Самообложение граждан в сельском поселении что это такое
Самообложение граждан в сельском поселении что это такое
Статья 56. Средства самообложения граждан
1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования (населенного пункта (либо части его территории), входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района), за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования (населенного пункта (либо части его территории), входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района) и для которых размер платежей может быть уменьшен.
(в ред. Федеральных законов от 05.12.2017 N 389-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ, от 09.11.2020 N 370-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Вопросы введения и использования указанных в части 1 настоящей статьи разовых платежей граждан решаются на местном референдуме, а в случаях, предусмотренных пунктами 4, 4.1 и 4.3 части 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона, на сходе граждан.
(в ред. Федеральных законов от 05.12.2017 N 389-ФЗ, от 09.11.2020 N 370-ФЗ)
С россиян начали собирать средства самообложения – что это такое, законно ли и нужно ли платить сбор
С россиян начали собирать средства самообложения
О том, что с россиян начали собирать средства самообложения, автор статьи узнал от посетителя сайта.
В своем вопросе о правомерности таких действий женщина сообщила, что в энском муниципальном районе начальник отдела образования обязал руководителей школы организовать сбор средств самообложения, ссылаясь на закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (далее – закон).
Поэтому разбираемся, что это такое, законно ли это и нужно ли платить сбор.
Средства самообложения – что это такое
В соответствии со статьей 56 закона, под средствами самообложения понимаются разовые платежи граждан, которые осуществляются для решения конкретных вопросов местного значения.
Размер платежей для всех жителей муниципального образования либо части его территории устанавливается в равной абсолютной величине. При этом для части жителей, но не более 30% от общего их числа, размер платежей в порядке самообложения может быть уменьшен.
Таким образом, средства самообложения – это что-то среднее между налогом и принудительно-добровольным взносом.
При этом в соответствии с поправками, которые были совсем недавно внесены в статью 56 закона, средства самообложения муниципалитетам теперь можно будет собирать не только в сельской местности, но и в городах, в их отдельных микрорайонах и даже в многоквартирных домах.
Законно ли это
В соответствии с частью 2 статьи 56 закона, вопросы введения и использования разовых платежей в порядке самообложения должны решаться на местном референдуме либо на сходе граждан.
Другими словами, муниципалитеты не имеют права собирать разовые платежи, если отсутствует соответствующее решение референдума либо схода граждан.
Кроме того, возможность проведения таких референдумов и сходов должна быть предусмотрена региональным законодательством.
В частности, такие поправки уже внесены в закон “О местном самоуправлении в Республике Татарстан”. Депутаты проголосовали за самообложение граждан единогласно (Подробнее ➤).
Как говорится, лиха беда начало.
Надо ли платить
В соответствии со статьей 73 ФЗ № 67 (2002 года), решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Обязательному исполнению подлежат и решения, принятые на сходе граждан (ст. 25 закона).
Поэтому, если решение о введении разового платежа будет принято на референдуме или сходе в соответствии с региональным законодательством, то средства самообложения придется уплатить.
Что делать, если требуют уплатить разовый платеж в порядке самообложения
Если от вас требуют уплатить разовый платеж в порядке самообложения, то следует придерживаться следующего алгоритма.
Во-первых, ничего платить не надо, а для начала потребовать предоставить документы, которыми установлен разовый платеж, а также реквизиты счета получателя платежа.
Во-вторых, если после изучения указанных документов законность и обоснованность разового платежа не вызывают сомнения, то денежные средства ни в коем случае не передавать наличными, а перечислить на счет получателя.
В-третьих, при наличии малейших сомнений в законности и обоснованности разового платежа сообщить о неправомерных действиях по сбору денежных средств в порядке самообложения в полицию и в прокуратуру. Ведь вполне возможно, что вы имеете дело с мошенниками.
Также о налогах и сборах:
Узнать льготы, вычеты и ставки по имущественным налогам просто: этот способ доступен каждому Подробнее ➤
Девять категорий лиц, обязанных подать декларацию о доходах до 30 апреля, иначе грозят штрафы Подробнее ➤
Продажа продукции, выращенной в подсобном хозяйстве: кто должен платить налоги и подать декларацию Подробнее ➤
Упрощенный порядок получения налогового вычета: новые правила вступят в силу в 2021 году Подробнее ➤
Нужны ли разовые платежи в порядке самообложения?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Нет, мы и так платим федеральные и муниципальные налоги
Нет, это лазейка для мошенников
Да, такие платежи позволяют решить муниципальные проблемы
Свое мнение по этому вопросу я оставлю в комментариях
Прокурор разъясняет
В прокуратуру Добровского района поступают обращения жителей г. Липецка, имеющих огороды, дачи на территориях сельских поселений района, с вопросами о том, должны ли они уплачивать в бюджет сельского поселения, на территории которого находится земельный участок (дача, огород), средства самообложения граждан.
Разъясняю, что согласно ч.1 ст. 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.
Данные платежи устанавливаются только для жителей муниципального образования, т.е. для тех лиц, которые зарегистрированы и постоянно проживают на территории муниципального образования.
Таким образом, дачники, зарегистрированные и постоянно проживающие в г. Липецке (или другом населенном пункте) не обязаны уплачивать средства самообложения граждан в бюджет сельского поселения, на котором находится их земельный участок.
Прокуратура Добровского района
Прокуратура
Липецкой области
Прокуратура Липецкой области
18 декабря 2012, 12:57
Разъясняем: средства самообложения граждан
В прокуратуру Добровского района поступают обращения жителей г. Липецка, имеющих огороды, дачи на территориях сельских поселений района, с вопросами о том, должны ли они уплачивать в бюджет сельского поселения, на территории которого находится земельный участок (дача, огород), средства самообложения граждан.
Разъясняю, что согласно ч.1 ст. 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения.
Данные платежи устанавливаются только для жителей муниципального образования, т.е. для тех лиц, которые зарегистрированы и постоянно проживают на территории муниципального образования.
Таким образом, дачники, зарегистрированные и постоянно проживающие в г. Липецке (или другом населенном пункте) не обязаны уплачивать средства самообложения граждан в бюджет сельского поселения, на котором находится их земельный участок.
Разъяснение законодательства о самообложении
Между тем, у нас в районе не используется такой источник пополнения местного бюджета как средства самообложения.
Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.
Вопросы введения и использования указанных в части 1 ст.56 разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан). В каких случая проводится сход граждан, а в каких референдум отметим ниже.
В соответствии с ч.1 ст. 25 Закона в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Из части 2 ст. 25 Закона следует, что сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Согласно ст. 3 Конституции РФ народ является единственным источником власти в РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшей формой непосредственной демократии на местном уровне является местный референдум. Референдум определяется федеральным законодателем в числе приоритетных способов волеизъявления граждан, что означает решающее и определяющее значение решений, принятых на референдуме по сравнению с решениями, принятыми представительными органами.
Если обратиться к правовой основе местного референдума, то в настоящее время ее составляют следующие нормативно-правовые акты:
2) Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме РФ»;
3) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;
4) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ( ст. 22 );
5) Конституция Республики Татарстан;
6) Закон Республики Татарстан от 24 марта 2004 г. N 23-ЗРТ
«О местном референдуме в Республике Татарстан» ;
7) местные нормативные акты (уставы муниципальных образований, постановления глав муниципальных образований и решения представительных органов местного самоуправления о порядке проведения местного референдума).
Отметим, что согласно ст. 12 Закона РТ «О местном референдуме в Республике Татарстан» инициатива проведения референдума принадлежит:
б) избирательному объединению, иному общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке и сроки, установленные федеральным законом ;
В том случае, если на территории муниципального образования отсутствует представительный орган, например, в муниципальных образованиях с численностью жителей не более 100 избирателей его функции как указывалось выше осуществляет сход граждан, местный референдум может назначаться главой муниципального образования или главой администрации.
В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, местный референдум может назначаться судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора.
В процедуре местного референдума выделяют следующие стадии:
1) подготовка референдума, которая включает в себя:
— создание инициативной группы;
— выдвижение инициативы о проведении местного референдума;
— сбор подписей в поддержку инициативы;
— назначение местного референдума;
— информирование граждан о проведении местного референдума;
2) проведение референдума, а именно:
— организация местного референдума;
— подведение итогов местного референдума;
3) реализация решения, принятого на референдуме, включающая:
— исполнение решений, принятых на местном референдуме;
— установление ответственности за неисполнение решений местного референдума.
Если инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам РФ и (или) избирательным объединениям, иным общественным объединениям, имеющим право на участие в референдуме, то условием назначения местного референдума является сбор определенного числа подписей в поддержку данной инициативы. Количество данных подписей не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Затем инициативная группа представляет подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума в соответствующий орган местного самоуправления для определения сроков проведения местного референдума.
Совместная инициатива представительного органа и главы местной администрации о проведении местного референдума оформляется правовыми актами представительного органа и главы местной администрации.
Подписи, собранные в поддержку инициативы проведения референдума, поступают в представительный орган местного самоуправления, который в течение 30 дней принимает решение по данному вопросу. Представительный орган местного самоуправления по данному вопросу вправе принять одно из двух решений:
— назначить дату проведения местного референдума и принять меры по его обеспечению;
— отклонить требования о назначении местного референдума.
Решение об отказе в назначении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления в случае нарушения инициативной группой действующего законодательства.
В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора. В случае, если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
В местном референдуме имеют право принимать участие все граждане РФ, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом. В РФ активным избирательным правом (то есть правом избирать) пользуются граждане РФ, достигшие 18 лет.
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предоставил активное и пассивное избирательное право иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования. Таким образом, иностранные граждане могут участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ. Обязательным требованием включения иностранных граждан в списки избирателей является наличие международного договора РФ и соответствующего ему федерального закона и закона субъекта РФ.
Закон устанавливает принципы проведения местного референдума, которые совпадают с принципами всеобщего избирательного права России, закрепленными в Конституции РФ. Граждане РФ участвуют в голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Всеобщее избирательное право означает, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, вероисповедания, имущественного и должностного положения, места жительства, профессии, образования, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств имеют право голоса при проведении местного референдума.
Равное избирательное право предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты голосования: каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес. Принцип равенства также означает, что все граждане участвуют в местном референдуме на равных основаниях, то есть избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми.
Прямое избирательное право означает, что избиратель голосует на местном референдуме лично. Голосование за других лиц не допускается. Прямое избирательное право в данном случае обеспечивает высшую степень открытости и непосредственности выборов.
Голосование на референдуме является тайным. Заполнение бюллетеней производится в специальной кабине, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Волеизъявление граждан на референдуме является свободным. То есть каждый участник референдума голосует сообразно своему внутреннему убеждению. Какое-либо воздействие на свободное волеизъявление недопустимо.
Участие в референдуме является добровольным, т.е. только правом, а не обязанностью граждан. Действия, направленные на то, чтобы принудить гражданина к участию или неучастию в референдуме, в РФ признаются незаконными.
Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Это общее правило вступления в силу правовых актов.
Местный референдум относится к формам непосредственной демократии обязательного характера, следовательно, решение, принятое на местном референдуме является актом непосредственного выражения воли населения муниципального образования.
Решение, принятое референдумом, обладает высшей юридической силой на территории муниципального образования, не нуждается в каком-либо утверждении и обязательно для исполнения на соответствующей территории. Оно может быть отменено или изменено не ранее чем через 2 года и не иначе, как путем принятия решения на новом местном референдуме, либо признано недействительным в судебном порядке.
Решения, принятые на местном референдуме, обязательны для исполнения всеми жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.
В обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления входит обеспечение исполнения решения, принятого на местном референдуме. В том числе и принятие необходимых для реализации решения местного референдума дополнительных муниципальных правовых актов. Данные акты должны быть приняты соответствующими органами местного самоуправления в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме ( статья 73 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
Закон предусматривает возможность судебного обжалования результатов местного референдума в случае нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок назначения и проведения референдума. Право на судебное обжалование предоставляется гражданам, органам местного самоуправления, прокурору, уполномоченным федеральным законом органам государственной власти.
В случае, когда результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
Таким образом, такой институт непосредственной демократии, как местный референдум, обладает рядом достоинств:
— предоставляет жителям муниципального образования возможность участвовать в решении вопросов местного значения;
— дает возможность жителям муниципального образования высказываться по поставленным вопросам и направлять деятельность органов местной власти;
— является средством проявления общественно-политической активности населения муниципального образования;
— служит школой местного самоуправления;
— способствует укреплению местного сообщества.
Однако имеются и такие слабые стороны местного референдума, как дороговизна его проведения. Вместе с тем именно местный референдум, являясь высшей формой волеизъявления населения, способствует развитию местного самоуправления.
юрист второго класса И.Г. Ибрагимов
Последнее обновление: 11 октября 2012 г., 07:54
Прокурор разъясняет
Федеральным законом от 09.11.2020 № 370-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части порядка осуществления самообложения граждан.
Под средствами самообложения понимаются разовые платежи, осуществляемые гражданами для решения конкретных вопросов местного значения. Решение о введении и использовании средств самообложения принимается сходом граждан в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, а также сходом граждан в населенном пункте, входящем в состав муниципального образования.
Федеральным законом предусмотрена возможность проведения схода граждан по вопросам введения и использования средств самообложения граждан на части территории населенного пункта. Сход граждан в указанных целях проводится в соответствии с законом субъекта Российской Федерации по инициативе представительного органа муниципального образования или по инициативе группы жителей соответствующей части территории населенного пункта численностью не менее 10 человек. Критерии определения границ части территории населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на которой может проводиться сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу 20.11.2020.
Отдел по надзору за законностью правовых актов
Прокуратура
Красноярского края
Прокуратура Красноярского края
17 ноября 2020, 16:53
«О проведении схода граждан по вопросам самообложения»
Федеральным законом от 09.11.2020 № 370-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части порядка осуществления самообложения граждан.
Под средствами самообложения понимаются разовые платежи, осуществляемые гражданами для решения конкретных вопросов местного значения. Решение о введении и использовании средств самообложения принимается сходом граждан в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, а также сходом граждан в населенном пункте, входящем в состав муниципального образования.
Федеральным законом предусмотрена возможность проведения схода граждан по вопросам введения и использования средств самообложения граждан на части территории населенного пункта. Сход граждан в указанных целях проводится в соответствии с законом субъекта Российской Федерации по инициативе представительного органа муниципального образования или по инициативе группы жителей соответствующей части территории населенного пункта численностью не менее 10 человек. Критерии определения границ части территории населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на которой может проводиться сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу 20.11.2020.
Отдел по надзору за законностью правовых актов