Мотобуксировщик вариатор или автомат что лучше
Вариатор или АКПП
Если Вы в душе таёжный ковбой или тундровый казак, то Вас, вполне естественно может заинтересовать продажа мотобуксировщиков. И, как можно предположить, Вы хотите сделать наиболее подходящий для Вас выбор. Среди многих параметров, можно встретить и различные трансмиссии у мотособак. Обычно миниснегоходы бывают с автоматической коробкой переключения передач (АКПП) или с вариатором. Основная задача выбора трансмиссии – это принять решение, взять вариатор или автомат. Так в чём же разница?
Вариатор. Продажа мотобуксировщиков с вариатором вышла на высокий уровень благодаря многим факторам, среди которых и постоянная тяга, и наилучшее передаточное число, и оптимальные обороты двигателя во время работы, и многое другое. Особенно стоит отметить постоянное оптимальное количество оборотов двигателя в единицу времени. Это снижает износ двигателя, даёт плавный разгон без ненужных рывков и поддерживает хорошую тягу.
Ещё, конечно, стоит отметить, что вариаторы ценятся за их экономичность. Благодаря лучше всего подобранному количеству оборотов двигателя внутреннего сгорания, коэффициент полезного действия приближается к максимально возможному для данного типа ДВС и, соответственно, на меньшем количестве топлива можно проехать большее расстояние. Это ещё одна причина, по которой продажа мотобуксировщиков с вариатором продвигается налаженным темпом и уверенно занимает свою нишу на рынке, особенно, когда начали применять вариаторы от снегоходов вроде «Бурана».
Многие отмечают у данных трансмиссий лучшую динамику разгона, более плавную езду и бытует мнение, что со временем они вытеснят автоматическую коробку переключения передач и продажа мотобуксировщиков с вариатором будет уверенно лидировать на рынке мотособак. А пока…
А пока АКПП. Продажа мотобуксировщиков с автоматической коробкой переключения передач – выбор для консерваторов. Её работа «вылизана» до мелочей и, благодаря многолетним исследованиям и огромному количеству ресурсов, вложенных в них, доведена до какого-то мнимого идеала. «Мнимого» – потому что поломки всё равно случаются. Хотя в целом автомат считается надёжнее и люди, которые предпочитают только проверенные пятидесятилетней практикой механизмы, выбирают его.
АКПП, как и любой другой механизм нуждается в постоянной поддержке — за ним нужно следить, вовремя менять масло, прогревать зимой и, по возможности не убивать понапрасну. Эти все слова верны и для вариаторных трансмиссий, даже в большей степени, чем для автомата – для хорошей работы машины за ней нужно следить.
Благодаря тому, что АКПП менее чувствительна к радиусу кривизны рук, превышающему допустимые пределы и, следовательно, к моменту силы, приложенному непосредственно к мотособаке, её можно уверенно рекомендовать новичкам. Также продажа мотобуксировщиков с автоматической коробкой переключения передач любителям «порысачить» и прочим экстрималам вполне обоснована с точки зрения здравого смысла.
Плюсы и минусы использования автоматического сцепления на вездеходной технике
Приветствую! Как на самодельные, так и на серийно выпускаемые вездеходы часто устанавливаются китайские двигатели Лифан или их аналоги под другими марками. Эти моторы обычно устанавливаются вместе с понижающим редуктором и автоматическим сцеплением, либо с вариатором. И в том, и в другом случае сцепление получается автоматическим; при увеличении оборотов двигателя вездеход страгивается с места.
Но на вездеходной технике вполне может использоваться и обычное сцепление, как в автомобиле. Опираясь на свой опыт эксплуатации самодельного трайка из мотоцикла Урал, я постараюсь выделить основные преимущества и недостатки автоматического сцепления по сравнению с принудительным.
Напомню, что изначально трицикл был с родными Ураловскими двигателем, КПП и, соответственно, сцеплением. Сейчас же там установлен китайский двигатель Forza (аналог Lifan) с понижающим редуктором и автоматическим сцеплением, плюс КПП от “классики”. Подробнее про трайк можете почитать в этой статье. Конечно, это не совсем вездеход, но, думаю, основные принципы управления те же.
