Самостоятельное засыпание в 5 месяцев с чего начать
Как научить ребенка самостоятельно засыпать
У новорожденного редко нарушается сон. Он капризничает и плохо спит, когда возникают проблемы со здоровьем. По мере взросления самостоятельное засыпание малыша играет важную роль в нормальном развитии ребенка.
Некоторые сами засыпают без убаюкивания в первые месяцы жизни. Другие привыкли спать на руках или вместе с мамой и вряд ли согласятся спать в одиночестве. Но существуют методы, приучающие к самостоятельному засыпанию.
Почему ребенок плохо засыпает один
Нервная система новорожденного несовершенна. Малыш старается завладеть вниманием матери потому, что испытывает:
Можно положить ребенка спать с собой. Он может сразу заснуть. Но потом труднее его будет отучить от совместного сна.
Преимущества и недостатки совместного сна
Тесный контакт родителей с крохой положительно влияет на его развитие, психику. При беспокойном характере грудничка родители не высыпаются: приходится ночами соскакивать, укачивать плачущего младенца. В одной постели с мамой он чувствует себя уверенно, спокойно. При грудном вскармливании мама не встает постоянно. Она кормит в кровати ночью, в ранние утренние часы. Влияние на ГВ совместного сна только благотворное.
Но есть недостатки такой практики:
Боятся во время сна нанести вред ребенку. Бывают случаи, когда мама перекрывает дыхательные пути крохи, уснув во время кормления. Приучать ребенка к самостоятельному засыпанию все равно придется. Ведь он не должен спать все время с родителями. И чем раньше начнут это делать, тем лучше.
Методы самостоятельно засыпания
Психологи, медики занимаются проблемой давно. Чтобы ребенок засыпал быстро один, надо провести ряд действий. Иногда родители сами продумывают, как сделать, чтобы засыпание детей не стало проблемой в семье. Кто-то записывается на вебинар, чтобы изучить ту или иную методику, предлагаемую специалистами. Другие знакомятся с практикой семей с детьми.
Метод Фербера
Американский педиатр основательно занимался нарушениями сна у детей. Проанализировав расстройства, он сформулировал свой метод. У Фербера в основе метода лежит режим дня и ритуал отхождения ко сну. Мама укладывает младенца и уходит из комнаты. Через некоторое время, как раздастся плач, она садится рядом с кроваткой.
Поглаживая спинку, разговаривая с крохой, успокаивает. Теперь опять надо оставить его одного. Действия продолжаются до тех пор, пока дитя не уснет. Длительность перерыва между посещениями комнаты увеличивается постепенно. Заходят только тогда, когда раздается плач, а не простое хныканье.
От родителей требуется терпение, спокойствие, настойчивость. Кричать на малыша воспрещается, иначе сон нарушится. Членов семьи надо подготовить к ритуалу, исключив вмешательство со стороны. Начинать применение методики лучше с 6 месяцев.
Хогг о заклинании младенцев
Английская медсестра, прославившаяся книгами о воспитании детей, Трейси Хогг разработала свою методику. Она сводится к формуле ПАСС (питание – активность – сон – свобода), основанную на биологических ритмах организма. Рассчитывают, когда младенец активен, а в какое время он начинает дремать. Еду четко отделяют от сна. Кроха не должен засыпать с бутылочкой во рту.
Техника обучения проводится с похлопыванием по спинке ребенка между лопатками и произнесением звука ш-ш-ш. Как только грудничок задремлет, его кладут в кроватку, продолжая манипуляции. Начинают приучать к засыпанию с 4 месяца. Детей старше года укладывают в кровать, крепко обняв и объяснив, что пора спать. Брать на руки Хогг не рекомендует, но похлопать легонько по спине и пошипеть можно.
Уложить без слез
В своей книге Элизабет Пэнтли объясняет, как малыш может сам заснуть без слез. Автор помогает родителям мягко научить малыша засыпать. Когда новорожденный привык спать на руках, то ему трудно перестроиться на сон в кроватке. Уйдет 2-3 недели, пока он привыкнет. Помочь ему может мама.
Она будет укладывать его в одно и то же время, петь колыбельные, поглаживать. Так как ребенок маленький, ему всего 2-3 месяца, то можно дать соску или грудь. Ежедневные действия приведут к тому, что малышу будет легко самостоятельно заснуть. При этом плакать он перестанет.
Увеличиваем интервалы
У доктора Эствиля свой подход к обучению младенца. Ученый разработал метод интервалов, заключающийся в определенном ритуале отхода ко сну:
Подходя к ребенку в одни и те же временные промежутки, можно научить его засыпать самому, без мамы. На практике обучение по методике проходит у всех по-разному. Но цель достигается в любом случае.
Долгое прощание
Методики самостоятельного засыпания бывают строгие, и не каждый родитель их может применить. Становится жалко малыша, когда он жалобно плачет, призывая маму. В этом случае можно использовать мягкие методики обучения. Лучше не выходить из детской, а отодвигаться понемногу от кроватки на стуле. Разговаривая с ребенком, успокаивают его, и засыпание проходит быстро.
Угасание плача
Техника Марка Вайсблута довольно строгая. Он считает, что приучить ребенка засыпать можно, оставив его одного в кроватке. Но при этом у малыша должен быть выработан режим отхода ко сну. Четко следя за интервалами между бодрствованием и сном, определяют время укладывания в постель. Положив ребенка, выходят из комнаты и не реагируют на плач малыша.
Метод используют тогда, когда уверены, что не произойдет нервного срыва у малыша. Если начнется истерика, то лучше выбрать более щадящие методы приучения. Тут надо смотреть, с какого возраста использовать технологию, психологическую готовность малыша к этому.
Подготовка
Приучение должно проходить с подготовительными мероприятиями. Ребенку до года важно, чтобы в период сна стояла относительная тишина, не было включенных громко приборов. Повторяющиеся ежедневно одни и те же действия вырабатывают привычку вовремя ложиться спать. Если малыш привык засыпать под колыбельную, чтение книжки, то не стоит резко отказываться от этих действий. Подъем по утрам сопровождается также доброй улыбкой.
Выбранную методику самостоятельного засыпания надо проанализировать: подходит ли она для ребенка. Можно проконсультироваться по ее внедрению с педиатром, психологом. Ведь есть техники, которые подходят грудным детям с 2 месяцев, а другие только с 9 месяцев, года.
Обучить самостоятельно засыпать можно любого ребенка. Но при этом надо проявить настойчивость, терпимость самим родителям. В подборе методики приучения засыпать самому упор делается на пользу ее для грудничка.
Как укладывать ребенка спать
Тема убаюкивания маленьких детей стоит особенно остро у тех родителей, которые испытали на себе все «прелести» ночных истерик, криков и слез. Порой этот ритуал затягивается на долгое время и становится настоящим подвигом для молодых мам и пап.
Прежде чем выбрать эффективный способ подготовки крохи ко сну, нужно выяснить факторы, которые тревожат малыша. Сон новорожденного занимает большую часть суток. Первые месяцы жизни младенец спит от 16 до 20 часов, периодически просыпаясь, чтобы «подкрепиться», осмотреть окружающий мир и снова придаться сладкой неге.
Взросление сопровождается сокращением количества сна, и, соответственно, увеличиваются периоды бодрствования. И в этот момент появляются первые «звоночки» неспокойного сна грудничка: он часто просыпается ночью, тяжело засыпает, нервничает, капризничает.
Самые распространенные причины такого поведения:
Дефицит сна чреват серьезными осложнениями для детского организма: ребенок становится раздражительным, вялым; наблюдается дисбаланс различных систем организма и нарушение работы внутренних органов; младенец лишается важных ферментов и гормонов, выработка которых происходит именно во сне.
Как понять, что ребенок хочет спать
Необходимо, чтобы карапуза укладывали, как только у него появляется первая сонливость. В таком состоянии его проще всего уложить спать. То, что организм малыша требует сна, подскажут такие признаки:
Секреты крепкого сна
Чтобы понять, как уложить ребенка спать, нужно знать, что на этот процесс влияет несколько факторов: индивидуальные особенности, его вкусы и предпочтения, распорядок дня, возраст, состояние здоровья. Независимо от перечисленного, есть несколько общих правил, которые успокоят капризного непоседу.
Укладывать спать стоит только сытого младенца, поэтому за час–полтора до сна следует накормить кроху. На качество сна во многом влияют внешние факторы: температура воздуха должна быть в пределах 20–22 о С, влажность – 40–60%. Детские сны очень чуткие, поэтому маленького не должны беспокоить посторонние звуки.
Постельное белье в детской кроватке должно быть из натуральных тканей. Решить вопрос сложного убаюкивания поможет сокращение отдыха днем (достаточно на 1–2 часа меньше спать в обед, чтобы вечером было легче укладываться в постель). За пару часов до сна лучше закончить все подвижные игры. Так чадо успеет успокоиться и настроиться на отдых.
Массажи и расслабляющие травяные ванны с мелиссой, календулой, лавандой легко позволят окунуться в состояние дремоты. Не стоит забывать о ежедневном проветривании детской перед сном. Альтернативой засыпания без укачивания может стать колыбельная или тихая спокойная музыка, чтение сказки, крутящийся мобиль и др.
Не стоит переусердствовать с качанием. Специалисты советуют как можно раньше отучать ребенка от этого действия, поскольку далее ему будет очень тяжело засыпать и даже проснувшегося ночью младенца будет сложно успокоить без покачивающих манипуляций.
Как уложить грудничка без слез
Раньше в то, что можно уложить ребенка спать за 5 минут, верили с трудом, но современные способы позволяют мечту сделать реальностью. Педиатры уверяют, что дети, находящиеся на ГВ, быстрее засыпают, их проще уложить, а сон прерывается в случае необходимости «подзарядки». Но как быть родителям, чье чадо не находится на грудном вскармливании?
Уложить ребенка без грудного кормления – задача более трудоемкая, особенно если наступил этап отучения от привычного занятия. Врачи советуют, чтобы эти перемены наступали после года, но с учетом того, что все дети разные. Это событие может наступить и на 8 месяце, и в 1,5 года.
Вне зависимости от возраста отучения следует вооружиться следующими приемами:
Процесс обучения засыпанию без груди может дать первые результаты спустя несколько недель и даже месяцев. Существует метод игнорирования детского плача. Всё, что потребуется, – это железное терпение, чтобы переждать крик и плачь малыша. В таком случае результат наступит уже спустя 1–2 недели.
Однако назвать такой метод приемлемым сложно, ведь долгие истерики могут отразиться не только на состоянии родителей, но и на психоэмоциональном развитии ребенка. Молодым родителям поможет книга «100 простых способов уложить ребенка спать», автором которой является мама троих детей Светлана Бернард.
Женщина делится своим жизненным опытом и дает полезные подсказки, помогающие отучиться от нежелательных ритуалов. Она также рассказывает о хитростях, которые уже за несколько дней позволят засыпать чаду без слез в собственной кроватке.
Возрастные различия в технике укладывания
Не стоит забывать и о дневном сне, который помогает восстановить потерянные силы во время подвижных игр, а также наполнить тело энергией для завершения оставшегося дня. Вне зависимости от того, сколько ребенку лет, обеденный сон – обязательный атрибут в распорядке дня. Хорошо, если ребенок поспал от 2 до 4 часов, но есть дети, уложить которых невозможно, – так считают неопытные родители.
Вот несколько способов успокоения гиперактивного карапуза:
Некоторые родители сталкиваются с первыми трудностями укладывания ребенка, когда ему исполняется 1 год. Это может быть следствием отлучения от груди, страхом темноты, нежеланием спать одному. В 2 года может добавиться новая причина – манипулирование родителями. В этом возрасте ребенок уже осознает, что засыпание поощрялось привилегиями, поэтому капризничает, чтобы снова получить желаемое.
Авторские методики
Проблемам «безболезненного» засыпания детей уделяют внимание и многие специалисты-сомнологи и педиатры. Результатом становятся методики, помогающие ребенку заснуть на всю ночь. Выделили 5 самых популярных техник, которыми пользуются родители по всему миру.
«Таймер» от Трейси Хогг
Перед сном ребенка кормят грудным молоком, устанавливая таймер на 10 минут. После звукового сигнала подача молока прекращается, и ребенка с ласковыми словами укладывают в кроватку. Со второй недели таймер устанавливают уже на 4 минуты, а после сигнала забирают у ребенка грудь и рассказывают сказку, стишок или поют.
Так, одна привычка постепенно сменяется другой. Первые 3–5 дней дети кричат и требуют вернуть любимый источник пищи, но потом ребенок привыкает и засыпает. Постепенно убирается кормление перед дневным сном, а впоследствии и перед ночным. Методику можно применять с 9 месяцев.
Метод Дайло
Доказывает, что уложить ребенка можно даже за 1 минуту! Молодой папа Натан Дайло выложил в сеть видео, где «усыпляет» своего четырехмесячного сынишку с помощью бумажной салфетки, проведенной по щеке младенца. Большинство новорожденных так реагируют на тактильный контакт мягкого материала с кожей, однако чем старше ребенок, тем сложнее погрузить его в сон таким методом.
Метод от Харви Карпа
Занял прочное место во всех семьях. Он состоит из 5 этапов: укачивание, пеленание, применение соски, укладывание на бок, включение классической музыки или звуков природы. Шаги могут применяться как комплексно, так и по отдельности.
Метод Эстивиля
Подходит для детей, которым исполнилось 2 года и которые уже осознанно воспринимают слова родителей. Для младенцев техника неприменима. Суть методики состоит в следующем: мама на протяжении всего дня говорит малышу, что теперь он будет спать один в своей кровати, вечером укладывает его и добавляет, что зайдет проведать спустя минуту.
Затем выходит из детской, закрывает дверь и возвращается по истечении 60 секунд. Ежедневно интервал увеличивается, пока ребенок не привыкнет засыпать один. Такие меры в первые дни сопровождаются плачем и истериками, поэтому отношение к предложению испанского педиатра Эстивиля неоднозначно.
Советы Комаровского
Евгений Комаровский советует родителям, чье чадо спит ночью урывками и просыпается через каждые 30–60 мин., не стесняться «забирать» 1–2 часа дневного сна в пользу ночного отдыха. Также доктор Комаровский не рекомендует совместный сон. От него пользы не будет ни малышу, ни родителям.
Таким образом, быстро уложить ребенка спать сегодня – это не роскошь, а вполне реальная задача, для решения которой стоит воспользоваться определенными методами и правилами. У каждого из них в Сети есть много сторонников и столько же противников, но в любом случае ориентироваться стоит не на субъективную оценку посторонних людей, а на индивидуальные потребности своего малыша.
Самостоятельное засыпание в 5 месяцев с чего начать
Родители часто жалуются, что дети не умеют засыпать сами. Это как раз говорит о том, что малышей нужно учить навыку засыпания — так же, как умению ходить и говорить.
Почему дети плохо спят?
Очень часто причинами плохого сна могут быть поведенческие проблемы. Из-за того, что у ребёнка сон ассоциируется с кормлением или укачиванием, малыш ожидает тех же действий, проснувшись ночью. Это и есть поведенческая проблема, от которой нужно избавляться. Родители могут придумать какую-то новую привычку, другую ассоциацию, связанную со сном.
24 года назад в мире было всего лишь две книги, посвящённые этой проблеме. В работе Марка Вайсблута было сказано, что ребёнка нужно уложить в кроватку бодрствующим, затем уйти и не возвращаться к нему до утра. Эта методика получила название «Проплакаться до засыпания». А книга Ричарда Фербера была посвящена «Методу периодических проверок», согласно которому после укладывания малыша нужно время от времени проверять, но каждый раз делать это реже.
Эти способы могут работать, но из-за частого детского плача их критикуют родители и эксперты. И на сегодняшний день нет научных исследований, которые бы объяснили, как такие методы влияют на психологическое состояние детей.
Когда я задумалась о создании новой методики, у меня ещё не было ребёнка. Но я была знакома с историей своего брата и его жены, которые очень переживали из-за плохого сна своего малыша и даже признавались в том, что больше не хотят иметь детей. Я боялась столкнуться с такой ситуацией, поэтому решила создать более мягкий способ «Медленного отдаления». Сначала я его применяла на своих детях, а затем на малышах родственников и друзей.
Как этот метод работает?
Чтобы научить малыша правильно засыпать, положите его в кроватку бодрствующим и оставайтесь вместе с ним в комнате. В первые дни реагируйте на капризы ребёнка: обнимайте, успокаивайте словами, качайте. Но с каждым вечером делайте это реже. Эффект от этих действий будет заметен уже на седьмой вечер. Через неделю ребёнок начнёт полноценно спать ночью. Этот способ подходит для детей от полугода до 6 лет, а быстрее и легче его усваивают малыши от 6 до 8 месяцев. Чем старше они становятся, тем сложнее их научить правильно засыпать. Но всё же это возможно, просто вам придётся приложить немного больше усилий.
Главные принципы методики «Медленного отдаления»:
Если родители намеренно спят вместе с малышом, то он всё равно должен уметь засыпать сам. Решать эту проблему при помощи совместного засыпания — это не самый здоровый подход.
Метод «Медленного отдаления» нашёл отклик у мам по всему миру. С командой психологов мне удалось адаптировать этот способ и для российских семей. Я не призываю следовать только за инструкциями методики, а прошу обращать большое внимание на отношения между мамой и ребёнком. Главное — укрепить привязанность между ними, потому что спокойная мама, которая понимает потребности малыша, может более внимательно отнестись к обучению, в отличие от той, которая действует согласно инструкции и игнорирует то, что с ним происходит.
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно? Методики и рекомендации
Вопрос самостоятельного засыпания (СЗ) ребенка актуален для большинства родителей: не имеет значения, спит ли малыш в своей кроватке или родители осознанно выбрали совместный сон. Ведь именно неспособность ребенка засыпать самостоятельно без родителей – одна из причин плохого ночного сна крохи, частые пробуждения и, как следствие, недосып у все семьи. Иногда речь идет о 4-5 «подъемах» за ночь, и даже в этом случае уже имеет место «накопительная» усталость, но также ситуация может быть гораздо серьезнее: ребенок может просыпаться после каждого (или почти каждого) 40-минутного цикла сна. Обучение самостоятельному засыпанию – способ решения непростой ситуации со сном.
Что такое самостоятельно засыпание малыша?
Почему нужно обучать ребенка засыпать самостоятельно?
Методики обучения самостоятельному засыпанию.
Есть множество различных методик, которые призваны помочь и подсказать родителям, как именно научить ребенка самостоятельному засыпанию. Условно их можно разделить на две группы: мягкие методы «без слез» и более суровые «без слез здесь не обойтись, увы». Однако необходимо отменить, что в целом обучение самостоятельному засыпанию вряд ли возможно без слез. Родители должны быть готовы к этому, а еще к тому, что:
Методы самостоятельного засыпания ребенка (приводим некоторые из существующих):
Описанные выше методы относятся к более мягким методам, именно они являются более гармоничными и здоровыми для ребенка, но требуют много времени для достижения результата. Есть и более «суровые» способы (вместе с тем они и более быстрые), например, методика Фербера или Вайсблута: оба этих метода относятся к группе «без слез не обойтись», то есть предполагают необходимость оставить ребенка одного и дать ему поплакать.
Особенности обучения самостоятельному засыпанию в зависимости от возраста малыша:
Только вам принимать решение, какую из методик выбрать, когда начинать. Советуем изучить их все и при необходимости взять консультацию специалиста по детскому сну и самостоятельному засыпанию, так процессе пройдет максимально эффективно, но при это максимально бережно по отношению ко всем членам семьи.
Терапия поведенческих нарушений сна у детей
Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.
Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.
Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.
Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.
Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо.
Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка».
Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.
Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.
Показания к поведенческой терапии нарушений сна:
При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.
Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).
Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?
Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.
Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».
Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.
Отсюда следуют два вывода:
Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.
Радикальные, или быстрые методы
Метод исключения плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.
Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3–5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.
Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».
Метод контролируемого плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.
Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.
Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3–5 дней, а через 7–10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.
У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».
Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве
Метод стула
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.
Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.
Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.
Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».
Метод «Обнял-положил»
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.
Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.
В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3–4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.
Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».
Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.
Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.
Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна