Можно сказать что дистанционное обучение предполагает компьютерную визуализацию учебной информации
Особенности дистанционного обучения как инструмента оптимизации и индивидуализации образования
ВВЕДЕНИЕ
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века. Сегодня на нее сделана огромная ставка. Актуальность темы дистанционного обучения заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются в информационной сфере. Наступила эра информатики. Этап её развития в настоящий момент можно характеризовать как телекоммуникационный. Эта область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания стареют очень быстро, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционную форму обучения дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов. Кроме того, системы дистанционного образования дают равные возможности всем людям независимо от социального положения (школьникам, студентам, гражданским и военным, безработными и т.д.) в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Исходя из вышеуказанных факторов можно заключить, что дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня специалистов.
Цели дистанционного обучения:
Задачи:
Ожидаемый результат:
Понятие дистанционного образования
Термин «дистанционное образование» не восходит к какой-то особой технологии, скорее, он описывает способ обучения, который позволяет обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в классе. Рассмотрим подробнее понятие дистанционного образования, а также спектр его возможностей.
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Взаимодействие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим способом.
Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на расстоянии предпочтительным для работающих взрослых тех, кто находит, что массовость и распорядок обучения для него неприемлем.
Можно определить дистанционное образование как образование, характеризующееся пятью основными моментами:
Таким образом, можно сказать, что дистанционное образование – это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и школа), а дистанционное обучение – это процесс получения знаний (за него ответственен ученик). По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line).
Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.
Ученые выделяют следующие преимущества и недостатки дистанционного обучения:
Преимущества дистанционного обучения:
Недостатки дистанционного образования:
Методические особенности дистанционного обучения
Итак, дистанционное обучение необходимо рассматривать как особый вид обучения, для которого характерны определенные цели, функции, принципы, способы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Отличие дистанционного обучения от заочного заключается в том, что дистанционное обучение призвано обеспечивать максимальную интерактивность процесса образования, которая предполагает интерактивность между обучаемым и преподавателем, а также обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а также возможность группового обучения. Наличие обратной связи позволяет обучаемому получать информацию о правильности его продвижения в процессе получения знаний, а также осуществлять самоконтроль, самооценку в этом процессе.
Основные цели дистанционного обучения сегодня – это:
1. профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
2. повышение квалификации кадров по различным специальностям;
3. подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
4. подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
5. углубленное изучение тем, разделов из изучаемых дисциплин;
6. ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках обучаемых по определенным дисциплинам;
7. базовый курс учебной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать очные учебные занятия;
8. дополнительное образование по интересам.
Планируемые результаты и содержание дистанционного обучения совпадают с результатами и содержанием очного обучения, отличие заключается в некоторых принципах обучения, а также формах подачи учебного материала и формах взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой.
Безусловно, дистанционное обучение должно строиться в соответствии со всеми дидактическими принципами, которые имеют место в современной педагогике: объективности, научности; связи теории с практикой; последовательности, систематичности; доступности при необходимой степени трудности; наглядности и разнообразия методов; сознательности и активности обучаемых; прочности усвоения знаний, умений и навыков. Но существуют и специфические принципы дистанционного обучения.
Можно выделить такие специфические принципы дистанционного обучения:
Формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Чат-занятия – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Данные занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей Интернета. Для данных занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От первой формы занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференция – проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение – это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании и сейчас активно используется жителями Европы, для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии).
Методы дистанционного образования
В зависимости от способа коммуникации преподавателей и обучаемых, выделяют методы дистанционного обучения:
Выводы
Дистанционное обучение – это особый вид обучения, главной особенностью которого является интерактивность взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наличие преподавателя при этом не обязательно, так как дистанционное обучение – процесс самостоятельного изучения материала. При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная оптимизация и индивидуализация обучения. Дистанционному обучению свойственны как общепедагогические дидактические принципы обучения, так и специфические принципы. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет осуществить взаимодействие участников дистанционного обучения независимо от их местонахождения с помощью электронной почты, чата, форума, видеоконференции, вебинара, онлайн-семинара.
Методической особенностью дистанционного обучения является то, что усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами, осуществляется не в традиционных формах обучения (лекция, уроки, семинары и т.д.), а путем самостоятельной работы обучаемого с помощью различных средств – носителей информации. В центре процесса дистанционного обучения находится не преподавание, а учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками. При этом обучающийся должен не только владеть навыками работы с компьютером, но и способами работы с учебной информацией, с которой он встречается в процессе дистанционного обучения.
Дистанционное обучение
Вступление
С помощью дистанционного обучения можно выбрать индивидуальную программу обучения для каждого учащегося, степень освоения которой зависит теперь только от его личных особенностей: желания учиться, понимания материала и т.д. Никакие субъективные факторы, как состояние здоровья, нехватка времени и др. не должны оказывать влияния на освоение учеником изучаемого материала.
Среди недостатков дистанционного обучения следует выделить прежде всего изучение материала согласно требованиям ученика, а также некоторую нехватку устного общения. Самым главным фактором преодоления этих недостатков является желание самого ученика.
Популярность дистанционного обучения объясняется его доступностью (достаточно иметь персональный компьютер и доступ к Интернету), гибким и удобным для ученика графиком занятий, высоким качеством обучения.
Школьное обучение постоянно является предметом обсуждения в среде самих учащихся, их родителей, а также специалистов в этой сфере. На самом деле, школьникам старших классов общеобразовательных школ необходимо больше времени уделять профильной подготовке и тестированию для определения будущих профессий. Но вопрос в том, кто всем этим будет заниматься? Школьное образование обеспечивает фундаментальные знания по основным предметам, решает задачи воспитания. Для выполнения задач профильного образования существует так называемое параллельное обучение. Так в чем же секреты этого обучения?
Параллельное обучение
Термин параллельное обучение подразумевает плановое освоение учеником программы выбранного им профессионального образования без отрыва от изучения основных школьных дисциплин. Многие из старшеклассников поступают на подготовительные курсы в вузах или занимаются с репетитором.
Современные технологии дистанционного обучения помогают ученикам самостоятельно планировать свой процесс обучения и углублять свои знания по специальным предметам. Школьникам доступны следующие формы параллельного обучения:
Дистанционное обучение
Самый распространенный способ организации дистанционного обучения состоит в использовании интерактивных программ видеоконференций Skype и виртуальной доски Idroo, а также телекоммуникаций в режиме электронной почты.
Этот процесс обучения предусматривает:
Дистанционное обучение имеет целый ряд положительных черт, которые позволяют ученикам сделать свой выбор именно этой формы обучения. Среди них:
Выводы
Дистанционное обучение требует от ученика самостоятельности, сознательности и, конечно, самодисциплины, поскольку нужно распределять свое время таким образом, чтобы успевать выполнять задания вовремя.
Эффективность дистанционного обучения, как одного из видов педагогического образования, состоит в следующем:
происходит положительный обмен информацией между преподавателем и учеником (группой учеников). Ученик получает от преподавателя некую систему знаний, которая подлежит усвоению. Преподаватель, в свою очередь, оценивает качество и уровень усвоения материала. Под знаниями подразумевается некоторое количество усвоенного материала.
Таким образом, дистанционное обучение, имеющее своей целью творческое самовыражение ученика, обеспечивает его системой знаний, помогает формировать личность и креативность.
Статья. Тема :»Дистанционное обучение»
Статья «Дистанционное обучение»
В современном мире в системе образования выступают на первое место информационные и интернет-технологии, которые позволяют существенно разнообразить образовательный процесс и обеспечить лучшее усвоение знаний. Одним из лучших вариантов применения интернет-технологий – это реализация дистанционного образования, которая позволяет одновременно обучать множество людей, географически находящихся далеко друг от друга. Понятийный аппарат дистанционного обучения. Ключевое определение – это дистанционное обучение. Под ним понимается процесс обучения, в котором педагог и учащиеся географически разделены и поэтому при организации учебного процесса опираются на электронные средства и печатные пособия. Дистанционное обучение включает в себя дистанционное преподавание и дистанционное учение (познавательная деятельность обучающихся). Это означает, что в учебном процессе принимают участие педагог и обучающийся. К основным факторам, которые определяют дистанционную форму обучения, относят:
географическое разделение педагога и его обучающихся;
применение учебных средств, которые позволяют объединить усилия педагога и учеников и тем самым обеспечить усвоение содержания курса;
отведение приоритетной роли самоконтролю обучающихся;
обеспечение интерактивности не только в общении между педагогом и обучающимися, но и между администрацией учреждения и обучающимися.
Интерактивность в дистанционном обучении осуществляется на следующих уровнях:
взаимодействие учителя с учениками
взаимодействие учеников между собой
взаимодействие обучающихся со средствами обучения
Реализация данного взаимодействия, как и всей познавательной деятельности обучающихся, достигается за счет специфичных средств интернет-технологий, либо других интерактивных технологий. Особая роль здесь выделяется информационным технологиям, которые открывают новые возможности для межличностной коммуникации в процессе обучения. Основой образовательного процесса дистанционного обучения является целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Однако процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, что предполагает активное вовлечение обучающегося в познавательную деятельность, которая не ограничивается овладением знаниями, но и предполагает их применение для решения проблем в своей практической деятельности.
Понятие «дидактическая система» выступает в качестве системообразующего элемента содержания определения «дистанционного обучения». Авторами выделяется в дидактической системе 12 подсистем, которые участвуют в реализации процесса дистанционного обучения:
информационно-образовательная подсистема, т.е. средства обучения;
При моделировании системы дистанционного обучения в образовательном учреждении нужно руководствоваться тем, как эти подсистемы взаимодействуют друг с другом.
Характерные черты дистанционного обучения:
Рентабельность. Дистанционное обучение характеризуется высокой экономической эффективностью. Согласно оценкам зарубежных и отечественных специалистов, затраты на дистанционное обучение примерно в 1,5-2 раза ниже, чем на иные формы обучения;
Социальность. За счет дистанционного образования в определенной степени происходит снятие социальной напряженности за счет обеспечения равных возможностей получения образования, когда не учитываются место и условия проживания, а в определенной степени – и материальные условия;
Новые информационные технологии. Активно применяются различные информационные технологии, причем предпочтение отдается новым информационным технологиям, представленным компьютерами, мультимедиа системами, компьютерными сетям и пр.;
Вышеперечисленные черты представляют собой основные достоинства. И благодаря использованию дистанционных образовательных технологий становится возможной оптимизация учебного процесса, придание ему динамичности, целостности и гибкости.
Система дистанционного обучения характеризуется значительной сменой роли преподавателя (преподаватель (учитель) дистанционного обучения). Ранее преподаватель воспринимал себя в качестве единственного и основного распространителя знаний. Теперь преподаватель дистанционного обучения осознаёт, что его роль в обучении изменилась. Педагог становится координатором обучения, советником и наставником. Дистанционное обучение происходит в качестве межличностного взаимодействия на основе диалога в системе преподаватель-обучающийся и обучающийся-обучающийся. И взаимодействие дистанционного педагога и обучающихся, должны привести к более быстрому, продуктивному и экономичному усвоению содержания.
В развитии сущностных характеристик дистанционного обучения О. Петерсом определяются такие особенности отношений между преподавателем и обучающимися в системе дистанционного обучения:
подконтрольность технологическим правилам. При очном преподавании существует подконтрольность социальным нормам;
поддержка посредством неэмоционального языка, а не живой речи;
основой являются ограниченные возможности анализа и направления потребностей обучающихся, так как личное общение отсутствует;
достижение поставленных целей через продуктивную работу, а не с помощью личного взаимодействия.
Для организации и поддержки системы педагогического сопровождения дистанционного обучения важное значение имеет информационная образовательная среда (ИОС), которая является программной основой. Для того чтобы организовать ИОС, требуется наличие современных платформ дистанционного обучения, которые также называются система дистанционного обучения (СДО). В число самых распространенных и доступных СДО входит платформа Moodle, благодаря которой у учебного заведения появляется возможность развертывания сети электронных дистанционных курсов. Аббревиатура Moodle – это Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Ресурсы платформы дистанционного обучения обеспечивают доступ к электронным учебно-методическим комплексам, учебно-методической документации (графикам учебного процесса, учебным планам и т. д.); дополнительным образовательным материалам. Также предусматривается возможность работы с материалами мультимедиа, прохождения тестирования и взаимодействия с субъектами системы дистанционного обучения .
Основными преимуществами дистанционного обучения являются: 1) Предоставление возможности обучающимся получать образование без отрыва от своих основных занятий и делать это в любое удобное для себя время. 2) Обеспечение высокого уровня самостоятельности с одновременной возможностью получать консультации от преподавателя. 3) Наличие возможности самостоятельно определять сроки и темп обучения. 4) Возможность привлечения к образовательному процессу специалистов, вне зависимости от их географической удаленности. 5) Применение в обучении передовых технологий и современных учебных средств. 6) Возможность использования приобретенных навыков работы с различными интернет-технологиями в своей профессиональной деятельности.
Говоря о стратегии развития дистанционного обучения в России, С.А. Щенников выделяет основные тенденции:
Единение возможностей современных информационных технологий с традиционно сложившейся практикой обучения для того, чтобы обеспечить массовость и возможность обучения на расстоянии;
Построение базовой модели образования, которая ориентируется на учет и развитие потребностей в образовании специалиста XXI века.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Каллиграфия. Искусство красивого почерка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В современном мире в системе образования выступают на первое место информационные и интернет-технологии, которые позволяют существенно разнообразить образовательный процесс и обеспечить лучшее усвоение знаний. Одним из лучших вариантов применения интернет-технологий – это реализация дистанционного образования, которая позволяет одновременно обучать множество людей, географически находящихся далеко друг от друга.
Понятийный аппарат дистанционного обучения.Ключевое определение – это дистанционное обучение. Под ним понимается процесс обучения, в котором педагог и учащиеся географически разделены и поэтому при организации учебного процесса опираются на электронные средства и печатные пособия. Дистанционное обучение включает в себя дистанционное преподавание и дистанционное учение (познавательная деятельность обучающихся). Это означает, что в учебном процессе принимают участие педагог и обучающийся.К основным факторам, которые определяют дистанционную форму обучения, относят:
Интерактивность в дистанционном обучении осуществляется на следующих уровнях:
Реализация данного взаимодействия, как и всей познавательной деятельности обучающихся, достигается за счет специфичных средств интернет-технологий, либо других интерактивных технологий. Особая роль здесь выделяется информационным технологиям, которые открывают новые возможности для межличностной коммуникации в процессе обучения. Основой образовательного процесса дистанционного обучения является целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося. Однако процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, что предполагает активное вовлечение обучающегося в познавательную деятельность, которая не ограничивается овладением знаниями, но и предполагает их применение для решения проблем в своей практической деятельности.
Понятие «дидактическая система» выступает в качестве системообразующего элемента содержания определения «дистанционного обучения». Авторами выделяется в дидактической системе 12 подсистем, которые участвуют в реализации процесса дистанционного обучения:
При моделировании системы дистанционного обучения в образовательном учреждении нужно руководствоваться тем, как эти подсистемы взаимодействуют друг с другом.
Характерные черты дистанционного обучения:
Вышеперечисленные черты представляют собой основные достоинства. И благодаря использованию дистанционных образовательных технологий становится возможной оптимизация учебного процесса, придание ему динамичности, целостности и гибкости.
Система дистанционного обучения характеризуется значительной сменой роли преподавателя (преподаватель (учитель) дистанционного обучения). Ранее преподаватель воспринимал себя в качестве единственного и основного распространителя знаний. Теперь преподаватель дистанционного обучения осознаёт, что его роль в обучении изменилась. Педагог становится координатором обучения, советником и наставником. Дистанционное обучение происходит в качестве межличностного взаимодействия на основе диалога в системе преподаватель-обучающийся и обучающийся-обучающийся. И взаимодействие дистанционного педагога и обучающихся, должны привести к более быстрому, продуктивному и экономичному усвоению содержания.
В развитии сущностных характеристик дистанционного обучения О. Петерсом определяются такие особенности отношений между преподавателем и обучающимися в системе дистанционного обучения:
Для организации и поддержки системы педагогического сопровождения дистанционного обучения важное значение имеет информационная образовательная среда (ИОС), которая является программной основой. Для того чтобы организовать ИОС, требуется наличие современных платформ дистанционного обучения, которые также называются система дистанционного обучения (СДО). В число самых распространенных и доступных СДО входит платформа Moodle, благодаря которой у учебного заведения появляется возможность развертывания сети электронных дистанционных курсов. Аббревиатура Moodle – это Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Ресурсы платформы дистанционного обучения обеспечивают доступ к электронным учебно-методическим комплексам, учебно-методической документации (графикам учебного процесса, учебным планам и т. д.); дополнительным образовательным материалам. Также предусматривается возможность работы с материалами мультимедиа, прохождения тестирования и взаимодействия с субъектами системы дистанционного обучения.
Основными преимуществами дистанционного обучения являются
1) Предоставление возможности обучающимся получать образование без отрыва от своих основных занятий и делать это в любое удобное для себя время.
2) Обеспечение высокого уровня самостоятельности с одновременной возможностью получать консультации от преподавателя.
3) Наличие возможности самостоятельно определять сроки и темп обучения.
4) Возможность привлечения к образовательному процессу специалистов, вне зависимости от их географической удаленности.
5) Применение в обучении передовых технологий и современных учебных средств.
6) Возможность использования приобретенных навыков работы с различными интернет-технологиями в своей профессиональной деятельности.
Говоря о стратегии развития дистанционного обучения в России,С.А. Щенников выделяет основные тенденции: