Мотивы поступления на службу в налоговые органы что писать
Профессиональная компетентность как основа конкурентоспособности работников налоговых органов России
Социологические науки
Похожие материалы
В современных социально-экономических условиях одним из главных показателей состояния экономики и перспектив ее развития выступает национальная конкурентоспособность, в том числе индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI). По результатам исследований, проведенных специалистами Всемирного экономического форума (World Economic Forum) среди 144 стран, Россия по показателю индекса глобальной конкурентоспособности занимала в 2014 году 53 место, находясь рядом с такими странами, как Филиппины (52 место) и Болгария (54 место).
Среди причин низкого уровня конкурентоспособности России учеными были определены следующие проблемные области ее экономического развития, а именно коррупционные правонарушения, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки.
Одним из слагаемых, формирующих конкурентоспособность страны, является показатель эффективности органов государственного управления. Качественные характеристики системы государственного управления зависят от уровня профессионализма государственных гражданских служащих и во многом определяют, ускоряют реализацию государственных программ и задач через своих представителей – работников государственных органов.
На достижение высокого уровня профессионализма огромную роль оказывает профессиональная среда. Она формируется в процессе профессионально-коммуникативной деятельности работников и может не только способствовать росту профессионализма специалистов, но и развивать профессиональные деформации и деструкции, порождать негативные явления (бюрократизм, коррупцию).
На сегодняшний день предложить универсальную модель высокопрофессионального, конкурентоспособного персонала достаточно сложно. Необходимо отметить, что вопросами профессионального развития государственных гражданских служащих ученые начали заниматься сравнительно недавно. Так, исследованиям в области конкурентоспособности работников, в том числе в сфере государственного управления, посвящены работы Н.М Куршиевой, Г.М. Шамаровой, Н.Е. Серебровской и др.
Однако до сих пор в научной среде не существует единого подхода к определению самих понятий «профессионализм», «конкурентоспособность персонала». Не смотря на это, исследователи в данной области подчеркивают, что для достижения высокого уровня профессионализма работник должен быть мобильным, восприимчив ко всем нововведениям и легко обучаем. Последнее качество наиболее важно, так как специалисту в процессе его профессиональной деятельности необходимо постоянно совершенствовать свои навыки и умения.
Таким образом, решение вопросов роста профессионализма кадров, управления их профессиональным развитием является на сегодняшний день не только актуальной задачей, но и первостепенно важной.
Актуальность проблемы роста профессионализма государственных гражданских служащих
Органы государственного управления играют важную роль в экономической политике государства. Федеральная налоговая служба России осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Она выполняет важнейшие экономические функции по сбору налогов, обеспечивая необходимыми средствами возможность проведения государственной социальной политики, так как налоговые поступления – это наибольшая доходная часть бюджета страны. Результативность и эффективность функционирования налоговой службы в значительной степени зависит от профессионализма ее сотрудников.
Современные исследователи отмечают, что «только укомплектованная нужным количеством профессиональных сотрудников, обладающих необходимой квалификацией и работающих высококлассно, служба сможет добиться успеха».
В Концепции кадровой политики Федеральной налоговой службы отмечается необходимость создания комплексной системы планирования кадровых ресурсов и повышения профессионального уровня работников на основе развития непрерывного профессионального образования.
Специалисты налоговых органов должны обладать высоким уровнем профессиональных и личностных компетенций, выступать в роли координаторов по согласованию противоречивых социально-экономических интересов представителей различных секторов экономики, играть существенную роль в социальном механизме налоговой службы. При этом основной задачей налоговых органов является не столько эффективное изъятие максимального количества налогов, сколько организация работы по согласованию интересов государства и налогоплательщиков.
К сожалению, на сегодняшний день мы не можем говорить о высоком уровне доверия населения к налоговым органам. Проведенные социологические опросы показывают, что чаще всего неудовлетворение налогоплательщиков вызывает низкий уровень профессионализма работников налоговых органов, качество внутренней коммуникации с представителями органов власти. Отметим, что и сами работники налоговой службы отмечают невысокий (низкий) престиж специалиста налоговых органов в глазах общественности.
Для выполнения своих штатных функций специалистам налоговых органов требуются дополнительные аналитические и творческие способности: умение решать нестандартные задачи, прогнозировать и отвечать за последствия принимаемых решений, самостоятельно находить выход из критических ситуаций, обладать на достаточно высоком уровне профессиональными знаниями и умениями в области современных информационных технологий и психологии делового общения.
