Можно ли сказать что в стихотворении встреча зимы
Иван Саввич Никитин стр. 67 — 71
Стихотворение «Полно, степь моя…» И. Никитин стр. 67
1. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?
В этом произведении поэт упоминает о разных порах года: начиная с зимы и заканчивая осенью.
Он делает это для того, чтоб изобразить изменения, которые предстоят степи.
2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?
Обращение идёт к степи.
Да, я считаю, что это утверждение верное.
Ведь Иван Саввич говорит степи такие речи, как будто она его понимает.
Он просит её проснуться и укрыться красою природы.
При этом автор говорит с нежностью, сразу видно, что он влюблён в окружающий мир.
Создаётся ощущение, что степь действительно слышит просьбы поэта, понимает его и слушается.
А на это способны только живые существа.
3. Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.
«Разговор со степью», «Степь», «Просьбы», «Проснись!», «Обращение».
3. Подготовься к выразительному чтению. Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихи: быстро, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.
Данное произведение следует читать не спеша, напевно – так, чтоб слушатель прочувствовал всю глубину прекрасных слов поэта.
При этом нужно произносить слова чётко, выразительно, с поднесённой интонацией.
В голосе должна присутствовать любовь и восхищение природой.
А ещё нежность при обращении к степи.
Ведь Иван Саввич восхищается каждым периодом года, относится к степи с уважением и лаской.
Стихотворение «Встреча зимы» И. Никитин стр. 71
1. Можно ли сказать, что в стихотворении «Встреча зимы» созданы подвижные картины природы? Проследи, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.
Да, такое утверждение допустимо. Иван Саввич изображает динамику природы, её изменения на протяжении суток.
Утро – поэт наблюдает дождливую погоду и порывы холода; полдень – падение белоснежного пушка; ночь – пришла и ушла; период рассвета – холодная пора года раскинула свои объятья, и всё вокруг покрылось снегом.
Автор показывает, как может измениться окружающий мир за такой короткий промежуток времени.
Об этом очень интересно читать.
2. Какой поре посвящено стихотворение? Подумай, почему людей радует первый снег. Найди эти строки и перечитай их.
Все счастливы такому событию, потому что оно похоже на волшебство.
Автор пишет, что русская кровь любит мороз – она на нём даже горит.
Люди не боятся холода, метелей и снега по колено.
Они только рады мчать зимой на санках, запряжённых лошадьми.
А детям вьюга под окнами поёт песни.
Так из сыновей вырастают богатыри и с детства им ничего не страшно.
В произведении видна любовь поэта не только к зиме, но и к своему народу.
Он прославляет его и отмечает, что русская зима очень важна для становления русского духа и характера.
3. Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?
Просим милости к нам…»
Да, такое утверждение правильное.
Ведь поэт обращается в зиме, как к знакомому человеку.
Возникает впечатление, что она пришла погостить, как живое существо.
К тому же, при описании этой поры, автор часто использует глаголы, которые указывают на действия, что присущи людям.
4. Любил ли поэт русскую зиму? Подтверди своё мнение выборочным чтением. Как относится автор к Родине и к русскому человеку? Как он о них говорит? Почему?
Иван Саввич любил и восхищался этой порой.
Он общается к ней с уважением, почтением, гостеприимством.
Просим милости к нам
В словах поэта прослеживается благодарность зиме, за то, что она укрепляет русский народ, воспитывает в нём дух бесстрашия.
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
С ранних лет ему люб,
Из этих строк видно, что Иван Саввич гордится русским человеком, его силой и храбростью.
Автор говорит о людях, как о ком-то невероятно закалённом, стойком и целеустремлённом.
Потому что искренне влюблён в русскую душу, мощь которой наблюдал из детства.
5. Вспомните и прочитайте наизусть друг другу стихи любимых поэтов, в которых рассказывается о первом снеге. Подметили ли вы что-то особенное в стихах Никитина?
В. Берестов «Снегопад», И. Бунин «Первый снег», Х. Гилижиев «Снег идёт».
В произведении Ивана Саввича, помимо описания прихода зимы, присутствует восхищение русским народом.
Он показывает отношение людей к лютым морозам, что не страшат, а только укрепляют здоровье и дух.
6. Прочитай стихотворение Никитина. С каким настроением следует читать каждую часть?
Начало лучше читать с повествовательной интонацией.
Здесь автор рассказывает об изменениях в природе.
С момента, когда поэт приветствует зиму, нужно читать произведение в поднесённом тоне, с радостью, с восхищением и гордостью за народ, Русь.
7. Придумай сценарий утренника «Первый снег». План запиши в «Рабочую тетрадь».
1. Выход ведущих на сцену.
2. Ведущая приветствует всех гостей, ведущий поздравляет с первым снегом.
4. Девочка снежинка выбегает на сцену и под спокойную мелодию рассказывает стихотворение о первом снеге. Затем к ней присоединяется вторая девочка и продолжает стихотворение, затем третья и также продолжает тот же стих.
5. Три девочки — снежинки остаются на сцене. К ним выбегают ещё другие девочки — снежинки, включается музыка, и они танцуют.
6. В конце танца на сцену выходит девочка — зима, девочка — метель и мальчики — ветра.
Они рассказывают стихи о зиме, холоде, метели, ветрах.
7. Дети разыгрывают сценку «Играем в снежки» (при этом задействованы декорации, что изображают заснеженный двор, а также бумага либо вата – это снег).
8. Все дети поют о зиме.
9. Девочка — зима рассказывает о своих планах и обещает быть хорошей.
10. Ведущие выходят на сцену, ещё раз поздравляют всех с первым снегом и объявляют об окончании праздника.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
вторник, 25 мая 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к стихотворению И. Никитина «Встреча зимы» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 71.
1. Можно ли сказать, что в стихотворении созданы подвижные картины природы? Проследи, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.
В этом стихотворении поэт создает подвижные картины природы, используя средства художественной выразительности. Мы видим, как меняется природа.
Утром идёт дождь, встаёт туман, плачет лес.
В полдень начинает идти снег.
Он продолжает идти и ночью.
На рассвете всё укрыто снегом, стоит мороз и лес весело смотрит на простор.
2. Какой поре посвящено стихотворение? Подумай, почему людей радует первый снег. Найди эти строчки.
Стихотворение посвящено зиме. Она приходит с первым снегом и людей это всегда радует.
Люди радуются тому, что заканчивается осенняя грязь. Зима укрывает всё снегом и это очень красиво. Первый снег всегда самый белый и самый чистый. Он предвещает новые забавы, игры, развлечения.
О радости говорят строчки: «На безлюдный простор. «. Лес одушевляется автором, сравнивается с человеком, и также радуется первому снегу, как люди.
3. Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?
Автор одушевляет природу. Выше я говорила про сравнение леса с человеком. Но автор одушевляет и зиму. Он приветствует её как человека. Предлагает петь песни, расстилать ковры, гулять по просторам.
А также просит зиму побеспокоиться о незваных гостях, быть защитницей Родины.
4. Любил ли поэт русскую зиму? Подтверди своё мнение выборочным чтением. Как относится автор к Родине и русскому человеку? Как он о них говорит? Почему?
Поэт любит зиму, и его не страшит мороз. Ведь русский человек привыкает к этому с детства.
Поэт гордится своей Родиной, называет её святой. И он гордится русскими людьми, которым всё нипочём. Которые не боятся мороза, ведь мороз лишь зажигает им кровь.
Поэт так говорит потому, что любит свою страну и свой народ. Он патриот своей Родины.
5. Вспомните стихи любимых поэтов, в которых рассказывается о первом снеге. Подметили ли вы что-то особенное в стихах Никитина?
Особенностью этого стихотворения является то, что поэт рассказывает не только о первом снеге и природе. Он затрагивает ещё и патриотическую тему, говорит о народе и великой стране, о врагах, от которых её нужно беречь.
Список стихов о первом снеге и приходе зимы для чтения наизусть:
6. С каким настроением следует читать каждую часть стихотворения Никитина?
Начало стихотворение читается с грустью. Об этом говорит слово «Плачет».
Весело следует читать описание снега, укрывшего землю. Так же, как веселиться лес.
Задорно следует прочитать приветствие зиме, поэт зовёт её в гости, а в гости не зовут с грустью.
И с гордостью следует читать описание русского человека, не боящегося мороза.
7. Придумай сценарий утренника «Первый снег». Запиши план.
Пример сценария проведения утренника и план к нему можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Как в стихотворении «Встреча зимы» созданы подвижные картины природы?
Задание по литературе для 3 класса Можно ли сказать, что в стихотворении «Встреча зимы» созданы подвижные картины природы? Проследи, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете.
В стихотворении Никитина «Встреча Зимы» действительно создаются подвижные картины природы. Мы наблюдаем в движении как все вокруг меняется, и если еще утром идет дождь и веет ветер, то в полдень мы понимаем, что начинает холодать, дождь сменяется снегом, а уже утром зима полностью вступает в свои владения и по тому факту, что река сразу замерзает мы понимаем, что ударил сильный мороз.
Подвижность картин описания прихода зимы в стихотворении создается сменой времени суток. Автор последовательно пишет о том, как выглядит природа утром, в полдень, вечером, на рассвете следующего дня. Мы словно смотрим приход зимы по телевизору в замедленной съемке.
Каждый поэт находит свои слова, чтобы описать приход зимы. Вот и поэт Иван Никитин в стихотворении «Встреча зимы» находит свой подход к этому событию. Он показывает последовательность событий, тем самым создавая ощущение движения, описывает что происходит в разное время суток, как меняется природа и как вместо осени наступает зима.
Посмотрим, какие же признаки волшебной сказки можно обнаружить в сказке «Сестрица Аленушка».
Волшебные превращение есть в этой сказке? Конечно есть. Братец Иванушка становится козленочком, когда попил из копытца. Потом обратно превращается в мальчика. Сестрица Аленушка тонет, и оживает.
Что еще здесь волшебного? Присутствие злой ведьмы несомненно. Потому что для волшебных сказок обязательным условием оказывается борьба добра со злом, а зло здесь как раз ведьмой и представлено. причем добро обязательно побеждает и ведьма сурово наказана.
Несмотря на то, что именно иван Царевич главный положительный герой сказки, его образ далеко не идеальный. Он любопытный, он непослушный, он даже слегка жадный. Эти его качества едва не погубили героя, когда он забыв про наказ серого волка сперва хотел прихватить с собой золотую клетку, а потом уздечку. Вроде бы и царевич, что ему это золото, так нет ведь, взыграло в Иване скопидомство.
Однако серый волк оказался верным другом. Раз уж взялся помогать герою, то делал это до конца, хотя конечно не сильно он был рад иметь в кредиторах такого царевича. Волк добыл Елену Прекрасную, а потом помог Ивану не отдавать трофеи другим царям.
Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.
Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.
Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.
Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?
Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.
Главный герой сказки «Иван царевич и серый волк» Иван Царевич персонаж конечно положительный, но очень легкомысленный.
Он настойчивый и может быть ответственным. Именно таким он проявил себя, когда в отличии от братьев не заснул карауля похитителя золотых яблок.
Ивана царевича можно также назвать бесхитростным, простодушным и доверчивым. Это положительные качества, но они не могли помочь Ивану царевичу в его путешествии.
Урок литературного чтения по теме «И.С. Никитин. «Встреча зимы»
Оборудование: учебники; вырезанные из бумаги снежинки; картины художников: А. Пластов «Первый снег», К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»; музыкальная запись С. Прокофьева Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».
I. Организационный момент
С раннего детства нам запоминаются стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая, их мы словно открываем, книгу природы. Давайте вспомним стихи о зимней природе, где природа оживает, где она нарисована в образах, близких к миру сказок и песен.
(Подготовленные дети читают стихи А. С. Пушкина)
II. Работа над темой урока
Маленькая снежинка с неба упала,
И на бумагу к поэту попала
2. Чтение стихотворения учителем
(После чтения учитель выдерживает паузу.)
Встреча зимы
Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над, землёю туман Облаками вставал. |
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, —
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки. »
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.
И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт —
Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;
Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!
3. Первичное понимание текста
– Понравилось вам стихотворение?
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения? (В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе. )
4. Самостоятельное чтение детьми стихотворения «жужжащим» чтением
5. Выборочное чтение
– Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)
– Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)
– Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)
– Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Ребята зачитывают эти строки. Первый снег закрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.)
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)
– Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он её любил.)
– А как он относился к русским людям, к простому человеку? (Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ.)(Зачитывают отрывки о мужичке, о маме.)
– Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времён.)
6. Выразительное чтение в классе
– Подготовьтесь читать выразительно. Прочитайте друг другу.
III. Физкультминутка
Мы белые снежинки
Летим, летим, летим
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.
IV. Зима в картинах русских художниках
Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала
(Дети рассматривают картину А. Пластова «Первый снег»)
– Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова.
– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать первые снежинки)
Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона «Конец зимы»
На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.
Сам художник рассказывал об истории создания картины так «Было необычное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник, – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и ярких теней на синем снегу».
Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.С.Никитина «Встреча зимы»
(На столах у ребят лежат вырезанные из бумаги снежинки, дети прекрепляют их под картины художников)
V. Зима в картинах русских композиторов
Маленькая снежинка с неба упала,
И на ноты к композитору попала.
(Звучит музыка советского композитора С. Прокофьева. В это время детям предлагается нарисовать красивую снежинку.)
Информация для детей: А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными по форме (от 8 до 40 форм). А всего люди насчитывают 246 различных форм снежинок. Но у всех шесть лучей.
VI. Итог урока
Анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы»
Образ русской природы воспет множеством отечественных классиков. Произведения этого автора менее известны читателю, чем опусы в жанре пейзажной лирики признанных мастеров русской литературы. Тем не менее для своего времени Иван Саввич считался популярным писателем. Анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы» позволит глубже познакомиться с видением поэта холодного времени года на Руси.
Немного об авторе
Иван Саввич Никитин (1824 — 1861) — российский литературный деятель XIX века. Жизнь писателя прошла в Воронеже, где он содержал постоялый двор после разорения отца. Первые произведения Никитина носили несколько подражательный характер (например, стихотворение «Русь», ставшее поэтическим дебютом автора и получившее положительный отзыв со стороны Добролюбова). Прожил Иван Саввич всего тридцать семь лет и скончался от чахотки.
Ключевой темой творчества писателя была пейзажная лирика, восхищение красотой русской природы. Во многом Никитин являлся преемником традиций Кольцова. Вопрос крепостного права и угнетенного положения крестьянства также составлял идейную основу литературного кредо Ивана Саввича.
Помимо написания стихов и издания нескольких поэтических сборников, автором создана поэма «Кулак», являющаяся произведением крупной формы в творчестве этого поэта.
Культурное наследие И. С. Никитина включает и музыкальное направление — строки писателя стали лирической составляющей шестидесяти баллад и романсов знаменитых композиторов, таких как:
Идейное содержание
Анализ стихотворения «Встреча зимы» Никитина Ивана Саввича дает ответ на вопрос, почему русский народ не боится зимы. Холод всегда внушал людям страх, ведь на лютом морозе можно замерзнуть насмерть или погибнуть от голода, ведь мороз зачастую убивает будущий урожай, которым кормится крестьянский люд.
Однако автор показывает, какой внутренней силой наделен русский человек, каково его рвение к жизни. Непогода и стужа сравниваются в произведении с врагами, которых тоже не побоится деревенский житель: «И случится ли, к нам гость незваный придёт», «Для постели ему белый пух припаси и метелью засыпь его след на Руси!». Финальные строки опуса отражают все бесстрашие соотечественников поэта, которым невозможно не проникнуться и не восхититься — так патриотично пишет Иван Саввич.
Сочинение Никитина по своей степени выразительности в части пейзажной лирики может быть сравнимо с творчеством другого знаменитого певца природы России — Афанасия Фета. Художественные описания и образы зимы и осени, искусно нарисованные Иваном Саввичем, не уступают слогу классиков серебряного века.
Воронежский поэт, прожил практически полжизни, из той, что могла бы быть дарована судьбой. Ушедший в молодом возрасте, автор оставил лишь мини-версию возможного своего творческого наследия. В произведениях писателя ощущается великий литературный потенциал, который не увидел свет в полной мере.
Таким образом, стихотворение И. С. Никитина «Встреча зима» — образец удивительного сочетания восхищения природой России и бесстрашием характера русского крестьянина. Ставшие основой музыкальных произведений культовых композиторов, эти строки продолжают жить в искусстве и культурном достоянии страны, несмотря на то, что имя автора, к сожалению, мало известно современному читателю.