Санитарный день в библиотеке что это
Положение о санитарном дне в МБУК «Маловишерская МЦБС»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Межпоселенческая библиотечная система
г. Малая Вишера, – 60) 31 – 235
Московская ул., д. 36. е-mail: *****@***ru
приказом директора МЦБС
Положение о санитарном дне
в МБУК «Маловишерская МЦБС»
1. Санитарный день в библиотеках проводится с целью тщательной уборки библиотечных помещений и очистки от пыли книжного фонда, каталогов и рабочих мест сотрудников.
2. Санитарный день проводится в библиотеке ежемесячно – каждый последний рабочий день месяца, в соответствии с графиком санитарных дней, который утверждается директором учреждения в начале года.
3. В санитарный день не проводится обслуживание читателей, проводятся производственные совещания для обсуждения текущих вопросов организации и содержания работы.
4. Заведующие отделами обязаны составлять планы работ проведения санитарного дня и четко следить за их выполнением. Каждый раздел книжного фонда и каждый каталог должен очищаться от пыли не менее 2-х раз в год. Весь объем работ – уборка в отделах и книгохранилищах – распределяется на всех сотрудников.
5. В санитарный день сотрудники выполняют следующие виды работ:
- проверка правильности расстановки фондов; перемещение фондов (в случае производственной необходимости); обеспыливание фондов: чистка с применением пылесосов – стеллажи и размещенные на них книги, каталожные шкафы, каталожные карточки; наведение порядка на рабочих местах и в помещениях, предназначенных для приема пищи,
– сухая уборка – компьютерная техника, телефонные аппараты, телевизор (применяются сухие салфетки),
- влажная протирка и мытьё – столы, кафедры, шкафы, сейфы, вазоны с цветами (вода и моющий раствор периодически меняются);
- влажная уборка внутренних помещений (за исключением полов).
6. В санитарный день уборщицы проводят тщательную уборку:
- влажную уборку в труднодоступных местах – стены, багеты, стеллажи, шкафы, карнизы (вода и моющий раствор периодически меняются); сухую уборку – светильники, настольные лампы, картины, настенные часы (применяются сухие салфетки и щётки); мытьё с применением моющих средств – стёкла, зеркала, графины; влажную протирку и мытьё – стены, колонны, дверные блоки, подоконники, радиаторы, лестничные перила, вешалки в гардеробе (вода и моющий раствор периодически меняются); чистку ковровых покрытий вручную и с применением пылесосов – дорожек, ковров, ковровых покрытий, мягких кресел, стульев; проводится влажная уборка туалетной комнаты – унитаз, стены кафельные, раковина (с применением дезинфицирующих средств, вода и моющий раствор периодически меняются); сухое и влажное подметание и мытьё полов и плинтусов – вестибюль, лестницы, лестничные площадки (помести пол, предварительно увлажнив его, вода и моющий раствор периодически меняются); при мытье пола мебель (кроме стационарно установленной) следует отодвинуть, вымыть пол и поставить мебель на место (вода и моющий раствор периодически меняются); собранный в процессе уборки мусор выносится мешками.
7. К санитарному дню необходимо подготовить средства уборки и приспособления в достаточном количестве – веники, щётки, тряпки, ведра, совки, моющие средства, лестницы.
8. В санитарный день продолжительность рабочего дня сокращается на 1 час в связи с тяжелым характером работ в этот день.
9. Контроль за выполнением работ в санитарный день осуществляют:
- в центральной библиотеке – зав. отделом обслуживания и заместитель директора; в детской библиотеке – зав. детской библиотекой; в городском и сельском филиалах – заведующие и библиотекари филиалов.
С Положением о санитарном дне в МБУК «Маловишерская МЦБС» ознакомлены:
Дезинфекция в библиотеке
Зачем нужна дезинфекция в библиотеке?
Во-первых, библиотека является общественным местом, которое ежедневно посещает много людей. И учитывая это обстоятельство, ежедневная уборка с дезинфицирующими средствами позволит уменьшить микробную контаминацию на поверхностях помещения и предотвратить распространение воздушно-капельных инфекций среди посетителей и сотрудников библиотеки.
С другой стороны, уборка необходима для того, чтобы сохранить книжный фонд. Дело в том, что на продолжительность жизни книги влияет много факторов: влажность в помещении, температура, освещенность. Но самый большой враг книг — это пыль, которая к тому же часто содержит споры грибка. В свою очередь, грибок очень быстро размножается в книге, на страницах возникает плесень и спасти книгу после этого очень сложно. И единственный способ предотвратить подобное — регулярно проводить уборку и дезинфекцию в библиотеке.
Ежедневная уборка в библиотеке
Для проведения ежедневной влажной уборки в библиотеке необходимо использовать моющие и дезинфицирующие средства. Однако предпочтение стоит отдавать исключительно нетоксичным средствам, которые можно использовать в присутствии посторонних людей. Мы рекомендуем использовать такие безопасные моющие и дезинфицирующие средства:
Купить моющие и дезинфицирующие средства можно в интернет-магазине Septolit.ru.
Ежедневная уборка, прежде всего, включает мытье пола с моющими и дезинфицирующими средствами во всех помещениях библиотеки: вестибюлях, коридорах, библиотечных и читальных залах. Ковровые покрытия убирают моющим пылесосом.
Кроме того, ежедневной уборке также подлежат поверхности, с которыми часто соприкасаются люди — дверные ручки, перила, читальные столы и т.д. Дезинфекционная обработка поверхностей проводится путем протирания ветошью, смоченной в дезсредство.
В компьютерном зале мониторы и системные блоки компьютеров протирают сухой ветошью от пыли. Компьютерные мышки и клавиатуры, как наиболее грязные поверхности, необходимо обеззараживать. Рекомендуем протирать их дезинфицирующими салфетками «Септолит» или ветошью, орошенной аэрозольным средством «Септолит Экспресс».
Генеральная уборка в библиотеке
Каждый месяц в библиотеке должен проводиться санитарный день, когда помещение закрывают и не принимают посетителей. В этот день сотрудники библиотеки занимаются генеральной уборкой, которая включает уборку всего помещения и обеспыливание книг.
Так, уборка подразумевает мытье с моющими и дезинфицирующими средствами всех поверхностей помещения: потолка, стен, дверей, пола (особенно под стеллажами, плинтусами и т.д.). Также генеральная уборка включает мытье труднодоступных поверхностей — радиаторов и пространств за ними, люстр, карнизов и т.д. Тщательно моют библиотечную мебель: столы, стулья, шкафы и стеллажи.
Особое внимание уделяют обеспыливанию книг. Обеспыливание всего библиотечного фонда должно проводиться один раз в полгода-год. При этом во время санитарных дней рекомендуется организовывать обеспыливание отдельных библиотечных зон.
Для обеспыливания книг и стеллажей потребуются:
Итак, уборку начинают с верхних полок стеллажа. Книги снимают с полки и складывают рядом со стеллажом. Ветошью, смоченной в воде, протирают полку, затем протирают сухой ветошью.
Книги с плесенью изымают из стеллажей. Эти книги отправляют на камерную дезинфекцию. Это единственный способ «вылечить» книгу от грибка. Впрочем, при регулярном проведении уборки и дезинфекции в библиотеке — проблема грибка будет ликвидирована.
Время мыть танки. Что происходит за дверями музея, библиотеки и архива в санитарный день
На страже порядка – мини-мойка «Керхер», пипидастры и лестницы
Наверняка каждый из нас хоть раз, собираясь обогатиться духовно или дописать, наконец, курсовую, натыкался на табличку «Санитарный день». «Да чем они там занимаются?!» – в сердцах думаем мы.
«БелПресса» тоже задалась этим вопросом и разобралась, что значит такая табличка в музее-диораме «Курская битва. Белгородское направление», в Государственном архиве области и в универсальной научной библиотеке.
Восстановление исторической справедливости
«Саш, смотри, чтобы я стеклом в крепление попал!» – сотрудники музея-диорамы при помощи специальных присосок ставят на место стекло одной из витрин.
«В витрине был муляж немецкого пистолета-пулемёта МП-40, – перекрикивая шум работающего рядом пылесоса, поясняет старший научный сотрудник музея Александр Кадира. – Он был сувенирный, производства одной испанской фирмы. А теперь мы туда поместили массогабаритный макет, сделанный из реального немецкого автомата времён Великой Отечественной войны. Само собой, пострелять из него не получится: он приведён в небоеспособное состояние».
Во всех залах наводят красоту сотрудники музея, каждый занят своим делом: кто‑то настраивает интерактивный экран, кто‑то моет полы в «штабе Ротмистрова». Санитарный день проводят в музее каждую последнюю пятницу месяца, о чём сообщает табличка на входе. Наиболее масштабные работы в санитарный день планируют накануне Дня Победы, перед началом и завершением отопительного сезона. В большой уборке участвуют все сотрудники музея, за исключением тех, кто в отпуске или на больничном.
— Какие планы на сегодня, кроме того, чтобы всё пропылесосить, почистить и надраить?
— Будем восстанавливать историческую справедливость – вешать Мо́деля! – улыбаясь, рассказывает Кадира.
— В смысле, вешать?!
— Генералу-фельдмаршалу Вальтеру Моделю за его действия во время войны светила виселица, но он сам застрелился. А мы сегодня будем менять его фотографию в экспозиции на более подходящую. Прежнее фото было отсканировано из книги немецкого писателя Франца Куровски, но недавно выяснилось, что у нас в фондах есть фотографии гораздо лучшего качества и более подходящие по времени.
За стеклом
В стороне от центрального входа сотрудники музея проветривают военную форму: шинели, кители, фуражки – смахивают с неё пыль. Тем временем в основной экспозиции на втором этаже открывают ещё одну витрину. Парадный мундир маршала бронетанковых войск Михаила Катукова отправят отдохнуть в фонды, а на его месте появится настоящий комбинезон танкиста – в таких воевали наши деды и прадеды.
«Все подлинники, которые находятся в экспозиции, по истечении определённого времени должны отправляться на отдых в запасники, – поясняет замдиректора диорамы по научной работе Валентина Павлова. – Там их помещают в морозильную камеру, сушат и проводят биохимическую обработку, чтобы уберечь от вредителей: жучка, моли».
По словам Валентины Николаевны, во время санитарного дня в музее работают не только над обновлением экспозиции. Художник-реставратор буквально на цыпочках, в специальных тапочках, пробирается к диораме и собирает всё, что туда уронили или специально бросили посетители: игрушки, фотоаппараты, мобильные телефоны. Сотрудники меняют лампы, освещающие холст. Техники проверяют, как в залах работает световая и звуковая аппаратура.
Пока мы беседуем с Павловой, музейщики с шутками устанавливают в витрине манекен, уже одетый в форму советского танкиста:
«Сапоги ровно поставь! Да чего ты носки так в стороны разводишь? Это ж не танкист у тебя получается, а балерина какая‑то!»
Танки грязи не любят
«Из‑за погоды к 9 Мая в этом году мы не стали красить технику – сделаем это к 5 Августа. Но помоем танки обязательно! – обещает Валентина Павлова. – Мы также протираем каждую витрину, потому что отпечатков пальцев на ней всегда очень много. Чистим и барельефную композицию напротив центрального входа. Восковые фигуры мы трогать не можем, поэтому художник-реставратор аккуратно проходится по ним специальной щёточкой. Будут наводить порядок и в подвале, где находятся все инженерные системы, обеспечивающие необходимый микроклимат внутри музея. Словом, перед Днём Победы у нас проходит большая приборка. Как и в любом уважающем себя доме, в котором ожидают прихода гостей».
Именно во время санитарных дней в экспозицию добавляют новые элементы. Как пояснил Александр Кадира, это время идеально подходит для такой работы: музей закрыт, посетителей нет, можно всё как следует обдумать и разместить так, чтобы всем было удобно.
«Вот относительно новый экспонат, – показывает Александр на крупный лист толстого металла, прислонённый к стене. – Это правый бортовой бронелист немецкого штурмового самоходного орудия StuG III, модификации G. Этот фрагмент брони долгое время использовался в качестве подпорки для крыльца жилого дома в хуторе Калинине Яковлевского района. Хозяин дома сам решил передать кусок брони в музей, посчитав, что лучше пусть он здесь будет, чем останется подпирать крыльцо дальше. И благодаря его поступку теперь каждый посетитель диорамы видит, как выглядела та самая немецкая рурская сталь, из которой собирали танки для вермахта».
А танки рядом с музеем действительно помыли. Взяли чёрно-жёлтую немецкую (вот уж ирония судьбы!) мойку высокого давления и струей воды сбили с брони налёт пыли и грязи, появившийся за зиму.
В борьбе с архивной пылью
В Государственном архиве Белгородской области (ГАБО) есть несколько разновидностей санитарных дней. Директор архива Павел Субботин говорит, что посетителям достаточно знать дату санитарного дня в читальном зале – его проводят каждый последний рабочий день месяца. В этот день точно не удастся поработать с документами, ведь здесь в это время протирают столы и подоконники, моют окна и удаляют пыль с растений.
Остальные разновидности санитарных дней не влияют на работу с посетителями. Раз в квартал проводят тотальную уборку всего архива, и в ней участвуют все сотрудники учреждения.
Отдельная тема – уборка в архивохранилище. Как рассказала «БелПрессе» начальник отдела сохранности архивных документов ГАБО Алевтина Шереметьева, всё дело в том, что в этом помещении для сохранности находящихся там документов поддерживают определённый уровень температуры, влажности и освещённости.
Оптимальная температура для хранения документов – от 17 до 19 градусов, влажность 50–55 %. Давление в хранилище тоже немного превышает атмосферное (на 0,05–0,1 атмосферу), чтобы сюда не попадала пыль извне. В архивохранилище ежедневно проводят влажную уборку полов, столов и вентиляционных коробов. Но в санитарный день здесь почти сухой тряпочкой протирают от пыли шкафы, полки, сами связки документов. Для этого связки аккуратно снимают с полок, протирают и укладывают строго на те же места, где они были.
«Приходится забираться на самые верхние полки, поэтому лестницы – необходимый атрибут санитарного дня, – поясняет Алевтина Шереметьева. – Также для обеспыливания мы используем пылесосы. Работаем только в спецодежде – в халатах. При уборке мы не применяем химические средства, так как трудно предугадать, как они могут воздействовать на бумагу. Ведь в нашем архиве есть документы XVIII века, и наша задача – сохранить их на долгие века».
Всё равно все на работе
Универсальная научная библиотека закрывается на санитарный день в каждый последний день месяца.
«Но это не значит, что в этот день сотрудники библиотеки отдыхают, – поясняет заведующая отделом координации библиотечной деятельности Ольга Лесных. – Все специалисты находятся в этот день на рабочем месте. Они занимаются обеспыливанием фонда библиотеки, расставляют книги в необходимом порядке – по алфавиту, тематике, по инвентарным номерам».
Сотрудникам отделов, у которых большие книжные фонды, помогают коллеги из других подразделений. В санитарный день библиотекари обновляют информационные таблички, афиши, объявления. Вообще это происходит постоянно и в обычные рабочие будни, но в санитарный день есть возможность уделить этому больше внимания.
Книжные фонды чистят как вручную, так и с помощью техники – специальных пылесосов, которые появились после обновления здания и внутренней начинки научной библиотеки в 2013 году. Помимо уборки, в этот день сотрудники библиотеки продолжают заниматься своей прямой работой, не связанной с посетителями.
Кстати, обратившись к истории вопроса, «БелПресса» выяснила, что в 1975 году появился документ, который регламентировал правила проведения санитарных дней в библиотеках. В 2004 году его отменили, но эти нормы продолжают действовать, так как не противоречат действующему российскому законодательству о библиотечном деле.
Санитарный день в библиотеке что это
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителя и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
А.Ю.Попова
19 июня 2020 года
3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
2.1. КОММУНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА
Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в библиотеках
Методические рекомендации
МР 3.1/2.1.0195-20
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю.Поповой 19 июня 2020 г.
Деятельность библиотек возобновляется на основании решения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и по предложениям, предписаниям главных государственных санитарных врачей Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
1. Перед открытием в помещениях библиотеки проводится влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств вирулицидного действия, разрешенных к применению в установленном порядке.
Система вентиляции очищается, проводится проверка эффективности ее работы.
2. Ограничиваются контакты между сотрудниками библиотеки разных отделов и функциональных групп, не связанных общими задачами и производственными процессами.
4. Ежедневно, перед началом работы библиотеки осуществляется контроль температуры тела работников библиотеки с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или признаками инфекционного заболевания.
5. Запрещается прием пищи на рабочих местах. Прием пищи осуществляется в столовой для сотрудников или специально выделенной комнате по заранее установленному графику с учетом соблюдения дистанции 1,5 метра.
6. При входе в библиотеку, а также на рабочих местах, в комнате приема пищи, читальных и компьютерных залах, иных мест возможного скопления посетителей, организовываются места обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, в том числе, с помощью установленных дозаторов.
7. Сотрудники библиотеки обеспечиваются запасом одноразовых масок и перчаток (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок и перчаток не реже 1 раза в 3 часа), а также кожными антисептиками для обработки рук.
8. Осуществляется контроль за использованием сотрудниками библиотеки при обслуживании посетителей и при работе с книгами и журналами защитных масок и перчаток.
9. Рекомендуется установка защитных экранов в местах взаимодействия с посетителями (стойки выдачи книг), а также в читальных и компьютерных залах между посетителями.
10. Предусматривается возможность выдачи книг без контакта с человеком, в том числе путем внедрения сервиса предварительного заказа, подтверждение получения книги читателем онлайн.
11. Ограничивается доступ посетителей в залы обслуживания для самостоятельного выбора изданий до отмены ограничительных мероприятий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
12. Организовывается прием книг после использования в короба (корзины), хранение осуществляется на специально отведенных полках, столах по возможности в отдельном помещении. Повторное использование возвращенных книг и журналов проводится через 5 дней.
13. Все издания, поступающие в библиотеку с целью комплектования фондов, в том числе в упакованном виде, хранятся в отдельном помещении и передаются для дальнейшей работы через 5 дней после получения (для посылок, бандеролей отчет хранения проводится с даты отправки).
14. В компьютерных залах проводится дезинфекция компьютерной мыши и клавиатуры после каждого посетителя. Используются одноразовые наушники.
15. Предоставление ручек и карандашей посетителям проводится через стойку выдачи книг с последующем возращением для дезинфекции.
16. Обеспечивается соблюдение социальной дистанции на расстоянии не менее 1,5 метра при нахождении посетителей и сотрудников, в том числе путем нанесения соответствующей разметки. По возможности необходимо открыть максимальное количество дверей внутри здания и между помещениями.
17. Рекомендуется организовать движение посетителей в читальных и компьютерных залах в одну сторону.
18. Посетители допускаются в помещения библиотеки при наличии гигиенической маски. Рекомендуется обеспечить возможность приобретения посетителями гигиенических масок и дезинфицирующих салфеток для обработки рабочих поверхностей и инвентаря.
19. Осуществляется сбор использованных масок и перчаток сотрудников и посетителей библиотеки в полиэтиленовые мешки с последующей утилизацией как ТБО.
20. Осуществляется ежедневная влажная уборка служебных помещений и мест общего пользования с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Работники, участвующие в уборке помещений, проходят инструктаж по применению дезинфицирующих средств.
21. Осуществляется влажная уборка с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия каждые 2 часа в туалетах, в том числе всех контактных поверхностей. Обеспечиваются в туалетах условия для соблюдения правил личной гигиены, устанавливаются дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук.
22. Осуществляется дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, поручней лестниц, перил, поверхностей столов, стульев, выключателей, оргтехники и т.д.
23. Осуществляется, при наличии условий и возможностей, проветривание не реже чем 1 раз в два часа помещений библиотеки.
24. Организовывается информирование посетителей и сотрудников библиотеки путем размещения текстовой и визуальной информации о необходимости соблюдения посетителями библиотеки мер по предотвращению распространения коронавируса. Необходимая информация размещается на официальных сайтах библиотек.
25. Запрещается прием пищи посетителями при нахождении в библиотеке (за исключением воды).
26. Исключается проведение в помещениях библиотеки массовых мероприятий.
Все проводимые мероприятия организовываются с учетом настоящих рекомендаций.
27. Иные виды деятельности (общественное питание, торговля и др.) в помещениях библиотеки осуществляются после принятия решений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации о возобновлении такой деятельности на территориях субъектов с учетом санитарно-эпидемиологических требований и рекомендаций, разработанных для осуществления таких видов деятельности в условиях рисков распространения заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19).