Сапсан в честь чего назван

«Сапсан» попал в книгу рекордов Гиннеса

Российский скоростной электропоезд «Сапсан» назван в честь гордого представителя семейства соколиных, которого орнитологи именуют Falco peregrinus. Сокол сапсан считается одной из самых быстрых птиц в мире, ведь при нападении хищник развивает скорость до 300 км/ч.

—> Подвижной состав разработан компанией Siemens специально для России. «Сапсан» имеет ряд конструктивных отличий от своего европейского собрата. Его воздухозаборники вынесены на крышу, поезд способен работать при температуре воздуха до минус 50 градусов, а салон российского «Сапсана» шире стандартного европейского почти на 30 см, что связано с шириной российской железнодорожной колеи и, соответственно, габаритом подвижного состава.

• Сдвоенный «Сапсан» из двадцати вагонов, курсирующий на полигоне Октябрьской дороги между Санкт-Петербургом и Москвой, представители Книги рекордов Гиннеса признали самым длинным высокоскоростным поездом в мире. Его длина – 500 м 78 см. Рекорд был зафиксирован и нотариально заверен в соответствии с установленными правилами – в присутствии членов независимой комиссии, которая собралась в депо по обслуживанию скоростных и высокоскоростных поездов Металлострой. Замеры производили специально аттестованные для этой процедуры сотрудники Октябрьского центра метрологии с помощью эталонной измерительной рулетки.

За один рейс «Сапсан» способен перевозить около тысячи пассажиров. Таким образом, поезд берёт на борт в два раза больше пассажиров, чем одиночный.

• Высокоскоростной поезд «Сап­сан» в ходе испытаний установил новый рекорд скорости на российских железных дорогах. На участке Окуловка – Мстинский Мост Октябрьской железной дороги состав развил скорость 281 км/ч, что на 10% превышает максимальную эксплуатационную. Рекорд был установлен при испытаниях ходовой части и электрических систем.

Источник

Поезд «Сапсан»

«Сапсан» – это сверхскоростной поезд производства фирмы «Сименс», приводимый в движение с помощью электричества. Он был закуплен акционерным обществом «РЖД» для осуществления скоростных перевозок пассажиров по территории РФ. Свое название поезд получил по имени сокола-сапсана.

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

Однако этим планам не суждено было сбыться. После смены руководства ОАО «РЖД» и прихода к власти в компании Владимира Якунина в договор были внесены существенные корректировки. Так, количество приобретаемых поездов снизилось до 8 единиц, а сумма контракта – до 600 миллионов евро. Согласно новым условиям производством поездов должна заниматься исключительно немецкая фирма, а его выполнение и поставка заказчику должна была произойти до конца 2010 года. Кроме того, предусматривалось сервисное обслуживание поездов сроком до 30 лет или пробегом до 14 миллионов километров.

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

Данные поезда планировались для замены на железнодорожных магистралях устаревших скоростных локомотивов ЭР-200, находившихся в эксплуатации с 80-х годов прошлого века.

Согласно условиям контракта, подписанного российским и немецким предприятиями, планировалась поставка поездов 2-х типов:

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

Для создания этих железнодорожных веток японские металлурги (фирма «Nippon Steel») поставили России рельсы общим весом более 20 тысяч тонн.

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

«Сапсан» очень быстр. Он способен перевозить пассажиров со скоростью 350 км/ч, но в России его скорость искусственно ограничивается до 250 км/ч. В будущем на отдельных участках РЖД планируется разрешить составу двигаться со скоростью 330 км/ч. В составе 10 вагонов, которые вмещают 554 пассажира и их багаж. Вагоны сделаны из алюминия.

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

Свой первый рейс между Санкт-Петербургом и Москвой «Сапсан» осуществил в июле 2009 года, а уже с декабря этого года он начал производить регулярные перевозки.

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

История «Сапсана» насчитывает всего одно десятилетие, однако за это время эти поезда уже успели себя зарекомендовать. По достоинству оценив их качество, ОАО «РЖД» в декабре 2011 года заключило с компанией «Siemens» новый договор на поставку еще 8 поездов «Сапсан» (проекта «Velaro RUS»). Стоимость контракта, включающая в себя поезда и их техническое обслуживание, составила 600 млн. евро.

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

Первый поезд по новому контракту был поставлен российской железной дороге 3 декабря 2013 года. К августу 2014 года 12 составов «Сапсан» осуществляли пассажироперевозки по территории России.

Источник

7 Фактов

Интересные факты обо всём на свете

Интересные факты о сапсане

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

Сапсан – самая быстрая хищная птица в мире. Скорость полёта сапсана достигает 320 км\ч. Наивысшая зафиксированная скорость – 389 км\ч. Именно поэтому в честь этого пернатого хищника назвали сверхскоростной поезд-экспресс, курсирующий по маршруту Москва-Санкт-Петербург. Сапсан летит на дичь с такой скоростью, что может в прямом смысле оторвать голову крупной добыче. Латинское название сокола-сапсана – Falco peregrinus. Есть и другие интересные факты о сапсане.

Сапсан – ближайший родственник орлов, кречетов и соколов. Но распространён он куда лучше своих сородичей. Только в Антарктике, Монголии, Аравии, Западной Африке и Амазонии сапсаны не живут. Как малочисленный вид, птицы сапсаны занесены в российскую Красную Книгу. В настоящее время, действует международная конвенция, запрещающая торговать этими крылатыми охотниками по всему миру. Мы собрали для вас самые необычные и удивительные факты про сапсанов.

7фактов о птице сапсане

Топ-3: самые интересные факты о сапсане

Малоизвестные факты про сапсана

Сапсаны издревле страдали от отлова для приручения и использования на охоте. И без того немногочисленная популяция сильно пострадала, когда началось широкомасштабное применение ядохимикатов. В результате сапсаны попали в красную книгу.

Сейчас применение пестицидов ограничено. Отлов и продажа сапсанов запрещены. Численность птиц начинает медленно расти. Оказавшиеся на грани исчезновения сапсаны теперь считаются видом с наименьшим риском, хотя в некоторых регионах они всё ещё занесены в местную Красную книгу.

Источник

Десять технологических секретов «Сапсана». Факты, которые неизвестны рядовым железнодорожникам

Даже спустя 12 лет после появления высокоскоростных поездов на сети «Российских железных дорог» «Сапсаны» еще могут удивлять

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

В начале сентября в депо Металлострой прибыл первый из тринадцати новых «Сапсанов», составляющих третью партию высокоскоростных поездов. Договор на её поставку был заключён ОАО «РЖД» и Siemens в 2019 году. После дооборудования и окончательной настройки в депо новый поезд отправится на сертификационные испытания и выйдет на маршрут уже летом 2022 года. Сегодня мы расскажем вам об уникальных особенностях этих поездов.

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

1. Родом из Германии

2. Инновации для России

При создании «Сапсана», получившего европейское название Velaro RUS, исходная платформа претерпела множество изменений и доработок. Начиная с того, что габариты поезда увеличились с учётом большей ширины колеи (1520 мм вместо 1435 мм), благодаря чему салон стал шире стандартного почти на 30 см, и заканчивая разработкой новых систем вентиляции и охлаждения. Также при усовершенствовании удалось сократить нагрузку на каждую колёсную пару, повысить коэффициент сцепления при ускорении и улучшить ходовые качества.
В конструкции поезда используются многочисленные специальные материалы, лучше подходящие для суровых российских условий эксплуатации. В частности, они применяются в оптимизированной и более эффективной электросистеме, которая отличается сниженными потерями энергии за счёт меньшего числа этапов её преобразования.
В каждом головном вагоне «Сапсана» устанавливается отечественная автоматическая сцепка са-3. В случае неисправности контактной линии поезд можно будет вытянуть любым тепловозом.
В целом по результатам разработки «Сапсана» оформлено более 60 патентов, зарегистрированных в Европе, Казахстане, России и Украине. Например, запатентован даже специальный профиль поверхности железнодорожного колеса, снижающий контактное давление при взаимодействии с рельсом. Патентообладателями являются ОАО «Российские железные дороги» и Siemens AG.

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

3. Надёжность и морозостойкость

Умеренно-континентальный климат европейской части России предъявляет повышенные требования к характеристикам поезда. В числе прочего «Сапсан» должен без ограничений работать при температуре воздуха от –40 до +40 °C. Для выполнения этого условия при изготовлении элементов крепления, уплотнителей и пластиковых деталей используются особые материалы. А зимой воздух, охлаждающий компоненты тягового электропривода, забирается с помощью воздушных каналов крыши с защитным поддоном, сконструированных специально для Velaro RUS.
Повышенная надёжность «Сапсана» также обеспечивается распределением тяговой системы по всем вагонам и размещением двух моторных установок в разных половинах поезда. Трёхфазные асинхронные электродвигатели мощностью 8 тыс. кВт требуют минимум техобслуживания. Для движения поезду достаточно работы трёх из четырёх блоков двигателей, чтобы в случае выхода из строя одного из них достичь пункта назначения с 75%-ной тягой.
Электросистема переменного тока допускает разъединение цепи, при котором поезд сможет продолжить движение за счёт одной из двух частей системы, а при отказе одного токоприёмника постоянного тока можно использовать второй на том же вагоне. Материалы компонентов электросистемы позволяют ей работать при температуре воздуха –50 °C.

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

Фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

4. Продвинутая электроника

Система электронного управления поезда оценивает и контролирует состояние «Сапсана». В её работе задействована коммуникационная сеть, объединяющая в себе две отдельные подсистемы: общую для состава и многофункциональную вагонную. С их помощью реализован бесперебойный обмен данными между оборудованием. Также используются усовершенствованные отечественные разработки: обеспечивающее безопасность движения устройство КЛУБ-У и система технологической радиосвязи.
При этом все технические модули распределены по составу равномерно и смонтированы в подвагонном пространстве.
Третий по счету вагон от головного является трансформатором переменного тока для всего поезда, а четвертый – преобразователем напряжения. В пятом вагоне установлена мощная аккумуляторная батарея.

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

5. Экономичные тормоза

«Сапсан» оборудован системой рекуперативного торможения, снижающей энергозатраты и механический износ. Такое торможение позволяет возвращать в электросеть ток, вырабатываемый двигателями, работающими в режиме генераторов.
Переключение тормоза с электродинамического на пневматический режим автоматизировано. Также все вагоны оснащены механическими стояночными тормозами с пружинными накопителями энергии.
Каждый вагон оборудован емкостью с морским песком. Он высыпается прямо под колеса если сцепление с рельсами ослабевает, например в условиях гололеда на путях.

6. Работа в полный рост

Российский регламент требовал обеспечить машинисту возможность работать стоя, если время в пути превышает три часа, чего не предусматривали поезда Siemens до создания Velaro RUS. Поэтому кабину изменили, увеличив пространство так, чтобы составом мог управлять машинист ростом 190 см. Благодаря этому нововведению в ней также могут одновременно находиться два человека.

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

Фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

7. Первенство и новаторство

«Сапсан» стал передовым российским поездом не только в технической части, но также и во многих других областях, а его опыт затем распространялся на другие поезда. Именно в нём впервые стал действовать полный запрет курения. Он стал первым поездом, за опоздание которого можно получить компенсацию. В нём стоимость проезда начала регулироваться специальной Системой динамического управления тарифами и стимулирования спроса (ДУТИСС), отвечающей за ценообразование. Перед поездкой в нём впервые для российских поездов стало необходимым пройти предварительный бесконтактный досмотр, как перед посадкой на самолёт. На его борту появилась беспроводная локальная сеть Wi-Fi. Кроме того, «Сапсан» стал первым отечественным поездом, у которого есть собственные аккаунты в социальных сетях.

В 2014 году полукилометровый «Сапсан» попал в книгу рекордов Гиннеса как самый протяжённый высокоскоростной поезд в мире. Длина сдвоенного состава из 20 вагонов, курсирующего между Санкт-Петербургом и Москвой, составила 500 м 78 см. Рекорд был зафиксирован и нотариально заверен в присутствии членов независимой комиссии после замеров с помощью эталонной измерительной рулетки. Пассажировместимость 20-вагонного поезда достигает 1050 человек.

Сапсан в честь чего назван. Смотреть фото Сапсан в честь чего назван. Смотреть картинку Сапсан в честь чего назван. Картинка про Сапсан в честь чего назван. Фото Сапсан в честь чего назван

Фото: Сергей Гусев / Пресс-служба ОАО «РЖД»

9. Обновления для пассажиров

В 2020 году «Сапсан» стал лауреатом XI ежегодной премии «Права потребителей и качество обслуживания» в номинации «Железнодорожные перевозки». Он получил признание за развитие предоставляемого сервиса и совершенствование услуг на борту.
Премия по итогам голосования экспертного совета и выбора потребителей присуждена обновлённому поезду, вышедшему в рейс в конце 2019 года, модернизация которого опиралась на пожелания пассажиров. Главные нововведения коснулись интерьера и удобства для путешественников: в каждом кресле установили розетки для зарядки мобильных устройств и USB-разъёмы, яркость освещения стала регулироваться в зависимости от времени суток, в вагонах установили кулеры с питьевой водой, а также заменили обивку, чехлы кресел и оконные шторы.

10. Скоростной потенциал

Максимальная конструкционная скорость «Сапсана» зафиксирована на уровне 300 км/ч. При этом для самой платформы Velaro она достигает 350 км/ч (в частности, у испанской модификации Velaro E).
На отечественных железных дорогах скорость «Сапсана» ограничена 250 км/ч из-за особенностей инфраструктуры. Однако во время предэксплуатационных испытаний в мае 2009 года на линии Москва – Санкт-Петербург он разогнался до рекордных 290 км/ч. Поэтому поезд обладает потенциалом для ускорения движения, хотя и сейчас он позволяет преодолеть 645-километровый маршрут с несколькими остановками между двумя крупнейшими городами страны всего за 3 часа 45 минут. При этом на большей части пути его скорость не превышает 200 км/ч.
Кстати, сокол-сапсан, являющийся быстрейшей птицей, во время пикирования способен разогнаться до 322 км/ч. И, возможно, его железнодорожный тёзка однажды перегонит своего побратима.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Источник

Интересные факты о поезде Сапсан

Свое название поезд «Сапсан» получил в честь хищной птицы — сокола-сапсана.

Сапсан по праву называется самой быстрой птицей в мире — во время пикирования хищник разгоняется до 322 км/ч!

От своего «небесного крестного» поезд пока отстает — максимальная скорость «Сапсана» достигает 250 км/ч. Он способен ехать еще быстрее — до 350 км/ч. После модернизации планируется увеличить скорость движения поезда на отдельных участках до 330 км/ч.

День высоких скоростей

Регулярное движение поездов «Сапсан» между Санкт-Петербургом и Москвой началось 17 декабря 2009 года. Эта дата стала не только «днем рождения» «Сапсана», но и получила второе название — День высоких скоростей.

Самые быстрые поезда — утренние «Сапсан» «Санкт — Петербург — Москва» и «Москва — Санкт-Петербург». Они преодолевают расстояние между двумя столицами за 3 часа 40 минут. Ежегодно 17 декабря на вокзалах, откуда отправляется и прибывает «Сапсан», устраиваются праздничные мероприятия.

Вагоны и локомотивы «Сапсана» разработаны компанией Siemens AG специально для России и получили маркировку Velaro RUS.

Длина каждого поезда «Сапсан» из 10 вагонов составляет 250 м. Поезд рассчитан на 538 пассажиров. В 2014 году появится новый «Сапсан»: поезд, состоящий уже из 20 вагонов, появится на маршруте Санкт-Петербург — Москва.

В «Сапсане» не курят

Именно «Сапсан» стал первым поездом в России, где полностью запрещено курить. Первые некурящие пассажиры, купившие билеты на «Сапсан», были приятно удивлены. Позднее это правило распространилось на поезда «Allegro» и «Ласточка».

С 1 июня 2014 года курение запрещено во всех поездах дальнего следования.

Досмотр, как в аэропорту

«Сапсан» стал первым поездом в России, сесть на который нельзя без предварительного досмотра. Он касается как багажа, так и самих пассажиров поезда.

«Сапсан» стал первым поездом, на борту которого появился wi-fi.

Для пассажиров бизнес-класса услуга бесплатная — еще один приятный повод купить билеты на «Сапсан». Те, кто путешествуют эконом-классом, пользуются wi-fi по специальной карте доступа.

Существует серия из 5 мультфильмов «Сапсанчик и его друзья». Кроме того, у поезда «Сапсан» есть собственный блог и аккаунт в Twitter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *