Можно ли сказать что название пьесы горького традиционно обоснуйте свое мнение

Смысл названия пьесы «На дне» М.Горького (Горький Максим). Смысл названия пьесы «На дне Смысл названия пьесы горького на дне

Смысл названия «На дне»

Смысл названия. Горький долго не мог подобрать точного на­звания пьесы. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Бог солнца», «На дне жизни» и только потом «На дне». В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. массы рабочих и крестьян оказались в страшной нищете, без крова над го­ловой. Тогда и стали появляться в России первые ночлежки. «Ночлежка — дом для ночлега лиц, не имеющих жилья. Содер­жалась частным лицом с коммерческой целью, либо благотвори­тельным обществом или учреждением. Жителей ночлежки состав­ляли поденщики, приезжие рабочие, не нашедшие себе места, бродяги и др. Ночлежка работала с 6 ч. вечера до 7 ч. утра. За 5 коп. клиент, кроме места на нарах, получал вечером хлеб и похлебку, ут­ром хлеб и чай. В ночлежке царила страшная теснота и антисанита­рия вследствие стремления владельцев получить максимальный доход. Нередко ночлежка была притоном уголовников» (Беловинский Л.В. Российский историко-бытовой словарь. — М., 1999.) Горький, продолжая традиции Гоголя, Достоевского, Гиляров­ского, обратился к изображению мира униженных и оскорбленных. Действие пьесы разворачивается в ночлежке, владельцем которой является Костылев. Автор описывает место действия, во многом со­ответствующее существующим в реальности ночлежкам: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закоп­ченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителей и, свер­ху вниз, — из квадратного окна с правой стороны». Обстановка это­го подвала поражает своей убогостью: вместо стульев — грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам — нары. Первоначальное название «Ночлежка» носило конкретный ха­рактер, последнее же в полной мере отвечало замыслу автора. На­звание пьесы «На дне» — это не только «пещера», в которой оказа­лись горьковские герои, это и сама атмосфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке. Название пьесы глубоко символично, оно раскрывает смысл всего произведения.
Горький всегда задумывался над тем, что управляет человеком, какие ценности для него превыше всего, как согласуются свобода и любовь, добро и истина, сила и справедливость. Пьесу «На дне» можно с полным правом назвать философской драмой. Горький писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – лучше: истина или сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука. Как бы горька и печальна ни была истина, но она нужнее, лучше самой красивой лжи…». Эти вопросы о правде и лжи важны в пьесе «На дне» не сами по себе, а в связи с проблемой, имеющей одновременно и общечеловеческий философский смысл. Главным образом этой пьесы можно считать образ «дна» жизни, а Лука и Сатин воплощают две полярные точки зрения на эту жизнь. Автор стремиться ответить на вопрос: что привело людей к нравственному и социальному падению? Может быть, то, что люди перестали верить в себя и в мечту? В ранней пьесе Горького «Дети Солнца» с романтическим пафосом опоэтизирована мечта, она освещена надеждой. Если помнить об этом, то становится понятен смысл одного из первых названий пьесы «На дне» — «Без солнца». Художественная мысль, сценическое действие пьесы движутся сложно и не укладываются в схему, по которой ложь, утешительный обман посрамляются, а правда утверждаются. В этом произведении есть несколько параллельных сюжетных линий: взаимоотношения Пепла и Наташи, Клеща и Анны, Барона и Насти, Актера и Сатина. Эти линии не имеют четкой завязки и почти никак не разрешаются. Сам автор называл «На дне» пьесой – симфонией. Сравнивая драматургию с музыкой, покоряющей нас своей стройностью, Горький имел в виду ту гармонию, к которой художник приходит через противоречия, доводя их до предела. Этот композиционный принцип столкновения точек зрения лежит в основе композиции пьесы «На дне». Все герои мечтают о счастье, каждый горит о том, как он это счастье понимает, но никто не в состоянии что – либо изменить в своей судьбе. Автор ходом пьесы показывает всю сложность отношений людей к правде, которую они не терпят. Пьеса начинается, казалось бы, проходным эпизодом – ссорой Квашни и Клеща, где каждый уличает другого в неправде. Взаимное разъяснение вспыхивает как реакция на высказанную вслух правду о другом. Однако общий тон пьесы не кажется удручающе мрачным. Герои живут «на дне», без солнца и поэтому никак не могут допеть до конца песню «Солнце входит и заходит…». Значение песни в построении пьесы становится ясно после заключительной реплики Сатина, его реакции на самоубийство Актера: «Эх. испортил песню.. дур-рак!». Здесь слово «песня» приобретает двойной смысл – и буквальный и более широкий, как обозначение жизни, судьбы, назначение человека.

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это — одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор — попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров — она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен — в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это — внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику — она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы — несколько недель ранней весны. Время года — важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей — мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них — Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука — носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча — появился и исчез.

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Проблемы

В пьесе богатая проблематика. Максим Горький попытался в одном произведении указать актуальные, на то время, нравственные проблемы, которые, впрочем, существуют и по сей день. Первой проблемой является конфликт между обитателями ночлежки, причем не только друг с другом, но и с жизнью. По диалогам между героями можно понять их взаимоотношения. Постоянные ссоры, расхождение во мнениях, элементарные долги приводят к вечным перепалкам, что является ошибкой в данном случае. Ночлежникам нужно научиться жить над одной крышей в гармонии. Взаимопомощь облегчит быт, изменит общую атмосферу. Проблема общественного конфликта заключается в разрушении любого социума. Бедняки объединены общей проблемой, но, вместо её решения, они создают новые общими усилиями. Конфликт с жизнью заключается в отсутствии адекватного ее восприятия. Бывшие люди обижены на жизнь, из-за чего не предпринимают дальнейшие шаги к созданию другого будущего и просто плывут по течению. Другой проблемой можно выделить острый вопрос: «Истина или сострадание?». Автор создает повод для размышления: показать героям реалии жизни или посочувствовать такой судьбе? В драме кто-то страдает от физического или психологического насилия, а кто-то умирает в муках, но получает свою долю сострадания, и это уменьшает его мучения. У каждого человека свой взгляд на происходящую ситуацию, и реагируем мы исходя из своих ощущений. Писатель в монологе Сатина и исчезновении странника четко дал понять, на чьей он стороне. Лука выступает в роли антагониста Горького, пытаясь вернуть обитателей к жизни, показать истину и утешить страдающих. Также в пьесе поднимается проблема гуманизма. Точнее, его отсутствия. Возвращаясь снова к отношениям между обитателями, и их отношению к самим себе, — можно рассмотреть данную проблему с двух позиций. Отсутствие гуманизма со стороны героев друг к другу можно увидеть в ситуации с умирающей Анной, на которую никто не обращает внимания. Во время издевательства Василисы над сестрой Наташей, унижения Насти. Появляется мнение, что, если люди оказались на дне, значит, более никакая помощь им не нужна, каждый сам за себя. Эта жестокость к самим себе обуславливается их нынешним образом жизни – постоянные пьянки, драки, несущие в себе разочарование и потерю смысла в жизни. Существование перестаёт являться высшей ценностью, когда цели к ней нет. Проблема безнравственности поднимается в связи с образом жизни, который жители ведут исходя из социального расположения. Работа Насти девушкой по вызову, игры в карты на деньги, употребление алкоголя с вытекающими последствиями в виде драк и приводов в полицию, воровство – все это последствия нищеты. Автор показывает данное поведение как типичное явление для людей, оказавшихся на дне социума.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства — по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин — фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды — Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы — монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке — все для человека!», «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!», «Человек — это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

Цель урока: создать проблемную ситуацию и побудить обучающихся к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Методические приемы: дискуссия, аналитическая беседа.

Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет.

Критика

Нельзя сказать, что до появления на свет своей легендарной пьесы, Горький не имел какой-либо популярности в обществе. Но, можно подчеркнуть, что интерес к нему усилился именно из-за этого произведения. Горький сумел показать бытовые, обыденные вещи, окружающие грязных, необразованных людей под новым углом. Он знал, о чем пишет, так как сам имел опыт в достижении своего положения в обществе, он ведь был выходцем из простонародья и сиротой. Нет точного объяснения, почему именно произведения Максима Горького имели такую популярность и произвели настолько сильное впечатление на публику, ибо он не был новатором какого-то жанра, писав обо всем известных вещах. Но творчество Горького в то время было модным, обществу нравилось читать его произведения, посещать театральные постановки по его творениям. Можно предположить, что градус социального накала в России поднимался, и многие были недовольны устоявшимся порядком в стране. Монархия себя исчерпала, а народные акции последующих лет были жестко подавлены, и поэтому многие люди с удовольствием искали минусы в существующей системе, как бы подкрепляя собственные выводы. Особенности пьесы заключаются в способе изложения и подаче характеров персонажей, в гармоничном употреблении описаний. Одной из затронутых проблем в произведении является индивидуальность каждого героя и его борьба за неё. Художественные тропы и стилистические фигуры очень точно изображают условия обитания действующих лиц, ведь автор видел все эти детали лично. Автор: Алёна Ласькова

Источник

Смысл названия пьесы “На дне” М. Горького

Горький долго не мог подобрать точного названия пьесы. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Бог солнца”, “На дне жизни” и только потом “На дне”.

