, на свои!
А стрелок сидит один в тереме, пригорюнился.
«Эх, — думает, — где-то теперь мой верный слуга, сват Наум?»
— Я здесь. Чего надобно?
— Сват Наум, не пора ли нам на родную сторонушку, к молодой жене? Отнеси меня домой.
Опять подхватил Андрея вихрь и понес в его царство, на родную сторону.
Итак, как видим, «не знаю что» имеет свойство, с одной стороны, сохраняться, а с другой, «не прилипать» случайно к другим. Нужны для такого «прилипания» какие-то особые обстоятельства.
А купцы проснулись, и захотелось им опохмелиться:
Судя по всему, переписчик сказки долго жил в нашей стране, все наши государственные тайны узнал: даже главную тайну узнал про то, как «нашенские» люди излечиваются утром после бурного воскресенья.
— Эй, сват Наум, собери-ка нам попить-поесть, живо поворачивайся!
Сколько ни звали, ни кричали, все нет толку. Глядят, и острова нет: на месте его шумят одни синие волны.
Погоревали купцы-корабельщики: «Эх, надул нас недобрый человек!» — да делать нечего, подняли паруса и поплыли, куда им было надобно.
Пора нам разгадать, что такое «не знаю что».
Вспомним, что придумал послать Андрея на поиски «не знаю что» не просто консультант, а консультант по стратегическому управлению (в первой части сказки мы видели, что кабацкая теребень придумывало стратегические задания – то миссию сформулировать, то методику преодоления сопротивления изменениям принести).
А что самое главное в стратегическом управлении? Конечно же – это долговременные конкурентные преимущества (ДКП).
И что они из себя представляют – не совсем понятно, их же не видно:
А Андрей-стрелок прилетел на родимую сторону, опустился возле своего домишки, смотрит: вместо домишки обгорелая труба торчит.
Повесил он голову ниже плеч и пошел из города на синее море, на пустое место. Сел и сидит. Вдруг, откуда ни возьмись, прилетает сизая горлица, ударилась об землю и оборотилась его молодой женой, Марьей-царевной.
Обнялись они, поздоровались, стали друг друга расспрашивать, друг другу рассказывать.
С той поры как ты из дому ушел, я сизой горлицей летаю по лесам — да по рощам. Царь три раза за мной посылал, да меня не нашли и домишко сожгли.
Сват Наум, нельзя ли нам на пустом месте у синего моря дворец — поставить?
Отчего нельзя? Сейчас будет исполнено. —
Не успели оглянуться — и дворец поспел, да такой славный, лучше царского, кругом зеленый сад, на деревьях птицы поют, по дорожкам чудные звери скачут.
Итак, приобретя долговременные конкурентные преимущества, бизнес Андрея стрелка и Марьи –царевны стал успешно развиваться – видим – дело пошло на лад, и офис новый построили лучше прежнего.
Взошли Андрей-стрелок с Марьей-царевной во дворец, сели у окошка и разговаривают, друг на друга любуются. Живут, горя не знают, и день, и другой, и третий.
А царь в то время поехал на охоту, на синее море, и видит — на том месте, где ничего не было, стоит дворец.
Какой это невежа без спросу вздумал на моей земле — строиться?
Здесь переписчик описывает наше несовершенное земельное право, не будем спорить – есть над чем нам еще работать..
Побежали гонцы, все разведали и докладывают царю, что тот дворец поставлен Андреем-стрелком и живет он в нем с молодой женой, Марьей-царевной.
Еще пуще разгневался царь, посылает узнать, ходил ли Андрей туда — не знаю куда, принес ли то — не знаю что.
Побежали гонцы, разведали и докладывают:
Андрей-стрелок ходил туда — не знаю куда и добыл то — не знаю — что.
Тут царь и совсем осерчал, приказал собрать войско, идти на взморье, тот дверец разорить дотла, а самого Андрея-стрелка и Марью-царевну предать лютой смерти.
Увидал Андрей, что идет на него сильное войско, скорее схватил топор, повернул его обухом кверху. Топор тяп да ляп — стоит на море корабль, опять тяп да ляп — стоит другой корабль. Сто раз тяпнул, сто кораблей поплыло по синему морю.
Андрей вынул дудку, задудел — появилось войско: и конница, и пехота, с пушками, со знаменами.
Начальники скачут, приказа ждут. Андрей приказал начинать сражение. Музыка заиграла, барабаны ударили, полки двинулись. Пехота ломит царских солдат, конница скачет, в плен забирает. А со ста кораблей пушки так и бьют по столичному городу.
Царь видит, войско его бежит, кинулся сам к войску — останавливать. Тут Андрей вынул дубинку:
Ну-ка, дубинка, обломай бока этому царю! —
Тут и сражению конец пришел.
Как видим, не имея долговременных конкурентных преимуществ, царь проиграл бизнес-сражение партнерству Андрея и Марьи.
Повалил из города народ и стал просить Андрея-стрелка, чтобы взял он в свои руки все государство.
Андрей спорить не стал. Устроил пир на весь мир и вместе с Марьей-царевной правил он этим царством до глубокой старости.
Ай-я-яй, господин переписчик сказки! Если вы намекаете на то, что у нас даже при капитализме президенты правят до глубокой старости, то это вы зря, все же у нас с формальной точки зрения происходит в рамках нашей конституции. Не любите вы нас, правда, основные факты вы изложили без искажений, к ним мы и обратимся к заключительной части нашей интерпретации.
Итоги
Подведем итоги нашему анализу второй части сказки и повторим особенно важные для топ-менеджеров моменты.
Уважаемые топы! Приобретайте долговременные конкурентные преимущества – они помогут вам в любой и трудной и благоприятной ситуации!
[1] Пропп В. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, 1998.
[3] Голик – веник без листьев. Видно, в этой старой сказке баба Яга бочкой еще не обзавелась – на одном голике сама едет верхом, другим погоняет – В.Т.