Преимущества автоматического сцепления
Итак, не углубляясь в особенности работы центробежного сцепления или вариатора, перечислим основные достоинства данного решения на вездеходе:
Теперь недостатки:
Вот вроде бы все основные моменты, касающиеся использования автоматического сцепления на вездеходной технике.
Вывод
Что касается моего самодельного трайка, то после установки китайского мотора с центробежным сцепление, ехать по бездорожью стало гораздо легче. Можно страгиваться на любой передаче вплоть до третьей, при этом двигатель не заглохнет даже в тяжелых условиях, чего нельзя было сказать об Ураловском моторе. Конечно, тут дело еще в передаточных числах трансмиссии; первая передача с Ураловским двигателем была слишком быстрой для бездорожья.
Пишите в комментариях, что думаете по поводу использования автоматического сцепления на вездеходной технике.
Читайте также:
Плюсы и минусы использования автоматического сцепления на вездеходной технике: 4 комментария
У меня делема. Хочу купить мотосабачку на 380 гусянке. Не могу выбрать с понижающим редуктором или с вариатором сафари. Что вы скажите про вариатор?
Пока ничего интересного — нет опыта эксплуатации вариатора
Здравствуйте а если зведочку поставить на 32 зуба какой эфект будет на 6.5 двигателе спасибо заранее
Здравствуйте. Повысится скорость, снизится тяга. Через пару недель будем на трицикл ставить ведомую звезду на 26 зубьев вместо 37. Посмотрим, что из этого выйдет. Будет видео
Вариатор «сафари»: технические характеристики, установка, регулировка и отзывы
Популярные бренды
Комплект механизмов и оборудования для мотобуксировщиков и снегоходов реализуется под разными брендами. Популярностью пользуется вариатор «Сафари», он меняет передаточное отношение и впоследствии плавно регулирует скорость передвижения техники. Этот механизм также используется для установки на утилитарный снегоход, например, «Буран» или «Тайгу». У данного вида вариатора усиленная крестовина, а также качественный механизм нажима. Эти два узла способствуют надежности изделия в целом.
У «Сафари» малый вес, простая конструкция, при этом он характеризуется хорошей надежностью. При массе 3800 грамма диаметр механизма составляет 21 сантиметр, а длина 16,7 сантиметра. Вариатор для снегохода и мотобуксировщика Forward также пользуется спросом среди потребителей. Этот механизм характеризуется высоким качеством конструкции, долговечностью и надежностью.
Конструкция и работа регулятора
Регулятор центробежного действия включает в себя конус неподвижный 1, установленный на валу 12, конус подвижный 3 с грузиками 2, которые вращаются на осях, упор 4 с роликами 9, предназначенными для перемещения грузиков, пружину 6, которая установлена между упором и крышкой 5. Конус неподвижный и упор посажены на вал с помощью метрической резьбы. Установка этих элементов производится воротком с моментом затяжки 8-10 кГм. Пружина разводит конуса ведущего шкива передачи при снижении оборотов вращения вала двигателя, тем самым обеспечивая холостой ход. На холостых оборотах зазор между клиновым ремнем и поверхность подвижного конуса составляет 1-3 мм.
Работа регулятора происходит следующим образом: при вращении вала центробежные силы, действуя на грузики, стремятся повернуть их и отодвинуть подвижный конус от упора, тем самым зажимая ремень в канавке шкива. Возвратная пружина противодействует центробежным силам на оборотах, не превышающих значение 1600 об/мин. При росте числа оборотов двигателя конуса захватывают ремень, увеличивая его натяжение и сжатие от нуля до номинальных значений, требуемых для передачи крутящего момента и преодоления сил сопротивления движению транспортного средства.
Чем смазывать вариатор Сафари
Для смазывания ведущих и ведомых элементов конструкции производителем предусмотрено несколько составов:
Также владелец может воспользоваться силиконовыми смазками иных производителей, однако их эффективность должна не уступать вышеприведенным препаратам, иначе велик риск получения поломки.
Как установить вариатор Сафари
Для правильной и корректной установки вариатора как в снегоходы, так и буксировщики, необходимо пользоваться инструкцией производителя и соблюдать правила техники безопасности. Аппараты должны быть обесточены, все их системы должны быть исправны, в противном случае велика вероятность некорректной работы вариатора.
В случае нахождения в процессе монтажа неисправности ее необходимо устранить до полной установки. Также для монтажа трансмиссии вариатора сафари не потребуется специальных ремонтных навыков, лишь ключи для регулировки зазоров должны иметь различные головки.
Установка вариатора Сафари на мотобуксировщик
В части установки прибора на мотобуксировщик производителем не предполагается особых отличий. На большинстве буксировщиков предусмотрено штатное место для монтажа вариатора, который по своим габаритам подходит для данных креплений. Последовательность установки аналогична для снегоходов, однако при настройке холостого хода и набора крутящего момента присутствуют свои нюансы. Буксировщику без надобности набор высокой скорости – упор сделан на тяговые характеристики. Поэтому при настройке необходимо выставлять зазоры и прижимную силу шкивов с учетом характеристики повышенной тяги аппарата.
Установка вариатора сафари на «Буран» и «Тайгу»
Для установки данного аппарата в корпус снегохода необходимо соблюдение определенных правил, указанных производителем:
Важно! При установке данного аппарата в штатное место владельцу необходимо придерживаться строгих рекомендаций производителя. При неправильной установке отдельных элементов некорректная работа вариатора гарантирована.
Неисправности вариатора Сафари
К самым частым неисправностям, которые иногда проявляются при неправильной эксплуатации, относятся:
Такие проблемы распространены более всего и требуют своевременной профилактики состояния вкладышей и их замены.
Обслуживание
Как и любой другой составной в конструкции мотобуксировщика, вариатору требуется техническое обслуживание. Его стоит осуществлять через каждые 3000 километров пробега техники. Владельцу машины не стоит забывать о смазке вариатора. Смазывать детали стоит специальным универсальным средством. После того как техника пройдет 6000 километров, потребуется осуществить проверку состояния вкладышей на утяжелительных осях. Прогревать двигатель необходимо при нейтральном положении, это способствует предотвращению намотки резины на вал. Резиновый налет на валу можно устранить кусочком ткани, что смочена в бензине.
Вариатор «Сафари» для мотобуксировщиков: правила обслуживания и эксплуатации
Трансмиссия на мотобуксировщиках может быть реализована двумя вариантами:
Что такое вариатор Сафари
Вариатор Сафари для снегохода Тайга представляет собой бесступенчатую коробку передач клиноременного типа. Данное устройство выступает в качестве штатной трансмиссии для снегоходов Буран и Тайга, а также может устанавливаться в качестве замены на стандартные мотобуксировщики.
Бесступенчатая коробка появилась более 50 лет назад на автомобильном рынке. Со временем, войдя в повседневную жизнь автомобилистов, такой агрегат стали устанавливать на более компактную технику.
Принцип работы системы остался прежним, как и в автомобильных вариантах, однако габариты изменились в сторону уменьшения. Двигатели снегоходов имеют меньший объем, крутящий момент и габариты, соответственно, не требуют больших трансмиссий для передачи крутящего момента и мощности на свои гусеницы. Аналогичная ситуация и с мотобуксировщиками, где именно «паровозная» тяга без привязки к скорости разгона и мощностным показателям играет решающее значение. Следовательно, вариатор Сафари в сборе для снегохода должен обладать специфическими характеристиками:
Высокая надежность не раз подтверждалась на практике владельцами снегоходов. Система рассчитана на работу при низких температурах и отлично подходит для такой местности. Даже при превышении максимальной массы тяги не раз агрегат справлялся с нагрузкой и при этом не выказывал конструктивных недостатков.
Устройство в собранном виде на фото.
Возможные неисправности
Любая техника и ее элементы выходят из строя, вариатор не является исключением. При эксплуатации данного приспособления могут быть замечены следующие неполадки.
Для того чтобы он функционировал без проблем, потребуется соблюдать рекомендации по техническому обслуживанию.
О том, как настроить вариатор на мотобуксировщике, смотрите далее.
Техобслуживание
Вариатор «Сафари» требует периодического техобслуживания. Эту процедуру выполняют через каждые 3 тыс. км пробега. Потребуется смазать вал. Он находится под разрезной втулкой. Смазка должна быть универсальной типа литола. Это предотвратит преждевременное разрушение металлических деталей.
На осях утяжелителей, а также состояние материала вкладышей необходимо проверять через каждые 6 тыс. км пробега. Степень износа можно определить, измерив расстояние люфта. Он не должен достигать более 1 мм. Также определяется величина зазора направляющих и вкладышей конуса подвижного типа. Здесь должен определяться зазор не более 1,5 мм.
Чтобы резина не наволакивалась на вал, двигатель должен прогреваться исключительно в нейтральном положении. Если на этом конструкционном элементе появляется налет из резины, его необходимо удалить при помощи ветоши. Материал смачивается перед очисткой в бензине.
Ведомый ШКИВ Снегоход Тайга
Снимите кожух вариатора и ремень вариатора со снегохода.
Отверните болт 15, снимите стопорную шайбу 14, втулку 13, затем снимите ведомый шкив с вала вариатора.
Для разборки ведомого шкива вариатора используйте приспособление для сжатия пружины (съемник полумуфты ведомого шкива вариатора).
Совместите штифт со шпоночным пазом
Проверьте на трещины, царапины и на свободное движение при сборке с неподвижным диском.
C помощью нутромера измерьте диаметр втулок 7 и 9.
Точка измерения должна быть, как минимум, в 5 мм от края втулки.
Если износ у втулки 7 более заданного, необходимо заменить подвижный диск со втулками, если у втулки 9 – заменить втулку.
Проверьте вкладыши на износ. Замените, когда боковая кромка имеет размер 3,5 мм или менее.
Здесь измерить толщину основания
Поверхность, прилегающая к диску
Собирать детали шкива в обратном порядке процедуры разборки.
15 Крепежный винт шкива
Затяжка от 21,57 до 27,45 Н·м (2,157…2,745 кгс·м).
См. раздел 05-05 для регулировки шкивов.
Отрегулируйте высоту ремня вариатора в ведомом шкиве, чтобы получить заданное натяжение ремня раздел 05-02.
Обычно не дается никаких точных рекомендаций по регулировке преднагрузки новой пружины во время ее обкатки. Заводская установленная преднагрузка пружины слегка завышена для компенсации настройки ее. После обкатки (300 км эксплуатации) установить нагрузку пружины в соответствии с техническими данными раздела 10-02.
Предварительная нагрузка пружины
Для проверки регулировки преднагрузки пружины пользуйтесь безменом и скобой для пружинных весов.
Снимите ремень вариатора. Установите скобу на подвижный диск. Зафиксируйте неподвижный диск 2 от проворачивания, тяните подвижный диск безменом (пружинными весами) перпендикулярно оси шкива.
Проведите первое измерение усилия закрутки, когда подвижный диск начинает поворачиваться. Поверните подвижный диск на 10 мм по наружному диаметру. Держите безмен в этом положении. Медленно снимайте усилие с безмена и проведите второе измерение усилия раскрутки, когда подвижный диск начинает возвращаться. Преднагрузка пружины – это среднее арифметическое между этими двумя измерениями.
1 измерение 2 измерение (при открывании) + (при закрывании) = Преднагрузка пружины
Этап 1. 1-е измерение
Этап 2. 2-е измерение
Для регулировки преднагрузки пружины смените положение конца пружины в полумуфте, сдвигая его по часовой стрелке для увеличения преднагрузки и против часовой стрелки – для снижения. См. технические данные раздел 10-02.
Если не хватает запаса регулировки преднагрузки, попытайтесь сместить другой конец пружины в подвижном диске (отверстия 1, 2, 3).
Цифры на иллюстрации – истинные, вытисненные на деталях
ПРИМЕЧАНИЕ: Всегда перепроверяйте преднагрузку после регулировки.
Устройство и принцип работы
После приобретения вариатора для мотобуксировщика рекомендуется внимательное ознакомление с инструкцией. Изучив правильность эксплуатации, можно продлить срок службы своей мототехники. В составе механизма имеется регулятор центробежного типа, в котором находятся конусы с грузиками подвижного и неподвижного вида. Чтобы грузики могли перемещаться, при их производстве используют упоры с роликами. Также в конструкции механизма присутствуют крышка и пружинка.
Неподвижный конус, у которого есть упор, прикрепляется к валу благодаря резьбе. Коленчатый вал монтирован к неподвижному конусу. Пружина необходима, чтобы создавать холостой ход. При правильной установке расположение вариаторного ремня должно быть фиксировано в 1-3 миллиметрах от поверхности конуса. Такой вариант способствует регулировке холостого хода. Для смены зазора используются кольца, что располагаются на границе упора вала и выступа. В работе вариатора прослеживается определенный алгоритм:
Вышеперечисленные действия способствуют ременному сжатию шкивной канавки в вариаторе. Возвратная пружина оказывает противодействие центробежной силе. По этой причине грузики беспроблемно могут преодолеть противодействие. Количество оборотов в минуту должно составлять не меньше 2200. Когда превышается данный порог, сила, что воздействует на ремень, возрастает до рабочего показания. При этих факторах возникает крутящийся момент, а сопротивление пересиливается.
Разборка механизма
Вариатор «Сафари» может потребовать разборки. Регулятор в этом случае потребуется снять с транспортного средства. Неподвижный конус в этом случае потребуется закрепить в токарном станке (можно применять иной удобный способ).
Между деталями подвижного конуса потребуется вставить дюралевый пруток. Можно применять в этом случае деревянные бруски. Конус необходимо отвернуть вместе с крышкой и упором. Если немного постучать в районе ребер конуса, процесс демонтажа будет значительно проще.
Далее следует выкрутить 6 болтов, удерживающих крышку на подвижном конусе. Когда останется всего 2 болта, ее необходимо придерживать. В противном случае пружина может сильно «выстрелить». Когда очередь дойдет до упора, необходимо снять только вкладыши. Оси и ролики необходимо хорошо промыть. Для этого применяется керосин или бензин. Вставив новые вкладыши, можно собрать упор в обратной последовательности. Смазка не должна попасть на поверхности конусов дисков.
Какой вариатор лучше – Альпина или Сафари
В сегменте мотобуксировщиков и снегоходов в части коробок передач идет неусыпная конкуренция между двумя зарекомендовавшими себя агрегатами – Сафари и Альпина. Оба изделия штатно устанавливаются на снегоходы Тайга и Буран. Также оба имеют схожие характеристики – отличия присутствуют лишь в деталях – максимальная работа оборотов и общая масса. Однако при детальном сравнении вполне возможно выявить нюансы, которые позволяют отдать предпочтение Сафари, а именно:
С небольшим преимуществом Сафари по потребительским характеристикам и свойствам обходит своего конкурента Альпину. Остальные модели отечественного и китайского производства по своим характеристикам в сумме уже значительно уступают данным моделям.
Подробнее о назначении вариатора
Вариатор «Сафари», применяемый на современной мото- и автотехнике (снегоходы, буксировщики, квадроциклы), представляет собой бесступенчатую клиноременную передачу. Конструкция вариаторной передачи, представленная на фото ниже, состоит из двух шкивов.
Вариатор осуществляет автоматическую регулировку передаточного числа по следующим параметрам:
В зависимости от сочетания на конкретный момент движения указанных выше параметров осуществляется автоматическая регулировка определенного передаточного числа вариатора. К тому же ведущий шкив клиноременной передачи выполняет функции сцепления и при снижении оборотов мотора ниже 1500 об/мин автоматом происходит отключение вала двигателя от промежуточного вала передачи.
Технические данные вариатора
Вариаторы Safari, применяемые на мотобуксировщиках, обладают следующими габаритными размерами: