Самолеты мешают спать что делать
7 простых советов, которые помогут уснуть в самолете
Знаменитости любят поддразнивать публику фотографиями из частных джетов: удобные кресла, подушки, одеяла, достаточно места, чтобы расположиться с комфортом, — даже самый долгий перелет в таких условиях превращается в сплошное удовольствие. Простым пассажирам редко доступна подобная роскошь, так что приходится ютиться в ограниченном пространстве в окружении десятков назойливых соседей, пытаясь абстрагироваться от шума и беспокойства.
Казалось бы, о сне не может идти и речи: большинству людей не удается заснуть в вертикальном положении, да и низкий уровень кислорода и влажности не лучшим образом влияет на самочувствие. Но сомнологи уверены: соблюдая несколько простых правил, в самолете можно не только расслабиться, но и очутиться в объятиях Морфея.
1. Горизонтальное положение
Лучшая позиция для сна в самолете — та, что наиболее комфортна для каждого конкретного человека, но есть и универсальный совет: нужно постараться принять положение, максимально приближенное к горизонтальному. Например, опустить спинку кресла, а если такой возможности нет — вытянуть ноги как можно дальше.
О чем молчат самолеты? Честное интервью с тем, кто их чинит:
2. Жесткая подушка
Хорошая подушка для шеи должна надежно поддерживать голову, не давая ей наклоняться в стороны: одно неосторожное движение может спровоцировать мышечный спазм, сузить дыхательные пути и затруднить дыхание.
3. Никакого снотворного
Впечатлительные пассажиры, особенно страдающие аэрофобией, иногда предпочитают перестраховаться и принять снотворное: барбовал, сондокс или другой безрецептурный препарат. Но подобные меры оправданы, только если предстоит по-настоящему долгий путь: от 8 и более часов в воздухе. В противном случае снотворное продолжит действовать, даже когда перелет закончится, сонливость и головокружение будут преследовать и после схождения с трапа. Да и вообще, в самолете лучше сохранять ясность сознания.
4. Активность накануне
Перед продолжительным полетом стоит провести день активно: много двигаться, давать пищу для мозга, а главное — избегать напитков с кофеином и не поддаваться соблазну немножечко подремать. Заходя в самолет максимально уставшим, пассажир волей-неволей расслабляется в кресле и воспринимает перелет как возможность наконец отдохнуть.
5. Защита от шума
В самолетах действительно очень, очень шумно: при взлете на уши ложится нагрузка в 105 децибел, что сопоставимо с воем сирены, а во время полета уровень падает до 85 децибел, сравнимых с громкостью работающего пылесоса. Тем, кто планирует поспать или просто расслабиться, не обойтись без шумоподавляющих наушников или обычных берушей — восковых, силиконовых или полиуретановых.
6. Дыхательные упражнения
Даже если аэрофобии в анамнезе нет, вряд ли получится избежать беспокойства и стресса перед полетом: ожидание рейса, регистрация и прочие процедуры неизбежно настраивают на тревожный лад. Расслабить тело и очистить голову от ненужных мыслей помогут элементарные дыхательные упражнения.
7. Маска для сна
Свет, включенный в салоне или проникающий из иллюминаторов, мешает выработке мелатонина — гормона, регулирующего суточные биоритмы и отвечающего за качество сна. Тканевая маска для глаз поможет «обмануть» организм и быстрее заснуть, оказавшись в полной темноте и не отвлекаясь на суету вокруг. А вот после приземления, напротив, лучше проводить больше времени на солнце: это позволит легче справиться с джетлагом.
16 способов отлично поспать в самолете и выйти из него отдохнувшим
Чем теплее страна, тем дальше она почему-то от России. В сезон отпусков самым счастливым из нас предстоит многочасовой перелет в сторону пляжа (что приятно) и такой же перелет обратно (что не очень приятно). «Газета.Ru» собрала главные правила, следуя которым, в самолете можно будет спокойно выспаться, а не мучиться, как вы обычно это делаете.
Место
Всегда выбирайте сиденье у окна. Так у вас будет на несколько сантиметров больше места, чем у тех, кто сидит у прохода (а в самолете это серьезная разница). К тому же вашему соседу не придется будить вас, если ему вздумается пройтись.
Никогда не бронируйте место в последнем ряду. Во-первых, в большинстве моделей самолетов эти сиденья невозможно откинуть до конца. Вы наверняка при каждом полете чувствуете разочарование от того, как незначительно откидывается сиденье, но если оно не будет откидываться вообще, все окажется намного неприятнее. Во-вторых, через пару часов полета в хвосте образуется очередь желающих сходить в туалет и тех, кому просто надоело сидеть и хочется погулять. Они будут нависать над вашим местом, держаться за спинку вашего кресла и обсуждать Наташу, которая едет в Таиланд изменять Павлику.
Если вас не укачивает, бронируйте места ближе к хвосту самолета, рекомендует авторы исследования о разных сиденьях в самолете, опубликованного в американском журнале «Популярная механика». Считается, что чем ближе к носу, тем меньше трясет, поэтому услужливые стюарды часто пересаживают пассажиров с детьми вперед. А когда дети не ваши – в замкнутом пространстве лучше держаться от них на почтительном расстоянии.
Тело
Купите бутылку воды перед полетом. Сухой самолетный воздух приводит к быстрому обезвоживанию, а обезвоживание – к бессоннице. Не пейте алкоголь на борту. И не только потому, что это может кончиться тем, что вы станете следующей звездой ютуба в ролике с подписью «Наши люди летят в Египет», но и потому, что перепады давления в салоне и так дают большую нагрузку на сердце. Не усложняйте ему работу.
Кстати, про сердце. Если нагнуться вперед, сердечный ритм снижается автоматически – тело переходит в спокойный режим. Поэтому многие врачи (как утверждает один из самых авторитетных медицинских журналов мира New England Journal of Medicine) рекомендуют тем, кому трудно уснуть в самолете, попробовать лечь на откидной столик.
Если это кажется вам слишком радикальным, нагнитесь вперед, упритесь локтями в свои колени, а когда почувствуете, что дышите медленнее, откидывайтесь и засыпайте.
Даже когда вы спите в собственной кровати, вы меняете позицию тела от 20 раз за одну ночь. Так что нет ничего плохого в том, что вам постоянно хочется вертеться, сидя в самолетном кресле. Делайте это — не стесняйтесь.
Одежда
В самолет нужно одеться удобно, а не красиво. Одежда должна быть из натуральных тканей, чтобы «дышала». Обувь, девушки, без каблуков. Вы же видели видео о том, как вести себя на борту во время крушения. Вас все равно заставят снять каблуки перед выходом из самолета – так и будете ходить по необитаемому острову босая.
А если серьезно, мышцы ног должны быть не напряжены – а для этого они должны быть в натуральном положении, а не в том, в котором вы их держите на шпильках.
Еда
Как и на земле, чем плотнее вы пообедаете, тем сложнее вам будет уснуть. При этом на голодный желудок уснуть еще труднее, так что обязательно что-нибудь съешьте. Самолет часто становится тем местом, где люди начинают позволять себе «нездоровую еду», к которой обычно не притрагиваются. Сладкое, кофе и еда, богатая углеводами, бодрят. Если есть выбор, сделайте упор на белки (мясо) и зеленые овощи.
Перед сном температура человеческого тела снижается, потому что все системы работают не в таком интенсивном режиме, как во время бодрствования. Этим механизмом можно воспользоваться, чтобы убедить тело, что пора спать. Попробуйте съесть немного мороженого, холодный йогурт, фрукт, попейте сока со льдом или просто воды.
Развлечения
В самолете их много: и фильмы, и книги, и радио, и бессмысленные покупки. Не пренебрегайте этими удовольствиями, но непосредственно перед сном лучше всего послушать тихую музыку из собственного плеера, рекомендует Джон ДиСкала, главный редактор популярного журнала для путешественников. Дело в том, что, когда музыка знакомая, мозг не тратит энергию на ее «осмысление» и вы расслабляетесь.
Аксессуары
Глазная повязка. Пилот будет включать и выключать свет каждый раз, как ему нужно что-то сказать. Пассажиры будут играть со своими лампочками. Так что без повязки с тем же успехом можно попробовать выспаться на дискотеке.
Ушные затычки. Дети не перестанут плакать. Нет. И не надейтесь. Глушить их фильмом или музыкой бесполезно. Да и хорошо вы под звуки фильма все равно не выспитесь. Самое правильно решение – ушные затычки.
Фиксатор для шеи. Если его у вас до сих пор нет, это, скорее всего, потому, что вы думаете, что люди с этими ободками выглядят глупо. Только заметьте, вы вот сидите в самолете с красными глазами и думаете об этом несколько часов, пока остальные сладко спят. Для безмятежного сна необходимо, чтобы шейным мышцам не нужно было держать вашу уставшую голову. В самолетных сиденьях это без фиксаторов сделать практически невозможно. Так что или фиксатор, или быстро и близко подружитесь с соседом и положите голову ему на плечо.
И главное. Ни в коем случае не думайте о том, что вам нужно уснуть. Это первое, чему врачи учат людей, страдающих бессонницей. Не нужно сидеть с закрытыми глазами и переживать, что не спите. Не думайте о том, что не можете уснуть. Не волнуйтесь. Думайте о приятном. В конце концов, на море летите. Приятного сна!
11 секретов, которые сделают ваш авиаперелет менее болезненным
Многочасовые полеты в тесных самолетах мало кому нравятся. Вы не можете спать. У вас болят суставы. Еда ужасная. В воздухе воняет. Слишком жарко. А теперь слишком холодно. Некуда деть колени. Ребенок плачет… Как сделать авиаперелет максимально удобным и приятным? Давайте разберемся.
Для многих людей авиаперелеты являются огромным стрессом
Те из нас, кто летал на самолетах, когда-нибудь испытывал дискомфорт в той или иной степени. И если вам пришлось лететь через полмира из России в Нью-Йорк, путешествие вряд ли будет приятным. Тому, конечно, есть причины. Современные самолеты, вопреки популярным убеждениям, не обеспечивают давление, к которому мы привыкли на уровне моря. Вместо этого «высота кабины» — примерно от 1828 до 2438 метров, что примерно равно высоте небольшой горы. Как следствие: меньше кислорода и расширение газов в полостях нашего тела. Как и остальное: задержки полетов, проход через службу безопасности аэропорта, шум и вибрация на борту, безвкусная еда, резкие перепады температуры, низкая влажность, тесные кресла и джетлаг — список можно продолжать.
И все же такой перелет можно и нужно сделать проще.
С помощью нескольких простых советов вы сможете сделать свой перелет более комфортным
Научитесь справляться со стрессом перед полетом
Все самые свежие новости из мира высоких технологий вы также можете найти в Google News.
Выберите место
Выбирайте место с умом, используя соответствующие сайты вроде SeatGuru. На них показаны цветные диаграммы, для каждого самолета и авиакомпании, советующие пассажирам, от каких мест лучше отказаться, поскольку они рядом с туалетами, очень узкие или не откидываются и так далее.
Выберете место, минимизируйте багаж, настройтесь на отдых
Эксперты говорят, что сидение рядом с крылом самолета снижает турбулентность, поскольку крылья расположены ближе к центру тяжести самолета. И если вы забыли выбрать место, спросите на входе: есть шанс, что вам удастся сесть на место получше, если самолет не будет совсем забит.
Летайте налегке
Очень важно понимать объем физической активности во время перелета. Возьмете больше багажа, чем можете унести, и дискомфорт от путешествия вырастет многократно, говорит Ричард Давуд, врач из Fleet Street Clinic в Лондоне, специализирующийся на туристической медицине. Таскание тяжелого багажа туда-сюда также «повышает риск растяжение мышц и проблем с опорно-двигательным аппаратом, которые лишь усугубятся неподвижностью и сдавливанием в кресле на борту».
Заморите джетлаг голодом
Еще один совет для длительных перелетов: ехать натощак, поскольку это упрощает борьбу с джетлагом, то есть адаптацией биоритма к другому месту, времени и атмосфере. Исследователи из Гарварда утверждают, что голодовка в течение 16 часов перед посадкой в самолет может помочь путешественникам быстрее и проще приспособиться к новой временной зоне, включив специальные часики в голове. Эти часики отличаются от биологических циркадных часов организма, которые реагируют на свет и говорят нам, когда просыпаться, спать и есть.
Ешьте осторожно
Допустим, вы приехали в аэропорт пораньше, приготовились к джетлагу и даже налегке прошли через охрану. Не ешьте перед посадкой жирную, жареную или еще какую-нибудь «вкусную» еду в стиле фастфуд; держитесь подальше от овощей, которые заставят ваш живот бурлить, вроде лука, брокколи, кабачков, бобов и цветной капусты.
Следите за тем, что едите в полете
Мы — это то, что мы едим, и в самолете эта истина вдвойне актуальна, поскольку перелеты на дальние расстояния нарушают ваши биологические часы. «Ешьте здоровую и легкую пищу, которая легко усваивается — фрукты или салат», говорит Алвин ван Дронгелен, хронобиолог из Медицинского центра при Университете VU в Амстердаме. Время приема пищи также играет важную роль в адаптации к новому часовому поясу: «В самолетах часто пытаются накормить вас завтраком перед приземлением, тогда как ваши внутренние часы думают, что сейчас полночь. Было бы разумно отказаться от сосисок с фасолью и перекусить крекерами с водой». Богатая углеводами пища вроде макарон, цельнозернового хлеба и овсянки тоже подойдет, поскольку стимулирует выработку инсулина, благодаря которому наш организм лучше переносит джетлаг.
Не голодайте и не переедайте перед полетом
Жирная пища будет дольше перевариваться, а это неудобно, если вы хотите поспать, говорит Давуд. Взять с собой здоровый перекус на борт может быть неплохой идеей; как вариант, можно заказать особое блюдо перед полетом. В таком случае вас еще и обслужат в первую очередь.
Некоторые самолеты могут представлять угрозу для здоровья, особенно если вылет происходит из страны с низкими стандартами гигиены; и если налицо долгая задержка рейса, очевидно, еда портится и не будет высшего качества.
Пейте больше воды
Если говорить о жидкости, не ограничивайте себя в ней, даже если сидите где-нибудь в центре и не хотите беспокоить других пассажиров, бегая в туалет. «Это ужасный подход, который также является одной из причин появления инфекций мочевыводящих путей и цистита у женщин после длительных перелетов», говорит Давуд. Вместо этого, говорит он, пить нужно много: хотя бы пол-литра воды через каждые три часа в воздухе.
Избегайте алкоголя, газировки, напитков, содержащих кофеин, но не забывайте пить воду
Прием алкоголя приводит к обезвоживанию. Влажность на борту и без того очень низкая, всего 5-15%, поскольку воздух поступает в кабину с большой высоты, на которой влаги вообще нет. От алкоголя не только будет хотеться больше пить, но вместе с низкой влажностью «стакан алкоголя эквивалентен двум на земле», говорит Бор.
Не забывайте о своем здоровье
Низкая влажность напрягает нос и горло, кожу и глаза — особенно если вы носите контактные линзы. Люди с проблемами дыхания или тяжелые курильщики будут особенно в зоне риска, говорит Брайан Маккрери, медицинский директор в Glendale Regional Public Safety Center Health Clinic в Скоттсдейле, Аризона. Поэтому если вам иногда нужен ингалятор, не прячьте его далеко.
Чтобы не пропустить ничего интересного из мира высоких технологий, подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram. Там вы узнаете много нового.
Если на борту вдруг стало не хватать воздуха, положите влажную ткань на лицо и дышите ртом, а также не забывайте пить много воды. Можно попросить воду с раствором электролита. Если начинаете задыхаться, попросите у экипажа дополнительный кислород.
Еще одной хорошей идеей будет взять водяной спрей, гигиеническую помаду и увлажнитель кожи. Эти вещи можно включить в небольшой набор для путешествий, вместе с дезодорантом, зубной пастой, щеткой, расческой, запечатанной едой, витамином C, гелем для рук и чистым бельем (только убедитесь, что упаковали все жидкости в один прозрачный полиэтиленовый пакет, когда будете проходить через службу безопасности).
Вздремните
Сон на борту во время полета может быть проблемой для многих, особенно в эконом-классе. Если вы сумеете, поспите, поскольку сон в бизнес- или первом классе, с сиденьями, которые превращаются в кровати, будет куда удобнее. Если не можете, подумайте о том, чтобы потратить немного больше на сиденье с большим пространством для ног. Носите свободную одежду, платья с большим количеством слоев, из-за изменчивых температур во время длительных перелетов, советует Дэвид Грэдвелл, профессор в области аэрокосмической медицины в Королевском колледже Лондона. «Тепловой комфорт на борту самолета поддерживается в кабине целиком или зонированно, но кому-то может быть слишком тепло или слишком холодно», говорит он. Упакуйте также теплые удобные носки и шарф или большой платок — его можно будет использовать как одеяло».
Постарайтесь поспать, используя подушку, плед или любые подручные средства, чтобы устроиться покомфортнее и избежать болей в шее и спине
Не брезгуйте маской для глаз и подушкой для шеи. «Если ваша шея заваливается на бок, нарушается ток кислорода и вы просыпаетесь, что не очень удобно», говорит Бор. Новейшие решения вроде «страусиной подушки» для сна отлично подойдут, правда привлекут много внимания. Еще один вариант — BauBax, «лучшая в мире куртка для путешествий», с 15 встроенными функциями от надувной подушки для шеи и маски для глаз до капюшона, перчаток, держателя напитков и кучи карманов для телефона, планшета, зарядки и даже одеяла.
Поскольку большинство сидений для самолетов имеют С-образную форму, многие пассажиры в конечном итоге остаются с болями в шее и спине. Заткните подушку, платок или одеяло за спину, чтобы поддерживать позвоночник и сохранять его в нормальной форме.
Блокируйте шум
Шумоподавляющие наушники — это круто, хоть и дорого, они спасут вас от шума двигателей и прочих источников раздражения. Шум внутри кабины намного выше, чем тот, к которому мы привыкли, от 65 до 85 децибел. Рекомендованный уровень шума для многих рабочих мест не должен превышать 40-60 дБА, говорит Бретт Молсворт из авиационной школы из Университете Нового Южного Уэльса в Сиднее, Австралия.
Шум в кабинках, как выяснилось, влияет на память и вызывает усталость: «Шум в 80 дБА в течение двух часов снижает распознавательную способность памяти примерно на 20%», говорит Молсворт. В своих исследованиях он также обнаружил, что шум в 65 дБА имеет аналогичные последствия для употребляющих алкоголь.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Там можно найти много всего интересного, чего нет даже на нашем сайте.
В будущем путешественники будут спать намного лучше, благодаря устройствам вроде недавно запатентованной системы Boeing Transport Vehicle Upright Sleep Support Syste. Она совмещает подушку и рюкзак, поддерживающие вашу голову и грудь. Если же вы не можете спать на борту, пользуйтесь вспомогательными средствами, например, синтетическим мелатонином (этот гормон управляет циклами сна и пробуждения). Различными подобными средствами пользуются и пилоты рейсов дальнего следования.
Двигайтесь больше
Еще одна проблема авиапассажиров — особенно длительных перелетов — это риск тромбоза глубоких вен (ТГВ), образование тромбов в глубоких венах. Он появляется, когда слишком долго сидишь, и приводит к опухшим ногам, лодыжкам и боли в ногах. Тромбы в ногах не являются серьезными, но иногда они могут путешествовать в легкие и вызывать боль в груди и одышку — или что похуже.
Постарайтесь во время перелета, особенно длительного, двигаться, разминать руки, ноги, шею, спину насколько это возможно
Если вы думаете, что подвержены риску ТГВ, обратитесь к врачу перед перелетом и подумайте о ношении компрессионных чулок, которые оказывают мягкое давление на лодыжки, стимулируя кровоток. Но важно подобрать хорошие чулки нужных размеров и правильно их усадить. Аспирин не поможет, а вот движение — поможет. Не размещайте багаж под сиденьем перед вами, поскольку он ограничит свободу движения ваших ног.
Был только миг: как пилоты обледеневшего A321 спасли 200 жизней
В четверг, 2 декабря, самолет авиакомпании S7, выполнявший рейс Магадан–Новосибирск, экстренно приземлился в аэропорту Иркутска. На борту находились 199 пассажиров и пять членов экипажа. Как заявил перевозчик, из-за обледенения борта отключился автопилот. По информации источника «Известий», обледенели оба двигателя, самолет стал крениться и быстро терять высоту. О том, как развивалась ситуация в небе и сколько времени было у пилотов, чтобы избежать катастрофы, — в материале «Известий».
«Жутко страшно»
Airbus 321 вылетел из Магадана в 11:42 по местному времени. Четыре с небольшим часа спустя он аварийно приземлился в аэропорту Иркутска, и 205 человек теперь с полным правом могут праздновать второй день рождения. Как рассказала «Известиям» одна из пассажирок, рейс с самого начала не был спокойным.
— Мы взлетели, и началась турбулентность, скажем так, очень сильная. Потом мы или теряли, или набирали скорость, но, в общем, давление испытывали очень сильное. Очень сильно качало. Жутко страшно. Не передать словами, — поделилась Екатерина.
По ее словам, сильная качка продолжалась около часа, пассажиры ощущали, что самолет резко потерял высоту.
— Мне казалось, что еще чуть-чуть — и мы ударимся о землю, — отметила Екатерина.
Пилот объявил, что будет техническая посадке в Якутске, но она не состоялась, и борт пошел на Иркутск, рассказала девушка. После этого ситуация, казалось, нормализовалась, пассажирам разрешили вставать.
Андрей Никитин, также летевший этим рейсом, говорит, что пассажиры сразу почувствовали — ситуация нештатная. В течение полутора часов самолет то проваливался вниз, то поднимался.
— Его постоянно кренило из стороны в сторону. Мы всеми фибрами души чувствовали это напряжение, которое было в салоне. Прекрасно понимали, что в любой момент может случиться трагедия. От себя скажу, что я уже мысленно простился со всеми родными и близкими, подумал о том, что у меня было в жизни, чего достиг, чего не достиг. Слава богу, чудо случилось, и мы не просто выжили, а не получили никаких увечий, самолет успешно сел в Иркутске. Я считаю, что это подарок судьбы, — рассказал он.
Взгляд из кабины
«5220, Mayday, Mayday, Mayday. Unreal board speed, research airport», — прозвучал международный сигнал бедствия из кабины пилотов. В Telegram-каналах появилась аудиозапись переговоров, во время которых пилот сообщил диспетчеру о «сильнейшем обледенении» и запросил посадку в ближайшем аэропорту. Сначала его направили на Якутск, но борт не смог зайти там на посадку.
О том, как развивалась ситуация, «Известиям» рассказал источник, близкий к следствию. По его словам, примерно через 15 минут после взлета вышла из строя система автопилота, предположительно, из-за обледенения. Управление самолетом перешло в ручной режим. Само по себе это не катастрофа: все пилоты тщательно отрабатывают эту ситуацию на тренажерах, а те, что поопытнее, оттачивали ручное управление и на самолетах. Однако борт бросало вверх-вниз, были проблемы с поддержанием скорости.
Уже после запроса экстренной посадки, на подлете к Якутску, пилот доложил, что экипаж не может стабилизировать самолет.
— Сибирь 5220, если есть возможность, набирайте 170-й эшелон для стабилизации.
— Пока ничего не можем, справиться со взлетом…
Обледенение не позволило самолету набрать нужную высоту, и вскоре борт начал заваливаться, самолет перешел на так называемый голландский шаг.
— Это колебания с постоянно возрастающей амплитудой. То есть самолет начинает немного терять высоту или образуется крен. Чтобы его блокировать, экипаж старается либо создать крен в другую сторону, либо, если самолет теряет высоту, задрать нос. После того как самолет с некоторой задержкой воспринимает это управляющее воздействие, он быстро переходит через нейтральное положение, и пилоту приходится парировать изменение в пространстве уже в другую сторону. Потом проблема повторяется, но уже с увеличением угла постоянно. Возникают риски, что самолет в какой-то момент потеряет управляемость, — рассказал глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Система подала сигнал «опасность сваливания», а также уведомила об обледенении первого и второго двигателей, рассказал источник. Примерно за 10 секунд борт потерял 2,7 тыс. м высоты. По мнению собеседника «Известий», если бы такая ситуация продлилась еще секунд восемь-десять, катастрофа была бы неизбежна.
Однако пилот смог взять управление под контроль и благополучно приземлиться в аэропорту Иркутска.
В Telegram-каналах появилось интервью с командиром воздушного судна Михаилом Кулагиным. Он подтвердил, что проблемы начались сразу после взлета.
— Буквально через две минуты после взлета заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и всё другое. Отказало всё, и понеслась чехарда. (…) Попробовали [зайти на посадку в Магадане], попытка эта не удалась, непонятно, какая скорость, мы не успели определиться, и жуткая болтанка, при которой не видно показаний скоростей. Всё наугад исполнялось, тангажи летали. По ощущениям, это было в течение 10–15 минут. Судя по расшифровкам, провалы были до 2 тыс. м, — рассказал он.
Пилот добавил, что в Якутской зоне экипаж дал отбой сигналу «Мэйдэй» и начал набор высоты.
Вина, ошибка или героизм
В авиакомпании S7 подтвердили, что сильное обледенение привело к отключению автопилота.
— S7 Airlines не исключает вероятности, что противообледенительная обработка ВС в аэропорту вылета была проведена с нарушениями. Таким образом, обледенение могло образоваться не только в воздухе, но и еще до взлета — на земле, — сказано в пресс-релизе компании.
В нем уточнено, что были потеряны «некоторые сигналы», и судно попало в «сложное пространственное положение». Также в компании отметили, что из-за обледенения показатели скорости, а также некоторые другие, в том числе крена и тангажа, могли быть недостоверны.
— Есть стандарты, как надо обрабатывать [самолет]. И крылья обрабатывают, и фюзеляж, чтобы там не было наледи и снега. Всё это прописано. Это же всё исторически на крови написано, как и все авиационные правила, — отметил исполнительный директор Авиарегистра России Александр Книвель.
Он вспомнил случаи, когда самолеты, которым не провели антигололедную обработку или провели ее неправильно, падали и разбивались. Так произошло с Як-40, который потерпел крушение при взлете в Шереметьево в 2000 году. Тогда погибли девять человек. Так вышло с АTR-72 авиакомпании «ЮТэйр», который рухнул 2 апреля 2012 года сразу после вылета из тюменского аэропорта Рощино. Следствие пришло к выводу, что причиной крушения стало обледенение самолета во время стоянки. Перед взлетом лайнер не был обработан противообледенительной жидкостью.
Однако есть видеозаписи, подтверждающие, что самолет S7 в аэропорту Магадана был обработан. Правда, пользователи соцсетей задаются вопросом, чем именно. Некоторые предполагают, что обледенение произошло из-за того, что вместо необходимых реагентов борт обработали автомобильной «незамерзайкой».
Пилот самолета заявил, что крыло у этой модели вынесено далеко назад, в связи с чем из кабины не видно, как происходила обработка. Он пояснил, что всё делается на доверии к обслуживающей компании.
Источник «Известий» уточнил: на самом деле неважно, чем именно обработают самолет, хоть горячей водой. Главная задача — полностью смыть лед. Это подтвердил бывший командир воздушного судна Александр Романов. Он пояснил, что двигатели защищает от льда специальная электроника.
— Надо более тщательно разбираться, потому что при проектировании двигателей такие вещи предусмотрены. Есть входные направляющие аппараты, которые нагреваются. Двигатели сделаны таким образом, что лед с них должен сбрасываться. Есть и электрический обогрев, и наддувы. Поэтому здесь что-то странное произошло, скорее всего, отказ противообледенительной системы, — считает он.
Иркутский следственный отдел на транспорте Восточного межрегионального СУТ СК России сообщил на своем сайте о том, что проводит доследственную проверку по ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).
На грани катастрофы
Источник «Известий» также рассказал о вероятных причинах того, что самолет стало резко кренить из стороны в сторону. По его словам, технические особенности А321 не позволяют двум пилотам одновременно управлять бортом, так как суммируются передаваемые ими сигналы. Предположительно, после отключения автопилота управление вел второй пилот, потом его взял командир воздушного судна. Затем второй пилот тоже вмешался в управление и из-за одновременных сигналов судно начало раскачивать, сказал собеседник издания. Он уточнил, что такое действие можно охарактеризовать как ошибку, за которой обычно следует выговор. По данным источника издания, второй пилот уже опрошен следствием и его ждет отработка ручного управления на тренажере.
В то же время заслуженный пилот России Юрий Сытник заявил «Известиям», что пилоты проявили редкое мастерство пилотирования, справившись с критической ситуацией, когда счет шел на секунды.
— Просто удивительные летчики. Хватило у них мужества, хватило умения управлять этим самолетом с полным обледенением. Это редкий случай, когда на электрическом самолете ребята справились. Они просто молодцы. Это настоящие герои. (…) Сделали они всё правильно. Очень было сложно, потому что при обледенении самолет легко мог полностью потерять управление и упасть, — сказал он. — Если бы они потеряли скорость ниже критической, они бы не спаслись. Замечательный командир корабля и экипаж, второй пилот. Не растерялись в такой сложной ситуации. Крены достигали 90 градусов, по тангажу доходило до 40 градусов плюс-минус и перегрузки [были] мощнейшие.
Иного мнения придерживается заслуженный пилот СССР, председатель комиссии общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов.
— Самолет попал в зону интенсивного обледенения, в результате чего начали отказывать приборы, которые показывают скорость. Экипаж это своевременно не заметил и обнаружил только тогда, когда самолет несколько раз свалился в штопор, — предположил он. — По тем показателям, которые мы имеем, самолет был на грани катастрофы.
Магаданская транспортная прокуратура проводит проверку соблюдения требований законодательства в сфере безопасности полетов, уделяя внимание и наземному обслуживанию самолетов в аэропорту.