Можно ли сказать что между тремя системами психической структуры
Три системы психической структуры и зоны их конфликтов по Фрейду
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Человек постоянно сталкивается как с внутренними, так и с внешними конфликтами, ищет эффективные стратегии их разрешения. Но порой причины этих столкновений находятся внутри нас – это системы в структуре нашей личности, непонимание механизма работы которых, может привести к возникновению постоянных проблем в жизни.
Три системы в структуре личности
Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, психика человека представляет из себя сложную структуру, в которой есть три элемента, влияющие на наше поведение, мысли, мировоззрение, а также на внутренние и внешние конфликты.
К таким элементам З. Фрейд относил:
Их влияние на наше поведение часто даже не осознается нами, действует незаметно. И, конечно же, ни один из этих элементов не может завладеть человеком полностью. Они всегда воздействуют на личность, друг на друга. Весь вопрос в том, кто из них доминирует.
Эти три системы определенным образом взаимодействуют друг с другом, и представляют индивидуальность личности. Согласно психоаналитической теории, взаимодействие «Я», «Оно» и «Сверх-Я» порождает большинство психологических конфликтов.
Зона внутренних конфликтов личности
Основным «полем» для психологических конфликтов является взаимодействие «Оно» и «Сверх-Я». «Оно» всегда стремиться к получению удовольствия и избеганию неудовольствия, все его порывы и желания обусловлены лишь словом «хочу». Тогда как «Сверх-Я» отвечает за нравственность, диктует личности что правильно, а что нет, говорит как она «должна» поступать. Из-за этого противоречия происходит большинство внутриличностных конфликтов, с которыми ты сталкиваешься каждый день.
Теория Фрейда: Ид, Супер-Эго и Эго
Проснувшись утром в понедельник, «Оно» диктует тебе желание спасть, есть, наслаждаться жизнью. «Сверх-Я» выступает как строгий надзиратель, который показывает на часы и говорит, что ты должна встать и пойти на работу, у тебя есть обязанности. Когда поздно вечером ты видишь в холодильнике торт, «Оно» требует немедленно его съесть, причем весь. «Сверх-Я» снова «качает головой» и читает тебе лекцию о вреде сладкого.
Бывают и более серьезные внутренние конфликты. Например, человек, не имеющий денег, стоит у прилавка в магазине и смотрит на еду. «Оно» требует немедленно ее украсть, а «Сверх-Я» говорит, что он должен быть хорошим человеком и не поступать бесчестно.
Чтобы разрешать эти внутренние противоречия у нас есть «Я», которое выступает как рефери, третейский судья, то есть посредник в переговорах между «Оно» и «Сверх-Я». Именно «Я» – наша сознательная структура личности, которая отвечает за принятые решения, волевые акты. «Я» ищет компромисс между желаниями «Оно» и требованиями «Сверх-Я», то есть выбирает наиболее продуктивный способ поведения, которое не нарушит законы нравственности, но и удовлетворит личностные потребности.
«Я» решает, что надо идти на работу, при этом, чтобы успокоить «Оно», съедает перед выходом кусочек торта, отложенный вчера вечером.
Если «Я» не обладает достаточной властью, личность живет в постоянном конфликте между «Оно» и «Сверх-Я», которые просто не способны договориться друг с другом, каждый пытается взять верх. Когда побеждает «Оно», мы хватаемся за торт в три часа ночи.
Удовлетворив эту потребность, «Оно» немного успокаивается, но на смену приходит осуждение со стороны «Сверх-Я», появляется чувство вины и желание себя «наказать», например, объесться еще больше, или провести лишний час на пробежке.
Снова подключается «Оно», которое пытается избежать неудовольствия от изнурительной активности, вынуждая человека ленится, пока он вновь не начнет себя за это корить. В таком замкнутом круге живет личность, пока не сделает «Я» более сильным, способным находить компромиссы между «хочу» и «надо».
Важно понимать, что «Я» противостоит не только «Оно», но излишним требованиям «Сверх-Я», которое включает в себя нормы, которые были восприняты в детстве, но являются на данный момент непродуктивными. Такие идеи, как «ты всегда должна получать хорошие отметки», «быть хорошей девочкой», «не думать о себе», «не лениться», при слабом контроле со стороны «Я», могут привести к трудоголизму, нездоровому перфекционизму, постоянной самокритике и прочему.
Зона внешних конфликтов
Когда мы оказываемся в конфликтной ситуации с другим человеком, то ищем действенные стратегии разрешения противоречий, но выбирать их нужно исходя из того, с какой частью личности другого мы ведем диалог.
Чтобы это понять, приглядись к своему оппоненту. С точки зрения какой из трех структур его личности он ведет с тобой переговоры? «Оно», «Я» или «Сверх-Я»? От этого будет зависеть, как тебе с ним себя вести и какую стратегию он выберет для достижения желаемого результата.
Когда ты находишься в ситуации внешнего конфликта, важно уметь отслеживать насколько сильно в тебе выражена та или иная структура, с позиции которой ты сейчас говоришь. Иначе будет трудно выйти из конфликта, добиться желаемого, договориться со своим оппонентом.
Ближайшие тренинги
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Психология и этика делового общения
В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом в период переживания эдипова комплекса. В дальнейшем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.
В практике делового общения психические феномены Сверх-Я осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров.
Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловой операции. Тем более, что партнеры в деловом общении выступают как личности, значимые друг для друга.
Поэтому желательно в деловом общении предпочесть правило «честь превыше прибыли», нежели низкий уровень этического поведения, сопряженный с очернительством и унижением конкурирующего с вами партнера.
Нередко в деловом общении происходит «сдвиг» моральных суждений, когда предложенная удачная деловая операция сопряжена с финансовыми махинациями, нарушения ранее заключенных договоров, обнаружением более «выгодного партнера».
В целом фрейдовская концепция «Сверх-Я» еще раз подтверждает тесную взаимосвязь этических и социально-психологических моментов делового общения.
В качестве третьего пласта психической структуры личности Фрейд называет «предсознательное» «Я». Оно находится между «Сверх-Я» и «Оно» (бессознательным), связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.
Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни — принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».
Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и «Сверх-Я», психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание «принципом реальности» психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что находится в сознании или может войти в него, — строго п р о ц е н з у р о в а н о 1 .
1 См.: Волошин В. Фрейдизм//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М.: Республика, 1994. — С. 291.
По своему содержанию предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.
Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности, состоящая их трех, рассмотренных выше систем, может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, «Сверх-Я» и предсознательного предстает более образно.
Схема наглядно показывает, что бессознательное («Оно») может взаимодействовать одновременно с двумя системами — «Сверх-Я» и «Я» и ее самостоятельное проникновение в сознание исключено. Сами же эти две системы представлены в сознании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психической структуре личности протекает на предсознательном и подсознательном уровнях.
Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если «Я» будет неспособно восстановить между ними равновесие.
Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном «Я», которое может не только определить требования «Оно», но и преодолеть давление со стороны «Сверх-Я». Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям «Оно», то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями, — раздражением, тревогой и отчаянием. Фрустрации побуждают «Я» снимать напряжение с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты.
Это подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и рационализация. Наиболее значимыми для делового общения являются сублимация, проекция и рационализация. Рассмотрим их вкратце.
Сублимация как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах. Поэтому в диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделить сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совместного решения в согласительной фазе главным является смягчение и возможное устранение противоречий между отобранными вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом происходит взаимное блокирование определенных психических побуждений партнеров, взамен которых появляются новые, приносящие удовлетворение большей своей результативностью.
Проекция, состоящая в наделении других людей собственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения «Сверх-Я», может найти проявление в контактной фазе делового общения.
Доброжелательность, улыбка, небольшой наклон головы в сторону партнера нейтрализуют возможные негативные эмоции партнера, побуждая его к общению.
Такой механизм психологической защиты, как рационализация (поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия), встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но умение слушать и убеждать его. Используя приемы нерефлексивного и рефлексивного слушания, можно частично ослабить психическое противодействие партнера определенной тактикой перефразирования и аргументации. Если же обсуждение проблемы затягивается, следует сделать паузу, оставив тем самым открытыми возможности для дальнейшего делового общения.
3.2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга
Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Юнг в отличие от него отвергает пансек-суалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а «психическая энергия как таковая».
Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные «душевные побуждения или силы «, энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений». 1
1 См. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. — М.: Прогресс/Универс, 1994. — С. 66.
2 См.: Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. — М.: Мартис, 1995.-С 134-135.
При этом в качестве фундамента психики индивида, придающего определенную форму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного.
Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном явилась качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности. Она обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида.
Что же такое коллективное бессознательное?
Наиболее обстоятельное обоснование этому феномену психики было дано Юнгом в статье «Понятие коллективного бессознательного». В ней Юнг кратко определил содержание и психологическое значение коллективного бессознательного.
1 Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. — М.: Мартис, 1995. С. 72.
Юнг выделяет такие его особенности:
1) своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности;
2) оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;
3) его содержание в основном представлено архетипами — буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.
Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктного поведения» 2 .
2 Там же. С. 73.
Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.
3 Там же. С. 77-78.
По мнению Юнга, активизация архетипа происходит тогда, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле, прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символическим путем через унхетипический образ в психике индивида.
Для практики делового общения архетипические образы коллективного бессознательного представляют интерес не только в смысле постижения особенностей спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить определенный (свойственный именно данному партнеру) символизм передаваемой им информации. Замещение этого символизма возможно и в разного рода сублимальных психических реакциях, приносящих определенное удовлетворение в процессе общения.
2 Там же. С. 81
При этом могут отсутствовать так называемые «муки совести», но сам возникающий символический образ может указывать на возможную нечистоту или аморальность какого-либо действия или поступка.
Юнг приводит в связи с этим пример с бизнесменом, которому была предложена очень выгодная и внешне серьезная и честная сделка, казавшаяся ему вполне приемлемой. Увидев следующей ночью во сне свои руки, по плечи покрытые грязью, бизнесмен почувствовал неуверенность и обратился к Юнгу за советом. Очень неохотно вняв совету Юнга прекратить сделку, бизнесмен вскоре убедился, что в противном случае он бы понес колоссальные убытки. В данной ситуации проявившейся в бессознательном символический образ (руки, по плечи покрытые грязью) обратил внимание на возможную нечистоту сделки.
2 Там же. С. 87.
3 Там же. С. 81.
Юнг советует при коллизиях долга и совести отдавать большее предпочтение своему внутреннему голосу совести, как первичному, более древнему феномену, авторитет которого всегда стоял выше человеческого рассудка.
В связи с этим положением Юнга желательно и в деловом общении больше обращать внимание на непроизвольные, спонтанные жесты партнера, не совпадающие с вербальной информацией. А в сложных конфликтных ситуациях прислушиваться и к своим внутренним интуитивным спонтанным психическим ощущениям.
4 Там же. С. 95.
В этом феномене обнаруживается коллективная природа дсихоидного архетипа, ведь коллективное бессознательное в отличие от личностного, идентично у всех личностей. Поэтому при общении с деловым партнером, у которого имеются активированные бессознательные содержания (к примеру эмоционально окрашенные ощущения страха, угрызений совести) возможно параллельное проявление таких же психических переживаний и у другого партнера, который склонен неосознанно приписывать эти моральные реакции себе самому.
Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности.
Интегрирующий центр этой структуры, архетип единства и целостности, Юнг обозначил как «das Selbst» — Самость. 1
Выступая как интегрирующее начало психики, Самость призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность личности и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта.
По мнению Юнга, Самость можно представить в виде определенного геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным. Поэтому, согласно Юнгу Самость объединяет четыре системы психики-
Представляя в значительной своей части процессы отображения органами чувств внешнего и внутреннего мира, система «Я» способна нести в себе автономные комплексы психических данных. Эти комплексы включают определенные группы последовательно связанных друг с другом идей и образов, сконцентрированных вокруг центрального ядра. Образуя единство из множества «сознании органов чувств», система «Я» также представляет собой целостный автономный комплекс, который «осознает лишь меньшую часть из того, что слышит и видит». 1
В содержание системы «Я» входят психические процессы апперцепции» 2 ,
2 Апперцепция выступает как свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов от предшествующего опыта.
чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, воли и влечений.
Все эти процессы задействованы и в практике делового общения.
Особую значимость приобретают процессы апперцепции, поскольку они связаны с личностными особенностями психической деятельности партнеров. Каждый из партнеров в деловом общении оказывается как бы между двумя противостоящими друг другу установками: между познанием (восприятием информации) и пониманием личности партнера. Идеальное понимание ведет к лишенному познания сопереживанию и требует уподобления двух различных личностей партнеров. При этом раньше или позже один из них обнаруживает, что он вынужден жертвовать собственными личностными интересами.
Напротив, очевидное достоинство познания (восприятия информации) вызывает психическое противодействие со стороны партнеров, так как чем схематичнее их общение, тем меньше шансов на понимание партнерами друг друга. Возникает риск парадокса. К тому же любая односторонность общения психологически компенсируется бессознательными подрывными тенденциями.
В таких сложных ситуациях делового общения желательно доводить личностное понимание до равновесия с восприятием информации. Понимание же «любой ценой» вредит обоим деловым партнерам.
В некотором равновесии нуждаются также психические процессы чувствования и мышления, возникающие в деловом общении. Разумная аргументация является возможной и перспективной до тех пор, пока эмоции партнеров не превысили некоторой критической для данной деловой ситуации точки. Стоит температуре аффектов партнеров превзойти эту критическую точку, как действенность разума и аргументации начинает отказывать.
Система «Я» включает в себя и психические процессы личностного самопознания. Однако каждый индивид располагает лишь весьма ограниченным самопознанием, так как сознанию «Я» ведомы только его осознанные психические содержания но Никак не бессознательные.
Действительное психическое состояние «Я» остается большей своей частью сокрытой как от самой личности так и от ее социального окружения. К тому же личность может спутать познание самой себя с тем, что известно о ней в ее социальном общении.
Психические процессы, связанные с социальным лицом личности, принятым ею по отношению к другим индивидам, Юнг включил во вторую систему психики, обозначив ее как Персона (Маска). Если основными принципами первой системы «Я» являются отражение и рефлексия, то в системе «Персона» главным принципом выступает адаптация к. внешнему социальному миру.
В отличие от системы «Я», представляющей собой монистическую фазу развития сознания. Персоне присуща двойственность дуалистическое состояние. По своему содержанию Персона слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, другие же образованы на основе социальных ожиданий от этой личности. Поэтому Персона всегда выступает как некий компромисс между этими двумя психическими процессами. Результатом этого компромисса становятся социальные роли, которые играют личность в обществе. В качестве психических элементов Персоны выступают персонифицированные аффекты, установки, идеалы сентенции, которые в свою очередь «овладевают» личностью и могут привести ее к сильнейшим потрясениям ‘.
К таким потрясениям можно отнести «личностную инфляцию» (отчуждение личности путем ее «разбухания» — отождествления с группой), «синдром ригидности» (проявление избыточной защищенности личности).
Разлад с Персоной может привести к конфликтным ситуациям и в деловом общении. Он вызывает чувство неудовлетворенности, а поскольку его внутренний источник не осознается то причины, как правило, проецируются на делового партнера. Коллизии и столкновения между партнерами могут быть вызваны различием и в темпах адаптации их Персон к ситуации делового общения или же проявлением направленного психического давления одного из партнеров.
1 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. — М.: Прогресс/Универс, 1994. — С. 125.
Юнг считает, что личность никогда не может «перепрыгнуть» через собственную Тень или «обмануть» ее. Напротив, признание собственной Тени необходимо личности для осознания собственного несовершенства. А такое осознание требуется для установления человеческих отношений, для общения с себе подобными, понимания взаимной зависимости людей, нужды в их помощи и поддержке. Если же личность имеет «завышенные идеалы», считая себя более совершенной, то тем самым она непроизвольно унижает других или ставит их в подчиненное положение.
3 Там же. С. 106.
4 См.: Юнг КГ Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. — М.: Прогресс/Универс, 1994. — С. 149.