Сааб и скания что общего
Scania Chimera или когда Saab становится ХАЛКОМ
Может и баян, но я вот только что наткнулся.
Оригинал взят отсюда.
Chimera — впечатляющий выставочный грузовик и одно из новейших творений Свемпы Бергендала (Svempa Bergendahl), известного шведского специалиста по тюнингу. Мощный автомобиль, никого не оставляющий равнодушным, оснащен надежным двигателем Scania V8 мощностью 1460 л. с., который позволяет ему разгоняться от 0 до 100 км/ч за 4,6–5 секунд.
Это уже четвертый грузовик, созданный Свемпа. Ожидается, что он, как и его предшественники, обретет многочисленных поклонников в различных странах мира. Автомобиль будет впервые показан на фестивале водителей грузовиков, который проводится в Интерлакене, Швейцария, с 27 по 29 июня.
«Chimera послужит завершающим штрихом для нашей коллекции, в которой как раз не хватало грузовика с ярко выраженным футуристическим обликом», — говорит Ян Рихтер (Jan Richter), дизайнер из команды Свемпа. Изящно выглядывающий из моторного отсека двигатель и тщательно продуманная конструкция делают этот автомобиль совершенным творением индустрии тюнинга. Кроме того, в грузовике использованы самые передовые технологии, применяются высококачественные материалы, и он полностью подготовлен для внедрения гибридной электронной технологии завтрашнего дня.
Команда специалистов начала работать над грузовиком в мастерской Свемпы около пяти лет тому назад. За это время конструкция претерпела многочисленные изменения прежде, чем грузовик принял свой окончательный современный вид, и оставалось сделать лишь несколько дополнительных усовершенствований для двигателя.
«Изначально мы думали придать его внешности легкий ретро-оттенок, но, в конце концов, остановились на исключительно современном во всех отношениях облике, — говорит Рихтер. — В его характере больше выражены черты гоночного автомобиля. При всем при этом мы старались ни на йоту не отступать от привычного облика Scania, хотя и внесли в него некоторое развитие».
Рихтер искренне надеется, что этот грузовик, так же как и предыдущие выставочные модели, понравится любителям мощных исполинов, но подозревает, что к его дизайну удастся привыкнуть не сразу. «Наши поклонники ожидают чего-нибудь необычного, и я могу с гордостью утверждать, что мы не обманули их ожидания», — говорит он.
Автомобиль назван Химерой (Chimera) по имени мифологического огнедышащего трехголового дракона с головами льва, дракона и козла и змеей вместо хвоста. Это имя хорошо ассоциируется с именем еще более мощного грузовика Scania Griffin (Гриффон).
Турне Химеры
После дебюта в Интерлакене Chimera будет показан на фестивале Truckstar в Ассене, Нидерланды, 26–27 июля, а затем примет участие в выставке Elmia Lastbil в Йёнчёпинге, Швеция, которая состоится в период с 20 по 23 августа. В сентябре Chimera переберется в Норвегию, где с 4 до 9 сентября грузовик будет показан на выставке TRANPORTmessa в Гардемоне, а с 12 по 14 сентября примет участие в крупнейшей сельскохозяйственной выставке этой страны Dyrsku’n в городе Сельйорд. На 11–12 октября запланирована его демонстрация на выставке 24 Heures Camions в Ле-Мане. Возможны, что будут намечены показы и в другие даты.
Характеристики Scania Chimera
Двигатель: Scania V8 16,4 литра (1000 куб. дюймов), мощность 1460 л. с. с возможностью увеличения до 2190 л. с. Система выхлопного коллектора из нержавеющей стали с 6 турбокомпрессорами Holset. Улучшенная 6-ступенчатая трансмиссия Allison. Кузов компании Laxå Special Vehicles с использованием усовершенствованной кабины серии P и применением компонентов кабины серии R. Вес: 4780 килограмм, в основном благодаря использованию трубчатой рамы из нержавеющей стали. Шасси с независимой передней подвеской A-link и сдвоенными амортизаторами с каждой стороны.
история сааб
История SAAB: от истоков до наших дней
Наверняка, давние поклонники «легкокрылого» шведского авто досконально знают историю создания и развития компании «SAAB». Однако тем, кто недавно проникся любовью к этому автомобилю, легкому в разгоне, легкому в управлении и устойчивому на любой трассе, будет небезынтересно узнать некоторые подробности – давние и не очень. В частности, известно ли вам, что официальная символика этой марки уже дважды претерпела изменения. И все из-за судьбоносных витков на пути развития известной компании.
Легкокрылый Saab
Этот эпитет вовсе не отвлеченный и использован в данном контексте не в связи с вышеупомянутыми характеристиками. Дело в том, что на капотах первых автомобилей этой марки «раскинул» два крыла летящий самолет, что, разумеется, тоже не случайно. Аббревиатура «SAAB» обозначает Svenska Aeroplan Aktiebolaget. В переводе на русский это звучит, как шведское акционерное общество по производству самолетов. Это в послевоенное время компания перепрофилировалась на выпуск гражданских авто, а изначально – в 1937 году, когда в мире было очень неспокойно – целью создания компании было производство военных самолетов. Цель была оправдана и в воздушных боях Второй Мировой войны на вооружении некоторых стран бомбардировщики Saab прославились, как самые скоростные.
Конец войны внес свои коррективы в дальнейшие планы многих компаний, ориентированных на вооружение, не остался в стороне и «SAAB». По мнению известного авиаконструктора Гунара Лунгстрема, являющегося в то время «мозгом» саабовской компании, наиболее близким к самолетостроению по профилю оказалось автомобилестроение. Совместно с коллегами «по цеху» и с немецким конструктором двигателей DKW Гансом Мюллером, привлеченным к работе после исчезновения с рынка одноименной фирмы, они и разработали первый автомобиль Saab, который по содержанию очень напоминал упомянутые германские малолитражки, а внешне откровенно выделялся на фоне прочих авто оригинальным аэродинамическим дизайном. Не мудрствуя лукаво, саабовцы нарекли свое детище Saab 92.001 вслед за последней 91-ой моделью выпущенного самолета.
Совершенный в профиль автомобиль спереди несколько напоминал лягушонка из-за «раздутых» дверей и традиционного в те времена саабовского зеленого цвета. С чем, собственно, соглашался и сам Гунар Лунгстрем. Это было в 1946 году. В процессе совершенствования Сааб приобрел более мощный двигатель (25 л.с.), независимую подвеску и новый кузов все в том же аэродинамическом стиле, что сделало его чрезвычайно устойчивым на трассе, впечатляюще красивым и вместительным. При этом машина легко разгонялась и держала скорость до 100 км/час.
Всего было произведено 20 тестовых автомобилей, которым так и не довелось выехать за ворота предприятия. И только в июне 1947 года Saab 92, а именно его модификация 92.002 была представлена широкой публике с заявлением о запуске в серийное производство. Само серийное производство было начато 12 декабря 1949 года. Кстати, еще в процессе тестирования саабовские инженеры-испытатели, решили сделать ставку на мощность, эргономику и устойчивость автомобиля, делегировав свой экипаж, а именно Ральфа Мильда и Saab 92, на зимние спортивные соревнования, проходившие в то время в Швеции, и не прогадали. Неожиданно для всех, в том числе и для представителей компании, эти состязания завершились полным триумфом «SAAB».
В свете открывшихся перспектив конец 1949 года стал началом производства спортивных автомобилей Saab модификаций Standart 92 и 92 DeLuxe. Это послужило точкой отсчета нового этапа в истории компании – этапа стремительного развития, роста популярности и экономического подъема. Одна за другой выпускаются новые модели, которые с середины пятидесятых все без исключения «обуты» в бескамерные шины и оснащены основательно усовершенствованными 3-х цилиндровыми двигателями.
В 1955-м был представлен Saab 93, который стал «пропуском» на внешний рынок.
В 1956-м на Стокгольмском салоне с претензией на очередные спортивные победы был продемонстрирован Saab Sonett (мощность – 57.5 л.с., скорость – до 160 км/час, масса – 500 кг).
В 1959-м запущен в производство первый «универсал» Saab 95, предназначенный для комфортного путешествия семи пассажиров или же для перевозки груза весом 0.5 т.
1960-й ознаменовался выпуском очередной модели Saab 96, которая оставалась лидером продаж целых 20 лет и принесла саабовской команде еще пять спортивных побед.
1968-й – год рождения Saab 99, снискавшего славу респектабельного и самого безопасного автомобиля в Европе.
К слову, о безопасности. Совершенствуя свои автомобили, саабовцы делали особый акцент именно на нее и на комфорт водителя и пассажиров. В шестидесятых появились ремни безопасности, были укреплены дверные балки, тормозные диски стали вентилируемыми, был реализован подогрев сидений, практичные стеклоочистители обеспечивают надлежащий обзор, а бамперы, которыми оснащались авто стали самовосстанавливающимися.
Два кольца, объединенные коронованной гривой
В 1968-м году легкокрылый самолет, бывший символом компании на протяжении долгих тридцати лет, «слетел» с капота Saab, уступив место двум пересекающимся кольцам, расположенными друг над другом. В образованных трех полях гармонично разместились названия двух шведских компаний – «Saab» и «Scania-Vabis» — и традиционный символ Швеции – голова коронованного льва.
Новая символика стала отображением очередного витка в истории компании, а именно ее слияния с упомянутой «Скания-Вабис», которая в то время занималась производством грузовых авто. В результате существенно увеличились производственные площади: в Швеции новой корпорации принадлежали 12 предприятий.
Именно на этом этапе (1976 г.) на Франкфуртском автосалоне был представлен серийный Saab 99, оснащенный двигателем с турбонаддувом., который буквально произвел фурор в автомобилестроении. В 1978-м саабовцы вновь «сорвали аплодисменты», предъявив общественности Saab 900 – первый автомобиль с фильтрацией воздуха, поступающего в салон.
Разработками компании «Saab» того времени также являются система APC, позволяющая регулировать давление турбонаддува, и революционный 16-клапанный турбированный двигатель.
К дизайнерским разработкам привлекают итальянских специалистов компании «Lancia». Это сотрудничество в 1984-м ознаменовалось представлением новой концепции, которая прибавила популярности шведскому авто, а Saab 9000 Turbo и вовсе был удостоен нескольких международных наград. Американцы признали его лучшим большим авто.
«Saab» и «General Motors»
В 1990-м году в результате реструктуризации отделения Saab Car произошло образование независимой компании «Saab Automobile AB», которая обрела выход на европейский рынок, продав 50% своих акций небезызвестной «Дженерал Моторс». Разумеется, видоизменился и логотип компании: вместе с одним кольцом исчезло и название прежнего партнера.
Сотрудничество Saab AB и GM было весьма плодотворным. Первым их совместным проектом в 1993-м стал Saab 900, благодаря которому марка Сааб была признана одной из самых безопасных авто в мире наряду с давно утвердившейся в этом статусе Volvo.
В 1994-м появился всесезонный кабриолет Saab 900 Convertible с двойным тентом и мощной печкой.
В 1997-м саабовцы вернулись к прежнему индексированию, представив роскошный седан Saab 9-5, изюминкой которого явились сиденья с принудительной вентиляцией и новые подголовники SAHR, весьма эффективные в плане безопасности.
В 1998-м был представлен Saab 9-3 с турбодизельным двигателем, который появился в результате многочисленных усовершенствований Saab 900. Всего было предпринято 1100 изменений.
Саабовцы постоянно совершенствовались, представляя все новые модификации упомянутых моделей, завоевывая признание и любовь европейских и американских автомобилистов, а «Дженерал Моторс» озадаченная идеей мирового господства в сфере автомобилестроения, в 2000 году прибрала к рукам все акции Saab Automobile AB. Однако уже в 2008-м совет директоров GM с целью безболезненного выхода из сложившейся кризисной ситуации принял решение об отторжении подконтрольной компании. Это позволило бы американскому автопроизводителю избавиться от убыточных активов и получить спасительный кредит.
Несколько лет дальнейшая судьба «Сааб» волновала умы шведского правительства, автопроизводителей и автолюбителей. Хотя заинтересованных лиц в подобной покупке оказалось немало, реальные претенденты долго не обнаруживались. В определенный момент руководство GM даже предприняло попытку ликвидации предприятия, но все благополучно обошлось.
«Saab» и «Spyker Cars NV» — новейшая история
Новым официальным владельцем бренда Saab стала нидерландская компания Spyker Cars NV, занимающаяся производством элитных спорткаров. Показательно, что сделка была завершена 23 февраля 2010 года. В этом российские любители шведского авто после томительного ожидания разрешения саабовской проблемы усматривают своеобразный подарок ко Дню защитника Отечества. Тем более что в значительной степени сделка была профинансирована русскими деньгами, поскольку покупающую сторону курирует банкир из России Владимир Антонов.
Образовавшаяся новая компания Saab Spyker Automobiles уже через полгода своего существования заявила во всеуслышание о предстоящем дебюте. Предполагается, что в ноябре этого года на автосалоне в Лос-Анджелесе будет представлен новый кроссовер 9-4Х.
Эту модель ценители шведского Сааба ждут с нетерпением еще с 2008 года, когда концепт-кар был представлен на автосалоне в Детройте, а чуть позже и на международном автосалоне в Москве.
До настоящего времени по понятным причинам дебют нового серийного авто так и не состоялся, и только недавно в интернете появилась информация от производителя, подтверждающая предстоящую премьеру.
На подробности пока рассчитывать не приходится, однако имеющейся в Сети информации достаточно, чтобы представить новый кроссовер в общих чертах.
Предположительно «сердцем» новинки станут двухлитровый двигатель с турбонаддувом мощностью 248 «лошадок» и V6, характеризующийся объемом 2.8 л. и мощностью 300 «лошадок». В первом случае для разгона автомобиля до 100 км/час будет достаточно 6.4 сек, а предельная отметка составит 250 км/час.
Производители решили не уходить далеко от заявленного в 2008 году концепта, разработанного еще в содружестве с GM и базирующегося на платформе Theta Premium, характерной также для Cadillac SRX. К тому же по достигнутой договоренности производиться новый кроссовер будет на той же мексиканской производственной площадке GM, что и упомянутый Cadillac, а потому предполагается, что они во многом будут схожи.
Полностью соответствует концепту от 2008 года и внешний вид новинки, в котором просматривается схожесть с Range Rover Evoque, только в несколько упрощенном бюджетном варианте.
А вот салон 9-4Х, если верить тому же концепту, приятно удивит автолюбителей своим оригинальным дизайном. Кнопки управления на центральной консоли, образующие непонятные в своей геометрической правильности фигуры, завораживают и настораживают одновременно. Ручка автоматической коробки передач, соседствующая с безключевым селектором завода двигателя, имеет настолько необычную форму, что невольно на ум приходят мысли о внеземных цивилизациях.
Вот пока и все. Однако томиться в ожидании подробностей осталось совсем недолго. Начало автосалона в Лос-Анджелесе – 9 ноября 2010 года. Тогда же станет известно, как скоро новинка станет доступна российским автолюбителям, а в США продажа Saab 9-4X предположительно начнется уже весной 2011-го.
Сааб-скания
Полезное
Смотреть что такое «Сааб-скания» в других словарях:
«СААБ-Скания» — Рис. 1. Истребитель J35 «Дракен». «СААБ Скания» (SAAB Scania AB) промышленный концерн Швеции. Образован в 1968 в результате слияния автомобильного концерна «Скания Вабис» с самолётостроительной фирмой «СААБ» (Svenska Aeroplan AB. SAAB),… … Энциклопедия «Авиация»
«СААБ-Скания» — Рис. 1. Истребитель J35 «Дракен». «СААБ Скания» (SAAB Scania AB) промышленный концерн Швеции. Образован в 1968 в результате слияния автомобильного концерна «Скания Вабис» с самолётостроительной фирмой «СААБ» (Svenska Aeroplan AB. SAAB),… … Энциклопедия «Авиация»
«СААБ-Скания» — Рис. 1. Истребитель J35 «Дракен». «СААБ Скания» (SAAB Scania AB) промышленный концерн Швеции. Образован в 1968 в результате слияния автомобильного концерна «Скания Вабис» с самолётостроительной фирмой «СААБ» (Svenska Aeroplan AB. SAAB),… … Энциклопедия «Авиация»
«СААБ-Скания» — Рис. 1. Истребитель J35 «Дракен». «СААБ Скания» (SAAB Scania AB) промышленный концерн Швеции. Образован в 1968 в результате слияния автомобильного концерна «Скания Вабис» с самолётостроительной фирмой «СААБ» (Svenska Aeroplan AB. SAAB),… … Энциклопедия «Авиация»
СКАНИЯ — (Scania AB) шведская фирма по производству грузовиков и автобусов, входит в компанию «Сааб (см. СААБ)». Штаб квартира находится в городке Седертелье близ Стокгольма. Выпускает грузовые автомобили, автобусы, промышленные и лодочные моторы. В 1896… … Энциклопедический словарь
Сааб — (Saab, Svenska Aeroplan Aktiebolaget) шведская компания, выпускающая легковые и грузовые автомобили (последние выходят под маркой Scania («Скания»), а также авиационную технику. Контролируется концерном «Дженерал Моторс». Штаб квартира находится… … Автомобильный словарь
Швеция — (Sverige) Королевство Швеция (Konungariket Sverige). I. Общие сведения Ш. государство в Северной Европе, на В. и Ю. Скандинавского полуострова. Граничит на З. и С. с Норвегией, на С. В. с Финляндией. На Ю. и В.… … Большая советская энциклопедия
Интересно о SAAB
Многие СААБоводы от нечего делать расписывались в книге истории марки, выкладывая здесь хронологию расцвета и заката фирмы. Вот и я решил поиграть на «БАЯНЕ», но с неким оттенком, давайте назовем мой инструмент «аккордеон»)
Речь пойдет о логотипе фирмы.
Пролопатив наш рунет нашел кучу разногласий в истории логотипа, но все же, как я считаю, собрал более менее правильную хронологию. Ну, друзья, в путь…
Кардинальных изменений, как таковых, на всем 76 летнем этапе практически не происходило. Все изменения можно свести к одному автомобильному словс «Фэйслифтинг»
Чтобы понять смысл эмблемы, начнем с истоков.
История «СААБ» началась в 1937 году и как все уже с производства самолетов.
А именно: производства истребителей и бомбардировщиков для ВВС Швеции.
Тогда фирма называлась так: «Svenska Aeroplan AktieBolaget» («SAAB») и имела вот такой вот логотип.
Именно «самолетное прошлое» и положило основу для логотипа компании, однако не все в курсе, что первая эмблема «СААБ» имела отдаленные очертания от самолета – это был «Тре крунор» (Три короны).
После Второй мировой войны шведы берутся за производство автомобилей.
Команда авиаинженеров во главе с Гунаром Лунгстремом (Gunnar Ljungstreм) присоединяется к одному из подразделений «Сааба» — лаборатории технического дизайна «Sixten Sason».
Первый опытный образец автомобиля появляетсяся в конце 1946-го – но то был прототип модели «92», серийное производство которой началось в 1949-м.
Тогда же впервые был полностью переработан логотип компании. Короны сменил стилизованный самолет — над развернутыми крыльями (вид спереди) красовалась надпись «Сааб».
Периодически эмблема менялась и к 1963-му году силуэт аэроплана отделился от названия. Вплоть до 1965-го на капотах присутствовал ярко выраженный крылатый образ — двухмоторный самолет с пропеллерами.
19 мая 1965-го компания переименована в «Saab Aktiebolag», вместе с именем обновился и логотип: теперь название из четырех букв визуально закомпоновано в квадрат, а крылья сдвинулись в сторону, превратившись в хромированный элемент декора фальшрадиаторной решетки.
Затем, в результате слияния «Saab Aktiebolag» с производителем грузовых автомобилей «Aktiebolag Scania-Vabis» («Скания-Вабис») в 1969-ом году, была создана «Saab-Scania», и тут шведы решили вернуться к предыдущему варианту эмблемы — на капотах вновь засверкали силуэты двухмоторных самолетов. Во второй половине 70-х пропорции надписи стали сдержанными и менее вычурными — своеобразная дань времени.
И, наконец, в середине 80-х родился образ Грифона, символизирующего продукцию фирмы «Saab-Scania» и по сей день. Это мифологическое животное, которое изображалось на гербе графства «Skane», а имя «Scania» есть не что иное, как латинское имя «Skane». Новую эмблему разработал Карл Фредрик Ройтерсвард (Carl Fredrik Reutersward). С 1985 года Грифон красовался как на легковых «Саабах», так и на грузовиках «Скания».
Свою лепту внес и американский «General Motors» — в 95-м половина акций «Saab-Scania» принадлежала уже американской корпорации, и грузовики начали «клеймить» своей оригинальной символикой, отличной от легковых «Саабов», при этом мифологический Грифон сохранился на эмблемах обоих производителей.
Фирма «Saab Automobile AB» с января 2000-го перешла в полную собственность корпорации «Дженерал Моторс». Начиная с 14 августа того же года все автомобили марки «Сааб» оснащаются новым логотипом, который на сегодняшний день так же претерпел изменения.
Итак, с мифическим зверем обновлённому Саабу действительно пришлось распрощаться. Причём компания NEVS ранее обращалась за разрешением использовать символ грифона к его владельцу — фирме Scania, но получила отказ.
Новый лого создан шведской студией Stockholm Design Lab AB. Причём знак отныне будет представлен в двух вариантах. Первый — для разнообразных документов и рекламных брошюр. Именно он и показан на заглавном рисунке.
На самих автомобилях (на капотах и колпаках колёс) этот же значок будет модифицирован. Тёмно-серые буквы окажутся серебряными, а светло-серый фон сменится белым.
И тут вот, что я подумал. Если считать то количество раз, когда менялся Логотип SAAB, то с сегодняшним изменением я насчитал 8. А как известно в некоторых религиях цифра 8 означает бесконечность.
Так пусть оно таким и останется для SAABа.
«СААБ-Скания»
Рис. 1. Истребитель J35 «Дракен».
«СААБ-Ска́ния» (SAAB-Scania AB) промышленный концерн Швеции. Образован в 1968 в результате слияния автомобильного концерна «Скания Вабис» с самолётостроительной фирмой «СААБ» (Svenska Aeroplan AB. SAAB), основанной в 1937 для производства военных самолётов и вошедшей в состав концерна в качестве самолётостроительного отделения. Отделение имеет филиалы, производящие управляемые ракеты, космические системы, электронное оборудование, тренажеры. Фирма «СААБ», затем отделение концерна выпускали: бомбардировщик СААБ 18 (первый полёт в 1942), истребитель J21 (1943), реактивный истребитель J29 (1948), истребитель-бомбардировщик А32 «Лансен» (1952), истребитель J32 (1957), сверхзвуковой истребитель J35 «Дракен» (1955, см. рис. 1), истребитель-бомбардировщик AJ37 «Вигген» (1967, см. рис. 4), истребитель JA37 «Вигген» (1974), пассажирский самолёт СААБ 340 с двумя турбовинтовыми двигателями (1983, совместная разработка с США, с 1985 полностью шведская программа). С 1949 построено более 1500 самолётов с поршневыми двигателями и свыше 2000 реактивных военных самолётов. Основные программы 80-х гг.: производство истребителей JA37 и самолётов SAAB-340B (до 37 пассажиров, 2 турбовинтовых двигателя по 1300 кВт, дальность полёта до 1520 км, крейсерская скорость 520 км/ч; рис. 2), разработка истребителей нового поколения JAS39 «Грипен» (рис. 3). Основные данные некоторых самолётов концерна приведены в таблице.
Таблица. Самолёты концерна «СААБ-Скания».
Основные данные | Штурмовик А32А | Перехватчик J29F | Многоцелевой истребитель J35F | Истребитель JA37 | Многоцелевой истребитель JAS39 |
Первый полёт, год | 1952 | 1954 | 1965 | 1974 | 1988 |
Число и тип двигателей | 1 ТРДФ | 1 ТРД | 1 ТРДФ | 1 ТРДДФ | 1 ТРДДФ |
Тяга двигателя, кН | 44,1 | 27,5 | 78,5 | 125 | 81,5 |
Длина самолёта, м | 14,65 | 10,1 | 15,35 | 15,45 | 14,1 |
Высота самолёта, м | 4,75 | 3,73 | 3,9 | 5,9 | 4,7 |
Размах крыла, м | 13 | 11 | 9,4 | 10,6 | 8 |
Площадь крыла, м 2 | 37 | 24 | 49,2 | 46 | 30,5 |
Максимальная взлётная масса, т | 13 | 8 | 15 | 22,5 | |
Масса пустого самолёта, т | 7 | 4,5 | 7,6 | 12,2 | 5,65 |
Боевая нагрузка, т | 1 | 0,6 | 1,5 | до 6 | 1,5 |
Радиус действия, км | 1000 | 800 | 720 | 1000 | |
Максимальная скорость полёта, км/ч | 1125 | 1060 | 2100 | 2125 | M∞ > 1 |
Потолок, м | 15 000 | 13 700 | 18 000 | 18 000 | |
Экипаж, чел. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Вооружение: | |||||
пушки | 4×20 мм | 4×20 мм | 1×30 мм | 1×30 мм | 1×27 мм |
управляемые ракеты | 2 | | 4 | 4 | Несколько УР |
Рис. 2. Пассажирский самолёт SAAB 340B.
Рис. 3. Истребитель JAS39 «Грипен».
Рис. 4. Истребитель СААБ «Вигген».