Принудительные работы применяются как альтернатива
Принудительные работы применяются как альтернатива
Положения УК РФ (в ред. ФЗ от 07.12.2011 N 420-ФЗ) в части принудительных работ применяются с 01.01.2017.
УК РФ Статья 53.1. Принудительные работы
(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
1. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
2. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса, принудительные работы не применяются.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 540-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
4. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 540-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.
6. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 96-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.
Судьи не хотят экспериментировать
В целях гуманизации уголовного законодательства
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 420) российская система наказаний была дополнена новым видов наказания – принудительными работами. Сделано это было в целях гуманизации уголовного законодательства, расширения возможности назначения судом наказаний, не связанных с лишением свободы.
В соответствии с положениями ст. 53.1 УК РФ «принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые».
Предусмотрено, что, «если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами». Они назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.
Суть принудительных работ заключается в том, что осужденный привлекается к труду в местах, которые определяются учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
В данной статье также указано, что при назначении наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются. Если осужденный уклоняется от исполнения принудительных работ, то данный вид наказания заменяется на лишение свободы по правилу: за один день принудительных работ один день лишения свободы.
Особенность принудительных работ
Особенность принудительных работ – исправление лица, совершившего общественно опасное деяние, в процессе его привлечения к труду. Наряду с этим осужденный к принудительным работам связан значительными ограничениями, обусловленными спецификой отбывания данного вида наказания.
Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ регламентируется в гл. 8.1 УИК РФ.
Осужденный к принудительным работам должен отбывать наказание в исправительных центрах – специальных учреждениях, которые расположены в пределах территории субъекта России, где осужденный проживал или был осужден.
При отсутствии на территории субъекта России по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах они направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта России, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду). Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях.
В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка. Осужденные находятся под надзором и обязаны: выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров; работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; постоянно находиться в пределах его территории, проживать, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации; участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.
Проблемы правоприменения
Согласно ст. 8 Закона № 420 положения УК РФ и УИК РФ в новой редакции в части принудительных работ применяются с 1 января 2017 г. Установление столь длительного периода для непосредственного введения в действие нормы (напомним, Закон № 420 принят 7 декабря 2011 г.) было вызвано рядом организационных вопросов, в частности невозможностью применения этого вида наказания ввиду недостаточной готовности исправительных центров. Для решения проблемы необходимо было финансирование из средств федерального бюджета для строительства исправительных центров, обеспечения штатной численности сотрудников данных учреждений, которым полагаются денежное довольствие и иные установленные законодательством России выплаты.
Хотя принудительные работы были введены задолго до того, как суды начали назначать соответствующее наказание, органы ФСИН оказались не подготовленными к их исполнению. На 1 января 2017 г. в Российской Федерации было образовано только четыре исправительных центра: в Тюменской области (Ишим), Ставропольском крае (Георгиевск), Тамбовской области (поселок Зеленый) и Приморском крае (Уссурийск). Кроме того, открылись участки для осужденных к принудительным работам в Башкирии (Уфа), Забайкальском крае (Краснокаменск), Самарской области (Волжский), Смоленской области (Анохово), Архангельской области (Североонежск), Новосибирской области (Новосибирск) и Карелии (Сегежа). Всего было подготовлено приблизительно 890 мест, что крайне мало в масштабах России.
Несмотря на то что наказание в виде принудительных работ предусмотрено в немалом количестве статей УК РФ, назначают его редко. Этому есть несколько объяснений.
Данная мера пресечения была включена в УК РФ в 2011 г., но в отношении нее закон вступил в силу только в 2017 г. То есть рассматриваемая санкция сравнительно молода, и не все судьи хотят экспериментировать. Как уже отмечалось, на сегодняшний день далеко не в каждом городе и даже субъекте РФ имеется исправительный центр. Кроме того, многим судам не предоставлена информация о наличии специальных центров в регионах. Поэтому такие работы назначаются достаточно узкому кругу осужденных. Как правило, это граждане, нанесшие только материальный ущерб государству или обществу. В остальных же случаях остается предпочтительным лишение свободы.
Проблемы законодательства
Проблемы есть в рамках не только правоприменения, но и законодательства. Перечисленные в ч. 1 ст. 45 УК РФ виды наказаний, в том числе принудительные работы, – только основное наказание, но согласно ч. 1 ст. 53.1 УК РФ принудительные работы – не самостоятельное наказание. Данный вид наказания «применяется как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса». Его несамостоятельность усматривается также из ч. 2 ст. 53.1 УК РФ, где говорится о назначении принудительных работ только в порядке замены лишения свободы. В связи с этим полагаем, что нужно предусмотреть в УК РФ вместо принудительных работ в качестве самостоятельного вида наказания такие институты, как условное осуждение с обязательным привлечением к труду и условно-досрочное освобождение с обязательным привлечением к труду. Это вполне согласуется с опытом уголовного законодательства РСФСР. Либо использовать принудительные работы не только как основной, но и как дополнительный вид наказания.
Принудительные работы применяются как альтернатива
(введено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.12.2018 N 43)
22.1. Исходя из положений части 1 статьи 53.1 УК РФ при назначении наказания принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы лишь в случаях, когда совершено преступление небольшой или средней тяжести либо впервые тяжкое преступление и только когда данный вид наказания наряду с лишением свободы прямо предусмотрен санкциями соответствующих статей Особенной части УК РФ.
Судам следует иметь в виду, что в тех случаях, когда в силу требований закона осужденному не может быть назначено наказание в виде лишения свободы (например, часть 1 статьи 56 УК РФ), принудительные работы не назначаются.
(п. 22.1 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.12.2018 N 43)
22.2. В соответствии с положениями пункта 7.1 части 1 статьи 299 УПК РФ при постановлении обвинительного приговора суд обязан разрешить вопрос о том, имеются ли основания для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в случаях и порядке, установленных статьей 53.1 УК РФ.
(п. 22.2 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.12.2018 N 43)
22.3. При замене лишения свободы принудительными работами дополнительное наказание, предусмотренное к лишению свободы, в том числе и в качестве обязательного, не назначается. Суд, заменив лишение свободы принудительными работами, должен решить вопрос о назначении дополнительного наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ к принудительным работам.
(п. 22.3 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.12.2018 N 43)
22.4. Если суд придет к выводу о возможности применения принудительных работ как альтернативы лишению свободы к лицу, совершившему два и более преступления, то такое решение принимается за совершение каждого преступления, а не при определении окончательного наказания по совокупности преступлений.
В случае назначения наказания по совокупности преступлений, за каждое из которых суд в соответствии со статьей 53.1 УК РФ заменил лишение свободы принудительными работами, сложению подлежат только сроки принудительных работ. Проценты удержаний не складываются.
(п. 22.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.12.2018 N 43)
22.5. Обратить внимание судов на то, что при исчислении сроков погашения судимости в отношении лиц, которым назначено наказание в виде принудительных работ в качестве альтернативы лишению свободы в соответствии со статьей 53.1 УК РФ, необходимо руководствоваться положениями пункта «б» части 3 статьи 86 УК РФ о погашении судимости по истечении одного года после отбытия наказания.
(п. 22.5 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.12.2018 N 43)
22.6. Судам следует иметь в виду, что при замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания в порядке исполнения приговора, предусмотренном пунктом 2 статьи 397 УПК РФ, штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы заменяются принудительными работами без предварительной замены лишением свободы. Принудительные работы могут быть также применены при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы (статья 80 УК РФ).
В этих случаях принудительные работы применяются судом независимо от того, предусмотрено ли данное наказание санкцией статьи Особенной части УК РФ, по которой было назначено заменяемое наказание, при условии соблюдения требований части 7 статьи 53.1 УК РФ. Данное правило с учетом положений части 5 статьи 46 УК РФ не распространяется на замену штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного наказания.
(п. 22.6 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.12.2018 N 43)
Принудительные работы
Принудительные работы это вид наказания. Данный вид наказания представляет собой альтернативу лишению свободы и назначается на срок от 2 месяцев до 5 лет. Принудительные работы назначаются за совершение лицом преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые в случаях, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса РФ.
В соответствии с положениями п.7.1 ч.1 ст.299 УПК РФ при постановлении обвинительного приговора суд обязан разрешить вопрос о том, имеются ли основания для замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в случаях и порядке, установленных ст.53.1 УК РФ.
При наличии таких оснований суд должен привести мотивы, по которым пришел к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы и применения положений ст.53.1 УК РФ. Если суд придет к выводу о возможности применения принудительных работ как альтернативы лишению свободы к лицу, совершившему два и более преступления, то такое решение принимается за совершение каждого преступления, а не при определении окончательного наказания по совокупности преступлений.
При исчислении сроков погашения судимости в отношении лиц, которым назначено наказание в виде принудительных работ в качестве альтернативы лишению свободы в соответствии со ст.53.1 УК РФ, необходимо руководствоваться положениями п. «б» ч.3 ст.86 УК РФ о погашении судимости по истечении одного года после отбытия наказания.
При замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания в порядке исполнения приговора, предусмотренном п.2 ст.397 УПК РФ, штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы заменяются принудительными работами без предварительной замены лишением свободы. Принудительные работы могут быть также применены при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы (ст.80 УК РФ).
Порядок освобождения осужденных от отбывания наказания в виде лишения свободы в связи с наличием тяжелого заболевания
Освобождение осужденных от отбывания наказания в виде лишения свободы в связи с наличием тяжелого заболевания предусмотрено статьей 81 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Фактически данная норма предусматривает две группы оснований досрочного освобождения от наказания лиц с серьёзными нарушениями здоровья.
К первой группе относятся наступившие после совершения преступления психические расстройства, лишающие осужденного возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.
Вторую группу составляют иные тяжелые заболевания, исчерпывающий перечень которых утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».
Данным нормативно-правовым актом предусмотрены виды заболеваний, а в ряде случаев – также их степени, стадии, осложнения, наличие которых является обязательным для освобождения от наказания по этому основанию.
К числу указанных заболеваний относятся прогрессирующий двусторонний туберкулез легких с явлениями легочно-сердечной недостаточности III степени, злокачественные новообразования IV стадии (независимо от локализации) в соответствии с международной классификацией TNM, острый лейкоз всех форм, тяжелая форма хронической надпочечниковой недостаточности, геморрагическое, ишемическое или смешанное острое нарушение мозгового кровообращения, циррозы печени различной этиологии в стадии декомпенсации с гиперспленизмом, портальной гипертензией, печеночной недостаточностью III степени и ряд других.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 54 утверждены также Правила медицинского освидетельствования осуждённых, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью.
Данное освидетельствование осуществляется медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы.
Как правило, на освидетельствование направляются осужденные при наличии у них заболевания, включенного в вышеуказанный Перечень и подтвержденного клиническими данными обследования. При подтверждении диагноза соответствующее заключение с оформленными лечебно-профилактическим учреждением материалами дела, ходатайством осужденного, представлением самой администрации об освобождении больного направляются в суд по месту нахождения учреждения (содержания больного) для рассмотрения по существу.
Однако, не исключена возможность проведения такого освидетельствования и по инициативе судов при рассмотрении поступивших в них ходатайств осужденных о применении положений статьи 81 УК РФ, в том числе, в связи с резким ухудшением состояния здоровья.
В любом случае осужденный должен быть в доступной форме ознакомлен с порядком и условиями проведения медицинского освидетельствования и заблаговременно уведомлен о дате проведения освидетельствования.
Медицинское освидетельствование осужденного проводится не позднее 10 дней со дня поступления в медицинскую комиссию медицинских документов.
При необходимости медицинская комиссия может запросить дополнительные сведения о состоянии здоровья освидетельствуемого из учреждений здравоохранения, в которых он наблюдался, или направить его на дополнительное обследование.
Медицинская комиссия при проведении медицинского освидетельствования проводит осмотр осужденного, изучает результаты его обследования, представленную медицинскую документацию и оценивает степень нарушения функций органов и (или) систем его организма.
По результатам освидетельствования комиссия большинством голосов ее членов выносит медицинское заключение о наличии или отсутствии у осужденного заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
Форма заключения утверждена Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Непосредственное решение об освобождении от отбывания наказания по указанному основанию принимает только суд.
По общему правилу, предусмотренному статьёй 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания в суд обращается сам осужденный или его законный представитель.
Рассмотрение вопроса судом осуществляется в соответствии с требованиями главы 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Наличие у осужденного заболевания, препятствующего отбыванию наказания, является единственным основанием для освобождения, однако, не влечет его безусловное применение. Часть 2 статьи 81 УК РФ подразумевает, что суд вправе, а не обязан освободить такое лицо от наказания и при решении данного вопроса учитывает и иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения ходатайства по существу.
Принятое судом решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 401, главой 45.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 53.1. Принудительные работы
1. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
2. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса, принудительные работы не применяются.
3. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
4. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
5. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.
6. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
7. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.
Комментарий к Ст. 53.1 УК РФ
1. Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ введен новый вид наказания — принудительные работы. Данный вид наказания согласно Федеральному закону от 30.12.2012 N 307-ФЗ применяется с 1 января 2014 г., представляет собой альтернативу лишению свободы и назначается на срок от двух месяцев до пяти лет. Принудительные работы назначаются за совершение лицом преступлений небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые в случаях, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК. Если лицо имеет судимость за совершение преступления небольшой, средней тяжести либо тяжкого преступления, то данное обстоятельство препятствует назначению ему принудительных работ.
2. Если санкция статьи не предусматривает наказание в виде принудительных работы, однако суд, назначив лицу наказание в виде лишения свободы, придет к выводу о возможности его исправления без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, то суд в этом случае заменяет назначенное наказание в виде лишения свободы принудительными работами. Замена лишения свободы принудительными работами не допускается, если лицо имеет неснятую либо непогашенную судимость. В случае если срок назначенного лицу наказания превышает пять лет лишения свободы, то замена данного наказания принудительными работами не производится.
3. Содержание наказания в виде принудительных работ заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Согласно ч. 7.1 ст. 16 УИК наказание в виде принудительных работ исполняется исправительными центрами, расположенными, как правило, в пределах территории субъекта РФ, в котором осужденные проживали или были осуждены. В случае невозможности их размещения осужденных в имеющихся исправительных центрах они направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения. Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Исходя из наличия рабочих мест, администрация исправительных центров привлекает осужденных к труду в организациях любой организационно-правовой формы с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и специальности осужденных. При этом осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы. Из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20%. Если в приговоре размер удержаний из заработной платы осужденного при назначении ему принудительных работ не определен, данное наказание считается не назначенным. При этом не имеет значения, назначалось ли лицу окончательное наказание по правилам ст. ст. 69, 70, 71 УК или нет.
4. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. При этом уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный к принудительным работам: а) уклоняющийся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания; б) не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок; в) не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда; г) самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.
5. В ч. 7 ст. 53.1 УК указаны категории лиц, которым принудительные работы не назначаются: несовершеннолетние, лица, признанные инвалидами 1-й или 2-й группы, беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, женщины, достигшие 55-летнего возраста, мужчины, достигшие 60-летнего возраста, а также военнослужащие.