Самоугодие это что за грех

Саможаление и самоугодие

Их опасность и пагубность для спасения

А саможаление, на которое вы жалуетесь, уже опасно и пагубно. Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то то худо. Тут видно лукавство пред самим собой – самое злое из всех лукавств.

Вы на саможаление, как видится, смотрите очень легко. почитая случаи уступки ему неважными действиями. Тут у вас большая ошибка. Случаи саможаления точно бывают самые ничтожные, но не ничтожно присутствие в душе этого саможаления. Ибо что оно значит? Значит, что самоугодие у нас с вами сильнее Богоугождения. Положи мы то и то делать, сознав то нужным в деле устроения спасительной жизни и угодным потому Богу, а потом отказываемся от этого не по чему другому, как потому, что этот отказ приятнее нам, телу или душе. Значит, в этот раз мы переходим от Богоугождения к самоугодию. Совесть видит нашу неправость и беспокоит. Она права. Не следовало себя связывать: то и то буду делать в видах подвижничества, когда не было уверенности одолевать себя всякий раз. Например, положили не пить чаю, а потом выпили чашечку. И беспокоитесь. Дело не велико – выпить чашечку, но велико то, что совесть оскорблена и что допускаются дела, нарушающие прежние ваши решения и сознания. Этим разоряется внутренний строй и образуется навык не внимать совести, когда она указывает должное. А тут – и бесстрашие придет. и совершенное равнодушие к Богоугождению. Лучше не вязать себя правилами до мелочей, а иметь одно общее – всякий раз действовать наперекор требованиям самоугодия. И если допускать какую льготу телу, то можно тогда выпить чашку. Так бы и следовало положить: буду по временам воздерживаться от чаю. Потому что иногда это очень легко обходится. А то лучше всего такими подробностями себя не вязать. А общее держать – не делать угодия плоти и в этом духе действовать, всякий раз составляя решения.

Я чай выставил для примера, но так действовать надо и в отношении ко всему: к пище, ко сну, прогулке, отдыху и проч.

Что мешает внутреннему строю, того ни под каким видом не допускать. Вот для этого идет духовник. Мало-мало что встретится, тотчас спросить. Совесть будет спокойна. А то она будет законно теребить.

Успеха, говорите, нет. И не будет, пока есть самоугодие и саможаление. Самоугодие и саможаление прямо свидетельствуют, что в сердце преобладает я, а не Господь. Самолюбие и есть живущий в нас грех, от коего вся грешность, и который делает грешным всего человека с ног до головы, пока он имеет место в душе. А когда грешен весь человек, как придет к нему благодать? Не придет, как не пойдет пчела туда, где дым.

Присутствие самолюбия есть знак, что первое решение работать Господу сформировалось неполно и неудачно. Решение это имеет два конца: один – да отвержется себя. и второй – да по Мне грядет. Первый требует совершенного подавления эгоизма или самолюбия и, следовательно, недопущения самоугодия и саможаления, ни большого, ни малого. Следовательно, в ком они есть, у того решение было неполно.

Такое решение делает человека подобным тем лицам, о коих в Апокалипсисе говорится: ни тепл, ни хладен. ни то, ни се. – Спастись хочется, а самопротивления не допускается. Нельзя Богу работать и маммоне.

Все сие привожу вам на мысль, чтоб вы процензоровали себя и хорошенько определили, что у вас там в сердце – я или Господь. Затем сесть и рассудить, как же быть.

Пишете, чтоб я помолился об избавлении вас от самоугодия. Об этом что молиться? Бог не услышит. Он услышит молитву только о тех, которые не самоугодничают. И самого человека всякого Бог слышит только тогда, когда он не страдает сими первородными дщерями греха. За несаможаление и несамоугодие только и подает Господь благодать и преуспеяние. Самих же их не подает, а требует. чтобы их сам человек возымел, как задаток, что ему стоит оказать милость. (Вып. 8, пис. 1454, стр. 188–191)

Источник

Еще раз о грехах самолюбия и самоугодия

Самоугодие это что за грех. Смотреть фото Самоугодие это что за грех. Смотреть картинку Самоугодие это что за грех. Картинка про Самоугодие это что за грех. Фото Самоугодие это что за грех

Самолюбие, по словам Преосвященного Феофана, представляет собой семя всего нравственного зла, лежащего на дне человеческого сердца, и являет «со всем полчищем страстей тлеющего плотского человека».

