Можно ли сказать что былина похожа на сказку 4 класс литературное чтение
Можно ли сказать что былина похожа на сказку 4 класс литературное чтение
1. Можно ли сказать, что былина похожа на сказку?
Былина похожа на сказку манерой повествования. Её тоже написал народ и передавал из уст в уста.
2. Найдите в тексте реальные факты: место действия, время действия, исторические личности и события.
Город Муром. Киев-град. Крестьяни Иван Тимофеевич и его сын Илеюшко. Князь Владимир Красное Солнышко. Добрыня Никитич. Алёша Попович.
3. Расскажите о князе Владимире, используйте информацию из энциклопедии.
Владимир Красное Солнышко (Владимир Великий, Владимир Святославович) являлся князем Киевской Руси. Происходил из знатного рода Рюриковичей (был внуком основателя династии).
Родился приблизительно в 960 году, точная дата не установлена. Его отцом был известный полководец Святослав Игоревич. Именно во время правления князя Владимира в Киевской Руси отказались от языческого вероисповедания и приняли христианство. Смену религии князь расценивал как возможность объединения земель в целостное государство. Владимир смог также расширить территориальные границы Киевской Руси.
О князе Владимире есть упоминания в исторической летописи под названием «Слово о полку Игореве». В ней описываются военные его военные походы, а также управленческие достижения и политические реформы. Также, до наших времён сохранились серебряные и золотые монеты с изображением Владимира Великого. Считается, что эти монеты были первыми из выпущенных в Киевской Руси.
До крещения Руси, у Владимира было несколько жён и наложниц, а также, множество детей от них. Позже он женился на дочери византийского царя Анне. Предполагается, что у этого брака были политические мотивы. Согласно историческим данным, у Владимира было более, чем двадцать детей. Наиболее известной исторической личностью среди его сыновей был князь Ярослав Мудрый, своим же приемником Владимир собирался сделать другого отпрыска — Бориса.
Датой смерти Владимира Святославовича принято считать 15 июля 1015 года. Он был тяжело болен, а также, измотан военными походами, целью которых было завоевание территории. После смерти князя, власть над Киевской Русью перешла к одному из его сыновей — Вышеславу.
4. Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова. Опишите внешний вид героев картины, их одежду, выражение лиц. Какие чувства вызывает у вас картина? Поделитесь впечатлениями с одноклассниками. Убедите их в правильности вашей точки зрения.
Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.
Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.
5. Напишите текст «Былинные богатыри — защитники земли Русской».
6. Выпишите из текста былины незнакомые вам слова и найдите с помощью взрослых их толкование.
Можно ли сказать, что былина похожа на сказку?
Можно ли сказать, что былина похожа на сказку?
Былина не совсем похожа на сказку потому что былина это было когда то но её чуть чуть изменили.
А сказка её придумали, там есть сказочные герои и чудеса!
Чем похожи сказка и былины об Илье Муромце?
Чем похожи сказка и былины об Илье Муромце?
Чем былина похожа на сказку?
Чем былина похожа на сказку?
Дай определение былины и сказки, чем похожи эти жанры?
Дай определение былины и сказки, чем похожи эти жанры.
Чем похожи сказки и былина об Илье муромце?
Чем похожи сказки и былина об Илье муромце?
Чем былина похожа на сказку а чем отличается от неё?
Чем былина похожа на сказку а чем отличается от неё.
Чем похожи сказки и былины об Илье Муромце и чем они отличаются?
Чем похожи сказки и былины об Илье Муромце и чем они отличаются?
Чем похожи сказки и былина об Илье муромце?
Чем похожи сказки и былина об Илье муромце?
Чем похожи и чем отличаются сказки от былин?
Чем похожи и чем отличаются сказки от былин?
1. Что такое былина?
1. Что такое былина?
Какие герои вам известны?
2. Чем былина похожа на сказку?
Сказки похожие на былину «Как Илья из мурома богатырём стал»?
Сказки похожие на былину «Как Илья из мурома богатырём стал».
В 1918 году поэт написал стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», в котором сравнил себя с загнанной клячей, ставшей предметом всеобщих насмешек. Маяковский на самом деле стал очевидцем необычного происшествия на кузнецком мосту, когда старая ры..
Хома Брут – семинарист, он идет домой, отпущенный на каникулы. По дороге он останавливается на ночлег в сарае на хуторе. Хозяйка хутора оказывается старой и страшной ведьмой. Хома убивает её, а наутро к нему приходят люди и говорят, что умерла пан..
Геракл был смелым и храбрым воином. Он противостоял самому ужасному злу, которое только было, ничего на боясь. Именно таким качествами, как героизм, всегда восхищались и будут восхищаться.
5 / 2 ; 0. Два решения.
Моя мама для меня самый родной, близкий и любимый человек. Мама всегда готова прийти мне на помощь. Никто и никогда не сможет мне её заменить, хотелось бы чтобы она всегда была рядом со мной.
1. Ожидание зрелища 2. Выход косматого льва 3. Выход тигра 4. Выход барсов 5. Ожидание битвы 6. Падение перчатки 7. Просьба красавицы 8. Возврат перчатки Делоржем 9. «Не требую награды».
Ростом с десятиэтажный дом из зуба великана вытащили бегемота зуб великана стал домом для бегемота.
Проверим себя стр. 33 — 34
1. С какими произведениями ты познакомился в данном разделе? Какое из них тебе особенно запомнилось? Почему?
В разделе «Летопись, Былины, Жития» я познакомился со следующими произведениями:
Больше всего мне понравился фрагмент летописи о житие Сергия Радонежского.
Особенно интересно было читать о благословении святого старца на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского.
Предсказание русского провидца сбылось, и русский народ под предводительством князя согнал завоевателей Золотой Орды с русской земли.
2. Вспомни, что ты знаешь о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они, по твоему мнению, различаются? Для ответа используй определение.
О русских народных волшебных сказках я знаю то, что они рассказывают о подвиге и храбрости героя сказки.
Былина и сказка схожи тем, что рассказывают о мужестве и победе главных героев в борьбе со злом.
Отличие в том, что в сказке используется вымышленный сюжет и волшебная сила для помощи герою, а в былине рассказывают о том, что было в действительности.
Ведь герои былин жили когда-то на русской земле и побеждали врагов, но им помогали реальные качества характера: смелость, благородство, сила и справедливость.
3. Рассмотри репродукцию картины Васнецова «Богатыри» на с. 34. Определи, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как изобразил их художник? Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который ты мысленно представлял себе, читая былину?
Виктор Михайлович Васнецов на своей картине «Три богатыря» изобразил богатырей смелыми, сильными и величественными.
Когда я читал былину, то представлял богатырей именно такими.
Поэтому мне очень легко было определить богатырей на картине: Илья Муромец восседает на чёрном коне, и находится в центре, Добрыня Никитич слева от Ильи Муромца на белом коне, а Алёша Попович справа на рыжем жеребце.
4. Расскажи о герое, который тебе понравился.
Мне больше всего понравился Илья Муромец.
План рассказа об Илье Муромце для 4 класса:
Готовый рассказ об Илье Муромце для 4 класса
Выйдя на богатырский дозор, Илья Муромец увидел волшебный камень на перекрёстке трёх дорог.
На нём было три надписи: «Прямо ехать — убитому быть!»
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!
Решил поехать богатырь прямо, смерти в глаза посмотреть, и увидел злых разбойников.
Илья Муромец сразился и победил разбойников.
Очистив дорогу для людей, богатырь вернулся опять к камню судьбы.
В следующую дорогу Илья Муромец поехал влево.
Там встретил коварную королевну, она заманивала царевичей и королевичей в ловушку.
Богатырь понял намерения королевны и посадил её саму в эту ловушку, а людей выпустил.
Подъехав в третий раз к судьбоносному камню, Илья поднатужился и сдвинул его с места.
Под камнем оказалось много сокровищ, которые богатырь отдал на служение людям.
Илья Муромец построил на эти деньги три церкви в Киеве, а также помог всем вдовам и сиротам в городе.
5. Объясни своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?
Летопись — это жанр древнерусской литературы, ежегодная подробная запись исторических событий.
Слово «летопись» обозначает «писать о летах, записывать события по годам», потому что летопись начиналась словами «в лето…», то есть в таком-то году.
Летописи создавались для того, чтобы последующие поколения узнали о событиях давно минувших дней с наибольшей точностью и подробностями, узнавали о тех людях, которые жили до них и совершали поступки.
Из этих поступков и складывается история народа.
6. Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге?
Князь Олег принёс мир и процветание русской земле.
Своими военными походами и мудрыми решениями князь способствовал процветанию и развитию древнерусского государства.
7. Тебе уже известно, что летописи и жития записывались, а потом многократно переписывались от руки. Составь план и расскажи о рукописных книгах. Как ты озаглавишь свой рассказ? Почему?
План рассказа о рукописных книгах для 4 класса
Рассказ о рукописных книгах для 4 класса.
В древней Руси переписывали первые книги монахи в монастырях.
Они писали каламом на «телятине» — так назывался древний пергамент.
Пергамент и каламы привозили из Византии, стоили они очень дорого.
Монах не только писал пером, но и рисовал кистью.
Кисть была нужна, чтобы разрисовать первые буквы абзаца.
Заглавия переписчик оформлял «вязью».
Вязь — это тип письма, при котором буквы сплетаются в узор.
Прошло много сотен лет и на Руси появились наёмные писцы. Они также работали в монастырях, но писали рукописные книги за деньги, а не по велению души, как первые писцы.
Книг нужно было очень много, ведь в них хранились знания.
Стали появляться книжные лавки.
В книжной лавке можно было купить духовные книги, летописи, а также сборники рассказов.
Старинная рукописная книга выглядела очень помпезно.
Обложка книги была сделана из двух дощечек, обтянутых кожей, страницы плотно переплетались и сшивались крепкими нитками.
С внутренней стороны переплёт обшивался материей, для красоты и прочности. Чтобы уберечь обложку от царапин, на неё набивали медные бляшки — жуковины.
Книга застёгивалась на застёжку и была похожа на небольшой медный сундук.
Для богатых людей книги оформляли серебром, золотом и драгоценными камнями.
Для создания такой книги нужно было много работников.
Ориентировочно шесть или семь человек, а для книги на богатых ещё больше.
Один писал текст, другой рисовал начальные буквы и вязь, художник рисовал миниатюры, четвёртый выделывал кожу, а пятый полировал её, шестой проверял ошибки, а седьмой переплетал страницы.
А также в создании книги могли участвовать и ювелиры для создания обложек из золота и драгоценных камней.
Сейчас книги стоят недорого, и каждый может их купить.
А раньше покупка книги была выдающимся событием, ведь стоила она немало и мало кто её смог прочитать.
Для того чтобы все люди могли ознакомиться с книгами, создавались библиотеки.
В библиотеках книги приковывались к столам цепью, чтобы избежать кражи или утери ценного экземпляра.
В них работали люди, которые читали книги студентам, так как купить себе книгу было очень дорого.
Каждый из нас знает выражение «слушать лекции» или «читать лекции».
Эти выражения пришли с тех времён, когда в древних библиотеках ученикам читали книги чтецы.
Слово «лекция» с латинского «чтение».
8. Обратил ли ты внимание на то, что авторы летописи и жития не названы? Как ты думаешь, почему они не указаны? Приведи примеры произведений, в которых автор не указывается.
Так как летопись и жития являются пересказами исторических событий, то авторства у них не могло быть.
Их никто не придумывал, а только записывали устные пересказы из жизни святых или свидетелей исторических событий.
Автор не указан во всех произведениях раздела «Летописи, былины и жития».
9. Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Какими новыми сведениями вы дополните свой рассказ?
Краткое сообщение «Отличия произведений устного народного творчества от авторских произведений» для 4 класса.
Произведения устного народного творчества создавались множеством авторов, так как они передавались из уст в уста множеством людей.
Эти сказания записывались писцами в монастырях.
Авторские произведения создавались авторами, это плод их фантазии.
Такое произведение всегда имеет своего создателя, имя которого записано на обложке книги.
Главное отличие произведений устного народного творчества состоит во множестве вариантов.
В каждом монастыре могли записать летопись, житие или былину, так как услышали.
Авторские произведения неизменны, они переписываются точь-в-точь с первоисточника и узнаваемы по авторскому стилю.
Чем отличается былина от сказки и что между ними общего?
в сказке есть элемент волшебства, фантазии, былина основывается на реальности.
Былина это рассказ придуманный людьми на основе правдивых событий. То есть это значит, что люди увидели какой то случай а потом использовали его в своей истории немного приукрасив. И в былине нет волшебства. А сказка это чисто выдуманная русским народом история с волшебством. Былина похожа на сказку тем что в былине и в сказке есть правдивось чуточка поравды и былина и сказка иногда бывают поучительными.
Былина является народной эпической песней, а сказка относится к малым повествовательным эпическим жанрам.
Сюжет сказок – вымысел, былина всегда имеет историческую основу и реальный прототип героя.
В сказке используется разговорный стиль повествования, былина исполняется речитативом.
Сказка – прозаическое произведений устного народного творчества, былина имеет стихотворный размер.
Основной прием былины – гипербола, повтор, устойчивые формулы и речевые обороты. Подробнее: http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-bylina-ot-skazki/
Былины-русские народные песни о подвигах богатырей, сохранившийся о подвигах богатырей, на севере Рщссия
Былины-русские народные песни о подвигах богатырей, сохранившийся о подвигах богатырей, на севере России
Урок литературного чтения, 4 класс. Былина «Исцеление Ильи Муромца». Сравнение былины со сказочным текстом
ТЕМА: Былина «Исцеление Ильи Муромца». Сравнение былины со сказочным текстом
ТИП УРОКА : освоение новых знаний
формирование представления о жанре былины, её сравнение со сказкой;
создание целостного литературно-художественного образа былинного героя;
развитие мышления (анализ, сопоставление, синтез), речи (обогащение словарного запаса);
— определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ;
— выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи, от его типа и стиля;
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
— слушать и понимать речь других ;
— оформлять свои мысли в устной форме;
— уметь сотрудничать (работать в паре).
— интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;
— самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
– иметь представление о жанре былины, её сходствах и отличиях со сказкой.
– уметь находить в тексте былины реальные исторические факты.
– объяснять значения слов с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.
Меня зовут Полина Васильевна и сегодня урок чтения проведу у вас я. Присаживайтесь.
Проверьте свою готовность к уроку.
У кого всё готово, покажите правильной осанкой.
Демонстрируют правильную посадку за партой.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прочитайте про себя высказывание на
Если всё читать, не обдумывая затем прочитанного, то оно не пускает корней и по большей части гибнет.
Как вы понимаете это изречение?
быть внимательными читателями, обдумывать прочитанное и делиться своими мыслями
Дайте себе целевую установку – прочтите слова
со СЛАЙДА 3 убедительно:
Постарайтесь выполнить это обещание.
Высказывают свои точки зрения.
Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Сообщение темы и задач урока
В начале урока проверим, как вы помните изученный материал. Разгадаем кроссворд. СЛАЙД 4
Песня, которую поют малышу перед сном.
Вымышленная история, которой никогда не было.
Краткое изречение, народная мудрость.
Нравоучительный рассказ из Библии.
Жанр, объединяющий стихи и музыку.
Она – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Какое ключевое слово получилось?
жанр устного народного творчества.
Былина – особый вид древних русских народных песен исторического содержания.
Почему былины называют песнями?
Былины назывались эпическими песнями потому, что рассказывались о героях и великих поступках. Эпос — повествование о прошлом, описывающее представления людей о мире и других людях, которые чем-то выделялись. Чаще всего героями эпических былин были цари и богатырь. Песни — любые литературные произведения, исполняющиеся под музыку. Раньше былины рассказывали под аккомпанемент гуслей или дудок, для более яркого и эмоционального восприятия происходящего.
Кто является героями былин?
Герои былинного эпоса разнообразны по характеру, однако их мощь всегда обращена на борьбу со злом.
Какие имена богатырей вам известны?
Русские богатыри: Алёша Попович • Василий Буслаев • Горден Блудович • Вольга Святославич • Гаврила Алексич • Данило Игнатьевич • Добрыня Никитич • Дунай Иванович • Дюк Степанович • Евпатий Коловрат • Иван Гостиный сын • Иван Данилович • Илья Муромец • Калечище • Колыван • Микула Селянинович • Михайло Данилович • Михайло Казарянин • Михайло Потык • Никита Кожемяка • Полкан • Ратмир • Садко • Святогор • Соловей Будимирович • Ставр Годинович • Сухман Одихмантьевич • Чурило Пленкович
Где вам доводилось видеть их изображение? СЛАЙД 6
Где на этой картине Илья Муромец?
Попробуйте описать его по картине.
Назовите основные качества богатыря.
СЛАЙД 7 Интересный факт
В краеведческом музее города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки»
Как вы считаете, возможно такое, или это вымысел – сказка? Откуда у Ильи была такая сила?
На эти вопросы нам сегодня предстоит ответить.