Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Томсинов Владимир Алексеевич

Книга «Сперанский»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Итог прожитых лет должен был, казалось, радовать его. Рожденный в семье простого деревенского священника и росший в окружении крестьян, он умирал в столице империи высоким сановником, всей России известным человеком. Не только разные «превосходительства» и «сиятельства», но и сам государь проявляли повышенный интерес к его, поповского сына, здоровью. Рождение его было событием разве что для бедных его родителей, но умирание его — событие для целой России! Но, видно, не дано человеческой душе быть довольной прожитой жизнью — Михайло Михайлович испытывал внутри себя нечто подобное скорее раздражению собой, но ни в коей мере не довольство. Духовник его — протоиерей Сергиевского собора П. Я. Духовский, с которым любил он беседовать о высоких материях, навестил его, больного, и говорил с ним. Впоследствии сказывал, что Сперанский очень ругал себя тогда, находясь в предсмертии, очень сожалел, что до конца своих дней так и не смог усмирить врагов внутри себя — собственные страсти, и среди них особливо духовную гордость. «Если после беспрестанных усилий и работы над самим собою, — говорил он, — иногда и удастся ее усмирить, то спустя несколько времени она опять поднимается с новою силою, и мне остается только горевать о слабости своей воли». Что выражал сожалением этим Сперанский? Имел ли он в виду свое самолюбие, излишнюю в себе любовь к почету и другое тому подобное, заставлявшее его идти наперекор собственной совести? Или не мог забыть он выпавших на его долю унижений, не мог преодолеть терзаний души своей при воспоминаниях о прошлых обидах? В любом случае жалоба умиравшего Сперанского на себя скрывала жалобу на свою судьбу.

Когда-то в молодости, полный радужных надежд на счастливое будущее, он писал: «Кто взял на себя крест и положил руку на рало, тот не должен озираться вспять — и что, впрочем, озираясь, он увидит? — Мечты и привидения, все похоть очес и гордость житейскую». Сейчас, когда впереди ему ничего уже нельзя было высмотреть, кроме смерти, одноликой, однообразной, как потолок над кроватью, он не мог не озираться вспять. И что же ему там виделось? — Он оказался пророком тогда, в своей счастливой счастьем в чиновной жизни и несчастьем в жизни личной молодости.

В пору, когда жизненная энергия бьет в тебе ключом, когда полон сил и целая жизнь впереди, кажется, что главное — это найти себе дело, способное наполнить смыслом будущую жизнь. При этом, конечно, понимается, что всякое дело делается не в вакууме, а в какой-то среде, в определенном людском мирке, и что среда эта может быть исключительно вредной, чуждой душе всем содержанием своим. Но думается тогда, что значит любая среда, когда нашел дело и полон сил? Пусть она чужда — неужто нельзя в любой среде оставаться самим собой? Пусть она вредна — неужто помешает она делать дело? Лишь на склоне лет приходит сознание того, что на устройство взаимоотношений с окружающими много надобно душевных сил — столь много, что и на деломожет не хватить.

Биографии духа обыкновенно свойственны великим писателям или философам. Государственному же деятелю, даже и великому, не дано, казалось бы, иметь подобной биографии — слишком тесно соприкасается он с практической жизнью, слишком поглощен бывает ею, слишком живет вне себя, чтобы жить собою, чтобы создать себе свой собственный духовный мир. Тем любопытнее для нас такие вот параллели:

Лев Толстой:«Жизнь человеческая состоит во все большем и большем приближении к совершенству».

Михаил Сперанский: «Кто может сказать самому себе: каждый день я приближаюсь к совершенству, каждый день я вырываю из сердца какой-нибудь порок, какую-нибудь слабость?»

Лев Толстой:«Важнее всего для меня в жизни исправление от лени, раздражительности и бесхарактерности».

Михаил Сперанский:«С тремя врагами должен я бороться: с леностью, робостью и гордостью».

Лев Толстой:«Ложь перед другими далеко не так важна и вредна, как ложь перед собой».

Михаил Сперанский: «Правдивость с самим собою есть великое дело и без сомнения первая потребность, первый, краеугольный камень воспитания. Сколь мало я встречал людей, правдивых с собою. Можно даже утверждать, что люди более обманывают себя, нежели склонны обманывать других».

Лев Толстой:«Так теперь мне представляется мысль о том, что государство и его агенты — это самые большие и распространенные преступники, в сравнении с которыми те, которых называют преступниками, невинные агнцы…»

Михаил Сперанский: «Я долго взирал на преступников, законом осужденных, публично наказанных и сосланных, с внутренним отвращением, ныне смотрю на них с некоторою страдою. Это агнцы добродушия в сравнении со всем тем, что называем мы часто: честный и порядочный человек».

Такие параллели можно было бы продолжать еще и еще — признанный государственный деятель или, как говорили о нем, государственный деятель милостью Божьей, носил в себе душевные состояния, свойственные прирожденному писателю и философу.

Историк В. О. Ключевский писал, что император Александр I встретил в лице Сперанского «человека с огромной умственной и нравственной силой, который наводил на него страх и покорял его как сила умственная, но вместе внушал невольное уважение и доверие как сила нравственная». Многие факты свидетельствуют в пользу приведенных слов историка. Но несомненно также и то, что императору Николаю I Сперанский предстал другим — по-прежнему умным, но лишенным нравственной силы человеком. Он не стремился уже играть в государственных делах сколько-нибудь самостоятельной роли, к чему явно стремился прежде. Он не предпринимал уже попыток отстоять собственное достоинство в тех случаях, когда оно ущемлялось, и с легкостью приносил повинную, если бывал в чем-либо обвинен. Перемена, которая произошла со Сперанским, была разительной: ее заметили все, знавшие его ранее. Некоторые близко его знавшие современники, а затем и биографы говорили впоследствии, что он угодничал, старался всячески ко всем приноровиться, оттого что не мог, действуя иначе, добиться своей цели, потому что, действуя прежде по-другому, потерпел неудачу. Данное объяснение заслуживает внимания. Как развитый душою, талантливый человек, Сперанский имел в себе высокие идеалы и ставил задачей своей государственной деятельности их осуществление. Главнейшим среди них являлся идеал законности.Он был привержен к нему всю свою жизнь — во все время своей государственной деятельности. И понятно почему. Потребность общества в установлении законности была одновременно и личной его потребностью. Маленький, незнатный человек, ставший большим сановником, он чувствовал себя в высшей степени неуверенно при той системе управления, при которой господствовал произвол лиц. Его общественное положение в этих условиях зависело исключительно от благоволения монарха, то есть не имело сколько-нибудь прочных гарантий. В любой момент, без всяких на то серьезных оснований, он мог быть снят с должности, выслан в глухомань, брошен в бесчестье и нищету. Не потому ли столь много и упорно работал Сперанский над вопросами права и законности? В различных архивах хранится более тысячи начертанных рукою Сперанского произведений и просто заметок, посвященных этим вопросам [2].

Результатом усилий Сперанского явились такие грандиозные свершения, как «Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов Российской империи». Осуществленная им систематизация законодательства способствовала укреплению самодержавной власти в России, но она содержала в себе и предпосылку для развития свободы. Не будь «Свода законов», немыслима была бы Судебная реформа 1864 года, немыслимо было бы дальнейшее развитие российской юриспруденции.

В историю России Сперанский вошел в качестве великого неудачника. И в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не был осуществлен в сколько-нибудь полной мере — большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться лишь на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в пучину политики? Да, конечно, реформаторская деятельность его не повлекла за собой коренного поворота в развитии русского общества, она мало внесла реальных перемен в общественно-политический строй России. Но разве только результатами деятельности своей входит каждый человек в историю своей родины? Кто из живших на земле людей сумел сделать что-либо законченное, совершить то, чего и желал совершить? Разве осуществлял кто-нибудь когда-либо в политике все то, к чему стремился?

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Сперанский

НАСТРОЙКИ.

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

«…Еще из передней князь Андрей услыхал громкие голоса и звонкий, отчетливый хохот — хохот, похожий на тот, которым смеются на сцене. Кто-то голосом, похожим на голос Сперанского, отчетливо отбивал: ха, ха, ха».

«Война и мир», том второй — напоминаю источник цитаты тем моим согражданам, которым не повезло с учителем литературы. У большинства же из нас, выпускников советских и постсоветских школ, первые и нередко последние ассоциации, связанные с этим именем — Сперанский, — восходят, очевидно, к резким и запоминающимся чертам образа, созданного Толстым: прежде всего, этот «звонкий, отчетливый», как на сцене, смех; затем, напомню, «зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд», «руки, несколько широкие, но необыкновенно пухлые, нежные и белые…». В целом же Толстой с обычным своим искусством добивается поставленной цели: Сперанский в «Войне и мире» одна из очень немногих ненатуральных, искусственных и даже несколько противоестественных фигур.

Всё органично в «Войне и мире», все герои предельно естественны, все на своих местах: князь Андрей, Пьер, семейство Ростовых, Александр I, капитан Тушин, французский офицер Рамбаль и так далее; все, вплоть до коня Николеньки Грачика и волка из сцены охоты. И лишь буквально несколько фигур выглядят здесь претенциозными и фальшивыми, резко и неприятно выделяясь на фоне живой жизни, которой насыщена великая эпопея. Главная из них, несомненно, Наполеон; на втором месте — его почитатель Сперанский.

И это при том, что, смотря на Сперанского глазами князя Андрея, Толстой видит в нем «разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России». В следующей фразе Толстой, со свойственной ему последовательностью, повторяет ключевое для этого образа слово — «разумно» — еще трижды: «Сперанский, в глазах князя Андрея, был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности. Всё представлялось так просто в изложении Сперанского…»

Какие, согласитесь, замечательные и редкие в нашем отечестве достоинства! Но, несмотря на них, Сперанский явно не вписывается в русскую жизнь, воссозданную в гениальном романе. Несмотря на них — или именно из-за них, быть может… Забегая вперед, могу сказать, что образ Сперанского, на мой взгляд, как, впрочем, и образы подавляющего большинства других исторических лиц в гениальном романе, вполне соответствует действительности. И трагизм этого образа прочувствован Толстым с обычной для него глубиной и показан с обычным для него искусством. И это при том, что Сперанскому в «Войне и мире» уделено всего несколько страниц; но они написаны для знающего — или — стремящегося узнать. Я хорошо помню свои юношеские впечатления от этих страниц: загадка! притом интереснейшая!

Я думаю, для многих «Война и мир» стала порталом, открывающим путь к познанию русской истории. Но насколько же тернистым оказывается этот путь! Исторические труды, создаваемые профессиональными учеными-историками, как правило, безличностны: и в том отношении, что личность самого автора в этих сочинениях обычно почти не ощущается, и в том, что главнейшими действующими лицами являются не конкретные, живые люди, творящие историю, а отвлеченные формулы и понятия. Причем это почти в равной степени характерно как для «старой», дореволюционной историографии, особенно для трудов адептов государственной школы, так и для советской, использовавшей во многом уже сложившиеся приемы и методики. Прежде «марксизм-ленинизм» нередко выжимал из исторических сочинений советского времени те остатки человечности, которые все-таки можно было отыскать в трудах русских историков, а вместе с ними — и последние проблески здравого смысла. В наше время положение здесь, если и меняется к лучшему, то чрезвычайно медленно — становиться другими нелегко… Своеобразной «компенсацией» занудству и зауми научных трудов становится литература, порожденная рынком, которая вполне заслуживает названия «бульварной». Об этой литературе писать особо не приходится — от нее можно лишь открещиваться или отплевываться. При таком положении дел поневоле возвращаешься к Пушкину, Толстому, Лескову, ища и находя в их произведениях, посвященных вымышленному, драгоценные крупицы реального…

Но конечно же любому читателю, увлекшемуся, благодаря классике, познанием прошлого, хочется развития затронутых там сюжетов, хочется вдосталь насладиться «живой историей» — пусть и в работах более скромного уровня. И в этом отношении серия «ЖЗЛ» была просто незаменима в советские времена; свое значение она сохраняет и поныне, именно в книгах биографического жанра автор не просто получает возможность показать «сотворение истории» через людские судьбы — он специально настроен на это. Естественно, что подобный подход предъявляет к автору особые требования: помимо знания исторического материала он еще должен разбираться в людях; должен обладать умением связать социальное и личное в одно органичное целое, называемое историческим прошлым… Умение это редкое и, соответственно, удача в биографическом жанре отнюдь не предопределена; скорее напротив… И мне, специалисту по истории XIX века, для которого Михайло Михайлович Сперанский всегда был в полном смысле этого слова ключевым деятелем эпохи, остается только радоваться тому, что посвященная ему книга В. А. Томсинова является несомненной удачей автора.

Однако прежде, чем перейти к характеристике этой незаурядной во многих отношениях книги, мне представляется необходимым сказать несколько слов в продолжение затронутой темы: о месте Сперанского в русской истории — точнее о его, так метко подмеченной Толстым, неуместности; и в то же время о его несомненной, из ряда вон выходящей значимости. Этой задаче, собственно, посвящена книга Томсинова, и, как мне представляется, я ни в коем случае не вхожу в противоречие с уважаемым автором. Мне всего лишь хочется специально выделить то, что может затеряться для читателя в этом чрезвычайно фактурном, богатом материалом произведении.

По-моему, нет сомнений в том, что при всей своей незаурядности, при всей серьезности своей конкретной государственной деятельности, Сперанский остался в истории как фигура из ряда вон выходящая почти исключительно благодаря своему знаменитому сочинению «Введение к уложению государственных законов», которое в исторической литературе обычно именуется «План государственного преобразования» (очевидно, с легкой руки издателей, подготовивших наиболее известную его дореволюционную публикацию). Между тем этот план так и не был осуществлен; он, собственно, не осуществлен до сих пор. И это при том, что общая, так сказать, абстрактная разумность предложений Сперанского очевидна. Причем не только нам. Несмотря на всю ту резко негативную реакцию, которой встретила план большая часть прочитавших его представителей сановной бюрократии и высшего света, сочинение Сперанского нашло понимание и у современников. Достаточно сказать, что сам Александр I, августейший работодатель Сперанского, поручивший ему разработку плана государственного преобразования, по прочтении выразил автору свое удовлетворение…

Вообще, история создания плана, его негласного обсуждения в верхах (напомню, что знаменитая антитеза плану «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина была опубликована у нас полностью только в 1900 году) и, наконец, крушения преобразовательных стремлений Александра I (а вместе с ними и Сперанского) изучена и изложена в нашей литературе достаточно полно; то же можно сказать и об анализе содержания знаменитого плана[1]. Однако важнейший вопрос о мотивации Александра I, поручившего Сперанскому решить вопрос коренного преобразования государственного строя Российской империи, на мой взгляд, до сих пор решался совсем неудовлетворительно; то же можно сказать и о конечных оценках замечательного сочинения Сперанского.

Повторюсь: обращаясь вместе с автором книги к жизни и деятельности М. М. Сперанского, мы сталкиваемся с ключевой фигурой, касаемся одного из важнейших узлов исторического процесса в России. В 1808 году Сперанский получил от Александра I, главы самодержавно-бюрократической системы, державшей население России в полном подчинении, задание поистине небывалое: пересмотреть самые основы веками складывавшейся системы. И несмотря на конечную неудачу этой первой серьезной попытки управлять страной иначе, на других основаниях, значение разработанного Сперанским плана трудно

Источник

Презентация по истории России на тему «Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского» (9 класс)

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Описание презентации по отдельным слайдам:

Император Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. История России, 9 класс

1. Император Александр I. 2. Негласный комитет. 3. Реформа управления. 4. Реформа образования. 5. Политика в отношении крестьян. 6. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. План:

Кратко охарактеризуйте положение стран Западной Европы и России в начале XIX века в социальной, экономической, политической сфере. Какие задачи стояли перед Российским государством в начале XIX века? Какие шаги необходимо было предпринять российскому правительству для решения этих задач? Как вы считаете, осознавали ли правящие круги России необходимость проведения в стране реформ? Почему они могли прийти к такому выводу? Постановка важнейших вопросов:

Император Александр I : генеалогическое древо Император Петр III (1761 – 1762) Императрица Екатерина II (1762 – 1796) Император Павел I (1796 – 1801) Императрица Мария Федоровна Александр Константин Николай Михаил

Император Александр I Бабушка – императрица Екатерина II Великая (1762 – 1796) Отец – император Павел I (1796 – 1801) Воспитатель – правовед Фредерик Лагарп Император Александр I (1801 – 1825) Обстоятельства, сопровождавшие детство и юность Александра I, значительно повлияли на его личность и характер, ставший двойственным. Воспитываясь при дворе бабушки, он разрывался между ней и отцом. В Александре формировались скрытность, хитрость, лицемерие, критическое отношение к действительности. Восприняв ряд идей Лагарпа, Александр в то же время, как и отец, любил парады и манёвры – зримые свидетельства неограниченной власти самодержца.

Император Александр I Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем, постепенно, разумеется, чтобы создать народное представительство, которое, будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я… удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего Отечества, и наслаждался бы им». Как можно оценить намерения Александра I за четыре года до вступления на престол? Какие цели ставил он перед собой? Александр I осознавал необходимость преобразований, собирался обновить страну, многое в ней улучшить. Из письма Александра Фредерику Лагарпу от 27 сентября 1797 г.

В 1801 г., став императором в возрасте 24 лет, в манифесте о восшествии на престол Александр I обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой». Однако новый император полагал, что необходимо проведение серьёзных реформ в России. Император Александр I Император Александр I Годы правления: 1801 – 1825 гг.

Для осуществления реформ Александру I необходима была поддержка близких соратников. Сподвижниками – реформаторами стали сверстники молодого императора, с которыми он некогда вместе воспитывался и учился. Вместе с Александром I они составили так называемый «Негласный комитет», на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований. Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г. Павел Александрович Строганов (1772 – 1817) Виктор Павлович Кочубей (1768 – 1834) Адам Адамович Чарторыйский (1770 – 1861) Николай Николаевич Новосильцев (1761 – 1836)

восстановление Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам, амнистия 12 тыс. чел., пострадавшим при Павле I, улучшение содержания заключённых, открытие границ, разрешение свободно ввозить книги и товары из Западной Европы, разработка идей реформ государственного управления. Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г. Мероприятия: Павел Александрович Строганов (1772 – 1817) Виктор Павлович Кочубей (1768 – 1834) Адам Адамович Чарторыйский (1770 – 1861) Николай Николаевич Новосильцев (1761 – 1836)

Главным результатом деятельности Негласного комитета должно было стать ограничение самодержавия. С этим казалось, был согласен и император. Но вначале решено было провести реформы в области управления страной. Негласный комитет: июнь 1801 г. – май 1802 г. Павел Александрович Строганов (1772 – 1817) Виктор Павлович Кочубей (1768 – 1834) Адам Адамович Чарторыйский (1770 – 1861) Николай Николаевич Новосильцев (1761 – 1836)

Реформа управления 1802 г. В чём она заключалась? Император Генерал-прокурор Правительствующий Сенат Президенты коллегий Коллегии Обер-прокурор Святейший Синод До реформы 1802 г. Император Генерал-прокурор Правительствующий Сенат: в 1802 г. стал высшим судебным органом с правом контроля местных властей После реформы 1802 г. Комитет министров: обсуждение общих вопросов управления страной Обер-прокурор Святейший Синод Министры Министерства Внутренних дел Иностранных дел Юстиции Военное Морское Народного просвещения Финансов Коммерции

Реформа управления: учреждение министерств 1802 г. – начало реформы высших органов государственной власти: Сенат превращен в высший судебный орган с правом контроля за деятельностью местных властей; главными органами государственного управления вместо коллегий становятся министерства, для обсуждения общих вопросов управления страной учрежден Комитет министров. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: Кочубей – министр внутренних дел, Строганов – заместитель министра внутренних дел, Новосильцев – заместитель министра юстиции, Чарторыйский – фактически министр иностранных дел (официально – заместитель министра иностранных дел).

Для руководства делом просвещения ещё в 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения. Ему в помощь создали комитет (Главное правление училищ), который реально ведал всей системой образования. Страна была разделена на 6 учебных округов, во главе которых стояли особые чиновники — попечители. Попечитель, назначаемый царем, должен был контролировать находящиеся в его округе учебные заведения. 1803 – 1804 гг. – реформа Александра I в области образования. Окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования в России. Император Александр I (1801 – 1825)

24 января 1803 г. увидели свет правила об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы: бессословности (на практике – редко), бесплатности обучения (на низших его ступенях), единства — непрерывности образования, преемственности учебных программ на всех ступенях (от низших учебных заведений к высшим). Сельская местность Уездный город Губ. город Крупнейшие города

Университеты (в скобках указан год основания) Казанский университет (1804) Виленский университет (1804) Петербургский университет (1819) Дерптский университет (1802) Московский университет (1755) Харьковский университет (1804)

1801 г. – предоставление права купцам, мещанам и государственным крестьянам покупать ненаселённые земли (то есть без крепостных крестьян, прикреплённых к ним). 20 февраля 1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»: «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретённых или родовых крестьян своих поодиночке или и целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли… то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своём… к министру внутренних дел для рассмотрения. Крестьяне и селения, от помещиков… с землёй отпускаемые… могут оставаться на собственных их землях землевладельцами и… составляют особенное состояние свободных хлебопашцев. Политика в отношении крестьян

В чём смысл указа о «вольных хлебопашцах»? Указ разрешал помещикам отпускать своих крепостных крестьян на волю с земельными наделами за выкуп. Это был первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Но результаты были скромны: за 1801 – 1825 гг. освободилось 47 тыс. крестьян (т. е. меньше 0,5 % от общего числа крепостных). Почему? Политика в отношении крестьян

1804 г. – аграрная реформа в Прибалтике, первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике: четко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. Какие из первых преобразований Александра I вы считаете самыми главными? Почему? Политика в отношении крестьян Первые преобразования Александра I: итоги В государственной сфере: Реформирование Сената, Учреждение Комитета министров, Учреждение министерств. В крестьянском вопросе: Указ о «вольных хлебопашцах», Аграрная реформа в Прибалтике. В области просвещения: Создание единой системы образования в стране.

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839) Карьера Михаила Сперанского в 1797 – 1808 гг.: 1797 г. – чиновник канцелярии генерал-прокурора Сената. 1803 – 1807 гг. – директор одного из департаментов министерства внутренних дел. с 1807 г. – статс-секретарь императора. с 1808 г. – заместитель министра юстиции.

1809 г. – «План государственного преобразования» М. М. Сперанского: Император Судебная власть Сенат Законодательная власть Государственная дума: Глава – канцлер, назначаемый императором, задача Госдумы – обсуждение законопроектов Исполнительная власть Министерства Государственный совет – законосовещательный орган при императоре Губернские думы Окружные думы Волостные думы Четырёхступенчатые выборы

1809 г. – «План государственного преобразования» М. М. Сперанского: Предполагалось также установить деление общества на три сословия: Дворянство (с сохранением особых прав) «Среднее состояние»: купцы, мещане, государственные крестьяне «Народ рабочий»: крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие Политические права предоставлялись только «свободным» (первым двум) сословиям. Третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие. Избирательное право получали только те, кто обладал движимым и недвижимым имуществом (то есть представители первых двух сословий).

Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839) Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными? Затрагивали ли проекты Сперанского основы феодально-самодержавного строя? Нет, не затрагивали. Только в будущем Сперанский видел конечную цель реформ в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права. 1809 г. – «План государственного преобразования» М. М. Сперанского

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы. 1 января 1810 г. – образование Государственного совета: Законопроекты обязательно обсуждаются в Госсовете; Госсовет оценивает не только содержание законопроектов, но и саму необходимость их принятия; Госсовет «разъясняет» смысл законов и принимает меры к их исполнению; Госсовет рассматривает отчёты министерств и вносит предложения по распределению государственных доходов и расходов. Таким образом, установлена чёткая процедура подготовки и принятия законов. Но решения Госсовета не имеют обязательной силы для императора при утверждении законов, Госсовет – не законодательный, а законосовещательный орган при императоре. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Организация государственной власти по проекту М. М. Сперанского: Император Судебная власть Сенат Законодательная власть Государственная дума: Глава – канцлер, назначаемый императором, задача Госдумы – обсуждение законопроектов Исполнительная власть Министерства Государственный совет – законосовещательный орган при императоре Губернские думы Окружные думы Волостные думы Четырёхступенчатые выборы

Организация государственной власти после реформ Александра I к концу 1810 г.: Император Генерал-прокурор Правительствующий Сенат Председатель Комитет министров Обер-прокурор Святейший Синод Председатель Государственный совет Министры Министерства Был создан Государственный совет.

Почему проект Сперанского фактически не был реализован? Обратимся к историческому источнику: «Самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная ещё, в чём состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг вперёд плебеям. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим». (Из воспоминаний попечителя Петербургского учебного округа Д. П. Рунича). Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

Высшие сановники, придворные, дворянство воспринимали проекты Сперанского в штыки, опасаясь, что подобные реформы подорвут основы государства. Попытки Александра I предоставить гражданские права крепостным также вызывали негодование крупного дворянства. Точку зрения консервативно настроенных кругов общества выразил Николай Михайлович Карамзин в своей «Записке о древней и новой России». Реформаторская деятельность М. М. Сперанского Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826), историк, писатель

По этим причинам Александр I вынужден был прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца. Император прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Как нам следует оценить деятельность Сперанского? Реформаторская деятельность М. М. Сперанского

«В историю России Сперанский вошёл в качестве великого неудачника. И в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не был осуществлён в сколько-нибудь полной мере – большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в пучину политики?» Важно то, что, хотя проекты Сперанского и не были реализованы, его реформаторские поиски и планы составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались проекты преобразований. Историк В. А. Томсинов о деятельности М. М. Сперанского:

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Номер материала: ДБ-1367059

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Смотреть картинку Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Картинка про Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно. Фото Можно ли сказать что сперанский жил бесплодно

В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *