С чем сравнивает автор сердца мужей александровых
ГДЗ.Литература.8 класс.Коровина.Часть 1.Русская литература и история.Из древнерусской литературы.Будьте внимательны к слову.Задание 1.
Кто ответит?
I. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он
укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бот, но в правде»?
Как знали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним
крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей
Александровых»? Кого Александр Невский называет народом
«высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Вoзьмем Александра руками»?
Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю?
Как об этом говорится я повести?
Я попробую:
1. В словах Александра Невского отражена духовная состав-
ляющая его деяний. В сражениях побеждают не числом, а ду-
хом. Если учесть, что слово «правда» имеет в данном контексте
значение близкое к слову «вера», то, по словам Александра Не-
вского, сила русских людей в единений, которое достигается за
счет общей веры, а также правильности и праведности их дела.
Шестерых мужей (мужчин), которые сражались с Атександ-
ром против шведов, звали Гаврила Алексич, Збыслав Якуно-
вич, Яков, Миша, Савва и Ратмир. Эти люди отличались осо-
бой доблестью. Вообще князя окружали храбрые воины, чьи
сердца автор сравнивает с сердцами львов.
Немцы же автором названы «безбожными», а сам Александр
называет их народом «высокомерным», потому что именно они
грозились «посрамить народ славянский» и «взять Александра
голыми руками». Автор специально сообщает нам о намерени-
ях противника Александра, чтобы показать справедливость де-
яний князя.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского (8 класс, Коровина, 1 часть, стр. 30)
Размышляем о прочитанном
1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении? Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?
Повесть об Александре Невском посвящена теме защиты русской земли и интересов ее людей. При чтении произведения чувствуешь гордость за историческое прошлое своего народа, за то, что такие люди, как Александр Невский, жили на нашей земле.
Автор повести называет себя самовидцем, и когда описывает бой на Неве, мы понимаем, что он тоже принимал участие в этом сражении. Рассказчик, называя себя очевидцем деяний князя и его современником, хочет этим убедить всех в правдивости описания жизни Александра Невского.
2. Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создаётся образ героя?
Автор, придавая значительности фигуре Невского, сравнивает его с библейскими героями: внешность как у прекрасного Иосифа (которого царь египетский назначил вторым царем за ум его), сила как у Самсона, мудрость как у Соломона, смелость как у храброго Веспасиана. А дружину Александра Невского автор сравнивает с воинами Давида.
В повести освещены три основных подвига Невского: битва на Неве (нападение шведов), Ледовое побоище (немецкие захватчики) и поездка в Орду (здесь князь выступает как дипломат, пытаясь спасти русских людей от власти Орды и влияния на Русь).
Перед боем на Неве с превосходящими силами врага Александр Невский молится в храме, веря в правоту своих действий (ведь он защищается, а не нападает), поэтому дух дружинников он укрепляет словами: «Не в силе Бог, но в правде», подчеркивая этим, что Бог поможет тем, кто не нападает, а защищает родную землю.
Образ Александра Невского создается при помощи портретной характеристики, сравнений с другими героями, речи, описания его действий и отношения других людей к князю.
3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замёрзшее озеро двинулось?
При описании Невской битвы автор говорит, что Александр самому королю «возложил печать на лицо острым своим копьем». Это значит, что Невский сражался с королем и ранил его в лицо. При описании сражения на Чудском озере автор дает сравнение «словно замерзшее озеро двинулось». И сразу перед нами предстает картина: на льду озера множество воинов, слышится звон мечей, лязг доспех, стоны раненых, призывные крики. Кажется, что озеро ожило, закачалось.
Литература и другие виды искусства
Опишите устно центральную часть триптиха П. Корина «Александр Невский». Что подчёркивает в портрете героя художник?
Триптих «Александр Невский» создан художником в годы Великой Отечественной войны. Ранее в 1938 году на экраны вышел фильм «Александр Невский», который заканчивался словами князя: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля». Именно эти слова, на мой взгляд, и стали основными для изображения характера Александра Невского в центральной части картины. Фигура князя, богатырская, бесстрашная стоит на страже Русской земли. Невский опирается на меч, а не держит его в руке, и никому не угрожает. Он серьезен и сосредоточен. Такой человек – опора людям и защита Родине.
Обогащаем свою речь
1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»? Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»? Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмём Александра руками»?
Александр Невский в словах: «Не в силе Бог, но в правде» говорит о том, что Бог поможет тем, кто прав, за кем правда и справедливость. Русские готовились не нападать, а защищать свою землю. Это выражение очень похоже на то, что говорили во время Великой Отечественной войны: «Наше дело правое – победа будет за нами (или враг будет разбит)».
Имена шести храбрых мужей, которые «крепко сражались» вместе с Александром Невским против шведов: Гаврила Алексич, Збыслав Якунович, Яков, Миша, Савва и Ратмир.
Автор сравнивает сердца «мужей Александровых» с сердцами львов: «. ибо были сердца их как сердца львов».
Александр Невский называет высокомерным народом немцев, потому что, они похвалялись, говоря: «Посрамим народ славянский» и «Пойдём и победим Александра и возьмём его руками».
2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошёл к царю? Как об этом говорится в повести? Расскажите об этом, сохранив особенности языка жития.
Последний подвиг Александра Невского – поездка в Золотую Орду. Он поехал к хану Батыю, чтобы помочь русским людям, которых монголы заставляли воевать вместе с ними. В повести об этом подвиге сказано так: «Князь же великий Александр пошёл к царю, дабы отмолить людей от беды той».
3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесённой землёй Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.
Горе утраты суздальцев автор выражает в словах митрополита Кирилла: «Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской». Солнце – символ защиты, всемогущества и добра. Александр Невский был именно защитником для русских людей, поэтому митрополит и говорит, что солнце зашло, то есть неизвестно теперь, что будет дальше.
4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые «ушли в прошлое», например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.
Словарь устаревших слов:
самовидец – очевидец, свидетель;
деяния – поступки, подвиг, дело;
разгорелся сердцем – эмоциональные переживания;
сеча – бой, битва, сражение;
распря – вражда, грызня, конфликт между своими;
отмолить от беды – помочь спастись, отговорить врага от совершения злого действия;
ратный – воинский, боевой;
дружина – княжеское войско;
брань – битва, сражение, война;
сродник – свой, родня, связанный с кем-либо кровным родством;
чадо – дитя, ребёнок; духовный сын или дочь;
зеница – глазница, глаза;
вельможа – важный и знатный человек.
5. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра. используя художественные средства повести.
Честную и славную жизнь прожил князь Александр сын великого Ярослава, прозванный Невским за победу над шведами на реке Неве. Дал ему Бог силу великую, рост высокий и голос, как труба. Лицом князь был пригож, сродни библейскому Иосифу, а умом не уступит мудрому Соломону. Всю жизнь свою положил князь Александр защите земли русской и служению людям русским.
Крепко веровал Невский в Бога, ни одно сражение не начинал без молитвы о помощи и спасении товарищей. Эта вера великая помогала вселять дух бесстрашия в дружинников, которые преданы были князю свою и с честью сражались с ним плечом к плечу.
Никогда Александр Невский не ходил в походы завоевательные, а лишь оберегал родную землю от ворогов. И прошла о нем слава великая во все пределы мира. Приезжали издалека посмотреть на него и дивились гости, что все сказанное о князе сем есть правда чистая.
Хан Батый дивился мудрости княжеской, не хотел с ним воевать и даже шел на уступки, считая Александра Невского своим другом.
Когда предал Александр с миром дух свой Богу, по всей земле русской, особо в Суздальской разнесся горький плач и стенания по защитнику своему. Позже причислили Александра Невского к лику святых, чтят века долгие и благодарят за ратные и человеческие деяния.
Образовательный сайт
Поразмышляем над прочитанным.
1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении?
Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?
Рассказчик описывает себя как ничтожного, многогрешного и неразумного человека. Также он говорит, что был современником Александра: «Слышал я о нем от отцов своих и был самовидец деяний его».
Александр Невский — князь, о котором стали ходить легенды еще при жизни.
2. Каким героям уподобляет рассказчик князя?
О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создается образ героя?
Монах рассказывает о победе князя над немцами (ледовое побоище) битве на Неве (Невская битва). Александр укрепляет своих воинов словами: «Не в силе Бог, но в правде». Образ героя создается при помощи такого литературного приема как сравнение. Автор сравнивает князя с великими героями, которые известны ему из Библии.
3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замерзшее озеро двинулось?
За словами автора видятся картины великой битвы, от которой в буквальном смысле «дрожит земля». Озеро двинулось не только под тяжестью конницы. Русские воины рубили лед и топили закованных в доспехи врагов. Битва была настолько тяжелой, что звук сечения мечей был подобен грому от движения замерзшего озера.
Отчасти благодаря этой битве прославился Александр Невский. Князь совершил много подвигов ради своей земли, и Ледовое побоище было лишь одним из них.
Будьте внимательны к слову
1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»?
Александр Невский говорил слова ободрения, подразумевая, что Бог на стороне тех, кто выступает за справедливость. Они защищали свои земли, а враги движимые жадностью, вероломно вторглись на их территорию. И не важно сколько у них человек в войске, ведь «Бог не в силе, а в правде».
Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним Крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?
Сердца мужей Александровых были преисполнены храбрости.
Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками»?
Европейским властям не было выгодно соседство с Русью, которую представлял на международной арене Александр Невский. Князь так называл немецких правителей и воевод, которые решили напасть на землю славянскую.
2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?
Последний подвиг Александра заключался в походе к царю в Орду. Он собирался отмолить русских людей от участия в войнах татар с монголами. Говорящий об этом отрывок из повести: «Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ним. Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить людей от беды той».
3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.
Сначала к народу обращается митрополит Кирилл: «зашло солнце земли Суздальской». Затем идет описание горести всего народа, иереев и диаконов, черноризцев, нищих и богатых: «Уже погибаем!».
4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые ушли в прошлое, например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.
Житие Александра Невского. Какие ответы на вопросы по литературе 8 класс?
Повесть о житии Александра Невского. Какие ответы на вопросы по литературе Коровина 8 класс?
Будте внимательны к слову.
Развивайте дар слова
Словарь слов из «Жития»:
Великий князе Александр, сын Ярослава, урожден был в лихую годину, когда враги одолели Святую Русь. Был он мудр, красив и силен. Встал Александр на защиту Руси и плакали много от его дружины и римляне коварные и народ литовский. И претерпел много страданий от царя восточного русский народ, но Александр отмолил его. А когда умер Александр рыдали все и вещали, что ушло солнце земли суздальской.
1 Повесть посвящена князю новгородскому Александру Невскому, который мужественно противостоял любым захватчикам и разорителям, приходившим на русскую землю. Подвиги Александра Невского вызывают гордость за наше историческое прошлое. В повести автор восторгается Александром Невским, а так же из повести мы понимаем, что сам автор повести является современником Александра Невского и об этом говорит следующая цитата:
При этом автор называет себя уничижительными словами, стараясь подчеркнуть величие Александра Невского по сравнению с простым обычным человеком, каким является сам автор. Вот как называет себя автор в повести:
2 Подчёркивая достоинства и могущество князя, автор уподобляет его библейским героям:
Дружину князя автор сравнивает с воинами царя Давида.
Автор повествует нам о трёх великих подвигах, которые совершил Александр Невский. Два подвига из них это сражения против захватчиков: Невская битва и Ледовое побоище. Третьим его подвигом является поездка в Орду для того, чтобы спасти русских людей от призыва в ханское войско:
Перед самым боем Александр Невский говорит своей дружине краткие, но очень сильные слова, которые помогают дружине укрепить свой дух:
Автор использует портретную характеристику, чтобы описать образ князя: он описывает его поступки и как люди относятся к самому князю.
3 В этом вопросе дадим ответы на тему поэтических образов, которые применяются автором в повести:
4 Объясним слова Александра Невского и ответим на последующие вопросы:
Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним крепко сражались?
С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?
Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками?
5 Ответим на вопросы о последнем подвиге Александра Невского:
6 Объясним смысл слов горя и утраты всвязи со смертью Александра Невского:
7 Составим словарик старинных слов, которые уже не употребляются:
8 Дадим характеристику Александру Невскому в художественном стиле автора повести:
Ответим на вопросы к стихотворению Лермонтова «Бородино» по учебнику Коровиной для 5 класса.
Русский солдат обладает стойкостью, решительностью, выдержкой, храбростью. Вот как описывает чувства простых солдат поэт:
Ответим на вопросы к рассказу Чехова «Злоумышленник» по учебнику Коровиной.
Рассказ Распутина «Уроки Французского» вызывает противоречивые чувства.
После прочтения рассказа испытываешь сочувствие главному герою, маленькому мальчику, который уже в 11 лет был совершенно самостоятельным. Он голодает, ему очень сложно, ведь он один, находится далеко от деревни.
Он вызывает восхищение своей находчивостью и сообразительностью, ведь ни каждый может в трудной минуте проявить смекалку.
Автор не осуждает мальчика за его игры, он всецело на стороне героя.
Стоит отметить учительницу французского, которая проявила сострадание и заботу к нему.
Подробные ответы на вопросы представлены ниже.
К заданию можно дать следующие ответы:
Константин Паустовский в своем рассказе «Заячьи лапы» мастерски описывает явления природы. Казалось, в те дни даже облака плавились от невыносимый жары, и вместо того, чтобы подарить людям хоть немного прохлады в летний день, они убегают, уступая место безжалостному солнцу.
Описание надвигающейся грозы:
Гром писатель сравнивает с могучим титаном, просыпающимся от размеренной летней спячки. Кажется, что раскаты грома, которые звучат еще где-то далеко, сейчас зазвучат прямо над головой и начнется ливень.
Молнии бьют тихо, осторожно, но метко. Они представляют настоящую опасность, и читатели начинают бояться за деда Лариона, его внука Ваню и больного зайца, которых судьба застала в такой трудной ситуации в чужом городе.
Обогащаем свою речь:
Ответим на вопросы к сказке-пьесе Маршака «Двенадцать месяцев».
Обогащаем свою речь
Сказки народные и литературные:
Сочинение на тему образ александра невского в житии
Литература
Decadence
Поразмышляем над прочитанным…
1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении?
Повесть посвящена великим подвигам русского полководца — Александра Невского. Она освещает битвы его воинов на Неве, на Чудском озере, а также поход к хану. Повесть вызывает чувство гордости за отвагу и свободолюбие русского народа. Также возникает чувство горечи, когда рассказчик повествует о преждевременной смерти князя.
Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?
Рассказчик описывает себя как ничтожного, многогрешного и неразумного человека. Также он говорит, что был современником Александра: «Слышал я о нем от отцов своих и был самовидец деяний его».
Александр Невский — князь, о котором стали ходить легенды еще при жизни.
2. Каким героям уподобляет рассказчик князя?
Лицо князя рассказчик сравнивал с лицом одного из самых красивых египетских царей — Иосифа. Силу Александра он описывает как силу Самсона — еще одного библейского персонажа, отличающегося необычайно мощным телом. Умственные способности и опыт Невского сравнивается с премудростью Соломона — самого умного еврейского царя. Храбрость князя уподоблялась храбрости иудейского царя Веспасиана, завоевавшего в военных походах много земель.
О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создается образ героя?
Монах рассказывает о победе князя над немцами (ледовое побоище) битве на Неве (Невская битва). Александр укрепляет своих воинов словами: «Не в силе Бог, но в правде». Образ героя создается при помощи такого литературного приема как сравнение. Автор сравнивает князя с великими героями, которые известны ему из Библии.
3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замерзшее озеро двинулось?
За словами автора видятся картины великой битвы, от которой в буквальном смысле «дрожит земля». Озеро двинулось не только под тяжестью конницы. Русские воины рубили лед и топили закованных в доспехи врагов. Битва была настолько тяжелой, что звук сечения мечей был подобен грому от движения замерзшего озера.
Отчасти благодаря этой битве прославился Александр Невский. Князь совершил много подвигов ради своей земли, и Ледовое побоище было лишь одним из них.
Будьте внимательны к слову
1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»?
Александр Невский говорил слова ободрения, подразумевая, что Бог на стороне тех, кто выступает за справедливость. Они защищали свои земли, а враги движимые жадностью, вероломно вторглись на их территорию. И не важно сколько у них человек в войске, ведь «Бог не в силе, а в правде».
Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним Крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?
1) Гаврила Алексич — воевал на коне, искустно пробрался на корабль врагов;
2) Збыслав Якунович — новгородец, бился одним топором;
3) Яков полочанин — ловчий (охотник) князя;
4) Миша — новгородец, погубил целых 3 вражеских корабля;
5) Савва — из младшей дружины, обрушил вражеский шатер;
6) Ратмир — один из слуг князя, бился до последнего в окружении врагов.
Сердца мужей Александровых были преисполнены храбрости.
Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками»?
Европейским властям не было выгодно соседство с Русью, которую представлял на международной арене Александр Невский. Князь так называл немецких правителей и воевод, которые решили напасть на землю славянскую.
2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?
Последний подвиг Александра заключался в походе к царю в Орду. Он собирался отмолить русских людей от участия в войнах татар с монголами. Говорящий об этом отрывок из повести: «Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ним. Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить людей от беды той».
3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.
Сначала к народу обращается митрополит Кирилл: «зашло солнце земли Суздальской». Затем идет описание горести всего народа, иереев и диаконов, черноризцев, нищих и богатых: «Уже погибаем!».
4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые ушли в прошлое, например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.
Развивайте дар слова
1. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства повести.
Полную характеристику на князя Александра, а также «Житие Александра Невского» (кратко) вы найдете по ссылке https://decadenz.ru/publ/studentu/kharakteristika_aleksandra_nevskogo/2-1-0-169
Источник: Повесть о житии Александра Невского. Смысл произведения, вопросы к читателю. Герои и особенности описания образов.
Ссылки
· Александрия · Повесть о взятии Царьграда крестоносцами · Киево-Печерский патерик · Сказание об Индийском царстве · Наставление Тверского Епископа Семена