В этой связи рост профессиональной компетенции кадров налоговой службы рассматривается как важнейший элемент управления. Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты налоговых органов управление процессом повышения профессионализма работников способствует созданию благоприятной внутренней профессиональной среды, повышению мотивации сотрудников и их преданности организации. Специалисты получают дополнительные возможности для профессионального роста, что особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний, усиления конкуренции на рынке труда.
Общество в целом также оказывается в выигрыше, поскольку оно получает более квалифицированных граждан и рост производительности общественного труда без дополнительных затрат.
Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях динамично развивающихся социальных процессов, которые обусловлены постоянными изменениями в российском налоговом законодательстве, реформированием государственной гражданской службы. Только за 2012 г. в Налоговый кодекс Российской Федерации (2 часть) было внесено 28 изменений и дополнений, а ранее в 2011 г. − 36. В ходе реформ, проведенных в 2012 году с целью оптимизации численности персонала, кадровый состав налоговых инспекций был обновлен в среднем на 15%. Из налоговых органов были уволены 31 920 сотрудников, вновь принято на государственную службу 19 790 работников.
Реформирование системы государственной службы, реорганизация в структуре налоговых органов выявила ряд проблем, связанных с имеющимся уровнем профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников, их психологической неготовностью к эффективной деятельности в условиях социальных и экономических перемен.
При этом наблюдается проблемная ситуация – несоответствие между необходимым, требуемым уровнем профессионализма работников налоговых органов, с одной стороны, и существующим на сегодня уровнем, с другой. Решение указанной проблемы – неотложная задача общегосударственного значения, важное условие для обеспечения результативного функционирования и развития налоговой службы, а также прямая социально-экономическая выгода для России, которая связана с повышением социального благосостояния граждан, укреплением экономического положения и безопасность государства, ростом конкурентоспособности страны.
Анализ проблем повышения профессиональной компетентности работников налоговых органов
Федеральная налоговая служба России (ФНС России) как орган государственного управления, обеспечивающий достижение поставленных ему целей, и одновременно работодатель непосредственно заинтересован в высоком уровне профессионализма сотрудников.
Как показывает анализ зарубежного опыта, во всем мире преуспевающие организации активно занимаются профессиональным развитием своих сотрудников, создают специальные системы управления профессиональным развитием – управление профессиональным обучением, подготовкой резерва, развитием карьеры. При этом на профессиональное развитие затрачиваются значительные средства – от 2 до 10% фонда заработной платы. Эти затраты рассматриваются как своего рода капиталовложения организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает повышения производительности труда, увеличения вклада каждого сотрудника в достижение ее целей.
Профессиональная деятельность специалиста налоговой службы предполагает у работника наличие комплекса знаний, умений и навыков по нескольким смежным специальностям: бухгалтерский учет, налогообложение, юриспруденция, психология, современные информационные технологии. Работнику налоговых органов необходимо обладать высоким уровнем внутренней коммуникации для осуществления кооперации в процессе профессиональной деятельности для достижения общих целей, ответственности за последствия выполнения профильных функций. Особенность профессиональной деятельности специалистов ФНС России обусловлена формированием общественной оценки результатов выполнения ими профильных функций. Для осуществления этой деятельности требуется подготовка кадров высокой квалификации.
В современных экономических условиях перед работниками налоговых органов ставятся принципиально новые задачи, что вызывает необходимость постоянного обновления знаний. Однажды полученное профессиональное образование уже не может гарантировать работнику высокую эффективность и качество работы на протяжении всей его трудовой деятельности. В этой связи профессиональное обучение должно быть направлено не просто на получение и накопление знаний, а на осмысленное развитие умения их результативно использовать.
В настоящее время обновление состава работников налоговых органов происходит в основном за счет выпускников вузов экономического или юридического направлений, которые еще не имеют никакого опыта работы, а также специалистов, пришедших в систему государственной службы из других сфер деятельности (финансов, правоохранительных органов и др.).
Наличие высшего профессионального образования при поступлении специалистов на работу в налоговую службу еще не является достаточным основанием для квалифицированного выполнения ими профессиональных обязанностей. Здесь существует несколько проблем.
Во-первых, выпускники вузов не имеют практического опыта для того, чтобы сразу приступить к выполнению разнообразных и сложных обязанностей на рабочем месте. В данном случае новый работник вынужден пройти период адаптации к коллективу и рабочему месту. Во-вторых, обучение в вузе объективно отстает от прироста профессиональных знаний и изменений требований в данной сфере деятельности. Это приводит к необходимости «доучивания» молодого специалиста в самой организации. В-третьих, специфика деятельности и функций налоговой службы требует комплексных знаний, умений и многообразных навыков в нескольких смежных специальностях: бухгалтерском учете, налогообложении, юриспруденции, психологии, компьютерных технологиях. Таким образом, процесс профессиональной адаптации, профессионального развития будет у каждого специалиста индивидуален по продолжительности и результатам.
Одним из факторов роста профессионализма в данной среде является мотивация самого работника на готовность работы в структуре государственного управления. Анализ результатов опроса, проведенного среди специалистов, впервые пришедших на работу в налоговые органы в 2007-2013 гг., показал следующее.
Карьерные и поведенческие стратегии молодых специалистов сильно отличались друг от друга в зависимости от личных мотивов. В основном респонденты предпочли налоговую службу как государственную организацию с устойчивым профессиональным статусом с целью быстрой адаптации в профессиональной среде, приобретения профессиональных знаний и освоения опыта коллектива, обеспечения карьерного продвижения внутри данной организации (см. Таблица 1).
Так, в 2007-2008гг. для 45% респондентов выбор места работы был изначально мотивирован желанием нести государственную гражданскую службу, что объяснялось соображениями социальной защищенности и стабильности в данной государственной структуре; 18% − ориентировались на профессиональный и карьерный рост в данной сфере деятельности; для 9% опрошенных выбор был произвольным (для них был важен сам факт наличия работы); 28% анкетируемых вообще не смогли назвать причину выбора работы в данной области, среди ответов данной группы прозвучал следующий: «Нужно было где-то работать».
Таблица 1. Мотивы поступления на работу в налоговые органы специалистов в 2007-2013 гг.
Перечень мотивов поступления на работу в налоговые органы
С жалобой на нарушение конституционного принципа равенства перед законом и судом в КС обратилась Наталья Малышева из Чувашии. В июле 2017 года она обратилась в администрацию Цивильского района с заявлением о приеме на должность муниципальной службы и позднее в составе необходимого пакета документов предоставила собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением правительства РФ. В графе о судимости женщина поставила прочерк.
Специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус госслужащих
Из материалов дела следует, что несколько лет назад женщина была признана виновной в нанесении побоев, однако впоследствии статья 116 УК РФ была декриминализована. Поэтому судимость с заявительницы была снята до истечения срока погашения. Тем не менее по результатам прокурорской проверки Малышеву уволили с муниципальной службы. Надзорные органы, а затем и суды общей юрисдикции сочли, что она скрыла этот факт своей биографии. Малышева же полагает, что в ее случае решения вынесены на основании неправильного толкования норм права.
Судьи КС РФ при вынесении решения отметили, что «специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих, включающий в себя налагаемые на них ограничения и запреты, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми им гарантиями и преимуществами». Однако при таком подходе необходимо учитывать приоритет прав и свобод человека и гражданина и справедливость. При этом КС согласился с доводом заявительницы о том, что непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений, обязанность представления которых из закона не вытекает, само по себе не может свидетельствовать о нарушении.
В итоге КС РФ признал не противоречащими Конституции РФ оспоренные положения ФЗ о муниципальной службе, поскольку они «не предполагают расторжения трудового договора за несоблюдение предусмотренных законом ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, с муниципальным служащим, не указавшим при поступлении на муниципальную службу в анкете установленной формы сведения о судимости». Дело подлежит пересмотру.
КС: Неуказание в анкете сведений о судимости не должно препятствовать приему на муниципальную службу
Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 13 февраля № 8-П по делу о проверке конституционности п. 1 и 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе в РФ в связи с жалобой гражданки Малышевой.
Прочерк в пункте о наличии судимости как повод для увольнения с муниципальной службы
В июне 2017 г. Наталия Егорова (после вступления в брак в августе 2018 г. изменившая фамилию на Малышева) обратилась в администрацию Цивильского района Чувашской Республики с заявлением о приеме на должность начальника отдела строительства и ЖКХ управления экономики. Согласно требованию ч. 3 ст. 16 Закона о муниципальной службе РФ ею также была представлена заполненная и подписанная анкета, в которой в пункте о наличии судимости соискательница поставила прочерк.
Решением конкурсной комиссии Егорова была признана победителем конкурса на замещение вакантной должности и с 26 июня 2017 г. приступила к работе, а спустя 5 месяцев назначена на должность первого зам. главы администрации – начальника управления экономики, строительства и ЖКХ.
В январе 2018 г. в ходе прокурорской проверки, проведенной на основании получения анонимного сообщения, было установлено, что при поступлении на муниципальную службу Наталия Егорова не представила сведения о судимости, в то время как приговором мирового судьи от 11 ноября 2015 г. она была признана виновной в совершении преступления по ч. 1 ст. 116 УК РФ с назначением наказания в виде штрафа в 8000 руб. Несмотря на то что в сентябре 2016 г. судимость с нее была снята до истечения срока погашения, в адрес районной администрации было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, допущенных при приеме женщины на муниципальную службу.
В феврале того же года распоряжением администрации района Наталия Егорова была освобождена от должности, а трудовой договор с ней расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе (в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой). Предшествовавшая увольнению служебная проверка показала, что, поставив прочерк в анкете, заполненной при поступлении на службу, соискательница тем самым не указала на наличие судимости – то есть фактически предоставила заведомо недостоверные сведения.
Наталия Егорова обратилась в суд с иском к районной администрации о выдаче копий документов, связанных с работой, признании распоряжения об увольнении незаконным и восстановлении в должности, а также взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали. При этом они критически отнеслись к доводам истицы об отсутствии умысла представить заведомо недостоверные сведения при поступлении на муниципальную службу – так, истица поясняла, что первоначально указала в анкете сведения о судимости, но, после того как глава администрации разъяснил, что она вправе не заполнять данный пункт по причине указания в самом тексте анкеты на необходимость его заполнения только при поступлении на государственную гражданскую службу, переписала анкету.
Также суды признали не имеющим правового значения тот факт, что на момент поступления на муниципальную службу и заполнения анкеты судимость с истицы была снята, а деяние, за которое она была осуждена, – декриминализовано. По мнению судов, основанием для расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя служит сам факт представления гражданином при поступлении на муниципальную службу заведомо недостоверных или неполных сведений – независимо от того, могли ли они повлиять на возможность принятия на муниципальную службу или стать основанием для отказа в заключении трудового договора.
Отказывая в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Верховным Судом Республики Марий Эл, судья республиканского ВС со ссылкой на п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе указал, что лицо, претендующее на замещение должности муниципального служащего, обязано сообщать о себе достоверные сведения, в том числе касающиеся судимости. В передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.
Доводы жалобы в КС
В жалобе в Конституционный Суд заявительница подчеркнула, что п. 1 и 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе не соответствуют Конституции РФ, поскольку обязывают гражданина, поступающего на муниципальную службу, сообщать о наличии судимости независимо от срока, истекшего с момента вынесения обвинительного приговора, а также вступления в силу нового уголовного закона, устраняющего преступность совершенного гражданином деяния, – притом что соответствующий пункт анкеты, обязательной для поступающего на муниципальную службу, подлежит заполнению только при поступлении на госслужбу.
В обоснование своих доводов она привела позицию Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда РФ, выраженную в письме от 21августа 2018 г. № 18-0/10/ООГ-1216, из которого следует, что гражданин, поступающий на муниципальную службу, не обязан заполнять пункт анкеты о наличии судимости: ему может быть лишь рекомендовано представить такую информацию, в то время как неуказание в анкете данных о том, что такой гражданин был судим, само по себе не может рассматриваться как представление работодателю заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (контракта) и служить основанием для отказа в поступлении на муниципальную службу.
Аналогичный подход к решению вопроса о предоставлении лицом, поступающим на муниципальную службу, сведений о судимости применен, как указала заявительница, судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда в апелляционном определении от 7 мая 2013 г. № 33-1321/2013.
КС указал, что единство ограничений и обязательств для государственных и муниципальных служащих не предполагает полного тождества
Рассмотрев материалы жалобы, КС указал, что, поскольку п. 1 оспариваемой нормы в данном деле непосредственно не применялся, производство по делу в этой части подлежит прекращению.
Касательно п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе Конституционный Суд со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции отметил, что специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих, включающий их права, а также ограничения и запреты, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми гарантиями и преимуществами. В силу этого введение особых правил поступления и прохождения государственной (муниципальной) службы и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение прав, закрепленных Конституцией (постановления от 30 июня 2011 г. № 14-П, от 21 марта 2013 г. № 6-П, от 21 марта 2014 г. № 7-П, от 30 октября 2014 г. № 26-П, от 8 декабря 2015 г. № 31-П, от 29 ноября 2016 г. № 26-П; определения от 1 декабря 1999 г. № 219-О, от 3 октября 2002 г. № 233-О и др.).
Вместе с тем, добавил КС, устанавливая такие ограничения и запреты и определяя правовые последствия их несоблюдения лицами, поступающими на соответствующую службу, а также государственными и муниципальными служащими, федеральный законодатель должен следовать и предписаниям ч. 2 ст. 54 Конституции, согласно которой юридическая ответственность может наступать только за деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.
Данное требование, указал Суд, распространяется не только на отношения, связанные с установлением составов различных правонарушений и привлечением к ответственности за их совершение, но и на предполагающие наступление для таких граждан любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Так, для муниципальных служащих указанные последствия могут наступать лишь в случае нарушения законодательных предписаний, адресованных непосредственно им.
Также КС отметил, что, утверждая единую форму анкеты, представляемой при поступлении как на государственную гражданскую службу, так и на муниципальную, Правительство РФ руководствовалось принципом взаимосвязи данных видов службы, а при определении объема сведений, требуемых при заполнении анкеты, оно исходило из обстоятельств, исключающих возможность поступления на службу и ее прохождения. В частности, поступлению на госслужбу (равно как и ее прохождению) препятствует наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости. Исходя из этого, в пункт анкеты и был включен соответствующий вопрос.
Вместе с тем, отмечается в постановлении, в отношении граждан, поступающих на муниципальную службу, а также муниципальных служащих аналогичное ограничение Законом о муниципальной службе не предусмотрено.
На этом основании, а также учитывая, что установленное оспариваемой нормой единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной и государственной службы не предполагает их полного тождества, а значит – автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с госслужбой ограничения, как наличие неснятой или непогашенной судимости, – сведения о ее наличии либо отсутствии у лица, поступающего на муниципальную службу, не могут повлиять на оценку соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, а равно не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию на муниципальную службу.
В связи с этим, указал КС, в анкете прямо предусмотрено, что пункт о наличии судимости заполняется только при поступлении на госслужбу. «Поскольку установление для государственных гражданских и муниципальных служащих различных ограничений, являющихся элементами правового статуса указанных лиц, само по себе не выходит за пределы дискреции федерального законодателя, приведенное правовое регулирование не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями и основанным на них принципом взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы», – подчеркивается в постановлении.
Вместе с тем, добавил Конституционный Суд, непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений, обязанность представления которых прямо не установлена Законом, не должно повлечь, в том числе после поступления на муниципальную службу, соответствующие правовые последствия, что в полной мере относится к ситуации, когда лицо, поступающее на муниципальную службу, не указало в анкете сведения о судимости.
Правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявительницы, КС признал подлежащими пересмотру.
Эксперты прокомментировали выводы КС
По мнению адвоката АП Архангельской области Владимира Цвиля, данное постановление можно отнести к разряду «рабочих», то есть решающих конкретный вопрос, связанный с дефектом правоприменительной практики.
Вместе с тем эксперт обратил внимание на следующие моменты. «Во-первых, процессуальные, – пояснил он в комментарии «АГ». – Так, в отличие от большинства иных постановлений, здесь подробно изложена позиция заявительницы. Это должно приветствоваться, так как зачастую позицию заявителя КС описывает абстрактно. Кроме того, сделан особый акцент на такое условие приемлемости жалобы, как невозможность восстановления конституционных прав и свобод заявителя иначе, чем посредством конституционного правосудия. При этом Суд сконцентрировал внимание на том, что заявительницей исчерпаны все средства судебной защиты в судах общей юрисдикции (пройдены все инстанции). В этом видится развивающаяся тенденция: КС приветствует призыв потенциала конституционного правосудия, когда исчерпаны все ординарные способы судебной защиты. Целесообразность соответствующих законодательных изменений также выразил председатель КС Валерий Зорькин 12 декабря 2019 г. на встрече Президента РФ Владимира Путина с судьями КС».
Во-вторых, добавил Владимир Цвиль, важным представляется вывод о том, что конституционный принцип недопустимости юридической ответственности только за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54 Конституции), распространяется не только на правонарушения в узком смысле, но и на отношения, предполагающие наступление любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Данная правовая позиция, считает адвокат, обогащает судебную доктрину и раскрывает потенциал конституционных принципов.
«Кроме того, КС указал, что единство ограничений и обязательств, налагаемых на государственных гражданских и муниципальных служащих, не предполагает их полного тождества и допускает дифференциацию соответствующего правового регулирования. В частности, констатировал КС, такая дифференциация действует в отношении объема предоставляемой при поступлении на службу информации (анкетных данных). Однако этот вывод следует не столько из конституционных положений, сколько из действующего законодательства, а потому не предопределяет однозначных вариантов развития», – заметил Владимир Цвиль.
При этом он добавил, что вопрос о степени тождественности условий, налагаемых на государственных и муниципальных служащих, остается открытым, и только законодатель должен определять вектор направления соответствующей политики. «Думается, что в свете принципа единства публичной власти регулирование вопросов государственной гражданской и муниципальной службы также должно сближаться, поскольку не обнаруживается какой-либо ценности и целесообразности различного подхода в регулировании данных правоотношений», – резюмировал он.
«Если рассматривать позицию Конституционного Суда РФ с точки зрения конституционного и муниципального права, она изложена в постановлении ясно и конкретно», – отметил профессор кафедры публичного права Государственного университета управления, д.ю.н. Владимир Таболин. По его мнению, анкетные отличия не должны являться основанием ущемления прав граждан. «Иначе мы очень скоро вернемся к временам, когда анкета была важнее человека и легко ломала его судьбу», – добавил эксперт.
Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н. Александр Чертков поддержал позицию КС о недопустимости распространения на муниципальных служащих обязанности, прямо не предусмотренной законодательством. «Применение к ним аналогии с обязанностями госслужащих на основании единства природы публичной службы видится умозрительным и нарушает как права служащего, так и автономность местного самоуправления», – считает он.
Эксперт добавил, что позиция заявительницы жалобы базируется на верном понимании дифференцированного порядка заполнения единой анкеты при поступлении на муниципальную службу. «Требование закона указывать факт снятой судимости при поступлении на муниципальную службу отсутствует, и глава муниципального образования, со слов заявительницы, был устно осведомлен о судимости. Никаких оснований увольнять муниципального служащего с должности постфактум в связи с обращением прокуратуры не было», – считает Александр Чертков.
Он выразил надежду, что в связи с данным постановлением правоприменительная практика будет гуманизироваться, и снятая судимость перестанет быть «клеймом» на человеке, препятствовать его профессиональному развитию: «В России круг должностей, замещению которых препятствует судимость, представляется излишне широким, равно как и круг преступлений, порождающих такие ограничения. Особенно остра проблема неофициальной практики, когда люди подвергаются не основанным на требованиях закона ограничениям при трудоустройстве и в иных аспектах профессиональной деятельности в связи с фактом снятой судимости и даже по реабилитирующим обстоятельствам».
По мнению адвоката Октябрьского специализированного филиала Башкирской республиканской коллегии адвокатов Надежды Крыловой, постановление является примером правильного и справедливого понимания сути и различий государственной и муниципальной службы в РФ, исходя из действующих конституционных положений, их духа и смысла. «Так сложилось, что правоприменители в большей степени руководствуются принципом единства публичной природы государственной и муниципальной службы, – пояснила она. – При этом самостоятельность местного самоуправления, закрепленная в положениях ст. 130–133 Конституции, не учитывается. Именно этот отличительный признак местной власти определяет особенности и специфику муниципальной службы и одновременно не предполагает полного тождества государственной и муниципальной службы. В связи с этим ограничения и обязательства, налагаемые на муниципальных служащих, отличаются от ограничений и обязательств, налагаемых на госслужащих».
В связи с этим, полагает эксперт, представляется убедительной правовая позиция КС о невозможности «автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с государственной гражданской службой ограничения, как наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости» и об «отсутствии у гражданина, поступающего на муниципальную службу, обязанности указывать при заполнении анкеты сведения о наличии или отсутствии у него судимости».
В заключение Надежда Крылова выразила надежду, что правовые позиции КС РФ окажут позитивное влияние на правоприменительную практику, в том числе на недопущение фактов «применения в отношении муниципального служащего неблагоприятных правовых последствий при отсутствии нарушения прямых правовых предписаний с его стороны».