Мордовская сказка лиса и медведь чему учит
Мордовские народные сказки — сокровище народа
Оксана Николаевна Полежаева
Мордовские народные сказки — сокровище народа
С древнейших времен мордва живет главным образом в местностях, расположенных между реками Волгой, Окой, Сурой и Мокшей. Живя в лесу, люди занимались пчеловодством, охотой, земледелием. Женщины рукодельничали. По вечерам мордовские девушки собирались по 5-7 человек на посиделки, где за вышиванием приданого исполняли песни, сказки. На эти же посиделки в долгие зимние вечера приходили любители послушать или исполнить песню и сказку. Мордовские охотники в зимние времена уходили в чащи лесов за пушниной, жили месяцами в лесах избушках, называемых зимницами. В долгие зимние вечера охотники проводили время за рассказыванием сказок.
Сказка в мордовском фольклоре стала один из самых распространенных жанров.
Народная сказка – эпическое произведение устного народного творчества. В словаре В. И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»
А так как мордовский народ всегда жил рядом с русским, то и в сказках можно найти много общего,например: сюжет, главные герои, волшебные предметы. В некоторых сказках легко прослеживаются заимствования из русского фольклора.
По жанру сказки бывают: бытовые, волшебные, о животных.
Бытовые сказки.
Сюжет в сказках развивается благодаря столкновению героя не только с волшебными силами, но и со сложными, порой безнадежными жизненными ситуациями. Как и должно быть в сказках, герой всегда выходит из них невредимым. Это происходит потому, что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще всего герою служат добрую службу смекалка, изворотливость, иногда и плутовство.
Бытовые народные мордовские сказки: «Горячие сани», «Батрак Фока и поп», «Собачка Хвостик кренделем», «Пахарь, кузнец и плотник», «Быки провалились».
Сказки про животных.
Главными героями таких сказок были как домашние животные, так и дикие животные, которые обитали в лесах. Их наделяли человеческими чертами характера. Одни животные были добрыми, честными. Другие были злые, завистливые, хитрые.
Можно назвать такие сказки о животных, как «Лиса и медведь», «Как собака себе друга искала», «Пугливая мышь». «Благодарный медведь», «Петушок и кошечка»
Волшебные сказки.
Самыми интересными и самобытными являются волшебные сказки. В мордовских сказках очень много сказочных героев, которых нет в сказках других народов. Среди них есть и добрые, которые помогают людям и злые, которые стараются навредить. Древняя мордвапоклонялась различным силам природы: земле, воде, лесу, ветру, огню. Это и нашло отражение в мордовских сказках. Судя по сказкам, можно сказать, что мордовский народ жил в гармонии с природой, мордва одухотворяла, обожествляла в сказках природу, отсюда – заботливое отношение к природе, трепетное отношение ко всему живому.
В мордовских сказках самыми распространенными сказочнымимифологическими героями являются: Вирява, Ведява, Варда, Юртава, Куйгорож и другие.
Вирява(«вирь» – лес, «ава» – мать, женщина) – пожилая злая хозяйка леса. Лес был одновременно и почитаемым, и страшным пространством. Когда охотники приходили в леса на промыслы – нужно было заговорить лесную хозяйку Виряву, чтобы она ослабила охрану своего царства, и можно было удачно охотиться. Тут и начинали своё дело сказители, которые ночи напролёт ублажали богиню волшебными рассказами. Считалось, что Вирява приходила слушать сказки и даже засыпала на несколько дней, слушая их. А охотники в это время свободно ловили птицу и зверей.
Образ Вирявы противоречив. Она могла изменять свой облик и нрав. Чаще всего она виделась как обыкновенная женщина с распущенными до пят волосами в полном национальном наряде.Вирява была способна прийти и в село: в виде кошки, собаки, а то и волка. Вирява могла вывести заблудившегося из лесу, а могла и погубить, защекотать до смерти.
Ведява – русалка, хозяйка воды, была покровительницей плодородия. По религиозным воззрениям мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява. Ведява- высокая женщина с длинными, до колен, волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Обычно она плещет водой или расчёсывает волосы. Ведява могла превращаться в разных животных и рыб, заманивать купающихся на глубокое место. Те, кому удавалось выплыть, избавившись от водяных, приносили жертвы — мелкие деньги, пшено для еды.
Варда – злое сказочное существо, ведьма.
Юртава – домовая, покровительница двора, хранительница хозяйства. Юртава часто встречается нам в мордовских народных сказках. Она любит во всём порядок. Юртаву представляют в виде женщины, одетой в мордовскую одежду, которая обитает в подполье, под печкой, в «красном углу». Проявляет она себя (видится во сне, плачет или кричит) к какому-то несчастью.
Паксява – покровительница поля.
Куйгорож – гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой. Дух обогащения, наживы и удачи.
Пурьгине паса – бог грома.
Наиболее характерными для мордовского фольклора можно считать волшебные сказки типа: «Дуболго Пичай», «Звериное молоко», «Мальчик с пальчик», «Три царства», «Вирява», «Ведява», «Варда» и другие. Даже из перечисление названий можно понять, что одни мордовские сказки не отличаются от сказок других народов, другие похожи на них, третьи имеют совершенно оригинальные сюжеты. Таково же и соотношение персонажей. Положительными героями бывают богатыри, царевичи, сыновья купцов, крестьян. Отрицательными действующими лицами мордовской волшебной сказки являются змей, Кощей, Вирява, упырь, жена-колдунья, злой царь, великан, Варда и другие. Образы Вирявы, Ведявы, Пурьгине паса, наделенные национальными особенностями, занимают большое место в мордовском фольклоре, оказывая большое влияние на оформление мордовской сказки в целом.
Образ народа в мордовских сказках слагается из таких нравственных качеств, как …трудолюбие, владение ремёслами, мастерство, мудрость, доброта, незлобливость, отзывчивость, готовность прийти на помощь, уважение к старшим, почтитель
Мордовская сказка, наполненные верованиями и мордовских сказках формируется на основе общечеловеческих ценностей, в связях с бытом, с историей, воззрениями народа.
Мордовские сказки и по сей день служат объединяющим фактором для народа мордвы, они передают традиции и культуру от поколения поколению, рассказывают о героях народа, учат младших, как следует жить и каких принципов придерживаться в жизни. Фольклорные произведения мордвы – настоящее сокровище народа!
Пальчиковый театр из фетра «Русские народные сказки» Всем добрый день! Наконец-то закончила пошив второй книги из фетра «Русские народные сказки». В книге четыре сказки : «Репка», «Теремок»,.
Акция в старшей группе «Я сокровище твое, пристегни меня» Акция в старшей группе «Я сокровище твое, пристегни меня» Пусть услышит целый мир, Ребенок – главный пассажир! Жизнь его ценна, ты знаешь,.
«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.
Лэпбук «Наши любимые русские народные сказки» Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения- ЛЭПБУК. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков.
Методическая разработка в сопровождении с презентацией «Мордовские народные сказки» В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов.
Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.
Проект «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.
Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.
Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.
Сказка Лиса и Медведь. Русская народная сказка
Сказка Лиса и Медведь о проделках коварной Лисы. Вокруг этой сказки на форумах родителей точилось много споров. Стоит или нет читать детям сказку о том, как Лиса, пользуясь добротой Медведя, тайком лакомилась его запасами. А потом еще Медведя во всем обвинила и наказания избежала. Многие считают, что такие сказки учат детей плохому. Заботливые родители убеждены, что ребенку нужно читать онлайн только добрые справедливые сказки. Давайте разберемся.
Скачать сказку Лиса и Медведь: (word) — (pdf)
Сказка Лиса и Медведь читать
Краткое содержание сказки
Присмотрелась Лиса к хозяйственному и зажиточному Медведю и напросилась к нему жить. Медведь подумал, что вдвоем жить веселее, и согласился. Пронырливая Лиса высматривала, где у Медведя вкусности хранятся, и заметила в сенцах кадушку с медом. Стала плутовка по ночам медом лакомиться. Так и всю кадушку выела. Когда Медведь заметил, что кадушка пуста, разозлился, стал Лису обвинять. Но Лиса опять выкрутилась. Притворилась обиженной, обещала найти виноватого. «У кого на брюхо мед выйдет – тот и съел», — заявила обманщица. Пока Медведь спал, намазала Лиса ему брюхо остатками меда и обвинила, что он сам весь мед съел. Осерчал Медведь, но пока лапой живот чесал, Лисички и след простыл. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Лиса и Медведь
В сказке показано, как на добро, щедрость и гостеприимство Медведя Лисичка ответила неблагодарностью и коварством и осталась без наказания. Именно поэтому некоторые считают, что сказка ничему хорошему ребенка не научит. Но ребенку придется сталкиваться не только с добром, но и с другими, не совсем светлыми сторонами жизни. Чтение и обсуждение с дошкольником сказки Лиса и Медведь будет ему полезно. Оно поможет нацелить ребенка на правильные нравственные ориентиры.
Мораль сказки Лиса и Медведь
Пословица «Сколько волка (в нашем случае лису) не корми, он все в лес смотрит» очень точно объясняет мораль сказки Лиса и Медведь. Сколько не делай добра подлому человеку, он все равно ответит злом. Сказка осуждает лживость, притворство и неблагодарность.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Чтение мордовской народной сказки «Благодарный медведь»
Кудряшова Надежда
Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Чтение мордовской народной сказки «Благодарный медведь»
Тема: Чтение мордовской народной сказки «Благодарный медведь».
Программное содержание: знакомить детей с мордовскими народными сказками; учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова, уметь объяснять отдельные слова; ; воспитывать у детей доброту, любовь к животным, понимание того, что животные нуждаются в защите, помощи и заботе.
Материалы и оборудование: глиняный медведь в мордовской рубашке и кукла-мордовочка ручной работы.
Методы и приемы: театрализованное рассказывание, беседа.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вспомните, где мы живем (В Республике Мордовия, в г. Саранске.)
Воспитатель: Правильно. Наша Мордовия – красивая республика, в ней так много рек, озер, лесов. И сегодня я приглашаю вас в волшебный лес, где живут интересные и волшебные мордовские сказки.
Давайте возьмемся за руки и отправимся в волшебный лес. (дети встают в хоровод, идут по кругу)
Мы идем в чудесный лес,
Полный сказок и чудес.
А давай-ка поспешим,
Да на чудо поглядим.
Ель стоит белым-бела,
Руки – ветки развела:
Добрым людям вход открыт».
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Вот мы с вами в сказочном, волшебном лесу, здесь много-много добрых сказок, которые сочинил мордовский народ.Давайте закроем глазки и скажем волшебные слова:
Лес волшебный, расступись!
Сказка, сказка, появись!
(воспитатель кидает на пол конверт, после этого дети открывают глаза)
Воспитатель: Смотрите, ребята, волшебный лес почувствовал, что вы добрые дети, и поэтому дарит вам свою сказку. А вот какую сказку он вам подарил, мы сейчас узнаем. В конверте – загадка. Когда ее отгадаем, то узнаем, о ком будет сказка.
Это зверь лохматый,
Любит мед, малину он,
Может громко зареветь,
А зовут его (Медведь)
Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали! Это мордовская сказка про медведя, называется она «Благодарный медведь». Давайте ее послушаем.
2. Знакомство со сказкой.
Воспитатель рассказывает детям сказку, одновременно показывая.
БЛАГОДАРНЫЙ МЕДВЕДЬ (Мордовская сказка)
Гуляет девочка по лесу, а навстречу медведь, на двух ногах идёт, как человек. Испугалась девочка, хотела убежать, да с места тронуться от страха не может. А медведь подошёл и лапу протягивает. Смотрит девочка, а в лапе заноза. Вытащила она занозу, медведь поклонился и в лес ушёл.
Никто в деревне ей не поверил, и пошла она снова в лес. Подняла глаза, а перед ней медведь. В лапах большой улей с мёдом держит. Положил он перед девочкой улей, опять поклонился и в лес ушёл.
Всей деревней этот мёд ели.
Вот такая красивая и добрая мордовская сказка.
Воспитатель: Сейчас вы немножко засиделись, давайте-ка мы с вами встанем и немножко разомнем ножки и ручки.
Топай Мишка, хлопай Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
4. Подумай и ответь.
Воспитатель просит детей ответить на вопросы по содержанию сказки:
Ребята, про кого эта сказка? (Ответы детей)
Кто гулял по лесу? (Девочка)
Кого встретила девочка в лесу? (Медведя)
Что случилось с девочкой, когда она встретила медведя? (Испугалась)
А что сделал медведь, когда увидел девочку? (Медведь протянул лапу девочке)
Что девочка увидела на лапе медведя (На лапе у медведя была заноза)
Как помогла девочка медведю? (Девочка вытащила занозу из лапы медведя)
Как медведь отблагодарил девочку? (Медведь подарил девочке улей с медом)
Молодцы! Скажите, пожалуйста, девочка была добрая или нет? (Добрая)
Почему мы говорим, что девочка добрая? (она помогла медведю).
Медведю была нужна помощь? (Да, он сам не мог вытащить занозу)
Девочка хорошо поступила? Почему? (девочка поступила хорошо, потому что животным надо помогать.)
Воспитатель: Правильно, ребята! Бывает так, что звери, птицы попадают в беду. Им обязательно надо помогать. Животных надо любить и не обижать. И если вы можете помочь зверям или птицам, позаботиться о них, то обязательно надо это делать.
5. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Понравилась ли вам сказка, ребята? (Ответы детей)
Воспитатель: О ком эта сказка (ответы детей)
Воспитатель: Вот и пришло время покинуть волшебный лес, нам пора возвращаться. Но мы еще не раз придем сюда за чудесными мордовскими сказками.
(Дети встают в хоровод и идут по кругу).
До свиданья, зимний лес!
Полный сказок и чудес!
За сказкой мы к тебе вернемся!
Окончание занятия: Воспитатель положительно оценивает работу детей, хвалит за правильные ответы, за внимательное слушание сказки «Благодарный медведь».
Конспект НОД по развитию речи для средней группы. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и Серый Волк», закрепить полученную информацию. Задачи: Образовательная:.
Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке» Тема: «Чтение стихотворений С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетки». Цель: познакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С. Я. Маршака.
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №2089» Конспект открытого.
Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок» Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок» ОО: «Речевое развитие» Цель: создание условий.
Конспект занятие по развитию речи, моделирование сказки «Теремок» во второй младшей группе Цели: создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами попадем в сказку » Теремок»,.
Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» Интеграция образовательных областей:»Речевое развитие», «Художественное развитие», «Физическое.
Открытое занятие по развитию речи для детей младшей группы «Театрализация русской народной сказки «Репка» Цель: Закрепить знания детей по содержанию сказки «Репка». Задачи: Научить детей выразительно произносить монологи, через проигрывание сказки.
Подгрупповое занятие на автоматизацию звука [Ш] (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь» для детей с ФФНР) Задачи: Образовательные: Развивать артикуляционную моторику, тонкую моторику пальцев рук, закреплять навык автоматизации звука «Ш» в слогах,.
Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Чтение стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание «Лошадка» Интеграции образовательных областей; Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. 1. Познавательное развитие: Продолжать.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЕлизавета Попович
Похожие презентации
Презентация на тему: » «Слушаю я сказку, сердце так и мрёт…». Лиса наделена большой хитростью в русских народных сказках и народных сказках Мордвы. Вспомните эти сказки и сравните.» — Транскрипт:
1 «Слушаю я сказку, сердце так и мрёт…»
3 Лиса наделена большой хитростью в русских народных сказках и народных сказках Мордвы. Вспомните эти сказки и сравните.
4 Мордовская сказка «Лиса и медведь»
5 Русская народная сказка «Мужик и медведь»
6 Какую русскую народную сказку напоминает вам иллюстрация мордовской сказки?
8 Вспомните название русской народной сказки.
11 Вспомни похожего героя в русских народных сказках.
12 Посмотрите фильм, созданный учащимися 5 а класса 1 группы, по народной мордовской сказке «Благодарный медведь»
13 Русская народная сказка «Скатерть, баранчик и сума» Жили-были старик да старуха. Пошел раз старик на реку рыбу ловить.
14 Смотрит попался в сети журавль, кричит, бьется, выбраться не может. Пожалел старик журавля. «Зачем, думает, такой доброй птице погибать?» Подошел к журавлю, помог ему из сетей высвободиться.
16 Вот они и пошли старик да журавль. Шли, шли и пришли на болотце, к журавлевой избе.
18 Поблагодарил старик журавля и пошел домой..
19 Захотелось ему по дороге есть. Сел он под кусток, развернул скатерть и говорит: «Напои-накорми, скатерочка!» Только сказал и сразу на скатерти все появилось: и жареное и пареное, ешь не хочу!
20 Чем похожи и чем различаются эти две сказки?
21 Распутайте путаницу: 1.Баба-Баяка 2. Василиса –Преглупая 3. Коза –Береста 4. Змей –Равниныч
22 Выводы: «Лиса и медведь» и «Мужик и медведь» похожи тем, что в обеих сказках показан доверчивый медведь, которого обманули. В первом случае обманула лиса, а во втором – мужик. «Благодарный медведь» и «Скатерть, баранчик и сума» – в этих сказках говорится о том, что за помощь в беде приходит благодарность. Только в первой сказке главные герои медведь и женщина, а во второй – старик и журавль.
Сказка Медведь и лиса
Большой зверь медведь, но важнее в жизни ум и смекалка, как у лисы.
Мордовская народная сказка Медведь и лиса читать
Однажды Медведь пришёл к Лисе и говорит:
— Тётушка Лиса, давай посеем пшеницу.
Посеяли. Когда пшеница поспела, Медведь пришёл к Лисе и говорит:
— Тётушка Лиса, а тетушка Лиса! Ты верхушку или низок возьмёшь?
— Я уж верхушку возьму.
— А я низок возьму… Давай теперь пироги испечём.
Напекли они пирогов. Когда пироги испеклись, принялись они их есть. Пироги у Лисы лучше. Медведь рассердился:
— Ну, теперь давай репку посеем.
Посеяли. Когда репка поспела, Лиса Медведю сказала:
— Дедушка, а дедушка! Ты теперь что возьмёшь?
— Не обманешь меня теперь: я себе верхушку возьму!
— А мне хорош и низок…
— Тётушка Лиса, давай теперь пироги испечём.
Напекли они пирогов. У Лисы пироги опять лучше. Медведь и ещё пуще прежнего рассердился:
— Погоди, — говорит, — я съем тебя!
Медведь говорит Лисе:
— Я больно проголодался.
— И я тоже проголодалась.
— У кого голос тонок, того и съедим.
Лиса начала петь тонко, а медведь разинул рот, прищурил глаза и давай реветь. Лиса от куста к кусту и убежала. А когда Медведь напелся досыта, открыл свои глаза, а Лисы уже нет.