Принципы и методы логопедии как науки

Принципы и методы логопедии как науки

Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Применяя эти методы, логопед может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Знание это поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также проводить более эффективную логопедическую работу.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.

Рассмотрим некоторые из них.

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.

Источник

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИИ. СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Логопедия как наука опирается на следующие основные принципы:

Ø принцип системности опирается на представление о речи как сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы;

Ø принцип комплексности – для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и уровня развития речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка;

Ø принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в ЗБР (зоне ближайшего развития) ребенка;

Ø принцип рассмотрения нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка;

Ø принцип деятельностного подхода – исследование детей с нарушениями речи, а также организация работы с ними осуществляется с учетом ведущей деятельности (предметно-практической, игровой, учебной);

Ø онтогенетический принцип – разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе;

Ø этиопатогенетический принцип – возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической работы большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта;

Ø принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта,

Ø принцип обходного пути – в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем формируются новые функциональные системы в обход пострадавшего звена.

Общедидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода и др.

Методы логопедии как науки можно разделить на несколько групп:

Ø Организационные методы: сравнительный, лангитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

Ø Эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические приемы анализа деятельности, в т.ч. речевой, биографические (сбор и анализ анамнетсических данных).

Ø Количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных.

Ø Интерпретационные методы – способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами, между функциями и личностью).

Ø Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектрографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры, рентгенокинофотография, глоттотерапия, кинематография, электромиография.

Методы логопедического воздействия:

Метод обучения – способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на усвоение детьми знаний, умений, навыков, на формирование умственных способностей, воспитания чувств, поведения и личностных качеств.

Выбор метода в логопедии определяется:

1. характером речевого нарушения

2. содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия

4. Возрастными особенностями ребёнка

5. Индивидуальными особенностями ребёнка.

Практические методы

1. Упражнение – это многократное повторение ребёнком практических заданий (подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие)

2. Игры (с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации), (с атрибутикой).

3. Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений у детей.

4. В школе – работа с учебником, атласом, рабочими тетрадями).

Наглядные методы

3. Рассматривание (натуральных предметов, муляжей, картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, упражнений)

4. Просмотр диафильмов видео, компьютерные программы.

5. Прослушивание записей.

6. Пояснение и объяснение – при постановке звука на ряду с показом объясняем правильную артикуляцию, сопровождая показ пояснением.

Словесные методы

1. Рассказ – изложение носит описательный характер. Цель: формирование представлений о предметах и явлениях, вызова положительных эмоций, для образца правильной речи, обогащения словаря, побуждения к речевому общению.Сопровождается демонстрацией картинок.

3. Беседа: предварительная. Итоговая, обобщающая.

Методы воспитания

При построении коррекционно-образовательного процесса применяются в разной степени и в разном сочетании методы воспитания. Они группируются:

1. Информационные (фильмы, худ. Литература, экскурсии, встречи, и т. д.)

2. Практическо-действенные (игры, труд, продуктивная деятельность, нетрадиционные виды – иппотерапия, дельфины, имаготерапия, и т. д.)

3. Побудительно-оценочные (убеждение, пед. требование, поощрение, наказание, порицание).

Принципы и методы логопедии как науки. Смотреть фото Принципы и методы логопедии как науки. Смотреть картинку Принципы и методы логопедии как науки. Картинка про Принципы и методы логопедии как науки. Фото Принципы и методы логопедии как науки

Принципы и методы логопедии как науки. Смотреть фото Принципы и методы логопедии как науки. Смотреть картинку Принципы и методы логопедии как науки. Картинка про Принципы и методы логопедии как науки. Фото Принципы и методы логопедии как науки

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Принципы и методы логопедии как науки. Смотреть фото Принципы и методы логопедии как науки. Смотреть картинку Принципы и методы логопедии как науки. Картинка про Принципы и методы логопедии как науки. Фото Принципы и методы логопедии как науки

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Принципы и методы логопедии как науки. Смотреть фото Принципы и методы логопедии как науки. Смотреть картинку Принципы и методы логопедии как науки. Картинка про Принципы и методы логопедии как науки. Фото Принципы и методы логопедии как науки

Источник

Вопросы. 1 Логопедия как наука,её принципы и методы. Связь логопедии c другими науками

1 Логопедия как наука,её принципы и методы.Связь логопедии c другими науками.

Задачи науки:Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных нарушениях. Определение симптомов и степеней речевых нарушений.Изучение влияния речевых расстройств на формирование личности человека.Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений.Изучение особенностей формирования речи у людей с другими отклонениями в развитии. Изучений этиологий речевых нарушений. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности. Различают внутрисистемные и межсистемные, связи: К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности. Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невро-патологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.). Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. Эти данные имеют важное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы выбора профиля специального учреждения. Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

2.Исторические этапы становления логопедии как самостоятельной науки:медицинский,лингвопедагогический, современный(общая характеристика)

I этап. Первые попытки понять и объяснить причины речевых расстройств, их отдифференцировать, наметить пути преодоления встречаются в работах медиков древности начиная с 5 в. до н.э.

Индия:Особое место занимают трактаты «Аюрведы». В одном из них описывается 2 пластические операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего зева» — хейлопластика и уранопластика. Древняя Греция и Рим: У Гиппократа есть упоминание о многих речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. Он подчеркивает главенствующую роль мозга во всей деятельности человека. Ближний и Средний Восток (5 – 15 в.в) Ибн – Сина (Авиценна): «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения. Он рассматривал зависимость расстройств речи от состояния органов артикуляции. Западная Европа 17 – нач 18 в. Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – изучал развития речи у детей:— значение речи в общем развитии ребенка; — необходимость развития речи и интеллекта;— начало и ступени развития речи;— необходимость развития слухового восприятия; чистого звукопроизношения; богатого словарного запаса.

II этап (с XVIII до 3-й четверти XIX в.)

III этап (с 3-й четверти XIX в. До 50-х гг. XX века)

Развитие концепций о ВПФ и влияние этих концепций на понимание нормы и патологии речи. Подходы к исследованию речевой патологии с позиций понимания речи как целостного, многоуровневого и сложнооперационного процесса. (П. К. Анохин, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский и др.)

Разрабатываются положения о системном строении языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений.Выделение логопедии в самостоятельную дисциплину (в конце 19-нач.20 вв.).Первая классификация речевых нарушений А. Куссмауля. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский ).Организации специальной помощи детям с расстройствами речи (в России – начало 20 в.).Начало подготовки дефектологов с высшим образованием (Петербург, 1920).

Логопедия имеет исторический аспект развития, который проявляет себя в двух основных направлениях:1)Дает возможность проследить за стадиями становления представлений о необходимости и специфики развития правильной речи у детей в рамках их нормального гармоничного формирования и развития.2)Дает возможность отследить этапы накопления и систематизации информации о речевых нарушениях, их причинах и способах борьбы с ними.

В современном обществе логопедия имеет важное социокультурное значение, поскольку занимается поиском способов корректировки и профилактики речевых недугов.

3 Анатомо-физиологические механизмы речи(речевой аппарат человека)

Знание анатомо-физиологич. механизмов речи, т. е. строения и функциональной организации речевой деят-ти, позволяет:1)представлять сложный механизм речи в норме, 2)дифференцированно подходить к анализу речевой патологии,3)правильно определять пути коррекционного воздействия.

И. П. Павлов доказал, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

Исследованиям П. К Анохина,. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии : основой всякой ВПФ являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, кот. расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.Речь присуща только человеку. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов’ должны быть ‘закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, без специальных произвольных усилий. Говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и т.д. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из 2 тесно связанных между собой частей: 1)Центральный (регулирующий) аппарат состоит из коры головного мозга (преим-но левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолгов. мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. Речь развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Главенствующее значение в образовании речи имеют: лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля Коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.Приводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными. Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинаете» в коре головного мозга в центре Брока. От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов: Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого, аппарата иннервируются (Иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) 1 черепно-мозговыми нервами. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.,

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий, нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервам языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.Но этот путь от, центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.

2)Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звукопроизводящего).В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно Голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной — газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.В момент речи значительно увеличивается объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 paза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким.. Выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя – к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.Голосовые складки своей массой почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель.Механизм голосообразования : при фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости и под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. При фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т. ё. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса. При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.

1отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, 2 – для образования голоса, 3 является резонатором, который дает звуку силу и окраску и образует звуки речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артнкуляционного аппарата.

4.Логопедическое наследие Хватцева: ученый методист, исследователь, методист и вузовский преподаватель,организатор логопедической помощи в стране.

Михаил Ефимович Хватцев родился 28 декабря 1883 г. в Дотнуво (Литва) в семье железнодорожного стрелочника.

В годы становления совет. власти, работает методистом и инструктором в сети народного образования, что помогло ему еще глубже узнать школу.

Начиная с 1923 г., он слушает в Петроградском университете и экспериментально изучает курс анатомии, физиологии и патологии речи, читаемый С.М. Доброгаевым(считал его С.М. учителем). В это же время он изучает методы выработки и торможения условных рефлексов у собак в руководимом П.П. Павловым Институте. Все эти знания позволили Михаилу Ефимовичу глубоко осмыслить проблему речевой патологии, разобраться в механизмах самых различных речевых расстройств, а следовательно, и определить этиопатогенетически обоснованные пути их преодоления.К работе в области дефектологии (в качестве логопеда вспомогательной школы) приступил в 1926 г., одновременно с начиная научную деятельность. Первая книга «Дефекты речи», вышла в 1930 г.Начиная с 1935 г., деятельность М.Е. Хватцева неразрывно связаны с дефектологическим факультетом ЛГПИ им. А.И. Герцена, где он, заведуя кафедрой сурдопедагогики, в течение 30лет ведет педагогическую и научную работу.

– им были впервые в нашей стране разработаны вузовские учебные планы и программы по подготовке логопедов и дефектологов;

– были написаны учебники для студентов, в том числе и «Логопедия», уже в те годы выдержавшая пять изданий; специальные учебные пособия были написаны им также для педагогов массовых школ и дошкольных учреждений; поскольку учебных пособий по данному предмету тогда не существовало, то весь объем работы по их созданию Михаил Ефимович вынужден был взять на себя одного; – он читал лекции по логопедии и сурдопедагогике студентам дефектологического факультета, в срочном порядке готовя кадры логопедов и дефектологов; – лекции читались им и студентам дошкольного и школьного педагогических факультетов, поскольку он считал необходимым вооружить педагогов массовых школ и дошкольных учреждений необходимыми знаниями о речевой патологии у детей;– по инициативе и при непосредственном участии М.Е. Хватцева в Ленинграде были организованы школьные логопедические пункты, 55-летие которых недавно торжественно отмечалось в Санкт-Петербурге, и одновременно было создано методическое объединение школьных логопедов, бессменным руководителем которого он являлся в течение трех десятилетий;

– он был бессменным научным редактором издаваемых на факультете «Ученых записок», в которых публиковались работы сотрудников и аспирантов кафедры; – он приобщал к научной работе и студентов через созданный им при кафедре и им же руководимый логопедический кружок СНО, который для студентов тех лет явился подлинной базой для проведения первых научных исследований; –написал ряд книг, брошюр и статей для родителей, воспитателей детских садов и для самих страдающих нарушениями речи подростков и взрослых.

он систематически обменивался научной информацией со своими зарубежными коллегами и поддерживал с многими из них постоянную дружескую переписку.

Признавая необходимость комплексного медико-педагогического воздействия на ребенка с речевой патологией. Михаил Ефимович в то же время был твердо убежден в том, что в деле воспитания правильной речи ведущая роль должна принадлежать педагогу, а не врачу, и что самое активное участие в этом процессе должны принимать не только специалисты, но и ближайшее социальное окружение ребенка – прежде всего школьные педагоги и родители.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *