Принял понял обработал как правильно
13 фраз, которые не запрещены, но очень портят русский язык
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В языке среднестатистического современного человека достаточно много слов, которые не запрещены лингвистами, но раздражают слух. И чаще всего эти слова оказываются действительно неграмотными, а человек, который их употребляет, произнося их тоже выглядит таким. Итак, разбираемся с ошибками в устной речи.
Ещё один распространённый штамп, поработивший наш язык, пришёл из документов. Но только теперь его можно встретить чуть ли не в каждой статье, даже в переписках. «В данном случае» можно заменить на «в этом случае», а «в данном тексте допущена ошибка» написать «в этом тексте допущена ошибка». А лучше вообще обойтись без указательных слов: без них письменная речь выглядит чище.
Слово «касаемо» в русском языке есть, и его употребление не запрещено. Но эта форма считается устаревшей и просторечной. Вместо «касаемо» употребляем оборот «что касается» или «касательно».
«В настоящее время абонент не доступен» — первое, что приходит на ум. От этого выражения, если вы не автоответчик, лучше отказаться. Это слово вполне можно заменить наречием «сейчас», да и канцеляризмы никогда не украшали устную речь и тексты.
Слово «крайний» традиционно использовали в лексиконе люди, чья профессия была связана с риском для жизни. Космонавты, лётчики, альпинисты и подводники нарочито избегают слова «последний», опасаясь, чтобы «последний раз» действительно не стал последним. Их можно понять. Но в какой-то момент слово «крайний» стали употреблять все, кому не лень. Вот такая странная филологическая тенденция.
Итак, как же скучать правильно? В справочнике Розенталя можно встретить замечание о том, что с существительными и местоимениями третьего лица верно говорить: скучать по кому/чему. А вот в первом и втором лице будет «скучать по ком»: по нас, по вас. А вот «скучать за кем-то» или «скучать за чем-то» нельзя – такого словосочетания в русском языке нет.
В русском языке действительно есть глагол «порешать», но употребляться он может только в значении «решать в течение какого-то времени». Например, порешать задачу и бросить. Но сегодня всё чаше выражение «давай порешаем этот вопрос» используют в значении «решить вопрос». Так говорить неправильно. Это жаргонизм, как и «расскажи мне за него» в значении «расскажи мне о нём». В культурном обществе такие фразы употреблять не принято.
Ещё одна распространённая речевая ошибка – «оплатить за проезд». За проезд можно платить, а вот оплачивать только проезд – предлоги здесь недопустимы, поскольку по правилу при переходном глаголе предлог не нужен.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
10 фраз💖, которые произносят только люди недалекие и безграмотные!
Эти фразы настолько уродуют речь, что их стоило бы совсем запретить.
Язык — система гибкая и постоянно изменяющаяся. Особенно в последнее десятилетие. Да что там, почти ежегодно появляются новые слова и выражения, которые либо остаются в языке навсегда и становятся нормой, либо безвозвратно уходят прочь. Часто это связано именно с субкультурой социальных сетей и интернета в целом.
Предлагаем запомнить эти десять выражений, выкинуть их из своей речи, и никогда не употреблять. Они не просто неграмотные, но еще и выдают человека недалекого, пустого. А ведь мы с вами не такие, верно?
1. «Заранее спасибо»
Здесь речь не совсем о грамотности, а, скорее, о речевом этикете. На первый взгляд выражение кажется вежливым: мы просим человека об услуге и заранее благодарим его. Но на деле это чистой воды манипуляторство! Получается, раз мы поблагодарили, значит не оставили человеку выбора: исполнить нашу просьбу или нет. Это дико раздражает собеседника. В деловой переписке не благодарите заблаговременно, только когда получите услугу.
2. «Скучаю за тобой»
Выражение, перекочевавшее к нам из южных диалектов России. Фраза, которая моментально выдает в человеке провинциала. Нельзя скучать «за» кем-то.
3. «Случилось архиважное событие»
Ничего криминального в приставке «архи» нет. Однако она относится к разряду устаревших, используется в юмористическом смысле и совсем редко. Не перегружайте ею свою речь. Добавить событию важности можно по-другому: скажите «случилось невероятно важное событие» или «произошло нечто исключительно важное».
4. «Не нытьем, так катаньем»
Поговорка, пострадавшая в результате так называемого речевого «глухого телефона». На самом деле изначально фраза звучит так: «не мытьем, так катаньем», и означает стремление добиться желаемого любыми способами. С заменой «мытья» на «нытье», смысл, как ни странно, сохранился. А вот чистота речи ушла. Давайте беречь наш язык и говорить правильно. Тем более, у пословицы есть историческое обоснование: в прошлом женщины стирали белье на реке, а после раскладывали его по траве и тщательно отжимали специальными скалками — катали. Поэтому даже постиранное с огрехами белье в результате этой процедуры в любом случае становилось чистым.
5. «Мне все равно на тебя»
Эта речевая ошибка называется смешением устойчивых выражений. Есть фраза «мне наплевать на тебя», и схожая с ней по смыслу «мне все равно». Соединять их нельзя, так как «все равно» — это предикатив, обозначающий состояние, он не употребляется с предлогами и существительными. Скажите просто и грамотно: «я равнодушен к тебе», или «мне плевать на твои действия».
6. «У меня у знакомого»
Обычно так говорят дети, которые пока не умеют правильно строить предложения. Но мы-то с вами взрослые люди. Рассказывая какую-то историю, важно донести мысль правильно, чтобы у слушателя не возникало дополнительных вопросов: «так у кого — у тебя или у твоего знакомого?». Поэтому говорим правильно: «у моего знакомого», «у моей мамы» и так далее.
7. «Ну такое…»
Сленговое выражение, свойственное подросткам. Постепенно перекочевывает во взрослую речь и становится мусорным словом-паразитом. Суть выражения: сомнение, человек не уверен, насколько хорош или плох предмет, о котором идет речь.
— Тебе понравилась пицца?
В русском языке существует множество слов и фраз, выражающих сомнение: «я еще не понял», «пока не определился», «у меня не сложилось мнение по этому вопросу». Лучше использовать их.
8. «Не суть важно»
Еще одно смешение устойчивых выражений. Эту фразу можно считать самым ярким примером, иллюстрирующим такой тип ошибок: тут смешалось целых 3 выражения! «Не столь важно», «не суть», «не важно» — сливаем все в один речевой котел, взбалтываем и получаем эдакого речевого Франкенштейна. Все три выражения имеют один смысл и равнозначны. Используйте только одно из них, и прослывете грамотным человеком.
9. «От слова “совсем”»
Так порой говорят, когда хотят усилить эмоциональное значение фразы. «Не умею выбирать друзей от слова совсем» означает, что человек не только плохо сходится с людьми, но и попадает из-за этого в неприятные ситуации. Такая своего рода речевая шутка. Но не стоит привыкать к этой фразе. Сказанная чаще, чем раз в день, она становится мусорной. Если хотите усилить эффект, скажите «абсолютно не умею выбирать друзей». Это будет просто и грамотно.
10. «Вкусные цены» или «вкусные тексты»
Обычные люди, к счастью, редко употребляют это выражение.
Чаще всего им «болеют» те, кто занимается продвижением и рекламой. Действительно, когда эта фраза была произнесена или написана в первый раз, она звучала очень свежо, броско, привлекала внимание. Сегодня ее затерли, довели до абсурда и превратили в убогий штамп. Цены могут быть выгодными, а тексты – подходящими, цепляющими, безукоризненными.
За какие еще фразы и словечки вы бы ссылали людей в Сибирь на вечное поселение?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Понял, принял.
Да ладно, кто из нас не был молодым и не хотел выглядеть модно? Да, в 90-е мы мечтали о «Денди», фишках, кидали палки в лужу и кидали болты с серой от спичек. Сейчас просто другое время и другие дети и подростки.
Может, это хреновый тренд, что дети мечтают о дорогой одежде и девайсах, но это такая же часть взросления, как и у нас.
Есть другие дети, которые программируют и мечтают об «Ардуино»))
а какой сейчас шмот топовый? помню реперов в безразмерных штанах, потом рок/эмо в гадах а теперь че?
Т.е. они все же умею пользоваться наушниками, но все равно включают свои сраные колонки на всю улицу? Я думала, что они просто тупые, а они ещё и мудаки.🤨
У папы Карлы камин был нарисованный.
что я вспоминаю когда слышу «топовый шмот»
Понял, принял. Да-да-я.
Что такое «топовый шмот» в реальной жизни?
Мораль истории: свои желания, не согласующиеся с желаниями властьимущих лучше при них не произносить, как и сделал Буратино, продав после букварь и посетив интересующее место.
Сейчас я тебя буду резать! (С) батя Карло
От такие были, у них колеса резиновые (снимал чинил) и поворачивались они сиреной, целая серия и ещё к ним автозаправочная станция была, от я играл!
А эирподсы это наушники новые, которые из ушей торчат как тампоны?
Приятно, когда не пишут, что честно спижжено с вк и т.п. задолбали
лучший метод воспитания, если бы за такое не сажали, конечно. да и с демографией были бы проблемы, но лучше качество, чем количество.
Дети должны получать всё самое лучшее
Уголь в г.Семей (ВКО) подорожал
Состругал себе табуреточку
Заметил, что все, особенно дамы, заглядывают под «седушку», туда откуда ноги растут и ничего не увидев спрашивают: «Какого пола ноги?»
Пришлось исправлять ситуацию.
Прошу прощения за маленькое хулиганство. Всем добра и любви!
понял, принял ваше последнее сообщение
Смотреть что такое «понял, принял ваше последнее сообщение» в других словарях:
Ломоносов, Михаил Васильевич — — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия
Суворов, Александр Васильевич — (князь Италийский, граф Рымникский) — генералиссимус Российских войск, фельдмаршал австрийской армии, великий маршал войск пьемонтских, граф Священной Римской империи, наследственный принц Сардинского королевского дома, гранд короны и кузен … Большая биографическая энциклопедия
Александр II (часть 2, VIII-XII) — VIII. Тысячелетие России (1861—1862). Высочайший манифест об освобождении крестьян, обнародованный в С. Петербурге и в Москве в воскресенье 5 го марта, был объявлен во всех губернских городах нарочно командированными генерал майорами свиты… … Большая биографическая энциклопедия
Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Финансовая пирамида — (Financial Pyramid) Финансовая пирамида это денежная структура, которая аккумулирует денежные средства путем постоянного привлечения новых инвесторов Финансовая пирамида: список финансовых пирамид, борьба с финансовыми пирамидами, финансовые… … Энциклопедия инвестора
Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия
Убийство Георгия Гапона — Убийство Георгия Гапона … Википедия
Ростопчин, граф Феодор Васильевич — — обер камергер, Главнокомандующий Москвы в 1812—1814 гг., член Государственного Совета. Род Ростопчиных родоначальником своим считает прямого потомка великого монгольского завоевателя Чингисхана — Бориса Давидовича Ростопчу,… … Большая биографическая энциклопедия
Ротшильды — (Rothschilds) Ротшильды это известнейшая династия европейских банкиров, финансовых магнатов и филантропов Династия Ротшильдов, представители династии Ротшильдов, история династии, Майер Ротшильд и его сыновья, Ротшильды и теории заговора,… … Энциклопедия инвестора
Понял принял
Вот такая вот табличка на двери церкви неподалёку от моего дома
У меня чет не ловит…
Условия тарифа только не указаны!
Всегда думал что у папы римского есть телефон для связи с богом. Ну или голубиная почта
Так бы и писали, что связи нет.
В монастыре в Ростове. Я воспринял как угрозу.
Совместно с запретом фотографировать совсем печально.
,Абонент вечно не отвечает.
Религиозная безграмотность продолжает пробивать дно
До него не каждый может дозвониться.
А как же связь попов и малолеток?)) Или это «божъе проникновение» в человеческую непорочную душу?)
p.s. желающим понаставить минусов могу в ответ покидать ссылок на уголовные дела по уже обнаруженным случаям.
В Библии написано что раньше связь осуществлялась с помощью горящего куста.
АМИНЬ = ПРИЁМ
так что ли?
И несовершеннолетними мальчиками
«Занять высоту и уничтожить врага»: священник о противниках строительства храма в Юбилейном микрорайоне Краснодара
Во время проповеди в храме Рождества Христова, что в Юбилейном микрорайоне, иерей отец Евгений (Игнатов) сравнил процесс получения участка земли под строительство нового храма с боевыми действиями, в ходе которых надо занять высоту для борьбы с врагом. Об этом стало известно 19 декабря из прямой трансляции Божественной Литургии на youtube-канале Храм Рождества Христова.
Напомним, что некоторое время назад возник скандал вокруг возможного строительства храма в Юбилейном микрорайоне Краснодара. Общественники внезапно выяснили, что в рамках проекта благоустройства территории набережной Кубани имеются планы по застройке части зеленой зоны под храм русской православной церкви.
На заседании гордумы у представителя городской администрации Кирилла Круглова спросили, насколько правдивы слухи о намерении возвести на набережной в Юбилейном еще один храм. Чиновник заявил, что с жителями проводятся публичные слушания по этому вопросу. Однако позже в пресс-службе мэрии сообщили, что такие слушания не проводились и не планируются.
В социальных сетях разгорелась бурная дискуссия, в рамках которой иерей Евгений подтвердил информацию, что у РПЦ есть планы строительства храма на набережной.
При этом значительная часть активистов и общественников микрорайона выступает категорически против такого строительства.
— Я однозначно могу сказать, что жители будут категорически против. Об этом можно судить по публикациям в социальных сетях. Даже верующие говорят, что достаточно храмов в микрорайоне, — рассказала корреспонденту «Утреннего Юга» активист Татьяна Захарова.
Особенно возмущает общественников тот факт, что рядом с планируемым местом строительства храма уже построена большая часовня, в районе функционирует большой храм Рождества Христова, но при этом остро стоит вопрос дефицита социальной инфраструктуры: не хватает культурных учреждений, есть недостаток мест в муниципальных учреждениях образования.
Для того, чтобы успокоить общественность, глава Западного внутригородского округа Дмитрий Водолацкий провел встречу с жителями района, на которой заявил, что «вопрос строительства храма в настоящее время не стоит на повестке дня». Также представителями администрации города было заявлено, что без проведения общественных обсуждений никакое строительство начаться не может в принципе.
Но вот история получила продолжение. На проповеди после Божественной Литургии иерей отец Евгений (Игнатов) решил высказаться по поводу строительства нового храма. Как стало понятно из его речи, вопрос строительства для представителей духовенства далеко не закрыт. По словам священника, инициатива идет от митрополита Григория, который вызвал его в кабинет и сказал, что «церкви нужно, чтобы в Юбилейном был еще один храм»
По неподтверждённым данным, отец Евгений (Игнатов) рассматривается епархиальным священноначалием на должность настоятеля нового храма.
В ходе проповеди отец Евгений пустился в странные рассуждения о противниках строительства храма и провел параллель между получением земли под новый храм с войной против мира зла.
— Это боевые действия, это нормально! Когда идет война, какая-то группа должна вырваться и занять высоту… и занятая высота на психологическом, на моральном уровне уничтожит врага!, — сказал при открытом алтаре отец Евгений.
После этой эскапады иерей припомнил образ Иуды и заявил, что противники строительства храма просто не любят Бога и Веру.
Наши читатели могут оценить сами речь церковного служителя. Запись доступна на youtube-канале Храма Рождества Христова, однако на момент публикации материала из трансляции Богослужения уже удалены противоречивые высказывания отца Евгения. Однако в распоряжении редакции оказался вырезанный фрагмент трансляции.
Английская реформация в плену споров…
…или об особенностях анализа исторических процессов в современной истории.
Примечание @Cat.Cat: статья длинная, но интересная, изобилует кучей интересных подробностей и щедро разбавлена мемами. Рекомендуем дойти до конца.
Перефразируя одну шутку, в исторической науке есть два стула… Точнее, их больше, но все они есть лишь вариации двух. Хотя историческая наука и кажется относительно монолитной, на деле никакого мейнстрима внутри неё нет, точнее, он есть, но рождается он в борьбе различных исторических школ за место в учебниках и энциклопедиях. И борьба эта бескомпромиссна и идёт уже больше столетия. Что же это за два стула, сесть на множественную сущность одного из которых приходится историку? И почему оба они плохи?
Как-то так с позиций индетерминизма выглядит исторический процесс
Но европейская философская мысль 18 века была уже не готова мириться с столь безрадостной картиной. Человечество не может, да и не могло двигаться вслепую, бредя без цели в потёмках. Даже если кажется, что всё происходящее набор случайностей, то это потому, что мы просто не видим общей картины, процессов лежащих внутри, и во вскрытии этих процессов и лежит цель науки. Этот прогрессистский подход в полной мере оформился в 19 веке, когда были сформулированы его основные постулаты:
1) существует исторический прогресс, который и движет историю;
2) люди всего лишь инструменты, песчинки, несомые потоком неумолимого исторического процесса.
Не стоит, правда, понимать под прогрессом буквально улучшение чего-либо. Нет, прогресс – это целенаправленное движение, в пику блужданию в потёмках, которое пытается навязать подход классический. В процессе движения, какие-то формы могут усложняться, а могут и упрощаться, но это в любом случае развитие, ведущее человечество вперёд.
А вот так выглядит исторический процесс с позиции прогрессистов
Естественно, что анализ с такой позиции событий прошлого непременно наводил на мысли, что если мы знаем начальную точку процесса, то какова конечная? Вы уже, наверное, догадались, кто первый попытается ответить на этот вопрос, создав, без преувеличения, самую влиятельную прогрессистскую историческую школу ХХ века – да, да, речь идёт о стариках Марксе и Энгельсе. Маркс первый не просто указал на конечную цель исторического процесса, но и подвёл под это научную базу. С марксистским подходом можно не соглашаться, но главное он сделал – он дал третий постулат прогрессистам:
3) исторический процесс имеет начало и конец, и этот конец…
И вот тут-то прогрессистский стул начал множиться. Не сразу конечно, так как пока марксизм был маргинальным течением в европейской политике, а среди крупных историков продвигали его разве что сами основатели марксизма, да ещё несколько не самых крупных деятелей, развенчивать его было забавно, но не столь важно. Но всё изменилось с появлением на карте Европы первого государства рабочих и крестьян, где марксистская теория была объявлена единственной истинно верной.
Внезапно оказалось, что марксисты ведут наступление не только на страны свободного мира, но и на историю. Вялые попытки остановить этот натиск привели к тому, что стул начал почковаться в усиленном темпе, порождая разной степени уродства кадавров, один из которых поставил в качестве конечной точки развития истории завоевание мира жизненного пространства одним неарийским народом. Конец конкретно этого представителя прогрессистской школы вы все знаете. Но после конца Второй мировой войны началась война холодная, где перед странами Запада встала задача дать совместный отпор попыткам марксистов завоевать «НАШУ ИСТОРИЮ». А заодно требовалось объяснить, почему Запад в итоге победит. Как? Ну, западные историки этого никогда не признают, но они взяли марксистскую теорию, выкинули оттуда базис и надстройку, заменив их развитием гражданского общества и личных свобод, а финальную точку сменили на либеральную демократию.
Исторический процесс с точки зрения либеральной теории
И главное, ни в коем случае не моргай не говори, что ты центрист
На чём они обе стоят? Да, в сущности, на том же, что и их общеисторические собратья – первая утверждает, что в истории не царит детерминизм и всё, что мы считаем прогрессом, есть сумма случайных выборов отдельных личностей. Вторая же утверждает, что действия отдельных личностей не важны, так как всё решают общественные процессы, которые неизбежно ведут к демократии. И в этом плане для английской либеральной исторической школы очень важно, что Англия с самого начала была в русле общеевропейских тенденций и реформация церкви в ней была неизбежна. Но у историков-консерваторов это вызывает дикий хохот, и неспроста.
Да, к 16 веку движение реформации в Европе уже перезрело. Церковь, раздираемая изнутри конфликтами, продолжала постулировать примат Папы над мирскими владыками и его непогрешимость, что резко расходилось с наблюдаемой действительностью. Все средние века церковь постоянно конфликтовала внутри себя, порождая антипап, которых иногда единовременно в мире было 3-4 штуки. Симония, коррупция и разврат были обычными характеристиками для церковников. Церковь, познавшая в эпоху Возрождения вкус к настоящей роскоши, нуждалась в деньгах на её приумножение, для чего требовалось укрепить международное положение Папства, а для этого нужны были деньги… Замкнутый круг порождал всё большие церковные поборы (не забываем, что церковь в тот момент один из крупнейших феодалов), всё более экзотичные способы получить денег с паствы и всё более нетерпимую позицию к идеям мирских владык залезть в карман матери-церкви. Люди видели, как богатеет церковь и как становится всё более пустым их карман, смотрели на монахов, которые вместо молитв предавались пьянству, слушали литургии на языке, который не понимают (латынь). Да, храмы красивые, но когда тебе нечего есть, а поп на амвоне просто лучится от святости и обжорства, причём даже в пост, то рука сама тянется к камню.
Мартин Лютер в Вормсе шлёт на 3 буквы Римскую Католическую церковь
Но если взглянуть в сторону туманного Альбиона, то там всё несколько иначе, хотя бы потому, что мы точно знаем точку бифуркации и человека, без чьей воли процесс Реформации в Англии вообще не был бы запущен.
Вот он — человек, повернувший историю Англии
Год 1529. На троне у нас сидит божьей милостью король Англии и повелитель Ирландии Генрих VIII – уже не такой молодой, но очень бодрый, истовый католик, женатый на не менее истовой католичке Екатерине Арагонской. Пока на континенте бушуют страсти из-за начала Реформации, Генрих, желая укрепить своё международное положение, вступается за католическую веру. И не просто вступается, а пишет, не без помощи знаменитого философа и юриста Томаса Мора, трактат «В защиту семи таинств», где вступил в заочную полемику с Мартином Лютером и разгромил его тезисы. За это Генрих получил от Папы Римского титул «Защитник веры» (Fidei defensor). А спустя 8 лет Генрих шокирует всю Европу и показательно порывает с Ватиканом. Почему? Ответ и прост и сложен одновременно.
За 19 лет брака Екатерина так и не родила наследника мужского пола, что ставило королевство под угрозу династического кризиса и перехода трона родственникам Екатерины – Габсбургам (вот бы французов это «обрадовало» бы). Но король Англии не желал такого исхода, а потому хотел разорвать брак и жениться вновь на молодой любовнице – Анне из рода Болейн. Генрих хоть и обладал абсолютной властью в стране, но с фактом того, что Парламент мог не принять бастарда на троне, вынужден был считаться. А потому в 1529 году он собирает королевский суд на котором представитель папства должен был рассмотреть возможность разрыва брака из-за несомненного проклятия, лежащего на браке. Но вместо удовлетворения чаяний короля, кардинал Кампеджо заявляет о невозможности решения вопроса — Папа Римский не будет нарушать божьи законы даже ради короля Англии. И тут наступает момент истины. Генрих, разъярённый отказом Папства, собирает Парламент, где ставит перед депутатами один единственный вопрос – как вы хотите, чтобы мы порвали с Ватиканом? Следующие 5 лет в Парламенте советники короля формируют коалицию, которая к 1534 году подготовит законы, которые выведут церковь Англии из подчинения Папы Римского, а король Англии будет провозглашён главой новообразованной англиканской церкви.
Сторонники либеральной исторической школы пытаются объяснить, почему переход Генриха к реформации был неизбежен
И начать стоит с того, что в периферийной по отношению к континенту Англии церковь всегда находилась на несколько особом положении. Церковь в Англии исторически имела достаточно высокую степень автономии от Рима. За всю историю из многих десятков были лишь единицы неангличан на посту Архиепископа Кентерберийского, т.е. по существу главы английской церкви. Периферийная и очень небогатая средневековая Англия не привлекала южан-церковников из богатых земель Франции, Германии и Италии. Назначения на пост главы церкви государства лишь подтверждалось Папой Римским при исполнении отчислений церковной десятины. Такое положение вещей привело к тому, что церковь и английское государство не начинали играть друг против друга из-за мирских амбиций Папства, а тесно сотрудничали.
Даже принятие Английским королевством примата Папы о назначении на церковные кафедры ровным счётом ничего не изменило – Англия была попросту неинтересна выходцам с континента. Поэтому церковь заняла положение партнёра, во многом схожее с таковым в Империи Карла Великого. Именно церковь стала поставщиком образованных кадров для королевской администрации. Дворяне отдавали своих детей учиться на священников именно из-за возможности дальнейшей административной карьеры при королевском дворе. Причём это был не очень надёжный, но рабочий социальный лифт, когда выходец из бедной и незначительной дворянской семьи мог своими талантами пробиться на самые верха.
Ещё большее обособление от Рима наступило в ходе Столетней войны. Французы ещё до её начала сумели воспользоваться временной слабостью Папства и взяли его под полный контроль, переселив в французский город Авиньон, ради спасения Пап от безбожной голытьбы, естественно, устроившей в Риме, о Господи, Республику. В условиях начавшейся войны англичане не могли потерпеть вмешательства Папства во внутренние дела Англии. Поэтому были приняты последовательно 3 закона, ограничивающие право граждан и прелатов церкви апеллировать к Риму и вмешательство Папства в избрание английских священников. Законы эти действовали избирательно, только в моменты сильной королевской власти, так как приходилось преодолевать сопротивление Парламента, часто оппозиционного, и духовенства. Тем не менее, они не были отменены, а после окончания войны Папство так и не смогло, да и не очень-то и хотело, заявить больших прав на влияние внутри английской католической церкви.
А вот этот английский дедок перевернул историю вообще всего мира, но не совсем сам
В то же время тесная связь церкви Англии и государства служила сдерживанию тех негативных тенденций, что буйным цветом росли на континенте. В Англии торговля индульгенциями никогда не достигала столь больших масштабов, как в Европе. Симония и коррупция сдерживались тем фактом, что продвижение по церковной карьере было тесно связано с службой королю. Во время правления же Генриха VII (отца Генриха VIII) королевская служба стала и вовсе основным условием движения по карьерной лестнице в церкви. То есть ненависть к церковникам должна была идти рука об руку с ненавистью к власти, так как церковники были олицетворением и власти короля тоже. Но именно этого мы и не наблюдаем. В предреформационной Англии не было ни крупных антиклерикальных, ни антиправительственных выступлений. А после начала Реформации народ спокойно принимал, что церковники в Англии это по сути государственные чиновники. Получается, если антиклерикальные настроения и были, то их влияние было не столь значительным, как на континенте.
Ходят слухи, что так всё и было
Этот факт поднимается сторонниками консервативной теории как одно из главных доказательств, что никакого «предрешенчества» Реформации в Англии не было. И, они, на мой взгляд, правы. В 1529 году перед Генрихом было открыто много путей. Среди его советников были, как истовые католики, так и сторонники реформ. Сами же реформаторы были вовсе не монолитны, и если некоторые действительно были сторонниками идей Виклифа, Лютера и Кальвина, то другие просто хотели поживиться секуляризованной землёй. Генрих следующие 5 лет пытался изобрести из всего этого такой велосипед, чтобы потом с него не свалиться. Поэтому Англиканская церковь взяла от католической церкви Англии всю структуру, кроме монастырей, от лютеран большую часть догматов, приправила это жёсткой привязкой к государственному аппарату и получила то, чего ни одно протестантское государство не имело – государственную церковь (что интересно, титул Защитник веры английский король оставил себе, интересный такой намёк). То есть Англия опять выбилась из удобной схемы.
— Как нам вернуть Англию в лоно католичества, Брейн?
— Также как и всегда, Пинки, массовыми казнями!
В итоге получается что? Англия действительно случайно встала на путь Реформации – не будь Екатерина Арагонская неспособна родить мальчика и не было бы причины для бракоразводного процесса. То есть либеральная школа посрамлена? Не совсем. Генрих выбирая между двумя (или тремя) готовыми стульями выбрал третий, собрав его из тех двух. После чего заложенные им тенденции действовали столетия. Да, не без значительных усилий, прикладываемых наследниками, но даже случайная переменная в лице Марии «Кровавой/Католички» Тюдор не смогла столкнуть с выбранного пути. Т.е. логика исторического процесса в данном случае присутствует. Т.е. посрамлены консерваторы?! Опять не совсем. Так как и в любой сложной системе, процесс этот очень подвержен внешним воздействиям. Не окажись в Англии Джона Виклифа, и сторонников реформации просто не набралось бы достаточно. Получись высадка Великой Армады и католики смогли бы вернуть свои позиции. Окажись Яков I более податлив и провозгласи веротерпимость… В общем, я думаю, всё и так уже понятно.
И классический (консервативный), и либеральный подход в их крайних позициях оказываются чрезвычайно негибки. Каждый из этих подходов имеет свои ограничения, свою методологию и свои преимущества. Но так как исторический процесс сам по себе незамкнутый, с множеством обратных связей, делающих его частенько неустойчивым, то простые и лёгкие объяснения в стиле: «так должно было случиться» и «так вышло случайно» далеки от реальности. Мир гораздо сложнее, чем любая чётко выстроенная схема, а значит, и анализируя историю, нельзя не использовать оба подхода, и иначе никак. Старая поговорка, что истина лежит где-то посередине, могла бы заменить всю эту стену текста, но разве это было бы интересно?
Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!