В самом названии уже заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. В результате экономического кризиса в 90-х годах XIX в. массы рабочих и крестьян оказались в страшной нищете, без крова над головой.

Тогда и стали появляться в России первые ночлежки.

“Ночлежка – дом для ночлега лиц, не имеющих жилья.

За 5 коп. клиент, кроме места на нарах, получал вечером хлеб и похлебку, утром хлеб и чай. В ночлежке царила страшная теснота и антисанитария вследствие стремления владельцев получить максимальный доход. Нередко ночлежка была притоном уголовников”

Горький, продолжая традиции Гоголя, Достоевского, Гиляровского, обратился к изображению мира униженных и оскорбленных. Действие

Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителей и, сверху вниз, – из квадратного окна с правой стороны”. Обстановка этого подвала поражает своей убогостью: вместо стульев – грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам – нары.

Первоначальное название “Ночлежка” носило конкретный характер, последнее же в полной мере отвечало замыслу автора. Название пьесы “На дне” – это не только “пещера”, в которой оказались горьковские герои, это и сама атмосфера равнодушия и нравственного уродства, царящая в ночлежке. Название пьесы глубоко символично, оно раскрывает смысл всего произведения.

Related posts:

Источник

Смысл названия пьесы «На дне» М.Горького (Горький Максим)

Изначально Максим Горький назвал пьесу «Без солнца», среди вариантов были и «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни», но остановился он на самом подходящем и многозначительном названии – «На дне». Действительно, оно не так прозрачно, как «На дне жизни», потому как здесь рассматривается не только социальное положение героев, но и их душевное состояние.

Но, несмотря на нищету, тесноту и удушающую атмосферу равнодушие к другим, каждый из ночлежников о чем-то мечтает. Настя, читая любовные романы, с трепетом ждет своего принца, который приведет ее в другую, чистую жизнь. Актер как-то признается, что ему тяжело обходиться без имени, будто нет его вовсе. Он оправдывает свой образ жизни «болезнью», отравлением алкоголем, но продолжает мечтать о сцене и только думает о том, как найдет лечебницу, но за поиски не принялся. Клещ уверен, что его жизнь вот-вот изменится в лучшую сторону, как только он освободится от жены. Но вот Анны не стало, а желанная свобода не принесла ему ничего, кроме разочарования. Все они хотели вырваться из этой среды, и с приходом Луки у них наконец появилась надежда. Старик каждому дал понять, что их судьба в их руках, стоит только постараться. Да, ночлежники воодушевились возможностью начать все с чистого листа, но, видимо, их равнодушные к своей жизни сердца стали балластом, не дающим подняться с этого «дна». Им так жить удобно, они привыкли жить почти без «кислорода», забыли, что такое сила воли, потому довольствовались неопределенными мечтаниями и ничего не предпринимали.

«Дно» по Горькому значит не столько социальный статус, место пребывания героев, сколько их образ жизни. Всех их будто устраивает положение люмпенов, жалкая и нищая жизнь, душевная пустота и нравственная низость. На дне не виден солнечный свет – там лишь мрак, холод и одиночество. И это – жизнь героев пьесы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чём смысл названия пьесы Горького «На дне»? (ЕГЭ по литературе)

Писатели тщательно выбирают название для своих произведений. Оно должно быть ёмким, лаконичным, и полностью отражать суть авторского замысла. Так, М. Горький несколько раз менял название своей пьесы «На дне» прежде чем прийти к окончательному варианту.

Название пьесы имеет несколько смыслов: социальный и духовный. В первом случае, автор говорит о социальном дне, на котором и оказались обитатели ночлежки. Они живут в подвальном помещении, спят на нарах, скудно обставленные комнаты редко бывают чистыми. Постояльцы не могут позволить себе проживание в гостинице или собственное жилье, так как все они — глубоко нищие люди, отчего и вынуждены жить в ночлежке. Несмотря на это, по сюжету пьесы мы видим, что у многих есть надежда на спасение и на выход из социального дна.

Например, Актёр, который из-за пьянства больше не может работать в театре, мечтает о клинике, где его вылечат; Настя, — уличная девица, мечтает о настоящей любви и о принце, который сможет спасти её.

В случае духовного дна, автор описывает моральный упадок обитателей ночлежки. Помимо ужасных условий и антисанитарии, среди постояльцев также царит тяжёлая и угнетающая атмосфера. Люди, которые живут в ночлежке не сострадают друг другу, не поддерживают своих соседей, а даже напротив, издеваются над теми, кто действительно верит в свое спасение. Барон — пьяница, обитатель ночлежки, живёт вместе с Настей. Он не может не посмеяться над мечтами его сожительницы о любви, отбирает у неё книгу, и при всех хохочет над тем, что Настя читает романы и верит в принцев. Барон также пренебрегает ею из-за её происхождения и образа жизни, несмотря на то, что сам находится на таком же дне.

Таким образом, М. Горький благодаря названию «На дне» доносит до читателя более глубинный смысл пьесы. Действительно, герои произведения находятся на дне жизни; но только из социального дна есть выход, а падение души делает человека «пропащим», отчего уже убежать не получится.

1. Соответствие сочинения теме и ее раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне (3 из 3)

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но авторская позиция искажена в заключении сочинения (2 из 3)

Действительно, герои произведения находятся на дне жизни; но только из социального дна есть выход, а падение души делает человека «пропащим», отчего уже убежать не получится.

Горький не пишет о том, что нельзя подняться с духовного дна; он пишет лишь о том, что для этого является недейственным метод Луки. Указанием на те крупицы духовного, которые еще остались в обитателях ночлежки, автор как раз и утверждает мысль о возможности возрождения для героев.

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют (2 из 2)

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его

смысловые части логически связаны между собой, но конец второго абзаца (после слова «например») никак не связан с «социальным дном» (2 из 3)

5. Соблюдение речевых норм

Допущены 2-3 речевые ошибки (2 из 3)

1. Вводные выражения «в первом случае», «в случае духовного дна» неуместны, так как речь идет не о «случаях», а о многозначности одного слова:

2. Нарушение лексической сочетаемости:

Постояльцы не могут позволить себе проживание в гостинице или собственное жилье, так как все они — глубоко нищие люди, отчего и вынуждены жить в ночлежке.

Можно быть глубоко несчастным, но никак не глубоко нищим!

3. Нет обязательного звена сравнительной конструкции (с чем сравнивается; «более глубинный» по сравнению с чем?)

Таким образом, М. Горький благодаря названию «На дне» доносит до читателя более глубинный смысл пьесы.

Итог: 11 баллов из 14.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Урок литературы на тему «Письменная работа по творчеству М. Горького»

Тема. Письменная работа по творчеству Максима Горького

Цель: научить учащихся обобщать и использовать полученные на предыдущих этапах работы знания — самостоятельно давать оценку отдельным частям и всему произведению в целом; иметь собственное суждение о поступках действующих лиц; опираясь на содержание и форму художественного произведения, развивать навыки устной и письменной речи.

Оборудование: тестовые задания (2 варианта).

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

— Большой и необыкновенно богатый жизненный и творческий путь прошёл Максим Горький. О всемирном значении Горького хорошо сказал выдающийся немецкий писатель Генрих Манн: «Горький остался всем сердцем связанным с судьбой угнетённых и борющихся за освобождение. Это сохранило ему творческие силы и обеспечило бессмертие его произведениям.

Горький расширил область литературного творчества, открыл новые пути и перспективы для мировой литературы. Он дал новые темы и нового читателя. Горький первый ввёл в литературу, в качестве героев её, представителей того класса, который до того в литературе представлен не был. Горький сделал широкие массы пролетариев друзьями литературы, друзьями книги».

В развитии современной литературы творчество Горького сыграло исключительную роль. Гуманизм, пафос героических подвигов, поэтизация труда, гениальное новаторство в зображении борьбы и жизни народных масс, широта философско-исторического эпоса, образ нового героя истории, созданный писателем,— всё это определило особенности лучших произведений русской литературы XX в. Посмотрите театральные постановки горьковских пьес. Тут нельзя дать конкретных рекомендаций: каждый вечер в каждом театре спектакль рождается заново.

Побывайте в музеях писателя — в Москве, в Горьком, Казани, Куйбышеве, селе Мануйловке (Полтавская область, Украина), посетите горьковские залы в Литературном музее в Москве и музее Пушкинского дома в Санкт-Петербурге, места, связанные с жизнью и творчеством писателя во многих городах необъятной России…

III. Работа над темой урока

• Укажите правильный ответ.

1. Первый рассказ, написанный Горьким, называется:

а) «Макар Чудра»; б) «Коновалов»;

в) «Челкаш»; г) «Старуха Изергиль».

2. Рассказ «Старуха Изергиль» назван так потому, что:

а) от её имени даются оценки поступкам героев;

б) её судьба является центральной;

в) судьба героини — один из вариантов выбора жизненного пути;

г) от имени Изергиль ведётся повествование.

3. Использование фольклорных приёмов, контрастность изображения, гиперболизация чувств и поступков героя — всё это связывает многие произведения раннего Горького с:

а) реализмом; б) романтизмом;

в) классицизмом; г) модернизмом.

а) философская драма; б) психологическая драма;

в) бытовая драма; г) социально-философская драма.

5. Вспомните, что вы знаете о романтизме, аллегории, гиперболе. Поработайте с этими понятиями. Докажите, что произведения, которые вы прочитали («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»), действительно романтические.

Аллегория — художественный приём (от греч.— «иносказание») — одно из сильнейших средств воздействия на читателя. Суть аллегории в том, что конкретный образ раскрывается через абстрактное явление, в сравнении с ним. Сила аллегории в том, что она способна на века олицетворять понятия человечества о добре, зле, справедливости. В литературе приёмы аллегории можно найтив сказках, былинах, притчах, баснях.

Гипербола (от греч. — «преувеличение») — средство художественного изображения, в основе которого лежит чрезмерное преувеличение. Такое преувеличение позволяет заострить внимание читателя на особо важной проблеме. Гипербола является важным средством выразительности речи.

Романтизм — художественный метод, сложившийся в русской литературе в начале ХІХ в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России. Литература романтизма выдвинула своего героя, чаще всего выражающего авторское отношение к действительности. Романтик выражает своё отношение к действительности. Характерные черты романтического героя: это человек с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие; он всегда поставлен выше окружающих; герой одинок, и тема одиночества варьирует в произведениях разных жанров. Герой живёт в особенных условиях, чаще всего его окружает природа.

6. Найдите в пьесе Горького «На дне» комические моменты. В чём секрет комизма и причины периодически возникающего в зрительном зале смеха? По мнению И. Ф. Анненского, «“На дне” — «настоящая драма, только не совсем обычная». Сам Горький определил жанр «На дне» не сразу. На афише МХАТа читаем: сцены в четырёх действиях. Лишь позже появился окончательный вариант: «Картины. Четыре акта». Что общего и что различного между сценами и картинами? Как бы вы охарактеризовали жанр пьесы «На дне»?

7. В драматургии пьесы «На дне» И. Ф. Анненский отметил «три главных элемента:

1) сила судьбы; 2) душа бывшего человека; 3) человек иного порядка, который своим появлением вызывает болезненное для бывших людей столкновение двух первых стихий и сильную реакцию со стороны судьбы».

Согласны ли вы с суждением И. Ф. Анненского о том, что один из главных элементов в пьесе Горького — судьба?

8. Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах Московского Художественного театра. Горький долго искал своему произведению подходящее название. Известны такие варианты: «Ночлежка», «В ночлежном доме», «Без солнца», «Дно», «На дне жизни». Как вы думаете, почему писатель оста новил свой выбор на названии «На дне»?

9. Проанализируйте легенду о Ларре или легенду о Данко (по выбору) из рассказа Горького «Старуха Изергиль».

Используйте при анализе эпизодов следующую схему:

• какое место в произведении занимает этот эпизод;

• можно ли выделить в эпизоде элементы композиции: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог;

• осмысление системы персонажей: говорящие имена и фамилии, прототип, портрет, авторская характеристика, сопоставление, сравнение;

• действия и поступки персонажа, его речь;

• хронотоп: время и пространство;

• психологизм — изображение внутреннего мира персонажа;

• роль эпизода в произведении.

10. Перечитайте любое действие драмы Максима Горького «На дне». Проанализируйте его, опираясь на следующую схему:

• какое место в композиции драматического произведения занимает это действие: завязка, развитие действия, кульминация, развязка;

• кто из героев пьесы участвует в действии;

• проанализируйте их монологи и диалоги: эмоциональность, образность, ключевые слова;

• декорации: какое воздействие на читателя (зрителя) оказывают;

• место героев в действии;

• как это действие связано с предыдущим и последующим (временны е рамки, персонажи и т. п.).

Ключ: 1 — а); 2 — г); 3 — б); 4 — г).

• Укажите правильный ответ.

1. Первые рассказы Горького относятся к:

а) реализму; б) романтизму;

в) модернизму; г) сентиментализму.

2. Имя героя одной из легенд — Ларра — обозначает:

а) сын орла; б) гордый;

в) отверженный; г) гуманный.

3. Основной пафос раннего творчества Горького заключается в:

а) утверждении любви как высшей ценности;

б) отрицании индивидуализма и утверждении коллективизма;

в) обретении героями свободы, даже ценой отказа от жизни;

г) духовных поисках его героев.

4. Первоначальное название пьесы «На дне»:

а) «Без солнца»; б) «Ночлежка»;

5. Проанализируйте рассказ «Старуха Изергиль», используя следующую схему.

а) Определите композицию рассказа. Вспомните, какие вы читали произведения

с подобной композицией.

б) Составьте план рассказа.

в) Сравните легенды о Ларре и Данко. Запишите в тетради в виде таблицы характеристику Ларры и Данко. Сделайте выводы.

г) Проведите исследование, какова роль природы в рассказе «Старуха Изергиль».

6. Исследователи не раз писали о сопоставимости драмы Максима Горького «На дне» с пьесами А. П. Чехова, поскольку она представляет собой «полилог, составленный из не стыкующихся друг с другом реплик, провалы коммуникации, заменяющие общение, пунктир лейтмотивов (правда — вера, правда — ложь), организующий движение речевого потока». Докажите эту мысль. Подумайте также над такой проблемой: использование схожих форм не может не означать некоторого сходства решаемых художественных задач. Если это так, то какие общие мотивы или положения содержат пьесы

А. П. Чехова (например комедия «Вишнёвый сад») и Максима Горького?

7. Вспомните известные вам пьесы: «Гамлет», «Мещанин во дворянстве», «Недоросль», «Горе от ума», «Борис Годунов», «Ревизор», «Гроза», «Вишнёвый сад» и др. Попробуйте классифицировать традиционные принципы именования драматических произведений. Можно ли сказать, что название пьесы Горького традиционно? Обоснуйте своё мнение.

8. По мнению И. Ф. Анненского, «индивидуальность Горького представляет интереснейшую комбинацию чувства красоты с глубоким скептицизмом. Горький сам не знает, может быть, как он любит красоту; а между тем ему доступна высшая форма этого чувства, та, когда человек понимает и любит красоту мысли». Согласны ли вы с мнением поэта? Что, по вашему мнению,составляет эстетическую ценность мысли? Как в пьесе «На дне» выражена любовь к «красоте мысли»?

9. Проанализируйте легенду о Лойко Зобаре и Радде из рассказа Максима Горького «Макар Чудра».

Используйте при анализе эпизодов следующую схему:

• какое место в произведении занимает этот эпизод;

• можно ли выделить в эпизоде элементы композиции: экспозицию, завязку,

развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог;

• осмысление системы персонажей: говорящие имена и фамилии, прототип,

портрет, авторская характеристика, сопоставление, сравнение;

• действия и поступки персонажа, его речь;

• хронотоп: время и пространство;

• психологизм — изображение внутреннего мира персонажа;

• роль эпизода в произведении.

10. Перечитайте любое действие драмы Максима Горького «На дне».

Проанализируйте его, опираясь на следующую схему:

• какое место в композиции драматического произведения занимает это действие: завязка, развитие действия, кульминация, развязка;

• кто из героев пьесы участвует в действии;

• проанализируйте их монологи и диалоги: эмоциональность, образность, ключевые слова;

• декорации: какое воздействие на читателя (зрителя) оказывают;

• место героев в действии;

• как это действие связано с предыдущим и последующим (временны е рамки,

Ключ: 1 — б); 2 — в); 3 — в); 4 — а).

IV. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Писатели часто говорят о сотворчестве, о жажде общения с Настоящим читателем. Его называют ещё Понимающим, Умным, Хорошим читателем, а педагоги и учёные хотят видеть современного ученика читателем Квалифицированным, Зрелым, Умелым, Эстетически развитым — Читателем с большой буквы.

Помочь вырастить такого Читателя — цель уроков литературы. Успехов вам в дальнейшем постижении тайн литературоведения!

V. Домашнее задание

Опережающие задания. Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов «Серебряного века» (акмеистов, символистов, футуристов) с краткими комментариями. Цель — составить общее представление о поэзии «Серебряного века».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *