Сани и телега в чем разница
Эх, прокачу: конная телега и сани
Те, кто часто бывает в деревне, наверняка, знает, как выглядит обычная телега или сани для лошади. Несмотря на свою примитивность, этот вид конной повозки и в наш 21-й век повсеместно используется в частном хозяйстве. А вы знаете, как запрячь лошадь в телегу или сани? Если нет, то мы уже готовы рассказать вам полную подробную инструкцию.
Особенности телеги
Телега или воз (подвода) – это упрощенный вариант четырехколесной конной повозки, применяемый в качестве грузового или транспортного средства. В том виде, в котором мы видим телегу сегодня, предположительно, она возникла еще в 12 веке, как вид грузовой повозки. Изначально изготавливались они из дерева, в том числе и крупные колеса. Сегодня телеги делаются также из дерева, но с металлической конструкцией-рамой. Шины резиновые рессорные.
Хотя сегодня часто слово «телега» используется, как обобщенное название для любой рабочей или транспортной конной повозки, однако имеются свои отличия. Телега для лошади представляет собой одноконную безрессорную повозку, грузоподъемностью около 500-700 кг. Для запрягания лошади используется чаще всего оглобельная упряжь, но также может быть и дышловая. У всех телег расстояние между колесами равняется около 100 см, при этом диаметр передних колес немного меньше, чем задних. Средний вес телеги около 200 кг.
Если рассматривать конструкцию обычной телеги, то в нее входит:
В зависимости от цели использования телеги различаются на бортовые и платформенные. Последние используются как грузовой транспорт, в котором легко перевозить крупные грузы. Бортовая имеет более широкий круг использования и помимо перевозки грузов, сена, может использоваться и в качестве транспортного средства. Очень удобно, если борта откидные, а задняя стенка съемная. Тогда обычную телегу можно превратить в грузовую платформу.
Важно помнить, чтобы телега долго служила и была исправной, ее не стоит держать на улице под открытым небом. От влаги, холода и сырости портится резина колес, а также металлическая и деревянная конструкция. Конечно, идеальным местом для хранения телеги будет конюшня для лошадей. Если нет места, то подойдет обычный навес со стенками. В крайнем случае телегу можно поставить в загон для лошадей, но тогда ее нужно полностью запрятать под защитную пленку или брезент, а на зиму также нужно хорошо укутать резиновые колеса.
Запрягаем лошадь в телегу
Запрягать лошадь в повозку многим может показаться сложным процессом. Однако это только на первый взгляд. Конечно, перед тем, как запрячь лошадь в телегу, нужно хорошо изучить строение конной упряжи и знать ее составляющие. Об этом вы сможете узнать в нашей предыдущей статье — ссылка.
Только после того, как изучена конструкция упряжи и проверена ее целостность, можно приступать к запряганию.
Сани конные — возвращение в древнюю Русь
Многие знают, что конные сани – это древний традиционный способ русской езды. Но мало, кто знает, что сани это еще и самый древний вид транспорта. Первые изображения похожих на санки приспособления для перетаскивания грузов археологи находят еще в древнем Риме. На примитивные полозья укладывались строительные блоки, тяжелые грузы и прочее. На Руси, в связи с особенностями русских зим (много снега) санки были основным видом транспорта. О знаменитой тройке с бубенцами слагают легенды по всему миру.
С санями связан целый пласт нашей культуры, не удивительно, что в разных регионах на Руси были свои традиции мастерства и конструкции саней. Сегодня их можно разделить на русские беговые, городские, охотничьи, розвальни и спортивные для езды на тройках. Самый простой тип – это розвальни, которые использовались повсеместно крестьянами в виде грузового транспорта. Более компактные и позволяющие развивать большую скорость – городские – использовались как частный вид транспорта с извозчиком или без. Отдельного слова заслуживает тройка в санях, о которой больше вы сможете узнать на видео от канала GalileoRU.
Запрягаем лошадь в сани
Как правило, русские конные сани имеют также, как и телега, дугу и оглобли. Поэтому способ запрягания лошади не отличается от предыдущего. Если же в сани нужно запрячь тройку, то используется троечная упряжь, где коренник запрягается в оглобли, а два пристяжных коня пристегиваются за шлеи.
Однако стоит отметить, что в некоторых регионах, в частности, в Украине сани использовались рабочие с постромочно-дышловой упряжью. Отличается такая упряжь более упрощенной конструкцией, где вместо оглобель используется лишь одно дышло посредине саней, а лошадь пристегивается за постромки.
Фотогалерея
Фото 1. Конь запряженный в воз
Фото 2. Городские выездные сани для лошади
В чем разница между телегой и санями
Повозка — транспортное средство для перевозки грузов и пассажиров на живой (конной) тяге. Разновидностями повозок являются экипажи и сани. Каждая повозка состоит из кузова и хода. Экипажи бывают 2-х и 4-х колесными. Различаются они размерами (длиной и шириной хода),подвижностью, большей или меньшей легкостью на ходу, гибкостью и устойчивостью, наличием или отсутствием, а также типом, рессор, вместимостью кузова, грузоподъемностью. В зависимости от вида запряжки повозка оборудуется или оглоблями или дышлом. Ранее у повозок были деревянные колеса с железными шинами, сейчас преобладают стальные обрезиненные или пневматичесие шины. ссг
Американка — старинный изобретенный в Америке двухколесный экипаж с большими колесами (диаметром около 1,5 м.) для ипподромных испытаний рысаков. Также первоначальное название качалки. ссг
Андрец (одр, одрец, искажен. ондрец)(костромское, вятскон) — одноколка с волоками (жердями, которые сзади тащатся), для таски снопов, сена; сноповозка, д
Арба — двухколесная одноконная безрессорная повозка. Среднеазиатская арба имеет большие колеса ( диаметром до 130 см), позволяющие легко переезжать арыки. У кавказской арбы решетчатые борта, монгольская арба обычно без бортов. ссг
Баруш — разновидность коляски. д
Беда, брыкушка — местное название двуколки. д
Бендюги — на юге России — простые сани, для возки соломы, навоза и пр. д
Берлина — дорожная коляска. д
Бестарка — Повозка с кузовом в виде ящика, позволяющим перевозить сыпучие грузы (зерно, опилки, песок и т.п.), а также собственно такой кузов. ссг
Бидарка — безрессорный двухколесный экипаж, распространенный в южных областях. ссг
Брек (англ.break)- английский четырехколесный рессорный охотничий экипаж с козлами для кучера и двумя прдольными скамейкаи для пассажиров. ссг
Брик — название почтовых крытых, тяжелых,многоместных повозок. ссг,д
Бричка — легкая открытая повозка (как рессорная,так и примитивная безрессорная), применялась на юге и западе России. Польские брички легкие, дышловые, с плетеным кузовом, кожаным верхом, внутри обитые. ссг,д
Брогэм (англ. broudham)- двухместная карета, запрягаемая одной лошадью. м
Болок (болк,волок,волочек,волчек(от оболокать)) — зимняя повозка, открытые сани с верхом или кибитка; дорожные сани с болочком, верхом, будкой, беседкой. д
Виз-а-виз — сани, в которых пассажиры располагаются на двух сиденьях лицом к лицу, по ходу и против. ор
Воз — повозка с кладью. А также количество груза, умещающееся на повозке. Зависит от грузоподъемности последней (например воз сена на одноконной повозке имеет массу 250-500кг). ссг
Волокуша — примитивная бесколёсная повозка, состоящая из двух жердей, передние концы которых привязываются к лошади, быку или собаке, а задние волочатся по земле (отсюда и название). Волокуша была распространена среди индейцев Северной Америки, а также в северных губерниях России (Вологодской, Архангельской), в Сибири и др. бсэ
Волочки — то же, что и дрожки(московское). ссг,д
Вородун — местное(тульское) название двуколки. д
Гиг — (англ. Gig), двухколесный экипаж на одну лошадь с сиденьем для слуги сзади. бсэ
Гитара — разновидность пролетки.
Грабли конные употребляемые для сгребания сена или хлебных колосьев, состоят из рамы, колесного хода, сиденья для рабочего, оглобель или дышла, грабильного прибора из изогнутых зубьев и подъемного снаряда; двух систем: американской и английской; конные грабли убирают в 10 часов при одном рабочем 6-9 десятин. БЕ
Двуколка — одноконная одноосная рессорная повозка с кузовом для двух человек. Грузоподъемность около 180 кг. Имеет откидные подставки на оглоблях для разгрузки спины лошади во время стоянки. Иногда оборудуется откидной вагой для пристяжной лошади. ссг
«Дербистка» — качалка с рессорой, легче рабочей качалки, но достаточно прочна и устойчива. Применяется для тренировки рысаков размашкой, махом и резвой рысью, а также при езде на приз на рысаках, склонных к иноходи. Резвость при езде на «дербистке» на 1-2 с. тише, чем при езде в призовой качалке. ссг
Дилижанс (франц. diligence, англ.(stage-)coach)- особый вид многоместных экипажей для перевозки пассажиров и их багажа, а также почты. ссг,бсэ
Дог-карт — легкий одноосный или двухосный экипаж с однолошадной или парной запряжкой, имеет одно сиденье. ссг
Дормез (франц.)- дорожная карета, в которой можно лежать вытянувшись. д
Драбина (от малоросийского «лестница»), драбы, дрябы — большая решетчатая телега, для возки снопов, сена. д
Дровни — разновидность саней. ор
Дроги — передок и задок повозки, связанные дрожинами, без кузова. На дроги устанавливали водовозную бочку, их использовали также для поездки в поле и т.д Дрогами также называли колесницу для погребения. ссг,д
Дрожки — короткие дроги для езды в городе. Имели над колесами короткие крылья для защиты от грязи и пыли. Могли быть безрессорными или полурессорными — с одной подрессоренной осью. Столбовые безрессорные дрожки имели сиденье, поднятое на столбиках. Чтоб не сидеть верхом или боком, придумали круглые(пролетки), нередко крытые, с откидным верхом. Четырехместные дрожки, с запонами и продольною разгородкою, назывались линейкою, на которую иногда ставился верх, на четырех столбиках, с занавесами кругом. ссг,д
Дрожки беговые — четырехколесный безрессорный облегченный экипаж, изобретение которого связывают с именем графа А.Г.Орлова-Чесменского. До конца ХIХ века служили для испытания рысистых лошадей с русской упряжью. Позднее были вытеснены появившимися на русских ипподромах в 1880г. американками и качалками. ссг
Долгушка, долгуша — местное (Сибирь) название тарантаса. д
Зыбуша — местное (Сибирь) название тарантаса. д
Калеша — разновидность коляски.
Карета (от итал. carretta)- большой закрытый комфортабельный экипаж с окнами, дверцами, ступеньками. ссг
Каруца — арба, телега, повозка (новороссийское, молдавское); бессарабское — почтовая телега. д
Качалка — двухколесный экипаж на пневматических шинах, используется на бегах и при подготовке к ним. Качалки подразделяются на тренировочные и призовые. Зимой могут заменяться на беговые сани. ссг
Качалка рабочая (тренировочная)- устойчевее прочих качалок, имеет массу вместе с подушкой до 40кг. и создает более высокое тяговое сопротивление, что развивает мускулатуру рысака. В обиходе часто называется моторной,так как имеет колеса, сходные с мотоциклетными. ссг
Качалка призовая — имеет массу 15-20кг и более низкую посадку чем рабочие качалки, применяется для езды на приз. ссг
Кибитка — повозка или открытые сани с верхом на каркасе из выгнутых толстых прутьев, а также подобный верх сам по себе. ссг
Колымага — (коло? колыхать?) карета, коляска, всякая барская повозка на летнем ходу; громоздкая или старинная карета, дормез. В Воронежской и Курской областях так называлась повозка с верхом, длинная кибитка, тарантас; в Нижегородской — сноповая телега, сноповозка. д
Коляска — комфортабельный рессорный экипаж с половинчатым верхом. ссг,д
Конка — конно-железная городская дорога, проложена в Москве в 1872, а так же вагон такой дороги. Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империалом). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В районах, где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1-2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.В 1880-х гг. конка была основным видом городского транспорта в Москве. К 1900 сеть конно-железных дорог в Москве составила 90 км; на линиях курсировал 241 вагон. В 1894-96 перевозилось в год до 25 млн. пассажиров. Для содержания лошадей, хранения, ремонта и подготовки экипажей к поездкам были созданы коночные парки. Конка была выкуплена Городской думой у частных компаний (частично в 1901, полностью в 1911) и постепенно заменена трамваем. мэ
Кошвы — длинная телега дня возки снопов (в Московской обл). д
Кошева — розвальни (сибирское), широкие, глубокие пошевни. д
Купе- закрытый двухместный экипаж, имеющий одно пассажирское сиденье. ор
Кэб (англ.cab., сокращение от cabriolet) — английский наемный экипаж для езды по городу. Закрытый двухместный двухколесный экипаж. Характерной особенностью кэба является расположение козел сзади-сверху. ор,м
Лайбы — местное(архангельское)название простых крестьянских саней, дровней. д
Ландо (англ.,фр.,нем landau)- четырёхместный экипаж с мягкими рессорами и открывающимся вперед и назад верхом и двумя рядами сидений, расположенными одно против другого. Получил название от немецкого г. Ландау, известного в 18 в. выпуском разнообразных экипажей, изготовлявшихся высококвалифицированными мастерами каретного дела.
Ландолет(фр.landaulet)- облегченное укороченное ландо со складным тентом над задним сиденьем.
Лемега (лемеги) местное (псковское)- роспуски, дровни, дроги, ломовая телега. д
Линейка — первый вид городского общественного транспорта в Москве. Учреждён в сентябре 1847. Летние и зимние экипажи для 6-10 пассажиров с сиденьями по бокам (лицом к тротуару) были крытыми [летние — с колёсами и рессорами, зимние («общественные сани») — с полозьями]. В линейку запрягали 2 или 3 лошадей, в каждой линейке были кучер и кондуктор. Городские линейки курсировали от центра Москвы до застав Камер-Коллежского вала. Первая стоянка линеек была на Красной площади, затем перенесена к Ильинским воротам. В летнее время маршруты линейки продлевались до Останкина, Сокольников, Петровского парка, Серебряного бора и использовались для загородных прогулок. С 1870-х гг. линейки стали вытесняться конками. мэ
«Лира» — качалка-рекордистка, наиболее легкая из качалок, езда на ней позволяет иногда при равных условиях улучшить резвость.
Нетычанка (польск.)- одноколка с плетеным кузовем. д
Одноколка (одна колея?) — разного рода повозка о двух колесах; маленькая, крестьянская; одерчик, одринка, опрокидка, беда, брыкуша, чертопхайка. д
Одр, одер — старинное местное название различных повозок — двуколок, дрог или больших телег с высокими бортами в виде положенных на бок лестниц для перевозки снопов и т.д. Иногда под одром подразумевали кузов телеги без дрог. ссг
Омнибус (лат. omnibus — «для всех») — многоместный экипаж для регулярной перевозки пассажиров по определенным маршрутом в городах и между населенными пунктами. Широко использовался в ХIХ веке (до появления автобусов), особенно в Англии и во Франции. ссг
Подсанки — род больших салазок, которые подвязываются позади дровней при возке бревен, досок. д
Полозный прибор — приспособление для испытания лошадей тяжелоупряжных пород на тяговую выносливость и максимальную силу тяги. Имеет вид массивных саней с широкой прочной платформой, на которую кладут груз. Преимущество полозного прибора перед иными повозками состоит в том, что при движении по ровной сухой грунтовой дороге он обеспечивает одинаковое сопротивление на всей дистанции. ссг
Полок — четырехколесная безрессорная грузовая повозка с кузовом в виде сплошной деревянной платформы. ссг
Пошевни — широкие крестьянские сани, обшитые лубом или тесом. д
Пролетка — четырехколесный рессорный экипаж для легковой езды в городе. ссг
Ратка — чухонская одноколка; опрокидной кузов на дрогах, для возки и ссыпки земли, удобренья, нечистот и прочего. д
Розвальни (просторные, развалистые сани, где можно лечь, развалиться) — грузовые крестьянские сани с низким, расширяющимся сзади кузовом. д,ссг
Роспуск(и) — прицеп для перевозки длинномерных грузов (брёвна, доски и т.п.), соединяемый с передком при помощи самого груза. Состоит из рамы, скрепленной посредством подвески с осью колёс, и коника (опорного бруса с откидными стойками, удерживающими груз). Шкворневое соединение позволяет конику поворачиваться относительно рамы. бсэ
Рошпанка (вост.-сиб.)- телега на долгих, зыбких дрогах, или простой тарантас. д
Рыдван — стар. колымага, большая карета. бсэ
Сани (Общеславянское слово. Форма множественного числа от «сань», в древнерусском языке ещё известного. Исходно — «полозья, змеи») — распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют полозья (сани без полозьев — некоторые виды волокуши, тобогган канадских индейцев, кережка лопарей и другие). К саням относятся дровни, нарты народов Севера и разные виды саней с кузовом: открытые сани с верхом (балочок или кибитка), возки и др. Сани древнее, чем колёсная повозка, они были известны не только в северных, но и в южных странах. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.). В России до конца 17 в. торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными, так как езда на санях считалась более почётной, чем в экипаже. В районах бездорожья на Крайнем Севере, а местами и в Южной Сибири сани нередко заменяли колёсную повозку и в летнее время. Сани применяются в сельских местностях тех стран, где зима снежная, используются также в спортивных целях. Главные части в ездовых санях: полозья, их загнутые концы — головки; в полозья вставляются копылья, связанные поперек вязками; на копыльях грядки, на них (если есть) кузов; в грядки вдалбливаются отводы, к головкам привертываются закрутками оглобли. бсэ,ссг,д До конца 18 в. главные части саней — широкие полозья, копылья (вертикальные крепления полозьев к корпусу), кузов — были деревянными. Позднее полозья стали более узкими, для прочности их обивали металлическими полосами — подрезями. Самыми маленькими и лёгкими были беговые санки (на них устраивались бега), рассчитанные на одного седока, который сам правил. На дальние расстояния путешествовали в дорожных санях, у которых спинка кузова была выше, а сам корпус был обит тёплой тканью на вате (поэтому такие сани назывались «обшевни» или «пошевни»). Очень большие и широкие сани, в которых катались на Масленицу или ездили большими компаниями в гости, назывались троечными (запрягались тройкой или даже тройками лошадей) или ковровыми (спинка кузова обтягивалась ковром);—>
Сани беговые — максимально облегченные сани специальной конструкции. Используются в зимний период для тренировки молодняка в заводах, а также для работы рысаков шагом, тротом и размашкой. ссг
Сбежки, сбежечки — маленькие санки, дровнями, либо обшитые, на которых ямщики возвращаются с обратными лошадьми. (нижегородское)
Сулка(англ. sulky) — старое название бегового экипажа — качалки. ссг
Тарантас — в начале ХIХв. дорожная повозка на длинных зыбучих дрогах, впоследствии- 4-колесная рессорная легковая повозка с открытым кузовом, оборудованная полумягкими съемными передним и задним сиденьями, поручнями, подножками и щитками. Одноконный тарантас расчитан на 2 пассажиров, в параконном имеется третье пассажирское место на переднем сиденье рядом с кучером. ссг
Тащилка(тащилки)- в архангельской,вологодской губерниях сани, дровни, салазки, волокушки на жердях, на которых ездять летом по болотам.
Телега — четырехколёсная грузовая повозка, в которую впрягают обычно лошадей (реже волов, буйволов, мулов и др.). Различают телеги с дышловой и оглобельной упряжкой. Разновидности телег: дроги (грузовая телега без кузова), полок (дроги с дощатой площадкой наверху), тележка (повозка с сиденьем и козлами).Простая телега состоит из хода, стана, дрог или роспуска и кузова или ящика. В ходе:две оси, четыре колеса, две подушки, две дроги сверх подушек и лисица, вдолбленная, для связи, в обе подушки; задняя скреплена с осью наглухо, передняя дает оси обращаться на шворне (штырь, сердечник или курок); на плечи передней оси надеты оглобли, от концов которых идут к концам оси тяжи, приткнутые чеками; а от задних осей, к приступку или ко грядкам, тяжки. В дроги крепятся подуги, вдолбленные в грядки, кои связаны по концам поперек нахлестками, дудками, вязками; подуги изнутри обшиты дранками или лубом. д,
Тобогган, таббоган, тобоган (слово алгонкинского происхождения)- бесполозные сани, распространённые среди индейцев Канады. Состоят из досок длиной 3-4 м и шириной 30-40 см, скрепленных несколькими поперечинами и ремнями из оленьей кожи. Передок тобоггана загнут, вместо бортов натянута шкура или береста. Поводками служат два длинных ремня. Запрягались не лошади, а собаки. Тобогган применяют и современные охотники лесной зоны Канады.
Травуа — волокуша индейцев центральной Северной Америки. Основой травуа служили две перекрещенные верхними концами жерди, закреплявшиеся на спине лошади, а до появления лошадей — собаки. ор
Фаэтон (франц. phaeton) — легкий четырехколесный рессорный спортивный экипаж с откидным верхом,запрягается парой или четвериком. ссг
Ход — оси с колесами и дрогами или полозья, весь низ у повозок кроме кузова.
«Эгоистка» — одноместная пролетка.
Экипаж — общее название колесных повозок. Источники:
ссг Словарь-справочник по конному спорту.
бсэ Большая советская энциклопедия
мэ Московская энциклопедия
у Книга о лошади. Урусов
БЕ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Беловинский Л. История русской материальной культуры: Учебное пособие
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава III. Транспорт и упряжь
Основным видом крестьянского гужевого транспорта служили летом телега, зимой сани. Телега состояла из переднего и заднего ходов — колесных пар с осями. Оси были деревянные (дубовые) либо кованные железные и заделывались с помощью железных скреп в массивные брусья, соединенные двумя дрожинами — прочными жердями длиной почти во всю телегу. Колеса были с гнутыми деревянными ободьями, спицами и дубовыми ступицами; для прочности ободья иногда ошиновывались шинами из полосового железа. Колеса закреплялись на осях с помощью железной чеки. Передний ход был составным, из двух частей, соединявшихся с помощью шкворня — массивного вертикального железного штыря и вращавшихся относительно друг друга на широких железных кольцах, благодаря чему телега могла поворачиваться. Сверху настилалась дощатая площадка в жердевой раме. На концы передней оси с помощью оковки с кольцами надевались тяжи — ременные, веревочные либо из толстой проволоки; другим концом они надевались на оглобли, имевшие в верхней части железные гребни. С помощью тяжей совершался поворот. Оглобли из толстых длинных жердей крепились к передней оси; при парной запряжке в ось вделывалось дышло для осуществления поворота, тогда как через оглобли передавалось тяговое усилие от лошади.
Простые крестьянские сани — дровни состояли из двух массивных деревянных полозьев, круто загнутых в передней
части саней — головках. В улучшенных санях снизу к полозьям пришивались железные полосы — подрези, чтобы предотвратить раскат саней на откосах и поворотах. Сверху в полозья вдалбливали короткие вертикальные копылья, на которые накладывали на шипах накопыльники. Обе части связывали толстыми перевитыми прутьями. Другой тип саней — розвальни — отличался отводами — гибкими жердями, которые спереди привязывали к головкам, а сзади закрепляли на поперечном брусу, лежавшем на накопыльниках. Отводы увеличивали емкость саней и предохраняли седоков и грузы при раскатах. Оглобли привязывали крепкими веревками к первым копыльям. Для увеличения емкости саней на них ставилась огромная плетеная из ивового прута корзина — кошева. В санях-пошевнях пространство между накопыльниками и отводами заплетали веревкой или зашивали толстым лубом.
Зажиточные крестьяне пользовались также легковыми экипажами: двухколесными одноколками, таратайками, тележками, а также четырехколесными безрессорными или полурессорными, даже рессорными дрожками с мелким кузовом или тарантасами с кузовом открытым или имевшим откидной кожаный верх. Безрессорные дрожки и тарантасы над основными дрожинами имели редкий настил из тонких пружинистых дрожин, смягчавших толчки. Кузов тарантаса обычно плели из прутьев, здесь были сиденья для кучера — козлы в виде доски и для пассажиров — очень низкие, так что седок ехал полулежа. У полурессорных экипажей была либо одна пара рессор сзади, либо одна стоявшая вдоль задней оси рессора. Зимой пользовались беговыми санками, небольшими, с дощатым кузовом, козлами, сиденьем и высокой спинкой. Из этих экипажей развились городские и помещичьи ковровые сани, городские сани, коляски, ландо, фаэтоны, пролетки, линейки и пр. Длинномерные грузы перевозили на роспусках — двух ходах, соединенных длинными дрожинами.
Общий для снаряжения верхового коня, седловки и экипажной упряжи предмет — узда, или оголовье, — охватывает голову лошади и служит для управления ею. Оголовье состоит из недоуздка, включающего суголовье, которое охватывает голову лошади за ушами, налобника, лежащего перед ушами, переносья, или нахрапника, лежащего на нижнем конце конской морды над ноздрями, подбородника, проходящего под конской головой от налобника к нахрапнику, и нащечных ремней, идущих от оголовья к нахрапнику по сторонам конской головы; на лбу и храпе лошади может лежать перекрестье из ремней или цепочек,
идущих от оголовья к нахрапнику. К подбороднику может пристегиваться ч е м б у р, за который лошадь ведут или привязывают. В нижней части нащечных ремней с помощью колец пристегнуты трензельные удила из трех шарнирно соединенных кованных округлых железных стержней. К их кольцам пристегиваются поводья, или узда для управления верховым конем, или вожжи для управления упряжной лошадью. В крестьянском быту обычно обходились недоуздком без удил. Для езды верхом использовалось также мундштучное оголовье, как бы накладывающееся на трензельное. В этом случае добавляется Н-образное мундштучное удило или мундштук, кованный из железа в виде двух длинных щечек с кольцами на концах, соединенных слегка выгнутым грызлом. Верхние концы щечек соединяются мундштучной цепочкой с кожаным подцепочником. Мундштук пристегивается к мундштучному суголовью, а к его нижнему концу пристегнуты мундштучные поводья. У строевых коней на поводья кольцами надевается двойной ремень — мартингал, проходящий под паперсью и крепящийся к подпруге.
Основной предмет седловки — седло. Его основа — ленчик, или, в казачьем седле, а р ч а к, из двух полок (полиц), соединенных передней и задней луками. У строевого седла полки шире и длиннее, луки низкие, выгнутые из железа, у казачьего седла полки меньше, а луки деревянные высокие. В полках прорезаны щели, куда вставляются путлища — двойные ремни, на которых висят железные стремена. Между луками натянут широкий ремень — живец. Под ленчик кладется войлочный потник с кожаной потниковой крышкой и кожаная крышка, сиденье с двумя крыльями, прикрывающими полки и путлища. Потник и обе крышки выгнуты по форме конской спины и седла. С помощью двойной подпруги седло притягивается к конскому крупу. Казаки на арчак клали толстую кожаную подушку, притянутую к спине коня широким троком. Полки арчака и путлища прикрыты кожаными крыльями — тебеньками. К задней луке строевого седла крепится пахвь с очком, надевающимся на репицу хвоста. К передней луке крепится двойной ремень — подперсье, или паперсь, соединяющийся на груди коня в один ремень, который закрепляется под брюхом на подпруге. На седло или под его покрышку кладут парадный чепрак, или вальтрап, — суконную, украшенную галунами фигурную покрышку.
Таблица VI УПРЯЖЬ И ЭКИПАЖИ
По обе стороны седла у передней луки крепятся кобуры — кожаные сумки с крышками для вещей; до середины XIX в. в них кавалеристы возили пистолеты и назывались они ольстрами, или чушками. По сторонам задней луки крепятся переметные сумы для вещей. Вещи всадника также помещают в чемодан, лежащий на задней луке вместе со свернутой попоной. В переметные сумы, кобуры и чемодан кладутся щетка и скребница для чистки коня, комплект подков с ухналями, гвоздями для ковки коня, шило и дратва для починки сбруи, складное брезентовое ведро, торба и троки — сетки для фуража, а также личные вещи и провизия всадника.
При верховой езде применяются шпоры, кованные из железа или меди. Они состоят из дужки, надевающейся на задник сапога, вклепанного в него стержня — шенкеля, закрепленного на его конце вращающегося репейка — зубчатого колесика и ремешка с пряжкой для крепления шпоры на подъеме сапога; прежде сверху на ремешок надевали широкий короткий кожаный нашпорник.
Упряжь составляют хомут из двух подвижных деревянных клещей, обшитых кожей и подбитых войлоком, стягивающихся супонью; по сторонам к хомуту прикреплены прочные кожаные гужи, куда вкладываются дуга и оглобли. На голову лошади надевается узда с поводьями, за чумбур пропущенный через згу и завязанный за оглоблю, поднятую вверх, пристегиваются вожжи. У норовистых лошадей на нащечные ремни оголовья надевают широкие кожаные шоры, чтобы они не пугались неожиданно появившихся сбоку препятствий. На спину кладется седелка, подобная небольшому седлу, подпругой притянутая к спине лошади. Через седелку пропускается чересседельник, поддерживающий оглобли. В полной сбруе на круп надевается шлея, которая крепится к подпруге лежащими на крупе шлейками.
При бездуговой упряжи пристяжных лошадей или при дышловой запряжке тяга осуществляется через постромки, пристегнутые к шорке, состоящей из нагрудного ремня, охватывающего грудь, настроечного ремня, лежащего на спине за холкой, и соединяющих их по диагонали боковых поддерживающих ремней. Постромки могут крепиться и к хомуту. При пароконной упряжи хомут через нагрудник либо шорку соединяется с дышлом ременным или цепным нашильником. Постромки крепятся к вальку у передка повозки. Вожжи для управления пристяжными лошадьми называются привозжек