Подобное дерево греховное имеется у каждого человека: различие только в том, что у одного полнее раскрывается одна его сторона, а у другого – другая. Самолюбие является корнем, из которого идут главные стволы греховного дерева. Как в дереве главные стволы пускают множество ветвей и отростков, так и в грешнике образуется «целое древо зла, которое, укоренившись в сердце, расходится потом по всему нашему существу, выходит вовне и покрывает все, что нас окружает».

Из самолюбия вырастают: гордость, сребролюбие и сластолюбие. Из этих главных стволов греховного дерева идут ответвления: тщеславие, зависть, ненависть, гнев, уныние, похоть, которые рождают уже бесчисленное множество страстей и порочных наклонностей.

Грешники испытывают в жизни много скорбей и печалей, источником которых является все то же самое оскорбленное самолюбие. Самолюбие искажает родственные чувства между людьми, подавляет братолюбие и миролюбивое настроение в человеческом обществе. «Живут вместе люди с характерами ветхого человека, – пишет епископ Феофан, – и каждый свое только благобытие устроить желает и ищет. Почему неизбежны столкновения, от коих раздражение и все порождаемые им страсти и дела неприязни между людьми. Основа их лежит в самости».

Человек-самолюбец не может жить счастливо на земле, ибо он беспокоится только о своем благе и «небрежет о других, себе вредит и против себя злодействует».

Другая первопричина всех страстей, по учению епископа Феофана, как бы их злейшая мать, есть самоугодие. «Самоугодие – склад души, по коему она делает все только в угодность себе наперекор требованиям совести и внушениям страха Божия». Христианин должен стремиться искоренить самоугодие, потому что на нем не только держится, но и порождается все нечистое. Самоугодие большей частью проявляется в виде плотских или душевных страстей и наклонностей.

В основании чувственных страстей лежат телесные потребности и инстинкты. Эти страсти развиваются в результате чрезмерного внимания к ним и их удовлетворения.

Душевные страсти образуются из искаженных склонностей и влечений души. В составе страсти должно различать сердечное расположение и привычные действия, удовлетворяющие страсть.

Источник: Георгий (Тертышников), архим. Свт. Феофан Затворник и его учение о спасении

Источник

Православная Жизнь

О том, как бессмысленно и бездумно тратятся силы, время и возможности – Александр Блуд.

Самолюбие – это ложная, неразумная любовь к себе. Чтобы более отчетливо увидеть в себе страсть самолюбия, ее ложную сущность и вредоносные последствия, следует показать ее связь с другими страстями.

Прежде всего нужно отличать страсть от природного, естественного душевного движения, отличать патос, неестественно-болезненное душевное движение, от не страсти. Господь человека не творил страстным и не создавал страсть. Страсть – это уклонение от воли Божьей. То, что стало страстью, до грехопадения было нормальным душевным движением.

Возьмем, к примеру, страсть чревоугодия. Желание вкусно покушать – это не грех, это не страсть. Но когда к желанию покушать примешивается самолюбие, самоугождение, появляется страсть со всеми ее патологическими признаками, греховное, неестественное душевное движение. Признаки чревоугодия: человек жадно стремится поглощать еду, ему хочется неумеренно угодить себе, больше и больше (чревобесие), вкуснее и вкуснее (гортанобесие).

У алкоголика возникает желание все больше и больше выпить, он не может остановиться, бездонная жадность в результате уже не приносит удовольствия, а только страдания. Как говорят – не человек пьет водку, а водка его пьет – т. е. страсть (которая от беса) выпивает из человека жизнь. Еда поедает человека, точнее – страсть съедает человека. Отсюда тревожное состояние, жадность, желание все больше и больше угодить себе, в этом – суета, беспокойство, мучительность. Это признаки чревоугодия, как и самолюбия-самоугодия.

Те же признаки мы наблюдаем в блудной страсти, в сребролюбии, в гневе, в печали, в унынии-лени, в тщеславии и гордыне.

Самолюбие-самоугодие, примешиваясь к естественному душевному движению, делает его страстью – неестественным душевным движением, болезненным (патос), мучительным, мертвящим – саморазрушительным для человека. Страсть является страстью потому, что своим источником имеет самолюбие. Почему важно это подчеркнуть? Потому, что, борясь с какой-либо страстью, но не искореняя самолюбие, мы не исцеляемся, так как скрытый источник болезни не врачуется – он и далее будет подпитывать страсти, оказывая на нас разрушительное воздействие. Поэтому важно увидеть страсть самолюбия, ее скрытое действие в себе и ее роль в порождении других страстей. Не зря Феофан Затворник называет самолюбие семенем всех страстей (1, с. 13).

Блудная страсть. Это похоть, желание самоудовлетворения, отсутствие любви к другому человеку. Его словно нет, он только средство для самоудовлетворения. Самолюбивый человек находится в «закрытой сфере» и считает, что только он и есть на свете и все должно быть для него, а другим нужно удовлетворять его самоугодливые желания. Самолюбие извращает любовь, этот дар Божий, и превращает его в болезненное, разрушительное самоудовлетворение, в похоть. Любовь не направлена на Другого, а направлена на «Я», на себя – само-любие, эгоизм. Тут присутствует жадность, беспокойство, потому что от дьявола. От Бога – покой, от дьявола – суетное неестественно тревожное, мучительное беспокойство. Ибо дьявол не имеет покоя, так как он не пребывает в Господе, отринут от Него. Похоть выпивает жизнь из людей, разрушает любовь, паразитируя на ней, так же, как самолюбие паразитирует на всем человеке, внушая ему любить только себя, и при этом губит его. Самолюбие извращает любовь в блуд, в ненасытное само-удовлетворение, являющееся, по сути, ненавистью к себе и к другому.

Сребролюбие. Желание иметь деньги не греховно. Греховно делать деньги самоцелью, служить богатству как Богу, делать из денег идол – золотой телец, похотливо желать богатства. Деньги, материальные блага даются человеку Богом, чтобы он мог жить и делать то, что ему нужно, что необходимо. Но когда человек хочет денег не для нужного, а для самоугодия, когда он зацикливается на желании иметь все больше и больше финансов, то делает себе вред. Самость (самолюбие) выступает в роли самоослепленности, когда человек, кроме себя, никого не видит, и использует других для извлечения прибыли. Схожесть с блудной страстью – похоть, неуемная жадность, суетное неприродное, тревожное беспокойство, использование другого человека как средства для достижения эгоистических целей. Не деньги служат человеку, а человек служит деньгам, точнее, бесу сребролюбия, как в блудной страсти – блудному бесу. Сребролюбивый самолюбив, эгоистичен, хочет захватывать все только себе, жить только для себя, а там хоть трава не расти – «после нас хоть потоп».

Гнев. Естественный гнев человека на несправедливость, на врагов спасения. Неестественный же, самолюбивый – на тех, кто противится нашей самолюбивой, самоугодливой воле: «Я хочу всего для себя, желаю, чтобы все было по-моему, и гневаюсь на все, что этому мешает, на тех, кто не соглашается с моим самолюбием, не удовлетворяет его». Самолюбивый гнев характеризуется безудержностью, беспокойным состоянием, когда человек выходит из себя потому, что затронули его самолюбие, его псевдосамость. Гнев – это самоопьяненность злобой, адское, одержимое состояние.

Печаль. Естественная печаль – когда грустно, нет настроения; спасительная печаль – это печаль по Богу, тоска по Нему, а также печаль из-за своей греховности, которая не дает жить по заповедям, быть с Творцом. Неестественная печаль – когда примешивается самолюбие и не получается по-моему, не происходит так, как я хочу, как желает мое самолюбие. В итоге удручающее состояние, глухой ропот, прибитый гнев, злое недовольство, подавленность, мрачность.

Тщеславие – это желание тщетной славы. Похвала за заслуги и успехи – естественна, но неестественно потакание чрезмерной любви к себе для ублажения самолюбия и ложного самомнения. Это не открытость славе Божьей, а закрытость в ложном самохвалении. Внешние похвалы подпитывают ложное самолюбивое самовосхваление, и в результате усиливаются самолюбие, самозакрытость в удовлетворении своего ложного Я, самолюбование.

Гордыня – ложное возвышение над всеми. Я, самость становятся идолом. Самолюбие, неестественная любовь к себе выделяют человека как особенного и сверхценного, не такого, «как прочие человеки», окрыляют ложными достоинствами. Отсюда – отделение от людей на ложную высоту – самовозвышение, гордыня. В гордыне «Я», самолюбие есть бог: «Я есть все, все должны любить меня, хотя я даже и не нуждаюсь в их жалкой любви, так как они все ничтожества по сравнению со мной». Это предельная закрытость, запредельное самолюбие. Люди не видят ничего, кроме себя любимых. Других нет.

Немного об унынии-акедии. Буквальный перевод греческого слова «акедия» – лень, нежелание трудиться. Обычно уныние ассоциируется с тяжелой печалью, с подавленным депрессивным состоянием. Акедия же – это тяжелая лень, которая расслабляет, обессиливает и не дает трудиться по заповедям Божьим. Следует различать печаль и акедию-лень. При акедии нам очень тяжело что-то делать, руководствуясь Промыслом Божьим, призванием. А убивать время не лень, наоборот, даже хочется, есть на это силы и энергия. Г. Бунге в своей работе «Акедия у Евагрия Понтийского» (2) показывает, что источником акедии является филаутия – самолюбие. Действительно, это так. Ведь что такое лень? Когда не хочется что-то делать. Можно уловить связь помыслов самолюбия и помыслов лени – они друг друга подпитывают и усиливают. Вот, к примеру, нужно сделать что-то важное, нужное. Но злые силы внушают мне: «А может, и не надо это делать, может, отложить, сделать попозже. Это ведь тяжело, морока, я не смогу».

Святые отцы называют самолюбие саможалением. Человек начинает себя жалеть, поддается помыслам самолюбия-саможаления: «Побереги себя, ты себя перетруждаешь, ты устал, у тебя нет для этого сил, ты не сможешь, можно и вред себе, своему телу нанести, делая трудное дело». И тогда появляются помыслы лени: «Лучше не берись за это дело, отдохни, сделай паузу, не утруждай себя, пожалей себя, не создавай себе лишних проблем, хлопот, живи легко, может, кто-то сделает это, может, и не надо ничего делать». И возникают бессилие, нежелание, отвращение делать нужное дело – страсть акедия-лень. Существует взаимосвязь акедии-лени и филаутии-самолюбия – страсть самолюбия питает, усиливает страсть акедию-лень. И тут я вижу, осознаю, что когда я потакаю себе, своему самолюбию, то от этого начинаю давать себе разленение, не даю себе работать над собой, над своим делом. Этой «заботой» о себе, вернее – озабоченностью собой, мы причиняем вред. Прп. Иоанн Лествичник называет акедию «всепожирающей смертью» (3, с. 120). Акедия – это мертвящее состояние, состояние мертвой бессмысленности, когда вы ничего нужного не можете делать. Это тяжелое бессилие, в котором присутствует тревога и мучительное беспокойство, и двойственное состояние – одновременно ненормальная мертвая неподвижность и ненормальная суетливая подвижность. Самолюбие, саможаление, самопотакание порождают акедию-лень: «Ты себя не жалеешь, не любишь, дай себе слабину, поблажку». При этом внушается ложная забота. Вы начинаете себя жалеть и поддаетесь лени, проваливаетесь в засасывающее, тягуче неподвижное болото, в котором нет сил сделать что-то нормальное, нужное, настоящее. И чем больше вы склонны к самолюбию, тем больше впадаете в безжизнененное, бессмысленное, тягуче-суетливое состояние, состояние мучительной безжизненной бессмысленности, страсти-болезни акедии-лени. Самолюбивое желание себя не мучить трудом приводит к расслабленной бессмысленной мучительности акедии-лени.

Самолюбие обманывает тем, что внушает ложную любовь к себе, но это приводит к мучению, саморазрушению, не-любви, ненависти к себе. Самолюбие мучительно и погибельно, хотя на вид приятно и заботливо. Самолюбие – озабоченность собой, пользой для себя, самопренебрежение, самомучение, саморазрушение человеком самого себя. Самолюбивый мучает себя и других, думая, что любит себя и окружающих. Это мучительная страсть, которую тяжело увидеть, так как она внушает человеку вроде бы полезную заботу о самом себе, но на самом деле причиняет этой «заботой», озабоченностью погибельный вред, ложную очевидность, что человеку хорошо, когда он любит самого себя («я ведь сам себе плохого не пожелаю»). Любовь к себе оборачивается ненавистью к себе, человек себе делает не доброе, а злое, поддаваясь злому духу самолюбия.

Самолюбие – это самопотакание, потакание своим слабостям, злым страстям, своему ветхому, страстному человеку. Эгоистичные родители потакают слабостям, страстям ребенка, его самоугодию. Они думают, что любят чадо, жалеют его, беспокоятся о нем, когда говорят: «Не перетруждай себя, пожалей себя, побереги, мы сделаем твою работу за тебя». Родители обволакивают его псевдозаботой, и в итоге ребенок лишается духа дерзновения делать то, что предназначено ему Богом, лишается сам себя. Нужно же не потакать, а делать во Божью славу, преодолевать самолюбие, пресекать саможаление, самоугодие, но пребывать в вере, в духе Божьем, непрерывно преодолевать своего ветхого, ложного человека.

Важно осознать свою немощь, но в немощи и силу Божью, которая выводит из падения в самозацикленное самоугодие. Ужас самолюбия отбирает силу, жизнь. В бессмысленном самоугодии бездумно тратятся силы, время и возможности. Человек не реализует себя, данные Богом таланты, лишает себя возможности дарить любовь другим, зацикливаясь на своем «Я». В самоослепленности самолюбия нельзя увидеть любовь Христа к нам, недостойным, осознать, что Отец Небесный любит и заботится о каждом, дает нужные блага. Потакая своему самолюбию, мы уподобляемся безумцу, который от страха и лени закопал свой дар, свой талант и ответил за это на Суде Божьем.

Господи, помоги нам увидеть и побороть самолюбие! Помоги, Господи!

1) Св. Феофан Затворник. Страсти и борьба с ними: выдержки из творений и писем. – М.: Даниловский благовестник, 2003.
2) Иеромонах Габриэль Бунге. Акедия. Духовное учение Евагрия Понтийского об унынии.
3) Преподобного отца нашего Иоанна, игумена горы Синайской, Лествица. – К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2007 (3-е изд.).

Источник

Саможаление. Средства борьбы против него. Саможаление и самоугодие.Их опасность и пагубность для спасения. Самоугодие. Оно препятствует спас.

Саможаление. Средства борьбы против него. Саможаление и самоугодие.Их опасность и пагубность для спасения. Самоугодие. Оно препятствует спасению. Чем его победить. Самооценка и самомерение. Опасность его. Самоцен и благодать. Их взаимосвязь. Самочувствие или самовозвышение. Его опасность для души. В чем она состоит.

Средства борьбы против него

Что у вас (во внутреннем человеке), и тут тоже не спеша надо. Вы думали, что начал и тут же на третье небо. Надо преж­де труды и поты подъять, потом уж начнут показываться плоды. Но условие неотлож­ное — не жалеть себя. Не жалеть себя — не значит горы на себя наваливать, а ту же обычную монастырскую жизнь тянуть, не допуская ослаблений ни в чем.

А всякие чрезмерные подвиги — не наше дело. Устав монастырский общий, если его исполнять, как следует, даст непрестанный случай к упражнению в несаможалении.

И молитва не вдруг приходит, надо тру­диться, понуждая себя без поблажки к вни­манию и неблужданию мыслями, и придет навык трезвения. Надо не вешать рук и головы и не под­гибать колен, а бодро стоять. Не попал на дорогу. мужаться надо, попадешь. Имеем Спасителя Бога. Речет — и все будет!

(Вып. 2, пис. 317, стр. 189-190)

САМОЖАЛЕНИЕ И САМОУГОДИЕ

Их опасность и пагубность для спасения

А саможаление, на которое вы жалуе­тесь, уже опасно и пагубно. Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то то худо. Тут видно лукавство пред самим собой — са­мое злое из всех лукавств.

Вы на саможаление, как видится, смот­рите очень легко. почитая случаи уступки ему неважными действиями. Тут у вас боль­шая ошибка. Случаи саможаления точно бывают самые ничтожные, но не ничтож­но присутствие в душе этого саможаления. Ибо что оно значит? Значит, что самоуго-дие у нас с вами сильнее Богоугождения. Положи мы то и то делать, сознав то нуж­ным в деле устроения спасительной жизни и угодным потому Богу, а потом отказыва­емся от этого не по чему другому, как по­тому, что этот отказ приятнее нам, телу или душе. Значит, в этот раз мы переходим от Богоугождения к самоугодию. Совесть ви­дит нашу неправость и беспокоит. Она права. Не следовало себя связывать: то и то буду делать в видах подвижничества, когда не было уверенности одолевать себя всякий раз. Например, положили не пить чаю, а потом выпили чашечку. И беспокоитесь. Дело не велико — выпить чашечку, но велико то, что совесть оскорблена и что допускаются дела, нарушающие прежние ваши решения и сознания. Этим разоряется внутренний строй и образуется навык не внимать сове­сти, когда она указывает должное. А тут — и бесстрашие придет. и совершенное рав­нодушие к Богоугождению. Лучше не вязать себя правилами до мелочей, а иметь одно общее — всякий раз действовать наперекор требованиям самоугодия. И если допускать какую льготу телу, то можно тогда выпить чашку. Так бы и следовало положить: буду по временам воздерживаться от чаю. Пото­му что иногда это очень легко обходится. А то лучше всего такими подробностями себя не вязать. А общее держать — не делать уго-дия плоти и в этом духе действовать, вся­кий раз составляя решения.

Я чай выставил для примера, но так дей­ствовать надо и в отношении ко всему: к пище, ко сну, прогулке, отдыху и проч.

Что мешает внутреннему строю, того ни под каким видом не допускать. Вот для это­го идет духовник. Мало-мало что встретится, тотчас спросить. Совесть будет спокой­на. А то она будет законно теребить.

Успеха, говорите, нет. И не будет, пока есть самоугодие и саможаление. Самоугодие и саможаление прямо свидетельствуют, что в сердце преобладает я, а не Господь. Са­молюбие и есть живущий в нас грех, от коего вся грешность, и который делает грешным всего человека с ног до головы, пока он имеет место в душе. А когда грешен весь человек, как придет к нему благодать? Не придет, как не пойдет пчела туда, где дым. Присутствие самолюбия есть знак, что первое решение работать Господу сформи­ровалось неполно и неудачно. Решение это имеет два конца: один — да отвержется себя. и второй — да по Мне грядет. Первый требует совершенного подавления эгоизма или самолюбия и, следовательно, недопу­щения самоугодия и саможаления, ни боль­шого, ни малого. Следовательно, в ком они есть, у того решение было неполно.

Такое решение делает человека подобным тем лицам, о коих в Апокалипсисе говорит­ся: ни тепл, ни хладен. ни то, ни се. — Спа­стись хочется, а самопротивления не допус­кается. Нельзя Богу работать и маммоне.

Все сие привожу вам на мысль, чтоб вы процензоровали себя и хорошенько опреде­лили, что у вас там в сердце — я или Господь. Затем сесть и рассудить, как же быть.

Пишете, чтоб я помолился об избавле­нии вас от самоугодия. Об этом что молить­ся? Бог не услышит. Он услышит молитву только о тех, которые не самоугодничают. И самого человека всякого Бог слышит только тогда, когда он не страдает сими первородными дщерями греха. За несаможаление и несамоугодие только и подает Господь благодать и преуспеяние. Самих же их не подает, а требует. чтобы их сам че­ловек возымел, как задаток, что ему стоит оказать милость.

(Вып. 8, пис. 1454, стр. 188-191)

Оно препятствует спасению. Чем его победить

В вас царит самоугодие. А между тем на словах выражаете желание спасения и со­вета спрашиваете, как вести жизнь, чтобы спастись. Сами видите, что вам для своего спасения надо победить самоугодие, как и Спаситель повелел: «Аще кто хочет по Мне идти, да отвержется себя. » Когда вы это сделаете, тогда и вопроса не будет у вас: как жить, чтоб спастись! Ибо ясно будет и сознано, что спастись вам нельзя иначе, как идти путем самоотвержения. Это и есть тес­ный путь, ведущий в жизнь.

Затем спрошу вас: заповеди знаете ли? Слышу ответ: знаю. Так исполняйте запове-ди и спасетесь! Другого пути нет, и это слово Спасителя.

Просите прощения всех грехов. Это бла­го для вас изречет ваш духовный отец. Рас­смотрите всю жизнь свою, проверьте для себя все грехи свои, по указанию запове­дей, и чистосердечно исповедуйте их духов­ному отцу, с сокрушением и слезами и обе­том вперед удерживаться от всякого греха, большого и малого.

(Вып 3, пис 371, стр 4-5)

САМООЦЕНКА И САМОМЕРЕНИЕ

Не следует слишком заниматься собою. Отцы святые говорят: «Не меряй себя. Лучшая мера: «Ничего нет». Господи, даждь положите начало благое. Господи, иже веси судьбами спаси мя. И мысль всякую гони­те о мерянии себя, а, задняя забывая, со­всем как бы его не было, — в передняя про­стирайтесь. Враг наводит на то, чтоб мерять себя, чтобы самомнение возбудить и испор­тить все дело. Всегда говорите себе: «Ниче­го нет, нечего мерять».

(Вып. 2, пис 256, стр. 93)

САМОЦЕН И БЛАГОДАТЬ

Самоцен и отступление благодати все­гда неразлучны. Господь отвращает очи Свои от зазнавшегося. А за отступлением благо­дати не всегда падение следует. Следует толь­ко охлаждение, нехорошие движения и не­устойка против страстей, не в смысле па­дения в дела страстные, а в смысле смяте­ния сердечного. Например, скажет кто не­приятное слово. и сердце загорится гневом и под.

(Вып. 6, пис. 969, стр 84)

САМОЧУВСТВИЕ ИЛИ САМОВОЗВЫШЕНИЕ

Его опасность для души. В чем она состоит

Раздражительность, гнев, нетерпение, суетливость, — конечно, все это не добрые дела. Но хорошо уже то, что сознаете их недобрость. Поищите родителей их и приду­шите. Тогда чада сами собою пропадут. По­смотрите, нет ли у вас самочувствия, т. е. чув­ства своего значения, или отрицательно — отсутствия чувства, что вы ничто. Это са­мое сокровенное чувство, но оно всем во­рочает в жизни. От него первое требование, чтобы все было по-нашему, и коль скоро этого не бывает, то на Бога ропщем, а на людей серчаем. От него уверенность, что все сами можем сделать и устроить, пустивши в ход придуманные средства, ожидаем, что все так и будет, как придумали. Оттого, что дело начинаете без усердной молитвы, и продолжаете тоже, и кончаете опять ропо­том, если что не по-нашему, и чувство са­модовольства, — если по-нашему. Бога во всем этом помышляете яко стороннее, а не действующее лицо. Так вот присмотритесь, нет ли сего, и если хоть не в большой мере есть, позаботьтесь восстановить чувство ничтожества своего во всех отношениях. И всегда Господа о том молите. И общее углу­бите убеждение и чувство, что Господь все устрояет и во внешней, и во внутренней жизни.

Ничто существенное доброе не укоре­няется в нас без Него. Если так, то предать Ему себя следует. Не прекращать, однако, и своих трудов и усилий, только упования на них не полагать и ничего от них не ожи­дать, если Бог не благословит их.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *