Сальдо на начало года в налоговой что это
Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»
Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.
Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».
Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.
Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.
Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.
1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);
2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.
К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.
Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.
Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)
Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.
Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.
Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.
Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).
Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.
Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.
В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».
Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:
Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.
В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.
Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).
Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.
Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.
Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).
Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:
Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).
Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».
Законный «интерес» налогоплательщика заключается в проведении реальной сверки расчётов с налоговым органом в разрезе конкретного налогового периода с сопоставлением данных по всем начислениям и платежам. Сверка по такой методике позволяет выявлять не только сами несоответствия, но их источник. Коими, например, не редко являются неправомерные действия налоговых органов по «зачету переплат» в счёт «задавненных» (и невозможных к взысканию в рамках установленных НК РФ процедур) налоговых долгов.
К сожалению, действующая (по факту) в настоящее время процедура взаимной сверки расчётов «системно» нарушает закреплённое в НК РФ право налогоплательщиков на реализацию данной процедуры.
Пока методисты-правоведы ФНС России «думают», советую поступать примерно так (при проведении сверки расчётов).
В заявление указать конкретный налоговый период, по которому будет проводиться сверка расчётов. Здесь следует иметь ввиду, что форма Заявления — чисто «рекомендуемая». То есть налогоплательщик вправе подать заявление в «свободной» форме, или внести дополнительную информацию в предложенный к заполнению бланк.
При получении Акта с явно некорректными данными, письменно предложить провести детализированную сверку расчётов, приложив к возражениям свой расчет (с перечнем начислений и их оплаты) и платежные документы. Ссылаясь при этом на указанное выше письмо ФНС России (прикреплено к статье).
Новый порядок отражения отложенного налога на прибыль на счетах бухгалтерского учета
Общество формирует проводки по отложенным налоговым обязательствам (ОНО) и отложенным налоговым активам (ОНА) в корреспонденции со счетом 99. В связи с применением балансового метода расчета отложенного налога на прибыль каков порядок заполнения строк 2411, 2412 отчета о финансовых результатах? После закрытия отчетного периода (года) счет 99 субсчет «Отложенный налог» должен закрыться на счет 84?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» (в т.ч. субсчета «Отложенный налог», и «Текущий налог») закрывается на счет 84.
Сейчас же предлагается на счете 99 сразу отражать сумму текущего налога на прибыль (т.е. по данным налогового учета) и «доводить» (как правило, уже уменьшать) его до налога на прибыль (сумма которого учитывает влияние временных разниц) путем отражения по дебету или кредиту субсчета «Отложенный налог» счета 99 в корреспонденции со счетами 09 или 77.
То есть независимо от применяемой методики отражения расхода по налогу на прибыль на счете 99 остается чистая прибыль за вычетом налога на прибыль, учитывающего влияние временных разниц. И одновременно, также независимо от применяемой методики, в учете формируются отложенные налоговые активы и обязательства. Подробнее описано далее на примере.
Обоснование позиции:
В связи с указанными изменениями в отчете о финансовых результатах уточнен состав и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль (приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н)*(1).
Так, в отчете о финансовых результатах представляется расход по налогу на прибыль (код строки 2410), который складывается из:
текущего (код 2411) и
отложенного (код 2412) налога.
При этом под расходом (доходом) по налогу на прибыль понимается сумма налога на прибыль, признаваемая в отчете о финансовых результатах в качестве величины, уменьшающей (увеличивающей) прибыль (убыток) до налогообложения при расчете чистой прибыли (убытка) за отчетный период.
Сумма чистой прибыли (убытка) за отчетный период определяется как сумма прибыли (убытка) до налогообложения (строка 2300) за вычетом расхода по налогу на прибыль (строка 2410).
Новая методика формирования суммы расхода по налогу на прибыль
Текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с НК РФ (п. 21 ПБУ 18/02). При этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.
Отложенный налог определяется исходя из изменений во временных разницах и, соответственно, отложенных налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах за отчетный период (п.п. 20, 24 ПБУ 18/02).
Каждую из составляющих рекомендуется учитывать на отдельном субсчете к счету 99 (п. 3, п. 4, п. 5 Рекомендации Р-102/2019-КпР):
сумма отложенного налога на прибыль отражается по дебету или кредиту счета 99 (субсчет «Отложенный налог») в корреспонденции соответственно с кредитом или дебетом счетов 09 или 77 *(3);
сумма текущего налога на прибыль отражается по дебету счета 99 (субсчет «Текущий налог») в корреспонденции с кредитом счета 68 (субсчет «Расчеты по налогу на прибыль организаций»).
Субсчета счета 99 соответствуют показателям, раскрывающим величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах в редакции Приказа N 61н:
В свою очередь, суммы ОНА отражаются по дебету (кредиту) счета 99, субсчет «Отложенный налог» в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 09 «Отложенные налоговые активы». Суммы ОНО отражаются по дебету (кредиту) счета 99, субсчет «Отложенный налог» в корреспонденции с кредитом (дебетом) счета 77 «Отложенные налоговые обязательства».
Пример (отражение через счет 99).
Исходя из новых формулировок ПБУ 18/02 и принимая во внимание Рекомендацию Р-102/2019-КпР, отражение операций в бухгалтерском учете на конец отчетного периода (с учетом ст. 285 НК РФ) может выглядеть следующим образом.
2. На основании декларации по налогу на прибыль отражен текущий налог:
3. Результат изменений отложенных налоговых активов или обязательств по сравнению с предыдущей отчетной датой выявляется как запись в корреспонденции со счетом 99 (условно предположим, что на начало отчетного периода временных разниц не было):
При этом величина расхода по налогу на прибыль за отчетный период (строка 2410) будет выявляться как сумма, отраженная по дебету счета 99:
что, как видим, обеспечивает корректное отражение в отчете о финансовых результатах суммы налога на прибыль с разбивкой по соответствующим показателям.
Чистая прибыль равна 100 000 руб. + (-21 000 руб.) = 79 000 руб.
Данная сумма должна быть закрыта на счет 84 по окончании отчетного года.
Пример (отражение через счет 68).
Сравним с ранее действующим порядком отражения расхода по налогу на прибыль, временных и постоянных разниц (которым предполагалось ежемесячное оформление записей на счетах 09, 77 в корреспонденции со счетом 68).
Данная сумма должна быть закрыта на счет 84 по окончании отчетного года.
Как мы видим, применение методики формирования ОНА и ОНО через счет 99, субсчет «Отложенный налог», с последующим закрытием счета 99 (вместе с данным субсчетом) на счет 84 не искажает сумму чистой прибыли.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Поправки, предусмотренные Приказами NN 236н и 61н, действуют с отчетности за 2020 год, но организации вправе применять новые правила и ранее, закрепив свое решение в учетной политике.
В данном ответе приведены строки формы Отчета о финансовых результатах с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 19.04.2019 N 61н.
*(2) Смотрите также Энциклопедию решений. Раздел 1 «Движение капитала» Отчета об изменениях капитала.
*(3) Отложенный налог на прибыль за отчетный период определяется как суммарное изменение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за этот период, за исключением результатов операций, не включаемых в бухгалтерскую прибыль (убыток), т.е. за исключением постоянных разниц.
В учете и отчетности постоянный налоговый расход (доход) никак не отражается, но раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Как составить и читать оборотно-сальдовую ведомость
Даже начинающему бухгалтеру известен принцип построения баланса. Он составляется на основе двойной записи по счетам бухгалтерского учета, в результате чего сумма дебета в любой промежуток времени равняется сумме кредита. Такое равенство и является, по сути своей, балансом. В бухгалтерских учетных программах баланс обычно составляется автоматически, и промежуточное звено, оборотно-сальдовая ведомость, без которого раньше эта операция была немыслима, как бы «выпадает» из поля зрения. Однако опытные бухгалтеры не торопятся отказываться от этой формы и возможностей, которые дает ее применение.
Существует ли ОСВ?
Необходимость разбираться в структуре ОСВ выходит на первый план в случае неверного баланса, когда актив не равен пассиву. Арифметически верный баланс также может содержать логические, смысловые ошибки, искажающие учет. Найти их помогает хорошее знание структуры ОСВ.
Вопрос из заголовка может показаться странным только на первый взгляд. Официально такая форма не утверждена на сегодняшний день, хотя в прошлом ОСВ упоминалась и в нормативной базе.
ФЗ-402 «О бухгалтерском учете» разрешает применять организациям такие формы документов, которые им удобны, а ФНС регулярно требует предоставления ОСВ, чтобы сверить те или иные расчеты по декларациям. Форма ОСВ остается неизменной уже долгие годы и считается одной из самых удобных, наглядных рабочих форм.
Оборотно-сальдовая ведомость состоит из колонок или их групп:
Сальдо и обороты делятся на две колонки: дебет и кредит. Чаще всего ОСВ составляется за год по синтетическим счетам. ОСВ может использоваться и на уровне аналитических счетов, или два уровня в одной форме комбинируются. Правильно заполненная ведомость дает равенство трех пар итогов, в том числе и сальдо конечного. На этих данных основывается баланс.
Многие бухгалтеры используют еще и ведомость «шахматку», являющуюся, по сути, усеченной разновидностью ОСВ. Вертикальные колонки – это кредит счетов, горизонтальные строки – дебет. Обороты фиксируются на пересечении, в соответствующей клетке, а итоги по дебету и кредиту по итоговой строке и итоговому столбцу («на уголок») должны совпасть.
Обратите внимание! Срок хранения оборотно-сальдовой ведомости 5 лет (ст. 29 ФЗ «О бухучете»).
Как составить
Активы фирмы возникают не сами по себе, а за счет источников (пассивов). На этом двойном изменении данных по учетным объектам основывается ОСВ. Составление ее рассмотрим на упрощенном примере.
За период прошли по учету хозяйственные операции:
Остатки по счетам на начало периода:
Отраженные в учетных регистрах проводки группируются в ОСВ. Можно предварительно использовать шахматную ведомость для отражения оборотов по счетам и сведения данных.
В ОСВ переносится известное из расчетов предыдущего периода начальное сальдо и рассчитывается конечное сальдо текущего периода – активы и пассивы фирмы.
Счет | Сальдо начальное | Обороты за период | Сальдо конечное | |||
---|---|---|---|---|---|---|
ДТ | КТ | ДТ | КТ | ДТ | КТ | |
41 | 2000 | 2000 | ||||
50 | 500 | 400 | 100 | |||
51 | 7500 | 10000 | 17000 | 500 | ||
60 | 2000 | 2000 | ||||
62 | 7000 | 7000 | ||||
66 | 3000 | 3000 | ||||
70 | 15000 | 15000 | ||||
71 | 400 | 400 | ||||
Итого | 15000 | 15000 | 29400 | 29400 | 3000 | 3000 |
В малом бизнесе, где учет упрощен, а программные средства используются зачастую только для подготовки и сдачи налоговых форм, составлять ОСВ полезно вручную. Если равенства трех пар итогов (начального сальдо, конечного сальдо, оборотов по дебету и кредиту) нет, в расчетах ошибка. Баланс до ее нахождения, исправления составлять нельзя.
В бухгалтерских учетных программах оборотно-сальдовая ведомость, как и шахматная ведомость – отчеты, которые можно сформировать в любой момент. ОСВ, как правило, дается в комбинированном виде, с объединением синтетических и аналитических данных.
В ОСВ показывается только развернутое сальдо, иначе балансовые данные будут искажены. Развернутое сальдо (зафиксированное отдельно по дебету и кредиту) может быть в активно-пассивных счетах, отражающих расчеты. Пример: счет 62 и аналогичные ему счета.
Конечное дебетовое сальдо рассчитывается так: начальное дебетовое сальдо плюс оборот по дебету минус оборот по кредиту. Конечное кредитовое сальдо рассчитывается так: начальное кредитовое сальдо плюс оборот по кредиту минус оборот по дебету.
Как читать
Предположим, перед нами один из видов ОСВ – сформированная в бухгалтерской программе ведомость по счету 71. Здесь виден процесс формирования остатков синтетического счета в разрезе аналитических данных.
Счет | Сальдо начальное | Обороты за период | Сальдо конечное | |||
---|---|---|---|---|---|---|
ДТ | КТ | ДТ | КТ | ДТ | КТ | |
71 | — | — | 2700 | 1700 | 1000 | — |
71.01 | — | — | 2700 | 1700 | 1000 | — |
Васильчиков А.А. | — | — | 1100 | 1000 | 100 | — |
Кустов О.И. | — | — | 900 | — | 900 | — |
Морошкин М.С. | — | — | 700 | 700 | — | — |
На начало периода никаких расчетов у подотчетных лиц с фирмой нет, как показывает нулевое сальдо. Васильчикову А.А. выдано из кассы за 1100 руб., на конец периода он отчитался за 1000 руб., за остаток 100 руб. еще не отчитался и в кассу не вернул.
Кустову О.И. выдано 900 руб. для будущих расходов. Морошкин М.С. получил 700 руб., подтвердил расход полностью согласно авансовому отчету. На конец периода дебетовое сальдо по счету 71 в целом 1000 руб.
Аналогично читаются ОСВ по другим счетам, содержащим развернутые аналитические данные, например, уже упомянутый раньше счет 62. Сформированные по каждому покупателю ОСВ служат основой для акта сверки с деловым партнером.
ОСВ наглядно показывает ошибки не только нарушением равенства трех пар итогов, но и внутри отчета, по счетам. К примеру, если у активного счета (20, 51 и пр.) сальдо на конец периода отрицательное, имеют место неверные проводки за период.
Миссия: навести порядок в сверке с налоговой
Год назад СБИС научился автоматически проверять, есть ли у организации долги перед бюджетом. Теперь мы решили дать пользователям возможность понять, как они докатились до такой жизни как сформировалась та или иная сумма.
Немного истории
ООО «Ромашка» хочет получить банковскую гарантию. Банк отвечает: «Без проблем. Только дайте справку от ФНС, что ваша организация НЕ ИМЕЕТ неисполненных обязанностей по налогам и взносам». Бухгалтер получает справку, а там.
Обеспокоенный бухгалтер запрашивает в налоговой выписку операций по расчету с бюджетом. И получает колоссальный манускрипт, в котором по сей день добрая половина населения ничего не понимает.
Чтобы хоть как-то упростить себе жизнь, расстроенный бухгалтер начинает «делить слона по частям». Он запрашивает в налоговой данные по отдельным налогам или компаниям, а потом часами сопоставляет их.
Стоп, давайте пойдем другим путем
Все нагромождение строк и столбцов в выписке можно свести в простую и наглядную таблицу.
Пожалуйста — все расхождения на виду. Если где-то затерялись 100 рублей, вы это сразу увидите.
При наведении на любую сумму СБИС покажет, из каких данных она сложилась: начисленные и оплаченные налоги, пени, штрафы — все, вплоть того самого отчета, где бухгалтер сам указал суммы к начислению. На то, чтобы провести расследование «повисших» платежей уйдет не больше минуты.
А что, если налоговая ошибается?
Сводная таблица формируется по данным ФНС, но налоговая тоже может ошибаться: произошел сбой при передаче данных, платеж приняли позже. Получается, что в таблице переплата или недоимка есть и горит «красным», а по факту — нет.
В СБИС пользователь может самостоятельно указать, есть ли на самом деле переплата или недоимка, и оставить комментарий с пояснениями. Если он уверен, что все хорошо, то поставит отметку «Расхождения нет» и укажет, почему. Если пока неясно, откуда взялся долг, выберет «Разбираюсь» и пропишет пояснения в комментариях.
Все отмеченные суммы сохраняются в журнале расхождений до тех пор, пока данные налоговой не изменятся. Туда в любой момент можно зайти, чтобы проверить, какие вопросы все еще не решены.
Что имеем в результате
В сверке с налоговой — порядок. Миссия выполнена.