Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура

Массовая культура: понятие, примеры из жизни, признаки, виды

Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть картинку Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Картинка про Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура

Что такое массовая культура?

Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей.

Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.

Термин «массовая культура» впервые использовал немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер в 1941 году, а так же американский писатель Джон Данн Макдональд в 1944 году. У термина довольно противоречивая природа. Под массовой культурой можно понимать «культуру для всех» и «не совсем культуру». В определении данного понятия делается акцент на широком распространении, наличии общего доступа, легкости изучения и понимания.

Примеры массовой культуры

Массовая культура играет эмоциями людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. Яркая картинка и современные способы транслирования в совокупности с системным воздействием делают подобный эффект еще сильней. Примеров массовой культуры — бесконечное количество. Рассмотрим популярные и знакомые каждому примеры из современной жизни:

Признаки массовой культуры

Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной):

Как возникает массовая культура?

Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.

Массовая культура – результат становления индустриального общества. Периодом зарождения массовой культуры считается начало XX века. Ее появление можно объяснить следующими факторами:

Почему массовая культура так популярна?

Массовая культура пользуется большой популярностью. Это обусловлено использованием усредненного, универсального языка общения, который понятен человеку любого уровня образования и любой профессии. Кроме того, причина популярности массовой культуры связана с устройством самого человека, речь идёт о некоторой пассивности сознания многих участников общественности, отсутствие у них желания принимать активное духовное, умственное участие процессах социального характера. Вместо этого преобладает желания только лишь потреблять «готовый» продукт культуры. Еще одна причина – наличие желания забыть про обыденные проблемы, рутинную жизнь. Третья причина – поиск понимания, сопереживания своим проблемам со стороны других людей.

Причиной известности массовой культуры можно так же назвать массовизацию жизни в период ХIХ-ХХ веков. Для данного времени характерно повышение роли масс людей в разных жизненных областях. К ним можно отнести экономическую и политическую деятельность, управление. Испанский философ и публицист Ортега-и-Гассет сформулировал следующую трактовку категории «масс»: масса – толпа, представляющая собой в количественно, зрительном отношении большое количество, которое в рамках социологии и принято называть массой. Масса — средний человек. Общественность всегда была подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – определенное количество значимых лиц. В качестве причины появления формирования массы на Ортега назвал как раз низкое качество культуры.

Плюсы и минусы массовой культуры

Массовая культура – противоречивое и самостоятельное явление. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она:

Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать:

Считается, что противопоставление позитивной и негативной оценок массовой культуры будет неправильным. Разумно предположить, что явление массовой культуры, ее воздействие на общественность не могут быть однозначными, т.к. влияние массовой культуры весьма субъективно. Многое зависит от самого человека — если он способен впитать только лучшее от взаимодействия с массовой культурой, выявив и отбросив негативные аспекты, то влияние будет положительным. Если же человек не стремится к анализу поступающей информации, не обладает критическим мышлением, то вполне возможно, что влияние массовой культуры приведет к деградации личности.

Заключение

Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.

Источник

Массовая культура как атрибут массового индустриального общества

Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть картинку Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Картинка про Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть картинку Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Картинка про Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть картинку Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Картинка про Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть картинку Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Картинка про Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура

Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть картинку Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Картинка про Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура

Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть картинку Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Картинка про Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура

Массовая культура формируется во второй половине XIX в. Ее появление обусловили:

· промышленная и научно-техническая революции;

· существенные изменения в системе коммуникаций, связанные с изобретением телефона, телеграфа, радио и кинематографа;

· резкий рост народонаселения;

· доминирование городской культуры (урбанизация);

· усиление процессов миграции и дезактуализация таких способов трансляции культуры, как традиция;

· формирование феномена массы, отличного от общностей, подобных народу и нации.

Массовая культура выступает как особый способ освоения действительности и адаптации к ней, возникающая на той стадии развития, когда формируется массовое индустриальное общество. Особенностью массовой культуры является демонстративная демократичность, ориентация на человека массы — недифференцированного субъекта с невыраженным личностным началом, исключительно высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур и превращать их в предметы массового потребления, коммерческий характер, использование клише при создании ее артефактов, а также связь со средствами массовой коммуникации как главным каналом распространения и потребления ее ценностей. Обладающая собственным знаковым кодом, массовая культура создаетсимволическую надстройку над константной реальностью, которая многими воспринимается как подлинная реальность или ее полноценный заменитель. Принципиальной особенностью массовой культуры является ее неспособность к производству креативного сознания, она существует исключительно как механизм адаптации индивида к различным социокультурным трансформациям и выполняет защитные и восстановительные стратегии.

Носителем ценностей массовой культуры является массовый человек со стертым индивидуальным началом, массовая аудитория — это коллектив безличности, выступающий как продукт массового общества, пришедшего на смену гражданскому, как продукт урбанизации и индустриализации, это коллектив, все единицы которого атомизированы, разобщены, это «толпа одиноких». Отсюда — и специфика вхождения в данную культуру, если характер приобщения к элитарной культуре всегда индивидуальный, а к народной — коллективный, то в массовой культуре приобщение к ее ценностям осуществляется на уровнебезличного коллектива, все индивиды которого атомизированы и связаны внеиндивидуальной, внешней связью. Это может быть рационально организованный коллектив, но это коллектив без личности, связи в котором — пусть и высоко рационализированные — задаются не личными отношениями, а навязываются со стороны.

Субъектом массовой культуры выступает особая профессиональная группа, создающая ее артефакты в соответствии с законами социальной психологиии рыночных отношений, носителем же ее ценностей является человек массы — недифференцированный субъект с невыраженным личностным началом, особенностями которого являются некритичность восприятия и оценок, управляемость, духовная инфантильность. В постиндустриальном обществе — это, как правило, те субъекты исторической деятельности, которые отчуждены от структур управления экономикой нового типа и вынуждены соответствовать стратегиям подчинения и «включения во взаимодействие» (М. Кастельс).

Между тем «массовый человек» может являться представителем всех социальных слоев вне зависимости от положения в экономической, политической, интеллектуальной иерархии, и именно это обстоятельство позволяет рассматривать массовую культуру в качестве феномена, обладающего признаками всеобщности. Эта всеобщность имеет качественный, а отнюдь не количественный характер, так как атрибутивной характеристикой массовой культуры является не число носителей ее ценностей, а совершенно особые качества:

· исключительно высокая степень адаптивности,

· производство определенного типа сознания — пассивного и нетворческого,

· ориентация на вкусы и потребности «среднего человека»,

· использование средств массовой коммуникации как главного канала распространения и потребления ее ценностей.

Именно изменения в механизмах трансляции культурных ценностей, в механизмах социальной адаптации, социальной рекреации и социокультурной идентификации и привели к широкому распространению массовой культуры в современном обществе.

Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть картинку Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Картинка про Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура

Основными функциями массовой культуры являются адаптационная, коммуникативная, социализирующая, рекреативная, идеологическая,ценностно-ориентационная. Многие факторы развития современного общества, выступающие причинами психоэмоциональных перегрузок человека, — такие как урбанизация, индустриализация, усложнение социальных функций личности, плотность информационной среды, высокий уровень социальной мобильности, — привели к развитию адаптивных и рекреационных механизмов массовой культуры, необходимых для поддержания равновесия социальной системы и ее сохранения. В условиях все возрастающей специализации знания и усложнения его знаковых кодов многие из областей высокой, элитарной культуры(художественной, научной, философской и т. п.) остаются недоступными для большинства людей, их основы в упрощенном варианте формулирует массовая культура, обладающая особой системой средств смысловой адаптации. Данная способность массовой культуры осуществлять связь между обыденным и специализированным знанием, возможно, стала на рубеже XIX–XX вв. одной из причин ее появления. Массовая культура, по существу, стала той знаковой системой, которая была равно доступна всем членам общества вне зависимости от социального статуса и степени включенности в профессиональную систему знания и смогла осуществлять ту циркуляцию смыслов и значений, которая составляет основу общественного единства и стабильности.

В современном, динамически развивающемся обществе с существенным уровнем социальной стратификации и утраченными или ставшими неэффективными традиционными способами самоидентификации массовая культура становится механизмом социализации и начинает выполнять ценностно-ориентационныефункции, реализуемые, в частности, через социально маркированное потребление. Существующая в многообразии вариантов, эта культура фактически отражает вкусовую и эстетическую дифференциацию потребностей, а также сложную общественную иерархию и через потребление закрепляет эти отношения.

Мифологизация реальности массовой культурой в эпоху индустриализма была одним из механизмов управления массовым сознанием, не способным к самостоятельному, реалистическому видению мира. В постиндустриальном обществе воздействие на массовое сознание осуществляется с помощью коммуникативных технологий, в том числе сетевых, позволяющих прямолинейные стратегии власти заменить скрытыми, неявными, а «управление» — «соблазном» (Ж. Бодрийяр) или «машинами желания» (Ж. Делез, Ф. Гваттари).

Источник

Массовая и элитарная культура

Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Смотреть картинку Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Картинка про Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура. Фото Можно ли сказать что в индустриальном обществе преобладает массовая культура

Понятия массовая и элитарная культура определяют собой два типа культуры современного общества, которые связаны с особенностями способа существования культуры в обществе: способами ее производства, воспроизводства и распространения в обществе, позицию, которую культура занимает в социальной структуре общества, отношение культуры и ее творцов к повседневной жизни людей и социально-политическим проблемам общества. Элитарная культура возникает прежде массовой, но в современном обществе они сосуществуют и пребывают в сложном взаимодействии.

Массовая культура

Определение понятия

В современной научной литературе имеются различные определения массовой культуры. В одних массовая культура связывается с развитием в ХХ веке новых коммуникативных и репродуктивных систем (массовая пресса и книгоиздание, аудио- и видеозапись, радио и телевидение, ксерография, телекс и телефакс, спутниковая связь, компьютерная технология) и глобальным информационным обменом, возникшим благодаря достижениям научно-технической революции. В других определениях массовой культуры подчеркивается ее связь с развитием нового типа социальной структуры индустриального и постиндустриального общества, которая привела к созданию нового способа организации производства и трансляции культуры. Второе понимание массовой культуры является более полным и всесторонним, т. к. оно не только включает в себя изменившуюся технико-технологическую основу культурного творчества, но и рассматривает социально-исторический контекст и тенденции трансформаций культуры современного общества.

Массовой культурой называют такой вид продукции, которая ежедневно производится в больших объемах. Это совокупность явлений культуры XX века и особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанных на массовое потребление. Другими словами, это поточно-конвеерное производство по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная по самым широким каналам, в том числе и по ТВ.

Возникновение массовой культуры

Относительно предпосылок появления массовой культуры существует несколько точек зрения:

Появление массовой культуры связано с массовизацией жизни на рубеже ХIХ-ХХ веков. В это время возросла роль людских масс в различных областях жизни: экономике, политике, управлении и общении людей. Ортега-и-Гасет так опре­деляет понятие масс:

Масса — это толпа. Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. Масса — средний человек. Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство — совокупность лиц, выделенных особо, масса — невыде­ленных ничем. Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «не отличается от остальных и повторяет общий тип».

К числу предпосылок массовой культуры можно также отнести возникновение в период становления бужруазного общества системы массовых коммуникаций (пресса, массовое книгоиздание, затем радио, телевидение, кино) и развитие транспорта, позволивших сократить пространство и время, необходимые для передачи и распространения в обществе культурных ценностей. Культура выходит из местного, локального существования и начинает функционировать в масштабах национального государства (возникает национальная культура, преодолевающая этнические ограничения), а затем и входит в систему межнационального общения.

К числу предпосылок массовой культуры следует отнести также создание в рамках буржуазного общества особой структуры институтов для производства и распространения культурных ценностей:

Особенности и значение массовой культуры

Существование массовой культуры основывается на деятельности средств массовой информации, так называемых технических видов искусства (кино, телевидения, видео). Массовая культура существует не только в демократических общественных системах, но и в тоталитарных режимах, где все являются «винтиками» и все уравнены.

В настоящее время некоторые исследователи отказываются от взгляда на «массовую культуру» как на область «дурного вкуса» и не считают ее антикультурной. Многими осознается, что массовая культура имеет не только отрицательные черты. Она влияет на:

Кроме того, массовая культура способна:

Следует признать, что массовая культура — это объективный индикатор состояния общества, его заблуждений, типичных форм поведения, культурных стереотипов и реальной системы ценностей.

В сфере художественной культуры она призывает человека не бунтовать против общественной системы, а вписаться в нее, найти и занять свое место в индустриальном обществе рыночного типа.

К негативным последствиям массовой культуры относится ее свойство мифологизировать человеческое сознание, мистифицировать реальные процессы, происходящие в природе и обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании.

Мифы были некогда прекрасными поэтически образами. Они говорили о богатстве фантазии людей, которые не могли еще правильно понять и объяснить действие сил природы. Ныне мифы обслуживают нищету мышления.

С одной стороны, можно подумать, что целью массовой культуры является снятие напряженности и стресса у человека индустриального общества — ведь она носит развлекательный характер. Но на самом деле эта культура не столько заполняет досуг, сколько стимулирует потребительское сознание у зрителя, слушателя, читателя. Возникает тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. А раз так, создаётся личность, сознанием которой легко манипулировать, эмоции которой легко направлять в нужную сторону.

Иными словами, массовая культура эксплуатирует инстинкты подсознательной сферы чувств человека и, прежде всего, чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы — имиджи и стереотипы.

Массовая культура создаёт формулу героя, повторяющийся образ, стереотип. Подобная ситуация создаёт идолопоклонство. Создаётся искусственный «Олимп», боги — «звёзды» и возникает толпа фанатичных поклонников и поклонниц. В этом плане массовая художественная культура успешно воплощает в себе самый желанный человеческих миф — миф о счастливой мире. При этом она не зовет своего слушателя, зрителя, читателя строить такой мир — ее задача предложить человеку убежище от реальности.

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерческом характере всех общественных отношений. Понятие «товар» определяет все многообразие социальных отношений в обществе.

Духовная деятельность: кино, книги, музыка и т. д., в связи с развитием средств массовой коммуникации, становятся товаром в условиях конвейерного производства. Коммерческая установка переносится в сферу художественной культуры. А это определяет развлекательный характер художественных произведений. Надо, чтобы клип окупился, деньги, потраченные на производство кинофильма, дали прибыль.

Массовая культура формирует в обществе общественный слой, получивший название «средний класс». Этот класс стал стержнем жизни индустриального общества. Для современного представителя «среднего класса» характерно:

В искусстве, художественном творчестве массовая культура выполняет следующие социальные функции:

Отсюда использование в искусстве таких жанров, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзиклы, комикс, реклама и др.

Элитарная культура

Определение понятия

Элитарная культура (от франц. elite — отборное, лучшее) может быть определена как субкультура привилегированных групп общества (при этом иногда их единственной привилегией может быть право на культурное творчество или на сохранение культурного наследия), которая характеризуется ценностно-смысловой обособленностью, закрытостью; элитарная культура утверждает себя как творчество узкого круга «высочайших профессионалов», понимание которого доступно столь же узкому кругу высокообразованных ценителей. Элитарная культура претендует на то, что она стоит высоко над «обыденностью» повседневной жизни и занимает позицию «высшего суда» в отношении социально-политических проблем общества.

Элитарная культура рассматривается многими культурологами как антипод массовой. Производителем и потребителем элитарной культурной является с этой точки зрения высший, привилегированный слой общества — элита. В современной культурологии утвердилось понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями.

Элита — это не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе.

Элитаэто часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление») и Ф. Ницше («Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра»).

А. Шопенгауэр делит человечество на две части: «людей гениев» и «людей пользы». Первые способны к эстетическому созерцанию и художественной деятельности, вторые ориентированы только на чисто практическую, утилитарную деятельность.

Размежевание элитарной и массовой культуры связано с развитием городов, книгопечатания, возникновением заказчика и исполнителя в сфере искусства. Элитарное — для искушенных знатоков, массовое — для обычного, рядового читателя, зрителя, слушателя. Произведения, выступающие в качестве эталона мас­сового искусства, обнаруживают, как правило, связь с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями, которые существовали раньше. В XX веке элитарную концепцию культуры резюмировал Ортега-и-Гасет. В работе этого испанского философа «Дегуманизация искусства» утверждается, что новое искус­ство обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно необязательно искусство должно быть популярным, общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» — и есть основа нового искусства ХХ века. В обществе есть полярные классы — большинство (массы) и меньшинство (элита). Новое искусство, по Ортеге, разделяет публику на два класса — тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает, т. е. на художников и тех, кто художниками не является.

Элита, по мнению Ортега, это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает «особым органом восприятия». Именно эта часть способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художники. Новое искусство и должно содействовать тому, чтобы «. Лучшие познавали самих себя, учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством».

Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в западноевропейской и русской культуре на рубеже ХІХ-ХХ веков. Так, например, в России идеи элитарной культуры активно развивало художественное объединение «Мир искусства» (художник А. Бенуа, редактор журнала С. Дягилев и др.).

Возникновение элитарной культуры

Элитарная культура, как правило, возникает в эпохи культурного кризиса, слома старых и рождения новых культурных традиций, способов производства и воспроизводства духовных ценностей, смены культурно-исторических парадигм. Поэтому представители элитарной культуры осознают себя либо «творцами нового», возвышающимися над своим временем, и потому не понимаемыми своими современниками (такими в большинстве своем являются романтики и модернисты — деятели художественного авангарда, совершающие культурную революцию), либо «хранителями основополагающих основ», которые следует защитить от разрушения и значение которых не понимается «массой».

В такой ситуации элитарная культура приобретает черты эзотеричности — закрытого, потаенного знания, которое не предназначается для широкого, всеобщего использования. В истории носителями различных форм элитарной культуры выступали жрецы, религиозные секты, монашеские и духовно-рыцарские ордена, масонские ложи, ремесленные цехи, литературно-художественные и интеллектуальные кружки, подпольные организации. Такое сужение потенциальных адресатов культурного творчества рождает у ее носителей осознание своего творчества как исключительного: «истинной религии», «чистой науки», «чистого искусства» или «искусства для искусства».

Понятие «элитарного» в противовес «массовому» вводится в оборот в конце XVIII века. Разделение художественного творчества на элитарное и массовое проявилось в концепциях романтиков. Первоначально у романтиков элитарное не­сет в себе смысловое значение избранности, образцовости. Понятие образцового, в свою очередь, понималось как тождественное классическому. Особенно активно понятие классического разрабатывалось в эпоху Возрождения. Тогда нормативным ядром было искусство античности. В этом понимании классическое олицетворялось с элитарным и образцовым.

Романтики стремились ориентироваться на новаторство в сфере художественного творчества. Тем самым они отделили свое искусство от привычных адаптированных художественных форм. Триада: «элитарное — образцовое — классическое» начала рассыпаться — элитарное уже не являлось тождественным классическому.

Особенности и значение элитарной культуры

Особенностью элитарной культуры является интерес ее представителей к созданию новых форм, демонстративное противопоставление гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективность мироощущения.

Характерными признаками элитарной культуры являются:

Элитарная культура является двойственной, противоречивой по своей природе. С одной стороны, элитарная культура выступает в качестве инновационного фермента социокультурного процесса. Произведения элитарной культуры способствуют обновлению культуры общества, вносят в нее новую проблематику, язык, методы культурного творчества. Первоначально в границах элитарной культуры рождаются новые жанры и виды искусства, вырабатывается культурный, литературный язык общества, создаются неординарные научные теории, философские концепции и религиозные учения, которые как бы «выламываются» за устоявшиеся границы культуры, но затем могут входить в культурное достояние всего общества. Поэтому, например, говорят, что истина рождается как ересь, а умирает как банальность.

С другой стороны, позиция элитарной культуры, противопоставляющей себя культуре общества, может означать консервативный уход от социальной действительности и ее злободневных проблем в идеализированный мир «искусства для искусства», религиозно-философских и социально-политических утопий. Такая демонстративная форма неприятия существующего мира может быть как формой пассивного протеста против него, так и формой примирения с ним, признания собственного бессилия элитарной культуры, неспособности ее воздействовать на культурную жизнь общества.

Эта двойственность элитарной культуры обуславливает и наличие противоположных — критических и апологетических — теорий элитарной культуры. Демократические мыслители (Белинский, Чернышевский, Писарев, Плеханов, Моррис и др.) критически относились к элитарной культуре, подчеркивая ее отрыв от жизни народа, ее непонятность народу, ее обслуживание потребностей богатых, пресыщенных людей. При этом такая критика порой выходила за пределы разумного, превращаясь, например, из критики элитарного искусства в критику всякого искусства. Писарев, например, заявлял, что «сапоги выше искусства». Л. Толстой, создавший высокие образцы романа Нового времени («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»), в поздний период своего творчества, когда он перешел на позиции мужицкого демократизма, считал все эти свои произведения ненужными народу и стал сочинять лубочные рассказы из крестьянской жизни.

Другое направление теорий элитарной культуры (Шопенгауэр, Ницше, Бердяев, Ортега-и-Гассет, Хайдеггер и Эллюль) защищало ее, подчеркивая ее содержательность, формальное совершенство, творческий поиск и новизну, стремление противостоять шаблонности и бездуховности повседневной культуры, рассматривало ее как приют творческой свободы личности.

Разновидностью элитарного искусства в наше время является модернизм и постмодернизм.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *