Сам друг с конем что означает
Конь в славянской мифологии
Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий.
С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии: Её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки, за коня ‘отдавали полцарства’ (иногда в буквальном смысле этого слова)
Легендарный конь Александра — Македонского — Буцефал — был похоронен с королевскими почестями, а тиран-император Калигула даже сделал своего любимца членом римского сената. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Рассказывать о лошадях можно бесконечно, но: Всё это было, было, было. В мире не угас интерес к лошади, но в настоящее время, в основном, ‘живых коней заменила стальная конница’. Особенно тяжело пришлось конному делу в России последних лет — закрылись или прозябают в нищете многие конные заводы, в плачевном состоянии племенная работа, надежда лишь на энтузиастов, число которых с годами медленно, но всё же растёт. В первую очередь, это спортсмены, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, о здоровье своих детей и, наконец, просто любители прекрасного.
Прежде всего, особенно для горожан, общение с лошадью ассоциируется с верховой ездой. Человек занимается ею более пяти тысячелетий. Изображения всадников обнаружены на персидских гравюрах, датированных около 3000 года до н.э. Прелесть и благотворную силу верховой езды передал М. Ю. Лермонтов в ‘Повести о горе нашего времени’: ‘ :я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади: Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, всё в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума’. Французский философ Мишель де Монтень в своём бесценном труде ‘Опыты’ утверждает: ‘Я неохотно слезаю с лошади, раз я на неё сел, так как здоров я или болен, лучше всего чувствую себя верхом’.
КОНЬ — одно из наиболее мифологизированных священных животных; атрибут высших языческих богов; хтоническое существо, связанное с культом плодородия и со смертью, загробным миром; проводник на «тот свет». В древнейшие времена конь считался детищем как Белбога (стихии света), так и Чернобога (стихии мрака); при этом светлому богу обычно посвящался белый конь, а темному — черный.
Конь традиционно являлся непременным атрибутом многих божеств, и особенно божеств войны, грома и т.д. Наиболее же архаичен в славянской мифологии образ всадника (святого, былинного героя, божества и т.п.), поражающего Змея. Так, например, Перун неизменно представлялся всадником на коне или на колеснице, поражающим Велеса-Змея. Вообще, очень многие языческие божества представлялись конными (например, сезонные божества Авсень и Ярила). В языческие времена при храмах многих высших богов держали священных коней, и считалось, что на этих самых конях ездят сами божества; так, например, согласно легенде, бог Свентовит выезжает на битву с демонами и пр. на своем белом священном коне, содержащемся при храме.
Говоря об античной мифологии А.Ф. Лосев приходит к выводу, что «Если данная стихия находится в распоряжении того или иного божества, то для мифолога это — ясное свидетельство о том, что некогда и само божество было данной стихией». Такое заключение применимо и при анализе более архаичных представлений, так как все развитие мифологических образов происходит путем расщепления первоначального объектно-субъектного переживания.
Используя это положение образ коня можно спроецировать на одну из четырех стихий, выделенных уже в эпоху палеолита, — стихию огня. Так среди ряда значений, которые в процессе развития человечества получил огонь, особо можно выделить такие его проявления как: огонь небесный, огонь жертвенный (который включает в себя как погребальные огни, так и огонь-жрец, посредник между миром людей и миром богов), подземный огонь, животворящий огонь.
Все эти проявления стихии огня, часто воплощаются в мифологических конях, которые, по-видимому, являются эманациями этого более древнего и смыслоемкого символа.
Общим для многих народов является представление о небесной колеснице бога солнца, запряженной конями. Солнце же является тем небесным огнем, позднейшее почитание которого персонифицировалось в образ бога солнца (наглядно это прослеживается в зороастризме, где Митра затмил собой более древние культы огня).
Огонь был посредником между миром богов и миром людей, конь зачастую выполняет те же функции, являя в своем существе признаки огненной субстанции. Сохранились серебряные блюда, предположительно изготовленные в Грузии, где конь изображен у алтаря огня. В одном сообщении, относящемся ко времени арабского завоевании, описывается храм в Кобадиане (Южный Таджикистан): «В здании (храма) … находились малые и большие алтари огня и бронзовый конь небольшого размера. Жители считали его сошедшим с неба. Он изображен в состоянии движения с поднятыми передними ногами, как бы обращенными к богу». Дальше рассказывается, что когда арабы прибыли к этому святилищу, что бы его уничтожить, то внезапно оттуда вырвался огонь, который сжег прибывших воинов.
На сравнение огня с конем в русских сказках обратил внимание Пропп, особо отметив поразительное совпадение этого персонажа с индийским Agni. Конь-огонь является с дымом из ноздрей, искрами из-под копыт большей частью красной масти, и выполняет функцию переноса героя в некое тридесятое царство, не суть земное. Георгий Победоносец изображается на коне именно красной масти (очень редко в иконографии изображается белая масть коня [белый — знак потустороннего мира).
Сербские песни называют коня огневитым, и игрушечные кони у западных славян раскрашивают в красный цвет.
Лошадь имеет значение огня и света. У одного поэта мусульманского Ренессанса есть строчка: «Примчались кони рассвета в один сияющий день». Еще одним примером этой темы являются огненные кони Гелиоса.
Легенда приписывает лошади свойства, присущие бессознательному человека, что выражено в самой метафоре Кентавра. Туловище человека — его сознание, нижняя часть (круп и ноги лошади) — бессознательное. Лошадь обладает даром ясновидения и сверхъестественного слуха, даром проводника, выводит заблудившихся на верную дорогу. Присущ лошади и дар прорицания. В «Илиаде» лошадь произносит зловещую речь, озвучивая для людей слова покойника, когда того везут хоронить. Конь с человеческими ногами предсказывает Цезарю, что он завоюет мир.
Пегас — источник вдохновения. Крылатый конь Пегас крылат не только в иносказательном смысле, он не только символ поэтического вдохновения, крылья Пегаса возносят его выше даже такого хорошего летуна, как химера. Поэтическое вдохновение обладает не только реальностью, оно становится сверхреальностью.
Образы коня у скандинавов связаны со сменой ритмики суток. Конь-ночь мчится впереди с темной гривой, за ним конь-утро- с него падает пена, покрывая землю первой росой. И замыкает это дерби конь-день — у него светлая грива, которая озаряет землю и воздух.
В Упанишадах конь выражен не только через ритуал жертвоприношения, но и через соотнесенность с календарем. Туловище — год, времена года — другие части тела, суставы — месяцы и полумесяцы, ноги — день и ночь.
С древнейших времен с образом коня отождествляла себя и Русь: «Куда ты несешься, Русь?».
Деревянный дом Севера строился с конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце в своем ежедневном движении от востока к западу через священную точку полудня, означенную полотенцем под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.
Конь также знак войны и победы полководца. Демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне, значит одержать реальную победу. Многие парады проходили с главнокомандующим на белом коне, который гарцует перед войском.
Конь может дать имя герою, указывает тому на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях на пути к ней и помогает преодолеть все сложности, перенося героя через безбрежные водные рубежи на край света, где небо и земля сходятся. Он воскрешает убитого богатыря живой водой, вытягивает его из подземной темницы одним волоском своего хвоста.
Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могущественным оберегом.
Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивко-бурко. В одном варианте сказки он описывается как конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая — серебряная». В другом варианте сказки рисуется не менее впечатляющая картина: «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». Вообще-то насчитывается около 60ти русских вариантов сказки о Сивке-бурке, но эти два наиболее характерны.
Говоря о Cивке-Бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово: «конь бежит — земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся..» А когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: «..добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие — перепрыгивает»
Посмотрите — ведь богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: «Конь бежит — земля дрожит!»
Разнится также описание того, как Иван-дурак стал хозяином Сивки-бурки. В одном сказании он получает коня в дар от покойного отца за то, что исполняет его волю и ночует на могиле старика. В другом Сивко верно служит Ивану взамен за то, что тот, поймав коня когда тот топтал поле с пшеницей, отпускает его. Но в обоих вариантах сказки главный герой становится красавцем после того, как «в одно ухо Сивки залез, а в другое вылез». Затем Иван-дурак на коне едет ко дворцу. Там Сивко-бурко допрыгивает до окна царевны, что не может сделать ни один обычный конь, и Иван достает вышитый портрет (либо кольцо) царевны. Сивко-бурко стал прототипом Конька-горбунка из одноименной сказки Ершова.
Однако в гениальном произведении Ершова прослеживаются мотивы еще одной русской народной сказки. Это «Жар-птица и Василиса-царевна». В этом сказании богатырский конь главного героя стрельца наделен необыкновенной силой, мудростью и магическими способностями. Когда стрелец находит в лесу перо Жар-птицы, богатырский конь предупреждает его не брать находку чтобы не попасть в беду. Стрелец не слушает его, подбирает перо и преподносит его в дар царю. Тогда царь заставляет героя раздобыть ему Жар-птицу, Василису-царевну, платье и кольцо Василисы. Все поручения герою помогает выполнить богатырский конь. Последним заданием для стрельца становится приказ царя окунуться в чан с кипящей водой. Но героя заговаривает конь и стрелец после того, как окунается в кипяток, становится красавцем. Царь же сваривается в горячей воде.
Еще один богатырский конь с силой волшебника – это конь из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». Этого коня Ивану-царевичу дарит баба-яга, но он теряет часть магической силы, когда Иван, вопреки его совету, целует девицу-Синеглазку.
Зачастую в сказаниях конь выступает дорогим и очень желанным подарком. Отношение к коню как к драгоценному подношению хорошо выражено в сказке «Конь, скатерть и рожок». В ней дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет.
Глубокий, до конца неразгаданный смысл, народная мудрость вложила в трех коней из сказки «Василиса Премудрая». Эти кони окрашены в красный, черный и белый цвета и везут на себе всадников таких же цветов. Всадники служат бабе-яге. Она объясняет Василисе, что красный всадник на красном коне – это солнце красное, черный – ночь темная, а белый – день ясный.
В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.
Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой – целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.
Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.
На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину – то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа – все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.
Время коня – конец весны. Цвета – белый, рыжий, сивый, вороной
Пословицы и приметы:
Конь споткнулась на пороге – к беде
Конь воина нюхает – к гибели
Больной бредит о конях – скоро умрет
Ржание коня к добру, но при расставании – к долгой разлуке
Сам друг с конем что означает
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
ШАХ и МАТ или «Ход конём».
Используя книгу Виктора Александровича Пожарского «Шахматы: начальная школа» 2013г.» в качестве учебного пособия для игры в шахматы, споткнулся на фразе:
«Название игры происходит от персидского слова ШАХ (король) и арабского МАТ (погиб). Дословно «шахматы» переводится на русский язык как «король погиб».
При дальнейшем чтении книги фраза с переводом крепко застряла в голове.
Не стану приводить здесь версии ТИ проникновения игры на территорию Руси, об этом можно прочитать в сети Интернет, тем более, что по большому счёту версия одна. Коснусь лишь названия, которое видимо по ходу своего движения, подобно снежному кому «слепилось»: Индия – арабы – Персия.
Полагаю, для того, чтобы такая версия совсем уж не выглядела абсурдной, были найдены «древние» предшественники шахмат: чатуранга и шатрандж.
Ещё до того, как начать искать ответы в сети Интернет, попробовал для себя предположить, какой мог быть заложен смысл в игре.
Все логично, за исключением двух моментов: превращения пешек в другие фигуры, кроме королевы и остается необъяснимым сами действия под названием ШАХ и МАТ.
Когда открыл правила игры в чатурангу, то обнаружил подтверждение хода мыслей относительно пешек:
«Пешка, достигшая восьмой горизонтали, превращалась только в ферзя«.
Прошёлся по шахматной терминологии в английском языке.
В данном случае, название игры не складывается из названия действий, несущих угрозу королю, а произношение chess созвучно со словом ЧАС (столько может длиться одна партия).
была подкорректирована шляпка
и он превратился в епископа.
Поэтому имеем bishop вместо elephant.
Любопытен даже не столько сам процесс превращения, как факт приближения служителей церкви к королю с королевой. Именно на этот процесс указывал в своей статье с подборкой портретов царских особ из
«Коронационного сборника 1896 года».
Действия, образованные в английском языке от названий ладьи и пешки, приобрели какой-то негативный оттенок.
Целостной картины опять-таки не получилось.
В процессе сбора информации по шахматам, получил ссылку от apxiv на шикарную статью «Странная история шахмат» Александра Калёнова, преподавателя шахмат Центра детского творчества.
Решив подготовить для учеников материал по истории шахмат, автор статьи обратил внимание на отсутствие логики в хронологии развития игры, фальсификации с датами изданий книг по шахматам.
Цитаты из статьи:
«Казалось бы, имея шахматистов уровня Джоакино Греко и того же Полерио, мир был готов к тому, чтобы шахматы развивались дальше, но люди по какой-то мистической причине к ним снова охладевают! И дальше интеллектуальный «шахматный» паралич длился ни много, ни мало – опять сотню лет, да как бы и не более!
А самое смешное, что такой же интеллектуальный паралич поразил в своё время и шатрандж: между 1330-ми и 1370-ми годами почти не осталось книг по этой игре.»
.
«Это пишет Жан Боден в 1566 году, в то же время, которым датируется книга Лопеса (1561 год), и позже, чем книжка Дамиано. Если у этих «исследователей дат» нет согласия в отношении того, когда был сотворён мир, то и в вопросе о том, когда Христос родился (в каком году) они тоже друг с другом не согласны, не так ли?
По официальной исторической шкале в тот момент ещё и папа Григорий XVIII не стал понтификом, а именно при нём произошло введение григорианского календаря. И неужели кто-то полагает, что на книге того же Дамиано так и написано, как мы сейчас привыкли – 1512 год. Да если там дата и есть, то она от Сотворения мира – которое если было, то неизвестно когда.».
Поскольку ни один из двух вариантов не позволяет поставить точку в размышлениях на тему «Откуда пришли шахматы», продолжу.
Прекрасно зная, как могут быть фальсифицированы события прошлого, попробую предположить, что свой путь шахматы не совершали из Индии (либо Индия была вовсе не там, где её привыкли видеть мы на современной карте мира), а вполне себе имеют не восточные корни.
По форме это матрица осьмь на осьмь (именно без буквы «В», которую добавили после очередной реформы языка).
Кстати, по версии ТИ, букв и цифр на шахматной доске до 18 века не было вообще.
Александр Калёнов: «Незадолго до появления труда Филидора в шахматном мире произошло ещё одно очень значимое событие. В 1737-м издал свой труд о шахматах сириец Филипп Стамма, работавший переводчиком с восточных языков в английском министерстве иностранных дел. В книге Стаммы в основном даны примеры шахматных комбинаций, жертвы, жертвы, красиво, неожиданно – но это и до него было. Главное в другом: Стамма первым в истории додумался обозначать поля шахматной доски латинской буквой и арабской цифрой.»
Цитата из упомянутой в начале книги В.А. Пожарского: «Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что шахматы развивают память, пространственное воображение, способствуют повышению успеваемости по многим школьным предметам».
Отзыв на обучение детей азбуке: «Дети, которые только начинают писать буквы в прописях Всеясветной грамоты уже совсем по-другому начинают мыслить.»
Наверняка многие знают, что означает выражение «ход конём» (хитрый, остроумный, замудренный).
Обратил внимание, что для ребёнка именно ход конём сложнее всего для понимания. Ведь игрок должен видеть не только те клеточки поля, на которые способен прыгнуть шахматный конь в данный ход, но и те клеточки поля, которые окажутся под его ударом после совершения хода.
По-другому ещё ход конём называют буквой «Г».
Естественно, букву Г (или её зеркальное отображение) конь описывает только во время своего первого хода. Тем не менее значение не случайное.
Посмотрим, на каком месте стоит в азбуке и что означает буква Г (глаголи): передача мудрости.
В современной трактовке кроме буквы Г ход конём можно описать латинской буквой L.
На этот случай предлагаю обратиться к статье apxiv «Когда и как создавали «национальные языки»?, плюс хорошая иллюстрация к статье.
В продолжение темы «древности» гейвропейских языков статья Михаила Волка.
Любопытно, если принять вариант страны происхождения игры в Индии, то именно с конями (лошадьми) возникает загвоздка.
Полагаю, что у фальсификаторов не хватило фантазии чем заменить коня, как в случае со слоном.
Раз уж вспомнили про Индию, то в слове чатуранга содержится название дерева – тополя (туранга) и одной из фигур.
Из тех, кто играет в шахматы, не говоря уже о тех, кто к этой игре ни разу не обращался, не все знают, что в дореволюционной России фигуры, стоящие на краях доски имели название ТУРА (ладья). «Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни (что соответствует европейскому её названию, с разных языков переводящимся именно как «крепостная башня»).»
Встречал предположения, что такая замена названия данной фигуры на ладью продиктована более привычным русскому человеку образом и словом.
Решил проверить, насколько распространены ТУР и ЛАД в словах современного русского языка и названиях населенных пунктов, рек и т.п.
К своему удивлению обнаружил, что слов и названий начинающихся на «лад» гораздо меньше, чем на «тур».
С географией «лад» и «тур» картина ещё интереснее.
Всего навсего 4 (!) населённых пункта и 3 (!) озера Ладога и одно село Ладьино. И всё.
Названия городов Владимир, Владикавказ и Владивосток имеют в своем составе «лад», но не начинаются с него.
Перечислять все географические названия с «тур», которые есть на карте мира, не стану, приведу лишь самые необычные и крупные.
Река Тура, на которой когда-то был расположен город Чинги Тура, ныне на этом месте раскинулся город Тюмень.
Туранская равнина, река Туранка (приток Волги), река Туралыг в Хакасии, Туран (республика Тува), Турочаксий район (Алтайский край), Туркменистан, Турция.
Запредельное количество населённых пунктов Турово подстегнуло обратиться к прогрмамме Google Earth.
После нанесения отметок в программе, решил проверить частоту повторения в названиях городо/деревень/сёл шахматных терминов.
Результаты превзошли все мои ожидания.
Вот эта самая картина.
Наибольшая концентрация «шахматных городов» оказалась на территории Центральной России, с центром в г.Москва.
Для просмотра кликните мышкой по картинке.
KMZ файл.
Моё внимание превлек подмосковный город ША-ТУРА.
Если не полагаться на мнение авторитетных учёных в вопросах происхождения названий игры и городов, а самим заглянуть в словарь, то можно встретить удивительные совпадения.
Вот лишь некоторые, для примера:
ша, шапка, шамкать, шар,шатер, шаман, шаль, шаг, шайтан, шахта, шашни, шашки, шашни, шанс.
Смотрим в словаре значение слова ТУРФ, переводим взгляд на Шатуру с её окрестностями, где добывается торф.
Небольшая пауза от alvantara по разбору слова ШАХМАТЫ.
Возвращаемя к Шатуре.
Вполне логичное название для данной местности: пространство, на котором есть торф.
После такого разбора и город ТУЛА, оказавшийся в гуще «шахматных» названий, уже не кажется таким уж «финно-угорским» (поменять Р на Л не сложно, спросите у малышей :), да и гораздо проще, чем с геномами делать подтасовки).
Взглянув ещё раз на карту, вспомнил о книге Ольги Кузьминой «Республика Святой Софии», точнее о главе из этой книги «Шахматы на Руси«.
«Одной из любимейших забав в Древней Руси была игра в шахматы. В шахматы играли все — князья, бояре, воины, купцы, женщины и дети. Об этом свидетельствуют археологические находки, письменные источники и фольклор. В былинах умение играть в шахматы даже приравнивается к богатырской доблести. Чем же была для наших предков шахматная игра — простой забавой, занятием для ума в часы досуга или чем-то большим?»
Территория, о которых идёт повествование в книге, как раз и содержит в себе «шахматные» названия.
Что то слишком много «случайных» совпадений для одной игры.
В заключение хотел бы привести вывод из статьи Александра Калёнова, относительно его наблюдений, но очень точно характеризующий процессы в наше время:
«Вам не кажется, что это неестественно? Ведь чем ближе события к нам по времени, тем больше мы должны знать. Это обычная логика. Да и по мере улучшения жизни людей должно возникать больше тех самых людей, которые могут себе позволить не заботится о хлебе насущном, а заниматься игрой или изучением игры. Иначе говоря, должна быть пирамида, а здесь получилась… Кажется, это похоже на шахматную фигуру – ну просто мистика – вы не находите?»
Выводы.
Обучение игре в шахматы формирует у человека образность мышления, подобно изучению азбуки.
Играйте сами, обучайте игре детей.
З.Ы. Много ли мир знает чемпионов мира по шахматам из Индии, Персии (Ирана) и других стран, «принимавших эстафету в передаче огня» до Руси?
З.З.Ы. «Потеряв» 5508 лет Руси в 1701 году стало возможным создание древних Востоков, Китаев, Египтов и т.п., так как никто не станет задавать вопросов о том, что же происходило на территории той страны, где все эти лета велись записи.
Вариант, не вошедший в статью.
В настоящее время одни из самых популярных настольных (например, «Монополия») и компьютерных игр (например, «Word of Tank», «GTA») вполне реалистичны. За их основу взяты названия реальных городов, карты, техника и т.п.
В свете найденных материалов, в частности Михаилом Волком, доказывающих существование цивилизации, которая собственно строила каменные города с характерными планами (клетчатые), предположу, что игра в шахматы была отражением реальности. На многих картинах, рисунках видны шары, внешне похожие на лампочки или фонари, при том, что электричество вроде как появилось гораздо позднее. В центре городов чаще всего была колонна.
При таком взгляде на игру форма фигур пешки, слона и ферзя, напоминающих своими верхними частями шары/лампочки, не такая уж странная.
Наличие туры (крепости, башни) на краю доски схоже со стенами по периметру.
Пешки – передовые части, освещение.
Король (колонна), фигура, которую следует оберегать от неприятеля, поскольку его пленение (выключение, обесточивание) грозит проигрышем в партии (гибелью города, без разрушения всей инфраструктуры).
Королева/ферзь обладает самым мощным действием, способным поражать на большие расстояния.
Выражение «ферзь любит свой цвет» больше смахивает на предостережение «соблюдай полярность».