Самочиние в православии что такое

Значение слова «самочиние»

Самочиние в православии что такое. Смотреть фото Самочиние в православии что такое. Смотреть картинку Самочиние в православии что такое. Картинка про Самочиние в православии что такое. Фото Самочиние в православии что такое

самочиние

1. устар. самоуправство ◆ Старец Исая должен был сказать, что игумену Лаврентию достоверно известно их самочиние и невоздержное пьянство. «Житія русских святых», 1993 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Самочиние в православии что такое. Смотреть фото Самочиние в православии что такое. Смотреть картинку Самочиние в православии что такое. Картинка про Самочиние в православии что такое. Фото Самочиние в православии что такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова курдючный (прилагательное):

Синонимы к слову «самочиние&raquo

Предложения со словом «самочиние&raquo

Понятия, связанные со словом «самочиние»

Отправить комментарий

Предложения со словом «самочиние&raquo

Излишний энтузиазм и самочиние могут привести к большим бедам – вплоть до безумия и физической гибели.

Но это всего лишь художественное самочиние.

К тому же с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние – эти буреподобные разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление.

Синонимы к слову «самочиние&raquo

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Наставление. Как вести себя православному христианину в храме Божием

На пути в цер­ковь есть обычай читать молитву:

Вниду в дом Твой, покло­нюся ко храму свя­тому Твоему в страсе Твоем. Гос­поди, настави ми прав­дою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гор­тань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпа­дут от мыслей своих, по мно­же­ству нече­стия их изрини я, яко пре­о­гор­чиша Тя, Гос­поди. И да воз­ве­се­лятся вси, упо­ва­ю­щии на Тя, во веки воз­ра­ду­ются, и все­ли­шися в них, и похва­лятся о Тебе любя­щии Имя Твое. Яко Ты бла­го­сло­виши пра­вед­ника, Гос­поди, яко ору­жием бла­го­во­ле­ния венчал еси нас.

Кроме этой молитвы, можно читать тро­парь, кондак и другие пес­но­пе­ния службы этого дня, 50‑й, 90‑й псалмы, вос­по­ми­нать свя­щен­ные собы­тия, кото­рые празд­нует Цер­ковь в данный день.

Вхо­дить в цер­ковь над­ле­жит тихо и бла­го­го­вейно, как в дом Божий, в таин­ствен­ное жилище Царя Небес­ного. Шум, раз­го­воры, а тем более смех, при вступ­ле­нии в цер­ковь и пре­бы­ва­нии в ней оскорб­ляют свя­тость храма Божия и вели­чие оби­та­ю­щего в нем Бога.

Войдя в храм, сле­дует оста­но­виться близ дверей и сотво­рить три поклона (земных в про­стые дни, а в суб­боты, вос­кре­се­ния и празд­ники – пояс­ные) с молит­вами:

Боже, мило­стив буди мне, греш­ному. – Поклон.
Боже, очисти мя, греш­наго, и поми­луй мя. – Поклон.
Созда­вый мя, Гос­поди, прости мя! – Поклон.

На сле­ду­ю­щих молит­во­сло­виях поклоны обычно пола­га­ются пояс­ные:

Кресту Твоему покла­ня­емся, Вла­дыко, и Святое Вос­кре­се­ние Твое славим.
Достойно есть яко воис­тину бла­жити Тя, Бого­ро­дицу…
Слава, и ныне...
Гос­поди, поми­луй! (Трижды) Бла­го­слови.
Молит­вами святых отец наших, Гос­поди, Иисусе Христе, Боже наш, поми­луй нас.

После этого, по обычаю покло­нясь на обе сто­роны прежде вошед­шим людям и сотво­рив три пояс­ных поклона с молит­вой Иису­со­вой: – Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя, греш­ного – внимай начав­ше­муся Бого­слу­же­нию с бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим.

Муж­чи­нам поло­жено, по древ­нему обычаю, ста­но­виться в храме на правой сто­роне, а жен­щи­нам – на левой.

По отпу­сте службы то же должно читать, что и при входе в цер­ковь, и с такими же покло­нами и отпу­стом.

Служба цер­ков­ная совер­ша­ется со мно­гими вели­кими и малыми покло­нами. Святая Цер­ковь тре­бует совер­шать поклоны с внут­рен­ним бла­го­го­ве­нием и внеш­ним бла­го­об­ра­зием, не спеша, и, по воз­мож­но­сти, еди­но­вре­менно с дру­гими моля­щи­мися в храме. Пред совер­ше­нием поклона нужно осе­нить себя крест­ным зна­ме­нием и потом делать поклон – если малый, то нужно накло­нить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при вели­ком же нужно оба колена пре­кло­нить вместе и главою достиг­нуть земли. Крест­ное зна­ме­ние должно изоб­ра­жать на себе пра­вильно, с бла­го­го­ве­нием, не спеша, соеди­нив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Рав­но­чест­ная, а осталь­ные два перста сложив и при­гнув к ладони в озна­ме­но­ва­ние того, что Иисус Хри­стос есть Бог и Чело­век, сошед­ший на землю нашего ради спа­се­ния. Сло­жен­ную таким обра­зом дес­ницу (правую руку) сле­дует пола­гать сна­чала на чело, чтобы про­све­тил Гос­подь ум наш, затем на чрево, дабы укро­тил вою­ю­щую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освя­ще­ния нашей дея­тель­но­сти. Цер­ков­ный Устав строго тре­бует, чтобы мы совер­шали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одно­вре­менно, но и нето­роп­ливо («не бор­зяся»), и свое­вре­менно, то есть именно тогда, когда это ука­зано. Поклоны и коле­но­пре­кло­не­ния сле­дует совер­шать по окон­ча­нии каж­дого крат­кого про­ше­ния или молит­во­сло­вия, а не во время его испол­не­ния. О небла­го­чинно совер­ша­ю­щих поклоны Устав цер­ков­ный про­из­но­сит стро­гий суд (Типи­кон, поне­дель­ник первой сед­мицы Свя­того Вели­кого Поста).

Пред нача­лом вся­кого Бого­слу­же­ния нужно пола­гать по три пояс­ных поклона. Затем, при всех служ­бах, на всяком При­и­дите, покло­нимся, на Святый Боже, на трое­крат­ном Алли­луия и на Буди Имя Гос­подне пола­га­ются по три пояс­ных поклона, только на Алли­луия среди шесто­псал­мия, ради глу­бо­кой тишины, по Уставу покло­нов не пола­га­ется, но совер­ша­ется крест­ное зна­ме­ние. На Спо­доби, Гос­поди как на вечерни, так и на утрени (в сла­во­сло­вии вели­ком, поемом или чита­е­мом), пола­га­ются по три пояс­ных поклона. На всех екте­ниях цер­ков­ных служб вни­ма­тельно вслу­ши­вайся в каждое про­ше­ние, мыс­ленно воз­нося молитву к Богу и, осеняя себя крест­ным зна­ме­нием при воз­гла­ше­ниях: Гос­поди, поми­луй или Подай, Гос­поди, твори пояс­ной поклон. При пении и чтении стихир и других молит­во­сло­вий тогда только пола­га­ется поклон, когда слова молит­во­сло­вий побуж­дают к этому; напри­мер: «при­па­дем», «покло­нимся», «помо­лимся».

После Чест­ней­шую Херу­вим и пред Именем Гос­под­ним бла­го­слови, Отче(или Вла­дыко) всегда пола­га­ется глу­бо­кий пояс­ной поклон.

При чтении ака­фи­стов на каждом кондаке или икосе пола­га­ется пояс­ной поклон; при трое­крат­ном про­из­не­се­нии или пении три­на­дца­того кондака пола­га­ются земные или пояс­ные поклоны (по дню): такие же поклоны пола­га­ются по про­чте­нии молитвы ака­фи­ста.

Помян­ник чита­ется с покло­нами после каждой статии (причем в неко­то­рых мона­сты­рях поклоны пола­га­ются земные или пояс­ные, по дню, в иных же всегда пояс­ные).

По Достойно на пове­черни и утрени, также и во время пения Чест­ней­шую на 9‑й песни канона – поклон по дню; после стиха Хвалим, бла­го­сло­вим пола­га­ется пояс­ной поклон.

Пред и по про­чте­нии Еван­ге­лия (на Слава Тебе, Гос­поди) всегда пола­га­ется один пояс­ной поклон; на поли­е­лее после каж­дого вели­ча­ния – по одному пояс­ному поклону.

При начале чтения или пения Сим­вола веры, при про­из­не­се­нии слов: Силою Чест­наго и Живо­тво­ря­щего Креста, при начале чтения Апо­стола, Еван­ге­лия и паре­мий поло­жено осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием без поклона.

Когда свя­щен­но­слу­жи­тель, пре­по­да­вая мир, про­из­но­сит: Мир всем или воз­гла­шает Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и при­ча­стие (обще­ние) Свя­того Духа буди со всеми вами и лик (хор), отве­чая, поет: И духови твоему или И со духом твоим, сле­дует делать пояс­ной поклон, без крест­ного зна­ме­ния. Поклон пола­га­ется при всяком бла­го­сло­ве­нии свя­щен­но­слу­жи­те­лем всех моля­щихся, а также при отпу­сте, если он совер­ша­ется без Креста. Когда же отпуст про­из­но­сится свя­щен­но­слу­жи­те­лем с Кре­стом, кото­рым он осе­няет моля­щихся, то поклон сле­дует тво­рить с крест­ным зна­ме­нием. Небла­го­че­сти­вым само­чи­нием явля­ется то, когда миряне при общем бла­го­сло­ве­нии свя­щен­но­слу­жи­теля скла­ды­вают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их.

При воз­гла­ше­нии Главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните сле­дует накло­нять главу и стоять до окон­ча­ния молитвы, про­из­но­си­мой свя­щен­ни­ком: в это время свя­щен­ник молится Богу о всех, пре­кло­нив­ших свои главы.

Когда в церкви осе­няют народ Кре­стом, Святым Еван­ге­лием, обра­зом или Святой Чашей, то все должны кре­ститься, пре­кло­няя главу. А когда осе­няют све­чами или бла­го­слов­ляют рукой, или кадят народ, то не должно кре­ститься, а только покло­ниться. Лишь в Свет­лую сед­мицу Святой Пасхи, когда кадит свя­щен­ник с Кре­стом в руке, то все кре­стятся и, отве­чая на его при­вет­ствие Хри­стос вос­кресе, гово­рят: Воис­тину вос­кресе.

Так должно раз­ли­чать покло­не­ние пред свя­ты­ней и пред людьми, хотя и свя­щен­ными. При­ни­мая бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ника или епи­скопа, хри­сти­ане скла­ды­вают ладони кре­сто­об­разно, пола­гая правую на левую, и целуют дес­ницу бла­го­слов­ля­ю­щего, но не кре­стятся перед этим.

При при­кла­ды­ва­нии (лобы­за­нии) ко Свя­тому Еван­ге­лию, Кресту, чест­ным мощам и иконам сле­дует под­хо­дить в долж­ном порядке, не спеша и не тес­нясь, пола­гать два поклона пред цело­ва­нием и один после цело­ва­ния свя­тыни; поклоны тво­рить по дню – земные или глу­бо­кие пояс­ные, дося­зая рукой до земли. При­кла­ды­ва­ясь к иконам Спа­си­теля, Божией Матери и святых, не сле­дует цело­вать их в лик.

В Пат­ри­ар­шем чинов­нике сере­дины XVII века ука­зы­ва­лось, что, при­кла­ды­ва­ясь к иконам Спа­си­теля, сле­дует цело­вать в ножку (при пояс­ном изоб­ра­же­нии в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе Неру­ко­твор­ного образа Спа­си­теля и к иконе Усек­но­ве­ния главы свя­того Иоанна Кре­сти­теля – в косу власов.

На иконе может быть изоб­ра­жено несколько свя­щен­ных лиц, но цело­вать икону пола­га­ется один раз, дабы при сте­че­нии моля­щихся не задер­жи­вать других и тем не нару­шать бла­го­чи­ния в храме.

От Святой Пасхи до празд­ника Святой Троицы, от празд­ника Рож­де­ства Хри­стова до празд­ника Кре­ще­ния Гос­подня (Святки), вообще во все Гос­подни вели­кие празд­ники поклоны земные при хра­мо­вых Бого­слу­же­ниях отме­ня­ются.

Все­нощ­ное бдение

Первое отвер­стие цар­ских врат и каж­де­ние алтаря изоб­ра­жает явле­ние славы Божией в сотво­ре­нии мира и чело­века и бла­жен­ное состо­я­ние пра­ро­ди­те­лей в раю Божием после их сотво­ре­ния.

Пение 103-го псалма (пред­на­чи­на­тель­ного): Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода изоб­ра­жает вели­че­ствен­ную кар­тину миро­зда­ния. Каж­де­ние свя­щен­ника во время пения этого псалма изоб­ра­жает дей­ствие Духа Божия, носив­ше­гося при сотво­ре­нии мира над водами. Воз­жжен­ный све­тиль­ник, пред­но­си­мый диа­ко­ном во время каж­де­ния, зна­ме­нует тот свет, кото­рый по Твор­че­скому гласу явился после пер­вого вечера бытия.

Затво­ре­ние цар­ских врат после пения псалма и каж­де­ния озна­чает, что вскоре по сотво­ре­нии мира и чело­века врата рая были заклю­чены вслед­ствие пре­ступ­ле­ния пра­отца Адама. Чтение свя­щен­ни­ком све­тиль­нич­ных (вечер­них) молитв пред цар­скими вра­тами зна­ме­нует рас­ка­я­ние пра­отца Адама и его потом­ков, кото­рые в лице свя­щен­ника пред заклю­чен­ными цар­скими вра­тами, как перед заклю­чен­ными вра­тами рая, молят Творца своего о поми­ло­ва­нии.

Пение псалма Блажен муж со сти­хами из трех первых псал­мов и чтение 1‑й кафизмы изоб­ра­жает частью бла­жен­ное состо­я­ние пра­ро­ди­те­лей в раю, частью – рас­ка­я­ние согре­шив­ших и их надежду на обе­то­ван­ного Богом Иску­пи­теля.

Пение Гос­поди, воз­звах со сти­хами зна­ме­нует скорбь пад­шего пра­ро­ди­теля и его молит­вен­ные воз­ды­ха­ния пред заклю­чен­ными вра­тами рая, а вместе с тем и твер­дое упо­ва­ние, что Гос­подь по вере в обе­щан­ного Иску­пи­теля очи­стит и изба­вит род чело­ве­че­ский от паде­ний гре­хов­ных. Это пение изоб­ра­жает также хвалу Богу за Его вели­кие мило­сти к нам.

Отвер­за­ние цар­ских врат при пении Дог­ма­тика ( Бого­ро­дична) озна­чает то, что чрез вопло­ще­ние Сына Божия от Пре­свя­той Девы Марии и соше­ствие Его на землю отверз­лись для нас двери рая.

Исхож­де­ние свя­щен­ника из алтаря на солею и тайное моле­ние его зна­ме­нует соше­ствие Сына Божия на землю для нашего искуп­ле­ния. Диакон, пред­ше­ству­ю­щий свя­щен­нику, пред­став­ляет образ свя­того Иоанна Пред­течи, при­го­тов­ляв­шего людей к при­ня­тию Спа­си­теля мира. Каж­де­ние, совер­ша­е­мое диа­ко­ном, ука­зы­вает, что вместе с при­ше­ствием на землю Сына Божия, Иску­пи­теля мира, Дух Святый испол­нил весь мир Своею бла­го­да­тию. Вхож­де­ние свя­щен­ника в алтарь зна­ме­нует Воз­не­се­ние Спа­си­теля на Небо, а при­бли­же­ние свя­щен­ника к Гор­нему месту озна­чает седе­ние Сына Божия одес­ную Отца и хода­тай­ство пред Отцем Своим за род чело­ве­че­ский. Воз­гла­ше­нием диа­кона Пре­муд­рость, прости! Святая Цер­ковь научает нас с бла­го­го­ве­нием вни­мать вечер­нему входу. Пес­но­пе­ние Свете Тихий содер­жит про­слав­ле­ние Христа Спа­си­теля за соше­ствие Его на землю и совер­ше­ние нашего искуп­ле­ния.

Лития (общее исхож­де­ние и общее моле­ние) содер­жит сугу­бые моле­ния о наших телес­ных и духов­ных нуждах и, прежде всего, о про­ще­нии согре­ше­ний наших Божиим мило­сер­дием.

Молитва Ныне отпу­ща­еши повест­вует о сре­те­нии пра­вед­ным стар­цем Симео­ном Гос­пода Иисуса Христа в храме Иеру­са­лим­ском и ука­зы­вает на необ­хо­ди­мость посто­ян­ного памя­то­ва­ния о часе смерт­ном.

Молитва Бого­ро­дице Дево, радуйся напо­ми­нает о бла­го­ве­ще­нии Архан­гела Гав­ри­ила Пре­свя­той Деве Бого­ро­дице.

Бла­го­сло­ве­ние хлебов, пше­ницы, вина и елея, испол­ня­ю­щее их раз­лич­ных бла­го­дат­ных даро­ва­ний, напо­ми­нает о тех пяти хлебах, кото­рыми Хри­стос, чудесно умно­жив их, насы­тил пять тысяч народа.

Шесто­псал­мие – плач каю­ще­гося греш­ника пред Хри­стом Спа­си­те­лем, при­шед­шим на землю.

Непол­ное осве­ще­ние в храме при чтении шесто­псал­мия напо­ми­нает о состо­я­нии души во грехе. Мер­ца­ние све­тиль­ни­ков (лампад) изоб­ра­жает ночь Рож­де­ства Хри­стова, кото­рая огла­шена была радост­ным сла­во­сло­вием Анге­лов: Слава в Вышних Богу, и на земли мир в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние.

Чтение первой поло­вины шесто­псал­мия выра­жает скорбь души, уда­лив­шейся от Бога и ищущей Его.

Свя­щен­ник, во время чтения шесто­псал­мия пред цар­скими вра­тами молитвы утрени, напо­ми­нает о Вечном Хода­тае Нового Завета пред Богом Отцом – Гос­поде Иисусе Христе.

Чтение второй поло­вины шесто­псал­мия рас­кры­вает состо­я­ние рас­ка­яв­шейся души, при­ме­рен­ной с Богом.

Пение Бог – Гос­подь и явися нам напо­ми­нает о спа­се­нии, совер­шен­ном явив­шимся в мир Спа­си­те­лем.

Пение вос­крес­ного тро­паря изоб­ра­жает славу и вели­чие Вос­крес­шего Христа.

Чтение кафизм напо­ми­нает о тяжких скор­бях Гос­пода Иисуса Христа.

Пением стихов Хва­лите Имя Гос­подне Святая Цер­ковь про­слав­ляет Гос­пода за многие бла­го­де­я­ния и мило­сти Его к роду чело­ве­че­скому.

Тро­пари Ангель­ский собор напо­ми­нают о бла­го­ве­стии Ангела женам-миро­но­си­цам о Вос­кре­се­нии Спа­си­теля.

Во время вос­крес­ного все­нощ­ного бдения Святое Еван­ге­лие, бла­го­вест­ву­ю­щее об одном из явле­ний Вос­крес­шего Гос­пода женам-миро­но­си­цам или апо­сто­лам, по Уставу поло­жено читать в алтаре на пре­столе, как на месте, зна­ме­ну­ю­щем Живо­нос­ный Гроб, из кото­рого вос­стал Хри­стос Спа­си­тель.

По про­чте­нии Еван­ге­лие изно­сится на сре­дину храма для покло­не­ния и лобы­за­ния веру­ю­щими. При изне­се­нии Еван­ге­лия из алтаря моля­щи­еся взи­рают на него с особым бла­го­го­ве­нием, как на Самого Вос­крес­шего Гос­пода, покло­нясь и взывая: Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше, покло­нимся Свя­тому Гос­поду Иисусу. Это пение должно быть обще­на­род­ным.

В кано­нах утрени про­слав­ля­ются Вос­кре­се­ние Хри­стово (или другие свя­щен­ные собы­тия из жизни Гос­пода), Пре­свя­тая Бого­ро­дица, святые Ангелы и угод­ники Божии, честву­е­мые в данный день. При пении Вели­чит душа Моя Гос­пода каждый раз после при­пева Чест­ней­шую пола­га­ется поклон земной или пояс­ной – по дню.

В хва­лит­ных сти­хи­рах и в вели­ком сла­во­сло­вии воз­но­сится особое бла­го­да­ре­ние и про­слав­ле­ние Гос­пода Иисуса Христа.

Боже­ствен­ная литур­гия

На Боже­ствен­ной литур­гии вспо­ми­на­ется вся земная жизнь Гос­пода Иисуса Христа. Литур­гия условно раз­де­ля­ется на три части: про­ско­ми­дия, Литур­гия огла­шен­ных и Литур­гия верных.

На про­ско­ми­дии, совер­ша­е­мой обычно во время чтения 3‑го и 6‑го часов, вспо­ми­на­ется Рож­де­ство Спа­си­теля. В это же время вспо­ми­на­ются и вет­хо­за­вет­ные про­ро­че­ства о Его стра­да­ниях и смерти. На про­ско­ми­дии при­уго­тов­ля­ются веще­ства для совер­ше­ния Евха­ри­стии и поми­на­ются живые и почив­шие члены Церкви. Вели­кая отрада бывает душам усоп­ших от поми­но­ве­ния их на Боже­ствен­ной литур­гии. Поэтому спеши в храм Божий для при­сут­ствия на про­ско­ми­дии, поми­ная о здра­вии и о упо­ко­е­нии срод­ни­ков и зна­е­мых, и всех пра­во­слав­ных хри­стиан.

Молиться за усоп­ших можно так: Помяни, Гос­поди, души усоп­ших раб Твоих (имена), и прости их согре­ше­ния, воль­ная и неволь­ная, даруя им Цар­ствие и при­ча­стие вечных Твоих благ и Твоея без­ко­неч­ныя и бла­жен­ныя жизни насла­жде­ние.

На литур­гии огла­шен­ных песнью Еди­но­род­ный Сыне изоб­ра­жа­ется при­ше­ствие на землю Гос­пода Иисуса Христа.

Во время малого входа с Еван­ге­лием, изоб­ра­жа­ю­щего исше­ствие Гос­пода Иисуса Христа на про­по­ведь, при пении стиха: При­и­дите, покло­нимся и при­па­дем ко Христу совер­ша­ется пояс­ной поклон. При пении Три­свя­того – три пояс­ных поклона.

При чтении Апо­стола на каж­де­ние диа­кона над­ле­жит ответ­ство­вать накло­не­нием главы. Чтение апо­стола и каж­де­ние озна­чают про­по­ведь апо­сто­лов всему миру.

Во время чтения Еван­ге­лия, как бы внимая Самому Гос­поду Иисусу Христу, сле­дует стоять с пре­кло­нен­ной главой.

Поми­но­ве­ние членов Церкви пока­зы­вает, за кого при­но­сится Жертва Евха­ри­стии.

На литур­гии верных вели­кий вход сим­во­ли­зи­рует исше­ствие Гос­пода Иисуса Христа на воль­ные стра­да­ния для спа­се­ния мира.

Пение Херу­вим­ской песни при откры­тых цар­ских вратах бывает в под­ра­жа­ние Анге­лам, непре­станно сла­во­сло­вя­щим Небес­ного Царя и неви­димо тор­же­ственно сопро­вож­да­ю­щим Его в преду­го­тов­лен­ных и пере­но­си­мых Святых Дарах.

Постав­ле­ние Святых Даров на пре­столе, закры­тие цар­ских врат и задер­ги­ва­ние завесы озна­чают погре­бе­ние Гос­пода Иисуса Христа, при­ва­ле­ние камня и при­ло­же­ние печати ко Гробу Его.

По окон­ча­нии первой поло­вины Херу­вим­ской песни пола­га­ется пояс­ной поклон. Во время поми­но­ве­ния Свя­тей­шего Пат­ри­арха, мест­ного епи­скопа и других пола­га­ется стоять бла­го­го­вейно, с пре­кло­нен­ной главой и при словах: И всех вас, пра­во­слав­ных хри­стиан гово­рить про себя: Архи­ерей­ство твое да помя­нет Гос­подь Бог во Цар­ствии Своем. Так гово­рится при слу­же­нии епи­скопа. При слу­же­нии же других свя­щен­но­слу­жи­те­лей сле­дует гово­рить про себя: Свя­щен­ство твое да помя­нет Гос­подь Бог во Цар­ствии Своем. В конце поми­но­ве­ния над­ле­жит гово­рить про себя: Помяни мя, Гос­поди, егда (когда) при­и­деши во Цар­ствии Твоем.

Слова: Двери, двери пред пением Сим­вола веры в древ­но­сти отно­си­лись к при­врат­ни­кам, дабы они не впус­кали в храм огла­шен­ных или языч­ни­ков при совер­ше­нии таин­ства Святой Евха­ри­стии. Ныне эти слова напо­ми­нают верным, чтобы они не доз­во­ляли вхо­дить в двери своего сердца помыс­лам греха. Слова: Пре­муд­ро­стию вонмем (будем вни­мать) при­зы­вают вни­ма­ние веру­ю­щих к спа­си­тель­ному учению Пра­во­слав­ной Церкви, изло­жен­ному в Сим­воле веры (дог­маты). Пение Сим­вола веры обще­на­родно. В начале Сим­вола веры сле­дует совер­шить крест­ное зна­ме­ние.

При воз­гла­ше­ниях свя­щен­ника: При­и­мите, ядите… Пийте от нея вси сле­дует пола­гать пояс­ные поклоны. В это время вспо­ми­на­ется Тайная вечеря Гос­пода Иисуса Христа с апо­сто­лами.

Во время совер­ше­ния самого таин­ства Святой Евха­ри­стии – пре­ло­же­ния хлеба и вина в Тело и Кровь Хри­стовы и при­но­ше­ния Бес­кров­ной Жертвы за живых и усоп­ших над­ле­жит молиться с осо­бен­ным вни­ма­нием, и по окон­ча­нии пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо покло­ниться до земли Телу и Крови Хри­сто­вым. Важ­ность этой минуты так велика, что с ней не срав­нится ни одна минута нашей жизни. В этой свя­щен­ной минуте заклю­ча­ются все наше спа­се­ние и любовь Божия к роду чело­ве­че­скому, ибо Бог явился во плоти.

Во время пения Достойно есть (или другой свя­щен­ной песни в честь Бого­ро­дицы – задо­стой­ника) свя­щен­ник молится о живых и усоп­ших, поми­ная их по именам, в осо­бен­но­сти тех, за кого совер­ша­ется Боже­ствен­ная литур­гия. И при­сут­ству­ю­щие в храме должны в это время помя­нуть поименно своих близ­ких, живых и умер­ших.

После Достойно есть или заме­ня­ю­щего его задо­стой­ника – земной поклон. При словах: И всех, и вся – совер­ша­ется пояс­ной поклон.

В начале обще­на­род­ного пения Молитвы Гос­под­ней – Отче наш – сле­дует изоб­ра­зить на себе крест­ное зна­ме­ние и поло­жить земной поклон.

При отвер­стии цар­ских врат и выне­се­нии Святых Даров, озна­ча­ю­щем явле­ние Гос­пода Иисуса Христа по Вос­кре­се­нии, при воз­гла­ше­нии: Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите! пола­га­ется земной поклон.

При­сту­пая к при­ня­тию Святых Таин Тела и Крови Хри­сто­вых после того, как свя­щен­ник про­чи­тает молитвы пред при­ча­ще­нием, над­ле­жит поло­жить земной поклон, сло­жить руки на груди кре­сто­об­разно (ни в коем случае не кре­ститься, дабы не толк­нуть неча­янно и не про­лить Святую Чашу, – кре­сто­об­разно сло­жен­ные руки заме­няют в это время крест­ное зна­ме­ние) и не спеша, бла­го­го­вейно, со стра­хом Божиим под­хо­дить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по при­ня­тии Святых Тайн обло­бы­зать нижнюю часть Чаши, как само пре­чи­стое ребро Хри­стово, и затем отойти в сто­рону спо­койно, не творя крест­ного зна­ме­ния и покло­нов до при­ня­тия теп­лоты. Над­ле­жит осо­бенно воз­бла­го­да­рить Гос­пода за Его вели­кую милость, за бла­го­дат­ный дар Свя­того При­ча­ще­ния: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совер­ша­ются при­част­ни­ками до вечера. Те, кто не при­ча­ща­ется за Боже­ствен­ной литур­гией, в святые минуты при­ча­стия должны стоять в храме с бла­го­го­вей­ной молит­вой, не помыш­ляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскор­бить Свя­тыни Гос­под­ней и не нару­шить бла­го­чи­ния цер­ков­ного.

При послед­нем явле­нии Святых Даров, изоб­ра­жа­ю­щем Воз­не­се­ние Гос­пода Иисуса Христа на Небо, при словах свя­щен­ника: Всегда, ныне и присно и во веки веков пола­га­ется земной поклон с крест­ным зна­ме­нием для тех, кто не спо­до­бился Святых Таин, а для при­част­ни­ков – пояс­ной поклон с крест­ным зна­ме­нием. Кто не успел еще к этому вре­мени при­нять теп­лоты, должен обра­титься лицом к Святой Чаше выра­жая этим бла­го­го­ве­ние к вели­кой Свя­тыне.

Святой анти­дор (с греч. – вместо дара) раз­да­ется при­сут­ству­ю­щим за Боже­ствен­ной литур­гией для бла­го­сло­ве­ния и освя­ще­ния души и тела, дабы те, кто не при­об­ща­лись Святых Таин, вку­сили освя­щен­ного хлеба. Цер­ков­ный устав ука­зы­вает, что анти­дор можно при­ни­мать лишь нато­щак – ничего не евшим и не пившим.

Анти­дор так же, как и хлеб, бла­го­слов­лен­ный на литии, должно при­ни­мать бла­го­го­вейно, сложив ладони кре­сто­об­разно, правую на левую, и целуя пода­ю­щую этот дар руку свя­щен­ника. В дни Святой Четы­ре­де­сят­ницы пола­га­ются еще сле­ду­ю­щие земные и пояс­ные поклоны.

При про­из­не­се­нии молитвы свя­того Ефрема Сирина: Гос­поди и Вла­дыко живота моего (моей жизни) пола­га­ются 16 покло­нов, из них 4 земных (в Уставе они назы­ва­ются вели­кими) и 12 пояс­ных (мета­ний). Устав цер­ков­ный запо­ве­дует читать эту молитву с уми­ле­нием и стра­хом Божиим, стоя прямо и воз­водя ум и сердце к Богу. Совер­шив первую часть молитвы – Гос­поди и Вла­дыко живота моего, – пола­га­ется поло­жить вели­кий поклон. Затем, став прямо, по преж­нему обра­тив мысль и чув­ства к Богу, сле­дует про­из­но­сить вторую часть молитвы – Дух же цело­муд­рия – и, окон­чив ее, снова сотво­рить поклон вели­кий. После про­из­не­се­ния тре­тьей части молитвы – Ей, Гос­поди Царю – пола­га­ется третий земной поклон. Затем пола­га­ются 12 покло­нов пояс­ных («излегка, утом­ле­ния ради» – Типи­кон, поне­дель­ник первой сед­мицы Вели­кого Поста) со сло­вами: Боже, очисти мя (меня), греш­ного. Совер­шив малые поклоны, снова читают молитву свя­того Ефрема Сирина, но не раз­де­ляя на части, а всю цели­ком, и в конце ее пола­гают земной поклон (чет­вер­тый). Эта святая молитва про­из­но­ситься на всех сед­мич­ных вели­ко­пост­ных служ­бах, за исклю­че­нием суббот и вос­кре­се­ний.

На вечерне пола­га­ется по одному зем­ному поклону после пес­но­пе­ний Бого­ро­дице Дево, радуйся, Кре­сти­телю Хри­стов и Молите за ны, святии апо­столи.

На вели­ком пове­че­рии должно вни­ма­тельно слу­шать чтение цер­ков­ных молитв. После Сим­вола веры, при пении Пре­свя­тая Вла­ды­чице Бого­ро­дице, моли о нас, греш­ных и прочих молит­вен­ных стихов, по окон­ча­нии каж­дого стиха пола­га­ется земной поклон, в поли­е­лей­ные празд­но­ва­ния – пояс­ной.

О покло­нах при чтении Вели­кого пока­ян­ного канона пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского в Уставе ска­зано «Творим же на кийждо (каждый) тро­парь мета­ния три, гла­го­люще насто­я­щий припев: Поми­луй мя, Боже, поми­луй мя».

На Гос­поди сил, с нами буди и прочих стихах пола­га­ется по одному пояс­ному поклону.

При про­из­не­се­нии свя­щен­ни­ком вели­кого отпу­ста – молитвы Вла­дыко, Мно­го­милост­ливе необ­хо­димо пре­кло­ниться до земли, с сер­деч­ным уми­ле­нием испра­ши­вая у Гос­пода про­ще­ния согре­ше­ний.

После тро­па­рей часов с их сти­хами (1‑го часа: Заутра услыши глас мой; 3‑го часа: Гос­поди, Иже Пре­свя­таго Твоего Духа; 6‑го часа: Иже в шестый день же и час; 9‑го часа: Иже в девя­тый час) пола­га­ется по три земных поклона; на тро­паре Пре­чи­стому образу Твоему – один поклон до земли; на всех часах по окон­ча­нии Бого­ро­дич­нов (на 1‑ом часе: Что Тя наре­чем, о Бла­го­дат­ная; на 3‑м часе: Бого­ро­дице, Ты еси лоза истин­ная; на 6‑ом часе: Яко не имамы дерз­но­ве­ния; на 9 м часе: Иже нас ради рож­дейся) совер­ша­ются три малых поклона. В чине изоб­ра­зи­тель­ных, во время пения Бла­женн: Во Цар­ствии Твоем помяни нас, Гос­поди, после каж­дого стиха с при­пе­вом пола­га­ется делать малый поклон, а при послед­нем трех­крат­ном пении Помяни нас пола­га­ются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави, хотя и нет ука­за­ния в Уставе, но древним обы­чаем при­нято всегда пола­гать поклон (земной или пояс­ной – по дню).

На Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров на вечерне, во время чтения тре­тьего анти­фона 18-ой кафизмы, когда Святые Дары пере­но­сятся с пре­стола на жерт­вен­ник, а также при появ­ле­нии свя­щен­ника со свечой и кадиль­ни­цей в отвер­стых цар­ских вратах, про­из­но­ся­щего перед чте­нием второй пари­мии Свет Хри­стов про­све­щает всех! пола­га­ется падать ниц до земли. Во время пения: Да испра­вится молитва моя моле­ние всего народа совер­ша­ется с пре­кло­не­нием колен; певцы и чтец встают на колени пооче­редно по испол­не­нии поло­жен­ного стиха; по окон­ча­нии пения всех стихов молитвы поло­жены три поклона до земли (по обычаю) с молит­вой свя­того Ефрема Сирина). Во время вели­кого входа при пере­не­се­нии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров с жерт­вен­ника на пре­стол, народу и певцам сле­дует при­па­дать ниц до земли из бла­го­го­ве­ния к Святым Тайнам Тела и Крови Хри­сто­вых. По окон­ча­нии пения Ныне Силы Небес­ныя пола­га­ются три поклона до земли, по обычаю, также с молит­вой свя­того Ефрема Сирина. Заам­вон­ную молитву свя­щен­ника над­ле­жит слу­шать со вни­ма­нием, при­ла­гая ее смысл к сердцу, и по окон­ча­нии ее совер­шить поклон пояс­ной.

В Страст­ную сед­мицу земные поклоны пре­кра­ща­ются с Вели­кой среды. В Уставе об этом гово­рится так: «На Буди Имя Гос­подне: поклоны три, и абие (тотчас) упразд­ня­ются совер­шенно в церкви быва­е­мые земные поклоны; в кел­лиях же даже и до Вели­кого Пятка совер­ша­ются. Покло­не­ние Святой Пла­ща­нице в Вели­кую Пят­ницу и Вели­кую Суб­боту, подобно как и Свя­тому Кресту, сопро­вож­да­ется тремя зем­ными покло­нами».

Поклоны вход­ные и исход­ные, а также о кото­рых ска­зано, что они пола­га­ются в зави­си­мо­сти от дня («по дню») – в дни суббот, вос­кре­се­ний, празд­ни­ков, пред­празнств и попразнств, поли­е­лея и вели­кого сла­во­сло­вия совер­ша­ются пояс­ные, в про­стые же дни пола­га­ются земные. В сед­мич­ные дни поклоны земные пре­кра­ща­ются с вечерни в пят­ницу от Спо­до­бив, Гос­поди, и начи­на­ются от вечерни в вос­кре­се­нье, также от Спо­доби, Гос­поди.

Нака­нуне одно­днев­ных празд­ни­ков, поли­е­лея и вели­кого сла­во­сло­вия земные поклоны пре­кра­ща­ются также с вечерни и начи­на­ются с вечерни же от Спо­доби, Гос­поди, в самый празд­ник.

Пред вели­кими празд­ни­ками земные поклоны пре­кра­ща­ются нака­нуне пред­праздн­ства. Покло­не­ние Свя­тому Кресту в празд­ник Воз­дви­же­ния всегда совер­ша­ется с зем­ными покло­нами, хотя бы он при­шелся и в вос­крес­ный день.

Во время чтения пари­мий и кафизм с седаль­нами при­нято сидеть. Полезно пом­нить, что по Уставу сидеть раз­ре­ша­ется не во время чтения самих кафизм, а во время житий и свя­то­оте­че­ских поуче­ний, поло­жен­ных между кафиз­мами с седаль­нами.

Попе­че­ние Святой Церкви о нас про­дол­жа­ется и после службы, чтобы мы не лиши­лись бла­го­дат­ного настро­е­ния, кото­рого по мило­сти Божией удо­сто­и­лись в храме. Цер­ковь запо­ве­дает нам и рас­хо­диться из храма в бла­го­го­вей­ном мол­ча­нии, с бла­го­да­ре­нием Гос­поду, спо­до­бив­шему нас при­сут­ство­вать в храме, с молит­вой, чтобы Гос­подь даро­вал до конца нашей жизни всегда посе­щать Его святой храм.

В Уставе об этом гово­рится так: «По отпу­ще­нии же, исхо­дяще из церкве, идем со всяким без­мол­вием в келии своя, или на службу. И не подо­бает нам беседы тво­рити друг с другом на мона­стыре в пути, удер­жано бо сие от святых отец».

Бывая в храме Божием, будем пом­нить, что мы нахо­димся в при­сут­ствии Гос­пода Бога, Божией Матери, святых Анге­лов и Церкви пер­во­род­ных, то есть всех святых. «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним (мыслим)».

Спа­си­тель­ная сила цер­ков­ных молитв, пес­но­пе­ний и чтений зави­сит от того, с каким чув­ством при­ни­мают их наши сердце и ум. Поэтому, если невоз­можно поло­жить поклон по той или иной при­чине, то лучше со сми­ре­нием испро­сить у Гос­пода про­ще­ния, чем нару­шать цер­ков­ное бла­го­чи­ние. Но совер­шенно необ­хо­димо вни­кать во все, совер­ша­ю­ще­еся за цер­ков­ным Бого­слу­же­нием, чтобы питаться им. Тогда только за цер­ков­ной служ­бой каждый согреет свое сердце, воз­бу­дит совесть, оживит иссох­шую душу и про­све­тит свой ум.

Будем твердо памя­то­вать слова свя­того апо­стола Павла: «Стойте и дер­жите пре­да­ния, имже научи­стеся или словом, или посла­нием нашим» ( 2Сол. 2:15 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *