Можно ли сказать что фрейдизм изучает невротическую личность желания поступки
Иерархия потребностей А. Маслоу. Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которые расходятся между собой
Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которые расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны («Обычно люди неискренни», «Я обычно искренен»), т.е. противоречивую, нецелостную, несовершенную личность, которой чего-то не хватает, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». Такие «самоактуализирующие» личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития.
Рис. 5. Иерархии потребностей человека (или ступени развития)
А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней:
Ступень 1 – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.
Ступень 2 – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п.
Ступень 3 – социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.
Ступень 4 – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
Ступень 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
1. мотивы имеют иерархическую структуру;
2. чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;
3. пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;
4. с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.
Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»). Но если базовые первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Многим людям присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.
Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.
Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 5 ; Нарушение авторских прав
Фрейдизм
Фрейдизм – это одно из первых отдельно сформировавшихся направлений психологии, варианты названия, которого также возможны как ортодоксальный психоанализ и фрейдизм-лаканизм. Понятие фрейдизм появилось благодаря основателю данной теории – Зигмонду Фрейду, занимавшемуся глубинной психологией и психоанализом, как методом познания и коррекции личности.
Имея несколько ответвлений можно сказать, что от того, теорию какого последователя больше приняли ученики, зависит и его название. Те, кто пошёл за Жаком Лаканом несколько отличаются от последователей ортодоксальных взглядов Фрейда, несмотря на то, что сам учёный пытался всё вернуть к первоистокам. Наиболее отделившимся течением стало юнгианство и прочие, которые подвергли критике идеи самого Фрейда, но остались в концепции психоаналитического рассмотрения психических процессов.
Кратко фрейдизм представляет собой направление психологической науки, где вся проблематика любых комплексов и особенностей взрослой личности сводится к половому инстинкту. Фрейдизм и неофрейдизм являются близкими направлениями, но глобально различными по своей сути. Новая теория, признавая и опираясь на структуры, выявленные в классическом понимании (такие как комплексы, структуры–Я концепции, оно и сверх–Я, а также психологические защиты и регрессия), говорят об индивидуалистичном формировании человека, гуманистическом подходе, представляющем более расширенную модель, отрицающую разделение людей по принципу биологического начала и полового желания. Много критических замечаний ещё во времена формирования, а особенно после с развитием доказательной и экспериментальной базы было в сторону фрейдизма, поскольку все выводы были построены на изучении пары случаев и теоретических додумываниях самого автора без экспериментальных подтверждений.
Являясь началом психоанализа, фрейдизм представляет лишь малую его часть, причём костную и довольно тяжёлую, как для понимания, так и практики психокоррекции, восстановления и пр. Психоанализ не является тождественным самой теории Фрейда, поэтому стоит отдельно описать ключевые моменты именно фрейдизма, чтобы не было путаницы с другими более прогрессивными теориями, не подвергающимися такой массированной критике.
Для начала любые поступки и даже сновидения трактуются с сексуальной позиции, невозможности их удовлетворить или наоборот. Стадии формирования личности строго структурированы и также имеют сексуальную основу, кроме этого каждый индивидуум рассматривается, как проходящий определённые базовые комплексы (Эдипа, Электры), с той лишь разницей, что это прохождение имеет разный исход.
Зарождение фрейдизма
Теория фрейдизма формировалась в девятнадцатом веке, когда Фрейд работал с психическими патологиями, основное направление из нарушений которых было представлено различными видами неврозов и истерических отклонений. Помимо клинической практики были изучены неврологические работы, достижения бихевиоральной психологии и различных других моментов, влияющих на мотивацию человека. Работало в данном направлении до десяти человек и первые работы касались именно изучения истерии, где основным моментом было не сведение психики к когнитивным моментам, а наоборот выделение подсознательных и неконтролируемых моментов.
Фрейдизм в психологии базировался на биологических принципах, где инстинктивное влечение, появлялось вследствие внутреннего раздражения. Механизм любого поведения и мотивации обусловливался тем, как быстро и эффективно человек может удовлетворить любую возникающую потребность или снизить негативное воздействие внешних факторов. Отсюда же было выделено и нормальное состояние психики, где здоровье оценивалось как спокойствие и равновесие, невозможность же удовлетворения желания или неспособность человека найти варианты восстановления потраченных сил рассматривалась как невротическое нарушение гомеостаза.
Картина психики, нарисованная Фрейдом была новой для того времени, описывала скрытые структуры, пусть и на довольно примитивном уровне со многими моментами биологизации, но всё же пытаясь говорить о скрытом. Уходя от механического языка, логического обоснования и сухой структуризации фрейдизм начинает продвигать позицию о том, что не всё в человеке поддаётся закономерностям и объяснению. Это первая теория, делающая человека действительно человечным, непредсказуемым, но в то же время с попытками описания механизмов внутренних формирований.
Идеи фрейдизма
Основной механизм всего фрейдизма основывается на гармоничном сочетании противоположных стремлений человеческой психики – к жизни (эрос) и к смерти (танатос). Это включает всё, что присуще человеку, поскольку позволяет разделить его жизнь на разрушение, т.е. стремление умерщвлять и созидание, т.е. стремление продолжать. В зависимости от стадии развития, перенесённых жизненных событий в личности может преобладать мартидозная или либидозная фаза, влияющая на все остальные поступки и реализацию. Все процессы воспринимаются как вполне природные, ведь без разрушения неактуального новому и необходимому просто не будет места.
Закрытие таких желаний от осуществления полностью также негативно влияет на личность и уровень жизненной энергии, поскольку ограничивая одну свою потребность, закрывается вся сфера желаний и их осуществления. Выход идеи фрейдизма предлагают в создании условий сублимации желаний и энергий, которые можно разрушительно осуществлять по прямому назначению или если нет возможности для реализации. Сублимация – это реализация полученной энергии (она всегда поступает при возникновении потребности, как ресурс для реализации) не по прямому назначению. Именно таким механизмом объясняются творческие и гениальные способности людей.
Всё стремление психики по идеям фрейдизма сводится к получению удовольствия, уровень сложности которого может отличаться, но так и остаётся. Чтобы понимать какой уровень следует удовлетворить, личность была разделена на структуры, воздействие которых и сознательное понимание законов действия, где отличается и имеет разную степень для самой личности.
Уровень ид – самый примитивный, подсознательный, его ещё называют животным. Все желания и стремления тут продиктованы механизмами выживания, практически не осознаются, но имеют очень сильное влияние. Тут основная цель удовольствие, причём без учёта окружающей действительности и социальных моментов – главный двигатель находится внутри. Уровень эго является переходным и необходим для того, чтобы возникшие потребности неосознаваемого уровня как-то реализовать в сложившихся условиях. Это своеобразный структурирующий компонент. Супер-эго выполняет функцию контроля и надзирательства, это наиболее социальная часть личности, постоянно думающая о последствиях действий.
Основы фрейдизма
Основы фрейдизма сводятся к тому, чтобы максимально усилить эго человека, как переходящей и связующей структуры. Именно оно способно предотвратить развитие неврозов, осуществить достижение желаемого, сохранить социальность. Напряжение, нарастающее у личности под давлением внешних сил (требования и запреты общества, осуждение и стыд) и внутренних побуждений (интимные желания, биологические стремления, мортидные тенденции) приводят либо к нарушению психического гомеостаза либо к выработке психологических защит. Когда психика не справилась, то личность попадает в клинику патологий, если же ещё имелись ресурсы, то строятся защиты, немного искажающие реальность и делающие её доступной для выживания.
Защитные механизмы являются основой описания поведения человека во фрейдизме. Так вытеснение говорит о травматичном опыте и невозможности на данном жизненном этапе его принять и интериоризировать. Сублимация показывает и наличие энергии, и скрытые настоящие потребности – если смотреть на среднестатистического человека можно понять, сколько все могут заниматься спортом (или другим делом), когда эти показатели завышены, значит в другой сфере пустота, требующая реализации.
Регрессия появляется, когда личность попадает в экстремальные для неё условия или травматичные и тогда происходит соскальзывание на предыдущие уровни. Это могут быть примитивные реакции успокоения (взрослые начинают сосать палец как дети) или принятия решений (выбрать самое яркое, как в подростковом возрасте).
Цель всей психоаналитической терапии сводится к тому, чтобы гармонизировать конфликты, возникшие в личности на ранних этапах развития. Вся система развития, прохождения возрастных кризисов, любые достижения и способы построения активности рассматриваются через призму первых лет жизни, где были заложены проблемы, успехи, компенсаторные механизмы и стили защит.
Представители фрейдизма
Огромное количество практиков и теоретиков работало в направлении фрейдизма. Наиболее известными и ранними были непосредственные ученики Фрейда А. Адлер и К.Г. Юнг. Но взгляды даже последователей начинали отличаться от первооснователя, который во главу концепции ставил бессознательные процессы, а особенно влияние сексуальной энергии. Её импульсов и процессов реализации.
Адлерианское направление считало главным фактором комплекс неполноценности, упомянутый у Фрейда, но не как основной. Дальше развивая такое мировоззрение, последователь сводит основную жизненную задачу к самоутверждению, реализации. Он сводит всё к индивидуальной психологии, где главным моментом является не появление комплекса (его возникновение является аксиомой), а путь преодоления и компенсации. Если человек ориентируется на самосовершенствование и развитие, изучение нового и достижения, то это считается успешным путём. Когда того же самого пытается достичь через унижение других, стремление к власти и тирании, то это рассматривается как патологическое развитие личности.
Юнг почерпнул многое из концепции Фрейда и потом ушёл в другое психоаналитическое направление, где большое внимание уделял бессознательным процессам, сновидениям. Все процессы рассматривались социально, а не биологически. Он вводит новые термины, такие как архетипы и коллективное бессознательное, отдавая именно им основную регулирующую функцию в формировании человеческих поступков.
Ещё один представитель фрейдизма – Отто Ранк работал в концепции, где вся человеческая жизнь направлена только на преодоление травмы рождения, как основы всей экзистенциальной тревоги и беспричинного страха (на самом деле, реального страха смерти). Он считал, что рождение сопоставимо со смертью – личность покидает прежний знакомый и комфортный мир (чрево) и попадает в плохие условия (окружающая среда). Основная цель – адаптация к новому миру через преодоление стремления вернуться во чрево, при этом различными способами это чрево находит замену. Кто-то также прячется в отношения, кто-то в алкоголь или свернувшись калачиком.
Далее цепь последователей расширялась, каждый привносил что-то новое во фрейдизм, изменяя его ортодоксальную суть под потребности времени или соотнося с новыми исследованиями. Несмотря на всю критику подхода, существуют школы, институты и целые общества, продолжающие работать в концепции психоанализа.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Можно ли сказать что фрейдизм изучает невротическую личность желания поступки
Глава 1 Введение в психологию
1. Психология как наука
Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
Происхождение Своим названием и первым on-
слова «психология» ределением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Введение в психологию
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.
1.1. Задачи и место психологии в системе наук
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его
центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.
1.2. Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.
Что входит в структуру сознания по Фрейду?
В чем заключается теория Фрейда?
Можно ли сказать что фрейдизм изучает невротическую личность желания поступки и слова которые расходятся между собой?
5. Гуманистические теории личности Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова которой расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны («Обычно люди неискренни». «Я обычно искренен»), т.
Что такое бессознательное и как оно соотносится с сознанием согласно З Фрейду?
Как называется бессознательная часть в структуре личности по З Фрейду?
Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией.
Как понять все по Фрейду?
Отсылка к Фрейду, зачастую, подразумевает под собой какое-либо ошибочное действие, неосознанно совершенное вместо задуманного, но приоткрывшее истинные мотивы человека: оговорки, замещения слов, описки, очитки, ослышки и другие оплошности подобного вида.
Что такое счастье по Фрейду?
Что понимают сегодня под психоанализом?
Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Эффективность психоанализа постоянно оспаривается.
Кем были сформулированы основные принципы психодинамической теории личности?
Основные принципы психодинамической теории личности были сформулированы 3. Фрейдом в рамках созданной им теории, которую называют «классический психоанализ».
Чем отличается фрейдизм от Неофрейдизма?
Неофрейдисты, в отличие от З. Фрейда и К. Юнга, пытались не исследовать природу индивидуальных поступков человека, а объяснить социальное устройство жизни людей.
Что такое бессознательное и как оно связано с сознанием?
бессознательное — нереализованные влечения индивида, которые ввиду конфликта с социальными нормами вытесняются из сознания и дают о себе знать в форме страхов, комплексов, неврозов, инстинктов, прежде всего сексуального, и обнаруживаются в сновидениях, оговорках и др.; сознание — промежуточная часть психики.
Что можно отнести к бессознательному?
Бессознательное в личности — это также неосознаваемые влечения, потребности, которые проявляются в непроизвольных действиях и реакциях. К ним можно отнести речевые ошибки (оговорки, ослышки, описки), нарушения памяти (забывание фактов, имен, событий, обещаний, намерений, содержания сновидений и т. н.).
Как бессознательное влияет на нашу жизнь?
Главная функция бессознательного – хранить данные и извлекать их, гарантируя, что мы отреагируем так, как запрограммированы. Эта часть психики – своего рода «управляющая программа»: она заставляет все, что говорим и делаем, укладываться в модель того, как мы себя воспринимаем.
Что доминирует в структуре личности по Фрейду?
Какой из перечисленных элементов входит в структуру психики личности по З Фрейду?
На основании полученных данных Фрейд разработал концепцию психической организации, выделив три структурных элемента личности: «Оно» (или «Ид», нем. Das es), «Я» (или «Эго», нем. Ego) и «Сверх-Я» (или «Супер-Эго», нем. Das Über-Ich).
Что такое Ид по Фрейду?
id, англ. it, нем. Es — это) в психоанализе является одной из структур, описанных Фрейдом. Являет собой бессознательную часть психики, совокупность инстинктивных влечений.