Санскара что такое в йоге

Значение слова «самскара»

Санскара что такое в йоге. Смотреть фото Санскара что такое в йоге. Смотреть картинку Санскара что такое в йоге. Картинка про Санскара что такое в йоге. Фото Санскара что такое в йоге

В индийской философии данный термин используется для обозначения отпечатков, оставленных в уме индивидуальными действиями или внешними обстоятельствами, и способных выявляться при любом благоприятном случае в будущем — даже в будущем рождении. Поэтому самскара означает зачатки наклонностей и импульсов из прошлого жизненного опыта и предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих реинкарнациях. Самскара представляет собой привычку или влияние прошлого на настоящее («родимые пятна прошлого»), проявляющееся как рефлекс, автоматизм, а также шаблон состояния.

В результате накопления схожих самскар формируются васаны, которые в свою очередь производят колебание ума (вритти). Колебание ума приводит к желаниям, а желания к действиям.

Самскара — место хранения кармы. Согласно Патанджали (автор «Йога-сутр»), доступ к самскаре возможен через чувственную память во время медитации. Патанджали подробно объясняет, как образуется карма и как от неё избавиться.

самскара

1. (в индуизме) ряд различных таинств, жертвоприношений и ритуалов, которые служат переходными обрядами и фиксируют различные этапы жизни индусов ◆ Также Гопала Бхатта Госвами составил книгу, в которой он собрал все вайшнавские самскары. И.А. Бережнова, «Йога для начинающих», 2009 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Санскара что такое в йоге. Смотреть фото Санскара что такое в йоге. Смотреть картинку Санскара что такое в йоге. Картинка про Санскара что такое в йоге. Фото Санскара что такое в йогеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова кумачовый (прилагательное):

Источник

Самскара, Васана, Вритти, Клеша.Вивека.

Самска́ра
или санкхара (санскр. संस्कार, saṃskāra; или пали सङ्खार, saṅkhāra) — бессознательные впечатления. Происходит от сам — сумма и каара — творец, делатель. Дословно означает «сумма сделанного делателем».

В индийской философии данный термин используется для обозначения отпечатков, оставленных в уме индивидуальными действиями или внешними обстоятельствами, и способных выявляться при любом благоприятном случае в будущем — даже в будущем рождении. Поэтому самскара означает зачатки наклонностей и импульсов из прошлого жизненного опыта и предыдущих рождений, которые должны развиться в этой или в следующих реинкарнациях. Самскара представляет собой привычку или влияние прошлого на настоящее («родимые пятна прошлого»), проявляющееся как рефлекс, автоматизм, а также шаблон состояния.

В результате накопления схожих самскар формируются васаны, которые в свою очередь производят колебание ума (вритти). Колебание ума приводит к желаниям, а желания к действиям.

Самскара — место хранения кармы. Согласно Патанджали (автор «Йога-сутр»), доступ к самскаре возможен через чувственную память во время медитации. Патанджали подробно объясняет, как образуется карма и как от неё избавиться.

Васана
(санскр. वासना, Vāsanā) (от vas — «придавать благоухание», «ароматизировать», «пропитывать запахом» или «пребывать», «проживать») — «впечатление», «предустановка», сила привычки, склонность к определенному поведению, термин в индуизме и буддизме, который означает действие потенциальных факторов в механизме кармы и сансары.

В системе санкхья васаны (склонности из прошлых жизней) и санскары (впечатления) находятся в буддхи и оживают в подходящих условиях.

Васаны сравниваются с веществом, которое окрашивает ткань, или ароматом который остается после удаления источающего его объекта.

В буддизме васана — это отпечаток, который действие оставляет в момент своего осуществления и который может послужить основой для осуществления последствий. Васаны способствуют бесконечному повторению аналогичного опыта и сансарному существованию.

Свами Сатьянанда Сарасвати описывает васаны как проявившиеся либо потенциальные желания, из которых состоит ум. Процесс накопления васан бесконечен и формирует тонкое причинное тело — васанадеха, причиной же их возникновения являются клеши. Несмотря на то, что тенденции ума создаются васанами, его действие направлено на служение пуруше.

Вритти
— модификации ума (согласно первому афоризму «Йога-сутр» Патанджали), связанные с эмоциональной вовлечённостью в какие-либо ситуации. Вритти — это ситуации омрачения разума.

Практика йоги призвана помочь адепту преодолеть тенденцию создавать такие модификации ума, которые препятствуют ясному пониманию, блаженству.

Корень слова «вритти» — тот же что у слов «вращаться», «обращаться».

Клеша
(санскр. क्लेश, kleśa, пали kilesa, «бедствие, страдание») – одно из фундаментальных понятий. Клеша обуславливает омрачение сознания, его загрязнение, аффект. Этим понятием обозначают эмоциональную окрашенность восприятия мира эгоцентрированным сознанием, мешающую ощущать мир таким, какой он есть в действительности.

Традиционно к ним относят так называемые Пять клеш: страсть, агрессию, неведение, гордость, зависть.

Винаяка означает триумф отсутствия власти эго над желаниями
Средство передвижения Винаяки — мышь (мушика — санскр.). Считается, что она передвигается в темноте, которая, в свою очередь, символизирует неведение. А Ганапати, соответственно, рассматривают как управляющего тьмой невежества.

Мышь также известна своим сильно развитым чувством обоняния (васаны). Основываясь на запахе, исходящем от объекта, мышь находит путь к нему. Внутреннее значение “васан” (кармических отпечатков в потоке ума) по отношению к человечеству заключается в наследовании “васан“, которые они приносят из своих предыдущих жизней. Васаны (унаследованные тенденции) и есть для людей «технические» причины следования карме в их нынешних жизнях. Васаны также означают желания. Без осознания этого значения, лежащего в основе господства Винаяки над невежеством и желаниями, люди просто не могут понять, как такое большое существо, как Винаяка, может ездить на такой крошечной твари, как мышь.

Винаяка означает триумф мудрости над невежеством и триумф отсутствия власти эго над желаниями. Винаяка имеет экстраординарную силу и мудрость различения (праджня). Но, самое главное, он полностью свободен от личного интереса и корысти — в Нём нет никакого следа личной заинтересованности, которая сковывает действие высшей природы в нас. Люди обычно не осознают, что их любовь основана на привязанности к тому, что им нравится, но это не присуще самим объектам, а заключается в “васанах” или тенденциях ума (самскара). Практика Ганапати даёт власть над чувствами, и именно это необходимо, чтобы серьёзно продвигаться далее по пути к освобождению.

Как говорят хинду, если вы хотите вести счастливую жизнь, свободную от неприятностей и затруднений, вы должны молиться Ганапати, удаляющему все препятствия. Не нужно идти ни в какой храм. Вигнешвара пребывает в каждом из вас в качестве ваших буддхи и виджняны.nandzed

Вивека.
@«Особенностью и красотой Ведического языка является то, что в самом имени, в самом слове уже содержится значение и суть слова.
Звук „ва“ означает „кажимость“, „то что кажется“, — одно из четырёх проявлений, по которым определяется явление Майи. Дословно „Майя“ означает „то чего нет“. Если это то, чего нет, чего не существует, то обнаружить это не представляется возможным. Но будучи „несуществующей“ Майя проявляет себя четырьмя различными способами. Змеи не существует в верёвке и „обнаружить отсутствие змеи“ не возможно, поскольку её там не существует. Но верёвка КАЖЕТСЯ змеёй и таким образом в верёвке „возникает“ или „обнаруживается“ то чего нет. Это свойство „кажимости“ Майи называется на Ведическом языке Виварт, и в слове Вивека, звук „ва“ указывает на него, — на „кажимость“
Звук „и“ означает динамизм, то что меняет, изменяет — это Ичха Шакти — импульс намерения. „Ви“ в „Вивека“ указывает на „кажимость динамизма“, „кажимость замысла или идеи“. Далее опять „ва“ — »кажимость». Звук «е» — это очень интересный звук. Для того, что бы произнести Ведический звук «е», нам нужно сложить губы так, как произносится звук «и», но произнести звук «а», тогда мы получим Ведический звук «е».
«Е» — это Крия Шакти — возможность действия, возможность творения чего либо. Это абсолют, который течёт в себе самом, оставаясь абсолютом. Крия Шакти — это созидательная сила всего мироздания. При этом звук «е» не является самостоятельным, как и Крия Шакти, которая существует только в присутствии Пуруша, Чистого Сознания. В сочетании с «ва» звук «е» образует «ве», что означает «кажимость творения».
Звук «ка» означает «кшара». Это коллапс. Это начало и конец. Это точка в которой всё схлопывается и одновременно, это точка из которой всё начинается. Точка являющейся безграничностью и безграничность являющаяся точкой.
Это нулевая точка равновесия всех противоположностей, точка суперсиметрии, где есть всё и где нет ничего. Полнота Пустоты и Пустота Полноты.
Таким образом «Вивека» — это то, где кажимость действия, намерения и кажимость созидательной силы мироздания исчезают и возникают одновременно, — это абсолютная различающая способность, которая видит действие в бездействии и бездействие в действии, проявленное в непроявленном и непроявленное в проявленном.»@

Источник

Здоровье и йога

Санскара что такое в йоге. Смотреть фото Санскара что такое в йоге. Смотреть картинку Санскара что такое в йоге. Картинка про Санскара что такое в йоге. Фото Санскара что такое в йоге

Риши Патанджали в первой главе « Йога сутр » чётко показал путь обуздания колебаний ума в результате настойчивой реализации двух основополагающих принципов йоги: абхьясы (регулярной практики) и вайрагьи (отрешённости).

Но что же лежит в основе возникновения данных колебаний ума?

Психология йоги утверждает, что каждый поступок или переживание оставляет след в нашем уме.

Те переживания, которые происходят от эгоистичных побуждений, укрепляют иллюзорную видимость эго, в то время как моменты преодоления эго усиливают тягу к духовному пути.

Самскара и васана

Носителями обоих процессов в психологии йоги являются отпечатки прошлых впечатлений – васаны. Каждая васана – это глубокий след, канва, которая склонна предопределять будущие стремления, желания и поступки. Это тенденции и наклонности, которые присутствуют в уме у каждого человека.

Васаны формируются в результате повторяющихся самскар – бессознательных впечатлений, полученных в результате влияния внешних обстоятельств или собственной деятельности, которые становятся основой новых действий.

Метафорически самскары можно представить в виде атомов, которые, объединяясь друг с другом, формируют «молекулы судьбы» — васаны.

Васаны ответственны за любую ментальную деятельность в уме и создают 5 видов типовых проявлений ума, о которых также упоминает Патанджали:

(1.6) pramana-viparyaya-vikalpa-nidra-smritayah

Пять типовых проявлений ума – это правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память

Кармический цикл выглядит следующим образом: желание > действие > самскара (впечатление) > васана (тенденция) > колебание ума (вритти) > действие

Классификация самскар

Каждая самскара условно может быть отнесена к одному из двух видов:

• приобретённая самскара – формирующееся впечатление на собственное эгоистическое действие или воздействие окружающей среды. Примером данной категории является эмоциональная реакция на собственное агрессивное поведение, положительные или отрицательные эмоции от просмотра художественного фильма.

Половая принадлежность, отождествление себя с искусственными социальными образами (юрист, русский, молодой и др.), моральные установки и т.п. также являются приобретенными самскарами

• врождённая самскара – скрытое впечатление, которое было сформировано в прошлых воплощениях и оказывает воздействие в данном воплощении на характер наших поступков.

Например, человек ни разу не получавших негативный опыт в этой жизни в результате общения с лошадьми, испытывает по отношению к ним страх и настороженность. Путём погружения в регрессивный гипноз или использования других технологий можно обнаружить, что в одном из прошлых воплощений этот человек упал с лошади и умер от тяжёлой травмы головы.

Исследования по регрессивному гипнозу хорошо освещены в литературе Майкла Ньютона – американского психотерапевта, изучающего феномен регрессивного гипноза

Все инструменты практики йоги направлены на постепенное осознание самскар и васан и нейтрализации их диктата на наше текущее воплощение.

Следующее за этим процессом устранением пяти типовых проявлений ума приводит садхаку к состоянию самадхи – осознания тождественности индивидуального сознания и сознания Абсолюта.

Глубинная психология йоги

Схематически место самскар и васан в психологии йоги можно изобразить следующим образом:

Таким образом, психология йоги с концепцией самскар и васан очерчивает глубокий и целостный взгляд на фундаментальные процессы, которые протекают в бессознательном уме каждого человека, не ограничиваясь временными рамками конкретной воплощённой жизни.

Источник

Словарь йоги. Самскара

Санскара что такое в йоге. Смотреть фото Санскара что такое в йоге. Смотреть картинку Санскара что такое в йоге. Картинка про Санскара что такое в йоге. Фото Санскара что такое в йоге

К арма. Очень популярное слово в современном мире, хоть оно и употребляется в самых различных контекстах, порой далёких от сути. Кто-то подразумевает под кармой судьбу, что не совсем верно. Карма в переводе с санскрита означает «действие». То есть карма — это действия, совершённые в прошлом. Cогласно ведической философии, именно они определяют наше настоящее и будущее. Поэтому когда речь идёт о карме, то в первую очередь следует понимать, что карма это не нечто прописанное нам кем-то свыше или какая-то роковая случайность. Карма — это то, что мы создали сами и за что неизбежно будем нести ответственность. Возникает вопрос: как формируется карма, где она хранится и по какому принципу проявляется? Для начала рассмотрим такое понятие, как самскара.

Самскара в переводе с санскрита означает «сумма сделанного деятелем». Опять-таки возвращаемся к действиям. Самскара — это информационно-энергетический отпечаток, который образовался в результате наших поступков. Где они хранятся? Местом хранения самскар является наш ум. После совершения тех или иных действий подобно семени они попадают в почву ума. Так образуется своего рода деформация ума. Она рано или поздно будет устранена путём переживания действия, которое мы совершили, но направлено оно уже будет против нас. Именно поэтому существует такое изречение: «Делай другим то, что хотел бы получить сам».

Итак, самскара — место хранения кармы. По какому принципу она действует? Совершая действие (при этом неважно, хорошее или плохое), мы создаём самскару, которая на подсознательном уровне приведёт вас в то место и время, где вы сможете пережить последствия своих же действий. Проще говоря, обругав кого-то утром, уже вечером вы потенциально можете попасть в ту ситуацию, где то же самое произойдёт с вами. Однако такой быстрый возврат кармы возможен лишь в том случае, если человек находится под влиянием энергии благости, когда карма возвращается быстро. Это позволяет человеку отследить причинно-следственные связи и тем самым корректировать своё поведение и мировоззрение.

Если же человек находится под влиянием энергии невежества — возврат кармы может растянуться на десятилетия, а то и вовсе на несколько жизней. Именно так и опровергается главный аргумент скептиков, которые утверждают, что закона кармы не существует, приводя в пример безнравственных людей, которые не получают никакого воздания. Причина именно в том, что эти люди находятся в гуне невежества, и самскары, которые хранятся в их умах, никуда не исчезают, а просто ждут своего часа.

Термин самскара можно также перевести как впечатление. Оно может быть как от совершённого действия, так и от условий окружающей среды. К примеру, ребёнок как губка впитывает поведение своих родителей, что также является самскарой. В процессе действия или переживания какой-либо ситуации ум человека видоизменяется. Именно это и приводит к образованию самскар. Согласно Патанджали, существует пять видов состояния ума. Об этом Патанджали пишет в сутре шестой главы первой. В переводе А. Бейли сутра звучит так: «Эти видоизменения суть правильное знание, неправильное знание, фантазия, пассивность и память». Ум человека в каждую минуту жизни пребывает в одном из пяти этих состояний, и каждое из них порождает возникновение самскар.

Как сказано выше, самскары могут проявляться как в этой жизни, так и в последующих. Реализация самскары происходит по следующему принципу: самскара порождает васану — тенденцию ума. К примеру, если существует такая самскара, как влечение к занятию спортом, то это породит соответствующую васану, проще говоря, привычку или интерес к спорту. Васана, в свою очередь, приводит к формированию вритти — колебаний ума. Вритти — это промежуточное состояние между возникновением тенденции и формированием желания или привязанности. Через вритти порождается мотивация к действию. А дальше круг замыкается: действие вновь порождает впечатление (самскару), а впечатление снова запускает цикл, который ведёт к формированию желания.

Именно поэтому во многих дхармических религиях говорится, что желания приводят к страданиям, потому что желания в полной мере невозможно удовлетворить именно из-за вышеуказанной причины. В случае примера со спортом подобная самскара может быть сильным кармическим отпечатком из прошлых воплощений. Либо эта самскара могла быть обретена в детстве благодаря копированию поведения родителей. Но чаще всего обе причины присутствуют одновременно, и ребёнок перенимает то, к чему у него уже есть личная предрасположенность в силу наличия той или иной самскары.

Как нейтрализовать самскары? Стоит сразу отметить, что просто их устранить без каких-либо последствий невозможно. Это противоречит закону кармы. Последствия всего, что человек совершил, он должен пережить в той или иной форме. Всё, что нам доступно, — это ускорить процесс возврата кармы и смягчить проявление негативной кармы. Это достигается путём практики йоги, когда человек меняет качество своей энергии и в том числе находится под влиянием гуны благости.

Также негативную карму можно пережить путём практики аскез. Если практиковать различные самоограничения и аскезы на коврике, то какие-то негативные события в жизни можно сгладить или вообще нейтрализовать. Но здесь важно проявлять здравомыслие. Аскеза должна быть разумной. Практики, ведущие к разрушению тела и психики, не являются йогическими. Йога — это обретение здоровья на трёх уровнях: физическом, психическом и духовном. И развитие должно быть гармоничным во всех трёх направлениях.

Санскара что такое в йоге. Смотреть фото Санскара что такое в йоге. Смотреть картинку Санскара что такое в йоге. Картинка про Санскара что такое в йоге. Фото Санскара что такое в йоге

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.

Источник

Самскары – родимые пятна прошлого

Санскара что такое в йоге. Смотреть фото Санскара что такое в йоге. Смотреть картинку Санскара что такое в йоге. Картинка про Санскара что такое в йоге. Фото Санскара что такое в йоге

«Kак преобразовать самскары? Их присутствие в жизни многих из нас сильно тормозит развитие. Чувствуешь себя машиной на резиновом проводе – газуешь и… откатываешься в исходную точку. Можете поподробнее на эту тему рассказать ». Вот такой вопрос был задан в одном из комментариев. Тема эта интересная, попробую рассказать немного больше, чем ответила в комментарии.

Важной доктриной учения индуизма является вера в перевоплощение душ. Индуизм признает душу вечной. Однако после смерти тела душа рождается в другом теле, но с собой она приносит «ментальные впечатления», оставленные в уме индивидуальными действиями или внешними обстоятельствами, которые должны развиться в этой или в следующих реинкарнациях. Эти «ментальные отпечатки», эти «родимые пятна прошлого», называются самсарами.

В результате накопления схожих самскар формируются васаны, и из тех и других формируется цикл кармы.

Каждая васана – это глубокий след, канва, которая склонна предопределять будущие стремления, желания, поступки, ощущения, это тенденции или наклонности, сформированные бессознательными впечатлениями (самскарами). Образно самскары можно представить в виде атомов, которые, объединяясь друг с другом, формируют «молекулы судьбы» – васаны.

При накоплении схожих самскар формируются васаны, которые в производят колебание ума (вритти). Колебание ума приводит к желаниям, желания к действиям, действия и ответ на них формирует карму. Самскары являются местом хранения семян кармы.

Самскары проявляются во всех наших основных чертах характера, наклонностях, интересах, привязанностях и антипатиях. Они толкают нас на большинство наших поступков, сильно влияют на то, кем мы станем в этом воплощении. Ярко выраженные действия в текущей жизни человека указывают на большое количество воплощений, где он много раз повторял то или иное действие, записывая самскары и углубляя васаны.

Самскары делятся на приобретенные и врождённые. Врожденные были сформированы в прошлых воплощениях и оказывают воздействие в данном воплощении на характер наших поступков, например, типа боязни чего-то. При регрессивном гипнозе удается выяснить — что случилось в прошлых жизнях, откуда взялась определенная боязнь. Эта техника хорошо описана в книгах Майкла Ньютона, типа «Путешествие души», «Предназначение души», «Жизнь между жизнями».

Душа по закону кармы («закон действия и воздаяния») переходит из тела в тело бесчисленное количество. При очередном воплощении развиваются определённые самскары (впечатления, отпечатки) от любых совершаемых действий, как на физическом, так и на умственном уровне.

Самскары откладываются в тонком теле (линга-шарире). hЭто тонкое тела тоньше чем физическое тело, но грубее чем душа.

В линга-шарире самскары переносятся в следующую жизнь, формируя единственную в своём роде психо-физическую природу человека, определяя его наклонности и желания, определяя его карму.

После смерти тела душа, находящаяся в нем, наследует результат взятых в совокупности своих бывших поступков и намерений.

О разных видах йоги можно почитать интересную и легкодоступную книгу «Четыре йоги» Свами Вивекананды.

Все практики йоги направлены на постепенное осознание самскар и васан и нейтрализации их действия на наше текущее воплощение.

Патанджали (автор «Йога-сутр») утверждал, что доступ к самскаре возможен через чувственную память во время медитации.

Ниже я опишу одну из многих техник трансформации самскар (автор Бо Форбс (Bo Forbes ).

Семь ступень для трансформации самскар.

Шаг первый: Санкальпа (Sankalpa, Намерение)

Создание здоровой самскары начинается с санкальпу (намерение) – это призыв к пробуждению. Санкальпа объединяет наш разум с теми более глубокими частями нас, к которым очень трудно получить доступ.

Сознательное использование санкальпы – это убедительный способ передать то, что мы хотим, нашим эмоциональным и духовным телам.

Многие знакомы с санкальпой из занятий йога – нидрой, Там как раз в начале занятия просят выбрать себе санкальпу, и она не должна быть привязана к материальному, это должно быть что-то возвышено-отстраненное. Можно выбрать просто осознанное дыхание, ненасилие, или аспект, который вас лично трогает больше всего. На этом и нужно концентрироваться, это упорядочивает наши внутренние ресурсы и приводит их в соответствие с энергией перемен. Санкальпа действует как направляющая сутра, или «нить», которую мы плетем на протяжении всей нашей практики йоги на ковре и вне его.

Шаг второй: Тапас (Tapas, Интенсивность)

Тапас – это интенсивность, которая зажигает наш психологический процесс и помогает поддерживать дисциплину, необходимую для перемен. Однако интенсивность сама по себе может быть формой негативной самскары, поэтому важно, чтобы тапас был смягчен разумом.

Тапас – эта энергия, которая раздувает пламя осознания, раскрывая нашу внутреннюю мудрость. Эта энергия сохраняется и концентрируется внутри нас всякий раз, когда нам удается воздерживаться от повторения определенной самскары,

Частично мы создаем тапас, совершая ежедневную «работу» нашей практики самскары. Этот тип работы может варьироваться от ежедневной физической практики асан, до пробуждения раньше обычного, медитации, записи в дневнике или практики йоги.

Мы также генерируем тапас через воздержание от негативных мыслей, эмоций и поведения. Это включает в себя поддержание бдительности вокруг наших самскар и воздержание от их притяжения. Постоянное возобновление нашей приверженности изменению самскар создает запас тапаса, которым мы можем пользоваться, когда нам это необходимо, и в конечном итоге это пробуждает истинное Я.

Но как только мы вступили в отношения с тапасом, как мы воздерживаемся от повторения молниеносных ответов, которые активируют старые самскары? Читаем об этом дальше:

Шаг третий: Шани (Shani, Замедление)

Самскары инстинктивны и могут быть активированы в мгновение ока. Но импульсивная реакция только усиливает самскары, делая их еще более неотразимыми. Подобно тому, как первоклассные спортсмены смотрят замедленное воспроизведение видео, чтобы определить характер движения и улучшить производительность, шани (медлительность) может увеличить интервал между импульсом и действием. Это позволяет лучше размышлять, помогая нам определить, происходят ли наши действия от старых самскар. Проще всего понять описание этого процесса можно на описании выполнения асаны Downward-Facing Dog Pose (поза собаки, обращенной мордой вниз).

Допустим, вы гибки в плечах и верхней части спины, но жестки в нижней части спины и подколенных сухожилий. Инстинктивно вы можете использовать нашу гибкость и толкать плечи, верхнюю часть спины и ребра как можно ниже, сохраняя при этом нижнюю часть спины и подколенные сухожилия спящими. Замедление и удержание позы дольше может заставить вас осознать эту модель движения. Затем вы можете поднять плечи, чтобы разбудить нижнюю часть спины и подколенные сухожилия и исследовать, что там происходит.

Сначала мы можем столкнуться с напряженностью или сопротивлением. Это хорошо, потому что неприятные ощущения часто приводят нас к богатому материалу. Мы могли бы узнать о наших физических моделях движения или о воспоминаниях или эмоциях, запертых в наших узких местах.

Вот такой подход и нужно использовать в нашей жизни. Когда мы замедляемся, мы начинаем интуитивно понимать, где изменения являются наиболее подлинными и уважают нашу глубину. Мы начинаем смотреть в себя, чтобы развивать понимание.

Шаг четвертый: Видья (Vidya, Осознание)

Видья (осознание или ясное видение) – это то, что направляет наши взгляды на параллельные внутренние миры анатомии, психологии и духа, где лежат корни самскары.

Видья помогает нам распознавать наши мысли, поведение и движения как самскару, и задаваемые себе вопросы меняются от «Почему это происходит со мной?» на более проницательные типа «Что этот шаблон говорит мне?».

Однако интеллектуальное понимание, которое не выходит за пределы разума, редко приводит к изменениям. Поскольку тело содержит наш эмоциональный интеллект, оно может не ассимилировать понимание. Йога действует через тело, поднимая видью на еще более глубокие уровни. Через йогу мы объединяем и испытываем физически и эмоционально то, что мы интеллектуально знаем, чтобы быть правдой.

Но даже понимания недостаточно, чтобы вырваться из старых самскар. Обычно есть момент, когда мы готовы измениться, но оказываются в плену невидимой силы. Что это за невидимая сила? Почему это парализует нас, настолько безумно, именно тогда, когда мы готовы двигаться вперед?

Шаг пятый: Абхайя (Abhaya, Бесстрашие)

Приманками старых самскар является вера в то, что «Дьявол, которого вы знаете, лучше, чем тот, кого вы не знаете». Мы склонны предпочитать знакомое неизвестному.

Поэтому то, что мы уже знаем и испытали (старые самскары) нам роднее, они, подобны волшебнику, завораживает нас бесконечными повторениями рисунка, полировкой его углубления, в то же время ловко скрывая страхи, потребности и убеждения, которые лежат под ним.

Смена самскары требует абхайи (бесстрашия). Абхайя помогает нам встретиться с неизвестным. Например, когда мы разрываем разрушительные отношения, мы можем беспокоиться о том, чтобы найти кого-то другого. Однако, не отвлекаясь на отношения, мы сталкиваемся с более глубокими проблемами, такими как чувство стыда или бесполезности, которые, возможно, привели нас к отношениям в первую очередь. Благодаря абхайе мы учимся терпеть неприятные ощущения, такие как горе, позволяя им пройти, не прибегая к комфорту старых самскар.

Шаг шестой: Даршана (Darshana, Видение)

После того как мы проверили корни наших шаблонов, мы должны наконец создать новую самскару. Для этого нам нужно представить, как это может выглядеть. Это момент, когда даршана (видение) вступает в игру. Когда мы создаем видение для нашей новой модели, мы должны дать ей жизненную силу, более жизненную, чем старая. Нам нужно убедить себя, что это реально. Мы используем наши чувства и эмоции, чтобы воплотить его в жизнь – как это выглядит, пахнет или ощущается? Чем больше мы визуализируем (и ощущаем) новую модель, тем более реальной и убедительной она становится.

Занимаясь хатха йогой, мы создаем пространство в теле во время этого занятия, мы генерируем свободу в уме. Эта свобода может зажечь наш творческий потенциал, помогая нам найти неограниченный выбор более здоровых моделей поведения.

Эффективней всего в Савасане (Шавасане) (позе трупа) создать память о свободе и пространстве в ранее напряженных психических, моциональных и физических местах. Эта память – образец свободы и обширного видения, лежащих в основе преображения самскары.

При запуске новой модели или во времена стресса, приманка старых моделей самскар является самой сильной. Абхьяса (практика) помогает сделать нашу новую самскару более мощной, чем старая, чем больше мы укрепляем новую канавку, тем сильнее она становится.

Понимание того, что может вызвать рецидив, и повторное посвящение себя нашей практике удерживают нас от отступления. Сейчас самое время спросить: «Как моя практика может быть более размышляющей? С чем мне нужно работать? Что заставляет меня войти в штопор?»

Каждый элемент переписывания самскар основывается на предыдущем и нанизывается как бусинки на малу (четки для медитации), становясь инструментом для духовной практики.

Открывая новый путь

Все узоры, даже самскары, представляют порядок. Когда мы оставляем старый образец, мы входим в лиминальное пространство – бардо (тибетский термин). Как пространство между выдохом и следующим вдохом, это место созрело с неограниченными возможностями для новых выборов.

Мы часто сопротивляемся новым образцам из-за страха потерять идентичности, которые мы так тщательно выстроили. И это правда, что когда мы меняем давнюю модель, мы переживаем своего рода перерождение. Это перерождение намекает на новое воплощение, более развитую версию личности. Однако улучшение нашей самскары приближает нас к нашей истинной природе, которая является целью йоги.

В общем, изменение самскары – это постоянная работа по уничтожению наших негативных паттернов, чтобы осветить чистоту души. Как алхимики в нашей собственной трансформации, мы постоянно совершенствуем и направляем нашу самскару в более здоровый дизайн.

Хорошая новость заключается в том, что способность изменять наши модели (как только мы сеем семена) – является самогенерирующей, самоподдерживающейся и самообновляющейся. Когда мы достаточно терпеливы, чтобы облегчить органический процесс самскары, чтобы почтить его внутренний звук и медленный ритм, изменения просто происходят.

И это радость – ощутить вкус награды за всю эту тяжелую работу в ее естественной форме, сладость, которая возникает из-за того, что долгий труд и подготовка приносят свои плоды.
(окончание описание практики Бо Форбс (Bo Forbes ).

А вот что говорит Свами Шивананда о взаимодействии самскар:

«Подобно разным энергиям, самскары помогают или мешают друг другу. Например, вы видите человека с серьезной болезнью и когда в вашем сердце возникает чувство милосердия, все самскары ваших предыдущих милосердных действий объединяются и вынуждают вас служить этому больному человеку и помогать ему.

Точно так же все самскары благотворительных действий выходят на поверхность сознательного ума, когда вы видите человека в серьезном бедствии и в стесненных обстоятельствах, и они вынуждают вас помочь этому человеку. Вы начинаете делиться с ним своим физическим имуществом.

Когда одна самскара или добродетельное действие вступает в игру, может появиться другая самскара другой природы и встать на пути ее выполнения. Это борьба между добродетельной и порочной самскарой.

Вот такой небольшой обзор темы самскар. Много ли можно сделать для уменьшения их влияния на нашу жизнь. Немного. Но делать нужно!

Запись на консультацию по здоровому образу жизни в соответствии с аюрведой производится на странице «Консультации».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *