Можно с уверенностью сказать что человек говорящий на хорошем языке богаче мыслит
А. Н. Толстой писал: «Можно с уверенностью сказать, что человек говорящий … на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке». Поэтому целью данной рабо
Автор: Потуремская Валерия, 5 класс
Руководители: Мисс Марина Юрьевна, учитель начальных классов
Валиуллина Наталия Захаровна, учитель русского языка и литературы
Тема: Давайте говорить правильно.
Образовательное учреждение: МОУ лицей № 7, г. Томск
1. Актуальность проекта. (Почему данная тема взята автором для проектно – исследовательской работы).
А.Н.Толстой писал: « Можно с уверенностью сказать, что человек говорящий … на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке». Поэтому целью данной работы является исследование устной речи современных школьников: использование жаргонной, вульгарной и просторечной лексики. Меня заинтересовало, почему мы используем много непонятных, порой, обидных слов. Я ставила следующие задачи:
1) составить словарь подобных слов;
2) рассмотреть основные теоретические понятия: жаргон, сленг, просторечие, вульгарная речь;
3) выяснить, как возникли эти слова и почему ученики используют их в речи.
2. Определение предмета исследования. Что подлежит изучению?
ЖАРГОН – разновидность разговорной речи, используемая определенным кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе.
ПРОСТОРЕЧИЕ – слова, выражения, не входящие в норму литературной речи.
ВУЛЬГАРНАЯ РЕЧЬ – речь, относящаяся к сниженному стилю (фамильярная, грубая).
3. Формулировка проблемы ( В чем заключается проблема? На какой вопрос предстоит ответить? );
Почему мы используем много непонятных, порой, обидных слов.
Составив словарь подобных слов, мы пытаемся привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка.
По результатам опроса учеников 3-5 классов был составлен словарь слов и выражений, относящихся к жаргонной (сленговой), просторечной лексике.
СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ:
ДЕВОЧКИ – девки, курицы, чумички;
МАЛЬЧИКИ – поцы, чуваки;
ХОРОШИЙ УЧЕНИК – ботан, ботаник;
РУССКИЙ ЯЗЫК – русич;
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН – труба, мобила,.сотик;
КОМПЪЮТЕР – компик, комп;
ЕДА – хавчик, жрачка;
ДИСКОТЕКА – дискач, туса;
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ – днюха, бездник;
ДЕНЬГИ – бабки, баблосы;
ГОЛОВА – репа, башка;
СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ:
ПЛОХО – отстой, зашибись;
ХОРОШО – клево, классно, супер, круто, потрясно;
ВОЩЕ, БЛИН, В НАТУРЕ.
4. Выдвижение гипотизы. Каким может быть предположительный ответ?
5. Проверка гипотизы. Выбор методов исследования.
В работе были использованы исследовательские приемы и методы:
2) классификация выявленных слов;
3) изучение словарных статей;
Чтобы определить отношение учеников к подобным словам, был проведен опрос в 4,7, 11 классах. Предлагались следующие вопросы:
1.Знаете ли вы, что такое жаргон (сленг, просторечие, вульгарная речь)?
2.Употребляете ли такие слова в своей речи?
3.Нужны ли они, если «да», то для чего?
4.Кто чаще всего употребляет эти слова в своей речи?
5.Всегда ли вы знаете, что обозначают жаргонные слова?
6.Переведите данный текст.
7.Какова цель этого опроса?
8.Что можно предпринять, чтобы школьники не использовали подобные слова в речи?
6. Интерпретация (объяснение) результатов. Возможные выводы.
4 классы: в опросе приняли участие 27 школьников, возраст – 10-11 лет.
7 классы: в опросе приняли участие 30 человек, возраст – 13-14 лет.
Все участники опроса знают, что такое жаргонные слова. 12 человек отметили, что не употребляют их в речи, 18 – употребляют иногда. 12 учеников понимают значение жаргонизмов, 18 – не всегда. Значение этих слов понимают не всегда 17 человек. Ребята этой возрастной группы считают, что чаще всего употребляют подобные слова взрослые и ученики старших классов. Никто из них не испытал трудности при переводе текста «Клевый бездник». Все понимают, что цель опроса – привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка, предлагают принять следующие меры:
разъяснительные ( дополнительные уроки по культуре речи, классные часы, чтобы повышать общий культурный уровень);
карательные (штрафы, общественные работы, вызов родителей в школу).
Семиклассники отмечают, что решение данной проблемы во многом зависит и от родителей, не всегда подающих положительный пример, отказ от использования жаргонных слов – это новая ступень в развитии человека.
11 классы: в опросе приняли участие 25 человек, возраст – 17-18 лет.
Старшеклассники имеют представление, что такое жаргон, сленг, вульгарная речь.
Подобные слова употребляют иногда – 16 человек, не употребляют – 7 девушек, употребляют постоянно – 2 молодых человека. Участники опроса считают, что чаще всего используют эти слова ученики 5-8 классов. Не всегда знают значение слов – 5 учеников, знают – 20. Представленный текст смогли понять все; цель опроса – выявить отношение молодого поколения к жаргонным словам. Большинство опрошенных отмечают, что частота использования этих слов зависит от уровня развития нашего общества, принудительные меры не будут действовать, необходимо повышать общий культурный уровень людей. Употребление жаргонизмов – личный выбор каждого человека, свидетельствующий о его уровне воспитанности и образованности.
По результатам опроса можно сделать следующие выводы:
1. Ученики лицея признают, что проблема сохранения чистоты русского языка существует;
2. Необходимо чаще говорить об этом, повышать свой уровень воспитанности и образованности;
3.Активно участвовать в решении этой проблемы должны родители, руководители образовательных учреждений и другие взрослые и умные люди.
ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО!
7. Подготовка к презентации исследовательского материала; весь материал структурируется, оформляется с использованием наглядного материала.
8. Список используемой литературы.
1. С. И. Ожегов « Словарь русского языка», 1994г.
2. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, 2009г.
3. Орфографический словарь, 2004г.
4. Толковый словарь живого великорусского языка, В.И.Даль
Можно с уверенностью сказать что человек говорящий на хорошем языке богаче мыслит
Приведенные ниже рекомендации будут полезны тем, кто хочет, чтобы его речь была чистой.
Как избавиться от жаргонизмов:
Сам не говори жаргонны слов.
Сознавай и цени меру своего авторитета. Свой рейтинг.
Перед тем, как употребить в речи ещё одно жаргонное слово, сделайте длинную паузу, а затем продолжайте диалог. Вскоре вы перестанете автоматически выдавать пагубно влияющие на Вас слова.
Побудьте в «Высшем обществе». Поверьте, Вы сами разучитесь жаргонить, только услышав развитый лексикон сие персон.
Взгляните на своё поведение со стороны. Разве Вам так нравится, быть рабом своего языка?
Моё кредо: Я – исключение! Моя речь – это моё зеркало, моё достоинство.
Как сберечь чистоту речи:
Тщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек»;
Сделайте вдох, когда чувствуете искушение сказать что-то вроде «мгм» (образуется пауза; но молчание всегда лучше любых «мгм»);
Меняйте «паразитов» на нейтральные слова, например, вместо «ммм» или «эээ» попробуйте сказать вслух «торможу я»;
Попросите кого-либо из членов семьи, чтобы он «штрафовал» вас за каждое слово-паразита: щипал, колол или отбирал тысячу рублей;
Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.
Как исключить из своей речи слова молодежного сленга:
Включайте самоконтроль за речью, своей и чужой;
Практикуйте выступления перед аудиторией и дружеские беседы;
Повышайте самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.
Кроме жаргона, в русском языке существует множество других изобразительных средств, позволяющих сделать речь интересной, яркой или смешной. Советуем прочесть произведения М. Зощенко, Д. Хармса, М. Булгакова.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) О КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
«Точность словоупотребления – основной закон культуры речи». (Л.Н. Толстой).
«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». (А.Н. Толстой)
«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности». (В.В. Виноградов).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Автор в друзьях: 6
У автора в друзьях: 8
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тут, как говорят философы, надо определиться, где воз, а где кобыла, как говорится.
Ведь вполне возможно, что человек, который богаче мыслит, тот и говорит на хорошем, чистом и богатом языке!
И даже более того, скорее всего именно так оно и есть, если принять, что язык по отношению к мышлению вторичен.
С другой стороны, ведь и многие собаки «все понимают, только сказать не могут».
Так что из того, что человек не может (в силу разных причин) хорошо, чисто и богато выражать свои мысли, отнюдь не следует обязательно, что и мысли его также убоги.
Выпишите фразеологизмы, которые характеризуют говорящего положительно или нейтрально?
Выпишите фразеологизмы, которые характеризуют говорящего положительно или нейтрально.
Боек на язык, держи язык за зубами, длинный язык, типун тебе на язык, язык заплетается, язык без костей, язык проглотить, черт дернул тебя за язык, язык сломаешь, вертится на языке, язык на плече, не сходит с языка, говорить на разных языках, дать волю языку.
Выразите свое отношение к содержащимся в афоризмах мыслям?
Выразите свое отношение к содержащимся в афоризмах мыслям.
Каждый язык отражает культуру того народа, который на нем говорит.
1. Спишите заголовки текста распределяя их по графам таблицы?
1. Спишите заголовки текста распределяя их по графам таблицы.
1) Заголовки, которые отражают тему текста.
2) Заголовки, которые отражают основную мысль текста.
Я люблю руский язык.
Богатство родного языка.
Зачем нужно изучать родной язык.
Уроки русского языка.
Почему я люблю (или не люблю) уроки русского языка.
Помогите пожалуйста?
Как можно написать своими словами?
Помогите сочинение по русскому языку на тему : Русский язык богат?
Помогите сочинение по русскому языку на тему : Русский язык богат.
Выпишите многозначные слова и сделайте разбор последнего предложения?
Выпишите многозначные слова и сделайте разбор последнего предложения?
Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее будут собственные его мысли, тем с большей определенностью, яркостью они могут быть выражены.
И наоборот, у человека, плохо знающего язык, мысли неизбежно будут неясными, бедными.
Помогите пожалуйста?
Напишите сочинение рассуждение на тему : Мысли об истории русского языка.
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей?
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей.
Мои мысли об этой фразе.
1)Собирать зерно с поля будем по утру. 2)Я раздеру тебя в клочья, если ты мне не отдашь мой свиток. 3)Умирать за тебя я не стану. 4)Папа я не хочу пилить перила. 5)блестеть твои глаза перестали 6)Выжигать на дереве узоры мне по душе 7).
Разложённый я так думаю просто надо 20 символов.
Часы спешат, зима не даром злится, лучи ласкают.
электронная база данных
В ысказывания о русском языке
Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке.
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великою будущего.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннею ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
Нравственность человека видна в его отношении к слову.
Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.
Язык надо. держать в чистоте, не то, чтобы он был однообразен, а напротив – чтобы не было того однообразного литературного языка, всегда прикрывающего пустоту.
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
Толстой Л. Н.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: и руках умелых оно в состоянии совершать чудеса…
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.