Сад земных наслаждений о чем картина

«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха — криптоживопись, которую можно не только разглядывать, но и «читать». Святые и грешники, боги и монстры, книги, ноты, ягоды и ягодицы — все здесь выполняет функции букв, сложив которые в том или ином порядке, можно получить послание из XVI века. Не стоит недооценивать их важность, ведь иногда единственной буквы достаточно, чтобы «сад» превратился в «ад» или наоборот.

Давайте попытаемся разобраться с основными образами знаменитого триптиха. И смыслами, которые, возможно, вложил в них Иероним Босх.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина
Сад земных наслаждений. Иероним Босх. 1500-е, 220×390 см

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина
Сад земных наслаждений. Левая створка. Иероним Босх. 1500-е, 220×97.5 см

Левая створка

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

1. Фонтан жизни

Источник, дарующий жизнь всему сущему, скомпрометирован у Босха совой — символом тьмы, духовной слепоты и ереси. Должно быть, таким образом художник визуализирует популярную в те годы идею о том, что всякая жизнь — греховна.

Некоторые искусствоведы усматривают здесь астрологические коннотации. Розовый хитиновый фонтан — это Рак, сова — символ темного «несчастливого» Сатурна. Сатурн в Раке — зловещий астрологический прогноз, ассоциировавшийся во времена Босха с Судным днем.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

2. Адам и Ева

Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Однако реагируют дети по-разному, что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий, которые веками ведут исследователи творчества Босха. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Если Ева еще не вкусила запретного плода, то не имеет понятия о таких категориях, как Добро и Зло. И, по идее, должна не ведать стыда. Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

3. Хищники и жертвы

На левой створке триптиха кто-то то и дело кого-то ест. Лев не возлежит рядом с агнцем, как положено в Эдемском саду, а обедает — намеренная нестыковка с библейским каноном.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картинаСад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

4. Утки-лебеди

Слева от источника жизни плавают утки, считавшиеся во времена Босха «низкими тварями», поскольку они «погружаются в грязь по самые глаза». Справа — царственный лебедь, непорочный символ Братства Богоматери, в котором Босх состоял до самой смерти. Не исключено, что это противопоставление. Впрочем, лебедь движется в ту же сторону, что и презренные земноводные. Возможно, утки и лебедь, напротив, воплощают идею райской терпимости: фонтан дает жизнь всему — и возвышенному, и земному.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

5. Птицы

Черные птицы ассоциируются с грехом. Смысл усиливается пернатой очередью, выстроившейся к полому яйцу — символу ложной веры или пустой души, не познавшей бога. Босх снова привносит в райскую идиллию темный элемент. Если рассуждать логически, подобный дуализм ничуть не свидетельствует о принадлежности Босха к еретическим сектам (на чем настаивают некоторые биографы). Зло должно было существовать уже в Эдеме. Иначе, совершая первородный грех, Адаму и Еве было бы нечего познавать.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

6. Полумесяц

Конструкция из двух округлых плоскостей, скрепленных поперечной осью — образ, который встречается у Босха довольно часто (см. самоходные уши на правой створке). Расшифровать его смысл никому из вменяемых исследователей до сих пор не удалось. Однако венчающий скрепу-ветвь полумесяц — недвусмысленный символ. Во времена Босха полумесяц прочно ассоциировался с врагами христианской веры.

Центральная часть

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина
Сад земных наслаждений. Центральная часть. Иероним Босх. 1500-е, 220×195 см

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Некоторые исследователи считают, что Иероним Босх состоял в секте адамитов, члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов, трудно поверить, что они были настолько заводными и изобретательными. Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картинаСад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

2. Ягоды

В зависимости от культурного или религиозного контекста, разные ягоды могли иметь различный смысл. К примеру, ежевика была символом чистоты Девы Марии, а земляника — знаком праведности и трудолюбия. Однако в целом, гигантские ягоды, очевидно, выступают у Босха аллегорией распущенности — в первую очередь, сексуальной. Должно быть слово «клубничка» вызывало в средневековых Нидерландах те же ассоциации, что и у нас сейчас.

Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

3. Фонтан вечной молодости

Большинство исследователей сходится в том, что фонтан в центральной части триптиха — это эзотерический источник вечной молодости, а причудливые сооружения вокруг него обозначают четыре стороны света. В пользу этой теории говорят символы ложной веры и греха (вроде пустой яичной скорлупы или огромных ягод), щедро «разбросанные» Босхом, чтобы подчеркнуть свое отношение к алхимии как к ереси.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

4. Круг зверей

Кавалькада всадников, восседающих на козерогах, тельцах, львах и других (экзотических и не слишком) животных — это, очевидно, сатирическое изображение еще одной лженауки и полуереси — астрологии. Круг животных (по-гречески — «зодиак») движется против часовой стрелки. То есть, по мнению Босха, противоестественным образом.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

5. Пернатое Зло

И снова птицы отдуваются у Босха за присущие человеку пороки — на этот раз, в контексте видового разнообразия. Тут и знакомая нам по левой створке «грязная» утка. И удод, о котором современники Босха говорили, что он «греховнее, нежели сам дьявол», поскольку рядится в прекрасные перья, но питается испражнениями. И вездесущая сова, которая в данном случае — еще и очевидный фаллический символ.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

6. Прозрачная сфера

Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны!».

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картинаСад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

7. Критика духовенства

Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. «Извлечение камня глупости»). В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

8. Рыба

Нет сомнений, что рыба, встречающаяся на картинах Босха не реже, чем его вездесущие совы, всегда несет важную смысловую нагрузку. Однако, символ этот настолько универсален, что о смысле, вложенном автором в какую-то конкретную рыбину — живую, мертвую, летучую или разумную — остается только гадать. В Средние века изображение рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия, служить символом поста. В конце концов, рыба могла означать просто рыбу.

Правая створка

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина
Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Иероним Босх. 1500-е, 220×97.5 см

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

1. Меланхоличное чудовище

Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Кажется, его ничуть не тревожит тот факт, что его древесное тело высохло и растрескалось, а в чреве у него пирует компания разудалых социопатов. Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Лицо дерева-выпивохи, в самом деле, выписано с особым тщанием, как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Свидетельств того, что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или, напротив, состоял в хертогенбосском обществе трезвенников, до нас не дошло. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

2. Птицеголовый монстр

По общепринятому мнению, птицеголовый монстр — это Дьявол, пожирающий души грешников. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. На голове у Дявола — горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту, которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес.

Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище — это безжалостное время. В астрологических книгах Сатурн или Кронос часто изображался хромым или одноногим, отсутствующую ногу нередко подпирал знак Водолея в виде кувшина. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что кувшины на ногах Кроноса — это котурны, как у актеров, игравших в греческих трагедиях.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

3. Музыкальный ад

Во времена Босха в Нидерландах было в ходу выражение «похоть — это музыка плоти». К музыке было принято относится как к легкомысленному развлечению, предваряющему любовные утехи. Полифоническую музыку считали греховным проявлением, а ее исполнение в церкви — изощренной формой ереси. Похоже, Босх разделял мнение католического престола, поскольку превратил музыкальные инструменты в пыточные орудия — точь-в-точь, как это делают в наше время некоторые музыканты-авангардисты.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

4. Тройка, семерка, туз

Обнаженная девушка с игральной костью на голове, отрубленная кисть с кубиком на пальцах, перевернутый карточный стол, беременный демон, судя по всему, предлагающий партию в нарды. Смысл этого фрагмента очевиден: грешникам, предававшимся такому пороку как азартные игры, придется в День Страшного Суда буквально бросить кости. К слову, если приглядеться, среди разбросанных на земле карт можно разглядеть тройку и туза. Семерку Иероним, должно быть, припрятал в рукаве.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картинаСад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

5. Задницы

Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Обусловлено это тем, что задница была едва ли не главной героиней средневекового нидерландского фольклора. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Словом, это транскультурный символ, который ничуть не утратил важности за последние 500 лет. И во времена Босха, и сейчас неприятности валятся отнюдь не на наши головы.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картинаСад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

6. Лестницы

Лестницы, которыми изобилует триптих «Сад земных наслаждений», символизируют путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением. То есть, лестницы у Босха выполняют те же функции, что и птицы, рассохшиеся пни или пустые кувшины — символизируют порок.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

7. Ножи

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

8. Свинья

Грешник, обнимающийся со свиньей в монашеском головном уборе, — еще один сатирический выпад в сторону католической церкви, чью жадность Иероним Босх неустанно критиковал в своих картинах. На коленях у него документ, скрепленный печатями, еще один персонаж (с символизирующей ересь жабой на плече) прикрывает печатью голову. Нужно полагать, это индульгенции, торговлю которыми Босх, не без оснований, считал мошенничеством.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

9. Коньки

Часто встречающиеся у Босха персонажи на коньках, скорее всего, имеют инфернальное происхождение: согласно средневековым представлениям, нижний круг ада представляет собой замерзшее озеро. Кроме того, коньки, возможно, ассоциировались у художника с праздностью. К примеру, один из «конькобежцев» с триптиха «Искушение святого Антония» держит в клюве бумагу, на которой начертано слово «лень».

Автор: Андрей Зимоглядов
Источник: Аrtchive.

Источник

Путеводитель по картине Босха “Сад земных наслаждений”.

Когда вы впервые смотрите на одну из самых загадочных картин Босха, вы скорее испытываете смешанные чувства: она притягивает и завораживает скоплением большого количества необычных деталей. В то же время понять смысл этого скопления деталей как в совокупности, так и по отдельности никак не удается.

В таком впечатлении нет ничего удивительного: большинство деталей насыщенны символами, которые современному человеку не известны. Только современники Босха могли разгадывать этот художественный ребус.

Попробуем и мы разобраться. Начнем с общего смысла картины. Она состоит из четырех частей.

Закрытые створки триптиха. Сотворение мира

Первая часть (закрытые створки триптиха). По первой версии – изображение третьего дня сотворения мира. На земле еще нет человека и животных, из воды только появились скалы и деревья. Вторая версия – это конец нашего мира, после вселенского потопа. В верхнем левом углу – Бог, созерцающий свое творение.

Левая створка триптиха. Рай

Вторая часть (левая створка триптиха). Изображение сцены в Рае. Бог показывает удивленному Адаму только что созданную из его ребра Еву. Вокруг – недавно созданные Богом животные. На заднем плане – Фонтан и озеро жизни, из которого выходят первые создания нашего мира.

Центральная часть триптиха. Сад земных наслаждений

Третья часть (центральная часть триптиха). Изображение земной жизни людей, которые массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на более праведный путь. Эту мысль он доносит до нас с помощью своеобразного шествия по кругу:

Более подробно о картине Иеронима Босха также читайте в статье “Самая фантастическая картина Средневековья”.

Люди на разных животных движутся вокруг озера плотских наслаждений, не в силах выбрать другую дорогу. Поэтому их единственный удел после смерти по мнению художника – это Ад, который изображен на правой створке триптиха.

Правая створка триптиха. Ад

Таков общий смысл картины-предостережения. Худодник показывает нам, насколько легко впасть в грех и попасть в Ад, несмотря на то, что когда-то человечество зародилось в Раю.

Символы картины Босха

Почему же на картине такое множество персонажей и символов?

Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине.

Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее “читать” картину.

Более подробно о картине читайте в статьях:

Вкушение “сладострастных” ягод и плодов – один из главных символов похоти. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений.

Более подробно о картине читайте в статьях:

Более подробно о картине читайте в статьях:

Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния.

Грехи Средневековья

Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Дело в том, что в нашем сознании увлечение праздной музыкой или скупость (экономность) не воспринимаются как нечто плохое, в отличие от того, как это воспринимали люди в Средневековье.

Более подробно о картине читайте в статьях:

Часть грешников испытывают муки от тех инструментов, играя на которых при жизни, они получали греховное удовольствие.

Также о Босхе читайте в статьях:

На данном фрагменте мы видим муки трех грешников. Скупец вынужден вечно испражняться монетами, обжора – испытывать вечную рвоту, а горделивая особа – терпеть приставания демона с ослиной головой и бесконечно смотреться в зеркало на теле другого представителя нечистой силы.

Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть фото Сад земных наслаждений о чем картина. Смотреть картинку Сад земных наслаждений о чем картина. Картинка про Сад земных наслаждений о чем картина. Фото Сад земных наслаждений о чем картина

Продолжение следует

Как вы думаете, что символизируют птицы на картине Босха?

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Источник

Сад земных наслаждений. Босх

Познакомимся более подробно с одной из самых известных картин Босха, «САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ»1500-1510гг. Ещё триптих называют «САДОМ РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ».

Я думаю на протяжении веков многие поняли,что сладострастие не такой уже и большой грех,скорее всего удовольствие.Но каждому времени свои каноны.Картина очень интересная,многое на первый взгляд,совсем непонятно,но мы попытаемся присмотреться получше и разобраться,что же хотел выразить этот загадочный художник.

Увидев однажды оригинал в музее Прадо в Мадриде,я долго не могла разобраться,что же на ней изображено.Что именно хотел сказать нам средневековый художник?Даже внимательно слушая экскурсовода,очень трудно разобраться в этом сплетении тел и огромном количестве голых людей.

Босх родился в семье художников.,жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе в Нидерландах.Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи.

Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы.

Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование.Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название.Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков.
«Сад земных наслаждений «-состоит из 3-х частей.

С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.
Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана:
на первом плане показаны «различные радости». Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах — не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений.

Лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь;птицы становятся олицетворением похоти и разврата.
Рыба — символом беспокойного вожделения,раковина является женским началом.
Третий (самый дальний) — венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.

Для того,чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты.Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре.Сбоку молодой человек обнимает огромную сову.Девушки срывают с дерева экзотические плоды.Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар.
Сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений:
вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви.

Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.

Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

Она олицетворяет последние три дня сотворения мира.Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой.

Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

Исследователи обращали внимание на то, что Бог держит Еву за руку, как на церемонии заключения брака. Идея «парности» всех живых существ, заложенная с момента творения, воплощалась в работах многих художников.
У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей.

Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей.
Теперь подробнее рассмотрим животных,которые появились на земле.

Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».

Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Змеи обовьют тех, кто обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню.

Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. На исходе XV века в Нидерландах всерьез верят, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, никто уже больше в Рай не попадал.

Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *