Московский столичный регион что это

Московская городская агломерация — крупнейшая в Европе

Московский столичный регион что это. Смотреть фото Московский столичный регион что это. Смотреть картинку Московский столичный регион что это. Картинка про Московский столичный регион что это. Фото Московский столичный регион что это

Московская городская агломерация, которая включает Москву и Московскую область, входит в десятку крупнейших мегаполисов мира и является крупнейшей в Европе. Её население превышает 20 миллионов человек. В ней проживает около 14 процентов населения России, она производит 26 процентов российского ВВП.

«Экономика Москвы растёт быстрее, чем экономика в целом в стране. Москва является крупнейшим рынком сбыта для регионов, потребляя около трёх триллионов рублей в год. Москва обеспечивает рабочими местами примерно 2,5 миллиона жителей других регионов. Москва является локомотивом экономического роста, за последние 20 лет средние темпы роста экономики в Москве были примерно на 15 процентов выше, чем в среднем по России», — сказал Сергей Собянин на пленарном заседании Совета Федерации. Экономика Москвы растёт за счёт инноваций, сектора услуг, финансов и других подобных отраслей.

Темпы роста крупнейших городов в значительной мере определяют темпы роста своих стран и регионов. «Если мы в России замедлим темпы урбанизации и развития крупных городов, мы просто будем отставать в динамике экономики от ведущих стран мира. Причём об этом можно спорить, говорить так это или иначе, но все тренды мирового развития говорят именно об этом», — подчеркнул Мэр Москвы.

Меньше чем через 10 лет, в 2025 году, население 600 крупнейших городов (агломераций) мира достигнет двух миллиардов человек (25 процентов населения Земли). А их доля в глобальном ВВП составит 60 процентов.

Более того, в современном мире появился новый тип конкуренции. В древности города боролись за контроль над торговыми путями, в индустриальную эпоху — за фабрики и заводы. Теперь глобальные мегаполисы борются за человеческие ресурсы, поскольку всё больше хорошо образованных и успешных людей могут выбирать место жительства не только между городом и деревней, но и на карте мира. Сергей Собянин отметил: «Последнее десятилетие динамика миграции между городами выросла в три раза. Сегодня такие города, как Сингапур, Гонконг, Лондон, на 40 процентов состоят из экспатов — выходцев из других регионов. Это говорит о том, что происходит интенсивное перераспределение экономически активного населения между крупнейшими мегаполисами».

По мнению Мэра Москвы, бороться нужно не за то, чтобы россияне не ехали в Москву, а за то, чтобы наиболее активная часть населения не уезжала из России. «Москва является не конкурентом для других регионов, она является надёжным их партнёром. Москва — органическая часть России, открытая для сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации. Практически со всеми ними подписаны долгосрочные договоры сотрудничества — в области промышленной кооперации, расширения поставок сельхозпродукции, оказания медицинских услуг и других направлениях», — объяснил он. За последние шесть лет объём поступлений в федеральный бюджет из столицы увеличился на 62 процента. В среднем он растёт на 50 миллиардов каждый год.

Чтобы столица оставалась городом, удобным для жизни, и победила в глобальной конкуренции за человеческие ресурсы, Правительство Москвы реализует комплексные программы развития инфраструктуры, модернизации социальной сферы и создания качественной городской среды. Сергей Собянин добавил: «Мегаполис не может развиваться сам по себе. Если не работать над инфраструктурой, комфортной средой, то вместо синергии и экономического развития мы получим деградацию, отставание, социальные, экономические и политические проблемы».

Москва в последние годы изменилась и похорошела, отметила Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации. «Сколько появилось новых скверов, парков, пешеходных улиц. Сергей Семёнович, никто не верил, что можно справиться с трафиком в Москве, Вам это удалось благодаря развитию улично-дорожной сети. Чего стоит только одно железнодорожное кольцо в Москве. Это проект, которому пока нет аналогов в мире про протяжённости. Сколько вводится ежегодно станций метро. И так далее, и так далее. Москва расцвела, похорошела, чистая, ухоженная, мы гордимся столицей нашей страны».

Новые дороги и метро

В течение 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве построят около тысячи километров новых дорог и около 100 новых станций метрополитена и МЦК. Масштабное транспортное строительство, обновление подвижного состава, создание современного парковочного пространства и внедрение интеллектуальной транспортной системы позволит обеспечить комфортное и быстрое перемещение людей внутри Московской агломерации. Эта программа уже выполнена более чем на 50 процентов. Каждый год в развитие транспортной инфраструктуры столица вкладывает около 300 миллиардов рублей.

«Чем меньше времени человек проводит в дороге к месту работы или учебы и обратно, тем выше его экономический потенциал, производительность труда, тем лучше работает экономика, тем лучше чувствует сам себя человек, получая дополнительное время и на работу, и на досуг», — сказал Сергей Собянин.

Он отметил, что развитие транспортной инфраструктуры нужно не только москвичам, но и другим жителям страны. «Москва является крупнейшим российским транспортным узлом, до половины всего пассажиропотока проходит именно через Москву».

Недвижимость и благоустройство

В сфере градостроительной политики Правительство Москвы делает ставку на сбалансированное полицентрическое развитие, создание новых центров деловой активности на присоединённых территориях и в реорганизуемых промзонах. Ежегодный ввод жилой и коммерческой недвижимости должен составлять порядка восьми миллионов квадратных метров.

Следующий приоритет — создание качественной городской среды. Начиная с 2011 года в Москве благоустроили свыше 20 тысяч дворов, 450 парков и природных территорий. «Каждый рубль, вложенный в благоустройство, возвращается в экономику. Только одни доходы в экономику города от туризма составляют около 400 миллиардов рублей. Сама комфортная среда формирует притяжение людей к городу, создавая конкуренцию по отношению к другим мегаполисам мира», — объяснил Мэр Москвы.

Сейчас Правительство Москвы реализует крупнейшую программу благоустройства «Моя улица», а также работает над созданием парков мирового уровня «Зарядье», «Нагатино», «Остров мечты» и других.

Качественные образование и медицина

Важная задача Правительства Москвы — обеспечить качество школьного образования на уровне лучших мировых городов. Это предполагает оснащение школ лучшим оборудованием, высокую квалификацию учителей, современные стандарты образования, широкий выбор специальностей для углублённой профильной подготовки.

Результаты тестирования московских школьников по стандартам международной программы PISA, проведённого в 2016 году, подтвердили, что по качеству школьного образования Москва находится на шестом месте в мире. «150 школ Москвы занимают первое место в мире по качеству этих образовательных услуг», — уточнил Сергей Собянин.

В сфере здравоохранения основной задачей является предоставление москвичам качественного и комфортного лечения с применением самых современных методов и оборудования. С 2011 года средняя ожидаемая продолжительность жизни москвичей увеличилась с 74 до 77 лет. Это говорит о значительном прогрессе городского здравоохранения. Мэр Москвы добавил: «Здравоохранение Москвы работает не только на москвичей, но и на всю страну. В федеральных клиниках, которые расположены в Москве, более 50 процентов — со всех регионов страны. Более того, в городских клиниках от 20 до 25 процентов — граждане из других регионов».

Новое жильё вместо ветхих пятиэтажек

В 2017 году Правительство Москвы начинает реализацию крупнейшей в России и одной из крупнейших в мире программ реновации жилого фонда.

В течение 15 лет столице предстоит расселить жильцов пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. Потенциально программа может охватить до 7,9 тысячи жилых домов площадью 25,1 миллиона квадратных метров, в которых проживает до 1,6 миллиона москвичей. Эта проблема особенно актуальна для города. «В Москве это строительство началось раньше, чем в других регионах, по сути, в Москве проводился своего рода эксперимент по строительству индустриального жилья. И результаты этого эксперимента далеко не всегда были качественными. Некоторые бетонные блоки собирались просто из строительного мусора», — объяснил Сергей Собянин.

Сейчас Государственная Дума рассматривает проект федерального закона, устанавливающего московский стандарт реновации, который включает:

— комплексную застройку кварталов реновации качественными современными жилыми домами с необходимой социальной инфраструктурой;

— принятие решений о расселении домов только с учётом мнения их жителей;

— переселение бывших жителей пятиэтажек в равнозначные квартиры в районах их прежнего проживания или в смежные районы;

— освобождение жителей домов, включённых в программу реновации, от взносов на капитальный ремонт.

В своём выступлении Сергей Собянин попросил членов Совета Федерации поддержать этот проект федерального закона.

Источник

Московский столичный ареал

Московский столичный регион что это. Смотреть фото Московский столичный регион что это. Смотреть картинку Московский столичный регион что это. Картинка про Московский столичный регион что это. Фото Московский столичный регион что это

Московский столичный регион что это. Смотреть фото Московский столичный регион что это. Смотреть картинку Московский столичный регион что это. Картинка про Московский столичный регион что это. Фото Московский столичный регион что это

Московская агломерация (Московский столичный регион) — агломерация (надгородское образование), включающая в себя Москву со всеми её пригородами; крупнейший макроэкономический регион в России и одна из крупнейших городских агломераций мира (в зависимости от методов подсчета населения занимает 15-18 место [1] [2] [3]) основа Центрального мегалополиса [4] [5] [6] [7]

Московская агломерация расширяется быстрыми темпами — на 2006 год зонами сплошной застройки или строительства по некоторым направлениям почти непрерывно покрыты десятки километров от МКАД [2] (как, например, практически сплошная сверхурбанизированная полоса длиной порядка 80 км, проходящая через Москву от Климовска до Пушкино). Релизуется ряд проектов, связанных с формированием городов-спутников Москвы (в настоящее время идет строительство города-спутника Домодедово и Москвы — Константиново [9], а по планам, в будущем, количество вновь построенных городов может достигнуть 12 [10]). Знаковым стало решение правительства Московской области о строительстве в Подмосковье линий метрополитена, вписанное в генеральный план развития области.

Транспортное сообщение внутри агломерации, во многом обеспечиваемое пригородными электропоездами, отличается колоссальной загруженностью — в часы «пик» интервал движения электропоездов в Московском узле составляет 4-6 минут [11].

В настоящее время, Московская агломерация в отличие от остальных регионов РФ вступила в финальную, постиндустриальную стадию своего развития, связанную с преобладанием не промышленного потенциала и созданием промышленных предприятий, а с использованием сервисных видов деятельности и дальнейшим становлением Москвы, которая является т. н. мировым городом второго (β) порядка [12] в качестве центра науки, культуры, образования, финансовой деятельности [13] [14]. Благодаря этому, Московская агломерация имеет дальнейшие перспективы для своего развития в отличие от многих агломерацией РФ, исключительно связанных с промышленным производством (это большинство российских агломераций, созданных в советское время).

Содержание

Структура и состав Московской агломерации

Московский столичный регион что это. Смотреть фото Московский столичный регион что это. Смотреть картинку Московский столичный регион что это. Картинка про Московский столичный регион что это. Фото Московский столичный регион что это

В Московскую агломерацию в узком масштабе входят непосредственно примыкающие к границе Москвы города (часть из них — областного подчинения) [3]

В настоящее время под Московской агломерацией в более широком масштабе подразумевается не только Москва с непосредственно примыкающими к ней населёнными пунктами, или Москва с двумя пригородными поясами, а Москва и вся Московская область (столичный регион)[15] [16] [17], в которой выделяется [3] :

Агломерации второго порядка

Центральный мегалополис

Основа мегалополиса

В результате роста Московской агломерации, в настоящее время Московский регион является основной частью развивающегося Центрального мегалополиса (в частности, планируется строительство города-спутника Твери и Москвы Большого Завидово [20] [21]), который включает в себя:

Московский столичный регион что это. Смотреть фото Московский столичный регион что это. Смотреть картинку Московский столичный регион что это. Картинка про Московский столичный регион что это. Фото Московский столичный регион что это

Состав

Центральный мегалополис, таким образом, по своей форме представляет «снежинку» (а не ось, как у линейных мегалополисов США и Японии), лучи которой замыкаются областными центрами. В то же время, между Москвой и Нижнем Новгородом формируется «линейный» мегалополис — его основой является ряд исторически сложившихся городских поселений, (в частности, городские поселения Владимирской области, являющиеся продолжением Орехово-Зуевского промышленного узла) проходящих через Московскую и Владимирскую область и его центр Владимир непосредственно, замыкаясь на агломерации Нижнего Новгорода [24] (центр Нижегородской области), чья зона тяготения, в свою очередь, захватывает города на востоке Владимирской области [25]. Дальнейшим стимулом для развития этой зоны расселения и интеграции Нижнего Новгорода в Московский мегалополис станет открытие в 2009 скоростного сообщения между Нижним Новгородом и Москвой, которое позволит сократить время поездки между этими двумя городами до 3,5 часов [26].

Формирование единой агломерационной структуры на основе Московской и прилегающей областей было признано в Министерстве регионального развития РФ — для решения всех инфрастуктурных проблем данного региона, в частности, предполагалось даже объединить Московскую область с окружающими ее областями, что соответствовало бы зоне влияния Московской агломерации в радиусе 300 км [27].

Таким образом, формирущийся Центральный мегалополис складывается из

В остальном, лучи расселения замыкаются либо не очень крупными агломерациями областных центров:

Либо небольшими городами, не являющимися областными центрами и образующими скромные агломерационные образования, например,

Влияние Московской агломерации на другие регионы РФ

К зоне влияния Московской агломерации также причисляют дальний областный центр Смоленск [30] и южную часть Вологодской области (центр Вологда — Череповец) — в данном случае, скорее всего, нужно говорить именно о влиянии столичной агломерации, а не о дальнейшей интеграции этих регионов в Московский мегалополис, ввиду отсутствия достаточного количества городских поселений между указанными городами и периферией Московской агломерации (в то же время, в соответствии со стратегией развития Смоленска, в нем предусматривается создание производств с учетом интересов Московского столичного региона [31]).

Влияние Московской агломерации простирается и до более дальних регионов. Разработанный в 20-хх годах генеральный план развития Москвы и Московской агломерации предусматривал создание вокруг Москвы мощных региональных промышленных центров [32], включающих Калугу, Рязань, Тулу, Ярославль, Тверь Рязань, Владимир, Иваново, Нижний Новгород, Брянск, Воронеж, которые оттянули бы на себя часть населения, но сдержать рост населения Москвы оказалось невозможно.

Таким образом, в настоящее время, фактически весь ЦФО находится под влиянием Московской агломерации, так как его регионы, большей частью, замкнуты на Московской рынок [33]. Ввиду этого, будущее развитие ЦФО будет происходить в рамках выноса производств за пределы Москвы и Московской области на территории других областей округа, что должно привести к созданию т. н. «Большой Москвы» («слияние» ЦФО в Московскую агломерацию)[34].

Концепция мегалополиса Москва-Санкт-Петербург

В соответствии с данной концепцией, при определенных условиях в будущем возможно формирование мегалополиса между Москвой и Санкт-Петербургом [35] [36]. Предпосылками для этого могут стать, в частности, открытие скоростного автомобильного и железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом, что приведет к развитию городских агломераций в пределах данного транспортного коридора. Но в настоящее время, области лежащие между названными мегаполисами (Тверская и Новгородская) отличаются людской истощенностью и отсутствием достаточного количества городских поселений для формирования единой агломерационной структуры. [37]. В то же время, за счет скоростного железнодорожного движения между Москвой и Петербургом (откроется в 2009 году), влияние Москвы через связанный с ней Петербург сможет простираться и до Балтийского региона [38].

Источник

Московская агломерация

В рамках Московской агломерации осуществляются стабильные производственные, трудовые, культурно-бытовые, рекреационные и другие связи между Москвой и окружающими её поселениями, в том числе в виде маятниковых миграций, то есть ежедневных поездок из одних населённых пунктов в другие. В радиусе 90—100 км от Москвы на каждого жителя приходится в год более 10 самостоятельных культурно-бытовых поездок в столицу.

Контур Московской агломерации имеет звездообразную конфигурацию и довольно компактное ядро — Москву в современных границах. Звездообразным выступам, протянувшимся вдоль автомобильных и железных дорог, соответствуют города: Пушкино, Красноармейск, Щёлково, Ногинск, Раменское, Бронницы, Подольск, Апрелевка, Звенигород, Истра, Солнечногорск.

Одна из главных тенденций территориального развития Московской агломерации — врастание Москвы в Подмосковье. К Москве последовательно присоединяется часть территории Подмосковья, используются его ресурсы для создания систем обеспечения жизнедеятельности москвичей. Расширение городской черты Москвы происходит примерно каждые 25 лет (1917, 1935, 1960, 1985).

В состав Московской агломерации входят 42 города (включая Москву), из них 14 городов с населением свыше 100 тыс. человек, а также несколько десятков посёлков городского типа, многочисленные сельские поселения.

Города, входящие в состав Московской агломерации, образуют спутниковые пояса. Первый спутниковый пояс сформирован в 10—15 км от границ Москвы в условиях наиболее активного взаимодействия ближайших городов со столицей. Города-спутники первого пояса по образу жизни населения, условиям проживания, по своим функциям, типу застройки, транспортной доступности представляют собой по сути внешние, окраинные, районы Москвы. Из первого спутникового пояса выезжает ежедневно на работу в Москву 30% занятого населения, в среднем каждый житель в год совершает 50 и более культурно-бытовых поездок в столицу. Кольцо ближних спутников составляют 11 городов: Химки, Долгопрудный, Мытищи, Королёв, Балашиха, Реутов, Люберцы, Видное, Одинцово, Красногорск, Зеленоград (административный округ Москвы). Вместе с посёлками городского типа, сельскими населёнными пунктами и поселениями, административно подчинёнными Москве, численность населения первого спутникового пояса около 1,3 млн. человек.

Второй спутниковый пояс представлен группой городов, более удалённых от Москвы (находящихся в радиусе 50—70 км от её границ), но тесно с ней связанных взаимным трудовым и культурно-бытовым тяготением. Из городов этого пояса в Москву выезжает ежедневно на работу 15% занятого населения, каждый житель за год совершает в среднем около 30 поездок с культурно-бытовыми целями. Находясь под воздействием Москвы, эти города тем не менее обладают возможностями свободного роста и самостоятельного развития. К их числу относятся 30 городов; наибольшие по численности населения (свыше 100 тыс. человек) — Подольск, Электросталь, Ногинск, Щёлково, Жуковский. Численность населения второго спутникового пояса около 2,9 млн. человек.

Развитие городов-спутников в определённой мере способствует «разгрузке» города-центра, уменьшению плотности населения и рассредоточению производства. Жители спутниковых поясов, особенно периферийной части Московской агломерации, проживают в экологически более благоприятных условиях, ближе к пригородной зоне, чем жители центра агломерации. Но по уровню развития инженерно-транспортной инфраструктуры, сферы бытовых услуг окраинные города уступают центру и городам первого спутникового пояса.

По мере удаления от Москвы влияние ядра агломерации на формирование и развитие поселений ослабевает. Во внешней зоне агломерации начинают преобладать города, сами выполняющие роль районоорганизующих центров и образующие свои ареалы тяготения. На территории Московской агломерации выделяются в некоторых случаях агломерации второго порядка, образовавшиеся в результате скопления нескольких населённых пунктов, объединённых тесными связями друг с другом. Это плотные ареалы, где поселения срастаются. Некоторые агломерации второго порядка начинаются непосредственно от границ Москвы, включая в свой состав её ближайшие спутники: Люберецко-Раменская, Балашихинская, Мытищинско-Щёлковская, Химкинско-Зеленоградская, Подольская. Несколько обособленно развивается Ногинско-Электростальская агломерация, составленная двумя городами, неоднородными по происхождению и хозяйственному профилю. При дефиците территорий, напряжённом экологическом состоянии, функциональной разнородности эти ареалы непрерывно растут.

Крупнейшие по численности населения агломерации второго порядка — Люберецко-Раменская (0,6 млн. человек), Мытищинско-Щёлковская (около 0,6 млн. человек), Химкинско-Зеленоградская (0,4 млн. человек), Балашихинская (0,3 млн. человек), Подольская (0,3 млн. человек). На их базе возникают и растут городские поселения, города, формируются новые городские агломерации. Продолжается расширение Московской агломерации и уплотнение её ядра.

Общей чертой расселения Московской агломерации является большая слитность городских и сельских поселений, их активное взаимодействие. Границы между городскими и сельскими посёлками размыты и динамичны. Сельские жители, работающие в городах, а также представители городских профессий на селе образуют значительный контингент «скрытого городского населения».

Функционально-отраслевая структура Московской агломерации характеризуется многообразием видов деятельности, многочисленными отраслями промышленности, высокой долей отраслей непроизводственной сферы — науки, образования, культуры, искусства, высокоразвитого комплекса управления, действующего на разных уровнях (от международного до внутригородского). Вместе с тем функциональное многообразие Московской агломерации обусловливает её загруженность отраслями и производствами, не всегда соответствующими современному положению и месту агломерации в стране. Всё острее проявляется потребность в реструктурировании её экономики, в избранном развитии отдельных отраслей и видов деятельности за счёт свёртывания других. При этом для Московской агломерации требуется проведение единой экономической, градостроительной, природоохранной и управленческой политики.

Источник

Столица без границ: как развивается московская агломерация

Московский столичный регион что это. Смотреть фото Московский столичный регион что это. Смотреть картинку Московский столичный регион что это. Картинка про Московский столичный регион что это. Фото Московский столичный регион что это

МОСКВА, 10 окт — РИА Недвижимость. Что происходит, когда мегаполисы — такие, как Москва, перерастают свои границы и становятся агломерациями, ультраполисами, мегарегионами? Какой бы термин не использовался, суть одна: именно они стали играть ведущую роль в экономике разных стран. Собеседники РИА Недвижимость рассказали, какие факторы способствуют развитию Московской агломерации.

По оценке PwC, московская агломерация является крупнейшей в Европе и будет таковой оставаться еще не менее 10 лет. Более того, по 11 существенным показателям (ВВП, прирост населения и другие) московская агломерация превосходит показатели страны в целом.

Это характерно не только для России, но и для других стран, как развитых, так и развивающихся, отмечает директор отдела исследований рынка CBRE Анна Шепелева. Имеются данные, что каждые 10 жителей Московской агломерации создают два рабочих места за ее пределами благодаря высокому уровню потребления, говорит она. Так что сегодня главный вопрос не в том, развивать ли московскую агломерацию, а в том, как эффективнее всего это сделать.

Большинство исследований сходится на том, что успешность агломераций базируется на развитии локальных центров — сравнительно небольших территорий внутри агломерации, где созданы комфортные условия проживания, рабочие места, в том числе для специалистов высокой квалификации, а также досуговая инфраструктура. Только в этом случае снижается маятниковая миграция, и как следствие — нагрузка на транспортную инфраструктуру, повышается качество жизни людей, а агломерация выполняет свою главную экономическую задачу — создает тот самый ВВП и налоговую базу «на местах», ранее менее востребованных.

Человеческий капитал

Конечно, главное условие — привести в локальные центры трудоспособное, хорошо образованное и экономически активное население. «По мере урбанизации, уплотнения и прихода населения на эти территории, конечно же, возникает потенциал развития и промышленности, и появления рабочих мест. Когда территории пустуют — там не будет развиваться ничего», — подчеркивает председатель правления Ассоциации проектировщиков Московской области Илья Машков.

Кроме того, люди сами по себе повышают качество городской среды. С одной стороны, их потребительское поведение формирует запрос на более качественную инфраструктуру, а с другой — среди них находится немало таких, кто благодаря своим идеям отвечает на этот спрос, развивая собственный бизнес.

Примеры мировых агломераций показывают, что людей привлекает безопасная среда и доступность качественного образования. «Это справедливо и для России», — говорит руководитель столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. Исследования, которые проводят департамент и столичные девелоперы, показывают потребность в хорошей освещенности улиц, разнообразии инфраструктуры, прогулочных зонах, но в первую очередь — в хороших школах, детских садах и развивающих центрах.

«Безусловно, люди будут рады батутному центру или кинотеатру в шаговой доступности, но решение они принимают, исходя из возможности отвести ребенка в хорошо оснащенную школу с высоким рейтингом и опытными преподавателями. И при прочих равных готовы заплатить за такое жилье больше», — соглашается генеральный директор ГК «А101» Сергей Качура.

Следующий по важности запрос — экономия времени, особенно в пути на работу и обратно. Ответом служит растущая сеть метро и «посадка» на территорию компаний, которые ориентированы на привлечение высокообразованных кадров.

Так, в новой Москве ежегодно создается 10-12 тысяч новых рабочих мест, говорит руководитель столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. «Здесь расположились офисы «Ростелекома», Тele2, Oracle. Территория постепенно прирастает качественными офисными пространствами и торговыми площадями — и во многом благодаря нынешнему «социальному срезу» новой Москвы», — констатирует он.

Московский столичный регион что это. Смотреть фото Московский столичный регион что это. Смотреть картинку Московский столичный регион что это. Картинка про Московский столичный регион что это. Фото Московский столичный регион что это

Создание комфортной среды также поможет получить инвестиции на развитие территории. Опрошенные РИА Недвижимость эксперты единодушны: строительство жилья по-прежнему является главным драйвером любого проекта комплексного освоения любой большой территории. И только вслед за жильем приходит бытовая, спортивная и развлекательная инфраструктура.

«Но нельзя подходить к этому с позиции «больше жилья — больше денег — больше всего остального». Важно иметь стратегическое видение развития территории и постепенно раскрывать ее потенциал, поочередно насыщая различными функциями», — объясняет Качура.

Комфортную среду большинство мировых экспертов делят на три составляющие: недорогое и удобное жилье, пространство для сопутствующей инфраструктуры и рекреационные зоны, которые создаются непосредственно на территории жилых комплексов или в нескольких минутах ходьбы. При наличии всех трех составляющих территория становится привлекательной для бизнеса из сферы торговли, досуга, бытовых услуг. Со временем здесь возникает спрос на другой уровень качества, и развитие территории «идет на второй круг»: возникают жилые дома повышенной комфортности, мультиформатные торговые и развлекательные центры, бутики.

Девелоперам в новой Москве, судя по всему, удается обеспечить все три составляющие. Во всяком случае, по данным ГК «А101», за последний год спрос на жилье на присоединенных к столице территориях вырос на 40%. По мере заселения домов растет и деловая активность. Доля вакантных площадей в объектах street-retail на первых этажах жилых домов не превышает 6%, причем покупают их в основном не крупные компании, а индивидуальные предприниматели.

Сердце деловой среды

Традиционно занятость на предприятиях Московской области в основном связана с производством, тогда как в Москве это административная работа, так называемые «белые воротнички», рассуждает Никуличева. «Не стоит забывать и об исторической специализации города. Например, Королев всегда был центром космической отрасли и привлекал большое количество высококвалифицированных специалистов», — добавляет она.

Коммунарка, Троицк, Обнинск с сильными техническими кадрами, высоким образовательным индексом создают потенциальное направление — научный кластер с приоритетной образовательной функцией, рассуждает Качура. Указанные города являются естественными локальными центрами, которые могут инициировать сильнейший рывок развития в локации высокотехнологичных предприятий по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, которая сможет «остановить» ежедневную маятниковую миграцию «дом-работа-дом» выпускников технических вузов, проживающих в настоящее время в Обнинске и Троицке, говорит он.

Московский столичный регион что это. Смотреть фото Московский столичный регион что это. Смотреть картинку Московский столичный регион что это. Картинка про Московский столичный регион что это. Фото Московский столичный регион что это

Создание технопарков в новой Москве уже ведется или запланировано. Жидкин со своей стороны отмечает в этом процессе большую роль девелоперов, в том числе крупных холдингов: ГК «А101», ГК МИЦ, «Самолёт девелопмент», RDI и «Абсолют». Например, стратегический мастер-план «А101» предусматривает создание до 2035 года 142 тысяч рабочих мест в рамках проектов производственной, деловой, торговой и развлекательной инфраструктуры.

На скорость и результативность появления производственных объектов на новых территориях влияют специальные условия для инвесторов, особенно в части обеспечения объектов инженерной инфраструктурой и налогообложения на старте. А действительно большим и высокотехнологичным предприятиям, обслуживающим атомную, космическую и иные стратегически важные отрасли, требуется поддержка национальных инвестиционных фондов и госкорпораций. Только у них есть возможность инвестировать в сложное оборудование и технологии, финансировать длительные исследовательские и образовательные проекты, которые и станут основной причиной для их появления на территории. И такие предприятия обычно и становятся «сердцем» деловой активности локации.

Асфальтовый скелет

Для формирования агломераций критически важна стабилизация взаимосвязей между различными территориями, объясняет партнер, руководитель департамента исследований и аналитики по Восточной Европе компании Cushman & Wakefield Денис Соколов. «Когда в целом закончится формирование транспортного каркаса, повысится плотность транспортной инфраструктуры, тогда можно будет говорить о финальной стадии формирования агломерации», — говорит он.

Собственно, развитая система транспорта, и прежде всего общественного — это то, без чего на территории не появляются ни технопарки, ни ликвидное жилье.

В московском регионе транспортный каркас разделяется на две условные части: магистральные трассы и локальная улично-дорожная сеть, полагает председатель правления Ассоциации проектировщиков Московской области Илья Машков. «Магистрали расширяются, возникают бессветофорные трассы, в этом смысле транспортный каркас «прорастает», Москва и область с его помощью и, правда, «сращиваются», — объясняет он.

Московский столичный регион что это. Смотреть фото Московский столичный регион что это. Смотреть картинку Московский столичный регион что это. Картинка про Московский столичный регион что это. Фото Московский столичный регион что это

Другое дело — локальная дорожная сеть, которая обеспечивает проезд по условному маршруту «дом — магазин». «Это проблема и для столицы, и для области», — сетует Машков. Но она решается, добавляет эксперт. По его словам, важную роль здесь играют проекты комплексного развития территорий, например, развитие бывших промзон, при застройке которых сейчас создается плотная улично-дорожная сеть. То же самое касается развития присоединенных территорий.

Специфика столичного региона — гипертрофированная важность метро и фактическая возможность его развития только силами столичного правительства. Нужно отметить, что до недавнего времени ветки метро крайне неохотно тянулись за МКАД — за исключением, к примеру, Митино и Котельников. После присоединения к Москве территорий, которые сейчас называются Троицким и Новомосковским округами, а также достижения договоренностей с собственниками земли по основным векторам развития этой территории, ситуация резко изменилась. Сегодня у правительства Москвы есть чёткие планы по строительству здесь порядка 70 километров путей и 33 новых станций. «Получается, что на сегодняшний день новая Москва — локация, имеющая реальные шансы на быстрое развитие по агломерационному сценарию, во многом благодаря строительству метро», — считает Жидкин.

Эксперты также указывают на особую роль аэропортов в развитии агломерации и их потенциал как локальных центров. «При аэропортах возникают проекты — так называемые «сухие порты». Это логистические центры, связанные с железной дорогой, которые раньше размещались в Москве, но сейчас они выходят из центра», — говорит Машков. Деловая функция в Подмосковье привязана к крупным автомагистралям, ориентированным или на логистические узлы, или на аэропорты «Шереметьево» и «Домодедово», — соглашается руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов.

Московский столичный регион что это. Смотреть фото Московский столичный регион что это. Смотреть картинку Московский столичный регион что это. Картинка про Московский столичный регион что это. Фото Московский столичный регион что это

Аэропорт за чертой города также может быть основой для создания офисных центров, конгресс-холлов и гостиниц. Этим продуктом могут заинтересоваться представительства компаний из других регионов и стран, поскольку так можно заметно сократить транспортные издержки. В свою очередь, он «тянет» за собой торговую и развлекательную инфраструктуру. Кроме того, наличие эффективного офисного кластера и сопутствующей инфраструктуры создает базу для развития корпоративного арендного жилья через проекты строительства сервисных или «классических» апартаментов. Делать это могут либо крупные инвесторы, либо собственники офисных помещений, которые таким образом получат действенный инструмент для привлечения ценных специалистов, в том числе и из-за рубежа.

«Важно понимать, что агломерации не «висит» в воздухе, она естественным образом налаживает взаимовыгодное сотрудничество с другими регионами страны, накрывая сетью экономической активности всю территорию. И, как показал наш опыт, предприятие, располагающееся в другой области, может искать наиболее эффективные точки, чтобы разместить свои офисы и сервисные службы, не заходя в границы старой Москвы», — добавляет Качура.

Счастье неустроенности

Вместе с тем, строительная активность зависит не только от транспортной доступности, но и в первую очередь от наличия свободных участков, отмечает Алексей Попов. Редевелопмент большой территории нередко сопряжен с непрогнозируемыми рисками и дополнительными затратами.

Сегодня развитие по-настоящему больших территорий, так или иначе, связано с необходимостью подключить к процессу собственников земельных участков. Для быстрого развития агломерационных кластеров у города и собственников этой земли должна быть единая позиция по вопросу развития территорий.

С 2016 года для реализации проектов комплексного устойчивого развития территорий (КУРТ) действует в целом эффективный закон 373-ФЗ. В теории он помогает и агломерационному развитию. Однако на практике с собственниками земли или объектов на территории недействующих промзон договориться намного проще, чем с владельцами жилья — квартир или домов.

Характерный пример — ближний пояс северной части Московской области, который последние 15-20 лет активно застраивался дорогими коттеджными поселками, а затем развивался в сегменте досуга для обеспеченных людей. На месте деревень и советских турбаз, в том числе рядом с крупными водохранилищами, стали появляться яхт-клубы и отели. С одной стороны, это, безусловно, создало на этих территориях хороший рекреационный кластер, но вместе с тем, по сути, остановило развитие территории на много лет.

«Те, кто когда-то селился в этих домах, вряд ли захочет с ними расстаться, даже если в нынешних условиях жить здесь значит терять время, в том числе на дорогу до работы, и деньги — как минимум в виде постепенного удешевления этой недвижимости», — подчеркивает Качура.

Московский столичный регион что это. Смотреть фото Московский столичный регион что это. Смотреть картинку Московский столичный регион что это. Картинка про Московский столичный регион что это. Фото Московский столичный регион что это

Другой характерный пример — многие города в непосредственной близости от МКАД, которые строились как промышленные сателлиты в середине прошлого века. Сегодня для их развития требуется довольно серьезная перестройка, причем это относится далеко не только к ветхому жилому фонду. Проекты жилой и коммерческой недвижимости, которые появлялись на месте тех же промзон или на свободных участках, возникали стихийно и слабо учитывали реальные потребности этих городов, а в результате зачастую провоцировали транспортный коллапс на «вылетных» магистралях. Сегодня ценность этих объектов также снижается как для покупателей квартир, так и для разного рода инвестиций.

Именно поэтому новая Москва возникла там, где она возникла. Много свободной от застройки территории, хорошая экологическая обстановка и наличие федеральных трасс дало в сумме хорошие перспективы для экстенсивного развития.

Новая Москва остается «заложником» исторически сложившихся экономических связей и специализации основных транспортных магистралей, объясняет Качура. «Причем «заложником», который получит в ближайшие 5-10 лет только дивиденды и бонусы», — уточняет он. Появление новой Москвы стало толчком к формированию московской агломерации. Фактически мы поняли, что расстояние не является препятствием для синергетического развития территории, рассуждает Соколов.

У этой территории тоже был риск превратиться в очередной сателлит с уплотненной застройкой. Административное присоединение к Москве, а также интерес и поддержка со стороны городских и федеральных властей обусловили создание на этой территории городской среды, уровень комфорта в которой отвечает требованиям современного человека и вполне сопоставим с европейским.

Территория новой Москвы пользуется повышенным интересом инвесторов и девелоперов, рассказывает Шепелева. Наиболее заметно активное строительство жилых объектов. Что касается рынка коммерческой недвижимости, то здесь сосредоточено почти 60% совокупного объема предложения офисных помещений класса А за пределами МКАД несмотря на то, что офисный рынок новой Москвы начал активно развиваться относительно недавно, говорит она.

До изменения границ Москвы на присоединенных территориях из объектов офисной недвижимости было только два бизнес-центра класса В: «Румянцево» и «Боровский», продолжает Шепелева. Сегмент класса А начинает развиваться с 2014 года, когда вводятся в эксплуатацию бизнес-парк Comcity (фаза «Альфа») и K2 (здание А). В период с 2014 года по вторую половину 2017 года объем рынка офисной недвижимости новой Москвы увеличивается в1,7 раза и достигает 472,2 тысячи квадратных метров. В 2017 году был введен в эксплуатацию БЦ «Дубровка Плаза» и lifestyle-центр «Деловой квартал Neopolis», отмечает эксперт.

Всего же с момента появления новой Москвы в 2012 году в ее развитие инвестировано 850 миллиардов рублей. При этом ожидается, что к 2035 году суммарные инвестиции в эту территорию составят 7 триллионов рублей, рассказывает Жидкин.

Препятствия и перспективы

Московский регион и дальше будет развиваться как единая агломерация, уверены все эксперты, беседовавшие с РИА Недвижимость. Однако в деталях будущее столичного региона они видят по-разному.

Главная проблема московской агломерации не только в градостроительных просчетах, но и в дисбалансе распределения доходов между субъектами федерации, что в свою очередь приводит к завышенной миграционной привлекательности географической Москвы, полагает эксперт из ЦИАН.

Соколов считает серьезной трудностью на пути формирования московской агломерации наличие административных границ региона, которые, по его мнению, можно сравнить с границами между странами ЕС.

А вот эксперт из «А101» подчеркивает значимость господдержки и инвестиций в формировании агломерации, причем прежде всего от структур с госучастием.

Плюсы агломерации, ориентированной на создание максимального комфорта для людей, заключаются в том, что она может предложить лучшие условия для жизни. Большой рынок труда таких крупных образований благотворно сказывается на бизнесе и, как следствие, на дальнейшем развитии города, резюмирует Никуличева.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *