Садко что произошло в море

Как оказался Садко «во синем море»? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко?

По наиболее полному варианту былины, Садко был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды он играл на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера и своей игрою приобрёл расположение царя Водяного, который научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами о заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья» ; при помощи царя Водяного Садко выиграл заклад, стал торговать и разбогател.

Однажды Садко на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде; действительно, два дня Садко скупал все товары в гостином ряду, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого. После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать; по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер; Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске.

Садко очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры Садко царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда Микола угодник под видом старца седого явился к Садко и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской требует, чтобы Садко женился на морской девице по своему выбору.

По совету Миколы Садко выбирает девицу Чернаву; после свадебного пира Садко засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы. В благодарность за спасение Садко соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице. В некоторых вариантах Садко разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже — золото или булат, и решает его в пользу булата.

В одной былине о Садко в сборнике Кирши Данилова Садко является не природным новгородцем, а приезжим с Волги молодцом, которому Ильмень-озеро помогает разбогатеть в благодарность за переданный ему Садком поклон от сестры Ильменя, Волги: наловленная в большом количестве рыба обратилась в золотые и серебряные деньги. Садко сам не совершает геройских подвигов: ему вменена в подвиг его торговая деятельность; таким образом, Садко является представителем новгородской торговли, купцом-богатырём.

Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в своё царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в сказках. Так, в одном киргизском сказании рассказывается, как один человек, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом с помощью волшебной зелёной палки вернулся на землю и разбогател.

Источник

Куда же плавал Садко?

Садко что произошло в море. Смотреть фото Садко что произошло в море. Смотреть картинку Садко что произошло в море. Картинка про Садко что произошло в море. Фото Садко что произошло в море

Все наверняка знают оперу Римского-Корсакова «Садко», многим с детства памятна эта былина о новгородском купце, по которой ещё в сталинские времена был снят большой красочный мультфильм. В этом году на экраны вышла новая фантазия отечественных аниматоров, в которой мотив былины угадывается более чем приблизительно, но речь сейчас не о том. Вопрос в другом: был ли у Садко реальный прообраз и куда в золотую эпоху новгородской торговли плавали купцы из древнего русского города?

Былина

Былина о Садко относится к новгородскому циклу, возникновение которого исследователи датируют XII столетием, то есть временем упадка Киевской Руси и расцвета Новгорода. Великий Новгород был крупнейшим русским торговым городом. Герой былины Садко — не привычный воин-богатырь, а купец. Когда-то он был беден, из всего добра имел одни «гусли звончаты», с которыми хаживал на званые пиры, веселил народ. Восхищённый мастерством песенника, Морской царь подарил игравшему на берегу гусляру трёх рыбок — золотые перья. Выиграв спор с некими купцами, Садко за полученные в обмен на рыбок деньги закупил всякого товару видимо-невидимо. И стал богатым гостем-купцом господина Великого Новгорода.

С товаром он плывёт в Золотую Орду, где с выгодой его сбывает. На обратном пути на море поднимается страшный шторм, и Садко вызывается стать жертвой Морского царя, которому он давно не платил дани. Попав в подводное царство, герой былины по приказу царя три дня кряду играет на гуслях, а тот со свитой танцует. Из-за плясок на море происходит сильное волнение и гибнет много людей. К Садко приходит святой Микола Можайский, он же Николай Чудотворец, по совету которого купец рвёт струны на гуслях. Повеселившийся на славу Морской царь предлагает Садко взять в жены любую из его дочерей. По совету святого купец остановил свой выбор на Чернавушке.

Проснувшись на следующее утро, герой былины оказался дома. В благодарность он строит собор святому Миколе Можайскому.
Сторонники исторической школы считают, что древнейшей основой былины о Садко была песня о летописном новгородском купце по имени Садко Сытиныч (Содко Сытинець), которого аж двадцать одна летопись за 1167 год упоминает как строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде. До наших дней она не сохранилась, просуществовав где-то до XVI века.

Зарубежные подворья

Подобные сказания не возникают просто так, они всегда в поэтической форме отражают исторической опыт народа, создавшего эти былины. Сведения из былин подтверждаются историческими хрониками, летописями, археологическими находками. Великий Новгород, один из древнейших русских городов, благодаря исключительно выгодному географическому положению на стыке водных путей в направлении запад — восток и север — юг уже в IX веке стал важным центром торговли с восточными странами — Волжской Булгарией, Хазарским каганатом и даже арабским миром, а затем и с Западом, со странами Прибалтики. Более того, если до XI века основная часть заморской торговли проходила через Киев, то с этого времени роль основного центра переходит к Новгороду. И в дальнейшем на протяжении нескольких столетий значительная часть внешней торговли оставалась в руках новгородских купцов.

В наиболее часто посещаемых зарубежных балтийских портах новгородцы основывали свои фактории. Так, в Висбю — главном городе острова Готланд в Центральной Балтике — они имели свои дома, склады и церковь. По некоторым данным, это была церковь святого Николая, покровителя всех плавающих и путешествующих. В городе Гарда на Готланде на стенах православной церкви обнаружена фресковая живопись, выполненная, вероятнее всего, русскими мастерами. Историки предполагают, что это была церковь русской колонии. Каменная русская церковь святого Николая стояла также в древней столице Швеции — городе Си пуне.
Русские постоянно жили и в Линданисе (Колывани) — эстонском городе, располагавшемся на месте современного Таллина. Существовал новгородский гостевой двор и в Киеве. Об интенсивности морских торговых связей Великого Новгорода с Западом свидетельствует и раннее появление в нём готского и немецкого «гостевых» торговых домов.

Лодьи плывут на запад

Новгородские суда плавали на запад путём, во многом совпадавшим с указанным в былине о Садко. Учёные полагают, что морские суда из-за сравнительно большой осадки не могли преодолевать пороги на Волхове и добираться непосредственно до Новгорода, в то время как невские «Ивановские пороги» были для них доступны. Поэтому именно русский город Ладога, расположенный в 13-14 километрах от впадения Волхова в Ладожское озеро, был местом, откуда отплывали морские суда. В пользу этого свидетельствуют и исландские саги о норвежских королях. Результаты же археологических раскопок свидетельствуют, что Ладога, вероятно, была и портом перегрузки и пересадки с речных судов на морские, и центром строительства и снаряжения морских судов.

По морю новгородцы плавали на «заморских» лодьях (так называли ладьи в северных говорах), которые представляли собой относительно крупные палубные суда, снабжённые «чердаком», то есть надстройкой. Основу корпуса у них составлял мощный киль и шпангоуты из так называемых кокор, то есть кривых стволов деревьев. К ним крепилась дощатая обшивка. Конструкция этих судов сложилась в результате взаимодействия традиций как восточнославянских, так и норманнских судостроителей.

Полагают, что заморские лодьи новгородцев имели приблизительно следующие параметры: наибольшая длина около 20 м, ширина 4,5-5,5 м, осадка до 2 м. Водоизмещение их могло достигать 100 тонн. На съёмной мачте поднимался рей с прямым парусом площадью 70-80 кв. м. Рулевое весло устанавливалось с правого борта.

Из Ладоги лодьи выходили в озеро Нево (ныне Ладожское озеро) и плыли до истоков реки Невы. Далее по Неве они выходили в Котлин-озеро (Финский залив) и заходили на остров Котлин, где была стоянка русских лоцманов. От Котлина новгородские гости плыли на юг вдоль берега Чудской земли до Колывани. Там суда готовились к пути через море. Те купцы, кому было нужно на остров Готланд или в немецкий Любек, продолжали путь на запад вдоль берегов, которые в то время преимущественно контролировали славянские племена.

Пройдя мимо острова Сааремаа, суда добирались до Висбю на Готланде, а уже после стоянки продолжали путь в Любек. Новгородцы, направлявшиеся в шведскую Сигтуну или в Данию, из Колывани поворачивали на север к побережью Финляндии. От Порккала-Удда вдоль берега плыли в Або (ныне Турку) и, пройдя южнее Аландских островов, достигали Сигтуны. Следуя вдоль шведского берега, современники Садко добирались и до Дании.

Не всегда по-мирному

Конкуренты, в первую очередь датчане и шведы, часто противодействовали новгородской торговле на Балтике. Так, в 1142 году три новгородские лодьи, шедшие с ценными товарами, повстречали в море целую шведскую флотилию в составе 60 судов, которая следовала к берегам Финляндии. При этом на флагманском корабле находились шведский князь и епископ, которые, очевидно, и приказали напасть на русских «схизматиков». Шведы атаковали и, несмотря на яростное сопротивление новгородцев, захватили лодьи.

По сообщению Новгородской летописи, при этом погибли 150 русских. В 1157 году датский король Свен III захватил близ Шлезвига новгородские торговые суда, а находившиеся на них товары раздал в счёт жалования своему войску. А из жалованной грамоты римского императора Фридриха I Барбароссы городу Любеку известно, что среди купцов, приезжавших в этот город с востока, больше всего было новгородцев.

В 1164 году шведы осадили Ладогу, но были отражены с большим уроном и отступили к реке Вороной (ныне Воронежка), впадающей в Ладожское озеро. Подошедшие на помощь осаждённым князь Святослав с новгородскими ратниками полностью разгромили агрессоров. При этом из 55 шведских кораблей новгородцы захватили 45. В ответ на осаду Ладоги они в 1178 году разгромили шведские прибрежные города на юге Финляндии, следствием чего стало преследование новгородцев на Готланде и в Швеции. Новгородцы в ответ закрыли все свои гавани для шведских и готландских судов, поэтому торговля какое-то время велась лишь по южным берегам Балтики, заселённым вплоть до Ютландского полуострова преимущественно славянскими племенами.

В 1188 году новгородцам совместно с эстонцами и карелами и вовсе удалось взять штурмом и разорить шведскую столицу Сигтуну. Профессор Владимир Васильевич Мавродин отмечал, что дойти до Сигтуны, расположенной в самом удалённом от моря месте побережья озера Мелар, в 30 километрах от берега моря, можно было только, хорошо зная фарватер, через протоку Стокзунд, у которой позже был построен Стокгольм, и само озеро Мелар. Взятие шведской столицы, прекрасно укреплённой высокими стенами и башнями, окружённой непроходимыми болотами и скалами, также свидетельствует о наличии у новгородцев и их союзников сильного флота и многочисленного войска. Любопытен и тот факт, что новгородцы увезли из Сигтуны большие медные врата одного из храмов и поставили их в Новгородском Софийском соборе.

Таков был золотой век новгородской торговли на Балтике, славный не только большими барышами, но и необычайными приключениями, порой с участием самого Морского царя, и большими военными потрясениями.

Источник

Чем закончилось путешествие Садко

Былина о визите Садко к морскому царю известна многим ещё с детства. Она, так и многие русские былины, связана с рассказами о столкновении волшебных сил и яркого, в положительного героя. Садко – новгородский купец.

В начале былины рассказывается, что раньше герой не имел никакого имущества — у него были только яровчатые гусли, которые он использовал, чтобы зарабатывать себе на жизнь.
Он ходил по пирам и играл на гуслях, чтобы заработать себе на пропитание. В начале былины несколько дней Садко не зовут на пиры, и тот ходит без дела. Из-за безделья он приходит к озеру Ильмень и играет рядом с ним, Однако после того, как вода в нём начинает волноваться, он уходит. Так продолжается трижды. На третий раз со дня озера поднимается морской царь и предлагает Садко заключить сделку, так как он не знает, чем его наградить за красивую игру на гуслях.

Он предлагает поспорить с новгородскими купцами на дорогой товар о том, что в озере есть рыба с золотыми перьями. Морской царь говорит, что он готов дать Садко три рыбы с такими перьями, чтобы он стал счастлив.
Он поступает так, как ему посоветовал морской царь. После того, как он выиграл спор, Садко начал торговать полученным товаром, получать большие деньги и устроил в своих палатах всё, как у лучших купцов. Он зазывает на свой пир всех новгородских мужиков, все пьют и хвалятся, однако его гости удивляются, что он сам нечем не хвалится. Распаленный алкоголем Садко спорит со своими гостями о том, что он может выкупить все товары, поскольку имеет бессчетную золотую казну, однако ему это не удаётся. Он расстраивается и решает продать выкупленные товары, посещая другие города.

В море морской царь останавливает корабли Садко, о чём ему говорят его дружинники, напоминая, что скорее всего, морской царь требует с них дань. Чтобы сохранить свою дружину и корабли, Садко решает тянуть жребий, и оказывается, что морскому царю нужен именно Садко. Трижды повторяется попытка со жребием, и в результате купец понимает, что ему не избежать визита к морскому царю. Он спускается к нему на дно вместе со своими гуслями. Царь привечает его и просит поиграть на гуслях. Три дня плясал царь морской под гусли Садко, из-за чего стало гибнуть много людей. Купца, оказавшегося в плену у морского царя, подучитывает белобородый старик.

Тот говорит ему, что нужно выбрать девушку, которая будет идти позади всех, когда морской царь прикажет тому выбрать невесту, и просит Садко построить соборную церковь Миколы Можайского. По совету старика Садко портит свои гусли, позже царь действительно предлагает ему жениться, и тот выбирает Черновушку, которая шла позади всех. После честного пира купец просыпается в Новгороде и видит свои корабли. Его дружина удивляется – они оставили купца в море, как тот и просил. Его жена счастлива – купец все-таки смог вырваться от морского царя, она целует его. Однако после всех описанных событий купец больше не может плавать по морю, опасаясь морского царя, и больше никогда не покидает Новгород – если он поплывет по морю, морской царь заберет его к себе и больше не выпустит.

Источник

«Садко» Автор Неизвестен Кратко

Русская народная былина
«Садко» Краткое содержание

Садко – это история о простом гусляре, который, благодаря своей игре, смог стать богатым человеком, и спастись от Морского владыки.

Сюжет повествует о том, как музыка, играющая от души, может поразить всех: как простой люд, так и владыку подводного мира

Очень краткий пересказ русской народной былины «Садко»

Жил в Новгороде Садко-гусляр, днями напролёт герой выступал на званых пирах. Перестали его звать на праздники, стало Садко скучно, и тогда пошёл он к озеру поиграть на гуслях. Его музыка пришлась по нраву Морскому правителю, и захотел тот наградить музыканта за его чудесную песню.

Царь советует Садко заключить пари с купцами, что в Ильмень-озере обитает редкая рыба. Последовав совету, герой выигрывает спор и становиться одним из богатейших купцов.

На одном из пиршеств герой опять спорит с торговцами, но проигрывает. После пари, на последние деньги покупает корабли и отправляется по морю торговать. Он распродает товары, купленные в Новгороде, заграницей.

По возвращении в город на море разразился шторм, и, чтобы предотвратить катастрофу, моряки кидают жребий, кому принести себя в качестве дани Морскому царю.

Жребий дважды выбирает Садко, и, купец, оказываясь в подводном мире, веселит царя своей игрой на гуслях. Долго Садко играл, а царь всё не унимается, всё пляшет, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.

Люди на суше стали молиться Миколе Можайскому. Отозвавшись на мольбы людей, святой старец предстаёт перед купцом и даёт ему совет, как прекратить буйство в море и вернуться домой живым.

Выполнив указания старца, Садко оказывается в родном городе. Он возводит церковь Миколе Можайскому и перестаёт плавать по морю.

Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»

Главные герои былины

Краткое содержание русской народной былины «Садко» подробно

Садко бедный музыкант, проживающий в Новгороде. Каждый день Садко играет то на одном пиру, то на другом.

Не приглашают гусляра три дня подряд на пир. Музыканту стало скучно, и тогда пошёл он к Ильмень-озеру, сел на бел-горюч камень и заиграл на гуслях.

Но вдруг вода всколыхнулась. Садко, недолго думая, ушёл прочь. Так трижды ходил он к озеру.

На последний раз вышел из воды Морской царь. Владыке пришлась по душе игра Садко, что решил он наградить музыканта.

Предложил он Садко спор завязать с купцами на рыбу – золоты перья, что обитает в Ильмень-озере.

Возвратившись в город, Садко был приглашён на пир. Как напоили гусляра, так он и начал хвалиться, что в Ильмень-озере рыба – золоты перья плавает.

Видя, что торговцы не верят словам его, заложил свою голову Садко по совету владыки Морского, а купцы свои товарные лавки на кон поставили.

Сдержал свое слово царь – позволил поймать неводом шелковым трех рыб – золоты перья.

Так бедный гусляр стал богатым купцом.

Вскоре Садко пригласил к себе на пир тех самых купцов. Они наелись, напились, стали хвастаться и спрашивают у Садко, чем же он похвастает.

Купец ответил, что у него такая бессчётная казна, он запросто сможет купить на неё все товары в Новгороде.

Не успел он опомниться, как скупал каждый день все новгородские товары, но потерпел неудачу, невозможно было скупить все в Новгороде. Поиграв спор, на последние деньги Садко приобрёл корабли и отправился со своей дружиною в заморские страны торговать купленными товарами.

Подав все купленное, вернул Садко свое богатство в двойном размере. Герои поплыли в обратном направлении, как разразился шторм, тогда Садко решил задобрить Морского царя, велел своей дружине кинуть в море бочку серебра, но шторм не утих, затем бочку золота, но буря становилась сильнее.

Тогда Садко понял, что Морской царь требует живого человека, стали они кидать жребий. Выбор пал на Садко.

Отписав в завещании все свое добро церквям, молодой жене, нищим и дружине, гусляр отправился к Морскому владыке.

Обрадованный появлением Садко царь приказал ему на гусельках яровчатых сыграть. Долго Садко играл, а царь всё пляшет не унимается, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.

Испугался народ, стал молиться Миколе Можайскому. Услышав мольбы, Микола идёт на помощь к Садко. Советует старец купцу, гусли сломать и сказать, мол не на чем теперь играть, и если царь в награду попросит взять кого-то из девиц в жёны, то надо первые три сотни пропустить, а самую последнюю, Чернавушку, в жёны взять, после чего гусляр сможет вернуться домой.

Последовав указаниям старца, Садко ломает свой инструмент и говорит царю, мол не на чём теперь играть. Предложил тогда Морской владыка гусляру жениться в море на одной из девушек. Пропустил гусляр три сотни девиц и выбрал последнюю себе в жены – Чернавушку.

После свадьбы, как и говорил старец, Садко заснул и проснулся в своём родном городе. Убитая горем дружина, радостно и с удивлением встречает Садко, живого и здорового, а обрадованная возвращению мужа жена нежно целует его.

Не стал больше Садко плавать по морю, а в благодарность за спасение возвел церковь Миколе Можайскому.

Кратко об истории создания произведения «Садко»

Происхождение этой замечательной былины неизвестно, но есть предположение, что создание этой сказки опиралось на древнейшую песню о новгородском торговце по имени Содко Сытинець, который построил церковь Бориса и Глеба. Первое упоминание этой песни относиться к 1167 году.
Эта восхитительная былина передавалась на протяжении многих лет из уст в уста, от крестьянина к крестьянину, поэтому можно лишь строить догадки о первоначальном источнике этого рассказа.

Источник

Легенда о Садко как отголосок чего-то очень давнего и реального

Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные записанные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко.

До недавнего времени она считалась древненовгородской былиной примерно 10 века. В этой статье Вы обнаружите свидетельства того, что эта древняя история о странном человеке, путешествующим между мирами, пришла к нам из такой древности, что вполне возможно была правдой.

Садко что произошло в море. Смотреть фото Садко что произошло в море. Смотреть картинку Садко что произошло в море. Картинка про Садко что произошло в море. Фото Садко что произошло в море

Былина о Садко слагается из трех частей.

И, третья, стоящая особняком. С накупленными товарами Садко отправляется в море торговать. Морской царь останавливает его корабли и требует его к себе. Садко попадает в царство к морскому владыке, где потешает его своей игрой на гуслях. Выбирает себе в жены Чернавушку, благодаря чему возвращается домой из волшебного подводного мира.

Обратите внимание, что действие первых двух новгородских частей по месту действия отличается от основной, третьей. И, что характерно, именно к морскому царю попадает Садко в гости, а не к речному царю и не озерному. Моря возле Новгорода нет, значит, настоящее действие происходит уже совсем не в Новгороде.

Это очень старая история…и не совсем новгородская

Можно предположить, что в былине о Садко мы имеем остатки того мозаичного строения, которое, характерно для очень ранних эпосов.

В русском эпосе, как мы знаем, эта мозаичность давно преодолена: русские былины, как правило, совершенно монолитны. Но в данном случае строение былины непривычно для русского певца. Слабая внутренняя связь частей приводит к их распаду. Может быть, ни в одной русской былине мы не имеем такого большого количества вариаций и колебаний. Это недвусмысленно говорит о каком –то ином происхождении былины, уходящей вглубь тысячелетий.

Но былина о Садко не только «докиевская», но и «доновгородская». Основные слагаемые этой былины гораздо древнее исторического Новгорода. Вспомним исторические факты. Новгородцы в XI в., привлеченные слухами о сказочных пушных и рыбных богатствах «полунощных стран», как в старину называли север, стали заселять территорию современной Архангельской области.

Современная генетика разделяет славян на три группы, генетически отличных друг от друга: южные славяне, восточные и северные. Эти три группы связаны между собой языком, обычаями, браками, культурой. Тем не менее, новгородцы относятся к восточным славянам, люди, которые жили на севере – соответственно, к северным славянам. По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой, белоглазой». У «чуди белоглазой» процветало язычество, идолопоклонство. Христианство сюда пришло намного позже и было намного слабее.

Признаками язычества является мировосприятие, в котором Боги, как верховные существа, одновременно являются предками и родственниками людей.

И Вы теперь понимаете, что пришедшие на Север в XI веке новгородцы – христиане столкнулись с удивительными мифами, сказками, повествующими о том, что люди – это почти Боги, они – потомки Богов, они родственники Богов. Как, должно быть, зазвенела подобно гуслям, душа новгородцев, услыхавших древние песни, напомнившим им самим о древних временах, когда землю населяли Человечные Боги и Благородные Люди!

Садко что произошло в море. Смотреть фото Садко что произошло в море. Смотреть картинку Садко что произошло в море. Картинка про Садко что произошло в море. Фото Садко что произошло в море

Как захотелось им стать частицей этой сказочной жизни! Нам известно, что новгородцы шли с устья реки Пинега, но не достигли верховья и в районе притоков Выи и Пинежки, где собрались вытесненные ими представители древнего народа. Похоже, что победители сами оказались покорены древними сказками ушедшего народа. К северной истории про Садко просто приписали новгородское «предисловие».

Где на самом деле записана эта былина?

По сегодняшний день опубликовано около сорока записей былины о Садко, которые распадаются на четыре группы: олонецкую, беломорскую, печорскую и урало-сибирскую.
Заметьте, что это северные территории, не новгородские. Этих материалов было бы вполне достаточно, если бы песня хорошо сохранилась. Но этого нет. Большое количество записей отрывочно и неполноценно. Картина эта довольно неожиданна, и мы должны будем попытаться найти этому свое объяснение. Можно назвать только одного певца, который знал все эпизоды этой былины в их полной форме и дал стройное и последовательное изложение всего сюжета от начала и до конца. Это — замечательный онежский певец Сорокин, который по полноте и красочности своих песен занимает одно из первых мест в онежской традиции. Его былины записанны А.Ф. Гильфердингом в 1871 году. Напомню, что Онега входит в состав Архангельской области.

Первое – доброжелательное отношение Бога к человеку

Сказание о Садко в части его встречи с морским царем настолько архаична, что исследователи говорят о древнейшем происхождении этой сказки. Садко встречает —единственный случай во всем русском эпосе — хозяина водяной стихии, морского царя, морского Бога. Морской царь относится к герою отнюдь не враждебно, а доброжелательно — черта весьма архаическая.

Второе – наличие ритуала для взаимодействия с Богом

Сцена, когда Морской Бог требует жертвы, глубоко символична. Море опасно теми неведомыми силами, которыми человек не умеет управлять и перед которыми он тогда был полностью бессилен.
Два бедствия подстерегали северного мореплавателя древности. Одно бедствие — это безветрие, при котором корабли днями и неделями могут стоять на месте в открытом море. Другое бедствие — это буря, грозящая кораблям гибелью.
Но бедствие, которое постигает корабли Садко, имеет совершенно необычный характер: разыгрывается страшная буря, однако корабли не двигаются, а стоят на месте, как в безветрие.

На синем море сходилась погода сильная,
Застоялись черлены корабли на белом море;
А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черленые,
А корабли нейдут с места в белом море.

Это — чудо, но чудо, которое означает, что в судьбу мореплавателей началось вмешательство тех неведомых и таинственных сил, которых мореплаватели тех времен так боялись. Садко полагает, что на него гневается его старый покровитель, морской царь, которому он еще ни разу не платил дани.

Садко думает то, что думали моряки его времени: море нужно умиротворить, принести ему жертву. Жертвоприношение морю, «кормление» моря — старинный морской обычай, он известен всем народам, жизнь и благополучие которых зависели от моря. Что такие жертвы в языческие времена действительно приносились, в этом нет никаких сомнений: материалы, приводимые Р. Липец в ее упомянутой работе о «Садко», полностью это подтверждают. Былина — поэтическое воспоминание о некогда действительно имевшемся обычае.

Нет никаких сомнений, что приносились даже человеческие жертвы. В качестве заместительной жертвы впоследствии в воду бросалось соломенное чучело, о чем память сохранилась до самого последнего времени.

Третье – переход в иной мир

Подумайте сами – герой легко перемещается в иной мир, к Подводному царю. Былина о Садко — единственная во всем русском эпосе, где герой, отправившись из дома, попадает в некий иной мир, а именно — в подводный. На плоту Садко засыпает и просыпается уже в подводном царстве. Мы знаем, что такой способ попадания в «иной мир», в данном случае в подводный, имеет доисторическую давность. Мы знаем также, что в древнейших эпосах герой также всегда хозяина иного мира.

Четвертое – сила Божества

Фигура морского царя — могучая и сильная. Он заставляет Садко играть плясовую, и под его игру он пляшет. Иногда под его игру ведут свой хоровод и морские девы, русалки. Пляска морского царя — особого рода. Пляска эта вызывает бурю. Морской царь заставляет Садко играть целых трое суток. От его пляски вздымаются волны, гибнут суда, тонут люди.

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во белом море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие,
Да играл еще Садко и третьии,
А все пляшет царь морской во белом море.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на белом море,
Стало много гинуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.

Представление, будто буря происходит от пляски хозяина водяной стихии, морского царя, относится еще к языческим временам. Это невозможно в христианской религии.

Пятое – брак с существом нечеловеческого мира

Морской царь предлагает Садко выбрать любую красавицу – царевну в жены. Но Садко выбирает Чернавушку. Он не прельщается красотой морских царевен или русалок, которые иногда под его игру ведут свой хоровод. Он выбирает именно Чернавушку, и этот момент — один из самых прекрасных и поэтических во всей былине.

Этот совет соответствует и внутренним стремлениям самого Садко. Весь подводный мир с его неземной красотой и красавицами есть соблазн Чернобога, которому Садко не поддается. Он ни на минуту не забывает о мире людей.
Кто Чернавушка и как понять ее образ? Ее трогательная человеческая красота явно противопоставлена ложной красоте русалок.

Но, несмотря на свою человеческую внешность, она не человек, она тоже русалка. Былина о Садко — одна из редких и исключительных в русском эпосе былин, в которых еще сохранена традиция брака с существом из иного, нечеловеческого мира.

В древнейшей, архаичной части знаменитой былины – действие происходит на море (которого не было рядом с Новгородом, но которое многие тысячи лет омывает Северную часть России).

Сам сюжет представляет собой немыслимую для новоиспеченных христиан языческую историю – герой попадает в Иной Мир и женится на дочери Божества.

Действие первых частей географически удалено от основного сюжета, происходящего в море. Сама былина по структуре и содержанию резко отличается от известных более поздних русских былин.

Следовательно, эта старая сказка имеет глубокие северные корни и опирается на языческие представления о мире и месте человека в ней. Былина является творчеством не восточных, а северных славян, имеющих свою древнюю, и до конца еще не познанную историю.

Это настолько старая история, что она вполне может оказаться правдой, свидетельством тех древних времен, когда люди и их возможности были другими.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *