С чем обращаются к неврологу детскому
Что лечит детский невролог?
Детский невролог – это очень важный специалист, занимающий наблюдением центральной и периферической нервной системы ребенка, начиная с его рождения до 18 лет. Что лечит детский невролог и чем занимается детский невролог? Первостепенная задача данного специалиста – периодические наблюдения за этапами формирования и становления нервной системы маленького пациента, в ходе которых могут быть предупреждено множество прогрессирующих патологий. Если же предотвратить их невозможно и профилактика не помогает, опытный детский невролог определяет диагноз и назначает соответствующее комплексное лечение, в большинстве случаев которое успешно излечивает недуг.
Чем отличается детский невролог от невропатолога?
Очень часто многие родители задаются распространенным вопросом – есть ли разница между детским неврологом и детским невропатологом? На самом деле, эти два определения абсолютно идентичны, и их определения равносильны друг другу. Почему все-таки используются оба термина?
Дело в том, что термин детский невропатолог – это довольно устаревшее название врача специалиста, использующееся в медицине до 1980 года, которое в настоящий момент приняло другое название – детский невролог.
Что касается, медицинских работников за рубежом, то отличие в терминах все же есть:
Невролог – специалист, занимающийся заболеваниями нервной системы.
Невропатолог – специалист, занимающийся тщательным изучением патоморфологии.
Что проверяет детский невролог и какова специфика его работы?
Вне зависимости от того, какой происходит прием у детского невролога, первичный или профилактический, врач обязан провести строгую процедуру осмотра и дать определенную консультацию. Что делает и что смотрит детский невролог в кабинете медицинского учреждения?
После того, как врач невролог осмотрит ребенка, выслушает жалобы от родителей, ему станет более менее понятна общая картина болезни ребенка. При необходимости доктор может назначить дополнительные исследования в виде:
Код | Наименование услуги | Цена |
---|---|---|
6.1 | Прием врача невролога Черняевой Г.М. (осмотр, консультация, назначение лечения) | 2500 |
6.2 | Консультация невролога Мирошник Е.Е. (1-1,5 часа) | 5000 |
6.3 | Проведение дополнительного неврологического обследования (пробы на головокружение, оценка когнитивных функций, исследование вегетативной нервной системы) | 600 |
6.4 | Лечение пароксизмального позиционного доброкачественного головокружения (маневр Эпли) | 800 |
6.7 | Лечебная медикаментозная блокада (без учета стоимости лекарственных препаратов) | 1900 |
6.8 | Лечебная медикаментозная блокада (с учетом стоимости лекарственных препаратов) | 2700 |
6.10 | Вызов врача невролога на дом (Свиблово) | 5000 |
6.11 | Вызов врача невролога на дом (СВАО) | 6000 |
Когда стоит показать ребенка неврологу?
При рождении ребенка посещение кабинета детского невролога ц профилактических целях просто обязательно. Записи ведутся в детскую карточку историй болезни. Прием проводится:
Помимо этого, при возникновении хоть малейших жалоб и предположений нарушения нервной системы маленького чада срочно рекомендуется обратиться к врачу, а именно:
При обнаружении данных симптомов Вам обязательно необходимо отвести ребенка в детское неврологическое отделение!
Из этого видео вы узнаете чем может грозить не посещение невролога:
Что такое ммд в неврологии у детей
ММД – это минимальная мозговая дисфункция, вызванной острой недостаточностью центральной нервной системы, нарушениями психического состояния ребенка, а также рядом других опасных симптомов.
Как проявляется ммд в неврологии у детей?
Что такое неврология у детей?
Неврология у детей – сложная многогранная медицинская дисциплина, которая занимается заболеваниями нервной системы маленького пациента. Если квалифицированный врач специалист все-таки выявил у ребенка неврология, это можно объяснить следующими наиболее распространенными причинами:
Что такое неврология у детей восьми лет?
Психика ребенка подобна пластилину, она очень подвержена стрессам, каким-либо обстоятельствам, родителям в свою очередь рекомендуется следить за тем, что она не была повреждена. В каких случаях встречается неврология у детей школьного возраста, а именно 8 лет?
Подобный невроз сопровождается переживаниями, иногда заиканием, тиком, обмороки. При малейших проявлениях данных симптомах стоит немедленно обратиться к врачу.
Что лечит детский невролог?
Давайте разберемся: Когда нужно вести ребенка к неврологу? Что лечит детский невролог у детей и подростков?
Детский невролог – врач, занимающийся заболеваниями центральной и периферической нервных систем у детей и подростков. В его задачи входят профилактика, обнаружение и лечение отклонений в этой важной для нормального развития и самочувствия сфере здоровья.
Формирование нервной системы начинается во время беременности. Нежелательный сбой может произойти по разным причинам. Распространенные – тяжелое протекание беременности (токсикоз), курение матери, перенесенные инфекции, побочные явления лекарств. Родовые травмы или непрофессиональные манипуляции в процессе родов также могут навредить ребенку.
Гипоксия плода (кислородное голодание клеток головного мозга) и асфиксия (отсутствие дыхания во время рождения) негативно влияют на нервную систему малыша.
После рождения ребенка осматривает педиатр. Этот осмотр поверхностен, поэтому недостаточен. Часто маме сложно оценить – нормально то или иное состояние/поведение младенца. Поэтому соблюдайте график плановых визитов к специалистам. Врачу проще на начальном этапе заметить и устранить проблему, чем лечить запущенные случаи.
Плановые осмотры детским неврологом в первый год жизни рекомендованы каждые три месяца (момент рождения, 3, 6, 9, 12 месяцев). Затем каждый год и в «переломные» моменты для психики ребенка (4-5 лет, 7 лет, 13-14 лет).
Но есть характерные симптомы или ситуации, при которых стоит посетить детского невролога незамедлительно.
— частое и обильное срыгивание (рефлюкс новорожденного). Это обычное явление, объяснимое физиологией младенцев. Но если объем срыгиваемого молока или смеси вас настораживает, покажите ребенка детскому неврологу.
По мере роста ребенка тревожными признаками могут стать задержка речевого развития или гиперактивность, вставание на цыпочки во время ходьбы.
Причин обратиться к детскому неврологу с подростком не меньше: частые головные боли, сложности с концентрацией и памятью, боли в спине, нервозность или утомляемость.
Какие заболевания лечит детский невролог кроме описанных ранее?
Регулярное наблюдение детским неврологом необходимо в случаях, требующих особого внимания:
Значимость грамотного детского невролога не переоценить. Этот врач поможет полноценному и своевременному развитию вашего ребенка, скорректирует особенности психики и назначит терапию для формирования крепкой нервной системы.
Что лечит детский невролог и когда к нему нужно обращаться?
Обращаться к детскому неврологу стоит во многих случаях, даже если в поведении ребенка появились незначительные изменения. Визит в клинику поможет выявить возможные проблемы и не допустить их развития.
Что лечит детский невролог
Детский невролог специализируется на заболеваниях периферической и центральной нервной системы. Врач проводит профилактические и лечебные меры отклонений и патологий в сфере.
Нервная система ребенка формируется еще в утробе матери. На патологическое развитие могут повлиять многие процессы:
Нередки случаи заболеваний нервной системы вследствие непрофессиональных действий врача акушера во время родов. Часто из-за неправильного положения ребенка или осложнений во время родов происходит гипоксия и асфиксия плода, что негативно сказывается на нервной системе младенца.
После рождения осмотр ребенка проводит врач педиатр. Манипуляция поверхностная и недостаточная для обнаружения специфических проблем. Очень важно после рождения ребенка проходить плановые осмотры у всех специалистов.
Детский невролог занимается лечением специфических симптомов, наследственных и посттравматических заболеваний, таких как:
При обнаружении специфических симптомов не стоит ждать очереди в государственную клинику. Среди специалистов частных медицинский учреждений множество узких специалистов.
Причинами для внепланового посещения специалиста являются:
Каждый период взросления ребенка может выявить специфические проблемы нервной системы. Стоит обращать внимание на гиперактивность, тревожность и задержку развития.
Тревожные симптомы у ребенка
Согласно статистике больше половины детских инвалидностей вызваны заболеваниями нервной системы. Подавляющее большинство проблем неврологического характера формируется еще в период формирования плода внутри утробы матери. Очень важно не только проводить осмотр новорожденного, но и планово вести всю беременность.
Причинами для внепланового посещения специалиста являются:
Обильное и частое срыгивание (подобное явление распространено, но если объем отторгнутого молока велик, лучше обратиться к врачу);
Каждый период взросления ребенка может выявить специфические проблемы нервной системы. Стоит обращать внимание на гиперактивность, тревожность и задержку развития.
График обязательного посещения невролога
Детский невролог должен осматривать новорожденного раз в 3 месяца в первый год его жизни. Специалист оценивает темпы развития ребенка и корректирует при необходимости график прививок. Последующие приемы проходят в важные этапы формирования психики ребенка:
Осмотр невролога рекомендуется проводить хотя бы раз в год в течение всей жизни ребенка. На осмотре врач проверяет эмоциональные и двигательные функции ребенка, а также отслеживает психоэмоциональное состояние матери. Нередко проблемы нервной системы детей связаны с беспокойным поведением родителей.
Трехлетний возраст ребенка считается важным и опасным в вопросе формирования нервной системы. В этот период у детей появляются первые невротические состояния:
Подобные проблемы часто связаны с неправильным общением родителей и ребенка, невролог может вовремя выявить и скорректировать данную проблему.
В клинике «Сердолик» в Новосибирске вы сможете выбрать опытного детского невролога, который сможет исключить патологию или не допустить ее развития.
Для чего посещать детского невролога?
Невролог – специалист, который предупреждает, диагностирует и лечит заболевания, вызванные поражением центральной и (или) периферической нервной системы. Это особенно важно в раннем детском возрасте, ведь известно, что головной мозг ребенка активно растет и развивается.
Необходимые профилактические осмотры детей по рекомендации Министерства здравоохранения РФ:
Эти сроки выбраны не случайно, ведь именно в данные периоды жизни у ребёнка могут возникнуть срыв адаптационных механизмов, перегрузки нервной системы, скачки в росте и развитии. Давайте рассмотрим подробнее эти периоды.
Первый год жизни. Закладка всех отделов нервной системы начинается ещё в первом триместре беременности, а более активная её дифференцировка и созревание в последнем триместре и после рождения до 8 – 9 летнего возраста. На первом году жизни малыша важно наблюдать за сроками угасания так называемых «врождённых автоматизмов» и появления «позотонических» (связанных с удержанием позы) рефлексов.
Специалист контролирует развитие моторных навыков (удержания головы, переворотов туловища, захвата предметов, ползание, сидение, вертикализация с последующей ходьбой), развитие речевых предпосылок (гуление, лепетание, появление первых слогов и их закрепление), зрительного и слухового анализаторов. Более пристального внимания и наблюдения в индивидуальном графике (1 раз в 2 – 4 недели) требуют малыши рождённые раньше положенного срока – с 22 недель.
Зачем так часто показываться неврологу? Чтобы вовремя заметить и подкорректировать незначительные и своевременно пресечь выраженные изменения состояния здоровья ребенка.
Кроме того, некоторые проблемы (например, гипоксическое поражение центральной нервной системы) могут проявиться не сразу после рождения, а в отсроченном периоде. Нередки случаи, когда у новорожденного врач не выявляет патологических симптомов, а в 2 – 3 месяца появляется неврологическая симптоматика.
Поводом для внепланового обращения к неврологу у детей первого года жизни могут быть:
Дошкольный возраст. После первого года встречи со специалистом требуются реже, однако, бывают стрессовые ситуации, которые требуют внимания: начало посещения детского сада, школы развития; мамин выход на работу и часть дня с чужим человеком или бабушкой; сбой привычного расписания, отпуск, переезд. В таких случаях ребенку требуется нормализации режима дня, спокойная обстановка, а, возможно и мягкая седативная терапия, поэтому встреча с неврологом не будет лишней.
Показаться неврологу следует, если появились следующие симптомы:
Чаще всего это функциональные, временные изменения, но под их маской могут скрываться и более серьезные заболевания. Так, например, любые виды навязчивых движений (тики), патологические привычки –раскачивание, сосание пальцев, языка и др. могут быть и не привычками вовсе, а серьёзной патологией головного мозга. У гиперактивных детей нередко бывает дисбаланс созревания структур головного мозга и передачи нервных импульсов на уровне синапсов.
В последние годы у детей стала довольно актуальной проблема с речью. Скорее всего, сказывается множество факторов, – отнимающая всё время и силы работа родителей, компьютеризация и регресс живого общения. В норме, в 1 год ребёнок произносит 8 – 10 слов, в 18 месяцев – 30, к 2-м годам – отдельные фразы и 200 слов. Грудной ребенок понимает обращённую речь, знает своё имя и реагирует на его произношение с 6 месяцев. Конечно, бывают индивидуальные варианты развития, но встречаются также аномалия развития головного мозга, задержка психического развития, эпилепсия без клинических проявлений (только эпиактивность в речевых зонах), гипотиреоз (снижение функции щитовидной железы). Задача врача, выявить имеющиеся нарушения и, при необходимости, назначить дополнительные обследования – например, консультацию генетика электроэнцефалографию или МРТ головного мозга. Своевременная диагностика и лечение решит проблемы, не затягивайте, вовремя обращайтесь к специалисту.
Подростковый возраст. В этот возрастной период у детей идёт резкий гормональный всплеск. Бурные эмоции, перепады настроения могут сопровождаться ухудшением памяти. Подросток может испытывать «летучие» боли во всем теле (на фоне резких скачков в росте). В это время подростки бывают ранимыми, мнительными и тревожными, могут испытывать боли в сердце, ощущение «кома в горле», чувство «нехватки воздуха», «головокружения», «мушки перед глазами». Нередко их беспокоит головная боль, боли в спине, повышенная утомляемость. Поводом для обращения к неврологу также могут быть:
Конечно, не всегда нужно «бежать к неврологу». Например, при ОРВИ в любом возрасте головная боль может иметь место (за счёт интоксикации и временного повышения внутричерепного давления) и не требует активного участия невролога, а, только обычных мероприятий по рекомендации педиатра. В случае же интенсивной головной боли (мучительной) со светобоязнью, слёзотечением и рвотой – естественно следует исключить менингит – поэтому, не медлите, вызывайте «скорую».
То же касается и травм. В любом возрасте, при травмах головы, не стоит бежать к неврологу в поликлинику (обычную или частную), там нет диагностических возможностей для правильной постановки диагноза. Диагноз «черепно-мозговая травма» устанавливает травматолог, при необходимости, с использованием КТ или МРТ, а не невролог. Поэтому, не теряйте драгоценное время вызывайте «скорую».
В нашем городе неотложную помощь при черепно-мозговой травме оказывают в ОДКБ №1 (с рождения и до 6 месяцев) и в ДМБ №9 (с 6 месяцев до 18 лет). Серьёзную травму лечат только в стационаре, но у детей бывает отсроченный «светлый» промежуток достаточно неплохого самочувствия, а после развития отёка мозга может быть резкое ухудшение состояния здоровья вплоть до судорог и комы. Именно поэтому, необходимо своевременно обращаться за квалифицированной помощью.
Таким образом, всем детям в декретированные сроки необходима консультация невролога. Помимо обязательных осмотров, могут понадобиться внеплановые. Все это позволит своевременно диагностировать неврологические заболевания и назначить лечение, а в случае функциональных нарушений – вовремя направить ребенка к другим специалистам – логопеду, психологу, остеопату. Раннее выявление и своевременное лечение заболеваний позволят избежать проблем со здоровьем в будущем, ведь компенсаторные возможности у ребенка очень высоки.
Автор: Ирина Салимова, детский невролог МЦ Вертекс
С какими проблемами нужно обращаться к детскому неврологу?
Интервью с детским неврологом Анной Малеиной. Какие симптомы у ребенка должны насторожить родителей?
Разбираемся, с какими симптомами необходимо показать ребенка специалисту и прислушаться к рекомендациям врача.
Анна Малеина принимает маленьких пациентов в московской детской клинике Медси, а также консультирует онлайн через приложение SmartMed*.
SmartMed – это приложение для смартфона, разработанное МТС вместе с федеральной сетью клиник Медси, с помощью которого можно консультироваться через интернет с педиатрами, терапевтами, неврологами, гинекологами и другими врачами.
Оно пригодится в ситуации, когда требуется консультация врача, но повода вызывать скорую помощь нет, а лишний раз идти с малышом в поликлинику не хочется, особенно в сезон ОРВИ и гриппа.
Кроме того, мамочки оценят возможность расшифровать анализы, скорректировать лечение, получить второе мнение не выходя из дома: по видеосвязи или в чате.
Влияние компьютера и просмотра ТВ
А.М.: В данной ситуации речь идет не об излучении, исходящем от монитора как таковом, а о зрительной нагрузке: как правило, шрифт на компьютере и в телефоне – небольшой, и после длительного просмотра текста или картинок на небольших экранах глаза быстро устают.
К тому же, длительный просмотр ТВ в раннем детском возрасте препятствует речевому развитию.
U-mama: Ребенок 8 лет получил сотрясение мозга легкой степени. Невролог наложила запрет на просмотр ТВ, компьютерных игр, мобильные телефоны на 6 месяцев. Насколько строго нужно выполнять это предписание? Ребенок ходит в школу, друзья все с телефонами, на переменках там зависают вместе. 100% изоляцию от гаджетов обеспечить не могу и потому волнуюсь.
А.М.: Даже само по себе проведение длительного времени за просмотром ТВ и компьютером для любого ребенка не идет во благо. Если же есть обозначенные выше проблемы, то, по возможности, необходимо соблюдать общие в таких случаях рекомендации – ограничить просмотр ТВ, компьютера и использование различных гаджетов до 40 минут в день.
Нарушение сна
А.М.: Причины вашего беспокойства понятны, поэтому прежде чем определить эффективные методы решения вопроса в данной ситуации, для начала обсудите с педиатром, какие причины могут привести к преждевременному пробуждению вашего малыша: прорезывание зубов, проблемы со стулом, потребность в дополнительном приеме смеси. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то пробуждение в утренние часы является нормой.
Сон – это сложная структура, он состоит из циклов, которые меняются в течение ночи, цикл состоит из фаз. В возрасте 4-х месяцев головной мозг и цикл «сон-бодрствование» еще не сформированы, поэтому раннее пробуждение малыша – это его особенность. Она со временем поменяется, для этого требуется немного подождать.
U-mama: А что делать, если ребенок НЕ просыпается? Не просыпается, когда хочет в туалет (и утром мокрые простыни, а пару раз и не только мокрые). Не просыпается, когда его будят. При соблюдении режима сна/бодрствования бывают эпизоды, когда просто падает и засыпает. Иногда может спать 20 часов, 24, 30 часов, да-да полтора суток спит и НЕ просыпается.
Все остальное время бодр, весел, полон энергии, любознателен, прекрасная память, легко учится (не отлично, для «отлично» не хватает добротно выполненных домашек), участковым неврологом защитан в здоровые.
А.М.: В этой ситуации, чтобы определить план дальнейшего обследования коррекции, важно исключать соматические расстройства в ходе очного приема у врача-педиатра. Для этого необходимо сделать общий анализ крови, исключить латентный железодефицит, возможно провести дообследование – как назначит лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей здоровья ребенка и анамнеза.
Необходимо заметить: сон длительностью до 30 часов – сомнителен. В таком случае есть смысл провести полисомнографию и проконсультироваться у врача-сомнолога.
U-mama: Ребенок, 2 года 9 мес., не засыпает один, перед сном держится за руку, может поскрести запястье мне, ночью во сне разговаривает, смеется, иногда плачет, может в полудреме попросить подержаться за ручку.
Последние месяца два засыпает в 10-11 часов вечера (раньше в 9 уже отбой), днем спит час-полтора. Утром просыпается около 8-ми. Неврологических диагнозов нет. Нужно ли повторное обследование на неврологию?
А.М.: Если ребенок развивается в соответствии с возрастом, то в данной ситуации можно говорить о так называемых навязчивых состояниях, которые характерны для многих детей. Они, как правило, проходят самостоятельно, с возрастом.
Сноговорение, когда ребенок разговаривает в состоянии сна, – это вариант парасомнии, состояние тоже физиологическое, не требует дообследования. Также в этом возрасте у детей характерны ночные страхи.
Попробуйте определить причину беспокойства малыша во сне. Это может быть стресс дома, в саду, перенесенное ОРВИ и другие причины, установить которые поможет специалист. Поэтому прежде всего рекомендация – обязательно посетите педиатра. После осмотра ребенка он сможет установить причину такого состояния и показания для проведения дальнейших обследований (ЭЭГ, УЗДГ). Здоровья вашему малышу!
Нарушение памяти и внимания
U-mama: Ребенку 5 лет, мальчик. Диагнозы РЦОН, НДМП, дизартрия. На учёте у невролога, проходит лечение ноотропными, амплипульс, электростимуляции и прочие процедуры, массаж, начали заниматься с логопедом. Проблема, которая меня насторожила плюсом к имеющимся с речью, это плохая память. Он с трудом рассказывает стихи (в основном придумывает), не запомнил счёт, буквы не знает и нет особого желания это все запоминать. Это следствие наших диагнозов? Или самостоятельная проблема, которую надо решать ещё какими-то методами? И какими? Или куда можно обратиться ещё?
А.М.: Как правило, диагнозы, которые вы указали, могут сопровождаться расстройством памяти, внимания у ребенка. В этой ситуации можно порекомендовать занятия с нейропсихологом – педагогом, который поможет ребенку успешно усвоить материал, запоминать информацию, стимулировать речевое развитие. Возможно также проведение нейропсихологического тестирования, во время которого нейропсихолог определяет расположение «очага поражения» и подбирает упражнения, направленные на тренировку той или иной функции. Наряду с этим очень важно соблюдение режима дня у ребенка. В частности, будет полезным ограничение просмотра мультфильмов.
А.М.: Традиционно вопросы, связанные с обучением, относятся к наиболее сложным. В первую очередь, если имеются проблемы с обучением у ребенка, необходимо исключить причины соматического характера: исключить латентное железодефицитное состояние в ходе приема у врача-педиатра, патологию со стороны сердечно-сосудистой системы, нарушение ритма. Важным является режим дня: сбалансированное питание, достаточная продолжительность сна, дозированная физическая нагрузка, ограничение просмотра ТВ, гаджетов и др.
Наряду с этим необходимо оценить нейропсихологический статус – на приеме у нейропсихолога, педагог проводит тестирование, оценивает особенности развития ребенка, создает индивидуальный план развития памяти, внимания. Значимая роль отводится также занятиям с психологом.
Быстрых очевидных результатов в вопросах решения трудностей в обучении не бывает. На это требуется время. Ноотропная терапия в данной ситуации относится к дополнительным методам лечения, назначается очно.
Непроизвольные движения в теле
А.М.: Скрежет зубами, как правило, в состоянии сна называется бруксизм. В данном случае рекомендован осмотр ребенка врачом-стоматологом, в ходе которого доктор проверит прикус и осмотрит на предмет стирания эмали.
Причин нарушения сна в детском возрасте может быть много: страхи, навязчивые мысли, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, стресс, переутомление в дневное время. Установить причину и назначить дальнейший план обследования поможет прием у детского психолога.
А.М.: В состоянии сна у детей может наблюдаться скрежет зубами (бруксизм) – это вариант парасомнии, то есть – расстройства сна. Как правило, эта особенность передается по наследству (наряду со снохождением, сноговорением). В большинстве случаев это проходит самостоятельно с возрастом.
U-mama: Дочке 9,5 лет, учится на отлично, школа искусств полного дня с музыкальным и спортивным уклоном. Начали проявляться лицевые и моторные тики, она не замечает, а я волнуюсь, что могут начать делать замечания в школе, как будто гримасничает. К тому же она очень вспыльчивая и нервная, по ночам бывает сноговорение и дерганья.
При родах была сильная гипоксия, отек мозга, поражение ЦНС, внутриутробная инфекция и риск возникновения эпилепсии, лежали в больнице. Потом год ходили по специалистам и лечились, в дальнейшем не было особых негативных проявлений. Развитие всегда опережало возраст.
В связи с этим хочу спросить, какое лечение можно подобрать? Начала давать Ново-Пассит.
А.М.: Следует помнить, что самолечение, если речь тем более идет о детском здоровье, может быть опасным. Препарат «Ново-Пассит», согласно инструкции, назначается с 12 лет!
Под видом тиков могут «маскироваться» другие, более серьезные заболевания. Поэтому в вашей ситуации необходим очный прием врача-невролога, заочное лечение ни в коем случае не назначается. Можно сделать перед приемом у специалиста видеозапись «тиков, гримас», если они нечастые. На приеме доктор определит план обследований. С ним также можно обсудить возможности дальнейшей диагностики: ЭЭГ, консультация психолога (по показаниям).
Проблемы с речью
U-mama: Ребёнку 1,5 года. Не говорит. Есть много звуков (у, э, о, и т.д.), протяжные, есть слоги (ма, ба, ня, ля), но ни к чему не относятся, не предметно. Маму мамой не называет и т.д. Есть повод для обращения к специалисту?
А.М.: В вашей ситуации есть повод для обращения к специалисту. Активная речь у ребенка должна быть с 2-х лет, при этом словарный запас должен составлять 200-250 слов. На осмотре уже в 1,5 года у невролога доктор даст вам рекомендации по стимуляции речевого развития: это, как правило, ограничение просмотра ТВ, мультфильмов, проведение ролевых игр с ребенком, упражнения, игры на развитие мелкой моторики и другие методики.
В случае отсутствия речи с 2-х лет необходимы занятия с логопедом-дефектологом.
U-mama: Ребенок 7 лет, с речевыми проблемами. Лет с 4-х усиленно занимались: логопед, дефектолог, нейропсихолог, ноотропы, остеопаты, иглоукалывание, физиопроцедуры.
А.М.: Проблема заикания, в большинстве своем, логопедическая. Грамотные занятия с логопедом решают проблему. Также есть смысл возобновить занятия с психологом. Дети с расстройством речи должны пройти консультацию у психиатра.
С учетом того, что вы получали серьезную терапию, говорить о назначении новых препаратов, не видя ребенка в ходе очного приема, невозможно. Этот вопрос может решить только врач-невролог в ходе очного осмотра пациента.
Проблемы с мочеиспусканием
U-mama: Ребёнку 2 года 4 месяца, девочка, наблюдались у уролога по поводу ИМВП в 3 месяца. Больше обострений не было. Недавно посещали уролога вновь, и она посоветовала обратиться к неврологу по поводу редких мочеиспусканий (5-6 раз в день, т.е. примерно каждые 3 часа).
В связи с чем такое может быть? Стоит ли бить тревогу?
До года стоял диагноз ппцнс, потом сняли, ребенок миотоник, развивается хорошо, речь отличная.
А.М.: Количество мочеиспускания в этом возрасте напрямую зависит от объема потребляемой жидкости. Проследите за объемом выпиваемой жидкости в сутки и выделяемой мочи.
В данном случае в первую очередь рекомендован визит вместе с ребенком к нефрологу, который оценивает работу почек и, наряду с урологом, помогает решить вопросы, связанные с мочеиспусканием. Если по данным обследований уролог и нефролог не видят расстройств, только в этом случае направляют на очный прием к неврологу. Невролог исключает как функциональные (наиболее распространенные), так и структурные расстройства мочеиспускания. Если у ребенка нет нарушений чувствительности, движения, координации в конечностях, серьезные расстройства в этом случае маловероятны.
U-mama: Ребенку 3,5 года. Ночью спим в памперсе, т.к. не просыпается, когда в туалет хочет. Стоим на учете у нефролога в 9 больнице. Увеличены чашечки и лоханки. Пока просто наблюдаем. До какого возраста можно не бить тревогу по поводу памперса ночью?
А.М.: Непроизвольное ночное мочеиспускание у детей – энурез – относится к возрастозависимым состояниям, которые проходят со временем. В ряде случаев энурез сохраняется до 10-12 лет. В возрасте 3,5 лет энурез – это вариант нормы. Во время глубокого сна ребенок в этом возрасте действительно может не реагировать на позыв к мочеиспусканию. Лучше не будить малыша ночью, а попробовать решить проблему с помощью проведения режимных мероприятий: например, уменьшить объем потребляемой жидкости непосредственно перед сном.
Проблемы с поведением
U-mama: Сыну 3,5 года. Частые истерики. Ходим в садик. По утрам просыпается часто с капризами, плохим настроением. Бывает агрессия (кидает игрушки, вещи, может стукнуть). Что предпринять? Лекарства, анализы, обследование?
Например, это может быть пребывание в детском саду, особенно если ребенок только пошел в сад, ревность к младшему/старшему брату или сестре и другие причины. В ряде случаев психологи отмечают особенности психического развития – возрастного кризиса «3-х лет», и дают рекомендации родителям по общению с детьми в такой непростой для них период жизни. Здоровья вам и вашему малышу!
U-mama: Присоединяюсь с вопросу, тоже истерики, особенно при одевании на улицу, все не то и не так, по часу собираемся на прогулку. Просит, если не по ее, начинает хныкать, потом реветь все громче. Днём с большим трудом спать укладывается, часов в 16. Раньше только на улице удается уложить. Ко сну вечернему хорошо ложится. Может стукнуть, бросить игрушки.
А.М.: Возвращаясь к вопросу кризиса психологического развития ребенка, отмечу, что важную роль имеет возраст ребенка. В раннем возрасте с ребенком договориться крайне трудно, к примеру, если ребенок смотрит 15 минут мультфильм, и затем телевизор выключаем. Поэтому важно стараться не доводить ситуацию до конфликта. До 4-х лет ребенок может капризничать, проявлять противоречивые желания, это его особенность в этом возрасте. Необходимо находить компромиссные решения, стараться вести диалог с ребенком, потому что это все же маленькая, но личность.
К тому же в этом возрасте дети копируют поведение других детей в саду, поведение взрослых. Своим примером демонстрируйте контроль над эмоциями в конфликтной ситуации, например, с помощью дыхательной гимнастики и др. Разобраться в сложных моментах взаимоотношений с ребенком может помочь опытный психолог. Когда ребенку исполняется 5 лет, то тут уже категоричное немотивированное поведение не допускается, и расторможенное поведение неприемлемо. Возможно в этой ситуации потребуется консультация психиатра.
А.М.: В этом возрасте рекомендованы занятия с психологом, нейропсихологом. Во время занятий тренируется усидчивость, внимание, память. Важна оценка нейропсихологического статуса – оценивает педагог в ходе тестирования. При выявлении проблем по данным тестирования – обращайтесь очно к неврологу. План дополнительного обследования формируется по результатам осмотра.
С абстрактными понятиями тоже есть некоторая проблема. Не может запомнить полностью дни недели и месяцы, а какую-то действительно интересную информацию может воспроизвести практически точно и через год.
Неврологи (разные) списывали это на особенности развития леворуких детей, выписывали тенотен, фенибут, глицин, магний и т.д. Улучшения незначительные. В сентябре в школу, а картина всё хуже и хуже((
А.М.: В вашей ситуации, поскольку у ребенка отмечен ряд невротических, навязчивых расстройств, обязателен прием у психиатра – специалист проведет осмотр ребенка с целью исключения ряда серьезных заболеваний. Только исходя из жалоб пациента тут сложно определить план обследований, поэтому рекомендую обсудить его с психиатром в ходе очного приема: ЭЭГ-мониторинг (4 часа), общий анализ крови.
Занятия с психологом не будут лишними, возможно, в данной ситуации причина может быть в ревности, недостатке внимания, что вызывает у ребенка психологический дискомфорт. Специалист поможет вам разобраться в проблеме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, и успешно ее решить. Удачи вам!
U-mama: Моему сыну 5,4 года. Родился он недоношенным ребенком в 34-36 недель. Есть диагноз из роддома мцв. Ребенок очень возбудимый и эмоциональный.
Не может найти себе друга в садике, общаться на равных, уступать в чем-то не умеет почти.
Это нормально для 5-летнего ребенка? Или это неврология и ее надо лечить? Надо ждать пока дозреет или активно тренировать (велосипед, усидчивость и т.п.)?
Ходит в садик, три раза в неделю спорт, английский исключительно потому, что сам хочет, занятия с психологами 2 раза в неделю (сенсорная интеграция).
А.М.: Вы все делаете абсолютно правильно. Развивающие занятия в этом возрасте – залог успеха. Важную роль играет продолжительность занятий, чем их больше – тем они более эффективные.
Временное пространство не всегда быстро усваивается детьми, иногда требуется время, но к 5 годам у ребенка должно быть четкое понимание, что такое утро, обед, вечер – к этому возрасту обычно формируется понимание времени суток, режима дня.
У некоторых детей отмечается так называемая социальная дезадаптация, нетерпимость, и это не поддается медикаментозной терапии. Коммуникативные навыки формируются с возрастом и во время проведения специальных занятий с ребенком.
В вашем случае в первую очередь нужно обязательно пройти очную консультацию у педиатра, невролога, можно порекомендовать пройти нейропсихологическое тестирование, во время которого нейропсихолог оценивает психологическую «зрелость» ребенка, сформированность навыков, при необходимости посоветует упражнения для тренировки.
Другие проблемы: головные боли, эпилепсия, переворачивание на бок, остеопатия
U-mama: Подскажите пожалуйста, коэффициент пульсаций на эхографии 32,4% у ребенка 5 лет, остальное в норме. Это может быть проявлением чего-то? И нужно ли какое-то лечение? Периодически жалуется на головные боли. В 3 года на доплере были признаки церебральной ангиодистонии по церебральному типу.
U-mama: Ребенку 1 год 11 мес, вес 11 кг. Эпилепсия с 9,5 мес, генерализованные приступы. Принимает Депакин хроносфера 500 и Кеппра 450 в сутки (повысили Кеппру на 50 мг 08.10.2018), приступы не ушли. Последний был в ночь с 5.11 на 6.11, не полностью развернувшийся (прошел быстро, буквально за 1 минуту). Есть ли необходимость в смене терапии (по словам эпилептолога повышать дозы больше нельзя) или надо подождать?
А.М.: Чтобы решить вопрос с коррекцией лечения, необходимо провести видеоЭЭГ-мониторинг в течение 4-х часов – в динамике, с учетом приема препаратов, а также определить концентрацию препаратов в крови (вальпроевая кислота, леветирацетам), выяснить данные о переносимости терапии, побочных эффектах т.д.)
Что касается вопроса об эффективности увеличения дозы: это можно оценить не ранее, чем через 2 недели после коррекции дозировки! Лечение эффективно в случае полного купирования приступов, в противном случае – не ждут, проводят коррекцию лечения.
U-mama: Хотелось бы услышать ваше мнение о мануальных терапевтах и остеопатах. Невролог предложила под контролем УЗИ править 1-й шейный позвонок. Я сомневаюсь, насколько это безопасно. Остеопатов нет среди врачей муниципальных поликлиник. Почему?
А.М.: Лечение у мануального терапевта и остеопата, тем более если речь идет о пациенте детского возраста, проводится строго по показаниям. Среди детских специалистов таких врачей немного. Решение о таком виде лечения может принимать только лечащий врач, который наблюдает ребенка, с учетом его диагноза.
В данной ситуации также можно обратиться к врачу ЛФК, который поможет подобрать для ребенка правильный комплекс упражнений.
*SmartMed = Cмартмед. Приложение SmartMed является частью комплекса медицинских услуг при дистанционном взаимодействии медицинского работника с пациентом (или его законным представителем). Онлайн-консультации – консультации с медицинским работником с применением телемедицинских технологий. Телемедицина – медицинская помощь с применением телемедицинских технологий. ПАО «МТС». АО «Группа компаний «Медси». Лиц. ЛО-77-016451 от 02.08.2018 г., www.smartmed.pro, www.medsi.ru
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.